Икона Божией Матери «Оранта»

На иконе представлен второй человек, Христос Эммануил. Еврейское слово “Эммануил” означает “Бог с нами”. Это имя дано Христу, которого нарисовали молодым человеком.

Панагия и Оранта

Популярным типом иконописцев и верующих является икона Божией Матери. Почитание Божией Матери и Ее икон в России, пожалуй, стоит на одном уровне с поклонением Иисусу Христу и Его иконам. Христиане считают это очень важной частью своей духовной жизни.

Среди икон Божьей Матери есть одна, на которой она изображена в одиночестве и стоящей. Эти иконы обычно большие, и в домонгольской Руси они играли в храме такую же роль, как мозаики и фрески в византийском храме. Но в деревянной церкви, а таких в России было большинство, невозможно было написать фреску, а тем более сделать мозаику. Из-за сложности технологии мозаика в России совсем не прижилась, поэтому большие ростральные иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.

Одним из видов таких икон является Великая Панагия – Оранта. Вообще, “Панагия” означает “самая милостивая”, а “пан” – все, что означает, что милость распространяется на всех. Оранта – это Богородица, которая молится за человечество, прося милости у Своего Сына. В связи с этим богослужебный ряд внутри иконостаса, отделяющего алтарь от нефа в русских церквях, называется деисусом. В центре – Иисус Вседержитель как Великий Судья на Страшном суде, по обе стороны от Него – апостолы, иногда пророки и обязательно Богоматерь, которая молится о прощении, о спасении человечества.

Можно встретить Оранты с поднятыми руками. Она также известна как “Нерушимая стена”, которая произошла от мозаики Киевской Софии. Другой тип таких же ростовых икон можно назвать “Знамение”. Это когда Богородица изображена во весь рост, а на груди у Нее медальон с изображением Иисуса Христа либо в образе Младенца со взрослым лицом, либо в более поздних иконах в образе Эммануила, который представляет собой образ юного Иисуса. Эта икона рассказывает о миссии Бога в этом мире в образе человека, готового пожертвовать собой ради спасения христиан и человечества. Именно этот знак должен понять христианин, который смотрит на эту икону.

Читайте также:
Икона Божией Матери «О Тебе радуется»

Остальные изображения Марии часто имеют поясную перспективу и располагают Богородицу не только с Христом, но и с другими персонажами.

И, наконец, есть иконы, где образ молящейся Оранты и образ Знамения совмещены в одной иконе. К таким иконам относится одна из самых древних: икона Ярославской Божией Матери, или Марии Ярославской. “Ярославской” икону назвали потому, что она была привезена из Ярославля, куда, по мнению многих историков, она попала из Ростова в XVIII веке в результате переноса митрополичьей кафедры в Ярославль.

Существует много споров об этой домонгольской иконе, которая была написана около 1218 года, то есть в начале XIII века. Многие считают эту икону, написанную здесь, в России, русским иконописцем, началом целой школы ярославской иконописи, которая впоследствии получила большое развитие и стала важной школой русской иконописи. Другие, напротив, утверждают, что хотя знаменитая ярославская школа иконописи существовала и после этого периода, “знак Оранта” не имеет к ней прямого отношения. По одной из версий, эта икона была написана в Ростове, находилась там до XVIII века в церкви Успения Богородицы и была написана известным иконописцем, имя которого мы знаем из источников – Алимпорт. Довольно смелым образом он объединил два византийских канона изображения Богоматери в натуральную величину – рисунок и оранта. Поэтому одни специалисты называют икону “Орантка”, другие утверждают, что главное – это то, что на груди Богородицы находится медальон с изображением Христа, а скорее всего “Знамение”. В книгах эта икона встречается под обоими названиями и, безусловно, является одним из самых известных образов Божией Матери, которому следовали русские иконописцы с XIII века по XIV и XV века и далее.

Описание иконы

Традиционно на иконе Богоматери Оранты изображена Богоматерь с распростертыми руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также с распростертыми руками в благословляющем жесте, что встречается редко: обычно на иконах Богоматерь благословляет Младенца Иисуса или Младенца Иисуса одной рукой.

Имя “Эммануил” носит каждое изображение Спасителя в Его младенчестве, включая иконы Богородицы. Его взгляд наполнен детской серьезностью, а взгляд Богоматери – нежностью и смирением перед волей Божьей.

Читайте также:
Икона Дмитрия Донского

Эта же иконография оказалась характерной для иконографий Богоматери “Знамение”, “Живоносный источник”, “Неупиваемая чаша”.

Икона Богородицы «Панагия Сумела»

Панагия Сумела также подходит под тип иконографии Оранты (“Панагия”), но имеет некоторые отличия. На этом изображении Богоматерь стоит на коленях между Иисусом и распятием.

У этой иконы своя драматическая история. По преданию, икона была написана самим Святым Лукой. Икона чудесным образом оказалась на голом выступе скалы, и сама Богородица приказала двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, который назвали Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор монастырь Богоматери Черной Горы стал широко известен.

Детали

A Архангел Михаил

Б Лицо Девы Марии

C Архангел Гавриил

Д Спаситель Эммануил

  • Лазарев 1953/6. [71] [M.4-6-2] Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1953. — Стр. 490-491, илл. на стр. 485, 487, цв. вклейка после стр. 484.
  • Древнерусская живопись 1958. [490] [Z.1-3] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 13-15.
  • Onasch 1961. [477] [Z.8-4] Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 345-346, Taf. 6.
  • Антонова, Мнева 1963. [181] [M.1-6] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 3, стр. 51-54, илл. 3-5, 6 (цв.).
  • Ростово-суздальская живопись 1970. [391] [M.2-2] Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков = Rostov-Suzdal painting of the 12th—16th centuries. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — №№ 1, 2.
  • Алпатов 1974. [4] [M.9-4] Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 1, 2.
  • Живопись домонгольской Руси 1974. [162] [Z.3-3] Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 40-45, кат. № 6.
  • Onasch 1977. [3] [Z.8-4] Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 4.
  • Алпатов 1978. [89] [M.1-5] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №37, стр. 299.
  • ИРИ 1979-81. [7] [Z.4-6-2] История русского искусства: [Учебник для худож. вузов]. В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 38, илл. 36.
  • Масленицын 1983. [54] [Z.4-6-1] Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Yaroslavian icon-painting. — М.: Искусство, 1983. — Стр. 9-12, №№ 5-9.
  • Брюсова 1986а. [508] [M.9-3] Брюсова В.Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение») // Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 73–99.
  • Лазарев 1986. [21] [M.2-5] Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 142.
  • Масленицын 1986. [509] [M.9-3] Масленицын С.И. «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта») // Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 100–107.
  • ГТГ 1995. [18] [M.7-5] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 15, стр. 68-70.
  • Смирнова 1997/3. [10660] [D] Смирнова Э. С. Обращение к наследию в русской иконописи XIII в. (Две иконы первой четверти столетия) // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. [т. 19]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 290–310.
  • Лазарев 2000/1. [9] [M.7-6] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 42-43, 167-168, № 21.
  • Салтыков 2000/1. [5217] [Z.4-3-2] Александр Салтыков, протоиерей. К изучению геометрической традиции в древнерусском искусстве («Ярославская Оранта» и «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева) // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 108–121.
  • Русская иконопись 2003. [575] [M.] Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 95.
  • Гукова 2005. [728] [—] Гукова С.Н. Знаки приснодевства Богоматери // Byzantinoslavica, Vol. LXIII. — Prague, 2005. — Илл. 20.
  • Иконопись ГТГ 2006. [725] [M.2-3] Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 48-49, илл.
  • Марфо-Мариинская обитель 2012. [8396] [Z.6-4] Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 4.
  • Иконопись ГТГ 2019. [10752] [M.7-4] Иконопись. — М., 2019. — Стр. 50-53.
  • Татарченко 2019. [11079] [M.] Татарченко С. Н. К вопросу об истории бытования двух икон, происходящих из ярославского Спасо-Преображенского монастыря («Богоматерь Великая Панагия» и «Иоанн Предтеча Ангел пустыни») // XXIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2019. — С. 8–29.
  • ГТГ 2020. [11758] [M.7-5] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. — М., 2020. — Кат. № 15, стр. 430-459.

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Все права защищены. Полное или частичное воспроизведение в коммерческих целях запрещено.

Почитаемые образы

В России два образа Богоматери Оранта признаны самыми древними и почитаемыми – Ярославский и Новгородский.

Ярославская

Одно из древнейших в стране изображений молящейся Богоматери находится в Ярославле. Считается, что он был создан монахом-иконописцем Алипием, служившим в Киево-Печерской лавре. Этот древний образ также носит название “Знамение Божией Матери”.

Изображение похоже на мозаику Софии в Киеве. Богородица изображена в полный рост с поднятыми руками. Ее грудь покрыта кругом Иисуса Христа. Этот образ интерпретируется как переход от ходатайства молитвы к воплощению Бога во Христе. На иконе изображено предвкушение рождения Бога и последующих событий перед ожидаемым Вторым пришествием.

Ярославский орант сейчас является частью коллекции икон Третьяковской галереи.

богоматерь оранта

Новгородская

В настоящее время место нахождения древней иконы – Софийский собор в Новгороде. В XII веке образ становился все более известным. Князь Андрей Боголюбский, поддерживаемый другими князьями, отправился завоевывать Новгород.

Это была зима 1170 года. Войска захватчиков с большим перевесом превосходили защитников Великого Новгорода. Горожане вскоре поняли, что им не выстоять в неравной битве, и стали неистово молиться Господу и Его матери.

Когда новгородский архиепископ Иоанн молился в алтаре, голос повелел ему вынести икону Божией Матери из Преображенской церкви к городским воротам, где началась ожесточенная битва. Когда вражеские лучники увидели выставленную икону, они выпустили в нее множество стрел. Одна стрела попала ей в лицо. Глаза ее наполнились слезами, и она зарыдала.

При виде этого невероятного зрелища враги в ужасе отступили назад и бежали, толкая и пихая друг друга. Защитники бросились за убегающим врагом, атаковали его и сумели отстоять славный город. В ознаменование победы 10 декабря было установлено почитание Нижегородской Божьей Матери.

В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконография Оранта способна направить человека на верный путь, духовно просветить его и наполнить сердце любовью к Богу. Кроме того, святой образ Оранта отгоняет злых духов и врагов и защищает целые народы от нападения врагов.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Самая знаменитая чудотворная икона «Знамение» – Новгородская 127 . В течение веков с нее было сделано огромное количество списков, особенно в Новгородских землях, но ни один из них не повторяет ее. Древний образ почти полностью утрачен. Сейчас колорит иконы далек от первоначального, фон и фигуры прописаны темными, тяжелыми красками. Освобожденное от многих слоев позднейших записей изображение восстанавливается по небольшим фрагментам на лике, мафории и рукавах хитона Богородицы, а также на одеждах Христа и в золотом круге.

Икона Божией Матери “Знамение”. Новгород XIII века

Давайте попробуем мысленно представить себе эту икону. Богородица окружена золотым сиянием Вечной Славы в мафории, окрашенной в блестящий синий цвет лазурита. Ее цвет подчеркивают вспышки белых бликов и розово-сиреневые рукава платья. На груди Богоматери в золотом хитоне нарисован контур золотого круга Вечности с Младенцем Иисусом.

Руки Богоматери подобны зажженным свечам и, как и дикирий, означают две природы воплощенного Христа128 . Весь образ Богородицы – это молитвенный пыл, “огненный столп, наставляющий тех, кто во тьме”. Мы видим “Богоматерь” как “свечу, принимающую свет”, “нематериальный огонь”, как “светильник накаливания”, “озарение многих огней “129 . 129 Так зажигаются свечи и лампады в церкви во время богослужений, символизируя молитвенное приношение. На иконе мы видим, что Христос, принимая молитву примирения, благословляет через Богоматерь Церковь – свое творение.

Апостол Петр и мученица Наталья, изображенные на обороте, вероятно, являются святыми того же имени, что и заказчик этой иконы, поскольку новгородцы любили помещать на иконах своих небесных покровителей. Но эти образы не случайны. Они соответствуют символизму иконографии “Знак”. Апостол Петр почитается вместе с Павлом Первозванным. Всю свою жизнь он проповедовал Евангелие и собирал стадо Христово в Церковь. Церковь была укреплена кровью мучеников, и, согласно апостольскому правилу, частицы мощей мучеников помещаются у подножия престолов и на антиминсах. Именно поэтому на иконе изображена мученица Наталья.

В XVI и XVII веках новгородская икона была отреставрирована. В это время на полях аверса были нарисованы новые фигуры святых, а золотой фон был заменен.

Икона стала известной в 1170 году. Рассказ об этом удивительном событии записан в летописи, за ним последовали устные предания, а в середине XIV века было создано знаменитое “Слово о знамении Девы Марии” в нескольких экземплярах.

В настоящее время реликвия находится в Софийском соборе Новгородского кремля.

Молитва к иконе Божьей Матери “Оранта”

О славная заступница, Матерь Божья Пресвятого Таинства!

К Тебе мы возносим свои молитвы.

Ты наша единственная надежда.

Приди на помощь нам, грешникам, помоги нам вынести боль и печаль.

Не дай нам пасть духом, Дева Мария, но охрани нас от зла и защити нашу Родину от врагов.

Наполни наши души светом, направь нас по праведному пути!

Изгони тьму из наших сердец и демонов, обитающих в наших телах.

Только Ты – наш защитник.

В Тебе наше спасение!

Помолитесь Господу о наших грехах и даруйте нам покаяние и прощение.

Будь с нами и не оставляй нас, ибо мы прославляем Твое имя, Царица Небесная!

Да свершится воля Божья.

Давайте помолимся Отцу, Сыну и Святому Духу!

Оцените статью ☺

Нажать на звездочку ↓

Средний рейтинг: 4.5 / 5. Количество голосов: 2

:)

Проголосуй первым!

Это один из видов изображений Богоматери, который также известен как “Великая Панагия”. Это один из самых интересных и почитаемых образов, в котором Богоматерь выступает в роли заступницы, покровительницы. Оранте молятся с просьбой о спасении души, духовном и физическом исцелении, помощи в трудные времена. Заблудшая душа получает от Оранты силы для духовной борьбы и противостояния невзгодам.

В чем помогает и от чего оберегает

Современные православные верующие, как и их древние предки, продолжают почитать икону Богоматери Оранты. К ней обращаются за ходатайством о спасении души, об исцелении душевных и физических недугов, в тяжелых жизненных испытаниях.

Считается, что “Нерушимая стена” защищает дом от нападений, краж, ограблений и злых людей.

Кроме того, предотвращает болезни и создает душевное спокойствие.

Иконы “Оранта” отличаются своей мощной силой, защищая не только отдельных людей от злых сил, но и целые общины и даже страны от вражеских нападений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: