Икона Иисуса Христа

К Христу, как Творцу неба и земли, знающему жизнь каждого человека, можно обратиться за помощью в любой материальной и духовной нужде. Господь помогает всем, кто имеет веру, как Он Сам говорит: “Если можешь веровать во что-либо, все возможно верующему” (Марка 9:23). Но, по словам Серафима Саровского, мы должны быть осторожны, чтобы не просить о том, что не является жизненно необходимым.

Значение иконы Иисуса Христа и в чем помогает образ спасителя

Икона, изображающая основателя христианства, Иисуса, Бога и Христа, то есть (с греческого) Спасителя, является первой иконой, которую видит верующий при посещении церкви. Это также главный иконостас дома, благословение дома, защита, источник душевного комфорта и радости, помощь в боли и болезни. От этого образа происходит вся христианская иконография, как ее теология, так и принципы изображения Бога и святых.

У евреев был категорический запрет на изображение Бога. Творца неба и земли нельзя было изобразить в земных красках. Человек не в состоянии понять Бога своим ограниченным разумом, и поэтому любое представление о Нем было бы богохульством. Все это изменилось с приходом христианства. Согласно его доктрине, хотя человек не может понять Бога, Бог делает шаг вперед и сам становится человеком. Это богословие Воплощения Христа. Поэтому его можно изобразить с человеческой стороны. Существует предание, что первый образ Господа появился во время его земной жизни.

Спас Нерукотворный

Это изображение имеет две версии, называемые по-гречески “Мандилион” (на скрижали) и “Керамион” (на глиняной табличке). Согласно традиции, образ был создан самим Христом. Правитель Эдессы Абгар, тяжело больной проказой, попросил своего художника нарисовать лицо Иисуса, веря, что тот обладает целительной силой.

Как Бог, зная о нужде больных, Христос попросил воды, умыл Свое лицо, а затем вытер его платком. Платок как будто запечатлел лицо.

Это изображение хранилось в Эдессе до тех пор, пока город не был захвачен врагами. Затем его спрятали над воротами города и закрыли глиняной табличкой. После освобождения Эдессы была обнаружена каменная доска, или кирпичи, на которых был выгравирован образ Господа, точная копия его изображения.

Читайте также:
Икона Матроны Московской

Образ Спасителя, сделанный не руками, представлен только лицом. Это возможно:

  • На убрусе (белой мантии); есть иконы, на которых мантию держат два ангела;
  • На “крапе”, глиняной табличке: фоном такой иконы может быть кирпичное изображение, или же фон может быть просто несколько затемнен.

Икона Иисуса Христа

В иконописи известен вариант под названием “Спаситель, нерукотворный с фактами”: вокруг изображения расположены клейма, показывающие историю образа. Другой тип изображения нерукотворного Спаса с вилообразной бородой (“Спас мокрой невесты”) был разработан в России. Наконец, в Грузии есть древняя наперсная икона Спасителя, написанная воском, которая была сделана не руками.

Есть те, кто утверждает, что это оригинальная икона “Нерукотворный образ”.

Спас Вседержитель

Другие имена – Пантократор, Спаситель в силе. На иконах этого типа Христос изображается как царь мира и его судья. Самое древнее изображение Пантократора датируется 5-6 веками.

Спаситель Всемогущий может быть изображён:

  • С открытым Евангелием в левой руке и благословением в правой – такое изображение обычно рисуют под куполом храма;
  • Во всем своем великолепии Христос восседает на троне – символ как царского достоинства Спасителя, так и грядущего суда.

Икона Иисуса Христа

Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милосердие и любовь к людям. Это особенно очевидно в греческой иконе 12-го века, изображающей Всемогущего Спасителя, называемого Элеемон, или “Милосердный”.

Спас Эммануил

Это особый вариант иконографических изображений Христа, на которых он изображен в виде мальчика. Имя “Эммануил” происходит от древнееврейского “Бог с нами”. Песнь Исайи, которая начинается этими словами, исполняется с особой торжественностью на Рождественских службах. Чаще всего этот образ используется в представлении Божьей Матери, но есть и отдельные иконы Эммануила. Например, в XII веке на Руси была создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельская богиня. Сейчас это изображение находится в Третьяковской галерее.

Деисус

Деисус (по-гречески “усердная молитва”) – это изображение Христа с Богоматерью (справа) и святым Иоанном Крестителем (слева), или с ангелами.

Дейзис может представлять:

  • Одна икона (изображающая Бога на троне, Деву Марию с Предтечей или стоящих перед Ним ангелов);
  • Три образа, обычно в центре иконостаса храма; средний представляет Христа, а два по обе стороны – Деву Марию и Иоанна Крестителя.
Читайте также:
Икона Божией Матери «Знамение»

Деисус икона

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконографии существуют определенные канонические правила относительно изображений Христа; все православные иконы Господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

  • Спаситель нерукотворный (Мандилион)

Легенда гласит, что царь Эдессы, страдавший от проказы, послал гонца к Иисусу с просьбой прийти и исцелить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы раскрасить его лицо. Иисус постоянно был окружен толпой, и у художника не было возможности изобразить его.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Увидев это, Спаситель умыл лицо водой и вытер его своим платком. В результате на ткани появился Его лик. Чудотворный образ этой иконы исцелил царя Эдессы и положил начало целому иконографическому направлению изображений Спасителя, получившему название “Спас Нерукотворный”, в котором на иконе изображается голова Иисуса на белом фоне.

  • Всемогущий Спаситель (Пантократор)

Наиболее распространенным типом иконы Христа является икона Всемогущего Спасителя (Пантократора), на которой он держит в левой руке Евангелие, а правой рукой благословляет.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спаситель Вседержитель иконографически изображается в основном сидящим на троне в рост или в полный рост (как на иконе Андрея Рублева “Спас в силе”).

Эммануил на иврите означает “Бог с нами”. Это имя применяется ко всем изображениям на иконах Иисуса, в которых Он предстает в образе мальчика. Чаще всего образ Эммануила появляется на иконах Богоматери.

Спас Эммануил с ангелами

Деисус – это икона Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богородицей и т.д. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего он предстает как Пантократор, восседающий на троне, с Богоматерью и Иоанном Крестителем по бокам. В русской иконописи сложился свой собственный тип деисуса, называемый ангельским деисусом: это икона Иисуса Иммануила с архангелами Михаилом и Гавриилом, стоящими рядом.

Деисус

ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИКОН

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.
Можно разделить образы Господа Иисуса Христа на несколько типов:

    • Образ Христа Вседержителя.
      Этот образ — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.
      Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.
      • Образ Спаса Нерукотворного.
        Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.
        В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.
        Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи. По преданию Господь, видя, что художник, посланный больным царем из Эдессы зарисовать Его, не может этого сделать, Сам умылся и отерся полотенцем до подбородка — на полотенце («убрусе», «плате» по-церковнославянски) отпечаталось Его изображение. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.
        • Икона «Моление о Чаше».
          Образ «Моление о Чаше», также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.
          В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что другие действующие лица незаметны. Христос стоит на коленях в центре образа, а на иконе Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
          Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду.
          • Икона Христа в терновом венце.
            Это образ, изображающий Христа в Страстную Пятницу, во время страданий и истязаний, которым по навету фарисеев подверг Его Понтий Пилат. В дни Страстной Седмицы этот образ в бедных храмах иногда всю неделю лежит на середине храма, символизируя все страдания Господа.
            • Икона «Тайная Вечеря».
              Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
              • Икона «Благословение детей»
                Этому образу часто молятся матери и беременные женщины о рождении и правильном воспитании детей. На нем Христос сидит или стоит в окружении детей или матерей с детьми на руках, правой рукой касаясь головки одного из них в благословляющем жесте.

              Иисус из Назарета также известен как Спаситель Эммануил. Будучи 12-летним ребенком, Христос изображен без бороды, но в тех же красных и синих одеждах. Перед этим образом ему часто молятся о воспитании детей или ставят в детской, чтобы дети сами молились ему об успехах в учебе и о помощи во всем.

              image

              Другие иконы

              • “Благое молчание Спасителя”, где Иисус предстает в образе ангела еще до своего земного воплощения. Это бородатый молодой человек, одетый в белый плащ с крыльями за спиной и звездным нимбом Господа Воинств. В его руках нет свитков или книг – Спаситель еще не пришел на землю и не стал наставником человечества.
              • “Спас Великий Архиепископ”. На этой иконе Господь изображен в образе священника – Иисус Христос облачен в богатые одежды, на голове у него корона. Как и в иконографии Всемогущего Спасителя, здесь Спаситель тоже держит в руке Евангелие и благословляет человечество.
              • “Добрый пастырь” – это иконы, в которых Иисус предстает с символическим образом учителя и наставника. Его изображают в виде простого пастуха, часто с потерянной овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
              • “Христос у гроба” (Смирение нашего Господа, Царя славы). Один из самых трагических образов во всей христианской иконографии. Иисус изображается мертвым, его тело покоится на кушетке или изображается рядом с открытым гробом. Эти иконы не относятся к Страстям Христовым и носят символический характер, напоминая о смирении, с которым Господь принял свою участь.

              Образы Иисуса призваны напоминать людям о Божьей любви и жертве, которую Он принес ради спасения человечества. Он воспринимается как буквальный живой Бог, а не просто изображенная фигура. Иисус является посредником между мирским и божественным, помогая быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому, молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают личные отношения с Ним как с верным и надежным помощником.

              Обычно в доме есть изображение Всемогущего Спасителя – оно может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед сложным решением или имеет ошибочную веру. В ежедневной молитве “Отче наш” Бог представлен образами.

              Спасителю Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеления от телесных и душевных недугов. Несмотря на страдания, Иисус никогда не терял Своей всеобъемлющей любви к людям, что благотворно влияет и на тех, кто молится Ему. Молитва избавляет от тревоги, отчаяния и сомнений и дает силы следовать истинным путем.

              Когда обращаются к иконе

              Как земное существо, человек слаб. Его душа постоянно подвергается испытаниям, в которых он может либо преуспеть, либо погрузиться в пучину отчаяния из-за своей беспомощности. В такие моменты человек нуждается в утешении. Молитва, обращенная к образу Сына Божьего, поможет успокоить душу. Чистое и праведное сердце всегда найдет помощь в Его образе, сможет очиститься и посмотреть на мир новыми глазами.

              Каковы причины обращения к Спасителю?

              1. Помощь в трудные времена. Бывают моменты, когда жизнь приносит только печаль и разочарование. Просите помощи у Христа, Который поможет вам.
              2. В исцелении болезней. Какой бы совершенной ни была медицина, иногда врачи опускают руки, не зная, как вылечить болезнь. Когда вариантов больше нет, человек обращается к своему последнему защитнику, последней опоре, которая не дает ему впасть в уныние: Спасителю.
              3. Защита от темных сил. Каждый день мы встречаем разных людей. Одни из них добры к нам, другие несут тьму и зло. Чувственная молитва к Спасителю поможет защитить нас от тьмы.

              Значение и символика образов Иисуса Христа

              Иконы Иисуса Христа служат мостом между миром божественным и миром мирским. Им молятся об исцелении от тяжелых болезней, просят помощи в трудные времена, молятся о руководстве при принятии важных решений, в том числе тех, которые могут повлиять на их судьбу. Благодаря образу Иисуса любая молитва достигнет Небес гораздо быстрее.

              Сегодня существует два вида изображений Христа Спасителя:

              • Образ Иисуса Всемогущего и Божественного Судьи.
              • Образ Иисуса в той форме, в которой Он совершал Свое служение среди людей.
              • Христос также представлен в виде мальчика или ребенка (этот образ Господа не считается самостоятельным типом).

              На изображении Иисуса всегда присутствует хвост креста. Ореол символизирует божественный свет, который Иисус открыл своим ученикам на горе Фавор. Образ нимба исповедует две природы Господа – Божественную природу и временную, человеческую.

              Многие иконы Иисуса Христа показывают в своих руках книгу: открытую или закрытую – Священное Писание, учение о спасении, с которым Господь пришёл в наш мир.

              • Икона Вседержителя Иисуса Христа – это образ, который, наверное, есть в каждом храме православных верующих, обычно помещаемый в центральной части церкви. Лицо Господа отражает время проповеди Христа: прямые волосы, спадающие до плеч, небольшая борода и усы, правой рукой он благословляет, а в левой держит Евангелие.
              • Икона Иисуса Христа с терновым венцом представляет страдающий лик Бога, на котором надет терновый венец, из которого текут следы крови. Терновый венец представляет собой образ страданий и грехов человечества, которые Господь, повинуясь Своему отцу, взял на Себя.

              Иконографические типы

              Спас Нерукотворный

              Изображение Иисуса Христа, Спасителя на убрусе, Мандилионе – один из основных типов изображения Христа, показывающий его лицо на убрусе (плите) или хрепеа (плитке). На ней изображен Христос в эпоху Тайной вечери. Исторический эдесский прототип этого типа иконы традиция связывает с легендарной скрижалью, на которой чудесным образом появился лик Христа, когда он вытер свое лицо. Изображение обычно имеет форму головы. Разновидностью является Крепиус или Керамида – изображение с похожей иконографией, но на кирпичном фоне. В западной иконографии известен тип “пластины Вероники”, в которой Христос изображен на пластине, но в терновом венце. В России был разработан особый тип нерукотворного Спаса – “Бредущий Спас” – образ, в котором борода Христа сходится в тонкую точку.

              Спас Вседержитель (Пантократор)

              Пантократор (греч. παντοκρατωρ – всемогущий) – центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как небесного царя и судью. Спаситель может быть изображен во весь рост, сидящим на троне, по пояс или по телу. В левой руке он держит свиток или Евангелие, правая рука обычно находится в жесте благословения. Образ Всевышнего Христа используется в отдельных иконах, в составе деисусных композиций, на иконостасах, на стенах и т.д. Таким образом, это изображение традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

              Одной из разновидностей образа Вседержителя Христа является Спас в пудах – центральная икона традиционного русского иконостаса. Христос сидит на троне, окруженный сонмом ангелов, “Силами небесными”.

              Спас Эммануил

              Спас Эммануил, Эммануил – это иконографический тип, изображающий Христа в Его отрочестве. Название образа связано с пророчеством Исаии, исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф. 1:21-23). Как имя Эммануил присваивается любому изображению Христа-младенца, как отдельно, так и в составе композиций к иконам Богоматери с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

              K ING KING, Царь царей, – титул для Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр. Аналогично, это также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как “Царя царей и Господа господствующих” (Тим 6:15). Редко встречаются самостоятельные изображения Царя как Царя; такие изображения часто появляются как часть особой композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском облачении, со множеством диадем на голове, образующих диадему, со скипетром, заканчивающимся крестом, с мечом в левой руке, от левого плеча в сторону (“из уст его”). Смешанное иконографическое изображение Царя царей может также представлять символические атрибуты Царя царей.

              Великий Архиерей

              Великий архиепископ – это образ Христа как жертвенного Первосвященника Нового завета.

              Не рыдай Мене, Мати (Пьета)

              Не рыдай обо мне, Мати” – иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнаженное тело Спасителя, полупогруженное в гроб, голова опущена, глаза закрыты, руки сложены крестообразно. Часто за спиной Христа находится крест, украшенный орудиями страстей.

              Символические изображения Христа

              Христос Ветхий Денми

              Изображение Христа в виде старого седовласого мужчины.

              Ангел Великого совета

              Картины, изображающие Христа в образе архангела с крыльями.

              Благое Молчание

              Образ Христа перед приходом к людям (воплощением) в виде крылатого юноши с восьмиконечным ореолом.

              Добрый Пастырь

              Спаситель изображается в виде пастуха, окруженного овцами, или с заблудшей овцой за плечами.

              Лоза истинная

              Христос окружен виноградной лозой с апостолами и другими фигурами на ветвях. По другой версии, Христа давят в потире из виноградной грозди, растущей там же.

              Недреманное Око

              Вместо того чтобы сидеть на кровати с закрытыми глазами, Спаситель изображен как маленький мальчик.

              прочие изображения

              Он – Христос в образе священника.

              Царь Иудейский – это Иисус в багряном одеянии и терновом венце.

              Спаситель Вседержитель (Пантократор). Мозаика в южной галерее собора Святой Софии в Константинополе. Вторая четверть XII века.

              Спаситель в силе. Икона из деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец 14-го века.

              В христианской литературе можно найти несколько описаний явления Христа, которые в целом повторяют один и тот же основной тип. В живописи тип претерпел некоторые изменения с развитием иконографии и местных влияний. Считается, что самое раннее описание принадлежит Публию Лентулу, проконсулу Иудеи и предшественнику Понтия Пилата. В своем письме к римскому сенату Лентул рассказывает об Иисусе Христе:

              Обязательные элементы изображения

              В ответ на ересь Ария Церковь выставила на всеобщее обозрение нимбовые изображения Христа. Чаще всего Иисуса Христа изображают с нимбом в форме полумесяца. Первоначально греческие буквы α и ω использовались как символ одной и той же сущности во второй ипостаси Святой Троицы (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позднее (с XI века) “земное” имя подписывается ІСХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а “небесное” – греческими буквами ο ων (что означает “Сущий” (Исход 3:14)) в трех видимых лучах перекрещенного нимба. Греческие буквы часто заменяются кириллическими: *ОН с различными интерпретациями в русской иконографии. В подписи ИИСХС были нововведения после раскола, в ответ на старообрядчество, на написание Иисуса с одним “и” в атмосфере “правящей” Русской православной церкви, но они не получили широкого распространения.

              Традиционная одежда Христа: нижняя – пурпурный хитон с поясом-клавой на плече, верхняя – голубая плева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: