Что такое иконостас определение

Иконографический состав высокого иконостаса. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

что такое иконостас определение

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты).

Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря.

Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников.

Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Местный ряд иконостаса придела собора Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве. Lotusalp, GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

Благоразумный разбойник. Дьяконская дверь. неизвестен, Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

«Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года. неизвестен, Public Domain

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения.

Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников.

Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд — праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год. Андрей Рублев и Даниил, Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд — пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа.

Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи неизвестен, Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд — праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».

Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг.

Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

Авраам (икона середины XVII века) anonimus, Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице.

Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму.

Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/13837-ikonograficheskij-sostav-vysokogo-ikonostasa/

История человечества, или какой иконостас правильный?

что такое иконостас определение

В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ.

Как рос иконостас

Иконостас

Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас — это часть архитектурного облика храма, — говорит Лариса Гачева. — Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен.

В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы.

Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор».

Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз.

Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения.

Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, — деисисом (от греч. «прошение, моление» — композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. — Ред.). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские образцы. Но это было не всегда возможно, например, в деревянных храмах, которых было большинство, не делалась настенная роспись, вместо нее увеличивалось количество икон в иконостасе, алтарная преграда росла.

Пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России в первой половине — середине XVII века. Он состоит из местного ряда, деисиса, праздников, пророческого и праотеческого рядов.

Самый известный пример — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостасы XV-XVII веков называют тябловыми. «Тябло» — это искаженное греческое слово «темплон».

Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами.

Поскольку пятиярусные иконостасы полностью закрывали всю восточную стену, в храмах Ростова Великого алтарь стал отделяться сплошной каменной стеной, прорезанной проемами врат, иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами.

Стиль нарышкинского барокко украсил иконостасы объемной резьбой. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы.

В барочных храмах иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон.

Такой иконостас напоминает чудесный райский сад, где пребывают святые (такой, например, можно увидеть в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих храмах Ярославля).

Для классицистических храмов XVIII -XIX веков характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме, при этом иконографическое содержание таких иконостасов минимальное (особенно ярко это проявилось в петербургских храмах).

Какой иконостас выбрать?

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре.

Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм.

А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма».

Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой.

Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Икона прибавление ума где находится

К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда».

Что послать в космос?

«Высокий русский иконостас — это одно из великих   прозрений православного народа и православного миросозерцания, — считает протоиерей Сергий Правдолюбов. — Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

Просто видеть Престол и предстоящего, как теперь принято у католиков, лицом к  народу священника — этого недостаточно. Иконостас гораздо ближе простому человеку, который должен понять, что  именно мы совершаем на литургии, и иконостас ему помогает.

На иконе «О Тебе радуется» предстоящий народ  изображен без нимбов (с нимбами  только Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин), там даже маленькие дети есть. На этой иконе Богородица обычно окружена не полным кругом (символ вечности), а разорванным. Сфера идет сверху, а внизу, где стоят люди, она разорвана.

И вечность спускается к нам, простым людям. Если эта икона изображается на западной стене (это редко, но бывает), то лик святых перетекает в стоящих прихожан, а восточная стена — это иконостас, снова лик святых.

Здесь наглядно видно, что Церковь — единая, это люди, которые молятся здесь, и святые, и призванные к святости.

В Ферапонтовом монастыре на северной стене находится фреска «О Тебе радуется», а икона с тем же сюжетом стоит в иконостасе рядом с Царскими вратами. При входе в храм помещены два песнотворца. Получается, что изображение «О Тебе радуется», этот «модуль пространства», многократно повторен.

Мы видим этот образ и сбоку, и прямо перед собой, рядом с Царскими вратами. Мы смотрим на него, и он является изображением нас самих. Мы стоим внизу, и перед нами алтарь, Престол Божий. Эта икона является прекрасным символическим изображением всего человечества. Ее можно в космос посылать для других цивилизаций.

Иконостас является также образом всей нашей истории».

О прошлом говорят  праотеческий и пророческий ряды. В праотеческом ряду располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном — предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. В пророческом ряду помещены иконы ветхозаветных пророков, держащих свитки с цитатами из их пророчеств.

Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Евангельские события показывает праздничный ряд. Местный ряд — это настоящее, он приближен к нам, в нем находится храмовая икона.

Иконостас говорит и о будущем: деисис, когда Церковь молит Христа-Судию за человечество, показывает момент второго пришествия Христа и Страшного суда.

Всякий раз, заходя в храм, мы останавливаемся перед иконостасом. Мы можем не обратить внимания на роспись купола или фрески на колоннах, но не увидеть иконостас невозможно. При этом если искусствоведческих исследований о нем много, то единственным трудом, раскрывающим его смысл, остается книга отца Павла Флоренского «Иконостас», написанная почти сто лет назад.

Ирина РЕДЬКО

Источник: https://www.pravmir.ru/ikonostas/

Зачем в храме нужен иконостас

что такое иконостас определение

Завеса, отделяющая Святая Святых от молящихся, существовала еще в скинии – походном храме евреев, в центре которого находился Ковчег Завета. Сделать такую завесу Моисею приказал сам Бог, повелев соткать ее из синей, багряной и «червленой» шерсти и «крученого виссона» – тончайшей бело-золотистой ткани, и выткать на завесе изображение херувимов.

От Иудеи до Византии

После того, как царем Соломоном был выстроен Иерусалимский Храм, традиция отделять алтарь от остального мира продолжилась. Во времена Ирода в Храме иудеев было три завесы – одна отделяла притвор с обычными горожанами от святилища, в котором молились священники и где был установлен алтарь для жертвоприношений, и еще две – отделяли святилище от Святая Святых с Ковчегом.

Считается, что во время крестных страданий Спасителя, когда потемнело солнце и случилось такое страшное землетрясение, что «гробы отверзлись» и восставшие из них мертвецы пришли в Иерусалим, завеса между притвором и святилищем лопнула надвое, символизируя соединение человека с Богом. Тем удивительнее, что в ортодоксальной церкви – то есть в церкви, хранящей первые традиции, появился такой сложный, многосоставный иконостас от пола до потолка, отделяющий алтарь от молящихся.

Действительно, христианство в первые века не нуждалось в завесах – Литургия часто проходила тайно: то в пещерах, то в катакомбах, на гробах мучеников, народа было немного; все друг друга знали, не было необходимости отделять престол, на котором свершалось таинство преложения вина и хлеба в Кровь и Плоть Господню, от верующих.

Но все изменилось в IV веке, когда полновластным главой Римской империи стал Константин Великий – равноапостольный святой, изменивший в империи положение христиан.

Отныне они получали право открыто исповедовать свою веру, стоить храмы и проводить богослужения. Более того, император освободил православную церковь от налогов, клир – от повинностей, дал возможность храмам приобретать недвижимость и даже издал эдикт о разрушении языческих капищ, который так и не был выполнен.

И увы, – в первых же храмах понадобилось огородить алтарь от верующих, так как храмов было мало, желающих причаститься неофитов много, возникала давка – возросла опасность осквернения Святых Даров.

И снова – ограды

Первые алтарные преграды и парапеты, отделяющие престол от храмового пространства были невысокими и напоминали штакетник или выполнялись в виде полукружия из 12 колонн, которые сверху увенчивались архитравом – поперечинами. Молящиеся могли беспрепятственно видеть, что происходит в алтаре.

Затем на архитраве появились иконы, а в XIII веке на колоннах у царских врат начали размещать образа Спаса и Богородицы. Позже на преграде стали размещать иконы Святых и Архангелов – так появились иконостасы из одного и двух ярусов.

От ромеев – к Руси

Архитектура Руси имела свои особенности – здесь строили из дерева, и расписывать такой храм, чтобы рассказать неграмотному прихожанину о Евангелии, было невозможно. Именно поэтому на Руси иконостас получил новое развитие.

В XV веке в городе Владимире в храме Успения Богоматери появился иконостас в 4 яруса, работы иконописцев Андрeя Рублeва и Дaниила Чeрного.

Спустя век появился пятый ряд, а в XVII веке иконостас приобрел тот классический вид, который мы знаем.

Самый верхний ряд называют праотеческим – в центре его стоит икона Святой Троицы, а по бокам изображены праотцы от Адама до Моисея.

Второй ряд посвящен пророкам, в его центре ставится икона «Знамение».

Третий ряд сверху называют деисусным; его венчает образ «Спас в силах» с Христом, восседающим на троне судьи, по левую руку от Него находится икона Девы Марии, а по правую Предтеча Господень — Иоанн.

Следующий ряд повествует о Евангелии, а в нижнем пятом ряду находятся царские врата, над которыми размещают изображение Тайной Вечери, а по сторонам от врат – крепят образа Спасителя и Богоматери.

Иногда иконостас делают шести- или даже семиярусным, и дополнительные ярусы рассказывают о земных страданиях Христа. А в небольших храмах иконостас могут быть, наоборот, четырех- и даже трех-ярусными.

Значение иконостаса

Итак, в современном православном храме иконостас играет охранную роль, призванную защитить Святые Дары и престол, на который во время Литургии сходит святой Дух, от осквернения, пусть даже и случайного.

А в прошлом, когда население России не было таким образованным, иконостас играл роль Священного Писания, рассказывая прихожанам историю человечества от грехопадения Адама до Страшного Суда. Эту историю объединяет Евхаристия – Таинство Святого Причастия, соединяющее земное и небесное.

Святой Павел Флоренский считал иконостас «костылем» духовности, который не скрывает за собой никаких тайн, а напротив, указывает верующим на них, открывает всем – и хромым, и увечным вход в Горний мир «запертый от них собственною их косностью» и «кричит им в глухие уши о Царствии Небесном».

Нашла свое место в русском иконостасе и занавеса, что отделяла Ковчег от святилища, эта завеса – расшитая золотом катапетасма, находится сразу за Царскими вратами и ее открывают в определенные минуты богослужения, символизируя этим соединение верующих с Богом.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/71951-zachem-v-khrame-nuzhen-ikonostas.html

ИКОНОСТАС

статьи

ИКОНОСТАС, сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.

История развития иконостаса

Формирование иконостаса имеет свою длительную историю. В раннехристианских храмах алтарь отделялся от собственно храма тканой завесой или преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном.

Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260–340). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в 4 в., алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Значительно древнее, по мнению многих исследователей, употребление тканых завес.

По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви – алтарь – от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма.

В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии неотъемлемой частью декорации алтарных преград.

Ранние византийские преграды состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста. Со стороны алтаря за ним была укреплена завеса, которая задергивалась и отдергивалась в определенные моменты богослужения. Такие преграды, являясь составной частью архитектурного ансамбля храма, выделяли алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства.

Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь.

Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти».

Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в.

, установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика.

Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма. Над царскими вратами помещалась основная икона – «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус»), изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу.

Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.

Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. По данным натурных исследований в русских храмах 11–12 вв. существовало два типа преграды – со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем.

Темплон, в русской передаче «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство. Принципиальным отличием обоих типов от византийских преград стало отсутствие в композиции столбцов-колонн и установка темплона на значительной высоте.

В дальнейшем эти черты в значительной степени предопределили превращение домонгольской преграды в высокий иконостас.

Большая высота темплона, отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном.

Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса», и царских врат, относится к 1360–1361 (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно повесить икону семистрельную

В свою очередь византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.

По поводу развития русского иконостаса в 15 в. существует две гипотезы. Согласно первой, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Согласно второй гипотезе, формирование высокого иконостаса прошло через два этапа.

На первом этапе иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. В 15 в. в мастерской Андрея Рублева впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

В 16 в. к иконостасу добавляется новый ряд – праотеческий. С его появлением окончательно складывается классический тип пятиярусного иконостаса. Однако на этом увеличение количества рядов и высоты иконостаса не останавливается.

С началом 17 в. над праотеческим рядом все чаще появляется ярус изображений серафимов и херувимов. Во второй половине 17 в. в состав иконостаса прочно вошел т.н. пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т.е. кисть руки).

Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666–1667, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам. Во второй половине 17 в.

в иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. Распятие было живописным, обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце 17 – начале 18 вв.

получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце 17 – начале 18 вв. под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.

Классический иконостас

состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.

Праотеческий ряд

Верхний ряд в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на свитках представляет ветхозаветную церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы, или «Отечество» (один из иконографических вариантов изображения Святой Троицы).

Пророческий ряд

являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Пророки также изображаются держащими в руках свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. В центре этого яруса помещается образ Богоматери «Знамение». Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Праздничный ряд

Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения.

В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения.

Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.

Деисусный ряд

Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е.

сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир.

Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.

Местный ряд

В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа – храмовая икона. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.

Северные и южные врата

иконостаса ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.

Царские врата,

ведущие в алтарь, являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в 5–6 вв. они украшались священными изображениями. Обычно на царских дверях помещается «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов.

Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами.

Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви.

Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире.

«Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/IKONOSTAS.html

Что такое иконостас в православном храме?

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых – алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня – освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа — Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется «местный ряд», по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах — икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат — иконы Спасителя и Богородицы.

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Даниила Черного.

Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, Деисусный чин среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части.

В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси.

Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского.

Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок.

В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом — Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре — Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой — Иоанн Креститель.

Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1662419566631062015/chto-takoe-ikonostas-v-pravoslavnom-hrame/

Великое и непонятное: Что такое иконостас и зачем он нужен?

После повального атеизма в Советском Союзе, с наступлением лихих 1990-х многие обратились к религии как к новому объединяющему нацию элементу.

Количество верующих резко выросло: на сегодняшний день в России всего 7% атеистов, остальные 93% причисляют себя к какой-либо религии. Из них, по статистике опросов 2012 года, 74% россиян назвали себя православными верующими.

При этом следующая цифра впечатляет еще больше: 61% из них никогда не брали в руки Священное Писание и 54% не знают содержания Библии.

Эти цифры говорят о том, что для многих религия является скорее неотъемлемой частью культуры, эдаким мифом, в который положено верить: русский – значит православный. При этом практически полностью отсутствует осведомленность о культе как части религиозного сознания. Поэтому эту статью мы решили посвятить иконостасу как одному из главных элементов убранства русской православной церкви, чтобы заходя в храм не было этих вопросов:

1. Что такое иконостас и зачем он нужен?

В Древнем Риме базилику, форма которой лежит в основе раннехристианских храмов, использовали как судебные залы и биржи. Сидевших там писцов и судей ограждали от посетителей решетками, которые затем стали алтарной преградой в церквях. Эта преграда, в свою очередь, позднее преобразилась в иконостас.

Преграда отделяет алтарь, восточную часть храма, от остального пространства, где находятся прихожане. Изначально она была невысокой, на нее можно было облокотиться. Ее делали из дерева или камня, она могли выглядеть как глухая стенка или как балюстрада колонн.

Схема храма

В середине XI века церковь разделилась на две ветви: Римско-Католическую и Православную. С этого момента каждая из них развивалась по собственным законам. По-разному сложилась судьба алтарной преграды: на Западе балюстрады и колоннады постепенно исчезли, и алтарь стал открытым, а на Востоке стенки постепенно превратились в подставки для икон, став иконостасом.

Иконостас Благовещенского собора московского Кремля

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда родилась матрона московская

2. Почему иконы расположены именно в таком порядке?

В ранний период христианства на стенке алтарной преграды обычно просто вырезали крест. Но в IX веке византийский император Василий Македонянин приказал украсить ее изображением Иисуса Христа. Затем на балюстраду начали ставить иконы с изображением не только Христа. Ставились они обычно в ряд: Богоматерь, Иисус и Иоанн Предтеча, святой, крестивший Спасителя. Этот мотив до сих пор чаще всего находится в центре иконостаса и называется «Деисус».

Постепенно форма иконостаса усложнялась и к XV веку на Руси появился тот тип алтарной преграды, который мы знаем сейчас как иконостас.

Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Здесь иконы не написаны на дереве, а набраны из мозаики

Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Подробнее мы рассмотрим эту схему на примере Благовещенского собора Московского Кремля (наведите курсор на картинку):

3. Кто все эти люди?

В разных церквях иконостас может выглядеть по-разному, но центральная часть почти всегда остается неизменной. Не всегда рядов будет пять, но первые два, Местный и Деисусный, а также Царские врата будут обязательно. Если же иконостас высокий, то святые по бокам от центральной части не всегда одинаковые в разных регионах. Однако центральные иконы чаще всего будут одни и те же, поэтому мы расскажем именно о них (наведите курсор на картинку):

Источник: https://www.be-in.ru/review/33860-chto-takoe-ikonostas-i-zachem-nuzhen/

Что такое иконостас: определение, история и описание :

Что такое иконостас? При входе в храм, когда мы оказываемся в притворе, можно увидеть высокую перегородку, скрывающую от нас алтарь, украшенную иконами.

Иногда он находится на некотором возвышении, на солее, на которую выходят священники и церковнослужители. Перед ней в центральной части стоят молящиеся во время службы.

История возникновения

Церковный иконостас создается по установленным канонам, которые формировались и обновлялись всю историю христианства.

Первые церкви устраивались по образу иудейских храмов. Современному алтарю в них соответствовало сакральное место, куда заходили только первосвященники.

Предшественником иконостаса, традиции оформления которого окончательно сформировались к 17 веку, является алтарная преграда. С ее внешней стороны молились приходящие в церковь верующие, а с внутренней — священнослужители. В древних церквях алтарь отделялся Т-образной или П-образной перегородкой.

С 4 века известен способ обустройства алтарной преграды в виде медной решетки, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Множество подобных примеров можно найти также в церквях Армении, построенных не раньше 6 века.

На Руси православные иконостасы вначале тоже имели вид алтарных перегородок, но позднее их стали делать из более доступного материала – дерева. Их украшали резьбой и вставными иконами. Иконы собора 12-13 века, построенного во Владимиро-Суздале, например, хранятся в Третьяковской галерее.

Как выглядит иконостас сегодня?

Что такое иконостас в современной церкви? Вся алтарная стена заполнена иконами в несколько рядов, при их выборе и расположении соблюдаются некоторые обязательные традиции.

Врата в центре иконостаса называют царскими, на них изображают Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Их открывают только в определенные моменты богослужения, в святую седмицу. Проход священников через царские врата символизирует присутствие Бога в храме, который благословляет присутствующих.

Слева и справа находятся дьяконские двери с иконами архангелов Михаила и Гавриила, через которые заходят церковнослужители и священники.

Справа от входа находится икона спасителя Иисуса Христа, рядом с ней – икона святого или праздника, соответствующая посвящению храма. Например, если вы зайдете в Покровский храм, это будет икона Покрова Пресвятой Богородицы, а если в храм преподобного Серафима – икона этого святого.

Второй ряд называется «Деисус», что означает моление, прошение.

На нем традиционно справа расположены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы справа, а слева — Иоанна Предтечи. В этом же ряду находятся изображения двенадцати апостолов.

Символическое значение имеет расположенная над царскими вратами икона Тайной Вечери, первой литургии, на которой Иисус Христос посвятил апостолов в таинство святой евхаристии.

На третьем ярусе размещают иконы двунадесятых праздников, то есть тех, которые связаны с основными событиями в жизни Христа и Богородицы.

В больших храмах есть четвертый ряд с иконами святых пророков, пятый ряд посвящен памяти праотцов Адама и Евы, Авраама, Исаака, известных нам из Ветхого Завета. На самом верхнем ряду мы увидим изображение Пресвятой Троицы, венчает иконостас символ искупления – крест.

Что такое иконостас дома?

У себя дома христиане тоже устраивают святое место. Домашний иконостас всегда занимал почетное место, которое называлось красным углом. Обычно он находился по правую сторону от входа. Как и в церкви, его желательно устанавливать в восточной стороне помещения.

В малогабаритных квартирах не всегда есть такая возможность.

Поэтому следует выбрать место, где вы сможете расставить имеющиеся у вас иконы не только красиво, но и в соответствии с церковными правилами, чтобы всегда можно было спокойно помолиться в уединении с домочадцами.

Как расположить иконы дома?

Оформляя домашний иконостас, нужно разместить главные иконы на уровне глаз. Это образы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

При создании иконостаса своим руками на почетное место также часто устанавливаются венчальные иконы. Над ними можно поместить изображение Святой Троицы.

Рядом располагают иконы любимых святых, почти в каждом иконостасе можно встретить образ Николая Чудотворца, блаженной Матроны, преподобного Серафима, Георгия Победоносца, ангелов и архангелов, архистратига Михаила, Гавриила, несущего исцеления, ангела-хранителя.

Каждому при крещении дается имя святого, иконку которого тоже желательно иметь в своем домашнем иконостасе.

Иконы и интерьер

Не всегда получается подобрать все иконы в одном стиле. И это не так уж важно, ведь что такое иконостас в доме? Это место, где можно оставить всякие беспокойные мысли, чтобы помолиться, т. е. пообщаться с богом.

Нужно помнить, что молимся мы не иконам. Они помогают сосредоточиться на размышлении о Царствии Божием, дисциплинировать мысли, чтобы они не рассеивались во время молитвы, образы святых напоминают об их праведной жизни.

Если средства позволяют, то можно оформить красивый угловой иконостас в соответствии с интерьером квартиры, с резьбой по дереву, заказать иконы у иконописцев.

Настоящее чудо в том, что можно помолиться, открыть свои печали, поблагодарить бога, попросить молитвенной помощи у святых.

А если нет денег для приобретения специальной мебели, то сделайте иконостас своими руками с любовью. Прекрасен он не материальной красотой.

Место в доме, посвященное богу, где молятся и благодарят, наполняется благодатью и светом, который украшает и освящает все вокруг.

Как оформить молитвенный угол?

Иконы приобретаются постепенно, в разных храмах и святых местах, дарятся родными, братьями и сестрами в храмах.

Создавая иконостас своими руками, вы можете заказать или подобрать полку, на которой будут установлены образы. Под ней можно поставить узкий стол или тумбочку, в которой будут храниться святыни, просфоры, евангелие и Библия, молитвословы, свечи.

Полки не нужно делать широкими. Их украшают резьбой, балясинами, инкрустацией, вышитыми полотенцами. По краям делают бортики, чтобы иконы, стоящие под углом, не соскальзывали.

Иконостас легко сделать из нескольких навесных узких полок, повешенных друг над другом. Рядом уместно поместить полки с православной литературой.

Можно ли размещать иконы в спальне?

Люди живут в разных условиях. Кто-то может во дворе часовню построить, а некоторые всей семьей теснятся в комнате, которая для них и кухня, и гостиная, и спальня. Может ли это стать причиной, по которой нельзя делать домашний иконостас? Конечно же, нет.

Имея иконы в доме, нужно относиться к ним благоговейно, помня о том, что это окна в другой мир. Каждая икона связана со своим прообразом. Поэтому они мироточат, благоухают, плачут, но специально таких чудес искать не надо. Главное чудо – это обретение мира и любви в душе.

Источник: https://www.syl.ru/article/368527/chto-takoe-ikonostas-opredelenie-istoriya-i-opisanie

Что такое Иконостас

Иконостас — 1. Стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма.
2. перен. разг. Большое количество орденов, медалей на чьей-л. груди.

Значение слова Иконостас по Ожегову:

Иконостас — Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме

Иконостас в Энциклопедическом словаре:

Иконостас — (от икона и греч. stasis — место стояния) — перегородка сиконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную частьот основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами иконсложился в кон. 14 — нач. 15 вв.

Значение слова Иконостас по словарю Символизма:

Иконостас — В христианстве отделяет неф (тело) от алтаря (Небес) и служит вратами смерти между телом Церкви и входом на небеса. Распятие, помещавшееся над входом в алтарь в средневековых храмах, символизирует смерть Христа как средство спасения и восхождения на небо. Иконостас изображает также покров Завета.

Значение слова Иконостас по словарю Ушакова:

ИКОНОСТАС, иконостаса, м. (от греч. eikon — образ и stasis — стояние) (церк.). В православной церкви — уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.

Значение слова Иконостас по словарю Брокгауза и Ефрона:

Иконостас (греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — «врата царские» (см.). влево от них — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими.

Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов. направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках. на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда — пророки, св. диаконы или святители.

Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются. непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери — икона И.

Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.). по ту и другую сторону этой иконы — иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И.

был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения. в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И.

редко доходит до потолка. обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство. Н. Б.

Определение слова «Иконостас» по БСЭ:

Иконостас (от Икона и греч. stбsis — место стояния)
перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца).

Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — «местные» иконы, над ними рядами — «деисусный чин», «праздники», «пророки»),
подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.

) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 — начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.
Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72. Лазарев В.Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П.

Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/ikonostas.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие