Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Проснувшись во свете, Печерская обитель торжествует, и слепые лица печерских отцов радуются явлению образа Божией Матери; вместе с ними и мы непрестанно взываем: “Радуйся, благодатная Печерская похвало. “.

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими

Он происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине под Брянском.

  • = Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог ранней русской живописи с 11 до начала 18 века. Опыт исторической и художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. N. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

¦ 12. Нотр-Дам де Печерск (шведский).

Трезвая 1288. Киевская.

1 История иконы Богоматери Печерской (Свенской) была найдена в рукописи из Свенского монастыря и в старой “копии иконы” с оттиснутыми изображениями, изображающими ее “чудеса” и “явления”. В рукописи рассказывается, как в 1288 году по просьбе слепого князя Романа (сына Михаила Черниговского) о перенесении иконы Печерской Божией Матери из Киево-Печерской лавры в место “в восьми километрах от города” Брянска, и о строительстве собора Северского монастыря “чудесно” прозревшим князем (Иерофей, архиепископ Брянский, Брянский Успенский монастырь Орловской епархии, Москва, 1866, стр. 2). Стиль иконы относится к концу XIII века и может быть копией, сделанной в Киеве с одной из старых печерских икон, которая не сохранилась.

Богоматерь с Младенцем на коленях стоит перед Феодосием и Антонием рядом с троном. Фигура Богоматери уменьшена (это перспектива из-за высоты тронов). Ребенок стоит прямо, голова поднята, руки с указательным и средним пальцами вытянуты вверх. Мать поддерживает сына обеими руками. Ее ноги покоятся на высокой ножке трона, поддерживающей двухчастную аркатуру (сохранились только фрагменты нижнего яруса). По обе стороны от красного трона, украшенного золотом, стоят высокие продолговатые фигуры святых. Слева – темноволосый Феодосий с непокрытой головой (сохранились фрагменты киноварной надписи на колонне “Hag Feodosius”), справа – Антоний в манекене (сохранились только следы надписи на колонне). Они изображены в плащах, пристегнутых к груди золотыми пряжками, а поклоняющиеся им украшены крестами и поясами. В руках святых – длинные свитки с неразборчивыми черными надписями. Святые написаны очень белым цветом охры с коричневым оттенком оливкового санкира. Головы новоприбывших, очевидно, с портретными чертами. Цвета одежды – красновато-коричневый, коричневый, синий, голубой, красный с желтоватым оттенком. На голубой и синеватый фон наложены густые, широкие синие поля. Коричневые халаты имеют толстые, темные, морщинистые следы. Фон золотой, сумки светло-зеленые, а края коричневые. Более поздние инкрустации в верхней части головы ребенка, справа от фигуры Антония, внизу, в раковине и на полях.

2 Параманд (греч. παραμάντνας – поверх туники, добавленный к тунике) – четырехугольная ткань с изображением креста, которую монахи носят поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, располагаются на плечах и регулируют монашеское облачение (К. Никольский , Руководство к изучению богослужебного устава Православной Церкви, Спб., 1907, с. 746). 746). В древности, помимо парамандры, носимой под рясой, существовала еще одна парамандра – священническая или служебная, которую носили поверх рясы (Е. Голубинский. Голубинский, История русской церкви, т. 1, стр. II, 1-я половина, Москва, 1900, с. 236, прим. 2). Это первозданное представлено в иконах. Параманд называется аналав (К. Никольский, О.К., указ. соч., с. 751) у схимников, у которых на голове клювообразный куколь (в отличие от круглого клобука, который помещается на голове).

Верхняя и нижняя части доски – липа с наложенными на них пилеными полями. Ласточкин хвост, встречные штифты. Я использовал белую павлоку, левкас и яичную темперу. 67×42. Из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска, вывезена Н. Н. Померанцевым в 1925 году.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Знамение»

Опубликовано до 1927 года в ЦГРМ Г.О. Chirikova and V.O. Чириков.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. [12723]
¦

¦ 28. Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими

Ок. 1288. 67×42. Третьяковская галерея, Москва [12723].

Из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Сохранность посредственная. Много потертостей верхнего красочного слоя. Вставки нового левкаса в верхней части головы младенца, в правой части фигуры Антония, в верхнем правом углу, внизу и на полях. Снизу и сверху, где спилены поля, доска имеет надставки. В 1330 (?) году икона получила драгоценный оклад, обогащенный в 1588 году Иваном Грозным. Невысокое качество иконы и ее особняком стоящий стиль не позволяют твердо приписывать икону киевской школе. Возможно, что мы имеем здесь копию с копии, выполненную уже в Свенском монастыре. Утраченная икона Печерской Богоматери пользовалась на Руси широкой известностью, о чем свидетельствуют ее многочисленные воспроизведения на иконах позднейшего времени.
¦

Молитвословия

Тропарь, тоник 4

Сегодня Свенский монастырь светло празднует; / и радуется явлению образа Богоматери; / неизреченный лик Печерских отцов с ними и мы непрестанно взываем: / Радуйся, благословенная Свенская Радосте.

Кондак, глас 3

Богородица ныне невидимо пребывает в церкви / и с ликами Печерских отцов молится о нас, / благоговейно возвеличивая Ее неизмеримое милосердие к нашему роду, / явленное в Ее дивном образе, / который украшает Печерский монастырь.

Нам подобает вознести хвалу и поклонение Пресвятой и Непорочной Деве Марии, которая является истинной хозяйкой этого святого места. Прими нас, недостойных рабов Твоих, бедных в молитве, приносящих с верой и любовью жертвы перед Твоим дивным образом, чтобы Ты милостиво посетила нашу грешную жизнь, озарив ее светом покаяния, и осенила нас, обремененных многими скорбями, Своей небесной радостью, даровав нам в мире и благочестии славить Тебя в этом святом месте, не имеющем порока, преступив путь жизни нашей, с помощью Твоей достигнем вечной радости во свете святых и богоносных отцов наших Антония и Феодосия и всех преподобных святых Печерских, и будем едиными устами и сердцем поминать Тебя с вечным Сыном Твоим и Безначальным Отцом Его и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Духом Твоим, во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Святая Матерь Божия, Дева-Мать Господа нашего Иисуса Христа! Услышь голос моей молитвы и дай мне, Владычица, увидеть глазами свет и Твой чудесный образ. С этого места я буду искать во всех четырех направлениях Твой дом. Я построю храм и жилище на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Икона Божией Матери Свенская (Печерская). Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.
Икона Божией Матери Свенская (Печерская). Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.

Сын святого князя-мученика Михаила Черниговского, жестоко замученного ордынцами за отказ предать православную веру, Роман молился перед дивным древним образом Богоматери Свенской (Печерской). По преданию, этот чудотворный образ был написан святым Алипием, который учился писать иконы у византийских мастеров, украшавших великий киевский храм, нынешний Успенский собор в Киево-Печерской лавре. Печерский монах, которому Бог предназначил стать первым русским иконописцем, умер около 1114 года.

Этот Свенский (Печерский) образ удивительно красив. На золотом троне с подножием в виде арки восседает Богоматерь, правая нога которой опирается на небольшой камень, а левая стоит на амвоне. Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, держа благословляющие руки. По обе стороны престола стоят преподобные отцы, основатели русского монашества: справа от Богоматери – Феодосий Печерский, слева – Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. На этой иконе преподобный Феодосий изображен в мантии и епитрахили без плаща, а преподобный Антоний – в полном облачении схимы.

Читайте также:
Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Феодосий Печерский – третий из канонизированных Русской Церковью святых (первыми были князья-мученики Борис и Глеб) и первый святой (т.е. святой монашеского чина) из этой замечательной группы. Именно Феодосий и его учитель, преподобный Антоний (освященный чуть позже), стали основателями русского монашества, новой и плодотворной ветви того восточно-христианского монашеского древа, которое расцвело на Святой Руси дивным и благоуханным цветком. Из глубины веков сияет неугасимый свет этих двух подвижников и священников земли русской.

В Свенской (Печерской) иконе на пергаменте монаха Феодосия написано: “Господи Боже Всемогущий, Создатель всего видимого и невидимого, Твоим прозрением воздвигни дом Пречистой Твоей Матери для меня, раба Твоего Феодосия, но утверди его неподвижным до дня Страшного Суда Твоего, чтобы славить и благодарить Тебя”. На пергаменте монаха Антония Печерского есть следующая надпись: “Прошу вас, малые дети, будьте умеренны и не ленивы. В этом Господь будет нашим помощником.

Размеры Свенской (Печерской) иконы составляют 67 на 42 см. Древнейший красочный слой сохранился не очень хорошо, имеется множество царапин от более поздних надписей. Но икона примечательна не только своей древностью и благодатной силой. Само изображение Девы Марии в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается очень распространенным во всем христианстве. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Много веков назад чудотворная икона находилась в монастырском комплексе Успенского Свенского под Брянском (ныне известном как Супонево), который сейчас входит в черту города. Закрытые в 1924 году, монастырские постройки сильно пострадали. Богоборцы разрушили величественный Успенский собор XVIII века с его знаменитым резным панно на хорах, изображающим пророка Иону, извергающегося из кита. В 1992 году Свенский монастырь был возрожден. Восемь лет спустя здесь уже было 25 монахов.

Чудотворная Шведская (Печерская) икона находится в стенах этого монастыря с 1288 года, но до этого она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович внезапно потерял зрение, находясь в Брянске. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, он отправил послание с милостыней и просьбой прислать чудотворную икону в Брянск, чтобы помолиться об исцелении. Посоветовавшись с братьями, архимандрит Печерский “отпустил” икону. Когда лодка плыла по реке Десна, она вдруг остановилась возле места, где река Свен впадает в Десну. Люди, сопровождавшие икону, решили провести там ночь и пришвартовались у берега. Однако, когда утром они вернулись в лодку, чудесного образа нигде не было. После долгих поисков потерянная икона была найдена на горе напротив устья реки Свены, среди ветвей большого дуба. Когда князю Роману сообщили о чуде, он отправился пешком со своими священниками, чтобы увидеть икону.

Принц горячо молился, зрение стало возвращаться к нему, и он увидел дорогу, на которой затем велел установить памятный крест. Однако его глаза различали только предметы, находящиеся в пределах его досягаемости. И когда процессия достигла самого дуба, князь упал на землю и снова сокрушенно взывал к Божией Матери: “Пресвятая Богородица, услышь мою молитву и дай зрение моим глазам!”. Как только зрение его улучшилось, оно улучшилось еще больше. Сняв икону с дерева и подав ее князю, он благоговейно поцеловал ее, и зрение вернулось.

Сразу же после служения молебна перед иконой князь и все собравшиеся стали рубить деревья и сообща начали строить церковь во имя Успения Божией Матери, храмового праздника Киево-Печерской обители.

Читайте также:
Икона Божьей Матери «Геронтисса»

Впоследствии князь Роман построил на месте своего видения монастырь и щедро одарил его средствами, а чудотворную икону покрыл золотом и серебром. Дерево, на котором была найдена икона, было срублено и распилено на доски, которые послужили для обустройства монастыря. Также в 1288 году было установлено празднование Свенской (Печерской) иконы Божией Матери 3 мая. Расположенная с правой стороны царских ворот, на иконостасе Успенского собора монастыря, чудотворная икона сохранилась на протяжении почти семи веков.

Русские цари много сделали для святыни и ее монастыря, например, Иван Грозный пожертвовал золото, серебро и драгоценные камни на строительство нового корпуса для чудотворной святыни. Монастыри благоденствовали при Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре, Иване и Петре Алексеевичах, Елизавете Петровне. Сюда вносили вклады благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, дворяне и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери. Несмотря на обилие чудес Свенской (Печерской) иконы, паломники никогда не переставали приезжать сюда.

Благодаря заступничеству Богоматери Брянск не раз был спасен от вражеского нашествия. Когда в 1812 году французы подошли к городу, его жители пронесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и благодаря их горячей молитве к Заступнице рода христианского враг был побежден и вскоре бежал из России. С тех пор каждый год 17 августа в Брянске проходит крестный ход в память об этом чуде. Накануне икона была принесена из монастыря в городскую церковь, где всю ночь совершалось бдение, а утром, после литургии, состоялся крестный ход с чудотворным образом, крестами, иконами и знаменами из всех окрестных брянских церквей со всем городским духовенством. Вечером народ вернулся в собор и проводил икону “с честью и славой” в Успенский монастырь. В память об освобождении от французов в 1815 году была создана новая золотая петлица для Свенска (Печерской иконы).

В 1846 году брянский помещик В. Р. Демидов пожертвовал в Золотую петлю Чудотворной Девы драгоценную корону с “блеском” из крупных бриллиантов и бриллиантовых звезд для плеч Богородицы, а также корону и браслеты для Младенца Иисуса.

Шведская (Печерская) икона была торжественно и красиво внесена в дома благочестивых жителей Брянска, сопровождаемая звоном колоколов и пением молитв. Сохранились описания таких духовных праздников:

“Участники предлагаемого праздника приходят в монастырь. В монастыре колокола собора начинают звонить в большой колокол со всеми колоколами. Настоятель и братья идут в церковь, и в это же время в церковь приходят жители соседних деревень. Настоятель и духовенство в рясах выходят из алтаря, встают перед чудотворным образом Божией Матери и благословляют молитву. Братья поют: “Небесный король”. Затем следует Трисагион, “Отче наш”, двенадцать раз “Господи, помилуй” и Псалом 142 “Господи! Услышь мою молитву…” После псалма диакон говорит: “Бог Господь и явился нам”, и поется тропарь: “Богородице Дево с пламенем” и т. д. В этот момент два иерарха берут святую икону и во время песнопений выводят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ следуют за иконой. Когда процессия со звоном колоколов и пением святых проходит ворота монастыря, два иерарха со святой иконой останавливаются на площади и поворачиваются лицом к монастырю. Настоятель, стоя перед чудотворной иконой с крестом в руке, после чтения иеродиаконом литаний, совершает исповедь, прикасается к иконе, прося Царицу Небесную не покидать монастырь, и дает народу поцеловать Святой Крест. После получения благословения те, кто взял чудотворную икону домой, получают ее из рук иерархов, и торжественная процессия движется дальше, распевая стихиры в честь Божией Матери и звоня в колокола. Настоятель передает Святой Крест иерарху, который сопровождает святую икону и возвращается в монастырь вместе с братьями. С такой же торжественностью святую икону возвращают в монастырь. Настоятель и монах в облачении, диаконы с благовониями и пономари со свечами выходят из монастыря навстречу святой иконе. Когда отзвонят все колокола, настоятель кадит чудотворную икону и принимает от монаха Святой Крест, а монахи принимают икону от верующих и уходят в монастырь. При входе в церковь икона возвращается на свое место, иеродиакон произносит литании, затем следует отпущение грехов и целование Святого Креста и чудотворного образа Божией Матери. Когда торжественная процессия с чудотворной иконой проходит мимо церкви города или села, звонят во все колокола. Благочестивые паломники встречают и прощаются с иконой с такой же радостью и почетом, как если бы это была сама Царица Небесная. Они преклоняют перед ней колени, ложатся на землю, приносят маленьких детей, чтобы те несли святую икону над ними, кладут младенцев под нее. Дворы, улицы и площади, через которые проходит эта процессия, подметаются, а хижины убираются по мере возможности и в соответствии с их состоянием. По всей деревне устраивается фестиваль, чтобы приветствовать образ Богородицы.

Читайте также:
Икона «Неупиваемая Чаша»

Праздник веры, самые важные моменты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Прошли столетия. Икона сохранилась и сейчас находится в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской иконе) и увидели ее уже другими глазами – глазами исследователей. Икона была спасена известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудники Центральной государственной реставрационной мастерской Г.О. Чириков и В.О. Кириков провели комплексную реставрацию. Еще до обнаружения древней живописи И. Э. Грабарь уверенно относил икону к периоду святого Алипия, рассвету русской иконописи. Свенскую икону изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов и М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников. Овчинников, который отметил ряд особенностей, позволяющих отнести икону Свенской Богоматери (Печерская икона) ко времени Алипия (конец XI века): “Палитра более чем скромная: сусальное золото, свинцовые белила – грубые и тонкие по употреблению – аурипигмент и реальгар, киноварь, краски из окиси железа, глауконит (зеленая земля), лазурит, чернь и янтарь. Однако понимание живописной фактуры и хороший глаз на цвет характеризуют мастера, обладающего широким кругозором и способного выбрать художественное направление, близкое его мировоззрению. В его картинах есть много точек соприкосновения с синайской живописью. Это вполне объяснимо, если обратиться к книге Г.П. Федотова “Святые Древней Руси”, который обоснованно указывает на сходство палестинского и русского идеала святости: “Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре был необходим константинопольский (коэнастический) устав, который, теоретически, всегда признавался нормой на Руси. Личные сообщения, поездки, связывающие Киев, а также север России с Грецией и Афоном. Однако не у Афона или штундистов монашеская Русь училась больше всего, а у палестинцев. Верно и то, что само греческое монашество тесно связано с палестинским монашеством.

Таким образом, через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя посреднические связи, напрямую связывала себя со Святой Землей, родиной воплощенного Христа и христианства.

Матерь Божия, услышь мою молитву и даруй мне зрение! Я не могу не сказать о том, как необходима сегодня эта молитва князя Романа Михайловича для всех нас, имеющих глаза, но не видящих.

Тропарь, ключ 4

Сегодня Свенский монастырь празднует свою победу, и огромный лик Печерских отцов радуется явлению образа Божией Матери, и мы вместе с ними непрестанно взываем: Радуйся, Благословенная, Шведская похвало.

Читайте также:
Икона Архангела Михаила

Молитва перед иконой

О святая и непорочная Дева Мария, Матерь Божия Печерская, будь нашей славой и украшением, могущественной защитницей этого святого места, истинной Владычицей избранного тобой дома. Прими нас, недостойных рабов Твоих, бедных в молитвах, которые с верой и любовью приносят себя в жертву перед Твоим чудотворным образом, чтобы Ты милостиво посетил нашу грешную жизнь, просветил ее светом земли и просветил нас, обремененных многими скорбями, Твоей небесной радостью, чтобы мы в мире и благочестии прославляли Тебя в этом святом месте во веки веков, С помощью Твоей да идем непорочно по пути жизни нашей и с вечной радостью во свете святых и благочестивых отцов наших Антония и Феодосия и всех преподобных святых Печерских, и едиными усты и единым сердцем воспеваем хвалу вечному Сыну Твоему и Отцу Его и святому Отцу без лица, вечному и живому, всепроникающему и единственно истинному Духу Божию. Аминь

Тропарь, глас 4

Сегодня Печерская обитель торжествует в великолепии/ и лик печерских отцов радуется явлению образа Божией Матери/ с которым мы постоянно восклицаем:// Радуйтесь, милостивые печерские священники.

Перевод: Сегодня Печерский монастырь ярко празднует, и бесчисленное собрание печерских отцов радуется явлению образа Богоматери, и вместе с ними мы не переставая взываем: “Радуйся, о Благословенная, честь Печерску!

Кондак, глас 3

Богородица теперь незримо присутствует в церкви и молится за нас с ликами печерских отцов – благоговейно превознося Свое беспощадное милосердие к нам – явленное в Ее дивном образе, украшающем монастырь в Печерске.

Перевод: Сегодня Богородица незримо присутствует в церкви и вместе с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно восхваляющих Ее неизмеримое милосердие к нашему народу, явленное в Ее чудесном образе, украшающем Печерский монастырь.

Икона Божией Матери СВЕНСКАЯ

Свенская икона Божией Матери – самая древняя икона Брянской земли. Монастырь был перенесен в Брянск из Киево-Печерского в конце XIII века. “В лето 6796(1288), – так гласит древнее предание, – благоверный великий князь черниговский Роман Михайлович, находясь в своей вотчине в городе Брянске, по воле Божией ослепил глаза свои, и услышал чудеса исцеления, услышав о чудесах, происходивших от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киевских, послал своего гонца в Печерский монастырь с милостыней и с просьбой отпустить чудотворную икону к нему в город Брянск, чтобы испросить от нее исцеления. Используя копию Свенской чудотворной иконы, с изображенными на ней чудесами, древний историк объясняет, что великий брянский князь Роман Михайлович послал в Киев вместе со священниками “архимандрита Петрова” (из Брянского Петропавловского монастыря).

Архимандрит Печерский, с согласия братии, разрешил иконе плыть к святому князю со священниками в лодке по реке Десне. Во время путешествия лодка внезапно остановилась посреди Десны, но как только люди увидели святую икону, они сказали: “Давай переночуем на Свене”, и лодка ушла, а они переночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Затем они отправились на поиски святой иконы на гору у реки Свенна и нашли ее на большом дубе среди ветвей. Об этом чуде было доложено блаженному князю Роману. Князь в сопровождении епископа и священников отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до места, где сейчас стоит Свенский монастырь, он вздохнул и со слезами на глазах сказал: “О дивная Матерь Божия, Христа, Матерь Бога нашего! Дай мне, о Госпожа, увидеть свет и Твой прекрасный образ моими глазами”. Князь Роман дал обещание построить на этом месте храм и монастырь и отдать ему столько земли, сколько он сможет увидеть с этого места. Он сразу же увидел небольшую тропинку и установил крест. Когда они подошли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: “О святая Матерь Божия, Владычица Богородица! Услышь голос моей молитвы и дай глазам моим зрение!”. После этой молитвы его зрение было восстановлено, и он мог видеть лучше, чем раньше. Князь Роман приказал снять икону с дерева, но никто из простых священников не смог ее снять, только епископ снял ее и принес князю. Прикоснувшись к чудотворному образу, князь приказал возвести кротовый холм, а сам вместе с другими, находившимися на месте, начал рубить деревья. Вскоре была построена церковь в честь Дня Суда Божьей Матери. Позже князь созвал братство, основал монастырь, щедро одарил его деньгами и покрыл чудотворную икону золотом. Дерево, на котором стояла икона, было срублено и использовано для изготовления досок для икон и крестов.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Прибавление ума»

На Свенской иконе Пресвятая Дева Мария изображена сидящей на возвышенном золотом троне, который покоится на одноступенчатом престоле. Правая нога Богородицы стоит на небольшом камне, а левая опирается на амвон. Непорочная Богоматерь держит на коленях обеими руками Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Оба они держат свитки, стоя по обе стороны от престола Богоматери на специальных постаментах: преподобный Феодосий – справа, а преподобный Антоний – слева. На свитке преподобного Антония написано: “Умоляю вас, малые дети, воздерживаться и не лениться. Помощь наша от Господа”. На свитке преподобного Феодосия написано: “Господи Боже Вседержитель, Творец всего видимого и невидимого, зрением Твоим изваяй дом Пречистой Твоей Матери чрез меня, раба Твоего Феодосия, и укрепи его неподвижно до дня Страшного Суда Твоего (для) хвалы и благодарения Тебе”. Что касается преподобного Феодосия, то он изображен с открытой головой, без клобука и в полной монашеской схиме.

Через некоторое время после основания монастыря футляр чудотворной иконы раскололся. Царь Иоанн Васильевич, по просьбе Свенского игумена, приказал привезти икону в Москву и переделать футляр золотом, серебром и драгоценными камнями. Через три года футляр был сделан, а икона возвращена в Свенский монастырь. Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи поклонились чудотворной Свенской иконе Божией Матери и преподнесли Свенскому монастырю множество даров. От этой святой иконы происходили и продолжают происходить многочисленные чудеса. Некоторые из них особенно примечательны.

Через год в Свенском монастыре был заложен фундамент церкви. Своды новопостроенного храма обрушились, но аббат Мартиниан и его братия вышли из него невредимыми. Говорят, что однажды иноземцы пытались разрушить монастырь, но вмешалась небесная царица: все нападавшие были ослеплены, а похищенные сокровища вернулись в монастырь. В других случаях враги пытались разорить Брянск и взять в плен его жителей, но Царица Небесная каждый раз отказывала.

Из города Трубчевска в 1673 году к чудотворному образу Богородицы был приведен крестьянин по имени Потапий, который был так сильно одержим, что не мог уйти. Как только был отслужен молебен, он исцелился и был рукоположен в монахи в Свенском монастыре.

В том же году из города Севска пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов, и после молитвы перед святой иконой Божией Матери он получил исцеление.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»

20 ноября 1677 года была разрушена каменная церковь преподобных Антония и Феодосия на Печерске, но царские двери и святые иконы в алтаре были найдены нетронутыми. Образ Воскресения Христова, который находился на пюпитре, был найден под кирпичами в завалах на третий день после разрушения церкви, также неповрежденным, в то время как пюпитр был полностью раздавлен.

В 1685 году Ян, крестьянин из города Трубчевска, был одержим бесами, и после молитвы перед иконой Божией Матери в Свенске он получил исцеление. В 1812 году, во время войны с французами, их полчища дошли до Брянска и угрожали его уничтожить. В то время благочестивые жители Брянска горячо молились Царице Небесной, своей единственной помощнице и утешительнице во всех бедах. Они взяли с собой ее чудотворный образ и обошли вокруг города. Вскоре они узнали, что пока они молились в Брянске, вражеские полчища повернули назад. В благодарность за освобождение от врага жители Брянска и все духовенство вновь подняли икону Божией Матери и пошли крестным ходом в город, где до них дошла весть об изгнании французов из Москвы. В память об этом заступничестве Пресвятой Богородицы каждый год 11 августа жители Брянска устраивают крестный ход, во время которого приносят святую икону в Брянск, совершают ночное бдение в городской церкви, а утром, после Божественной литургии, обходят город с чудотворным образом, крестами, иконами и святыми знаменами из всех церквей и со всеми священниками города, после чего возвращаются в собор. Перед вечерней народ прибыл в собор и с благоговением и похвалой проводил чудотворную икону в монастырь.

Новая золотая риза была изготовлена для образа Божией Матери в честь избавления Богоматери от французов в 1815 году. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилович Демидов изготовил для золотой ризы Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную алмазную корону с блеском крупных бриллиантов, а также алмазные звезды для плеч Богородицы и корону и манжеты для Младенца Христа.

В 1830 году Екатерина, младшая дочь брянского купца Ивана Яковлевича Климова, в течение семи недель страдала от тяжелой болезни глаз, а затем ослепла. Во время болезни в мае Екатерина услышала голос, повелевающий принести в их дом чудотворную икону из Свенского монастыря. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов 19 мая 1830 года попросил принести святую икону. На следующий день ему принесли Свенскую икону, отслужили перед ней молебен и освятили воду. Когда слепую подвели к Кресту и окропили святой водой, она немного прозрела. Но вот ее подвели близко к иконе, и она сразу же исцелилась от сильных болей, и к ней вернулось зрение. Отец, отец, теперь я все вижу ясно, – радостно воскликнула бедная женщина. Позволь мне, голубка, понести образ”. Но ей не позволили. Свидетелями просветления и выздоровления девы Екатерины были десять человек.

В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамова, крестьянин из села Ревень Трубчевского уезда, попросил у Преосвященного Никодима, епископа Орловского, разрешения принести чудотворную икону Божией Матери в свой дом. “Я, – писал он, – четыре года страдал от состояния смятения, сильного беспокойства и уныния; но как только я дал обет принести чудотворную икону Божией Матери в свой дом, я сразу же получил утешение и ободрение. Епископ разрешил, и чудотворная икона была принесена в село Ревны.

В 1832 году в Свенский монастырь из Смоленской губернии приехала женщина, страдавшая от бесовской одержимости в течение одиннадцати лет. Ее припадки сопровождались громкими криками. В монастыре больная успокоилась во время вечерни. Во время молебна больная прикоснулась к святой иконе и получила исцеление. В 1840 году карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщала: “Я получила от простуды сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и родинку на голове и по всему лицу; мне было ужасно больно и невыносимо смотреть на свет, а еще более на огонь; я должна была ходить с вожатым и, закрыв совершенно голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я попросил отвести меня к Святой иконе Свенской Божией Матери, услышав, как Святая икона исцелила мою болезнь глаз. Поскольку я не мог выдержать быстрой езды, мы ехали день и ночь. Нас доставили прямо в монастырь на пароме. Когда шла ранняя литургия, меня ввели в церковь позади всех, я не мог видеть свет свечей; боль была невыносимой. После литургии они отнесли икону в лавку, а я шла позади них, взяв с собой полотенце и стакан. Мне подали святую воду, которую освятили в лавке; я умыла глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила с лица вуаль, уже не чувствуя боли; отек сошел, и я полностью исцелилась. Вместе с этим мне дали бутылку святой воды, чтобы я умыла лицо, и воспаление и боль совершенно прекратились и больше не возвращались, по милосердию Божией Матери, сотворившей для меня прежде чудотворную Свенскую икону. С чистой совестью свидетельствую и подписываюсь именем помещицы Александры Ивановны Гриневой.” “Сразу же по приезде домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева ослепшего от оспы трехлетнего сына Андрея и отправила его с отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей полностью излечился в монастыре и до сих пор находится на военной службе.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Целительница»

Благочестивые жители Брянска почитали Свенскую икону и усердно молились перед ней во всех важных обстоятельствах своей жизни. Выходили ли они замуж, отправлялись ли в дальний путь или везли груз, были ли в радости или печали, они всегда шли в Свенский монастырь и горячо молились перед святой иконой Божией Матери.

Часто благочестивые жители города Брянска и жители окрестностей и других мест приносили в свои дома святую икону Божией Матери. Поднятие чудотворного образа совершалось таким образом с древних времен. Когда желающие взять святую икону прибывали в монастырь, соборные колокола звонили на большом колоколе с переводами и на всех колоколах. Настоятель и братья пришли в церковь; собрались также жители соседних деревень. Настоятель и облаченные братья-монахи вышли из алтаря, встали перед чудотворным образом и благословили его, чтобы начать молитвенное служение. Во время пения тропаря два иерарха взяли святую икону и вынесли ее из церкви. Настоятель, иерархи и весь народ последовали за ним. Перед монастырскими воротами, под звон колоколов и пение стихов, иеронимиты со святой иконой остановились на площади перед монастырем. Настоятель стоял перед чудотворным образом с крестом в руке, а иеродиакон – с кадилом. Иеродиакон произнес литании, и было совершено отступление. Настоятель возложил руки на икону и попросил Царицу Небесную не покидать монастырь; затем он возложил руки на Крест вместе с теми, кто поднимал икону. Получив его благословение, те, кто нес чудотворную икону домой, получили ее из рук иерарха. Иерарх, назначенный сопровождать икону, получил крест от настоятеля. Затем они ушли, распевая и звоня в колокола, а настоятель и его братья вернулись в монастырь.

Всякий раз, когда чудотворную икону несли в Брянск и села, в церквях звонили колокола, а благочестивые христиане с радостью и благоговением встречали и почитали Саму Царицу Небесную. Перед святой иконой жители деревень падали на колени и стояли на земле. Они клали младенцев под святую икону и подводили юношей, чтобы те взяли образ над собой. Это был праздник для всей деревни: переулки, улицы и площади были выметены, хижины украшены, а святую икону в таком же торжественном виде отнесли в монастырь. Игумен вместе с братией в облачениях, диаконами с кадилами и пономарями со свечами выходил из монастыря навстречу святой иконе. Позвонив во все колокола, игумен кадил чудотворный образ, принимая от иеромонаха Святой Крест, а иеромонахи принимали от богоявленцев Святой Образ. Когда икона была помещена в храм, диакон прочитал ектению, после чего священник отпустил грехи прихожанам и поцеловал Крест и чудотворный образ. В соборном монастырском храме Успения чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе с правой стороны Царских врат, а в теплой церкви для нее было устроено особое место.

Читайте также:
Икона Андрея Первозванного

Самая ранняя копия чудотворной иконы Божией Матери была найдена в Свенском монастыре. Она была украшена золотыми ризами, подобными тем, которые принадлежали чудотворной иконе, устроенной в 1778 году под руководством игумена этого монастыря Никодима. Сопровождали эту ризу жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царевичем великим князем Иваном Васильевичем по возвращении ее из Москвы в монастырь.

Свенский монастырь, а также Успенский собор были разрушены после большевистского переворота. Чудотворная икона Божией Матери была подарена Главному управлению науки Народного комиссариата для реставрации, а затем передана в Третьяковскую галерею в Москве. В начале 1990-х годов в Свенской обители возродилась монашеская жизнь. С 2000 года стало ежегодной традицией прикладываться к Свенской иконе Пресвятой Богородицы. Теперь он совершается в день ее праздника, 30 августа, а с 2004 года проходит от Свенского монастыря по городу Брянску до Кафедрального собора во имя Святой Троицы.

Почитание в православии

Православные христиане почитают Свенскую икону Феодосия Печерского 3 мая, в день его смерти. В честь победы Наполеона над Брянском в 1815 году было добавлено 17 августа.

В настоящее время икона Шведской Божьей Матери хранится в Третьяковской галерее в Москве. Древнейший экземпляр хранится в Печерской лавре в Киеве в дальних пещерах. Копия картины находится также в церкви, построенной во имя всех преподобных Печерских.

Почитание святыни в Саратовском Свято-Алексиевском женском монастыре

В 1288 году, когда черниговский и дебрянский князь Роман Михайлович внезапно ослеп, вспомнив об иконе, исцелявшей его недуги, он послал за ней архимандрита в Киево-Печерскую лавру. Архимандрит Петровский с монахами. Получив заветный дар, брянцы отплыли обратно. По преданию, лодка остановилась в одном месте на реке Десне, и гребцы не смогли ни подняться на гору, ни опуститься на дно. Ночь они провели на берегу. Рано утром следующего дня икона исчезла из лодки. Они обыскали весь берег, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самой высокой точке меловой горы у излучины реки Десны.

На иконе размером 68 х 42 см изображена Пресвятая Дева, Матерь Божья, восседающая на золотом троне и держащая на коленях предвечного Младенца, который поднимает руку в благословении. По обе стороны от престола на специальных постаментах стоят Печерские чудотворцы: справа – Феодосий, слева – Антоний. На свитке монаха Феодосия есть надпись: “Господи, Господи Боже (…) Погреби дом пречистой матери твоей через меня, раба твоего Феодосия, и поддерживай его непоколебимо до дня страшного суда твоего со славою и благодарением тебе”. На свитке преподобного Антония мы читаем: “Умоляю вас, дети мои, сдерживайте себя и не ленитесь; в этом нам Господь помощник.

Читайте также:
Икона для зачатия и рождения ребенка

Узнав о чудесном исчезновении и обнаружении принесенной иконы, князь Роман с родственниками, соседними боярами и брянским духовенством охотно отправился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, он помолился и воскликнул со слезами: “О Пресвятая Богородица, Госпожа, Дева, Матерь Божия! Услышь голос моей молитвы и восстанови мое зрение! И в тот же час он обрел зрение и стал жить лучше прежнего. После благодарственной молитвы князь пообещал отдать Богородице все, что увидит вокруг себя, и начал заготавливать дерево для строительства общей церкви. Дуб, в котором была найдена чудотворная икона, был расколот и отдан желающим. Позже на месте явления иконы была воздвигнута каменная колонна, украшенная копией иконы.

После революции чудотворная икона Свенской Богоматери была передана на реставрацию в Главное управление науки Наркомпроса, а оттуда – на постоянное хранение в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

В 2015 году монастырь получил точную копию чудотворной Свенской иконы (Печерской), которую можно увидеть в Третьяковской галерее. Список иконы был сделан Тверским благотворительным фондом имени святителя Тихона Задонского. 27 августа в Москве в храме святителя Николая в Толмачах состоялся чин освящения Свенской иконы. Копия иконы была написана иконописной мастерской “Пелевин и сыновья” (Тверь), и ее специалисты выполнили работу на высоком уровне художественного мастерства. С мощами Киево-Печерских Угодников Божиих и точной копией, Свенский монастырь был передан на следующий день. В праздник Успения Пресвятой Богородицы мощи были доставлены в монастырь.

До 1288 года образ Богородицы хранился в Киево-Печерской лавре, где по молитвам верующих перед ликом Богородицы совершалось множество чудес. После этой даты образ Царицы Небесной был перевезен в Брянск следующим образом. Роман Михайлович, черниговский князь, во время посещения Брянска полностью ослеп. Узнав о чудотворной иконе в Киево-Печерской лавре, он послал гонца с просьбой доставить ее в Брянск, так как верил, что если помолится перед ней, то исцелится. Договорившись о доставке иконы князю, священники с помощью служителей лавры отправили ее в Брянск по реке Десне.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской глас 3

Богородица ныне невидимо пребывает в церкви / и с ликами Печерских отцов молится о нас, / благоговейно возвеличивая Ее неизмеримое милосердие к нашему роду, / явленное в Ее дивном образе, / украшающем Печерский монастырь.

Пресвятая и непорочная Дева Мария, защитница этого святого места, владычица Своей сферы, наша похвала и украшение на Печерске. Прими нас, недостойных рабов Твоих, с верой и любовью возносящих наши молитвы перед Твоим дивным образом, чтобы Ты милостиво посетила наше грешное бытие, озарив его светом покаяния, и осенила нас, обремененных многими бедами, Своей небесной радостью, даровав нам благодать всегда славить Тебя в мире и благочестии в этом святом месте, дабы мы, без греха пройдя путь жизни нашей, с Твоей помощью достигли вечной радости во свете святых и богоносных отцов наших Антония и Феодосия и всех святых Печерских, и едиными устами и сердцем поминали Тебя с предвечным Сыном Твоим и Безначальным Отцом Его и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Духом Твоим, во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: