Что едят в монастырях

Что едят монахи в монастырях?

что едят в монастырях

» Прочее »

Вопрос знатокам: Что едят монахи православные? Сколько раз в день и что едят монахи ?

С уважением, Кирилл Девятаев

Лучшие ответы

. m/watch?v=ac1nZMZq0XM . m/watch?v=N5VN7jku7-c . m/watch?v=eLov0oTINKM . m/watch?v=fDZxe_SVVgc . m/watch?v=zOPazsGI6g0

. m/watch?v=Oj3SNrVy8ag&feature=related — это ОЧЕНЬ вкусно!

Отвечу анекдотом: сидит поп в келье и жрет мясо в пост. Один прихожанин спрашивает, батюшка, на дворе всдь пост, а вы свинину едите?? ? А поп ему, » Да храни ее господь! » И свининой на вилке его перекрестил

К предыдущему ответу — богохульство ни к чему.
У монахов 200 дней в году посты. И в пост и помимо они едят скромню и немного. При крупных монастырях свои пашни, пруды и пасеки. Все что выращенно употоребляется в пищу. Мясо монахи не едят.

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

В монашестве человек приносит Богу обеты, это очень серьезный шаг, обратного пути уже нет. Чтобы не произошло ошибки, человека длительное время испытывают. Для этого в монастыре есть несколько степеней монашеской жизни, это последовательное восхождение к монашеству, вот они:

Первый чин – это трудник, человек, который просто приехал познакомиться с монастырем, поработать во Славу Божию, то есть бесплатно, не за деньги. Он не берет на себя никаких обязательств, он всегда может вернуться в мир, и в этом не будет никакого греха. Трудник просто живет согласно распорядку монастыря, выполняет послушание, то есть работает там, где его благословит монастырское начальство. Монастырь соответственно предоставляет ему жилье (общежитие) , еду и все необходимое.

Второй чин – это послушник, т. е. человек, который изъявил желание стать монахом, написал прошение о приеме в братию. Если Игумен видит, что у человека намерения серьезные, то его зачисляют в братию монастыря (вносят в списки братии) , выдают ему подрясник, и он начинает проходить испытательный срок.

Время этого срока не определено, кого-то постригают раньше, кого-то позже, это зависит от меры внутренней готовности человека к монашескому подвигу. Но обычно период послушничества длится несколько лет.

Послушник еще может отказаться от своего намерения и вернуться в мир, это не возбраняется, но и не приветствуется.

Следующий чин – монашество. Тут уже приносятся обеты, обратной дороги нет. Измена обетам – это измена Богу. Раньше расстригу даже на кладбище не хоронили, хоронили за оградой, как самоубийцу.

ну типа как лейтенант от полковника.

Монах выше. Послушник ещё не принял постриг. Он может оставить монастырь.

Монах принял постриг в мантию. Монашеские обеты не возвращаются.

Мало чем но относятся к нему либеральней.

Послушник тобишь кандедат в монахи, в любои момент может уити до принятия монашества.

Послушника бьют и заставляют работать.

Послушник не дает монашеских обетов, он привыкает к жизни в монастыре, к правилам.
Монах — полностью отрекается от мирской жизни.

Послушник – в монастыре член братии, готовящийся принять монашество и проходящий монашеский искус — испытание, проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Обычно это три года, но срок искуса может быть сокращён или увеличен. Таким образом послушник — это человек, который принят в братию, но еще не пострижен в монашество. Послушничеству обычно предшествует трудничество.

При пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Монашеские обеты сводятся к трем основным: послушания, нестяжания и целомудрия. У послушика есть выбор -остаться в монастыре или принять постриг. Монахи уже не могут позволить себе думать о возврате.

Обязанности у них похожи-они много трудятся, молятся и во всем послушны своему духовному отцу.

Монах — молитвенник за весь мир, и в этом его главное дело.. .

Монах — тот на кого монастырь или братия может всецело положиться, тот у кого больше прав.

Послушник — тот кто проходит испытательный срок, и положиться на человека пока нельзя, тот у кого больше обязанностей.

Мы уклоняемся от употребления мяс не потому, чтобы считали их нечистыми, но потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию.

Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления их, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.

Для иночествующих запрещено употребление мяса, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу.

Растительная пища почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия, по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки.

Правила поста установлены Церковию с целию вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощию опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.

«Если удержишь чрево, сказал святой Василий Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти». Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти — состояние страстное. Благодатное состояние человека во время пребывания его на земле служит залогом вечного блаженства его в небесном Эдеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.

потому, что жрут коньяк как сволочи

потому что для них дико жрать братьев своих меньших

Денег на мясо не хватает.

Потому что мясо отягощает тело и душу

Статическая сила и пища, вырабатывающая эту силу

Третья сила — статическая, * сила тупости, инерции, разрушения и смерти. Смерть наступает тогда, когда в живом организме две другие силы полностью исчерпали себя и последняя стала преобладающей. Когда эта сила овладевает нашим сознанием, мы чувствуем сонливость, тупость, у нас нет энергии, и мы неинициативны.

В эту группу входят: мясо, рыба, лук, чеснок, яйца, грибы, алкоголь, сигареты, наркотики, продукты, богатые ферментами, а также несвежие и испорченные продукты. Те, кто хочет сохранить здоровье и ясный ум, должны избегать употребление этой пищи. ** Однако в некоторых ситуациях, например, в холодном климате или при определенном роде деятельности, можно употреблять мясо и алкоголь в небольших количествах для поддержания тепла.

А вы что, бывали в монастырях, лично видели их трапезу?

Кто сказал??
Жрут за милую душу, даже в пост.

Едят но много постов у них, а в пост нельзя..

Не едят на пост. А так едят они всё!

Православная выдумка — в Библии прямо написано, что это можно делать.

едят едят откуда по вашему у многих священников такие большие животы? от растительной пищи? не пытайтесь даже доказать что люди толстеют от заболеваний — это редкость если соблюдать такую диету как у монахов. Грешники они еще похлеще нас с вами

рыба тоже мясоконечно большой грех и зло кушать мясо, человек звереет и тупеет от этого.

ведь животные это наши дети — они получают души от наших дел мыслей и слов.

Данко из Дивного Березника:

Чтобы постом усмирить дух через плотъ

Кровь животных негативно влияет на психической состояние, принижает его.

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою. 1-е Тимофею 4

«освящается словом Божиим» — отделяется или одобряется словом Божиим. (Святое — отделенное.) Например свинина по Писанию нечистое животное и не одобряется словом Божиим. Еда с кровью тоже неприемлема.

Никто, кто не оставит употребление мяса, даже чистого, не сможет достичь совершенства.
Бог допустил людям употреблять чистое мясо. И продолжительность жизни человека резко сократилась. А сейчас в настоящее время болезни не щадят не только человека и животных, и есть больных и зараженных животных, просто неразумно, поскольку такая болезнь, как рак происходит от мяса больных животных. Да и с точки зрения этики убивать животных не гуманно.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chto-edyat-monahi-v-monastyryah

О питании в великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав (игумен алипий (светличный))

что едят в монастырях

Так сложилось, что в наше время очень многие верующие ориентируются в том, как питаться в пост, на монастырский устав. Он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?

К примеру, в первый день поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо (в некоторых монашеских общинах — молочные и все прочие продукты животного происхождения). И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые.

Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы?

На эти и другие вопросы отвечает игумен Алипий (СВЕТЛИЧНЫЙ) — настоятель храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.

О том, что монастырский устав — не единственный в своем роде

Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.

Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. е. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав — собора Римских пап, Влахернский устав Известны уставы Храма Воскресения Господня, что в Иерусалиме, Софиевского собора в Новгороде, Киевского Софиевского собора устав, устав Успенского собора Московского Кремля и прочие.

Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств.

Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь — больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.

Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.

Таким образом, вся жизнь Русской Православной Церкви ориентируется, как на идеал, на Иерусалимский Устав — Типикон, или Типик. Но это, повторюсь, — идеал.

Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции

О том, как и почему постились в разных христианских странах

Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень.

О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи.

Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

О том, как изменился мир и отношение к посту

Но в современном мире всё с тех пор изменилось. Изменилось и отношение к посту. Перво-наперво, люди стали безудержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.

Во-вторых, отношение к традициям претерпело изменение: они стали носить слишком поверхностный, этнический характер.

В-третьих, наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые ломают правильное представление о том, зачем нужен пост.

В-четвёртых, новые «открытия» в области медицины произвели в умах людей революцию, и теперь для многих традиционная аскеза выглядит не как положительное «умерщвление плоти», а как архивредное занятие, которое губит здоровье.

О том, нужен ли пост сегодня

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!

О разнице в традициях

Идея поста важнее Устава. И сама разница в Уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.

Так, Устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (только не рыбой).

Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты.

Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела.

А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

О том, что нельзя упускать из виду главную идею поста

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!

Материал подготовила Юлия Коминко
orthodoxy.org.ua

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3989

Рацион монахов горы Афон. Еда максимально простая, но как приготовлена!

что едят в монастырях

Жизнь монаха — жизнь, полная традиций, которые не менялись в течение сотен лет. И они влияют не только на быт и службу, но и трапезу. К слову, последняя длится в монастыре не дольше 15 минут, после чего монахи горы Афон идут каждый в свою келью и отдыхают два часа, а затем каждый отправляется на свое послушание. Но давайте подробнее остановимся на их рационе, который можно охарактеризовать тремя словами: простой, вкусный, здоровый.

Отец Епифаний Mилопотамский, шеф-повар Афона, рассказывает, что их рацион состоит из натуральный продуктов, которые им дарит земля Греции. Они верят, что именно такой выбор выступает защитой каждого монаха от десятка заболеваний, в особенности от рака. Никаких консервантов, специй и жиров, маленькие порции и умение воздерживаться. Так что едят монахи?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Монастырь что это такое

Рацион монахов Афона

Отец Епифаний Mилопотамский подчеркивает, что качество используемых продуктов — самое важное в процессе приготовления. А еще нужно готовить с молитвой на устах и любовью в сердце, тогда еда будет и вкусной, и полезной.

Монахи на горе Афон не употребляют мясо, отдавая предпочтение свежей рыбе, которую едят круглый год. В процессе приготовления шеф-повар использует оливковое масло лишь во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Любой другой жир в еде отсутствует (сливки, маргарин, масло, соусы).

Что еще едят монахи в монастыре? Чтобы укрепить организм, они пьют много молока, едят яйца и сыры, а также пироги, приготовленные на масле. Но всегда воздерживаются от подобной еды в период поста.

Омары, осьминоги и кальмары на их столах — редкость, допустимая лишь во время поста, чтобы разнообразить рыбное меню, ведь все моллюски бескровны. А вот в чём действительно нет ограничений — лесные ягоды и грибы, а также зеленые салаты.

Жизнь монахов горы Афон — рацион без сладостей и спиртного. Лишь изредка они позволяют себе халву и лукум, немного кофе и самую малость вина. При всём этом монахи Афона наслаждаются своей едой.

«Я не учился в кулинарных школах и также не обладаю каким-либо дипломом. Но, находясь рядом со старцами, я узнал, как обжаривать лук на слабом огне: чем дольше будет обжариваться лук, тем вкуснее он будет. Я также узнал, что приготовление любого блюда требует терпения» — рассказывает отец Епифаний Mилопотамский.

Правила кулинарии от отца Епифания Mилопотамского

  1. Прочтите молитву перед готовкой. Затем уделите особое внимание выбору ингредиентов: все они должны быть свежими, чистыми и натуральными.
  2. Почитайте огонь, учитесь им правильно пользоваться.
  3. Старайтесь чаще использовать в приготовлении именно простые ингредиенты (лук, чеснок, лимон, оливковое масло). Лелея их, вы получите максимум вкуса.
  4. Вода — самый простой ингредиент, но ваше отношение к ней должно быть лучшим.

    Без нее мы никто.

  5. Читайте кулинарные книги, учитесь каждый день, используйте воображение.
  6. Воспитывайте зрение, нюх, язык, чтобы с легкостью различать горькое и сладкое, соленое и острое.
  7. Помните, что хорошее сочетание вкусов и красок делает подачу более выигрышной.
  8. Держите кухню и всю утварь в чистоте, чтобы в любое время приступить к готовке без промедления.
  9. Не бойтесь совершать кулинарные ошибки.

    Те, кто вас любят, всегда будут наслаждаться приготовленной вами пищей.

  10. Чем больше любви вы вкладываете в процесс приготовления, тем вкуснее будет еда.

«Важно то, что афонские монахи даже постных продуктов не едят много. Мы едим в меру. Сколько нужно. Это потому, что обычно монахи живут просто, довольствуясь самым необходимым».

Следуете ли таким простым правилам питания вы и что готовы изменить в своем рационе прямо сейчас?

Источник: https://sovkusom.ru/chto-edyat-monahi/

Что едят монахи

Устав Великого поста

«Кто может да пребудет постящимся до пятницы.
В первый день первой седмицы (понедельник) «отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый (вторник). В среду же после совершении (литургии) преждеосвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом. Кто не может сохранить двух дней первых, едят хлеб, и квас, после вечерни, во вторник. Подобие же и старики творят».

«Святыя же горы Типик в первый убо день отнюдь не повелеваетъ ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре (примерно ЗОО гр.) хлеба, и воду, и больше ничего, разве соли требуя с хлебом». «В субботы же и недели разрешаем на елей точию и вино». В прочих же седмицах (с понедельника по пятницу), «постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение (пища без масла)».

«Рыбы же во всю св. Четыредесятницу никако же дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы и недели Цветоносия (праздник Вход Господень в Иерусалим). В субботу Лазаря дозволяется вкушать икру, но не рыбу.

Вообще, по Уставу, пост, во 1-х, не есть безразличное употребление постной пищи, а известных предписанных родов ея; во 2-х, он есть не вкушение пищи ранее положенного времени и более определенного числа раз. (т.е. одноразовое питание в седмичные дни, двухразовое в субботу и воскресенье)

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Не допускается:

алкоголь, мясо, рыба, молоко, яйца, конфеты, белый хлеб, майонез, выпечка.

Благославляется:

фрукты, овощи, сухофрукты, квашеная капуста, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы.

Будничные дни

Понедельник — сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Вторник — горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи).
Среда — сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).

Четверг — горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи).
Пятница — сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Суббота — пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).

Воскресенье — пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).

Особые дни

Понедельник первой седмицы поста (Чистый понедельник) — строгое воздержание от пищи.
Начало Великого Поста (со 2-го по 5-й день, т. е. со вторника по пятницу) — строгий пост, только хлеб и воду.
Средокрестная среда — можно вино.
Святых 40 мучеников — можно постное масло, вино.
Вербное воскресение — можно вино, рыбу, икру, растительное масло.

Страстная седмица (последняя неделя Великого поста)

Великие Понедельник, Вторник, Среда — сухоядение.
Великий Четверг — можно вино, постное масло.
Великая Пятница — строгий пост, полное воздержание от пищи.
Великая Суббота — строгий пост, можно хлеб, сухофрукты, маслины.

Календарь постов и трапез

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

Источник: https://kanal21.ru/chto-edjat-monahi/

Как питаются и что готовят во время Великого поста в монастырях?

Великий пост, который в 2020 году длится со 2 марта по 18 апреля, по монастырскому уставу соблюдается с особой строгостью. В эти дни нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты на его основе.

По монастырскому уставу также исключаются из рациона конфеты, выпечка и белый хлеб, майонез и другие продукты, включающие запрещенные ингредиенты.

Как питаются в Великий пост в монастырях?

Разрешается употребление фруктов и овощей, грибов, маринованных и соленых заготовок из этих продуктов, орехов, каш на воде, киселя, чая, компотов.

Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям.

Рыбу можно есть в Вербное воскресенье (12 апреля 2020 года) и в Благовещенье (7 апреля). Однако, если праздник Благовещенья выпадает на Страстную субботу, то послабление правил поста отменяется.

В Лазареву субботу (11 марта 2020 года) разрешается подавать рыбную икру.

По какому распорядку питаются в Великий пост в монастырях? В течение недели монахи едят один раз в день – вечером, по субботам и воскресеньям – два раза в день, в обед и вечером.

Меню монастырей в Великий пост 2020 года со второй по шестую седмицу (9 марта — 12 апреля) примерно следующее.

  • По понедельникам, средам и пятницам придерживаются сухоядения: питаются сырыми овощами, фруктами, черным хлебом, пьют воду, компоты.
  • По вторникам и четвергам едят горячую пищу без растительного масла (каши на воде, супы, тушеные овощи).
  • По субботам и воскресеньям готовят пищу с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).

Что готовят в Великий пост в монастырях?

В разных монастырях придерживаются разных правил. Так, устав монастыря на святой горе Афон позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (но не рыбой). Устав Соловецкого монастыря допускает вкушение рыбы каждое воскресенье и в памятные дни почитаемых святых.

Приведем монастырские рецепты постных блюд в Великий пост.

Чтобы приготовить овощной салат без растительного масла, вам понадобится:

  • 200 г моркови,
  • 200 г белокочанной капусты,
  • 200 г свеклы,
  • пучок зеленого лука,
  • мед,
  • лимонный сок.

Овощи нарежьте и натрите отдельно, не смешивая друг с другом.

В круглой салатной вазе выложите горку из белокочанной капусты. Вокруг нее кольцом уложите морковь и, наконец, внешним кольцом – свеклу. Полейте лимонным соком, смешанным с медом. Между кольцами уложите мелко нарезанный зеленый лук.

Чтобы приготовить похлебку с гречневой крупой, вам понадобится:

  • 1/2 стакана гречки,
  • 2 клубня картофеля,
  • 1 морковь,
  • по 1 корню петрушки и пастернака,
  • 1/2 головки чеснока,
  • 3 головки лука,
  • пучок зелени.

Овощи нарежьте и опустите в кипящую воду. Когда будет готов картофель, введите гречку и варите до готовности крупы. В конце приготовления добавьте зелень.

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-pitayutsya-i-chto-gotovyat-vo-vremya-velikogo-posta-v-monastyiryah.html

Что едят монахи в монастырях

Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.

Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?

Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.

За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.

Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная

Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.

Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:

Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.

Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.

Смотрите также статью Как стать монахом

Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости

То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.

Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.

  • Завтрак в 8:00;
  • Ужин в 18:00;
  • Зимой время смещается на час.

Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.

Из пищи исключены:

  • Растительное, сливочное, растительное масло;
  • Жиры;
  • Мясо;
  • Маргарин;
  • Сливки;
  • Специи.

Основной упор на:

  • Фрукты;
  • Грибы;
  • Травы;
  • Ягоды;
  • Бобовые;
  • Овощи.

Их можно употреблять в неограниченном количестве.

Кухня Афонского монастыря

  • Вместо мяса — сыр, яйца, морепродукты;
  • Побаловать себя можно пирогами и халвой;
  • Из напитков: чай, кофе, вино.

Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.

Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.

Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.

Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством

Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.

Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.

Далеко не каждую еду монахи могут принять у верующих.

В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.

Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:

«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.

Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».

Суздальские монахи трудятся в монастырском огороде

Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:

  • Книги;
  • Образки;
  • Крестики;
  • Иконы.

А также монахи проводят платные требы.

Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.

Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо

Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.

Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.

Что же даёт монахам отказ от него?

  • Укрепление воли. Постоянный пост — это закаливание воли, возможность держать её в узде. Монашество — не статичное состояние, а постоянное укрепление личных качеств во славу Господа. Так что такие ограничения просто необходимы.
  • Проявление любви к Божьим творениям. Жизнь — это самое ценное, что есть в мире, это венец творения Божьего. И нужно дорасти до осознания того, что жизнь везде одинаковая — и в человеке, и в курице, и в зайце. Сострадание к ней — есть поступок из доброты и чистого разума. Монах не ставит вкусовое удовольствие выше чьей-либо жизни. Он любит всякую тварь Божию, ибо в ней видит отражение Божественного замысла.

В Библии сказано:

«Блажен, иже скоты милует»

То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.

Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.

Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком

В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.

Истинно духовный человек милостив ко всему живому.

Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.

Это пример мировоззрения истинно духовного человека.

Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.

Монахи — не вегетарианцы

Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.

Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.

Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.

Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.

Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.

Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)

Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили

В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.

В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.

Некоторые монахи добровольно отказались от рыбы, хотя устав этого не требует.

Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.

Источник: https://hranitel.club/1038-chto-edyat-monahi-v-monastyryah

Обед в тибетском монастыре. Как кормят монахов и что они едят

Однажды мы попали в тибетский монастырь прямо перед обедом. Сначала проникли в монастырскую кухню, потом наблюдали за тем, что и как едят монахи. Фоторезультат — перед вами.

Действующие лица: повар, его помощники, истопщик, монахи. Время: обеденное. Действие происходит в городе Байюй, в монастыре.

Монастырская кухня

Из кастрюль, чанов, котлов и сковородок раздается аппетитное шкворчание. Разносится аромат овощного рагу.

Повар и помощники ходят от котла к котлу. Они завершают приготовления к обеду. 

Повар выкладывает из гигантского чана то, что сегодня составляет обед монахов. Это пустой рис на пару (без соли и масла) и острое овощное рагу.

В сторонке лежат продукты, которые не пошли в ход.

Истопник подогревает то, что приготовлено раньше.

Выложили всю еду в специальную посуду, и помыли все чаны, в которой она готовилась.

Все работники кухни моют руки. Готовы к обеду!

Кухня остается пустой.

Большая монастырская площадь

Повара вынесли кастрюли с едой на площадь, накрыли их тряпочками, чтобы не пылились. Слева — поддоны с рисом, справа — кастрюли с овощами. Ждут. Первые пять минут никого нет.

Появляются монахи. Несут в руках свою посуду: тарелку, большую пиалу или даже кастрюльку.

Выстраиваются в очередь.

Получают солидные порции риса.

Затем в ту же тарелку (а иногда — во вторую) получают тушеные овощи.

Отходят от «раздаточного пункта».

Снова на площади

Группами или по одиночке перемещаются монахи.

Некоторые уже получил свою порцию еды, другие только идут к столам. У всех в руках, помимо тарелок, китайские палочки.

Монахи рассаживаются по своему желанию. Кто-то выбирает ступени перед храмом.

Кто-то усаживается у входа в храм.

Кто-то сидит прямо на площади.

Некоторые едят прямо на ходу.

Кто уже поел, тот может подойти за добавкой или пообщаться с товарищами.

Обед — время непринужденных разговоров.

Опоздавшие тоже получают свою порцию риса и тушеных овощей — хватает на всех.

Эпилог

Обед закончился, и началась служба: слышно, как монахи хором поют мантры.

Звук мантр становится тише.

Источник: https://gingertea.ru/tibetan-monastery-lunch/

Какой быт у русских монахов

В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и беззаботна: знай себе, молись, а уж верующие люди обеспечат и хлебом, и деньгами. Все далеко не так. На ежедневную молитву в монастырях отводят около 5–6 часов, примерно столько же отводится на сон: все остальное время монахи работают, не покладая рук, неся различные послушания – от уборки территории или огородничества до ухода за больными.

При этом совершенно необязательно, что послушание устанавливают в зависимости от образования: архитектора могут отправить убирать коровник, а бывшего учителя математики – чистить картошку на монастырской кухне.

Количество монастырей

Всего в РПЦ насчитывают 455 мужских монастырей и 471 – женский, причем, часть из них расположена странах СНГ, а около 50 монастырей находятся в других иностранных государствах. В восьмидесятых годах в СССР было всего 14 действующих обителей, поэтому большинство монастырей были отстроены заново уже после развала Советского Союза.

Количество насельников в монастырях может быть самым разным — от пяти человек до двухсот (именно столько монахов спасаются в известнейшей и древнейшей подмосковной обители – Троице-Сергиевой Лавре (Сергиев Посад), основанной в 1337 году.

Монахи без дела не сидят

Если монастырь находится в большом городе и имеет какую-либо значимую святыню, то большую часть его доходов, действительно, могут составлять пожертвования и доход от паломников, которые останавливаются на ночлег и питаются в трапезной монастыря, заказывают требы, ставят свечи и покупают различные освященные предметы — образки, крестики, иконы и книги.

Может показаться, что в таких монастырях жить легче, но это не так. Большого труда стоит организовать жизнь и постой паломников, их пропитание: монахи трудятся на огороде, чтобы вырастить овощи и фрукты, затем их надо собрать и заготовить (летом в некоторых монастырях города Серпухова в день заготавливают до 200 банок одних только соленых огурцов), заложить овощи на хранение, потом — приготовить из заготовок вкусную и питательную пищу; а при гостинице обязательно должна быть прачечная.

Получается, что одни монахи следят за порядком на территории монастыря, другие – работают в храмах, третьи – обеспечивают исправность отопительного оборудования, электропроводки, осуществляют текущий ремонт, причем в женских монастырях тяжелую мужскую работу делают монахини – например, в отдаленных монастырях с помощью бензопилы заготавливают на зиму дрова.

Самым богатым монастырем страны считают московский ставропигальный (подчиненный патриархии) Покровский монастырь, куда стекаются паломники со всей страны поклониться чудотворной иконе и мощам Матроны Московской.

При этом богатые обители часто становятся источником бизнеса для местных жителей, которые пускают паломников на постой, организуют экскурсии по местным достопримечательностям, открывают возле монастырей столовые и сувенирные лавки. Так случилось в Дивеево, в Козельске, где находится Оптина пустынь, в Печорах.

Мед, яблоки и форель

Намного сложнее финансовые дела обстоят в отдаленных монастырях, где монахам всегда приходилось искать способы заработка: им требуется не только одежда и еда, но и необходимо содержать и ремонтировать помещения, платить за свет и тепло. Вот и приходится содержать пасеки, разбивать сады и даже пахать землю.

Подобным образом всегда жила Валаамская обитель – до революции здесь была построена обширная ферма и работало 30 производств: смоляной и кожевенный заводы, гончарные мастерские, кирпичный завод и завод по изготовлению свечей.

В XXI веке у монастыря есть обширное молочное стадо, в старом здании фермы насельники Валаама открыли сыроварню, на которой по лицензии производят знаменитые итальянские сыры «Качотта», «Рикотта» и «Монастико»; на рыбных фермах монахи выращивают в год около 100 тонн форели, разводят птиц (в том числе и павлинов) и увеличивают площади монастырских садов, на которых выращивают яблоки, грецкие орехи и виноград – то есть не только обеспечивают пропитанием себя и других, но и поддерживают экономику страны.

Отдаленная женская Сретенская обитель в Бурятии находится в ста километрах от столицы республики Улан-Удэ. Местность возле монастыря оживает только в летний сезон, когда мимо на Байкал едут туристы, и поэтому 30 монахинь завели свое подсобное хозяйство, в котором держат пуховых коз. Лечебное молоко и творог идут на продажу, а из теплой шерсти и пуха насельницы монастыря вяжут шали, варежки и носки.

Богородице-Казанский мужской монастырь в селе Коробейниково (Алтайский край) тоже находится в отдалении от ближайших городов; паломники, посещающие обитель ради чудотворной иконы Богородицы, бывают здесь по праздникам. Так что здесь монахи, которые своими руками отстраивают обитель, ориентированы на изготовление сельхозпродукции: у монастыря есть около 100 Га полей и техника.

На полях насельники выращивают пшеницу, из которой потом пекут хлеб и просфоры; картофель, капусту, томаты; на монастырской ферме есть стадо молочных коров, птица. Зимой монахи тоже не сидят без дела – заготавливают дрова и пиломатериал для строительства и нужд столярной мастерской, в которой делают киоты, распятия, кресты, наличники и мебель.

Точно так же живут и многие другие большие и малые монастыри по всей русской земле. Большим подспорьем для существования обителей являются различные, в том числе и православные, ярмарки, на которых монахи могут реализовать свою продукцию – от молока и меда до ручной вышивки или искусно написанных икон.

Но несмотря на это, многие монастыри все равно нуждаются — и не только потому, что средств не хватает, но и потому, что они занимаются благотворительностью, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни, ведь каждый, кто ушел в монахи, дает обет нестяжания.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/80265-kak-ustrani-byt-russkikh-monakhov.html

Как же монахи справляются с воздержанием

Монахам, которые выбрали для себя жизнь в монастыре, приходится справляться не только с желанием съесть чего-нибудь вкусненького, но и с сексуальным влечением. Но вот интересно, как им это удается, ведь большинство монахов — здоровые мужчины и им наверняка очень хочется плотской любви.

История возникновения монашества

Для того чтобы понимать, как монахам удается воздерживаться от интимной близости, прежде нужно понять, кто такой монах и как он им стал.

Первое упоминание о монахах было еще в Египте, на тот момент — провинции Восточной Римской империи. Монахи удалялись в пустыню, чтобы находиться вдали от мирских соблазнов. В IV веке, после признания христианства государственной религией, многие стали подражать стремлению идти на муки ради того, чтобы вера утвердилась.

Интересно! Шейх Мухаммед выдает замуж любимую дочь

Основателем монашества стал Антоний Великий, который жил еще в IV веке. Он поселился на берегу Нила в полном уединении. Спустя некоторое время к нему стали приходить другие люди за наставлением, поучениями. Но несмотря на то, что Антоний давал ответы на все вопросы, он запрещал селиться рядом с ним.

Интересно! Албанская княжна была пожизненной пленницей султана

Как монахи воздерживаются от инимной близости

В монастырь никто не попадает просто так. Как правило, выбор осознанный и каждый монах знает о том, как может влиять половое влечение на человека. Для воздержания монахи довольно часто пользуются изречениями старцев о блуде и стараются побороть в себе желание именно силами мысли.

[totalpoll id=»21815″]

Многие считают, что монахи отказываются от секса только внешне, а вот с внутренним влечением им приходится бороться. Чаще всего для отказа от него они используют следующие методы:

  • чтобы не возникало желания и сексуального влечения, монахам приходится нагружать себя большим количеством работы. Только так у них появляется возможность отвлечься от «дурных» мыслей. В Средние века многие монахи даже били себя плетью в тот момент, когда в организме возникало желание. Возникновение желаний связывалось прежде всего с искушением Сатаной;
  • выбрав свой путь, монахи знают о существующих запретах. Многие справляются с тем, что надиктовано им религией, а многие не выдерживают и покидают монастырь насовсем, чтобы наслаждаться всем, что было подарено им жизнью;
  • считается, что после того как человек становится ближе в Богу, его перестают волновать чувства, присущие обычным людям;
  • монахи снижают значимость секса, понимая, что выбор их сделан в другом направлении.

Те, кто никогда не имел отношения к монашеству, считают, что они идут против природы. Ведь не так просто нас создали такими, какие  мы есть.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

Источник: https://yaturisto.ru/journal/interesnye-fakty/kak-monaxi-spravlyayutsya-s-vozderzhaniem.html

Читать онлайн Диета Святой Горы Афон. Секреты кухни и рецепты православных монастырей Афона страница 3. Большая и бесплатная библиотека

Диета горы Афон хранится в строгой тайне.

Исследования показывают, что афонское монашество – одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечнососудистыми заболеваниями, диабетом и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Монахи не считают калории и не голодают, и в этом разительное отличие их диеты от модных западных аналогов, сулящих быстрое похудение. Строго говоря, называть режим питания монахов диетой неправильно – скорее это образ жизни. Монахи едят здоровую пищу и пьют хорошее вино, следуя вековой традиции использовать только натуральные продукты, соблюдать умеренность и регулярно заниматься физическим трудом. Их здоровью можно только позавидовать.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой Горы.

Чтобы земля давала хорошие урожаи, за ней надо ухаживать, и афонские монахи много трудятся. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов – а он бывает значительным – чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза – это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки – утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница – постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером. Остатки скармливают монастырским кошкам, которых держат для борьбы с мышами и крысами. Одним словом, здесь не голодает никто.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста – это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Глава 2. Что такое пост?

Посты бывают разные. Если врач рекомендует вам воздержаться от пищи, это значит, что вы должны вообще не есть и пить только воду. Религиозные посты различаются между собой в зависимости от вероисповедания, а их строгость – от степени набожности верующего человека. Например, мусульмане в течение месяца рамадана ничего не едят до захода солнца, а католики не едят мясо по пятницам (поэтому рыба стала традиционным пятничным блюдом).

Пост не всегда означает полный отказ от пищи; чаще это выбор в пользу более простой еды. Верующие греческой православной церкви в дни поста не едят мяса, рыбы, молочных продуктов (сыра, молока, йогурта) и растительного масла и не пьют алкогольных напитков.

Постящийся человек потребляет минимум пищи, необходимой организму для нормального функционирования. Афонская диета строится на тех же принципах. Соблюдать такую диету значит питаться просто: исключить из рациона мясные и молочные продукты, растительное масло и алкоголь; есть простые блюда в умеренных количествах.

При этом следует иметь в виду, что монахи в промежутках между приемами пищи не перекусывают.

По существу по понедельникам, средам и пятницам монахи придерживаются вегетарианской диеты. Но если сказать об этом самим монахам, они очень удивятся, потому что вовсе не относят себя к вегетарианцам.

На свой рацион в постные дни они не смотрят как на ограниченный; он просто немного отличается от рациона в скоромные дни. Вместе с тем регулярное воздержание от продуктов животного происхождения способствует очищению организма – и, если послушать монахов, души человека.

Но те очевидные преимущества, которые дает пост – укрепление здоровья, отсутствие проблем с весом, долголетие, для них не главное. Они относятся к ним как к неким побочным эффектам традиционного образа жизни с более чем тысячелетней историей.

Монах ест, чтобы жить, и не уделяет проблеме питания чрезмерного внимания.

Прием пищи в монастыре – коллективный ритуал. Он проходит в трапезной, расположенной напротив церковных врат. Выбор места для трапезы не случаен. За едой монахи фактически продолжают присутствовать при богослужении, поскольку трапеза совмещена с чтением отрывков из Священного писания.

Благодаря этому появляется возможность концентрировать мысли не на физической, а на духовной пище. С другой стороны, привычка к посту служит лучшей гарантией от переедания. Умеренность в еде помогает преодолению в душе низких порывов.

Не зря монахи говорят: «Пост и самодисциплина суть добродетели».

Пост в XXI веке

Пост и строгая вегетарианская диета получили в наши дни огромную популярность, хотя ни то ни другое не ново. Однако убеждение, что строгое вегетарианство укрепляет здоровье и способствует духовному развитию, сформировалось еще раньше.

Его истоки прослеживаются в культурах Восточного Средиземноморья и в древних индийских обществах. В пользу вегетарианства более 2500 лет назад высказывался древнегреческий философ Пифагор. Проповедь вегетарианства и регулярного поста содержится во многих мировых религиях: буддизме, индуизме, джайнизме и синтоизме.

Иудеи, христиане и мусульмане рассматривают пост как средство раскаяния и очищения от грехов.

На протяжении последних ста лет медики разных стран сходятся во мнении, что пост – это универсальное средство от множества болезней, начиная с ревматизма и заканчивая инфекционными заболеваниями.

Как диета афонских монахов и пост укрепляют здоровье

Сегодня можно считать практически установленным, что обитатели горы Афон отличаются долголетием, а многие недуги, охватившие Запад, обходят их стороной. Причины, по которым афонские монахи демонстрируют отменное здоровье, лежат в спокойном ритме жизни и отсутствии мирских забот, но не последнюю роль играет и тот факт, что три дня в неделю они придерживаются строгого вегетарианства.

Сокращение в постные дни потребляемых калорий приносит здоровью несомненную пользу. Вместе с тем нам представляется, что секрет здоровья афонских монахов заключается не только в привычке регулярного поста. Поддерживать физическое и душевное здоровье монахам помогает сочетание постных и скоромных дней, в течение которых разрешается употреблять в пищу многие другие продукты, но в умеренных количествах.

Пост и умеренность в еде – это средства, позволяющие организму очиститься. Сегодня становится все более очевидным, что непродолжительный, но регулярный пост идет человеку на пользу.

Благодаря ему нормализуется кровяное давление (снижая риск сердечно-сосудистых заболеваний), повышается чувствительность к инсулину (служа защитой от диабета) и улучшается липидный состав крови (падает уровень жиров и холестерина).

Пост продлевает человеку жизнь, активизирует работу мозга и снижает риск раковых заболеваний.

Не менее важную роль играет и время ужина. Чем раньше мы садимся вечером за стол, чтобы поесть в последний за день раз, тем больше времени даем своему организму на отдых и восстановление. На Западе большинство людей относится к питанию как к круглосуточному развлечению. Пост в системе афонской диеты помогает найти баланс между разнообразием и умеренностью в еде. Практика показывает, что этот баланс вполне достижим.

Афонские монахи придерживаются определенного режима питания неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Для них это не «диета» в западном смысле слова, а образ жизни. Вот почему они не считают, что, ограничивая себя в тех или иных продуктах, идут на какие-то жертвы.

По той же самой причине невозможно, следуя афонской диете, «сорваться».

Иными словами, можно не бояться печально известного «эффекта йо-йо», с которым сталкивался каждый, кто пытался сидеть на одной из современных диет: не успеешь после полуголодного существования вернуться к «нормальному» режиму питания, как потерянные килограммы тут как тут, да еще и с избытком.

Глава 3. Сущность афонской диеты. В чем ее особенности и как она работает?

По наблюдениям ученых, афонские монахи отличаются завидным здоровьем. Университет им. Аристотеля в Салониках провел исследование о здоровье, физическом состоянии и долголетии монахов. Результаты ошеломительные. На Святой Горе практически не бывает случаев заболевания раком, в том числе раком желудка, кишечника, пищевода и пищеварительного тракта, мочевого пузыря и простаты. Инфаркт, острая сердечная недостаточность, болезнь Альцгеймера обходят Афон стороной.

Средняя продолжительность жизни монахов намного выше, чем у мужского населения материковой Греции. На афонских кладбищах покоятся монахи, дожившие до 80–90 лет. Обследуя два монастырских кладбища в мае 2013 года, ученые отметили, что на одном из них средний возраст погребенного составил 87, а на втором – 89 лет. Отметим, что по данным Всемирной организации здравоохранения за 2011 год средняя продолжительность жизни мужчин в Великобритании составила 79, а в Греции – 78 лет.

Источник: https://dom-knig.com/read_197929-3

Чем питаются святогорские монахи?

Монастырское питание на Афоне это не только средиземноморская диета, но, безусловно, нечто гораздо большее.

Питание в Монастыре

Питание монахов можно назвать вполне традиционным, так как в монастыре существует утренняя и вечерняя трапеза. 2 простых приема пищи в день, занимающие по 20 минут каждый, без шума и обсуждений.

Специалисты считают, что Великий Пост, в том виде, в котором его держат монахи на Афоне, — это наилучший способ защититься от сердечных заболеваний.

Традиционная диета Великого Поста на Святой Горе, благодаря большому количеству овощей и фруктов, богата витаминами А, С, Е, фолиевой кислотой, антиоксидантами и так далее. Что касается животных жиров, то их в ней почти не содержится. Бобовые и крупы играют роль постного мяса.

Особое место в монастырской святогорской диете занимает хлеб, который в большинстве монастырей готовят сами монахи из муки грубого помола.

Что едят монахи на Афоне?

Несомненный специалист афонской и не только кухни старец Епифаний из скита Милопотамос Иверского монастыря отмечает, что монахи Святой Горы употребляют сезонные овощи в свежем виде, несезонные продукты хранятся в холодильнике.

Во всех монастырях едят рыбу, обычно, по выходным и праздникам, только вот к солёной рыбе монахи не питают особой любви.

Рыба и осьминоги, которые попадают на стол монахов, в основном, замороженные. Вне поста святогорцы употребляют большое количество молочных продуктов, а также свежих фруктов, которые выращивают сами.

Афонское меню включает в себя также постные сладости, в период поста, и непостные, то есть с молоком, маслом и яйцами, в период праздников.

«Можно сказать, что сегодня монахи Святой Горы едят больше сладостей, по сравнению с предыдущими годами. Большинство сладостей изготавливается из сахара и лишь небольшое количество — из мёда. Есть также постная халва, которую делают из кунжута и сахара» — замечает монах Епифаний.

Польза монастырской диеты Святой горы Афон:

  • Снижает уровень холестерина;
  • Помогает урегулировать сахар и артериальное давление;
  • Защищает от остеопороза и различных типов рака;
  • Борется со старением
  • Улучшает работу печени
  • Продлевают жизнь: большинство монахов покидают этот мир в возрасте 85-95 лет. Существует достаточно примеров, когда монахи жили более 100 лет;
  • Хорошая физическая форма;
  • Отличное психологическое состояние.

Источник: https://athos.guide/blog/chem-pitayutsya-svyatogorskie-monakhi

Что можно есть в Великий пост?

Сколько было в истории человечества значимых, поразительных и великих событий, оставшихся с течением лет всего лишь отголосками из прошлого. И только Воскресение Христа не поддается обычным законам и логике всепоглощающего времени. Каждый год, в День Святой Пасхи мы приходим в Храм, чтобы услышать из алтаря слова, которые много веков назад Ангел сообщил женам-мироносицам о том, что воскрес Христос. Но Празднику предшествует длительный и строгий Великий пост.

В чем состоит суть Великого поста? Один великий старец современности, отвечая на вопрос, как нужно поститься, ответил: “Главное – не съесть друг друга”. Не следует забывать, что пост установлен для того, чтобы вызвать у человека покаянные чувства, смирить плоть, убить гордыню, очистить, как драгоценнейший бриллиант, его душу.

Как питаться в Великий пост?

По уставу Церкви, в Великий пост нельзя есть яйца, рыбу, мясные, молочные продукты, животные жиры. Первая и последняя недели – самые строгие, в это время едят только хлеб, сырые овощи и фрукты. В понедельник первой седмицы пищу не вкушают.

Но особые подвижники едят первый раз только после окончания Литургии Преждеосвященных Даров в среду. В последнюю неделю полное воздержание положено в пятницу – день Страстей Христовых.

После того, как в четверг в храмах начинается Всенощное бдение, есть уже нельзя до окончания пятницы, когда обвитое плащаницею Тело Христово будет положено во гроб.

В праздник Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (последнее воскресение (Вербное) перед Пасхой), разрешается послабление на трапезе – можно есть рыбу и выпить немного вина. В Лазареву субботу разрешена красная и черная икра.

Традиция такого строгого воздержания в питании Великого поста сложилась в древних обителях. Их насельникам легко было с помощью молитвы возлагать на себя серьезные телесные подвиги. Современного человека такая аскеза вряд ли приведет к смирению. Об этом предупреждал еще Игнатий Брянчанинов. Поститься нужно в меру своих физических возможностей, чтоб пост был в радость, а не в тягость.

Что едят в Великий пост в монастырях?

Разные монастырские уставы по-своему регламентируют питание в Великий пост. Кто бывал в это время на святой горе Афон, мог заметить, что по субботам и воскресеньям братия за трапезой употребляет в пищу морские деликатесы (но не рыбу). На Кипре во все дни, кроме среды и пятницы, готовят осьминогов с пряностями.

Организм северных народов ранней весной ослаблен холодами, нуждается в значительных энергозатратах и поэтому устав здесь предполагает некоторое послабление в строгости меню Великого поста. Устав Соловецкого монастыря позволяет употребление рыбы каждое воскресенье и в дни памяти почитаемых святых. А вот на востоке, где в это время жарко, воздерживаться от пищи не так тяжело, поэтому регламентируется даже прием овощей и фруктов.

Русские монастыри имеют традицию в первую и последнюю (Страстную) недели Великого поста не собирать братию к трапезе . Но на столе всегда есть хлеб, вареный целиком картофель, квашеные овощи, лук, узвар. Каждый выбирает меру поста по своим силам.

Меню на Великий пост: полезно и сытно

Издавна в Пост на Руси говорили: “Щи да каша – еда наша”. Хоть и необразован был народ, а как умен! Ведь съеденные вовремя горячие блюда давали человеку необходимую энергию для того, чтобы иметь силы работать. А ведь в селах и деревнях весна – горячая пора. Квашеные овощи и другие заготовки помогали не только сделать пищу более разнообразной, но и обеспечивали ее хорошую усвояемость.

Идеи блюд для Великого поста:

Постные салаты

Как уже говорилось выше, домашние заготовки, соленья и маринады подойдут для этого времени лучше всего. А еще можно приготовить:

  • Салат из белокочанной капусты с черносливом, заправленный постным маслом.
  • Салат из тертой моркови и яблок с медом.
  • Свекла отварная с луком, чесноком и орехами.
  • Свекла отварная с орехами, изюмом и черносливом.
  • Оливье с мидиями или грибами, без яиц, заправленный постным майонезом.
  • Морская капуста с мидиями или креветками.

Салат «Великопостный»

Ингредиенты:

Свекла – 1 шт.Морковь – 1 шт.Редька розовая, зеленая, черная – по 1 шт.Изюм – 50 гАпельсин – 0,5 шт.Масло оливковое – 1 столовая ложка

Для оформления: лист салата, ягоды смородины или клюквы, петрушка.

Свеклу, морковь, редьку натереть на терке, лучше использовать мелкую терку, тогда салат получается сочнее. Добавить в салат, предварительно запаренный изюм (также можно добавить в салат курагу), заправить оливковым маслом и соком половины апельсина. При подаче выложить на блюдо листья салата, на них выложить горкой тертые корнеплоды, украсить любыми кислыми ягодами.

Рецепт прислала Елена

Постные первые блюда

Готовим, как обычно, борщи, супы и щи, без бульона и не на косточке. Заправляем поджаренным луком с морковкой.

Очень сытным и традиционным блюдом Великого поста считается пшенной суп с кислой капустой. Он насыщает организм необходимыми в это время года белками. Для его приготовления нужно отварить картофель, ввести пшено, за несколько минут до конца варки добавить кислую капусту, овощную поджарку, ложку томатного соуса и зелень.

Постный овощной супчик с пшеничной крупой

Компоненты:

– 0,5 стакана крупы пшеничной;– 1 стакан фасоли красной;– 350 гр лука репчатого;– 2 столовые ложки масла растительного;

– перец, соль, душистая зелень.

Фасоль красную насыпать в кастрюлю. Залить ее кипятком. Когда вода впервые закипит, жидкость слить. Заново налить воды. Сдобрить маслом, тогда фасоль станет ароматной. Варить фасоль до готовности.

Закинуть предварительно измельченный лук, когда фасоль станет мягкой.

Минут через 10 ввести крупу. Когда пшеничка сварится, добавить зелень, мелко порубленную, и огонь выключить.

Разливая по тарелкам, посыпать свежей зеленью.

Рецепт прислала Лилия Ляндрес

Постные вторые блюда

Фантазия любой хозяйки, готовящей еду с молитвой и любовью, всегда безгранична. К тому же, великопостная еда имеет особенный вкус. Что же можно приготовить?

  • Зразы картофельные. Смешать в равных частях тертый картофель и картофельное пюре, добавить несколько ложек муки, крахмал (из расчета 0,5 ложки вместо 1 яйца), соль и перец. Вымесить тесто, раскатать на лепешки, выложить начинку (грибы, тушеная капуста, тыква, морковь), сформировать зразы и обжарить на сковородке в растительном масле.
  • Вареники. Тесто готовят на воде, без яйца. А начинка – любая постная (картофельное пюре с кислой капустой, грибы, вишни).
  • Всевозможные каши. Особенно вкусной в меню Великого поста является монастырская каша. Готовят ее из четырех сортов круп (рис, гречка, перловка и пшено). Рис и перловку предварительно отваривают до полуготовности. В сотейник выкладывают слоями крупу, а между ними – жареные с луком грибы. Заливают водой и варят до готовности на очень маленьком огне.
  • Голубцы готовят по традиционному рецепту. В начинку, кроме риса или гречки, можно добавить грибы. Заливка – томатная паста, подсолнечное масло, специи.

Постный плов с курагой

Для плова понадобится:– 2 стакана риса;– 3 маленькие луковицы;– 2 средние моркови;– 300 грамм сухофруктов (курага и изюм);

– соль, специи – по желанию.

Промыть рис водой 2-3 раза и оставить минут на 10 вымачиваться. Тем временем подготовить лук, морковь и курагу: почистить, порезать тоненько. Лук и морковь обжарить в казане до лёгкого золотистого оттенка, добавить к ним сырой рис, всё перемешать и закрыть крышкой.

Минут через 5 влить 600 мл. горячей воды (3 стакана) и снова закрыть. За 5 минут до готовности опустить в казан изюм и курагу, посолить по вкусу.

Продолжительность готовки зависит от качества риса и составляет в среднем 15-25 минут. Осталось выложить на блюдо и красиво украсить.

Рецепт прислала Наталья Князькова

Великопостная выпечка

Проще всего в Великий пост готовить булочки и пироги из постного теста. Вот его рецепт: в расчете на один килограмм муки нужно взять 8 г дрожжей, по одной ложке соли и сахара, стакан теплой воды и 150 г растительного масла. Сначала дрожжам нужно дать подойти. После этого смешать все ингредиенты и подождать, пока тесто поднимется. Начинка для пирогов может быть самой разной, в зависимости от предпочтений семьи.

А вот в праздничные и воскресные дни советуем вам приготовить коврижку. Нужно взять по 1 стакану чайной заварки (лучше травяной), сахара, растительного масла, добавить 3 ложки любого варенья или меда, щепотку соды, изюм, орехи, чернослив, 3 стакана муки. Все смешать и запечь в круглой форме, как бисквит.

Дрожжевые пирожки с капустой

Для начинки — спассеровать измельченную луковицу, нашинковать полкочана капусты, обжарить на подсолнечном масле до готовности, добавив соль и перец по вкусу.

Для теста — 50г дрожжей, 0,5л воды, 1 ст.л. сахара, 1 ч.л. соли, 2 ст.л. подсолнечного масла, мука — 5-6 ст.

Развести дрожжи в теплой воде, добавить сахар, соль, немного муки, оставить на 5 мин. Затем ввести остальные ингредиенты, замесить мягкое тесто (чтобы только начало отлипать от рук). Оставить на 30 мин. в теплом месте.

Сформировать пирожки, разминая тесто руками. Дать немного подойти. Жарить в большом количестве масла.

Рецепт прислала Елена Бучинская

Как усилить вкус блюд Великого поста?

Различные заправки для соусов и салатов готовятся с употреблением специй и пряностей.

Для блюд из вареных овощей и фасоли используют смесь тмина, хрена и сока лимона. Чесночная заправка – вкусное дополнения к блюдам из картофеля, вареникам и простым салатам. Для гороховых блюд лучше всего подойдет луковая заправка. Молотые орехи с гранатовым соусом будут уместны для салатов из вареных овощей.

Великий пост – это духовная весна, божественная благодать, источник радости и доброго жития. Ко всем важным событиям в жизни человек готовится заранее. А пост необходим для того, чтобы достойно встретить самый главный праздник – Святую Пасху.

А какие рецепты блюд Великого поста знаете и используете вы? Поделитесь ими в комментариях!

Источник: https://zhenskievoprosy.ru/chto-mozhno-est-v-velikij-post.html

На что живут русские монахи

В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и беззаботна: знай себе, молись, а уж верующие люди обеспечат и хлебом, и деньгами. Все далеко не так. На ежедневную молитву в монастырях отводят около 5–6 часов, примерно столько же отводится на сон: все остальное время монахи работают, не покладая рук, неся различные послушания — от уборки территории или огородничества до ухода за больными.

При этом совершенно необязательно, что послушание устанавливают в зависимости от образования: архитектора могут отправить убирать коровник, а бывшего учителя математики — чистить картошку на монастырской кухне.

Монахи без дела не сидят

Если монастырь находится в большом городе и имеет какую-либо значимую святыню, то большую часть его доходов, действительно, могут составлять пожертвования и доход от паломников, которые останавливаются на ночлег и питаются в трапезной монастыря, заказывают требы, ставят свечи и покупают различные освященные предметы — образки, крестики, иконы и книги.

Может показаться, что в таких монастырях жить легче, но это не так. Большого труда стоит организовать жизнь и постой паломников, их пропитание: монахи трудятся на огороде, чтобы вырастить овощи и фрукты, затем их надо собрать и заготовить (летом в некоторых монастырях города Серпухова в день заготавливают до 200 банок одних только соленых огурцов), заложить овощи на хранение, потом — приготовить из заготовок вкусную и питательную пищу; а при гостинице обязательно должна быть прачечная.

Получается, что одни монахи следят за порядком на территории монастыря, другие — работают в храмах, третьи — обеспечивают исправность отопительного оборудования, электропроводки, осуществляют текущий ремонт, причем в женских монастырях тяжелую мужскую работу делают монахини — например, в отдаленных монастырях с помощью бензопилы заготавливают на зиму дрова.

Самым богатым монастырем страны считают московский ставропигальный (подчиненный патриархии) Покровский монастырь, куда стекаются паломники со всей страны поклониться чудотворной иконе и мощам Матроны Московской.

При этом богатые обители часто становятся источником бизнеса для местных жителей, которые пускают паломников на постой, организуют экскурсии по местным достопримечательностям, открывают возле монастырей столовые и сувенирные лавки. Так случилось в Дивеево, в Козельске, где находится Оптина пустынь, в Печорах.

Мед, яблоки и форель

Намного сложнее финансовые дела обстоят в отдаленных монастырях, где монахам всегда приходилось искать способы заработка: им требуется не только одежда и еда, но и необходимо содержать и ремонтировать помещения, платить за свет и тепло. Вот и приходится содержать пасеки, разбивать сады и даже пахать землю.

Подобным образом всегда жила Валаамская обитель — до революции здесь была построена обширная ферма и работало 30 производств: смоляной и кожевенный заводы, гончарные мастерские, кирпичный завод и завод по изготовлению свечей.

В XXI веке у монастыря есть обширное молочное стадо, в старом здании фермы насельники Валаама открыли сыроварню, на которой по лицензии производят знаменитые итальянские сыры «Качотта», «Рикотта» и «Монастико»; на рыбных фермах монахи выращивают в год около 100 тонн форели, разводят птиц (в том числе и павлинов) и увеличивают площади монастырских садов, на которых выращивают яблоки, грецкие орехи и виноград — то есть не только обеспечивают пропитанием себя и других, но и поддерживают экономику страны.

Отдаленная женская Сретенская обитель в Бурятии находится в ста километрах от столицы республики Улан-Удэ. Местность возле монастыря оживает только в летний сезон, когда мимо на Байкал едут туристы, и поэтому 30 монахинь завели свое подсобное хозяйство, в котором держат пуховых коз. Лечебное молоко и творог идут на продажу, а из теплой шерсти и пуха насельницы монастыря вяжут шали, варежки и носки.

Богородице-Казанский мужской монастырь в селе Коробейниково (Алтайский край) тоже находится в отдалении от ближайших городов; паломники, посещающие обитель ради чудотворной иконы Богородицы, бывают здесь по праздникам. Так что здесь монахи, которые своими руками отстраивают обитель, ориентированы на изготовление сельхозпродукции: у монастыря есть около 100 Га полей и техника.

На полях насельники выращивают пшеницу, из которой потом пекут хлеб и просфоры; картофель, капусту, томаты; на монастырской ферме есть стадо молочных коров, птица. Зимой монахи тоже не сидят без дела — заготавливают дрова и пиломатериал для строительства и нужд столярной мастерской, в которой делают киоты, распятия, кресты, наличники и мебель.

Точно так же живут и многие другие большие и малые монастыри по всей русской земле. Большим подспорьем для существования обителей являются различные, в том числе и православные, ярмарки, на которых монахи могут реализовать свою продукцию — от молока и меда до ручной вышивки или искусно написанных икон.

Но несмотря на это, многие монастыри все равно нуждаются — и не только потому, что средств не хватает, но и потому, что они занимаются благотворительностью, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни, ведь каждый, кто ушел в монахи, дает обет нестяжания.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39619571-na-chto-zhivut-russkie-monahi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как держать осанку прямо

Закрыть