На четвертой неделе Великого поста почитается особый святой – икона с изображением, которое редко встречается в православных церквях всего мира. Это Джованни Климако. Монах с Синая, который провел 40 лет в затворничестве и в конце жизни оставил после себя великий духовный труд в виде книги “Лестница в небеса”, навсегда вошел в историю Церкви, а его образ занимает особое место в ее иконографии.
Преподобный Иоа ́ нн Лествичник, Синайский, игумен
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого “Лествицей”, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”. Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал. “
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что он ел то, что не было запрещено в контексте поста, но в меру. Он не проводил ночи без сна, хотя и спал не больше, чем это было необходимо для сохранения сил, чтобы не разрушить свой разум постоянным бдением. “Я не постился чрезмерно, – говорит он о себе, – не предавался напряженным ночным бдениям, не ложился на землю, но я смирил себя, и Господь вскоре избавил меня”. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Климака. Одаренный необычайно острым умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью наставлял всех, кто приходил к нему, и вел их к спасению. Однако, когда нашлись те, кто обвинил его в красноречии из-за зависти и упрекнул в тщеславии, преподобный Иоанн запретил себе говорить, чтобы не дать повода для упреков, и молчал целый год. Завистники поняли свою ошибку и даже попросили подвижника не лишать их духовного блага общения.
Скрывая от людей свои подвижнические труды, монах Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места его подвижнических трудов, и к нему непрестанно стекались посетители всех званий и состояний, жаждущие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75 лет, после сорока лет аскетической жизни в уединении, монах был избран игуменом Синайского монастыря. Монах Иоанн Климак около четырех лет возглавлял святую обитель Синая. В конце жизни Господь наделил святого дарами ясновидения и чудесными делами.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая “Лествица” – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат. ” Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения. от земного во святая. во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на “Лествицу” как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Истребление тщеславия проявляется в одной из степеней (22) Лествицы. Тщеславие выражается в каждой добродетели, по словам преподобного Иоанна. Соблюдая пост, например, я тщеславен; а позволяя себе есть, удерживая пост от других, я снова тщеславен. Ношение худой одежды делает меня тщеславным, а ношение легкой одежды переполняет меня благочестием. Говорю ли я, мною управляет тщеславие. Если я хочу молчать, я снова поддаюсь ему. Куда бы я ни повернул этот шип, все спицами вверх. Тот, кто тщеславен, внешне почитает Бога, но на самом деле больше старается угодить людям, чем Богу. Высокодуховные люди терпят обиды с самодовольными и готовыми сердцами, а чисто святые и непорочные не могут слушать похвалу и вообще не испытывают никакого удовольствия. Если твой сосед или друг злословит тебя публично или наедине, говори о нем хорошо и люби его. Не тот проявляет смирение, кто ругает себя: как он может быть неприятен самому себе? То, что человек обесчещен другим, не уменьшает его любви к этому человеку. При отсутствии сверхъестественных даров те, кто может похвастаться естественными дарами, такими как хорошее отношение, высокий уровень грамотности и начитанности, приятный голос и другие подобные качества, приобретают их легко. Тот, кто неверен в малом, будет неверен и тщетен во многом. Во многих случаях именно Бог смиряет тщеславных, когда наносит им неожиданное бесчестье. Молитва не уничтожает тщеславные мысли, поэтому давайте подумаем об исходе души из этой жизни. Это тоже не поможет, поэтому будем отпугивать ее Страшным судом. “Смиритесь”, даже здесь, перед грядущим веком. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас же мы приведем на память все наши беззакония и обнаружим, что мы вовсе не достойны того, что они нам приписывают.
Этот и другие примеры, находящиеся в “Лествице”, служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Перекладины лестницы – это переход от силы к силе на пути человека к совершенству, которое не бывает внезапным, но может быть достигнуто только постепенно, ибо, по словам Спасителя, “Царство Небесное силою берется, и стремящиеся восходят в него” (Матфея 11:12).
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна
Лестница от земли до неба. По ней карабкаются люди в монашеских одеждах. Господь протягивает к восходящим руки. Но путь к Нему состоит из тридцати высоких ступеней — христианских добродетелей, и на каждой ждут испытания. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА.
Иконография Лествицы, какой мы ее знаем сейчас, сложилась в Константинополе к XII веку. Иллюстрируется икона “Лествица” из собрания монастыря Святой Екатерины на Синае. XII век.
Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.
В своей книге святой Иоанн увещевает монахов быть кроткими, не обидчивыми, скупыми в словах, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени лестницы посвящены страстям и средствам борьбы с ними, остальные – добродетелям. Высшая ступень – это союз веры, надежды и любви. Некоторые из своих наставлений он написал в форме рассказов о жизни синайских подвижников, которых он знал. Например, история о гордом Исидоре, которого его духовник поставил перед дверями монастыря, чтобы он просил всех входящих молиться за него, и который сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и получил вечную жизнь за свое послушание. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся и поселился в его могиле, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн добавляет к этим рассказам свои личные впечатления об этих людях и свои беседы с ними.
На несколько языков в Византии была переведена “Лествица”. Со временем рукописи стали переплетать в пышные обложки и украшать миниатюрами. Первый славянский экземпляр появился на Руси в двенадцатом веке, и, судя по быстрому росту числа копий, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста экземпляров “Лествицы”: один – XII века, три – XIII века, 24 – XIV века и 83 – XV века. До сих пор “Лествица” не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий высоко почитал святого Иоанна Климака и писал своим духовникам, что “Поучения” аввы Дорофея и “Климактерий” должны быть настольными книгами, так как они “жизнь наша – суп и каша”.
Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.
Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.
Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно
Когда Иоанн жил неподалеку, настоятель соседнего Раифского монастыря также носил имя Иоанн. Отчасти именно ему мы должны быть благодарны за книгу “Лествица”. Настоятель Раифского монастыря, зная о мудрости и духовных дарах монаха, попросил его создать от его имени пособие по духовному совершенствованию для всех монахов своего монастыря, “как лестницу, которая вознесет желающих к небесному совершенству”. “. Будучи человеком смиренным, преподобный Иоанн сначала счел просьбу неловкой, но из послушания сделал то, что требовалось. После четырехлетнего управления монастырем, закончив работу над книгой, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.
Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».
Часто встречаются иконы, на которых святые из разных эпох изображены вместе. Игумен Антоний, архиепископ, живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна), следует за святым Иоанном по лестнице в белых епископских одеждах. Он, несомненно, одобрил бы такое возвышение – быть изображенным рядом со святым, столь почитаемым на Синае, и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, ставшая Лествицей, была заказана византийским императором после блаженной кончины святого архиепископа.
“Лествица Иоанна Лествичника”. Древнерусская икона середины XVI века. В отличие от синайского образа она менее лаконична. Более подробно дано изображение рая – со многими святыми, в центре иконы – храм как образ преддверия рая, что характерно для аллегорического мышления XVI века | ![]() |
«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».
Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.
У подножия холма стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят вверх: они слушают наставления Преподобного, изучают его учение – постигают духовную науку. На пути к пропасти монахов искушают демоны, которые с помощью крюков и щипцов срывают их с лестницы в адскую бездну. Они хватают их за ноги, садятся на их субпродукты, ранят их, стреляют в них из луков и, кажется, преуспевают в своем стремлении.
Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»
Икона Иоанн Лествичник
Помимо Скалы, появились отдельные иконы с изображением лица самого Иоанна Климака.
Святой обычно изображается в монашеских одеждах, с куклой на голове и свитком или книгой в руках. Иногда Джованни делла Скала изображался на иконе не один, а в окружении других святых: Джорджио и Блазио.
Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»
В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится икона “Иоанн Климак, святой Георгий и Власий”, написанная в XIII веке неизвестным новгородским художником. На ней изображены три фигуры – Иоанна Климака, великого воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и его центральное место в композиции символизируют огромный вклад преподобного в познание истинности Учения.
Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.
Почитание в православии
Священнослужители почитают святого Иоанна Лествичника за его вклад в благоустройство монашеского уклада жизни.
“Лествицу святого Иоанна” читали за трапезой в монастырях. Книгу нужно было читать во время Великого поста, пять дней в неделю. Книга была переведена на древние христианские языки: грузинский, армянский, сирийский, славянский и латинский.
Старший сын Ивана Грозного был назван в честь святого. После рождения царя Иоанна была написана икона его святого покровителя. Сыновья царя Ивана IV увековечили память своего святого отца в церквях Московского Кремля и в Белозерском Кирилловом монастыре, построенном и посвященном в его честь.
Разновидности описания иконы
Эта икона сохранилась в нескольких вариантах, среди которых самый известный находится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. Поднимаясь по лестнице, ведущей на небо, она показывает, как монахи, побежденные бесами, поднимаются к Иисусу Христу.
Это лаконичное и аллегорическое изображение борьбы человеческой воли со страстями на пути к добродетели. Перекладины лестницы символизируют тот факт, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.
В книге “Лествица” каждая из ступеней означает определенные этапы самосовершенствования верующих, включая борьбу с мирской суетой, с пороками, преодоление препятствий в аскетической жизни
После победы над искушением наступает время овладеть добродетелями, из которых вера, надежда и любовь – три самые необходимые. Без них невозможно войти в Царство Божье. Кроме того, число ступеней в лестнице – тридцать – не случайно. Иисус Христос самосовершенствовался в течение тридцати лет, прежде чем начать свое служение человечеству.
На иконе «Лествица Иоанна Лествичника» мы видим, как испытания ждут человека на каждой ступени пути. Кто-то падает с лестницы в самом начале, кто-то сбивается с нравственного пути в середине, а кто-то сдается почти у самого верха. Примечательно, что ангелы изображены в стороне, они застыли в молитве и не вмешиваются в ход событий.
Это иллюстрирует, как иконописец показывает зрителю, что человек в конечном итоге несет ответственность за борьбу с демонами (страстями, искушениями). Иоанн находится на вершине лестницы, протягивая Иисусу свой свиток с письменами. Он прошел этот путь.
Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге.
На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.
Соответственно, серьезность и выразительность образов Иоанна Климака, Георгия и Власия напоминают верующим, что спасение – дело, требующее жертв, выдержки и силы воли.
Икона написана просто, не броско, исключая все лишнее: чудотворец одет в повседневное одеяние монаха, с его шеи ниспускается небольшой крест, расположенный на уровне груди.
Богослов держит в левой руке Священное Писание, показывая людям, что лишь в нем заключена истина. Пальцы другой руки мученика сложены в жесте благословения, показывая всем верующим, что сам Господь наделил его божественным даром и чудотворной силой, чтобы помогать христианам.
Молитва перед иконой
Молитвы перед святыней Пророка не требуют длинных речей. Достаточно попросить Чудотворца о самом главном: преклонить колени перед его божественным образом. Молитва может выглядеть примерно так:
«О, великий мученик Господень! Прошу, не оставь слова молитвы моей неуслышанными. Обрати свой взор на меня, окажи поддержку в трудные минуты жизни, не дай пасть на колени от бессилия и сойти с пути, ведущего к Вратам Господа, к истинной вере. Укажи верную дорогу, защити от несчастий и излечи душу мою грешную от горести и печали. Да пребудет сила во мне! Восхвалять Тебя, о божественный пророк, я никогда не перестану. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
При земной жизни праведник всегда отличался особой сердечностью и добротой к ближним своим. Он никогда не оставлял без помощи нуждающихся. Его сила и чудодейственные способности очень велики. Возносите свои молитвы искренне, благодарите святейшего пророка за все хорошее, что имеете в своей жизни. Только когда вы полностью откроете свое сердце Господу, покаявшись в своих греховных поступках, мыслях и словах, святой проповедник обязательно поможет вам обрести истинное счастье, наделив силой и теплым светом, ведущим к настоящей счастливой и радостной жизни. Успехов во всем,
Иконы в честь великого православного философа известны своим разнообразием росписей, которые характеризуются различными стилями. Самым известным изображением пророка является изображение Иоанна с поясом. Икона написана в простой манере, без орнамента, без всего лишнего: свидетель одет в повседневную одежду монаха, на шее на уровне груди висит небольшой крест. Богослов держит Священное Писание в левой руке и показывает людям, что только в нем содержится истина. Пальцы другой руки мученика сложены в благословляющем жесте, показывая всем верующим, что сам Господь наделил его божественным даром и чудесной силой помогать христианам.
О чем молятся перед чудотворным образом Иоанна
Величайший праведник Иоанн помогает молящимся не сбиться с истинного пути, не позволяет опустить руки, дарит силу и уверенность в себе.
Христиане из разных уголков земли произносят сердечные слова молитвы, непрестанно прося у чудотворца поддержки в трудных жизненных ситуациях. Нередко к его божественной святыне обращаются люди, потерявшие всякую надежду на лучшее. Праведный Иоанн исцеляет людские души, не дает предаться унынию и отступиться от праведной веры.