Автокефальная церковь что это

Автокефалия Русской православной церкви: этапы истории

автокефальная церковь что это

Сложная и поэтапная автокефалия Русской православной церкви была неминуемой и своевременной. Автокефалия – это обретение независимости, а также возможность избрания собственных епископов. «Кефали» с греческого переводится как «голова», а «авто» – как слово «сама». Русская церковь всегда стремилась к независимости от Константинопольского патриархата. И в итоге эту независимость Церковь получила.

Причины православной независимости

У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него.

И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне.

И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.

Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

  • Литву;
  • Русь;
  • Ливонию;
  • Польшу.

Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

Митрополит Иона и его избрание

Когда волнения вокруг унии улеглись, в стране наступила смута. И место Русского митрополита долго оставалось свободным. Князь Василий боролся за власть с Дмитрием Шемякой, а в 1445 году хан Улу-Мухаммед пришел с войной на русские территории.

В 1446 году Шемяка захватил власть в Москве и избрал митрополитом Иону Рязанского, чтобы заручиться поддержкой церкви. В 1447 году князь Василий вернул себе власть, но предпочел согласиться с кандидатурой Ионы, и на соборе его вновь провозгласили митрополитом.

Сначала Иона Рязанский был выбран на должность митрополита собором Северо-Восточной Руси. В те времена существовала реальная опасность, что епископы Литвы не поддержат его назначение. Но смуты не произошло. Так как во время своего нахождения в Литве легат Исидор пытался отделить западные епархии от Руси, но король Казимир Четвертый к тому времени уже отказался от поддержки Рима. И планы Исидора провалились.

В Польше также поддержали кандидатуру Ионы из-за несогласия с текстом унии. Великий князь Василий неоднократно составлял письма для Константинополя, где излагал свои взгляды на институт Московского патриархата. Но одно письмо так и не было отправлено, а судьба второго послания остается неизвестной и сегодня.

Мягкий конфликт отделения

Русская православная церковь никогда открыто не конфликтовала с Константинопольским патриархатом. Причины своего отделения Московский патриархат объяснял политической необходимостью. На Руси признавали главенство Греческой церкви и надеялись на понимание со стороны Константинопольских епископов. Поэтому автокефалия Русской православной церкви заняла столько времени.

В 1454 году, после избрания первого на греческой земле православного патриарха Геннадия Схолария, отношения между Константинополем и Москвой были восстановлены. Об этом историческом процессе известно крайне мало. И никаких документов о том времени не сохранилось.

Патриархи и ставленники: разделение митрополий

После Ионы его пост занял патриарх Николай, а затем на смену ему пришел Каликста Третий. Король Казимир не согласился с данным назначением. И признал в качестве Киевского митрополита Григория Болгарина, являвшегося римским ставленником.

Так произошло разделение Киевской и Московской епархий. Эти события датируются 1459 годом. Затем в церковной истории был длительный период сотрудничества с Иерусалимской епархией. Но и связи с греческими священниками, несмотря на разногласия, все же сохранялись.

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким.

Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом.

А затем и всем остальным миром.

Отношение к автокефалии сегодня

Во времена отделения Русь политически никак не зависела от Византии. Только церковная власть тесно сотрудничала с Константинополем. Длительный период без собственного патриарха на Руси объясняется тем, что тогда русские земли подвергались набегам татар, да и борьба за власть во внутренних политических кругах давала о себе знать.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а такой державы, как Византия, не стало. Поэтому отделение Русской церкви приобрело еще и политические выгоды. Ведь в тот период Русь была единственной православной страной, которая сохраняла свою неизменную духовную целостность.

В отличие от Киевского патриархата, в котором отделение произошло самовольно и без должной преемственности, Русская православная церковь делала попытки по урегулированию вопросов автокефалии с Константинополем неоднократно. Но ни на одно письмо об автокефалии не было получено ответа. А затем Флорентийская уния и вовсе перестала быть действующим документом. И можно считать, что отделение Русской церкви было вынужденной мерой.

Православное вероучение определяет автокефалию, как нечто естественное. Ведь главное, чтобы церковь была органически едина и основывалась на благодатном общении в таинствах. При этом административное устройство церкви может быть любым.

Длительная автокефалия Русской Православной церкви священнослужителями признается вполне обоснованной и необходимой. Во время ее проведения не было цели разрыва связей с Византией. А обособленность являлась экономически и территориально выгодным решением. И это решение далось Русской церкви совсем не просто.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1201298662089559029/avtokefaliya-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-etapy-istorii/

Автокефальная церковь

автокефальная церковь что это

(от греческого avtos — сам и kephale — голова), самоуправляющаяся, административно не-зависимая православная церковь. Первые А. ц. возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинции Византии. В настоящее время существуют 15 А. н., в числе которых Русская православная церковь. Грузинская православная церковь, Американская православная церковь.

Понятие

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь.

Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частямиВселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления.

Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

  • праве издания своих законов и правил (таких как Уставы (Положения) поместных Церквей)
  • самостоятельном определении своего устройства и управления
  • самостоятельном освящении для себя святого мира
  • праве самостоятельно канонизировать своих святых
  • составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах)
  • независимости в принятии решений в административной сфере
  • самостоятельности в области церковного суда
  • праве созывать свои Поместные Соборы
  • праве инициирования созыва Вселенского Собора

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством.

Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви.

Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Храм Христа Спасителя

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

  • догматов — только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины
  • канонов — применяя святые каноны к местным условиям, их соблюдают все поместные Церкви; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви
  • богослужения — литургическая жизнь каждой поместной Церкви должна соответствовать единому догматическому учению и стремиться к единообразию в основных нормах; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви).

Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения.

Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.

Перечень автокефальных Церквей

Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В современном обиходе Русской Православной Церкви в диптих автокефалий входят Церкви:

  1. Константинопольская
  2. Александрийская
  3. Антиохийская
  4. Иерусалимская
  5. Русская
  6. Грузинская
  7. Сербская
  8. Румынская
  9. Болгарская
    • управляемые архиепископами:
  10. Кипрская
  11. Элладская
  12. Албанская
    • управляемые митрополитами:
  13. Польская
  14. Чешских земель и Словакии
  15. В Америке

С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовали также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в порядке первоиераршего сана и алфавита):

    • управлявшиеся патриархами:
  1. Карловацкая
  2. Римская
    • управлявшиеся архиепископами:
  3. Перво-Юстинианинская
  4. Равеннская
    • управлявшиеся митрополитами:
  5. Буковинская
  6. Трансильванская (Сибиуская, Германштадская)
  7. Черногорская

Тбилисский патриарший кафедральный собор во имя Святой Живоначальной ТроицыКонстантинопольский Георгиевский соборИерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)

Современное состояние вопроса

Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».

Вопрос о праве предоставлять автокефалию продолжает оставаться острым и сложным. Наиболее напряженным в этом отношении является противостояние вокруг Православной Церкви в Америке. Вскоре после дарования ей автокефалии Русской Церковью в 1970 году все прочие поместные Церкви разделились — только Грузинская, Болгарская, Чехословацкая и Польская Церкви признали новую автокефалию.

Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.

  • Русская, Румынская, Болгарская, Польская и другие Церкви настаивают на самостоятельном праве каждой автокефальной Церкви даровать автокефалию конкретной части ее юрисдикции, если имеются все необходимые конкретные предпосылки.
  • Ряд Церквей, прежде всего Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Элладская, ведущую роль в процессе дарования автокефалии отводят Константинопольскому патриарху.

Кафедральный собор Александрийской Церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии, 2006 г.

В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви.

Источник: http://russiahistory.ru/avtokefal-naya-tserkov/

Просто о сложном: Что такое автокефалия?

автокефальная церковь что это

Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.

 В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Global Look Press

Общепризнанные автокефальные церкви

Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.

 Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию.

Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью.

На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Global Look Press

  • Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
  • Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
  • Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
  • Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
  • Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
  • Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
  • Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
  • Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
  • Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое исповедь в церкви

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Global Look Press

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.

Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.

Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Global Look Press

Условия дарования автокефалии таковы:

  • Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
  • Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
  • Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Анна Долгарева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/

Автокефалия в православной церкви

Вселенская Церковь — это весьма сложный организм, который за века своего существования приобрел различные правила, которые способствуют его гармоничному существованию и развитию. Любая организация должна подчиняться определенным законам и правилам, в противном случае все погружается в хаос и Церковь перестает быть Божественной.

Почему Украина хочет автокефалию и чем это грозит закончиться?

Что такое автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Автокефалия — это административная независимость поместных Церквей

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  1. Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.
  2. Определять свое устройство и управление.
  3. Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  4. Канонизировать святых.
  5. Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  6. Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.
  7. Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

Важно! РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют имеющиеся каноны к местным условиям;
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

История появления

Вселенская Церковь признает право на независимость для каждого православного народа, который способен к самоуправлению. Впервые независимая РПЦ была создана в 1448 году, когда по благословению патриарха Григория III Константинопольского был избран митрополит Руси Иона. А самостоятельность РПЦ была подтверждена в 1589 году с утверждением патриаршества.

Изначально, подобная независимость была у каждой поместной общины, которые были основаны апостолами. Они были независимы по причине отдаленности друг от друга, а сосредоточием церковной деятельности и жизни были знаковые города в Римской империи.

Отдаленные собрания чтили общины в городах и признавали их авторитет над собой по той причине, что апостолы там бывали чаще (или вовсе постоянно пребывали) и такие общины были сосредоточием христианской мудрости, поскольку ими управляли апостолы и первые епископы позже.

По существу, большинство древних митрополий были автокефалиями.

Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению

Как только христианство стало официальной религией в Римской империи, начало формироваться церковное управление, чтобы упорядочить все учения внутри христианства и создать взаимосвязь поместных общин.

На Втором Соборе было принято правило, по которому епископам из областных собраний было запрещено вмешиваться в дела мелких самостоятельных общин. Чуть позже произошла консолидация поместных собраний вокруг областных городов, архиереи в областных общинах получили название патриархов. И уже в VI веке была определена формула пятивластия, т.е.

власть была в руках 5 патриархов.

Термин автокефалия, несмотря на его древнейшее использование, стал употребляться официально относительно самостоятельной административной организации только в VI веке. К XII веку сформировалось современное понимание данного термина — независимость церковной области. Впервые такими были названы общины Болгарии и Кипра.

На сегодняшний день в мире имеется 15 официальных автокефалий.

Правила предоставления

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Ситуация в Украине

Президент Украины 18.04.2018 года отправил запрос Патриарху Варфоломею в Константинополь на предоставление независимости УПЦ. При этом он заверил граждан, что каждый сможет самостоятельно выбирать юрисдикцию и храм. Верховная Рада Украины одобрила такое решение президента.

Также читайте:

Вопрос об автокефалии в Украине пока остается нерешенным

Сегодня в Украине существуют 3 церкви, которые именуются православными:

  • УПЦ от РПЦ (митрополит Онуфрий) — единственная, которая признана официальным православным миром;
  • Киевский патриархат (патриарх Филарет) — раскольнический с 1992 года;
  • Украинская автокефалия (митрополит Макарий) с 1917 года.

Петр Порошенко просит автокефалию о единой структуре, которой в принципе не существует.

Мировая реакция и возможный исход событий

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Важно! Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу.

Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

Церковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Что такое Автокефалия? Митрополит Иларион

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/avtokefaliya-v-pravoslavnoj-tserkvi.html

Автокефальная церковь — это Автокефальная православная церковь

В этой статье мы разберем вопрос: «Автокефальная церковь — это что такое, в чем ее отличие от обычной?» Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь — это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от Вселенского собора и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан митрополита, патриарха или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан. Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии. Этот патриархат еще носит название «вселенский», поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь — это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную церковь епископ назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

  • митрополичий округ;
  • епархия;
  • монастырь;
  • приход.

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей. Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют. Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение — католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

  • Чехословацкая.
  • Польская.
  • Западно-Украинская.

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты.

Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий.

Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих — не в лоне первоначальной Православной церкви.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43111-avtokefalnaja-cerkov.html

Автокефальная церковь — это что такое? :

В православии существует такое понятие, как автокефалия, являющаяся принадлежностью лишь этой конфессии и отсутствующая в иных направлениях христианства. С тех давних времён, когда Русская православная церковь стала автокефальной, она не только вошла в число иных религиозных организаций мира, обладавших этим статусом, но и заняла между ними лидирующее положение, получив титул «Третьего Рима».

Какая церковь называется автокефальной?

Среди множества поместных церквей, то есть религиозно-административных структур, осуществляющих свою деятельность в рамках определённого государства или региона, автокефальными называются те, которые пользуются правом самостоятельно принимать решения по всем вопросам внутренней жизни, не согласовывая их с иерархами Вселенской церкви, в состав которой они входят.

Слово «автокефалия» заимствовано из греческого языка и в переводе означает «самоуправление», что в полной мере отражает административную независимость каждой автокефальной церкви, состоящей в то же время с прочими подобными ей структурами в прямом литургическом (богослужебном) общении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мужской монастырь как называется

Начало нового этапа в истории православия

Появление первых церквей, основанных на принципе автокефалии, стало результатом отделения от Византийской империи её провинций. Освобождаясь от административного контроля светских властей, население этих территорий стремилось получить также и религиозную самостоятельность.

Вследствие этого, параллельно с ослаблением империи и вплоть до её окончательного падения в 1453 году, на территориях, ранее подчинённых Константинополю, шёл процесс обособления патриархатов ─ местных церквей, возглавляемых патриархами, и митрополий, во главе которых стояли митрополиты. Его итогом стало образование ряда независимых автокефальных православных церквей, что явилось новым этапом в истории православия.

Юридические права автокефалий

Характерная особенность создаваемых структур заключалась в праве самостоятельно избирать своих предстоятелей, поставляемых местными архиереями. При этом прочие церкви не могли влиять на ход выборов, а их предстоятелям позволялось лишь присутствовать на них в качестве почётных гостей.

Кроме независимости в избрании своего первоиерарха, автокефальные церкви наделены ещё целым рядом полномочий, среди которых:

  • возможность издавать собственные правила и законы, в число которых включены Уставы входящих в их состав поместных церквей;
  • самостоятельный выбор той или иной формы управления и внутреннего устройства;
  • право освящать для себя святое миро, состоящее из множества ароматических веществ и используемое при священнодействиях;
  • канонизация собственных святых и установления дней их празднования;
  • право внесения изменений в существующие чинопоследования (порядок молитв и обрядовых действий во время богослужения) и песнопения, а также введение новых, не входящих в противоречие с установленным догматическим учением;
  • полная независимость в принятии административных решений;
  • самостоятельность местного церковного суда;
  • возможность созыва собственных Поместных соборов;
  • право инициировать созывы Вселенских соборов.

Рамки, ограничивающие права автокефалий

На каждую автокефальную церковь, при всей полноте её внутреннего самоуправления, накладываются ограничения, обусловленные принципами общецерковного единства. Являясь составляющими частями Вселенской церкви, они должны быть тождественны между собой и отделены друг от друга лишь административно и территориально, сохраняя при этом духовное и вероучительное единство.

Можно выделить три области внутренней жизни автокефальных церквей, на которые распространяются ограничения. Прежде всего это вопросы догматического характера. Согласно многовековой традиции, только Вселенская церковь обладает правом толковать Богооткровенную истину, никоим образом не изменяя при этом общей сущности вероучения.

Кроме того, применяя к местным условиям каноны (свод церковных правил), установленные Вселенской церковью, каждая из автокефалий обязана соблюдать их, не внося каких-либо принципиальных изменений. И наконец, общий ход совершаемых ими богослужений должен строиться на принципах единообразия, касающегося основных норм, и соответствовать официальному догматическому учению.

Единение православных церквей

Наглядным проявлением единства автокефальных православных церквей является установившаяся в них практика совместного литургического служения, а также взаимное церковное поминание первоиерархов. Основным же их связующим звеном является общая для всех евхаристия ─ таинство, при котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господню, необходимые затем во время причащения верующих.

Признанные автокефальные церкви

В настоящее время на свете существует 15 официально признанных автокефалий, каждая из которых имеет свои характерные особенности, включая традицию, определяющую порядок их перечисления. В диптихе автокефальных церквей, принятом в России, прежде всего упоминаются те из них, во главе которых стоят патриархи. К ним относятся церкви:

  1. Константинопольская, насчитывающая около 2,1 млн человек.
  2. Александрийская, последователями которой являются около 6,4 млн человек.
  3. Антиохийская (греческая), включающая в себя 1 млн 400 тыс. человек;
  4. Иерусалимская ─ 131 тыс. человек.
  5. Русская автокефальная церковь, являющаяся самой многочисленной в мире. Её последователями, по данным социального опроса, являются 100 млн человек.
  6. Грузинская ─ 4,2 млн человек.
  7. Сербская, объединяющая в себе почти 10 млн верующих.
  8. Румынская ─ 16,1 млн человек.
  9. Болгарская, насчитывающая около 8,2 млн последователей.

Вслед за тем в диптихе обозначены 3 автокефальные церкви, управляемые архиепископами:

  1. Кипрская ─ 425 человек.
  2. Элладская, так же как и Антиохийская, находящаяся на территории Греции. Её последователями определяют себя 8,3 млн человек.
  3. Албанская ─ 720 тыс. человек.

Кроме того, в диптихе отмечены ещё 3 автокефалии, первоиерархами которых являются митрополиты. Среди них:

  1. Польская ─ 501 тыс. человек.
  2. Православная церковь Словакии и Чешских земель. Она самая малочисленная, имеющая не более 150 тыс. последователей.
  3. Американская православная церковь ─ около 1,2 млн человек.

Кроме вышеперечисленных 15 автокефальных церквей, существуют также 6 автономных, каждая из которых находится в подчинении у одной из них. В совокупности эти церкви охватывают собой всё мировое православие. Ни в одном из направлений Западной христианской церкви автокефалий и автономий нет.

Непризнанные церкви старообрядчества и русской иммиграции

Наряду с теми автокефалиями, чей статус общепризнан, существует ещё ряд церквей, образовавшихся в XIX-XXI вв., хотя и независимых де-факто, но при этом официально не являющихся каноническими.

Самой многочисленной из них является Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ), появившаяся в 20-х годах прошлого века как религиозное объединение эмигрантов, покинувших Россию после прихода к власти большевиков.

Она включает в себя около 400 приходов, находящихся в различных странах мира, и имеет около 15 млн последователей.

Кроме того, в их число входит ряд российских религиозных организаций православного толка, не признающих над собой главенство Московской патриархии и основанных на принципах самоуправления. Это прежде всего независимые старообрядческие структуры, появление которых явилось следствием церковного раскола, потрясшего Россию в 50-60-х годах XVII века.

Суздальский раскол и непризнанные церкви Украины и Беларуси

К этой же категории следует отнести и так называемую Русскую православную автономную церковь, именуемую также Суздальским расколом. Вступив в конфликт с руководством Московского патриархата, её представители предпочли создать альтернативную религиозную организацию, не признанную ни одной из православных церквей мира.

Далее следует Украинская православная автокефальная церковь, именующая себя канонической, но не имеющая этого статуса. Её не следует путать с двумя другими Украинскими православными церквями, относящимися к Московскому и Киевскому патриархатам. Она не имеет евхаристического общения с другими церквями и не признаётся ими. Своё происхождение эта структура берёт от Польской православной церкви.

И наконец, не может добиться признания и автокефалия, образовавшаяся в результате слияния нескольких неканонических религиозных организаций православного толка, появившихся в советский и постсоветский периоды на территории Беларуси. С 1944 года их центр переместился в Нью-Йорк, и своих последователей церковь черпает в основном из числа эмигрантов.

Обстоятельства, благодаря которым Русская православная церковь стала автокефальной

Известно, что на протяжении нескольких веков после крещения Руси её Церковь находилась в подчинении Константинопольского патриархата. В то же время и главы Римской католической церкви не прекращали попыток установить над ней своё главенство.

Особенно ярко это проявилось на Флорентийском соборе 1439 года, где киевского митрополита Исидора удалось склонить к подписанию унии ─ договора, предусматривавшего объединение Восточной и Западной православных церквей, признание ими католической догматики с правом сохранения прежних богослужебных обрядов, а также подчинение их Римскому папе.

Этот акт вызвал протест со стороны россиян и послужил толчком к началу процесса, итогом которого стало образование Русской православной автокефальной церкви. Ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор за своё отступничество был смещён с должности и заточён в Чудовом монастыре, после чего его кафедра несколько лет оставалась вакантной. В 1448 году по инициативе великого князя Василия II Тёмного её занял самочинно избранный в Москве митрополит Иона.

Как и когда Русская церковь стала автокефальной?

Появление собственного митрополита стало важной вехой в истории государства. Формально в тот период провозглашение Русской автокефальной церкви ещё не состоялось, но фактически она начала действовать без оглядки на Константинополь. Её самостоятельность значительно упрочилась после того, как в 1453 году Византия была захвачена османскими завоевателями.

Ввиду сложившейся после этого тяжёлой обстановки, константинопольские патриархи, утратив своё прежнее влияние, вынуждены были прислушиваться к воле московских самодержцев. В итоге глава Константинопольской церкви Иеремия II в 1589 году поставил на российский патриарший престол архиепископа Ростовского Иова, ставшего первым патриархом Московским и всея Руси. Его портрет представлен в статье. С этого года автокефальная церковь России, наконец, обрела свою легитимность.

Юридические аспекты предоставления автокефалии

В современном мире вопросы, связанные с предоставлением автокефалии тем или иным церквям, часто бывают крайне политизированы, и их решения принимаются без учёта канонического права. Причина подобного явления подчас кроется в том, что автокефалия рассматривается прежде всего как свидетельство национальной самодостаточности и независимости. Такой крайне неверный подход часто приводит к различным внутрицерковным нестроениям и расколам.

О порядке предоставления автокефалии существует много точек зрения, среди которых доминирую две. Согласно одной из них, сторонниками которой являются представители Польши, Румынии, России и Болгарии, каждая ныне признанная автокефальная церковь, при наличии определённых предпосылок, должна иметь право предоставить такой же статус любой части своих последователей, дав им возможность создать независимую религиозную структуру.

В то же время Константинопольская, Элладская, Александрийская, а также Иерусалимская церкви настаивают на том, что подобным правом должен обладать лишь Константинопольский патриарх. Окончательное же решение вопроса может быть принято на Всемирном Соборе Православной Церкви, дата созыва которого пока неизвестна.

В работе же предсоборных комиссий активное участие принимают и наши соотечественники, к мнению которых прислушиваются с особым вниманием, поскольку со времён, когда Русская церковь стала автокефальной, она является одной из самых влиятельных религиозных организаций в православном мире.

Источник: https://www.syl.ru/article/332734/avtokefalnaya-tserkov---eto-chto-takoe

Автокефалия – что это значит

Автокефалия представляет собой особый статус поместной православной церкви, который обозначает ее полную независимость от других церквей.

Произошло это слово от древнегреческого языка «αὐτοκεφαλία», что переводится как «самовозглавление». Любую автокефальную церковь должен возглавлять епископ. При этом ему разрешается иметь различные церковные саны.

Современные автокефальные церкви

В настоящее время автокефальной православной церковью является поместная Православная Церковь, которая имеет определенную закрепленную за ней территорию. Как правило, последняя полностью соответствует той территории, на которую распространяется суверенитет государства, что получило церковную независимость. В этих границах не должны осуществлять свою деятельность другие поместные церкви.

Между автономией и автокефалией нельзя поставить знак равенства. Они отличаются друг от друга следующие особенностями:

  1. Автономия предполагает определенную зависимость от другой церковной структуры. Автокефалия делает поместную Православную Церковь совершенно отдельной функциональной единицей, которая самостоятельно решает все свои внутренние дела.
  2. Автономия требует определенного подчинения той Церкви, которая ее предоставила. Автокефалия предоставляется безвозмездно и разрывает какие-либо обязанности между церковными структурами.
  3. Автономия предполагает, что главу церкви, что находится в подчинении, должен утверждать патриарх вышестоящей инстанции. Автокефалия предоставляет возможность свободного выбора предстоятеля без вмешательства других церковных структур.

 В современном мире работает 14 общепризнанных автокефальных церквей. В настоящее время осуществляется процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

Исторический экскурс

В самых старых источниках Константинопольского патриархата под автокефалией подразумевался совершенно не тот процесс, который обозначает данное понятие сейчас. В VII столетии «автокефальными архиепископами» именовались архиереи, которые были подчинены непосредственно самому предстоятелю.

В свою очередь над «зависимыми архиепископами» стояли другие митрополиты. Несмотря на это, Константинопольский патриарх в те давние времена не имел первенства над Антиохийским архимитрополитом, при этом будучи наделен большей честью.

В настоящее время в понимании автокефалии существуют определенные проблемы. Московский патриархат считает, что прерогатива автокефальной церкви заключается в возможности самостоятельно осуществлять мироварение – приготовление и освящение специального масла, которое используется в таинствах.

В это же время Константинопольский патриархат обращает внимание на то, что именно ему принадлежит право осуществлять мироварение. При этом данный процесс осуществляется в сослужении предстоятелей других независимых церквей.

Ввиду того, что некоторые церкви самостоятельно интерпретируют термин «автокефалия», между Константинопольским патриархом и предстоятелями некоторыми поместных церквей существуют определенные разногласия.

Особенности предоставления автокефалии были вынесены на обсуждение последнего Всеправославного собора, проводившегося в 2016 году. По этой причине, а также вследствие некоторых других факторов, Московский патриархат решил не присутствовать на этом мероприятии, возглавив, таким образом, протест против нововведений Константинополя.

Украинская автокефалия

Одним из наиболее обсуждаемых событий в православном мире последнего времени является предоставление Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Поместной Православной Церкви.

С таким решением патриарха Варфоломея совершенно не согласен Московский патриархат, который вследствие подобных структурных перемен может потерять большое количество приходов. К тому же патриарх Кирилл (Гундяев) считает, что подобные действия Константинопольского патриархата являются неканоническими.

Впервые вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви Автокефалии поднимался в 1917 году. Впоследствии о нем вспомнили после обретения Украиной независимости. В начале 1990-ых годов местная власть не сумела закончить процесс получения автокефалии, ограничившись лишь соответствующим письмом, направленным Константинопольскому Патриархату.

В настоящее время предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви – это уже бесповоротный процесс. Против него выступает преимущественно только Русская Православная Церковь и некоторые другие поместные церкви, которые от нее зависимы. Вследствие этого в недавнем времени патриарх Кирилл (Гундяев) разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, назвав патриарха Варфоломея раскольником.

Источник: https://portalinform.ru/avtokefaliya-chto-eto-znachit/

Автокефалия что это такое в церкви простым языком

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  •  свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  •  самостоятельное освещение миры;
  •  введение новых песнопений;
  •  самостоятельное ведение суда;
  •  созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность

Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.

В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:

  • Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
  • Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
  • На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
  • Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
  • Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
  • Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
  • На седьмом месте — Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
  • Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
  • На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
  • Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
  • На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
  • На двенадцатом — Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
  • Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
  • На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
  • Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит служба в церкви

  Что такое Томас в православии

Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет.

Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего.

Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.

Самоназванные автокефалии — это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:

1. Заграничная русская православная церковь.2. Автономная Российская православная церковь.3. Истинно — православная русская церковь.4. Каноническая украинская автокефальная церковь.5. Автокефальная церковь Белоруссии.6. Старообрядческая Русская православная церковь.7. Древлеправосланая русская церковь.8. Древлеправлславная поморская церковь.

9. Древлеправославная церковь старопоморья.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата.

Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями.

И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

  Православие и христианство в чём отличие

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская.

Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь.

Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь.

Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира.

В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

  Клирик кто это в православии

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался  Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал «Провозглашает».

Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей  «сопровозглашает», но это не устроило Русскую Православную Церковь.

По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать «Провозглашает». Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

Источник: https://vopros-o-christianstve.ru/avtokefaliya-chto-eto-takoe-v-tserkvi-prostym-yazykom.html

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом.

На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями.

7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года.

По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии.

Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата.

В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ.

Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви.

Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/avtokefaliya-ukrainskoy-pravoslavnoy-cerkvi-chto-eto-takoe-posledstviya-poslednie?page=509

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие