Икона Божией Матери «Знамение»

В результате Богородица в Знаменской иконе оплакивает не только печальное будущее Новгорода, но и судьбу России, согрешившей братоубийственными конфликтами.

ЗНАМЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

На фоне круглого щита (или сферы), на груди Пресвятой Девы Марии, находится благословляющий Божественный Младенец – Спаситель Эммануил.

Этот образ Богоматери является одним из древнейших иконографических изображений Богоматери и был унаследован от таких древних образов, как Оранта и Никопея. В Греции такой образ относился к Рождеству Христову, и только в России эти иконы получили название “Знамение”, то есть знак милосердия Божией Матери. Эти иконы Божией Матери появились на Руси в одиннадцатом и двенадцатом веках и были названы так после чудесного знамения, произошедшего в 1170 году в Новгороде от такой иконы.

Значение иконы Божией Матери «Знамение»

Прежде чем обсуждать значение иконы Богоматери “Знамение”, необходимо понять, что означает само это слово. Слово “знак” тесно связано со знаком, т.е. признаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы совершаем перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) для верующего.

Икона Божией Матери явила такое знамение, которое означает знак Ее милости и заступничества. Поэтому в Новгороде, когда из иконы текут слезы, это знамение можно понимать как пророческое знамение и как явленное чудо.

Об иконе “Знамение” следует отметить, что явленное ею чудо произошло в период кровавой, даже братоубийственной междоусобицы между раздробленными русскими княжествами, которая ослабила Русь и сделала ее легкой добычей монгольского завоевания, а все князья были православными и молились одному Богу.

Поэтому Знаменская икона Божией Матери оплакивала не только печальную участь, ожидавшую Новгород, но и судьбу России, впавшей в грех братоубийственной войны.

Иконография

Тропарь, глас 4

Нерушимая стена и источник чудес, / Мы видели Тебя, Богородица Непорочного Сердца, / Мы слагаем ополчения, которые сопротивляются, / Мы молим Тебя даровать мир нашей стране // И великую милость нашим душам.

Кондак, глас 4

Придите, отпразднуем чудесное явление чтимого образа Девы Марии и получим от Нее благодать, / Воскликнем при первом взгляде: // Аве Мария, Матерь Божья, Благословенная.

Читайте также:
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Молитва

Пресвятая Матерь Иисуса, сладчайшего Господа нашего! Радостно поклоняться Тебе перед святой чудотворной иконой Твоей, вспоминая чудесное явление Твоего заступничества в Новгороде в дни нашествия на этот город. Молю Тебя, могущественная заступница рода нашего: как Ты помогала нашим предкам, так и нам, слабым и грешным, даруй ныне материнскую защиту и попечение Твое. Храни и оберегай по милости Твоей, Владычица, Святую Церковь Твою, город Твой (обитель Твою), весь народ наш православный и все наши прилепляющиеся к Тебе с верою и любовью души, нежно и со слезами просящие Твоего заступничества. Благодарим Тебя за Твою милость, Госпожа Милосердная. Помилуй нас, страдающих от множества грехов; отверзи Христу Господу Богу нашему Твои гостеприимные руки и ходатайствуй за нас пред Его благостью, умоляя о прощении согрешений наших, о благочестивой и мирной жизни, о блаженном христианском конце и о добром ответе на Его страшном суде, да спасенные Твоими всесильными молитвами к Нему, наследуем райское блаженство и воспеваем со всеми святыми Благочестивое и Величественное Имя Дремлющей Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и Твою великую милость к нам во веки веков. Аминь.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение» [1] нашей религиозности

Как слово Церкви, “Знамение Пресвятой Девы Марии” имеет два разных значения:

Как определенный тип иконы Богородицы и

Как русский православный праздник этой иконы, который отмечается 10 декабря (27 ноября по старому стилю). Поэтому в современном русском православном календаре праздник имеет двойное название: “[Поклонение] иконе Божией Матери “Знамение”. Знамение Богородицы, стоявшее в Новгороде Великом в 1170 году”.

На иконе изображена Богоматерь, воздевающая руки в молитве: на ее груди, на фоне круглого щита, изображено благословение Божественного Младенца. Богоматерь изображается стоящей или в полный рост. Этот образ принадлежит к одному из древнейших иконографических представлений Богоматери – она обозначается латинским термином Oranta, Молитва – и олицетворяет собой Заступницу мира (в этом первом смысле термин “Знамение”, вероятно, связан с известным мессианским пророчеством, Исаия 7:14). Иконы этого типа появились на Руси в 11 и 12 веках. Икона считалась на Руси заступницей от врагов, что связано с прославлением чудотворного новгородского образа в 1170 году.

Читайте также:
Икона Ксении Петербургской

Согласно летописи, в том году объединенные силы покровительствуемых владимирских и суздальских князей во главе с сыном Андрея Боголюбского осадили Великий Новгород. Дни и ночи новгородцы молились Господу, умоляя Его не оставить их в беде. На третью ночь дивный голос обратился к архиепископу Иоанну, повелев ему взять образ Божией Матери из Преображенской церкви и отнести его к городской стене. Во время перенесения иконы одна из вражеских стрел пронзила лик иконы, и из глаз Богоматери потекли слезы. После этого божественного знамения враги ужаснулись и начали воевать между собой. Ободренные новгородцы одержали победу.

Чудесное избавление новгородцев от врагов произошло, согласно истории, 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная дата, 27 ноября по юлианскому календарю, возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, отмечал свои именины тогдашний новгородский правитель Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь совершает память великомученика Иакова Персидского (421).

Таким образом, праздник установлен в память об одном из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один “православный” князь шел на другого и каждый взывал к Христу и Богородице о помощи (хотя защитники могли быть оправданы, нападавшие явно кощунствовали с такими молитвенными призывами). ) Этот постоянный раздор ослабил страну и принес пользу монголо-татарам, которые в свою очередь разгромили армии неразумных полуязыческих князей, не желавших уступать своим удельным амбициям и объединяться даже перед лицом этой “апокалиптической” опасности. Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), в который христианам напоминают, как не следует себя вести, Церковь сделала его грозным предупреждением для всех последующих поколений. К сожалению, этого урока нам было недостаточно, и Богоматери пришлось допустить для нашего назидания в начале XVII и особенно в XX веке “знамения” столь ужасные, каких человечество еще не знало. Научимся ли мы у них, “вот в чем вопрос”? Новые “знаки” могут стать последними в прямом смысле этого слова.

Читайте также:
Икона Бога

Комментарий

[1] В исторической этимологии “знак”, от евр. `oth, от греч. semeion (отсюда “семиотика” – наука о знаковых системах), от лат. signum, – это боевой знак отличия армии или подразделения (в древности такие знаки заменяли военные знамена); образно – некий символ, пророческий знак (“знамение”), чудо, явленное знаком. Мы говорим (и верим) “крестное знамение” – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – это “знак преступника” (samayon antilegomenon). Поэтому их “роду лукавому” (или “роду нечестивому”), который настойчиво требовал знамения, Христос дал только одно знамение: “знамение пророка Ионы” (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для тех, кто верит, “знамение Сына Человеческого” – это животворящий Голгофский крест. Воскресший Христос дал Своим последователям много знамений (Мк.16:17). См. прекрасный комментарий к этому термину в книге: Аверинцев С. С. Поэтика древней византийской литературы. М., 1977 (и переиздания) (глава “Знак, знамя, вывеска”).

Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ»

Икона Божией Матери “Знамение” – одна из древнейших и наиболее почитаемых икон в русском православии. Это самая важная священная реликвия на Севере России. Она относится к иконографическому типу Оранта и представляет Богоматерь сидящей и молящейся, с поднятыми руками; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы), находится благословляющий Божественный Младенец – Спаситель Эммануил. Этот образ Богоматери является одним из древнейших ее иконографических изображений.

В гробнице Святой Агнессы в Риме есть изображение Девы Марии с распростертыми в молитве руками и Младенцем, сидящим у нее на коленях. Это изображение датируется 4 веком. Кроме того, существует древний византийский образ Никопейской Богоматери VI века, на котором Пресвятая Дева изображена сидящей на троне и держащей в обеих руках овальный щит с изображением Спасителя Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные как “Знамение”, появились в России в 11 и 12 веках и были названы так после чудесного знамения иконы в Новгороде, произошедшего в 1170 году.

Андрей Боголюбский решил установить единовластие на севере Русской земли и мгновенно сокрушить власть Новгорода. Объединенные силы русских удельных князей – смоленских, муромских, полоцких и рязанских – во главе с ним вошли в Великий Новгород. Единственной помощью новгородцам был Бог. Умоляя Господа, они молились день и ночь.

Читайте также:
Икона «Непроходимая Дверь»

На третью ночь архиепископ Новгородский, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал голос: “Иди в церковь Святого Спаса на Ильине улице, возьми икону Божией Матери и поставь ее на частокол против воинов. Отслужив молебен в храме Святого Спасителя, архиепископ Илия в присутствии молящихся отнес икону на городскую стену.

Когда они несли икону, враги выпустили в процессию тучу стрел, и одна из них попала в святой образ. Услышав это, лицо Богоматери повернулось к городу и пролило слезы на коврик архиепископа, который воскликнул: “О, дивное чудо! Слезы текут с сухого дерева. Царица небесная”. Осажденные восприняли это как знак того, что Царица Небесная молила Своего Сына избавить город от врага. Врагов вдруг охватил необъяснимый ужас, зрение их померкло, и они стали сражаться друг с другом, но новгородцы, ободренные Господом, бесстрашно бросились в бой и победили.

В память о чудесном заступничестве Царицы Небесной архиепископ одновременно установил праздник в честь знамения Божией Матери, который вся Русская Церковь всегда празднует 10 декабря (27 ноября). Атонитский священник Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконы в России, написал два канона на этот праздник. На некоторых иконах новгородского знака, помимо Богоматери с Младенцем, изображены чудесные события 1170 года. В течение 186 лет после явления Знамения чудотворная икона оставалась в той же Преображенской церкви на улице Ильи.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Преображения на улице Ильина (Великий Новгород)

В 1352 году, благодаря молитвам перед этой иконой, люди, страдающие от чумы, были исцелены. В благодарность за многочисленные милости, оказанные Богородицей, новгородцы построили специальную церковь, и в 1356 году икона была перенесена из церкви Спаса Преображения в новую церковь “Знамение Пресвятой Богородицы”, построенную в 1354 году и ставшую впоследствии собором Знаменского монастыря.

Знаменский собор в Великом Новгороде

Известный кафедральный собор в Великом Новгороде

Многочисленные копии иконы “Знамение” известны по всей России. Некоторые из них находились в местных церквях и были названы в честь местности, в которой происходили чудеса. Наиболее известными из них являются: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменском храме в Царском Селе; считается семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаева монастыря), Курско-Коренная икона Божией Матери “Знамение” – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая название Одигитрии Русского Рассеяния.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Созерцая святые иконы Богоматери, верующие возносят молитвы, просят милости и благословения, ходатайствуют о спасении и даровании мира для нашей страны и всего мира.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Как расположить в доме

Святилище можно найти :

  • Среди других чтимых икон в домашнем иконостасе; как и любое другое изображение Богоматери, Знамение ставится рядом с иконой Иисуса Христа, слева от молящегося (и справа от Христа);
  • Перед входной дверью или над ней – тогда икона является благословением для дома.
Читайте также:
Икона Крещение Господне

Размещая икону в своем доме, убедитесь, что она легко доступна, то есть повесьте ее на стену так, чтобы перед ней было легко молиться.

Знамение икона

Нежелательно, чтобы рядом с изображением находились светские картины, постеры, плакаты, телевизор. Если это рабочий инструмент, то его, конечно, можно держать рядом. Тогда молиться до и после работы будет удобно.

Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы

Из местного соблюдения новгородский праздник Знамения Пресвятой Богородицы в XVI веке стал общероссийским. Почитают его и старообрядцы.

В честь Ступы Пресвятой Богородицы русская православная церковь в Калуге была освящена в 1720 году. Церковь действовала до 1937 года, а в декабре 1941 года оказалась в центре боевых действий по освобождению Калуги от оккупации, но, слава Богу, уцелела. Во времена правления Советского Союза церковь служила складом текстиля. В марте 1989 года Калужский облисполком удовлетворил настойчивую просьбу старообрядческой общины о строительстве более просторного молитвенного здания. Оно было освящено 2 марта 1995 года Высокопреосвященнейшим Елимпием, митрополитом Московским и всея Руси. Главный храм было решено оставить Знаменским, в честь Знамения иконы Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. Святителю Николаю была отведена часовня.

В селе Бобровка в Республике Казахстан была освящена церковь во имя Знамения Пресвятой Девы Марии.

Таким образом, Знаменская икона Божией Матери оплакивала не только печальную участь Новгорода, но и судьбу России, погрязшей в грехе братоубийственной войны.

В селе Куровичи Брянской области находится знаковая церковь, которая была построена в 1870 году. Церковь в русском стиле, характерная для этого периода, представляет собой подчеркнуто массивное купольное здание с крестообразной объемной композицией и возвышающейся колокольней. Здание церкви имеет пятиугольную апсиду и цилиндрический световой купол с большим грушевидным куполом. Высокая трехъярусная колокольня примыкает к прямоугольной трапезной с запада, с алтарем и восьмиугольной колокольней, возвышающейся над центром широкого нижнего этажа.

В честь Знамения Пресвятой Богородицы была освящена церковь ОПК в Санкт-Петербурге в Рыбацком. Деревянная церковь была заложена 9 мая 1882 года, а освящена 1 ноября 1883 года в память Казанской иконы Божией Матери. В 1887-1889 годах к церкви была сделана пристройка с колокольней. Деревянная часть церкви была разрушена в конце 1920-х годов после ее закрытия. В здании церкви до 1961 года размещался склад “Нева”. Через год здесь начались службы. Проживающие в здании старообрядцы – православные члены Поморского Согласия. Уцелевшие здания были отремонтированы, а разрушенная церковь, которую община вновь освятила как Знаменскую, была частично восстановлена. В 1961 году в церкви вновь начались богослужения.

Читайте также:
Икона 12 апостолов

Еще одна церковь DOC в Санкт-Петербурге посвящена знаку Святой Девы Марии. Церковь была построена в 1906-1907 годах общиной старообрядцев Поморской колонии.

Интересно отметить, что позже, в 15 веке, появилась икона этой иконы. Она называется “Чудо знамения иконы (битва новгородцев с суздальцами)”. В верхней части изображены жители Новгорода, идущие в процессии со знаковым изображением Девы Марии. В центре – мирные переговоры и последующая борьба; множество стрел летит в сторону иконы Божьей Матери на городской стене. В нижней части – изображение новгородского войска во главе со святыми князьями Борисом и Глебом, великомученика Георгия и ветхозаветного вождя еврейского народа Исы Назарянина (в шлеме). Над головами бегущих суздальских воинов изображен ангел с мечом.

Храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы на Руси

В местечке Грушевка Судакского района (Крымский полуостров) между 1361 и 1381 годами была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь необычного вида: большое прямоугольное здание из бутового камня со скромными фронтонами, которое бесчисленное количество раз перестраивалось, но сохранило почти все свидетельства своей многовековой истории.

В 1625 году церковь Михаило-Архангельского монастыря в Юрьев-Польском была освящена в честь Знамения Пресвятой Богородицы. В монастырском дворе южную сторону занимает церковь, имеющая план и конструкцию, характерные для построек такого типа XVII века. Это простая низкая церковь с обширной трапезной палатой.

В Медведково (Москва) освящен православный храм по случаю Знамения Пресвятой Богородицы. Перед решающей битвой Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина с поляками в Медведкове, после того как оно было разрушено в Смутное время, была совершена молитва. В честь этого события в 1620 году на средства, пожертвованные Пожарским, была построена первая деревянная шатровая церковь, для которой был отлит колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 годах, в память о безвременно умершем любимом сыне Федоре, Пожарский приказал заменить деревянную церковь нынешней каменной шатровой церковью, одним из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковная реформа Никона запретила этот тип культового сооружения, как “не соответствующий чину”.

Читайте также:
Икона Иоанна Кронштадтского

В Знаменке, в Москве, была церковь, посвященная Деве Марии. Первое упоминание о церкви относится к началу 17 века, ко времени допроса последователей Лжедмитрия. Известно также, что на одном из колоколов церкви была надпись “Милостыня приходских людей”, появившаяся в 1600 г. Знаменская церковь находилась на углу улицы Знаменка и Большого Знаменского проспекта (Знаменка, д. 17), который был назван в честь этой самой церкви. Церковь была построена из камня в 1646 году, затем перестроена в 1657 году, а сама колокольня была возведена десять лет спустя. Церковь была закрыта в 1929 году и разрушена два года спустя.

Николая в Коломне (ок. 1530), Николая в Пскове (1500) и Николая в селе Верх-Мост Псковской области были освящены в честь Пресвятой Богородицы. Они были посвящены в честь Пресвятой Богородицы в селах Никола в Коломне (ок. 1530 г.) и Никола в Пскове (1500 г.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: