Икона Крещение Господне

К концу 15 века относится и изображение живописной иконы из Софийского собора в Новгороде. На этой иконе Иоанн Креститель стоит справа от Господа, который свидетельствует о приходе того, кто спасет мир. Слева от Иисуса Христа – ангелы, склонившиеся в молчаливом приветствии перед Всевышним. В верхней части картины – изображение голубя и голос Бога-Отца.

Крещение Господне: иконы и фрески

Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единый праздник Воплощения Слова и начала Его земного дома. Богоявление, появившееся в первые века христианства, отмечало не только крещение Спасителя в Иордане Иоанном Крестителем, но прежде всего явление воплощенного Сына Божьего как одного из Лиц Святой Троицы, засвидетельствованного Отцом и Святым Духом, сошедшим на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: “В Иордане, Господи, крещаемому яви Троицу…”. ” (Тропарь праздника). (Тропарь праздника). (Тропарь праздника). Одно из самых древних изображений крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках четвертого и пятого веков (например, мозаика в арианском баптистерии в Равенне), Христос изображен в виде безбородого мальчика. Однако позже, в соответствии с церковной традицией, широкое распространение получили изображения крещения Спасителя в зрелом возрасте. Изображения Богоявления содержат элементы, которые не взяты из повествования святых евангелистов. Например, в сценах крещения художники поместили персонификации реки Иордан в виде гризливого старика и моря в виде купающейся женщины. Эти образы были основаны на тексте псалма: “Море увидело и скрылось, река Иордан отвратилась…” (Псалом 113:3). (Псалом 113:3). (Псалом 113:3). (Псалом 113:3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии ангелов в момент крещения Господа, хотя с VI-VII веков их фигуры всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Крестителя берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Три ангела чаще всего изображаются склонившимися над Христом и держащими в руках завесы, как сосуды в фонтане. Над Спасителем, стоящим в воде, с древности изображается участок неба с голубем, символизирующим Святого Духа и лучи “троицы света”, нисходящие на Христа. Это подчеркивает момент явления Божества, теофанию.

Фигуры Спасителя и Иоанна Крестителя, который кладет свою правую руку на голову Христа, являются самыми яркими из всех изображений Богоявления. В гимнографии праздника, как и в иконах, подчеркивается тема крещения, которое Господь принимает от своего слуги: “Как слуга возлагает руку на Господа” поется в тропаре при освящении воды. Поза Христа может быть разной. В ранних памятниках его фигура обычно изображалась строго фронтально; позднее стали более популярны изображения Иисуса Христа, слегка поворачивающегося и двигающегося, как будто он делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, в котором говорится, что после крещения Иисус “вышел абие (т.е. тотчас) из воды” (Матфея 3:16). Подготовила Светлана Липатова

Читайте также:
Икона Артемия Веркольского

Первые иконы

Именно Крещение Господне или Богоявление относится к числу наиболее значимых событий в истории Нового Завета. Как свидетельствуют древнейшие изображения Крещения Иисуса Христа, этот праздник почитался первыми христианами. Первая известная икона Крещения Господня датируется предположительно III веком и была найдена в римских катакомбах.

Фреска из римских катакомб 3 века

Из-за массовых гонений на христиан в доконстантиновский период сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Иисус Христос изображен в виде юноши, что довольно неожиданно. Однако по традиции третьего и четвертого веков Бог Слово изображался юношей. На иконе же юность Божественного Спасителя – образ вечности. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечались в один день. Праздник Рождества Христова не имел иконы. Поэтому юность Иисуса косвенно указывает на Его Рождество.

Помимо художественного стиля икон, изображающих Крещение Господне сегодня, современная иконография отличается от древней традиции тем, что опоясанные фигуры Иисуса Христа изображаются в возрасте 30 или 33 лет.

Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе в Киеве

Одно из самых известных изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Мозаика Ворона, поразительное произведение искусства пятого-шестого веков, находится на куполе баптистерия (место крещения).

Крестильная купель в Равенне была построена по приказу Теодориха, короля остготов. Сам он был последователем арианской ереси, осужденной на Первом Вселенском Никейском соборе, и этим крещением пытался отвратить христиан от истинной веры. Мозаики Равенны интересны тем, что они продолжают древнюю традицию иконографии. Господь Иисус Христос снова изображен в виде юноши и обнаженным. Как известно, позднее художники стали использовать омбе. Но нагота Иисуса Христа здесь символизирует аналогию с Адамом. Он подчеркивает, что новый Адам пришел на землю, чтобы спасти падшее человечество.

Воронья мозаика

Хотя мозаика из Равенны имеет большую ценность, икона не осталась незатронутой языческим влиянием, которое было распространено в римские времена. На иконе слева изображен полуобнаженный седовласый старец – символ реки Иордан, похожий на Посейдона и Нептуна. Позже таким символам не было места в христианской иконографии.

Однако на доске первым изображением иконы Крещения Господня является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской часовне Санкта Санкторум.

Экран с реликвиями в часовне Санкта Санкторум, 6 век.

Ученые считают, что икона была изготовлена палестинским мастером, вероятно, в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, помимо Иоанна Крестителя и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Читайте также:
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Иконы Богоявления

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Киево-Печерская Лавра. Фреска

Киево-Печерская Лавра. Фреска

Иконы Богоявления

Иконы крещения Господня

Храм Христа Спасителя

Церковь Христа Спасителя

Источник изображений – открытые источники

Текст представляет собой отрывок из статьи протоиерея Николая Погребяка (ныне епископа) “Богоявление Святой Троицы на Иордане…”. Заметка об иконографии и географии Богоявления. Московская епархиальная газета. 2003 г., №1-2

Молитва перед иконой Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Иордан, Господи, является местом триединства поклонения: голос Родителя называет Тебя возлюбленным Сыном, голос Духа произносит слова утверждения. Иисус Христос, свет мира, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Ты явил Себя миру, и Твой свет, Господи, на нас, в умах тех, кто поет Тебе; Ты пришел и явил Себя, неприступный свет.

Величание

Ради нас мы прославляем нашего Господа Иисуса Христа, который сегодня крестился от Иоанна в реке Иордан.

Прокимен

Море увидело его и скрылось, Иордан повернул вспять”.

Икона Крещения Господня. Кого и почему можно увидеть у ног Спасителя в Иордане?

Все четыре канонических Евангелия сообщают, что Иисус Христос был крещен в Иордане Иоанном Крестителем. Иконография великого праздника Крещения была сформирована на основе евангельского рассказа. Любопытно, что река Иордан украшена рыбами, змеями, драконами, а также мифологическими изображениями Богоявления. Все это не раз встречается среди художественных образов Богоявления, следующих византийскому канону, но не перекликается с евангельскими текстами. Древняя традиция, Бытие и Псалтырь дают объяснения необычным персонажам, встречающимся вдоль святой реки.

“ГЕРМИНИЯ” (древнее руководство по иконографии) дает следующие указания на образ Богоявления: “Христос стоит посреди Иордана, не одетый. На берегу реки, справа от Христа, Предтеча смотрит на небо, высоко подняв левую руку, а правую держа над головой Христа. Над ними небо, и оттуда нисходит Дух Святой; на луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. С левой стороны ангелы благоговейно стоят с распростертыми руками, скрытыми под одеяниями. На середине Иордана старик лежит на спине в воде и со страхом смотрит на Христа, наливающего воду из кувшина. [Он имеет в виду Иордан, возвращающий к стопам его (Псалом 113:3-5)]” [3]. Иордан часто изображался как римский речной бог, в виде старика с сосудом, из которого течет вода.

В 3-5 стихах 113-го псалма также упоминается море, которое часто ассоциируется с Иорданом: “Море увидело и убежало, Иордан обратился назад / Горы были как овцы, и холмы как агнцы овец / Что ты, море, как убежало? И тебе, о Иордан, как ты повернул назад? В этом отрывке евреи чудесным образом перешли Красное море. Каноны праздника Богоявления упоминают об этом событии. Слова псалмов не только относятся к ветхозаветным событиям, но и создают переход к Новому Завету, пророчествуя о Крещении Господнем. На миниатюрах, иллюстрирующих псалмы, в изображении Богоявления рядом друг с другом могли находиться две символические фигуры: море и река Иордан [4].

Читайте также:
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Илл. 2. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске (фрагмент)

Трудности “перевода” византийской иконографии при написании крестильных образов в России вполне понятны. Трудности с именами и характерами персонификаций реки и моря в таких иконах можно объяснить тем, что автор, например, перепутал персонификации, не зная их истории [4]. Нечто подобное могло произойти и с иконой из Сольвычегодска работы мастера Михаила (конец XVI века). Здесь река Иордан – женская фигура, а море представлено как мужчина (рис. 1, 2). В греческом языке слово море – женского рода, а слово река – мужского (в обычном случае) и среднего рода (если это очень большая река). Греческо-русский словарь Нового Завета отмечает мужской род слова “река”. Это первоначальный род олицетворений моря и реки, о которых идет речь [5; 1; 7].

Ребенок, третья фигура, символизирует элемент воды. Причина появления фигуры юноши в нижнем поле крестильной иконы трактуется неоднозначно. С одной стороны, он воспринимался как еще одно олицетворение моря, вместо женской фигуры рядом с олицетворением реки Иордан [2] . В то же время существует и более убедительная версия. Ее образ можно интерпретировать как олицетворение Иордана или одной из его рек. Согласно древней традиции, река, в которой крестился Иисус Христос, состояла из рек Иордан и Дан, что отражено в миниатюре книги [4]. Если молодой человек изображен в глубине воды рядом со стариком, опирающимся на лодку, то эта пара фигур является олицетворением двух рек, встречающихся в Иордане. Подобное воплощение изображено на иконе конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (здесь юноша сидит на паре рыб, возможно, дельфинов) (рис. 3, 4).

Илл. 3. Богоявление. Приблизительно. 1497 Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Илл. 4. Богоявление. Конверт. 1497 г. (фрагмент)

Что касается изображения Крещения Господня, указания Герминии заключают: “Рыба плавает рядом с Христом”. Помимо того, что рыба является знаком Христа, она является архетипическим символом церкви. Слово “рыба” на латыни – pisciculli; купель называется бассейном, что эквивалентно рыбному садку или пруду [6]. В дополнение к изображению рыб в водах Иордании, согласующемуся с этим толкованием, на греческой иконе XVIII века изображена зубастая рыба, окружающая Спасителя. Это невероятное существо по форме напоминало змею (рис. 5, 6).

Читайте также:
Икона 40 севастийских мучеников

Рис. 5. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII век. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Илл. 6. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII век. Лондон. Подлинный фрагмент из Музея Виктории и Альберта

Как и в иконе Богоявления, здесь также появляются змея и дракон. С латинского языка слово draco можно перевести одновременно как “дракон” и “змея”. Для христиан дракон – это символическое обозначение лукавого [6]. Змея, которая в “Крещении” является символом мудрости, воспринимается негативно. В Бытие 3:15 появляются образы драконов и змей (растоптанных), как и в Псалме 73:13-14 (“Силою Твоею Ты ускорил море; Ты истребил головы змей в воде”). 7).

Илл. 7. Киевская Псалтирь: Распятие. Крещение. Киев. XIV в.; Памятник: Киевская Псалтырь, 1397 г. Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге.

Благодаря этому псалму события грехопадения и крещения связаны между собой [4]. Головы змей” изображены на македонской иконе Богоявления, написанной Давидом из Селеницы (рис. 8, 9).

Ill. 8. праздник Богоявления. Из церкви Святого Димитрия в Битоле. Давид из Селеницы. 1730-1739, Македония. Музей Македонии, Скопье

Илл. 9. Богоявление. Адаптировано из церкви Святого Димитрия в Битоле (фрагмент)

Рассмотренные символические образы, окружающие Спасителя на крестильной иконе, раскрывают свои древние, ветхозаветные и христианские корни и в то же время смысловое единство в прославлении праздника явления Бога миру. Красота и пророческая поэзия ветхозаветных текстов слилась с благой вестью новозаветного повествования.

Иконография Крещения Господня

Праздник Крещения Господня – один из самых древних и уступает в этом отношении только Пасхе. Таинство крещения отмечалось в христианских общинах задолго до появления этого праздника, а сцены крещения являются самыми древними в христианском искусстве. В древних баптистериях – помещениях, предназначенных для принятия таинства, – большое изображение крещения помещалось в подкупольном пространстве, а позднее на сводах и стенах. Позже изображения Крещения стали появляться на скульптурах из дерева, камня и кости; на крестах, реликвариях и наружных крестах, которые участвовали в процессиях.

Этот праздник издавна известен под разными названиями: Богоявление, Праздник света, Крещение Господне.

Изображение из iOS.jpg

Сначала Рождество и Богоявление праздновались “вместе”, а позже, начиная с четвертого века, по отдельности. Однако религиозные службы Рождества и Богоявления имеют много общего: обоим праздникам предшествует Сочельник, а период между ними отмечен отсутствием поста. На некоторых иконах Крещения Господня изображено звездное ночное небо, что также напоминает о событии Рождества Христова.

В результате Его Крещения два евангелиста начинают жизнь Сына Божьего. То же самое относится и к иконам: например, на одном новгородском образе “Земная жизнь Христа”, относящемся к рубежу XIV-XV веков, повествование в клеймах начинается с изображения Богоявления. Христос крестился от Святой Троицы, и явились все три Лица Святой Троицы. Как правило, на иконах Бог Отец изображается в виде облачного небесного сегмента, Бог Сын – в виде ребенка, крестящегося в реке Иордан, а Святой Дух – в виде голубя.

Читайте также:
Икона «Христос Пантократор»

О Крещении Господнем повествуют все четыре евангелиста, причем евангельское повествование лаконично, и иконографический сюжет также прост и понятен. Во II-III веках, когда иконография праздника еще находилась в стадии становления, настенные росписи катакомб изображали Иисуса Христа и пророка Иоанна Крестителя с Духом Святым в виде голубя над ними; сцены Крещения в краткой форме иллюстрировались также в Псалтири. В некоторых произведениях катакомбного искусства изображался голубь, держащий в клюве ветвь, напоминая библейскую историю о Ноевом потопе, один из ветхозаветных прообразов Крещения Господня (1 Петра 3). Этот образ повторяется в более поздних иконах как знакомый и понятный.

Христос изображается стоящим в потоках реки обнаженным или подпоясанным; иногда одетым в хитон и гиматий. Стоящий прямо или склонившийся к Иоанну. Христос может слегка смотреть вперед, видя молящегося человека. При этом такие иконы приобретают черты молящихся образов, и Вседержитель мира как бы смотрит на икону сверху вниз.

Изображение из iOS (1).jpg

Христос благословляет воды Иордана – этот образ изображается на миниатюрах и мозаиках с 10 века. На воде, слева от Иисуса, изображен крест как знак освящения вод мира. Согласно святому Григорию Богослову, Господь “крестился не для очищения себя, а для освящения вод”, поэтому крестное знамение – это знак освящения вод. Псалмы Ефрема Сирина, например, содержат светлые образы: “…весь Иордан сиял его светом”, “воды, освященные крещением, приняли от меня огонь и Дух”. На иконографии также изображены красные рыбы, алый крест в речных потоках, вода и берега покрыты светящимися вспышками.

На русских иконах Иордан изображен таким, каким его описывали паломники: река имеет два крутых берега и стремительное течение. На разных картинах глубина воды изображена по-разному: иногда вода доходит только до щиколоток, иногда волны огибают Христа, или пенятся рядом с ягнятами, или изображены над Ним. В верхней части иконы Иордан разделяется “тут и там” на два потока, о чем говорится в тропаре праздника: кстати, в церковной службе разделение реки сравнивается с чудом пророка Елисея, когда по милости святого Илии он заставил разделиться потоки Иордана.

Два берега находятся недалеко друг от друга: ангелы и Предтеча, стоящие на противоположных берегах реки, почти соприкасаются головами – внимание молящегося направлено как на Христа, так и на пророка Иоанна. А волны Иордана, написанные длинными мазками, расходящимися в разные стороны, еще больше объединяют в единое целое образы Христа, Иоанна Крестителя и, позднее, апостолов и ангелов. На более поздних иконах изображено широкое русло реки и один берег, покрытый сложной растительностью. Пророк Иоанн стоит на берегу, а ангел парит в облаках, прямо над течением реки.

Читайте также:
Икона Лествица

Как и в священных изображениях, берега Иордана покрыты пальмовыми деревьями, а крещаемые иногда держат в руках пальмовые веточки.

Изображение из iOS (2).jpg

Топография и ландшафты Палестины были хорошо известны в России. Паломничества в Иерусалим начались в 4 веке, а паломники из Древней Руси приезжали туда с конца 11 века. Паломники, посещавшие святилища, приносили с собой пальмовые ветви, в основном из Иерихонской долины.

Иоанн Креститель, сидя на высоком и иногда скалистом берегу Иордана, наблюдает за Христом, стоящим в воде. Святой Иоанн изображается в рубашке из верблюжьей шерсти или конского волоса; иногда он одет в тунику или гиматий. В левой руке пророк держит свиток или крест на длинном шесте. Правая рука святого, держащаяся над головой Спасителя, является буквальным центром композиции. Этот жест несколько раз упоминается в гимнах праздника: “Рука Крестителя ныне трепещет”, когда “Сын Непорочный склоняет голову” – литургические тексты служат семантическим источником, вдохновляя эпитеты, как крылья, для образов.

Ангелы, числом от двух до семи, стоят на берегу реки или слетают к Христу с небес. Евангелие не говорит нам об их присутствии при крещении Господа, но они держат в руках пелены, как те, кто принимает воду из купели. Иногда ангелы изображаются открывающими двери рая, что согласуется со словами евангелистов о том, что рай был открыт в момент крещения. Пасха Знаете ли вы, почему существует крестный ход? А откуда взялся обычай красить яйца? А когда были упразднены арки? Кто написал канон “День воскресения”? Проверьте, хорошо ли вы знаете услуги поста. […]

Икона Крещения Господня может содержать аллегории, которые пришли в христианскую живопись из греко-римской.

Изображение из iOS (3).jpg

Каждое из этих изображений монохромное, то есть строгое – под цвет воды – потому что пространство выявляет их объем. Интересно аллегорическое изображение самого Иордана: это старик, держащий в руках вуаль или стебель тростника. Он опирается рукой на опрокинутую чашу или кувшин. Эти тексты объясняют, как в композицию введены детали, не встречающиеся в евангельском повествовании, например, позы и жесты. Основываясь на словах псалма: “Море увидело и скрылось, и Иордан обратился вспять”. (Псалом 113:3) интерпретируется как пророчество о Крещении Господнем. Река на иконе “бурлит”, как бы возвращается, а старец в образе Иордана поворачивается от зрителя к Христу или наоборот, льет воду из сосуда, который держит в руках. А аллегория моря в виде женщины изображена в движении, в “беге”.

Введение в композицию деталей, не упоминаемых в евангельском повествовании, объясняется текстами праздничной службы

Иногда на иконах изображают крестящихся людей. Евангелист Лука пишет, что Христос крестился вместе с народом: “Когда крестился народ и Иисус”. (Луки 3:21). Перед крещением крещаемые снимали с себя одежду, символизирующую отложение “ветхого человека”, а после принятия таинства облачались в новые, светлые одежды. Как на иконе: мужчины разного возраста снимают с себя одежду, плывя по течению. Некоторые из них стоят по обе стороны реки, в толпе выделяются старцы, юноши и девушки, держащие на руках младенцев; группы калек, нищих и нуждающихся вводятся в композицию более поздних икон. Жесты людей оживлены в отличие от главных персонажей. Крещаемые поворачивают головы друг к другу, кивают или удивленно пожимают плечами, их позы оживлены. Души людей представлены в виде рыб в воде.

Читайте также:
Икона Иисуса Христа

Таким образом, мы видим, что икона Крещения Господня представляет Святую Троицу, ангельский мир и святых. Иногда позади Иоанна стоят апостолы Петр и Андрей, чей жест поднятых к груди рук, обращенных ладонями наружу, указывает на молчаливые отношения: они в восхищении перед великим Таинством.

Иконография Крещения Господня

Монастырь Дечаны, Сербия, 14 в. Фрагмент

Первые изображения крещения Господня можно найти уже в римских катакомбах 2-4 веков. Катакомбы Каллиста и катакомбы Петра и Марцеллина в Риме, например, хранят иконографическую память об этом великом событии.

На фресках Христос изображен в виде безбородого юноши. Это изображение Спасителя часто встречается в катакомбах и даже является доминирующим. Наследие античной культуры, из которой возникло христианское искусство, оказало большое влияние на художников этого периода. Они использовали символы и образы древности, адаптируя их к реалиям обучения молодых христиан. Как можно видеть, на обеих фресках рука Крестителя положена на голову юноши. Этот древний символ сохранился и в нашей современной жизни: епископ возлагает руки на молодого человека, призывая на него Божью благодать, поэтому этот обряд называется “рукоположение”. Священник возлагает руку и благословляет прихожан.

Второй древний символ прямо цитируется из евангельского текста в иконографии крещения. Образ Святого Духа, сошедшего на Спасителя мира, – это Птица (голубь).

Крещение. Саркофаг из Арля, V век.

Саркофаги также занимают видное место в древних памятниках изобразительного искусства, которые сохранились для того, чтобы мы могли увидеть сцену Крещения Господня. Например, саркофаг из Арля V века. Голубь и возложение рук остались неизменными. Христос изображен в виде младенца. Однако к основной скульптурной группе добавляется Иордан в виде ручья. На заднем плане появляется фигура молодого человека в древней позе учителя, держащего в руке свиток. Исследователи полагают, что это пророк Исайя, слова которого приводятся в Евангелии в рассказе о служении Иоанна Крестителя: “И прошел он по всей окрестности Иордана, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякая канава наполнится, и всякая гора и холм понизятся, кривые выпрямятся, неровные пути сделаются гладкими, и всякая плоть увидит спасение Божие””. Свидетельство пророка Исаии также нашло свое отражение в служении крещения: “Глас вопиющего в пустыне, ты вопиял над многими водами” (4-я тема 1-го канона); “Исаия, омойся, очистись”. (2-й тропарь 9-й песни 1-го канона).

Читайте также:
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

Два памятника раннехристианского искусства дают яркое представление о Крещении Господнем: мозаики купола в Равенне.

Баптистерий православных, Равенна, 5 в.

Православная купель для крещения, Равенна, 5 век.

Православная купель для крещения, Равенна, 5 век. Отрывок.

Очевидно, что иконография крещения не изменилась за три столетия.

Спаситель находится в центре внимания. Он изображен стоящим в воде. Крещаемый может видеть руку Иоанна Крестителя, который находится справа или слева от Христа. В левой руке он держит крест (православное крещение). Чаша в руке Предтечи, по мнению всех исследователей, является позднейшей реставрацией. Крещение было начато с поливания водой только намного позже в католической церкви.

Здесь появляется интересная деталь, которая теперь прочно вошла в традицию иконы Крещения Господня: воплощенный Иордан. Исторически это древнее явление, в котором природа и чувства наделялись художником человеческими образами. Вода оживает, и неудивительно. В конце концов, река Иордан несет в себе самого Бога.

Арианская купель для крещения, Равенна, 5 век.

Арианский баптистерий, Равенна, 5 век. Фрагмент.

В православной мозаике Баптистерия Спаситель снова предстает безбородым юношей (некоторые исследователи предполагают, что борода была позднейшей инкрустацией, вставленной после реставрации). В модуле Иордан занимает то же место, что и Иоанн Креститель. В жесте удивления его левая рука застыла. В другой руке Иордан держит еще одну тростинку. Позади него стоит урна с вытекающей из нее рекой.

Святой Дух в образе голубя спускается на Христа, источает и поливает Его водами благодати: «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22)
Глаза Предтечи обращены на Голубя. Он чувственно переживает явление Святой Троицы: Иисус Христос стоит в воде, голубь спускается с неба, сверху слышится голос: « Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:22).

Два следующих мозаичных памятника близки по времени.

Хотя мозаика монастыря Дафни (Греция) была частично утрачена, иконография этого события была полностью восстановлена. Здесь мы видим ангелов! Они появляются и в более ранних памятниках. Согласно Евангелию, ангелы не упоминаются, они не являются плодом древнего искусства и не символизируют слова пророчеств. Однако в иконографии крещения ангелы имеют особое значение. Лишь в очень редких случаях можно найти исключения, в которых не показаны их руки. Как будто они сами являются Божьими адресатами! Таким образом, иконография содержит как текст Евангелия, так и традиции Церкви.

Читайте также:
Икона для беременных

Крещение, монастырь Дафни, XII век.

Фигура Иордана видна лишь фрагментарно, но то, что там есть – это сила! Он как будто испуган, как в песне: “Воды увидели Тебя, Боже. и убоялись” (Псалом 76:17).

Бог Отец изображен здесь как благословляющая десница, выходящая из сегмента неба. Его благословение изливается потоком, в котором Бог Святой Дух сходит на Спасителя.

Два ученика, возможно, будущие апостолы, следуют за Иоанном Крестителем. Они еще не были учениками, но художник представляет их как свидетелей этого великого события.

Крещение, монастырь Дафни, 12 в. Фрагмент.

Крещение, монастырь Дафни, 12 век. Отрывок.

В этом памятнике мы можем увидеть самые красивые эллинистические изображения. Византийские художники не просто перенимали отдельные символы и приемы из античности. Само понятие красоты берет свое начало оттуда.

Крещение, мон. Осиос Лукас в Фокиде, 12в.

Крещение, мон. Катакомбы Фокиды при правлении Осиоса Лукаса, XII век.

В мозаике монастыря Осиас Лукас, иконографически схожей с мозаикой Дафны, появляется новый евангельский символ – топор: “Топор уже у корня деревьев: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”. (Луки 3:9).

Земной путь Иисуса Христа привел к Кресту на Иордане – еще одной детали крещальной композиции. Именно Голгофский крест завершает служение Спасителя, начатое при Крещении.

На фреске собора Протата (арт. Мануэль Панселин, 14 век) изображены две фигуры в водах Иордана. На этих двух картинах море олицетворяется как убегающее, а Иордан – как возвращающийся (Псалом 113:3). С одной стороны, море олицетворяется как убегающее, а с другой стороны, Иордан олицетворяется как “возвращающийся в обратном направлении”. Эта деталь также выделяется в композиции Крещения, особенно в монументальных примерах.

Крещение, Мануил Панселин, собор Протата, Афон, 14-й век.

Сцена крещения из церкви Спаса на Нередице под Новгородом, около XII века.

Фреска с изображением крещения появляется в церкви Спаса. Эта деталь иногда встречается и в других памятниках. Интересно изображено, как один снимает сапоги, другой – рубашку, а третий уже купается в воде.

* Фрески в Нередице были уничтожены во время Великой Отечественной войны, когда в церковь попали снаряды – рядом с этими местами проходил Волковысский фронт. Сейчас церковь восстановлена в первоначальном виде, а фрески сохранились лишь частично в виде фрагментов, которые консерваторы кропотливо восстановили. Мы можем любоваться только черно-белыми фотографиями, сделанными до войны…

Читайте также:
Икона Иисуса Христа

В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас крестильного ряда датируется 15 веком.

Олицетворение реки Иордан часто представлено цветом самих вод. На иконе в Благовещенском соборе Московского Кремля, например, она едва различима.

Спаситель часто изображается со склоненной головой. Это признак его смирения. Его правая рука всегда находится в жесте благословения.

Крещение, икона из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника

В воде реки Иордан часто плавают различные рыбы, что является украшением иконы и красивой деталью, способствующей живости композиции. Они символизируют волнение и восторг природы от разворачивающегося события. Как овцы иногда ходят вокруг иконы Рождества Христова, так и рыбы реки Иордан плавают вокруг иконы Крещения.

Крещение, икона, Византия.

Крещение, фреска из монастыря Дечани в Сербии, XIV век.

На фреске в монастыре Дечани в Сербии изображены двери в сегменте неба. Это открытые врата рая.

В более крупных композициях небесный сегмент также содержит множество ангелов. Рыбы и крестящие плавают в водах Иордана, а на берегу множество людей, многие с детьми на руках, созерцают крещение Спасителя.

Крещение, Мистрас, Греция, 15-й век.

Иконография Крещения Господня в ее самом основном виде сформировалась уже в первые века христианства. В следующем тысячелетии она была многократно повторена с большим количеством деталей и в различных композиционных и цветовых вариациях. Но она всегда, неизменно и неизменно воздает славу Господу Иисусу Христу, Который был крещен за нас Иоанном в водах реки Иордан.

Одежды, которые ангелы преподносят Господу, напоминают нам о самых важных аспектах служения Спасителя – о Его явлении миру. В Писании одежды считаются необходимыми для жизни человека (Сир. 29:24), раскрывая его качества (Сир. 19:27). В Богоявление Троицы было явление на Иордане, и описание трех одежд Господа и их цветов говорит о Единых в Своей Сущности Лицах Святой Троицы, об атрибутах Бога, описанных пророками; они также раскрывают тайну будущей искупительной жертвы Христа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: