Икона «Христос Пантократор»

Попутное замечание. Хотя на иконах никогда не было физического облика Всевышнего, иконописцы используют Иисуса Христа как воплощенное представление Всевышнего как ипостаси Творца.

Пантократор. Синайский Спас.

Синайский монастырь – один из старейших действующих христианских монастырей в мире. Он был построен на месте, где пророку Моисею было видение Бога в пламени куста, горящего, но не сгорающего. Неподалеку, в пещере горы Хорив, Господь явился пророку Илии.

Древнейшим из известных иконописных изображений Пантократора, является икона “Христос Пантократор” из Синайского монастыря Святой Екатерины (середина VI века).
Икона была создана в Константинополе и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю.
В иконе заметно влияние художественных приёмов фаюмской традиции.
На иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является Источником Света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии и стало применяться в иконографии святых. На крещатом нимбе изображены звёзды.
Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует Его Божественное учение, а также напоминает о Его служении на земле.
Правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти.

Один из самых старых. Современник фаюмских портретов.

Пантократор. Синайский Спас., фото № 1

Синайский Спас был первоначально написан в технике энкаустической живописи. Это древняя техника живописи, при которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустическая живопись была самой распространенной техникой исполнения икон.

Картина “Синай” производит очень сильное впечатление на зрителя – прежде всего своей необычной выразительностью, силой и свободой мазка. Еще одна поразительная особенность – явная асимметрия или даже дифференциация черт лица Искупителя.

Эта асимметрия Синайской иконы, без которой не обходится ни один текст, касающийся ее, стала настоящим камнем преткновения для многих современных искусствоведов и богословов искусства.

Образ Спасителя воспринимается разными людьми по-разному. Обратив внимание, во-первых, на “несоответствие”, асимметрию образа, и, во-вторых, найдя правильное объяснение этой асимметрии, они надеются углубить свое понимание иконы.

Вот что пишет один израильский гид о пресловутой асимметрии:

Читайте также:
Икона Божией Матери «Победительная»

. “Правая сторона лица торжественна и спокойна, от нее исходит свет, взгляд смотрит прямо вперед – таково выражение лица главного судьи. Левая сторона находится в тени, чело изборождено морщинами страдания, взгляд обращен вниз – мы видим страдающую человечность Иисуса. И все это в иконе 6-го века! Вот как писали иконы в те времена! “.

Это не просто рассказы о приключениях – историки искусства часто пишут и говорят в таком же ключе.

Православная церковь ответила на эти обвинения: на иконе изображена не природа, а личность Христа.

В контексте этого спора важно одно замечание: никогда, ни в каком контексте, ни с православной, ни с иконоборческой стороны, различие между двумя природами не изображалось в одной иконе. Несомненно, христианский мир не знал такого сложного художественного явления, как изображение этого различия.

Давайте теперь попробуем взглянуть на проблему с чисто художественной точки зрения. В чем может заключаться символическое значение этой техники изображения лика?

“. Различия между двумя глазами Иисуса – одним милостивым, другим суровым – показывают это наиболее ясно. Двойственность между суровой природой Бога и сострадательными чертами Христа отражает две природы Христа – божественную и человеческую”.

Известно, что надгробные росписи эллинистического периода, так называемые фаюмские портреты, наиболее близки к синайской иконографии, стилю и технике исполнения.

Асимметрия – лишь одно из стилистических проявлений этой школы. А многочисленные споры, публикации и дискуссии о “мистической асимметрии лица, олицетворяющей свет и тьму, славу и страсть, милость и наказание” – всего лишь выдача желаемого за действительное.

В принципе, нельзя запретить человеку видеть в иконе все, что он пожелает. Например, в волосах Христа есть пряди крови, четыре Евангелия и семь Страстей, в зависимости от количества прядей. В морщинах лба – намеки на небесные сферы. По вертикали носа и горизонтали бровей виден крест – Крест Жизни, и на основе этих “углубленных наблюдений” в теологию. эзотерическую, разумеется. Своего рода вымысел, символический код или иное “тайное учение”. Только те, кому безразличен Сам Христос, милосердный и грозный, величественный и смиренный, Спаситель и Судья – только такие “христиане” будут смотреть на Его икону, будь то Синайский Спас или любая другая, чтобы удовлетворить свою потребность философствовать там, где надо только созерцать и молиться.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Целительница»

Однако православные христиане не должны забывать, что икона Христа – это прежде всего Его изображение, а что может быть славнее?

Детали

A Лик Христа

  • Очерки истории искусства 1987. [3417] [Z.1-7-1] Очерки истории искусства. — М.: Советский художник, 1987. — Илл. 322.
  • Βοκοτοπουλος 1995. [1765] [D.052] Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα: Εκδοτική Αθηνών, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Попова 2000. [9386] [Z.7-1] Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Илл. 7.
  • Жизнь Христа 2001. [2] [Z.4-3-1] Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 14.
  • Holy Image 2006. [736] [M.2-2] Holy image, hallowed ground: icons from Sinai. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — Pp. 51-52, fig. 50.
  • Bayet 2009. [2427] [M.4-7-1] Bayet Ch. Byzantine Art. — New York : Parkstone Press International, 2009. — Ill. p. 40.
  • К истокам 2009. [5247] [M.4-15] К истокам: Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2009. — Табл. IV, стр. 8.
  • Eastmond 2013. [7526] [Z.8-4] Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — P. 85, cat. 083.
  • Попова 2013. [5949] [M.2-3] Попова О. С. Пути византийского искусства = Paths of Byzantine Art. — М.: Гамма-пресс, 2013. — Илл. 135.

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

© Все авторские права защищены. Коммерческое использование изображений запрещено.

История иконы

Оказывается, картины и мозаики с изображением лика Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Священники византийских церквей первыми стали писать иконы с ликом Иисуса Христа. Это произошло между 4 и 6 веками. Самое древнее из сохранившихся изображений Пантократора находится в Синайском монастыре. Он был изготовлен в Константинополе. Согласно легенде, икона была подарена монахам императором Юстинианом. Он был обнаружен только в 19 веке.

Эта икона была написана особым способом, во многом схожим с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем переделок, проводимых для того, чтобы обновить его в разное время. Она была очищена в 1960-х годах в процессе реставрации. В VII веке изображение Спасителя появилось на золотых монетах по предложению императора Юстиниана. Тип отчеканенного изображения, возведенного в ранг имперского символа, был очень похож на аналогичную икону Христа Пантократора из Синайского монастыря.

Мозаичный лик Христа “Пантократора” в центральном куполе Храма Спаса на Крови

Затем были сделаны различные копии образа, которые сегодня можно найти в каждом храме. Каждый верующий христианин стремится иметь дома икону Всевышнего. Бог – лучший лекарь душевных ран.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1336
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-hristos-pantokrator.html

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает обрести душевную гармонию, силу веры и утешение в трудные времена. Очищенная от нечистоты душа направляется молитвой на путь истины, избегая пути зла. Можно молиться о защите от злых козней и обманов; можно молиться о душевном покое, гармонии с окружающим миром и гармонии с близкими.

Икона «Христос Вседержитель»

В самые трудные минуты можно обратиться к иконе Христа Пантократора с сердечной молитвой и получить утешение и разрешение сложных ситуаций, будь то здоровье, семейные отношения или проблемы с детьми, ибо Господь всемогущ и ответит Своей помощью на искреннюю молитву.

В иконе Христа Вседержителя праздник представляет Сам Христос.

Христос Пантократор из Синайского монастыря

Spas vsederzhitel sinay.jpg

Это энкаустическая икона с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора из Синайского монастыря. Христос изображен в этом иконографическом образе как самый древний из известных экземпляров.

Версия иконы была создана в Константинополе в середине VI века и отправлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в то время строил базилику. В монастыре была найдена икона девятнадцатого века. [1] :236 Установлено, что предположительно в XIII веке икона была обновлена (нарисована) темперной краской. При реставрации иконы в 1962 году была очищена оригинальная восковая поверхность.

Характерной особенностью этой иконы является реалистичность изображения, а также определенная степень чувствительности, однако физиономические черты Иисуса, данные иконописцем, стали знаковыми в его иконографии. Несмотря на индивидуальные черты Иисуса на иконе, в этой иконе “преобладают темы созерцания, мира и покоя, необходимые для иконы с ее молитвенной сосредоточенностью и строгостью”. Благодаря этому в иконописном образе уже проявляется характерный для иконописи переход от реального к идеальному образу.

В этой иконе явно прослеживается влияние древних художественных техник, особенно римского и фаюмского стилей [4] . Это особенно заметно в разных глазах Иисуса – один милостивый, другой отвергающий. Образ самого Христа отличается триумфальностью, что подчеркивается и традиционным пурпуром его одежды (хитон – пурпурного “цвета ночи”, а плащ на нем – традиционного кроваво-пурпурного цвета), и драгоценным окладом Евангелия в руке, и вогнутой экседрой за спиной, которая традиционно ассоциируется с императорским культом.

В использовании света есть символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между правой и левой сторонами лица Иисуса. На левой стороне видна ровная дуга брови и естественно широко открытый глаз; на правой стороне бровь приподнята и изогнута, глаз напряженно смотрит, используется темный оттенок. В этом смысле можно увидеть, как двойственная природа Иисуса отражала церковные и социальные дискуссии того времени, когда понятие о двойственной природе Иисуса горячо обсуждалось. Используя свет и различные выражения лица, Христос отразил идею своей человеческой и божественной природы, а также свою роль судьи [6]. Такое асимметричное изображение лица Христа позже стало отличительной чертой иконографии Пантократора на куполах византийских храмов [5] .

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе “Вседержитель Аллах” глаза Христа изображены как чистый свет, без отражений и бликов. К поздней православной иконографии Иисуса Христа это стало обычной практикой [6].

С помощью цвета усиливается концепция неземного света и Небесного Царства. От теплого охристого до золотисто-коричневого с золотым бликом. Этот золотой ореол, возможно, с инкрустацией, указывает на то, что изображенная фигура “не от мира сего”. Характерный для прошлых политеистических традиций, этот ореол напоминает ореол бога солнца. По словам Иисуса, прошлые боги были заменены им, как новым “Солнцем Правды” [6] . Во время ритуала крещения на нимбе изображались звезды, которые в более поздней иконографии стали символами чистоты, связанными с образом Богородицы. В последующих иконах Спасителя греческие надписи заменили значение этих символов [6] .

Символический смысл также можно найти в позе и жесте Иисуса Христа. Большую часть картинной плоскости занимает образ Всемогущего, управляющего физической вселенной. Евангелие в его левой руке не только символизирует его власть над Вселенной, но и отражает его служение на земле. В правой руке он благословляет верующих, а его пальцы сложены в знак учения и власти, группами по два и три пальца, что отражает его веру в двойственную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу [7].

В Синайской иконе нет ни каноничности, ни ссылок на образцы. Это не только потому, что не было моделей. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат своего рода ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры, и не могут быть переведены в плоскость расчетной системы”. [1] :239-240

В чем помогает чудотворный образ Иисуса

Лик Бога помогает людям обрести душевную гармонию, стойкость, а также дает утешение перед лицом горя и отчаяния. Этот талисман рассеивает злые намерения и поступки, исцеляет тело и душу и защищает от невзгод.

Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами защитить их от обмана и злобы, от бессердечия и подлости. Христианин молится о благословении Спасителя на будущие начинания, добавляя к своим молитвам слова благодарности.

Чудотворный образ Христа Пантократора – могущественный покровитель семей. Защищает и оберегает детей от болезней и несчастий. Лику Христа поклоняются даже люди с самыми страшными и неизлечимыми заболеваниями. Считается, что нет такой болезни души и тела, от которой не смог бы исцелить Сын Господень. Здоровье и поддержку обретут лишь те, чьи молитвы перед святой иконой лишены притворства и дурных мыслей, а слова чисты и искренни, идут из глубины сердца и обращены ко Христу Спасителю.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает обрести гармонию в душе, укрепляет силу веры и утешает в трудные минуты. Благодаря молитве душа очищается от нечистот и направляется по правильному пути, избегая злых путей. Молитва помогает защититься от злых козней, обмана и всех проблем; она помогает не только достичь гармонии в душе, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

Икона «Христос Пантократор»

В самое трудное время к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это здоровья, отношений в семье или проблем с детьми, ведь Господь всемогущ и на искреннюю молитву ответит своей помощью.

Икона Христа Пантократора не имеет особого праздника, так как сам Христос олицетворяет праздник.

Термин “Всемогущий” выражает двойную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господа и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и становится Судьей Страшного Суда, перед которым каждый человек будет отвечать за свои поступки. Человеческая природа Спасителя также находит выражение в определении “Всемогущий”, поскольку, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав собой и приняв мученический крест.

Описание иконы

Определенные правила иконографического изображения Иисуса Христа были установлены уже в 9 веке. В иконе Христа Пантократора его образ соответствует эпохе, в которой Иисус начал свое учение. Внешность Спасителя характерна для своего времени: волосы до плеч, усы и борода, но от его лица исходит необыкновенная аура силы, власти и человечности одновременно.

На иконах Иисус Пантократор обычно одет в длинный красный хитон и наложенный на него синий гиматий, символизирующий гармонию между его небесным и земным происхождением. Однако этот канон соблюдается не всегда: например, на иконе Андрея Рублева “Спас в силах” Христос облачен в золотые царские одежды.

Андрей Рублев – Спас в силах

Существует три варианта иконы Пантократор: поясное изображение Спасителя, восседающего на царском троне, подчеркивающее его статус Царя Небесного; в левой руке он держит Священное Писание, а правая рука поднята в благословляющем жесте.

Икона «Христос Пантократор»

Каждый элемент иконы Господа Пантократора наполнен глубоким смыслом, включая сложение пальцев правой руки Спасителя: два поднятых пальца не только благословляют, но и символизируют Его двойную ипостась – человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, представляют Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: