Андрей кураев отлучен от церкви за что

Андрей Кураев

андрей кураев отлучен от церкви за что

В конце марта 2019-го СМИ (в том числе и зарубежные) взорвались от новости из духовного мира.

Отца Сергия (Зотова), в прямом смысле слова верой и правдой служившего в Магнитогорском кафедральном соборе, «сослали» вместе с семьей в село Фершампенуаз, что в 60 км от города.

Причина такого решения – недостойное поведение супруги, а именно – участие в конкурсе красоты, ухоженная и модная внешность, активный «Инстаграм» и работа косметологом. Зотова и его жену поддержал коллега – известный богослов, общественный деятель и писатель Андрей Кураев.

Детство и юность

В середине самого короткого зимнего месяца 1963 года в московской семье Кураевых родился сын Андрей. Если верить публикациям в СМИ, у него есть брат. Родители к религии не имели никакого отношения, даже наоборот, были от нее максимально далеки. Отец Вячеслав Иванович являлся личным секретарем видного партийного работника Петра Николаевича Федосеева, а мать Вера Трофимовна трудилась в институте философии АН.

Портрет Андрея Кураева

Известно, что в подростковом возрасте несколько лет мальчик прожил вместе со взрослыми в Праге – в Чехословакию их забросила служба. Андрей воспитывался в духе атеизма, что в советском прошлом считалось нормой. В общеобразовательном учебном заведении он даже отвечал за выпуск антирелигиозной стенгазеты, в 14 лет стал комсомольцем.

По окончании школы, оказавшись перед выбором дальнейшего образования, пошел по стопам матери, выбрав МГУ и факультет, где преподавалась философия. Ничего не предвещало того, что студент в одночасье вдруг кардинально изменит свои убеждения и представления о мире.

Однако на 3-м курсе в руки Кураева попал последний роман Федора Михайловича Достоевского о жизни семейства Карамазовых, представляющий собой настоящее хранилище глубоких мыслей и поиск ответов на вечные вопросы. После знакомства с литературным произведением приоритеты Андрея кардинально изменились – он решил принять православие.

Андрей Кураев в молодости (2-й справа) / Православие и мир

Домашние о таком смелом и непонятном в то время поступке чада не знали, но застав его за чтением Евангелия, бросились отговаривать от выбранного пути. Еще бы – если об этом узнали бы «наверху», проблемы не заставили бы себя ждать.

Что, собственно, и произошло в дальнейшем – отца сначала не пустили в зарубежную командировку, а затем и вовсе «попросили» с работы. Но больше всего взрослые переживали за будущее сына. Как оказалось, зря – Андрей с отличием окончил вуз, защитив диплом под руководством Кирилла Никонова. Затем запланировал осилить аспирантуру, но не вышло.

Подробнее о жизни и трудах священнослужителя показано в кинематографических лентах «Андрей Кураев. Прямая речь» и «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева».

Религия

После выпуска из главного университета Москвы парень сначала трудился в духовной академии, а потом взялся за осуществление мечты, поступив в семинарию. Встреченные на пути сложности в виде крупного пожара не остановили упорного Кураева – побыв строителем, он все-таки закончил учебное заведение РПЦ. Следующий раздел биографии – вуз в Бухаресте и рукоположение в том же городе в 1990-м в диаконский сан.

Религиозный деятель Андрей Кураев

По возвращении на родину Кураев занялся педагогикой – преподавал Слово Божие на журфаке МГУ, возглавил богословский факультет РПУ, параллельно писал диссертацию.

«У меня появилась возможность создать университет своей мечты. Я создавал университет, в котором сам мечтал бы учиться. Более того, был один человек, который помогал деньгами, и благодаря ему я мог приглашать штучно профессоров, у которых и сам готов был слушать лекции», – вспоминал он.

Позже занимал профессорский пост ПСТГУ, числился старшим научным сотрудником в МГУ, а потом попал в родную духовную академию и семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью не оставлял и основную – служил в храмах. В 2009-м лично патриарх Кирилл возвел Андрея Кураева в сан протодиакона.

Творчество

Известен также Андрей Вячеславович своим активным миссионерством, за что и награжден знаками отличия (ордена «Миротворец», «За благодеяние» и т. д.). Размышления на православные и церковные темы изложены им в писательских трудах. Это статьи «О вере и знании», «Закон Божий и “Хроники Нарнии”», в книгах «“Мастер и Маргарита”: за Христа или против?», «Если Бог есть любовь» и «Дары и анафемы».

Андрей Кураев на презентации своих книг

Также в своих сочинениях автор поднимал вопросы антисемитизма, наличия финансов у священнослужителей, размышления о порче, сектантстве, суевериях, «Коде да Винчи» и «Гарри Поттере». Плюс – предлагал способы поднятия России с колен и даже признавался в собственных допущенных ошибках.

Не остается протодиакон в стороне общественной жизни – его видения (нередко скандальные и резонансные) тех или иных событий развернуто излагались им в «Живом журнале». К примеру, мужчина не поддержал «бесстыжих судей» Владимира Головина и привел имена священнослужителей, принадлежавших к сексуальным меньшинствам.

Андрей Кураев

За это часто подвергался критике, увольнению и даже наложению епитимьи (церковного наказания). В 2017-м от патриарха Кирилла пришло постановление об «исправительных работах» своему подопечному – сорокоуст в Новоспасском монастыре. Что думал Кураев по этому поводу, он опубликовал, конечно, в собственном блоге и рассказал в интервью журналистам:

«Никто, правда, мне не объяснил, в чем я должен каяться. Никакой указивки я на руки не получил. Очевидно, что это наказание за мою публицистическую деятельность. Когда в 2014 году меня увольняли из Московской духовной академии, формулировка была “За эпатажные высказывания в Интернете и массмедиа”».

Досталось от протодиакона и звездам эстрады – Мадонне, чей концерт недопустим на русской земле, Филиппу Киркорову, которого и вовсе надлежит отлучить от церкви.

Личная жизнь

Как известно, представителям белого духовенства не запрещено создавать семью и детей. Но у Андрея Кураева с личной жизнью не сложилось. Хотя по этому поводу мужчина переживать не спешил.

Андрей Кураев

В 2003-м в интервью газете «Известия» на вопросы корреспондента, касающиеся семейного положения, он ответил таким образом:

«Влюбленности остались в той моей жизни, до крещения. После – Бог мне этого не посылал. Значит, и не нужно. Я ведь никогда свою жизнь особо не планировал. Я только один выбор в жизни сделал – крестился. Все остальное было неотвратимо».

Плюс – у брата Андрея Вячеславовича есть четверо детей, которые обожают дядю, и духовные чада, то есть крестники.

Познакомиться с размышлениями протодиакона можно не только в «ЖЖ», но и во «ВКонтакте», а также в «Телеграме» и «Твиттере».

Андрей Кураев сейчас

Андрей Вячеславович и сейчас ведет блог в «Живом журнале», сопровождая его видео и фотографиями, охотно участвует в беседах на радиостанции «Эхо Москвы». В передаче «Особое мнение» в качестве гостя мужчина присутствует почти каждый месяц.

Андрей Кураев сейчас / Фейсбук

В марте 2019-го в разговоре с Александром Плющевым рассуждал о нацизме, ненужности статьи об оскорблении чувств верующих и политике Украины.

Тогда же, на Прощеное воскресенье, Кураев встретился с молодыми прихожанами тропаревского храма Архангела Михаила, где числится сверхштатным «сотрудником». Кстати, данная церковь попала в кадр «Иронии судьбы».

Библиография

  • 1995 – «О вере и знании»
  • 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
  • 1996 – «О нашем поражении»
  • 1997 – «Школьное богословие»
  • 1997 – «Если Бог есть любовь»
  • 1997 – «Протестантам о православии»
  • 1998 – «Как делают антисемитом»
  • 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
  • 2003 – «Взрослым о детской вере»
  • 2004 – «Кино: пере богословием»
  • 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
  • 2006 – «Почему православные такие?..»
  • 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
  • 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
  • 2009 – «Мои ошибки»

Источник: https://24smi.org/celebrity/94004-andrei-kuraev.html

[править] Симпатии и антипатии

Отцу Андрею (слева) не давала спать слава Франциска Ассизского, и поэтому он поехал проповедовать тюленям

« Когда наши горе-демократы говорят, что не надо никакой цензуры — они хотят сказать, что цензорами будут лично они. »
— Сабж про цензуру

Кураева не любят: все необразованные, неграмотные православные, некоторые консерваторы-традиционалисты, некоторые еврейские расовые жиды, почти все язычники-родноверы, некоторые правозащитники и «профессиональные либералы», ушибленные на голову просветлённые последователи художника Н. К.

 Рериха и прочие религиозные мутанты и сектанты, а также некоторые учёные (при том, что сам протодьякон Ъ-академичен, ведёт спецкурс в МГУ, очень высоко ценит науку (то, что сам под ней понимает) и, например, не отрицает права теории эволюции на существование).

Также недобрые чувства к сабжу питает ПГМ-нутый Кирилл Фролов, особенно после того, как Кураев начал срывать покровы с «голубого лобби» в РПЦ.

Любит Кураева известный жид и мракобес, страстный полемист Дворкин. Любят его также отечественные «новые правые» типа А.

Малера на почве любви к генеральному директору ЗАО «РПЦ», общей нелюбви к «оранжевым» и «неортодоксальным» маргинальным псевдоправославным тусовкам с сайта Якова Кротова, а также фимознейшего Портала «Кредо.вру».

Оные движухи Кураева не любят в ответ, поэтому к ссылкам на portal-credo.ru и krotov.info, которых в нижеследующем тексте довольно много, стоит относиться, мягко говоря, с немалой долей скепсиса.

[править] Биография

В свете двух нимбов. Всем лежать полчаса!

В детстве, как все представители Совка, был атеистом. В школе даже издавал одноименную газету. По образованию — также атеист, однако крестился ещё в процессе получения образования, что настораживает и заставляет вспомнить о кровавой гэбне.

Впрочем, сие есть ни что иное как банальная конспирология, так как некоторые правые фундаменталисты-радикалы обвиняют Кураева и в том, что он шпион ЦРУ или даже самого Моссада. Если во всё это верить, то получится, что Кураев двойной или даже тройной секретный агент. Кстати, и сам Кураев, по информации того же «Кротов.

инфо», якобы не скрывает, что в семинарии был стукачом.

В 1985 году ситуация в этой стране начала кардинально меняться, и Кураев переквалифицировался из атеистов в попы, чтобы якобы откосить от службы в вооруженных силах — тогда был Афганский конфликт. Хотя папаша Кураева был большой шишкой в СССР (да-да, Кураев — мажор), занимал высокую должность в Академии Наук, и Афган А. В. не грозил.

Не в последнюю очередь за счёт того, что папашка был крутой шишкой, карьера Кураева начиналась стремительным взлётом, примерно таким же, как у патриарха Кирилла. В 20 с небольшим Кураев стал главным пиарщиком РПЦ МП — пресс-секретарём новоизбранного патриарха Алексия II.

Однако, в результате ряда фейлов, допущенных во время путча 1991 года (которые, по сути, сводились к желанию пересобачить между собой часть синода), церковной карьере Кураева пришёл решительный конец, из-за чего Кураеву приходится маяться в несерьёзном и по возрасту и по заслугам церковном звании.

К тому же Кирилл к тому моменту вполне уже состоялся, а молодые и резвые конкуренты ему уже были нафиг не нужны.

Фундаментальное атеистическое образование, кстати, прорывается сквозь рясу до сих пор, недавно Кураев решил возродить жанр политинформации.

Также про Кураева известно, что он:

  • любит собак, причём называет их со́баки. Боксёра обозвал бо́ксером. Однако фотографируется с кошками.
  • не умеет плавать.
  • живёт более чем скромно, основное движимое имущество составляют книги. В качестве средства передвижения использует скутер.
  • любит молодых студентов (не в том смысле, что вы подумали) и беременных студенток.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто является главой русской православной церкви

Источник: http://lurk.notforme.ru/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2

Диакон Андрей Кураев и его миссионерский фонд: биография, семейное положение

андрей кураев отлучен от церкви за что

Андрей Кураев — протодиакон Русской Православной Церкви, миссионер, писатель, профессор богословия, философ. Известен своими неоднозначными высказываниями по религиозным, нравственным, политическим вопросам. Имеет преданных почитателей и ярых противников. Одно не вызывает сомнений — этот бунтарь мало кого оставляет равнодушным.

Детство Андрея

В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.

Происхождение и рождение

Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.

Семья

Семья Кураевых была неверующей — в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.

Учеба в школе

Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.

Юношеские годы и молодость

Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости — время духовного искания, обретения веры и своего призвания.

Студенческие времена

Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало — философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).

Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.

Духовное образование

Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.

Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.

На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.

Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.

Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.

После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом — помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).

В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.

Зрелый возраст

После учебы Кураев был на распутье — стать священником или остаться диаконом. Он выбирает второе, несмотря на назначенный день священнической хиротонии. Это решение дает клирику больше свободы для миссионерской, писательской деятельности и определяет его дальнейшую жизнь.

Протодиакон рассказывает об одной из причин нежелания принять сан священника.

Работа в РПЦ

После возвращения из Бухареста диакона назначают референтом Патриарха Алексия II по просьбе последнего. Секретарем он проработал 3 года. По признанию богослова Патриарх относился к нему благосклонно.

Позже протодиакон занимал следующие должности:

  • до 1996 года работал деканом философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова;
  • до 2014 года был профессором Православного Свято-Тихвинского богословского института;
  • с 2004 года местом работы становится Московская духовная академия.

Патриарх Кирилл рукоположил миссионера в сан протодиакона — главного диакона епархии при кафедральном соборе (2009 год).

Миссионерская деятельность

Отец Андрей широко известен как проповедник православия.

Основные занятия протодиакона в миссионерской деятельности:

  1. Ведет блог.
  2. Читает лекции.
  3. Ездит по стране, проповедуя основы православной веры старшеклассникам, молодежи, военнослужащим, людям среднего и старшего возраста.
  4. Часто выступает на радио, телевидении.
  5. Занимается своим сайтом и форумом.
  6. Пишет статьи, книги.

Для поддержки работы немногочисленных православных проповедников создан Миссионерский фонд Кураева. Пожертвования необходимы для того, чтобы финансовая нагрузка за поездки в дальние регионы не ложилась на небогатые епархии.

Увольнение из академии

30 декабря 2013 года Ученый Совет постановил уволить протодиакона из Московской духовной академии. Поводом, по версии руководства МДА, послужили эпатажные высказывания богослова.

Андрей Вячеславович не присутствовал на Совете, так как был на похоронах близкого человека.

Причиной увольнения он считает свои публикации о Казанском деле. В конце декабря 2013 года инспекция, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым, посетила Казань. Поводом послужили жалобы семинаристов на многолетнее сексуальное домогательство руководства учебного заведения. Местный митрополит не реагировал на ужасную ситуацию.

Московская комиссия подтвердила правоту учащихся Казанской духовной семинарии. Обвиняемого проректора уволили. Дело не рассматривали ни полиция, ни церковный суд. Бывший проректор потом нашел себе место в Тверской епархии.

Об этом Кураев сообщил на своей странице после публикаций местной прессы о скандале. Андрей Вячеславович не опротестовал решения об исключении из МДА, хотя произошло нарушение протокола. Сторонникам богослова не дали защитить профессора. Вопреки слухам, протодиакон не запрещен в служении.

Скандальные высказывания

Выступления и публикации клирика нередко вызывают много споров.

Высказывания протодиакона, получившие в обществе неоднозначную оценку:

  1. В статье «Можно ли не праздновать 8 марта?», вышедшей в екатеринбургской «Православной газете», проводит ассоциации 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником «Пурим» (1999).
  2. Публикацией, написанной для газеты «Известия», начинает цепь высказываний о том, что ислам несет ответственность за рост терроризма (2004).
  3. Интерпретирует слова Иерусалимского Патриарха Феофила III как о сомнении последнего в божественном происхождении Благодатного огня (2008).
  4. Призывает верующих россиян игнорировать концерты певицы Мадонны из-за сценического псевдонима, выступления на зеркальном кресте и защиты гомосексуалистов. Просит МИД лишить ее въездной визы.
  5. Ратует за отлучение от Церкви певца Филиппа Киркорова после рождения и крещения детей, рожденных от суррогатной матери (2012).

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/diakon-andrej-kuraev.html

Андрей Кураев, протодиакон Русской православной церкви: биография, семья, деятельность и творчество

андрей кураев отлучен от церкви за что

В абсолютно всех сферах жизни человечества есть люди, деятельность которых у одних вызывает уважение порой даже восхищение, а других недовольство, граничащее очень часто с ненавистью.

Не секрет, что особо сложные отношения возникают в религиозной среде, где любовь и почет сегодня-завтра могут трансформироваться в обвинения в неблаговидной деятельности и разжигании конфликтов.

Одним из таких противоречивых, но при этом весьма колоритных персонажей современности является Андрей Вячеславович Кураев – хорошо известный церковнослужитель Русской православной церкви. О его жизни, работе и творчестве мы и поговорим максимально подробно в статье.

Появление на свет и семья

Биография Андрея Кураева гласит, что родился он в Москве 15 февраля 1963 года. Несколько лет своего детства мальчик прожил в столице Чехии, где на тот момент трудились его отец и мать. Кстати, стоит заметить, что все они были неверующими. Отец нашего героя, Вячеслав, трудился на должности секретаря Петра Федосеева, который был известным ученым Академии наук СССР. Мать же будущего церковника была сотрудником сектора в Институте философии АН СССР.

Ранние годы жизни

Нынешний протодиакон Русской православной церкви Кураев в детские годы воспитывался атеистом, что и не удивительно, ведь в советские времена верующих в бога людей было крайне мало, и практически все они подвергались гонениям. Если же молодой человек позиционировал себя как православный, то он вполне мог испытывать проблемы как с поступлением в вуз, так и последующим трудоустройством.

Будучи школьником, Андрей Вячеславович Кураев выпускал настенную газету со звучным названием «Атеист», в которой он последовательно объяснял свою позицию.

Получение высшего образования и приход к вере

В 1979 году Андрей Кураев, отзывы о котором будут приведены ниже в статье, стал студентом философского факультета МГУ. А уже буквально через три года молодой человек принял окончательное решение креститься и 29 ноября 1982 года свершил таинство в храме Рождества Иоанна Предтечи. Как позже признался сам священник, на сей шаг его подвигло знакомство с творчеством Достоевского, а именно прочтение романа «Братья Карамазовы».

Само собой, что от такого шага семья Андрея Кураева находилась в абсолютном шоке. В один прекрасный день родители пришли домой и увидели, как их отпрыск читает Евангелие.

После этого все надежды отца на блестящую собственную карьеру и светлое будущее сына можно было смело похоронить. Уговоры не дали никаких результатов, а мужчина вначале лишился престижной командировки во Францию, а чуть позже и вовсе был уволен.

Несмотря на все сложности в семье, никакого существенного разлада между родителями и Андреем все же не случилось.

В 1984 году Кураев оканчивает обучение в МГУ, причем он получил за свои достижения красный диплом. Руководителем его научной работы в вузе был Кирилл Никонов. После этого Андрей поступил в аспирантуру по направлению зарубежной философии, но так и не окончил ее.

Учеба в духовных учебных заведениях

В 1985 году Кураев занимает должность секретаря Московской духовной академии. Параллельно он стал углубленно постигать азы религии в духовной семинарии, однако уже в 1986 году в ней произошел серьезный пожар. Андрей был вынужден пойти трудиться на стройку, где проработал до момента, когда здание полностью восстановили, и ректор семинарии вновь позвал его учиться обратно. Выпустился из семинарии Кураев только в 1988 году.

Робкие шаги

Первые публикации на тему богословия Андрей Вячеславович осуществил еще в 1988 году. При этом изначально он взял себе псевдоним Андрей Пригорин, а его труды печатались в журнале под названием «Выбор». Под настоящим именем духовник издавался в «Московских новостях» и в «Вопросах философии».

В период 1988-1990 годов мужчина проходил обучение в стенах Бухарестского университета на кафедре православного богословия. Стоит заметить, что на учебу в этот вуз он попал благодаря победе на открытом диспуте в Коломенском педагогическом институте, где смог безоговорочно обойти закоренелых атеистов.

Получение церковного сана

8 июля 1990 года стало для Кураева в некоторой степени историческим. Именно тогда в Патриаршем соборе в Бухаресте он был рукоположен патриархом Феоктистом в чин диакона.

После этого Андрей вернулся в Россию и до 1993 года был личным референтом патриарха Алексия Второго.

Повышение квалификации

В 1994 году Андрей Кураев, православие для которого стало делом всей его жизни, стал кандидатом философских наук благодаря успешной защите диссертации на базе Института философии РАН. Его научным руководителем в этом деле был Павел Гуревич.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александро свирский монастырь где находится

А еще через год церковник стал кандидатом богословия, отстояв свой труд под названием «Традиция. Догмат. Обряд» в Московской духовной академии.

В 1996 году патриарх Алексий Второй назначил Кураева профессором богословия по рекомендации ученого совета РПУ.

Преподавательская деятельность

В 1993-1996 годах богослов Андрей Кураев занимал должность декана факультета философии в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. Как теперь вспоминает сам служитель, он был не просто деканом, а одним из основателей этого престижного ныне вуза. Также в учебное заведение приглашали всемирно известных и уважаемых профессоров, которые читали лекции студентам. Их с удовольствием слушал и сам Кураев.

На протяжении двадцати лет (1993-2013) церковник был сотрудником Московской духовной академии и семинарии. Кроме того, он руководил кафедрой апологетики и богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Признание коллегами

В марте 2002 года Кураева на основании решения Синода включили в редакционную коллегию сборника, получившего название «Богословские труды». В декабре 2004 года он стал членом Синодальной богословской комиссии.

А в последний мартовский день 2009 года его зачислили в ряды Церковно-общественного совета, курирующего вопросы защиты от алкогольной угрозы.

Также профессор входил в экспертно-консультационный совет, занимающийся проблемами свободы совести, который функционировал на базе Комитета Госдумы РФ по делам религиозных объединений и различных общественных организаций.

Очень часто многие люди сегодня задают вопрос: «Где служит Андрей Кураев?» Достоверно известно, что до конца 2007 года он выполнял возложенные на него церковные обязанности в храме Рождества Иоанна Предтечи (Пресня, Москва), а после перешел в храм Архангела Михаила (Тропарево).

Шаг наверх

Протодиакон Андрей Кураев получил свой нынешний сан во время проведения литургии в стенах Исаакиевского собора 5 апреля 2009 года, которой руководил лично патриарх Кирилл. Наш герой был возвышен благодаря его активной и продуктивной работе с молодым поколением и рьяному миссионерству.

Кинолента

В ноябре 2007 года на базе тульской православной студии «Свет» режиссер Валерий Отставных, являющийся также религиоведом и сотрудником миссионерского отдела областной епархии, снял фильм под названием «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». С учетом всех технических нюансов киноработа в итоге вышла на экраны лишь спустя полтора года.

Проблемы

30 декабря 2013 года произошло событие, из-за которого многие посчитали, что Андрея Кураева отлучили от церкви.

Причиной послужила новость о том, что духовника исключили из состава преподавателей и профессоров академии за довольно эпатажное поведение, а также провокационную работу в средствах массовой информации и интернет-пространстве (в блогах).

Сам же церковник высказал свое возмущение по этому поводу и связал эту «атаку» на него со стороны своих руководителей с тем, что он выставил на всеобщее обозрение скандал, произошедший в Казанской духовной семинарии, на котором стоит остановиться детальнее.

В декабре все того же 2013 года в Казанское духовное учебное заведение прибыла специальная инспекция с протоиереем Максимом Козловым во главе.

Такое пристальное внимание со стороны Учебного комитета РПЦ возникло к семинарии неспроста: многие студенты жаловались на домогательства сексуального характера со стороны ректора и других наставников.

Как сказал по этому поводу протодиакон Андрей Кураев, молодые люди активно подтверждали все имеющиеся факты содомии перед приехавшей комиссией, молчали лишь несколько человек с пятого курса. В конечном счете увольнению подверглись проректор и пресс-секретарь игумен Кирилл.

Протодиакон Андрей Кураев, рассуждая на тему случившегося в Казани, в одном из своих интервью сказал, что подавляющее большинство церковнослужителей в России – это абсолютно нормальные, адекватные люди. Несмотря на то что в стране живет очень много монахов, даже среди этих добровольных затворников нет каких-либо проявлений гомосексуальных наклонностей.

Однако, к огромному сожалению, есть некоторая группа церковно-офисных сотрудников, которая стала пользоваться своей властью и возможностями, забывая, для чего они вообще служат и на что они призваны изначально.

При этом, рассуждая на тему о том, что его отлучили от церкви, Андрей Кураев сказал, что не боится быть выброшенным из лона православия, так как, опираясь на историю, он абсолютно уверен, что даже после потенциально возможного отлучения его неизменно восстановит уже следующий патриарх.

Источник: https://FB.ru/article/367501/andrey-kuraev-protodiakon-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-biografiya-semya-deyatelnost-i-tvorchestvo

Протодиакона Андрея Кураева отчислили из профессоров МДА — комментарии

На заседании Ученого совета Московской духовной академии 30 декабря 2013 года протодиакона Андрея Кураева отчислили из преподавательского состава и постановили исключить его из числа профессоров МДА.

Это стало одной из самых обсуждаемых тем первых дней 2014 года.

Пресс-служба МДА: Заявление Ученого совета

В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви».

Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной.

В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении.

Протодиакон Андрей Кураев: Справедливостью будет возвращение чистоты жизни казанским семинаристам

В эфире телеканала «Дождь» протодиакон Андрей Кураев ответил на вопросы о своем увольнении.

— Скажите, за что же вас уволили?

— Насколько я могу судить по сообщению пресс-службы МДА — за те суждения в блогосфере, которые показались эпатажными Ученому совету. Для меня как профессионала это радостная формулировка — это означает, что ко мне как к профессору Академии — тем лекциям, которые я читал, тем книгам, которые я написал по своему предмету «Миссиология», — нет претензий. Это хорошо.

— Разве до вас кого-нибудь когда-нибудь увольняли из Московской духовной академии за высказывания в блогах?

— За это уволили Василия Осиповича Ключевского, который 36 лет преподавал в МДА, а затем баллотировался в Госдуму по списку не монархистов, а кадетов. Но его все же не Ученым советом увольняли. Было решение Синода, ректор настоял — а так, чтобы всех коллег замарали, — это впервые.

— А почему коллеги не высказались против?

— Я не был на Совете, это произошло в мое отсутствие, у меня были, к сожалению, похороны близкого мне человека, но мне рассказывали, что были разные голоса и по сути и по процедуре.

Значительная часть профессоров МДА, это еще и профессора и выпускники МГУ — это люди университетской культуры.

И в моем сознании — а я 20 лет преподаю в МГУ, как и в сознании других выпускников МГУ немыслимо чтобы ученый совет МГУ увольнял профессора за то, то он делает вне университетского пространства, за частные высказывания в блоге. Даже в советские времена это было немыслимо.

— То есть вас легализовали как церковного диссидента?

— Знаете, это очень странное решение, нелогичное. Если Академия увольняет меня за то, что я сделал что-то не то в моем блоге, что-то вынес наружу, что-то рассказал из церковных тайн, это мгновенно означает, что вся блогосфера бросается ко мне. Происходит — говоря языком Интернета — усиление аудитории, многократное усиление аудитории. То есть эффект ровно обратный. Они хотели что-то скрывать. Напротив, это стало предельно очевидно.

— То, что начальство следит за вашим блогом — это, с одной стороны, лестно для вас, с другой стороны — были ли такие намеки раньше?

— Намеки такие были, в том числе в ситуации с Пусси Райт, когда мое мнение разошлось с официальным мнением Патриархии. Понимаете, мы говорим о вопросах, в которых речь идет о моей совести.

Протоиерей Максим Козлов: К сожалению, отец протодиакон не услышал то братское увещание, которое имело место уже более полутора лет назад, в марте 2013, когда его корпорация его уже просила заботиться о достоинстве того места, в котором он призван служить, просила прекратить эпатажные провокационные выступления в сфере массовой информации. Проблемы, которые есть в Казанской семинарии, и которые, в частности, привели к увольнению проректора, они, как и в любой духовной школе, те или иные проблемы есть, они рассматриваются. Увольнение о. Андрея из профессуры МДА никак не следует связывать с данным казанским делом, в этом смысле он принимает желательное за действительное.

— Что это за казанское дело?

— Это беспрецедентный случай — увольнение профессора посреди учебного года. не в конце, когда можно было не продлить контракт. Ясно, что именно сейчас что-то произошло, не когда-то в прошлом. В прошлом у меня было расхождение по поводу Пусси Райотс, но они сейчас на свободе. Сейчас эта тема неактуальна.

Я жестко высказывался по поводу суррогатного материнства Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой, но моя позиция теперь — это официальная позиция Церкви. Посмотрите заявление Синода в конце декабря о суррогатном материнстве.

Поэтому единственное, что могло считаться скандальным — это казанское дело. В конце декабря комиссия во главе с о. Максимом Козловым ездила в Казань в ответ на многочисленные жалобы семинаристов на сексуальное домогательство со стороны руководства этой семинарии. Они пробовали обращаться к местному митрополиту много лет. Комиссия съездила и к чести о.Максима — подтвердила правоту их. Проводилось анкетирование семинаристов — из 74 42 или больше сказали, что домогательства имели место.

Проректора, которого обвиняли, уволили с поста проректора, но в полицию это не было передано. А начальник, пристающий к подчиненному — это статья. Не было обращения в прокуратуру, не было церковного суда, не было заявлено, что это будет сделано, не было снятия сана или запрета, ему тут же был оформлен свободный полет, он стал искать себе новое место благоустройства и нашел его в Тверской епархии. Я об этом написал, но не я первый, я взял это из казанской прессы.

Затем когда местные семинаристы увидели, что я на их стороне, они стали слать мне свои иски. В частности они прислали мне выступление митрополита Анастасия перед ними после отъезда комиссии, дескать, как вы смеете жаловаться, мы вас поим-кормим, а вы меня предали и так далее.

— Вы ждали какой-то реакции?

— Нормальная реакция — это то, что результаты проверки о. Максима Козлова передаются в Следственный комитет. Пока получается, что скандал в Казанской семинарии, а увольняют за это почему-то меня.

— Наш спикер пояснил, что вы выдаете желаемое за действительное, и мотивы были другие.

— Он кривит душой и выдает желаемое за действительное. Иных мотивов нет.

— Он сказал, что вас о чем-то предупреждали и вы тогда не услышали.

— В марте было заседание Ученого совета, посвященное мне, специально созванное: в марте у нас обычно не проводятся заседания, только в конце декабря и в конце мая. Был один вопрос на повестке дня — Кураев и Пусси Райотс. Но мои заявления не были скандальными — предложение накормить блинами — что здесь эпатажного? Что здесь скандального?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто главный в монастыре

— Были ли раньше такие скандалы?

— Были. Например, в Екатеринбурге в 1994 году был скандал с епископом Никоном Екатеринбургским, но только когда это ушло в прессу. Патриархия не реагировала никак.

Когда возникла перспектива уголовного дела и начала реагировать пресса федерального уровня, тогда со скрежетом послали проверяющую комиссию из Патриархии и решение было такое: уволить всех.

Епископа — по формулировке — за то, что не контролирует ситуацию в епархии. То есть не за педофилию, а за то, что писк послышался за стенами епархии.

— Что в ваших высказываниях в блогах еще могло повлиять?

— Все остальное многолетно проверено в рамках нормальной богословской дискуссии.

— Вы будете пробовать опротестовать решение?

Источник: https://www.pravmir.ru/diakona-andreya-kuraeva-otchislili-i-professorov-mda-kommentarii-1/

Кураев андрей вячеславович — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Протодиакон Андрей Кураев

Кураев Андрей Вячеславович (род. 1963), протодиакон, сверхштатный клирик Московского храма Архистратига Божия Михаила — патриаршего подворья в Тропарёве, профессор, публицист, автор многих книг, сектовед

Родился 15 февраля 1963 года в городе Москве.

Несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету «Атеист».

В 1979 году поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и научного атеизма. Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей.

Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал).

Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда «безбожно» лжет, критика бьет мимо цели. Осенью 1982 года принял крещение.

В 1984 году, по окончании университета, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её; в 1985 году перешёл на работу секретарём в Московскую духовную академию.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.

В том же году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты «каким-то семинаристом». Областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея в Румынию.

Продолжил образование в Бухарестском Богословском институте.

8 июля 1990 года в Румынии рукоположен в сан диакона в состоянии целибата.

«Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие (а для меня православие — вселенская религия). Кроме того, Румыния — очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили».

По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 год работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ректор порекомендовал отца Андрея. «Патриарх встретил меня с улыбкой: «Говорят, Вы хорошо умеете писать?» — «Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии — чтобы не повторять десять раз одно и тоже». Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: «Нет, Ваше Святейшество» Патриарх позволяет с собой не соглашаться.

Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей.

При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой — ту деятельность воспринимал скорее как послушание».

В 1992 году окончил Московскую духовную академию.

В 1993-1996 годах был деканом философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году получил учёное звание профессора богословия. В июне 1997 года состоялась предзащита докторской диссертации А.Кураева по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ.

С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.

С осеннего семестра 2004 года основное место работы – Московская духовная академия (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжалось).

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Профессор, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Московского Православного Свято-Тихоновского института. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ.

12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника “Богословские труды”.

24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной богословской комиссии.

Патриаршим указом № 6878 от 25 сентября 2007 года освобождён от послушания сверхштатного клирика Московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен сверхштатным диаконом Московского храма Архистратига Божия Михаила — Патриаршего подворья в Тропарёве.

5 апреля 2009 года возведён в сан протодиакона в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе патриархом Московским и всея Руси Кириллом «за активное миссионерское служение и работу с молодёжью».

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — секретарь Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ Межсоборного присутствия [1].

Регулярно выступал в СМИ с резкими и провокационными заявлениями, в связи с чем постановлением Ученого совета МДА от 12 марта 2012 года ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви». Положительной реакции со стороны о. Андрея на это постановление не последовало.

30 декабря 2013 года Ученый совет МДА констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении [2].

Награды

  • Церковные:
    • медаль преп. Сергия Радонежского II степени (1988 год)
    • орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени (от патриарха Алексия II, 15 февраля 2003 года)
    • камилавка (от патриарха Кирилла, 5 апреля 2009 года)
  • Светские:
    • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
    • знак отличия «Гражданская доблесть» (награда Президента Республики Саха (Якутия), 2005 г.)

Труды

  1. Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. — Клин, 1994.
  2. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. — М., — Клин, 1995.
  3. На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? — М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье).
  4. Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995.
  5. О вере и знании — М., Аргус, 1995.
  6. О нашем поражении. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
  7. Раннее христианство и переселение душ. — М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное — М., Сретинский монастырь, 1998.
  8. Сатанизм для интеллигенции.

    (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. — М., Отчий дом, 1997.

  9. Христианская философия и пантеизм. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
  10. Школьное богословие. — М., Благовест, 1997.
  11. Протестантам о Православии. — М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.

  12. Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. — Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке).
  13. Если Бог есть любовь. — М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997.
  14. Православие и право. Церковь в светском государстве. — М., Издательство Сретенского монастыря, 1997/
  15. Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997.
  16. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997.
  17. Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998.

Использованные материалы

[1]  «Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html

[2]  Состоялос­ь очередное заседание Ученого совета МДА, 30 декабря 2013 г. — http://www.mpda.ru/news/text/2027629.html или http://www.patriarchia.ru/db/text/3488723.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4543.html

Диакон Андрей Кураев

В современном мире привлечь общество к обсуждению религиозных тем, а при этом еще приобрести преданных почитателей и ярых противников, способна только яркая личность, которая по-настоящему уверена в своих действиях.

Диакон Андрей Кураев — священник РПЦ, объединивший в одном лице звания: писателя, миссионера, профессора богословия, философа и ярого критика некоторых вопросов современного восприятия религии, борца за чистоту звания священника.

Детские и юношеские годы

Семья Кураевых, отец и мать будущего клирика, слыли атеистами, философами, отец был Ученым секретарем секции общественных наук в президиуме Академии наук СССР. Мать преподавала в Институте философии в Москве, 15 февраля 1963 года на праздник Сретения Господня у них родился сын Андрей.

Протодиакон Андрей Кураев

Далекая от коммунистической идеологии чета увлекалась Высоцким, Галичем, втихаря читали Солженицына. Сын не создавал особых проблем с учебой, рос обычным мальчиком, проявлял особый интерес к философии, подслушивая беседы родителей и их друзей.

О других православных публицистах:

Самое интересное, что при поступлении на философский факультет молодой человек выбирает изучение истории и научного атеизма в МГУ, только бы не пользоваться статусом протеже на кафедре логики и зарубежной философии, чтобы не быть под покровительством отца.

Переломный духовный момент

На похоронах любимого барда Владимира Высоцкого в 1980 году Андрей увидел советскую идеологию во всей красе, а произведение Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» изменили отношение юноши к церкви и вере в Бога.

Не сказав ничего родителям, в 1982 году Андрей принимает Таинство Крещения, после окончания философского факультета в 1984 году продолжает учебу в Московской духовной семинарии.

Поступок сына привел к концу карьеру отца. Активный семинарист попадает под контроль партийных органов, но никто не возражал против его учебы в Бухарестском богословском институте, куда Кураев поступает в 1988 году.

После возвращения из Румынии молодой диакон поступает в МДА, которую успешно заканчивает в 1992 году и перед ним возникает проблема — принять сан священника или остаться в чине диакона. Уже был назначен день рукоположения в священники, но Андрей выбирает путь свободы и миссионерства.

Интересно! Клирик полностью посвящает себя миссионерской деятельности. У него нет семьи и детей, поэтому все время диакон посвящает чтению богословской литературы, написанию статей и ведению блогов в средствах массовой информации.

Служение в РПЦ

По возвращении из Румынии активный диакон приглашается патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым на должность референта, где клирик работает три года, после этого Андрей Кураев после защиты диссертации возглавляет философско-богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова до 1996 года.

В 2004 году переходит преподавать в Московскую духовную академию.

Андрей Кураев на богослужении

В 2009 году Патриарх Кирилл рукополагает отца Андрея в сан протодиакона. Главный диакон до 2014 года занимает должность профессора православного Свято-Тихвинского института богословия.

Казанский скандал и увольнение из МДА

Эпатажный миссионер в прессе высветил дело о сексуальных домогательством руководства духовной семинарии в Казани, публично «вынес сор из избы», осудив действия местного митрополита, не реагирующего на жалобы семинаристов. Кураев на своем сайте рассказал о действиях бывшего проректора, с которого даже не сняли сан, а перевели в Тверскую епархию.

Андрей Кураев ведёт свой блог и читает лекции в разных городах

Местные власти и священство хотели замять скандал без привлечения полиции и прессы, но на их пути появился правдолюбец Кураев. Руководство МДА выдало приказ об увольнении несговорчивого протодиакона, но, как служитель церкви, он не отстранен от работы.

Сегодняшнее служение

Храм Архангела Михаила в Тропарево  является постоянным место службы протодиакона, который по-прежнему ведет свои блоги, реализует себя, как писатель и богослов.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/diakon-andrej-kuraev.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Кто изображен на картине репина

Закрыть