Икона Бориса и Глеба

И что удивительно, во сне Борис был предупрежден о смерти, которая его ожидает. Она явилась ему в виде страшного черного зверя. Но он все же отпускает войско. Святополк посылает убийц делать свое черное дело. После вечерней молитвы князь Борис был найден мертвым во сне.

Борис и Глеб с житием

Часть Коломны была присоединена к Великому княжеству Московскому в 1302-1307 годах (М. Н. Тихомиров, Средневековая Москва в XIV-XV веках, М., 1957, с. 273-274). Московская живопись, от которой сохранилось лишь несколько древнейших произведений, возникла и сформировалась на основе ранних памятников Коломны.

Вполне вероятно, что икона Бориса и Глеба, о которой идет речь, происходит от старого рязанского оригинала. В Рязанском музее можно увидеть одноименную шиферную икону XIII века № 3779, которая имеет схожую композицию и происходит из Солотчинского монастыря. Reproduced by A. Л. Монгайт в своей книге “Земля Рязанская”, М., 1961, с. 304, рис. 141 (дательный пример). 304, рис. 141 (из XII века). В 1195 году в Рязани появился Борисоглебский собор, который служил местом погребения рязанских князей. В 11-12 веках князья Борис и Глеб уже считались покровителями другого великого центра Рязани, Мурома, где также был посвященный им собор. О культе Бориса и Глеба в Рязани см. М.Н. Тихомиров. M. N. Тихомиров, Древнерусские города, М., 1956, стр. 429 и 431.

Принцы стоят с крестами и мечами в руках, слегка повернувшись лицом друг к другу. Более ранние изображения центрального элемента включают лицо, руки, шапку, алам Бориса, украшенную камнями кайму малиновой корзны и ее нижнюю левую часть (первоначально коричневую), красный пояс и сапоги, меч в коричневых ножнах; лицо, руки и граничащие с ними одежды Глеба, шапку, левую часть корзны (коричневую), кайму с камнями, сапоги и меч2. Первоначально кафтаны князей были прозрачными, серо-фиолетовыми, с впадинами, а князья стоят с крестами и мечами в руках, слегка повернувшись лицом друг к другу. Первоначально княжеские кафтаны были прозрачными, серо-фиолетовыми, с серо-голубыми впадинами. Корзно было окрашено плотным слоем краски. Корзно Бориса было коричневым со светло-охристой изнанкой, у Глеба – наоборот: верхняя часть корзно была светло-охристой, а подкладка – коричневой. Окраска была жидкой, с мягкой коричневой охрой под оливковым санкиром, который встречался только в затененных местах3 . Блики, особенно на молодом лице Глеба, обесцвечены. На лице Бориса остались следы двенашек. Кафтаны и корсеты князей были отреставрированы после пожара 16 века. Золотой фон центральной части и следы золота на полях с красной каймой относятся к тому же периоду. Первоначальный фон центрального элемента был красным 4 .

2 Лица Бориса и Глеба напоминают изображения XIV века “Сошествие во ад” из Коломыи (см. № 212) и икону XIV века “Мать Молебница”. (см. № 210). Кроме того, манера изображения лика и техника исполнения сходны с изображением лика на Одигитрии XIV века (в раме с семью сценами с изображением Богоматери, двух архангелов и этимоса между ними) из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля, ныне находящейся в Государственной Оружейной палате (см. фотографию в ГТГ, 67/104).

3 Этот тип росписи происходит от техники живописи домонгольского периода.

4 См. фрагменты над позой в центре, по краю нимба и по контуру туники.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Эти отметки располагаются в хронологическом порядке в резюме:

  1. Владимир Святославич вручает Борису меч и отправляет его на войну с печенегами;
  2. Погребение Владимира;
  3. «Борис возвратися, не обрете супостат»;
  4. Борис с Георгием Угрином молится у шатра;
  5. «Борис видит сон о смерти своей»;
  6. Убиение Бориса и Георгия Угрина;
  7. Погребение Бориса в
    ¦ Вышгороде;
  8. Повар Торчин убивает Глеба;
  9. Тело Глеба в пустыне между двумя колодами: «Повергоша Глеба межю двема колодома»;
  10. Перенесение мощей Бориса и Глеба;
  11. Борис предрекает Георгию Угрину мученическую смерть от Святополка, грозящую им обоим (с этого клейма начинается назидательная история о злодее Святополке);
  12. Святополк велит мужам вышгородским убить Бориса;
  13. Святополк награждает убийц;
  14. Ярослав сражается со Святополком;
  15. Расслабление Святополка;
  16. Могила Святополка «между Чехи и Ляхи».

Жидкие, светлые цвета характеризуют марки. Киноварь, серовато-голубые и желтые оттенки с коричневым составляют эти изделия. Надписи – красные, фон – белый, а столбики – желтые и коричневые. И штампы, и центральный элемент могли быть написаны разными мастерами.

Липовая доска, нагели типа “ласточкин хвост”, закрепленные деревянными гвоздями. Паволока, левкас, яичная темпера. 134 × 89.

Происходит из церкви Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне.

Выставлен в Государственной Третьяковской галерее в 1937 году И. В. Овчинниковым.

Поступила в 1936 году из Коломны. [28757]
¦

¶ 85. Борис и Глеб с жизнеописанием

Вторая четверть XIV века. 134×89. Третьяковская галерея, Москва.

Из церкви Бориса и Глеба в Запрудах в городе Коломне, присоединенном к Московскому княжеству в 1302 году. Сохранность посредственная. Довольно много потертостей верхнего красочного слоя. Кафтаны и плащи центральных фигур поновлены после пожара XVI века. К этому же времени относятся золотой фон средника и следы золота на полях с красной опушью. Первоначальный фон средника был красный. Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке.
¦

Описание

Икона XIV века была написана русскими мастерами. Русские иконописцы написали ее как одну из своих первых работ. В их работах того времени можно увидеть византийские иконографические особенности. Видно, что икону святых князей писал хорошо обученный мастер. Она имеет необычно вытянутую форму. Вероятно, она была написана для того, чтобы поместить ее на столб храма.

Святые изображены в виде боевых всадников с копьями в руках. Борис и Глеб выступают в поход, чтобы помочь князю москвичей в его военных начинаниях. Конские ноги святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землей, потому что они принадлежат небесам, а не земной тверди.

Почитание святых мучеников

Начало почитания князей в России связано с тремя событиями:

  • Перенесение тела Лебба из Смоленска в храм Василия Блаженного на могилу брата;
  • Инициатива киевского митрополита Иоанна I;
  • Пожар в храме Василия Блаженного и перенесение мощей братьев в новую церковь в их честь.

Князья были канонизированы к началу XII века, поскольку некоторые из их мощей уже были отправлены в Чехию к концу XI века. Католики также почитают святых князей. В католическом списке святых они значатся как Роман Русский и Давид Польский.

Читайте также:
Икона «Христос Пантократор»

Русские чудотворцы

В XII веке была составлена служба, описывающая целительную силу святых. Молодого человека из Вышгорода мучила хромота. Помолившись у гробов святых князей, они явились ему во сне. Чудотворцы перекрестили его. Утром он проснулся исцеленным.

Еще одно чудо произошло с одноногим человеком. Его нога была отрезана до колена. В видении он увидел святых князей, идущих от алтаря церкви. Мужчина увидел их и упал без сознания. Люди отнесли его в церковь, и там они увидели, как его отрубленные ноги отрастают. Благодаря молитвам к святым, слепой вновь обрел зрение. Братья явились ему во сне, открыли ему глаза, и он начал видеть.

Князья наказали работника, который отказался идти в церковь в день Святого Николая. Два всадника в белой одежде вытащили ее за руку из дома и разрушили дом. Они взяли рабочего за руку. Она скиталась три года, пока не добралась до церкви святых князей. Женщина провела ночь у стен церкви. Ее братья явились ей во сне и подарили кольцо. Во время утреннего богослужения женщина получила исцеление.

борис и глеб святые

У могилы князей с невежественным варягом произошло чудо. Он непочтительно стоял там. Вдруг из земли вырвался огонь и опалил ноги варгана. Братья-тауматурги помогли старому монаху, который был болен в своей келье. У старика болел живот, он не мог встать с постели, но его мучила жажда. В течение нескольких дней никто не приходил к нему. Монастырь был затоплен, и монахи откачивали воду. Старец молился Борису и Глебу. Вдруг в его келью вошли два монаха, спросили его и дали ему попить. Монах спросил, кто они такие. Гости называли себя братьями Ярослава. Когда монахи ушли, старик понял, что его посетили святые.

Память в роду князей

Более поздние правители приходили поклониться мощам мучеников. Рюрик Ростиславович и Александр Невский побеждали в битвах благодаря их заступничеству. Во время битвы со шведами на Неве Борис и Глеб появились в лодке. В честь их деяний и в память о святых русские княжества были объединены, а князья выполнили свои взаимные обязательства. Во имя братьев в России поддерживался мир.

Предметы, принадлежавшие князьям, хранились как реликвии. В церкви Святых в Вышгороде находился меч Бориса, но оружие забрал владимирский князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. В 12 веке церковь была разрушена монголами. Реликвии не были найдены погребенными под обломками.

В княжеской семье светские и благочестивые имена святых часто давали детям: сыновья Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Ростислав Смоленский. Места убийства братьев были почтены строительством церквей – на реке Альте и Смядыни. Впоследствии там поселилась монашеская община. Русь была полна церквей и монастырей, названных в честь святых. Самые известные монастыри существуют и по сей день – Новоторжский и Надозерный Переславль-Залесский.

Почитание в зарубежье

В других странах также были святые-мученики:

  • Греция – под именами Романа и Давида они упоминаются в сборнике житий и поучений “Пролог”;
  • Византия – в Константинополе были написаны иконы святых и построен храм в их честь;
  • Армения – история святых Давида и Романа была прочитана в Деяниях апостолов

святые борис и глеб

Эти молитвы и праздники святых можно найти в сербских и болгарских молитвенниках XIII и XIV веков. Память Бориса и Глеба совершалась 24 июля, по новому стилю – 6 августа. Постепенно их праздник стал отмечаться торжественной службой, или Полиелеем. В XII веке братьям пели особые гимны. Автором текста службы стал Иоанн, митрополит Киевский. В отличие от гимнов, написанных до XV века и упоминающих имя Святополка, в поздних стихах Пахомия Логофетоса его имя не упоминается.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Оранта»

Описание иконы «Святые Борис и Глеб»

Хотя Борис и Глеб приняли свою смерть с христианским смирением в разных местах и в разное время, в православной традиции их имена неразрывно связаны и всегда упоминаются вместе; на иконах они также изображаются вместе, как показано на иконе XIV века “Борис и Глеб”.

Обычно на иконе Бориса и Глеба братья изображаются в полный рост, в богатых одеждах, с мечом в одной руке и крестом в другой, как символ их приверженности христианской вере и принятия пыток. Несколько позже появилась икона с изображением Бориса и Глеба на коне, с самим Христом, взирающим на святых.

Икона «Святые Борис и Глеб»

Народ навсегда увидел в братьях мучеников, сохранивших верность христианским заповедям, несмотря на опасность, а православная церковь прославила их как защитников Руси и небесных покровителей русских князей. Во время битвы на Чудском озере воины Александра Невского молились иконе “Святые Борис и Глеб”, как и войско князя Дмитрия Донского перед битвой на Дону.

Борис и Глеб — первые русские святые

Князья Борис и Глеб – первые русские святые? В подражание святым угодникам Божиим, Борис и Глеб были князьями-мучениками.

Святые князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Константинопольской церквями. Они были младшими сыновьями святого князя Владимира (+ 15 июля 1015 года). Родившись незадолго до крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший брат, Борис, получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, труды святых отцов и, прежде всего, жития святых. Под их влиянием у святого Бориса возникло горячее желание подражать подвигам святых угодников Божиих, и он часто молился, чтобы Господь оказал ему эту честь.

Святой Глеб с раннего возраста воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить свою жизнь Богу. При жизни Борис и Глеб подражали примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, который был милостив и отзывчив к бедным, больным и обездоленным.

Святые Борис и Глеб

При жизни своего отца святой Борис унаследовал Ростов. Он правил своим княжеством с мудростью и мягкостью, заботясь, прежде всего, о привитии православной веры и введении благочестивого образа жизни среди своих подданных. Молодой принц был также известен как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир вызвал Бориса в Киев и отправил его с войском против полуострова. Когда умер сверстник князя Владимира, его старший сын Святополк, находившийся в то время в Киеве, провозгласил себя великим князем Киевским. В это время Борис вернулся из похода, так и не встретившись с печенегами, которые, вероятно, испугались его и ушли в степи. Когда он узнал о смерти своего отца, он был очень опечален. Окружение призывало его идти на Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис не хотел междоусобиц и распустил свое войско: “Я не подниму руку на брата и даже на старшего, которого должен считать своим отцом!

Читайте также:
Икона Господь Вседержитель

Вот как об этом рассказывает летопись (перевод Д. Лихачева): “Когда Борис, ушедший в поход и не встретивший врага, вернулся, к нему пришел гонец и сообщил о смерти отца. Он рассказал, как казнили его отца Василия (так Владимира назвали при крещении) и как ночью Святополк, скрывая смерть отца, разобрал Берестовский помост и, завернув тело в ковер, спустил его на веревках на землю и повез на санях в церковь Пресвятой Богородицы. Услышав это, тело святого Бориса ослабело, все лицо его увлажнилось слезами, и он не мог говорить. Только в сердце своем он думал: “Горе мне, свет очей моих, яркость и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Горе мне, отец и учитель, к кому мне обратиться, к кому мне обратиться? Где мне найти столько мудрости, и как мне обойтись без совета духа Твоего? Горе мне, горе мне, что ты зашло, солнце мое, а меня там не было! Если бы я был там, я бы своими руками отнес твое прекрасное тело в могилу. Но я не носил твое мужественное тело и не целовал твои прекрасные седые волосы. Благословенный, помяни меня в месте Твоего упокоения. Мое сердце горит, моя душа в смятении, я не знаю, к кому обратиться, кому рассказать об этой горькой боли. Моему брату, которого я почитал как отца…. Но он, я чувствую, устремил свой взор на мирские вещи, и он замышляет убить меня. Если он прольет мою кровь и посмеет убить меня, я стану мучеником перед моим Господом. Я не буду противиться, ибо написано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”. Апостол говорит: “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец”. И еще: “В любви нет страха; совершенная любовь изгоняет страх. Так что же мне сказать, что мне делать? Я пойду к брату моему и скажу: “Будь мне отцом, ибо ты мне старший брат”. Что прикажешь мне, господин мой?”

И, помыслив так в уме своем, он обратился к брату своему и сказал в сердце своем: “Увижу ли я младшего брата моего Глеба, как Иосиф видел Вениамина? “И решил он в сердце своем: “Да будет воля Твоя, Господи! “И сказал я себе: если я пойду в дом отца моего, то многие будут стараться убедить меня изгнать брата моего, как сделал отец мой ради славы и царской власти в этом мире до святого крещения. И все это эфемерно и хрупко, как паутина. Куда я пойду, когда покину этот мир? Где я буду тогда? Какой ответ я получу? Где я спрячу свои многочисленные грехи? Что приобрели братья моего отца или мой отец? Где их жизнь и слава этого мира, багряные одежды, пиры, серебро и золото, вино и мед, мясо, прекрасные кони, богато украшенные особняки, великие сокровища, бесчисленные дани и почести, хвастовство их вельмож? Всего этого как будто не было: все исчезло с ними, и им ничто не помогало, ни богатство, ни множество рабов, ни слава этого мира. И Соломон, прожив все, увидев все, обладая всем и собрав все воедино, сказал обо всем: “Суета сует, все суета”. Спасение только в добрых делах, в истинной вере и бескорыстной любви.

Читайте также:
Икона Артемия Веркольского

Продолжая свой путь, Борис думал о ее красоте и молодости и разрыдался. Он пытался сдержаться, но не смог. И все, кто видел его, также плакали о его молодости и красоте, как телесной, так и духовной. И каждый в сердце своем оплакивал его с болью в сердце, и все были переполнены скорбью.

Кто не плакал при виде этой злой смерти для своего сердца?

Весь его вид был мрачен, а святое сердце сокрушено, потому что святой был правдив и щедр, кроток, смирен, скромен, милосерден и полезен всем.

” Я знал, что брат мой вдохновлен злыми людьми убить меня, и он погубит меня, когда прольет кровь мою; тогда я буду мучеником пред Господом моим, и Господь примет душу мою”. Однажды Борис сказал про себя: “Я знал, что брата моего подстрекают злые люди убить меня. Если брат убьет меня, то он погубит меня, и я буду мучеником перед Господом”. Затем, забыв о своей смертельной скорби, он стал утешать свое сердце словом Божьим: “Кто пожертвует душою своею ради Меня и Моего учения, тот обретет и сохранит ее в жизни вечной”. И пошел он с радостным сердцем, говоря: “Господи милосердный, не прогони меня, уповающего на Тебя, но спаси душу мою”.

Но коварный и чрезмерно ретивый Святополк не поверил в искренность Бориса и, чтобы обезопасить себя от возможного соперничества с братом, на стороне которого были народ и войско, послал против него убийц. Святой Борис был извещен Святополком об этом предательстве, но не скрылся и, подобно мученикам первых веков христианства, легко встретил свою смерть. Убийцы настигли его, когда он читал утреннюю молитву в своем шатре на берегу реки Альта в воскресенье 24 июля 1015 года. После службы они ворвались в шатер принца и пронзили его копьями. Георгий Угрин (венгерского происхождения), любимый слуга святого князя Бориса, бросился на защиту своего господина и был убит на месте. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он начал горячо молиться, а затем обратился к убийцам: “Идите, братья, закончите службу, и да будет мир брату Святополку и вам”. Тогда один из них вышел вперед и пронзил его копьем. Слуги Святополка привезли тело Бориса в Киев, и по дороге в них вцепились два варяга, посланные Святополком, чтобы ускорить события. Викинги заметили, что принц еще жив, хотя он едва дышал. Тогда один из них пронзил ему сердце мечом. Тело святого мученика князя Бориса тайно привезли в Вышогрудку и положили в церкви Василия Великого.

После этого Святополк также вероломно убил святого князя Глеба. Хитростью вызвав брата из своего муромского удела, Святополк отправил навстречу ему отряд, чтобы по дороге убить святого Глеба. Князь Глеб уже знал о смерти своего отца и убийстве князя Бориса. Глубоко расстроенный, он предпочел смерть войне с братом. Встреча святого Глеба со своими убийцами произошла в устье реки Смядынь, недалеко от Смоленска.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Умиление»

В чем смысл подвига святых князей Бориса и Глеба? Несправедливо было им погибнуть без сопротивления от рук убийц.

Любовь в форме мученичества принесла в жертву жизни святых мучеников. “Всякий, кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, лжец” (1 Иоанна 4:20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, – они показали, что зло нельзя отплатить злом, даже под угрозой смерти. Не бойтесь тех, кто может убить тело, но не может убить душу (Матфея 10:28). Святые Борис и Глеб пожертвовали своей жизнью ради послушания, которое является основой всей духовной жизни человека и всей жизни общества в целом. Преподобный Нестор Летописец замечает: “Видишь ли, как высоко послушание старшего брата?”. Если бы они сопротивлялись, то вряд ли были бы удостоены такого дара от Бога. В настоящее время многих молодых князей убивают за то, что они не слушаются старших. Они не похожи на ту благодать, которую получили эти святые.

Князья-мученики не подняли руки на своего брата, но Сам Господь отомстил этому авторитарному тирану: “Месть Моя, Я воздам” (Рим. 12:19).

В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил войска Святополка.

Отец короля, король королевства, был первым в своей семье, родившимся в городе. Его дружина сказала ему: “Иди, сядь за княжеский стол отца твоего в Киеве, ибо все воины в твоих руках. И сказал им: не могу поднять руку мою на брата моего, старшего, которого почитаю как отца. Когда солдаты услышали это, они ушли, и он остался один со своими людьми. И это была суббота. Опечаленный и обескураженный, он вернулся в свой шатер и плакал, сердце его было разбито, но душа просветлела, и он жалобно взывал: “Не отвергни слез моих, Господи, ибо я уповаю на Тебя! Да удостоюсь я участи рабов Твоих и разделю участь всех святых Твоих, милосердный Боже, и Тебе слава во веки веков. Аминь.

Он вспомнил муки и страдания святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которые были убиты таким же образом, и как убийцей святой Варвары был ее собственный отец. И вспомнил он слова премудрого Соломона: “Праведники живут вечно, и награда их от Господа, и украшение их от Всевышнего”. И от одних этих слов он утешился и возрадовался.

Войдя в свой шатер, он начал молиться с горькими слезами, частыми причитаниями и непрекращающимися стонами. Затем он лег спать, и сон его нарушили горькие сны, и печальные, и тяжелые, и страшные: как перенести мучения и страдания, и прекратить жизнь, и сохранить веру, и принять из рук Всевышнего уготованный венец. Проснувшись рано, он заметил, что уже начало рассветать. И это был воскресный день. “Вставай, начинай утреню”, – сказал он своему священнику. Надев обувь и умывшись, он начал молиться Господу.

Читайте также:
Икона Марии Египетской

Посланные Святополком люди прибыли в Альту ночью, подошли и услышали голос блаженного мученика, поющего псалтырь на утрени. И он уже получил известие о своем скором убийстве. И начал он петь: “Господи, как умножились враги мои! Многие восстают против меня” и все остальные псалмы до конца. И когда он начал петь Псалтырь: “Псы окружили меня, и тучные тельцы окружили меня”, он продолжил: “Господи Боже, на Тебя я уповаю, спаси меня”. А потом он запел канон. А в конце утрени он молился, глядя на икону Господа и говоря: “Господи Иисусе Христе! Как Ты, в этом образе, пришел на землю и добровольно позволил пригвоздить Себя к кресту, чтобы пострадать за наши грехи, даруй и мне страдать!

И когда он услышал зловещий шепот возле шатра, он задрожал, и слезы потекли из глаз его, и он сказал: “Слава Тебе, Господи, за все, ибо Ты благоволил мне с завистью принять эту горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям Твоим”. В твоем сердце не было желания страдать; следуй заповеди апостола: “Любовь долготерпит, всему верит, не завидует и не надмевается”. И еще: “Любовь изгоняет страх”. Поэтому моя душа всегда в Твоих руках. Я не забыл Твоей заповеди. Как хочет Господь, так и будет”. Когда Борисов и мальчик, прислуживавший князю, увидели, что их господина одолевает горе и печаль, они горько заплакали и воскликнули: “Милостивый и дорогой господин! “Сколько воинов ты держал под своим началом, и сколько в тебе еще доброты, что ты никогда не выступишь против брата своего из любви ко Христу!” Печаль ее росла по мере того, как она говорила это.

Он увидел людей, устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. Без жалости пронзили тело святого и благословенного. Христова мученика Бориса. Они поразили его своими копьями: Путша, Талец, Елович, Ляшко. Видя это, отрок покрыл собою тело блаженного, взывая: “Да не оставлю я тебя, господин мой возлюбленный, где померкнет красота тела твоего, там я смогу окончить жизнь свою!”.

Но это был венгр по имени Георгий, и князь наградил его золотой гривой [*], и был любим Борисом безмерно. Они пронзили и его тело, и он вышел в оцепенении, израненный. А те, кто стоял возле шатра, говорили: “Что вы стоите и смотрите! После того, как мы начали, давайте делать то, что нам велено”. Услышав это, он молился и умолял их, говоря: “Братья мои возлюбленные и любимые!” Пожалуйста, подождите, пока я помолюсь Богу”. Он начал молиться, глядя на небо со слезами на глазах и печальными вздохами: “Господи, Боже мой, милостивый, милосердный и милостивый! Боже мой, Ты дал мне возможность избежать этой обманчивой жизни, и я благодарю Тебя! Слава Тебе, щедрый податель жизни, что даровал мне подвиг, достойный святых мучеников! Слава Тебе, Учитель-человеколюбец, за то, что Ты дал мне возможность исполнить сокровенное желание моего сердца! Благодарю Тебя, Христе, что по безмерной милости Твоей направил мои стенания на этот правый путь! Воззри на высоты святости Твоей, Господи, и узри боль сердца моего, которую я претерпел от брата моего, – ибо ради Тебя я сегодня предан смерти. Я приравнен к овце, приготовленной на заклание. Ибо Ты знаешь, Господи, что я не противлюсь и не восстаю, и не замышлял против брата моего, и не делал зла воинам отца моего. Но он воздвиг против меня все, что мог. “Если бы враг мой поносил меня, я бы терпел; если бы ненавистник мой клеветал на меня, я бы бежал”. Ты же, Господи, будь свидетелем и соверши суд между мною и братом моим, и не осуди их, Господи, за этот грех, но прими душу мою с миром. Аминь.”

Читайте также:
Икона Божьей Матери «Геронтисса»

” Братья, я поручил вам некоторые дела, так что, начав, доведите их до конца”, – сказал он, печально глядя на своих убийц, и лицо его сморщилось, и он был в слезах. Я желаю моему брату и вам всем мира!

Он произнес эти слова, и все, кто слышал его, произнесли слова страха и горечи, и потекли слезы. Все оплакивали и горько плакали: Милостивый и благословенный князь наш, поводырь слепых, одежда для нагих, посох для старых, наставник для глупых! Кто теперь поведет их всех? Я не думаю, что ты будешь желать славы мира сего, не думаю, что ты будешь радоваться вместе с вельможами, и не думаю, что ты будешь желать величия в этой жизни. Кто не удивится такому великому смирению, кто не смирится сам, видя и слыша его смирение?”

Так Борис, отдав свою душу в руки Бога живого, умер 24 июля, за девять дней до августовского праздника.

Кроме того, они убили много молодых людей. Он не мог снять свою гривну, поэтому, отрубив ей голову, выбросил ее. Поэтому тело не удалось опознать.

Блаженного Бориса завернули в палатку, положили на телегу и увезли. И когда они проезжали мимо леса, он начал поднимать свою святую голову. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, которые ударили Бориса мечом в сердце. А потом он умер и принял несокрушимую корону. И принесли тело его, положили в Вышгороде и погребли в земле у св.

Святополк, которого русский народ называл Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не нашел покоя и убежища. Летописцы свидетельствуют, что даже от его могилы исходил дурной запах.

С этого времени, – пишет летописец, – ропот восстания затих в России. Кровь, пролитая святыми братьями для предотвращения междоусобной брани, была благодатным семенем, укрепившим единство России. Святые князья-братья не только прославлены Богом даром исцеления, но и являются особыми покровителями и защитниками Русской земли. Так было со святым Александром Невским накануне Ледникового периода (1242 год) или с великим князем Димитрием Донским в день Кулаковского мира (1380 год). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Почитание святых было организовано Киевским митрополитом Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый взял на себя труд найти мощи святого Глеба, которые оставались непогребенными четыре года, и похоронил их в Вышгороде, в церкви имени святого Василия Великого, вместе с мощами святого Бориса. Через некоторое время этот храм сгорел, но мощи остались нетронутыми, и от них было совершено множество чудес. Один варяг благоговейно стоял у гроба святых братьев, и вдруг пламя охватило его и обожгло ноги. Благодаря мощам святых князей был исцелен хромой мальчик, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились ему во сне и начертали крест на его больной ноге. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благородный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте пятиглавую каменную церковь, которую 24 июля 1026 года освятил киевский митрополит Иоганн с собором духовенства. Многие храмы и монастыри по всей Руси были посвящены святым князьям Борису и Глебу, а фрески и иконы святых братьев-мучеников также известны во многих храмах Русской Церкви.

Читайте также:
Икона Гурий, Самон и Авив

Краткое житие святых

Борис и Глеб – младшие сыновья князя Владимира Святославовича, правившего Русью до 1015 года. При жизни отцов каждый из наследников получал вотчину для управления. Борис должен был править в Киеве, а его младший брат – в Муроме.

Однако после смерти родителя русские земли охватила смута. Вопреки желанию умершего князя, Святополк захватил киевский престол. Его старший брат убил Бориса и Глеба, чтобы укрепить свое положение.

«Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед господом моим, и примет душу мою владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел С радостным сердцем, говоря: «Господи премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!» (Сказание о Борисе и Глебе, пер. Д.С. Лихачева)

Глеб и Борис, узнав о намерениях Святополка, отказались помогать смутьяну. Их подчинение старшему роду было страшнее собственной смерти, и каждый из них смиренно принял свою участь из чувства обязанности соблюдать христианские принципы.

Икона Бориса и Глеба на конях

Канонизация убиенных князей произошла по просьбе Ярослава Мудрого. Тогда же в честь братьев был написан текст Службы, в котором подчеркивалось не только их благородное происхождение, воинское мужество и княжеское достоинство, но и искренняя готовность принять мученическую смерть ради общего христианского дела.

Вначале изображения братьев были начертаны на крестах и ковчегах, и только спустя столетия появились живописные иконы Бориса и Глеба, основанные на их описании в Сказаниях.

Так, в начале XIV века в дополнение к парным иконам в полный рост была написана икона, на которой братья изображены верхом на коне, как военачальники, с развевающимися флагами. Основываясь на византийской традиции, на этой иконе пары святых изображены на конях последовательно, как бы демонстрируя их заступнические и военные функции.

Эта красочная икона показывает, что монументальная иконография со временем изменилась, уступив место изящным и внешне красивым образам. Но лики святых, как и прежде, изображены с ярко выраженной скорбью, смирением, тихой сосредоточенностью и искренней божественной любовью.

В честь православных князей Бориса и Глеба, принявших мученическую смерть, было написано множество икон, возведены монастыри, соборы и храмы. Летописи рассказывают о чудесных исцелениях возле их святынь, а также о великих делах и победах, одержанных благодаря именам святых мучеников, чьи изображения сохранились до наших дней.

Борис и Глеб действовали в соответствии с христианским законом, который вчерашние языческие русские еще не очень хорошо знали. Братья являются примером величайшей любви. Как сказано в первом послании Иоанна, лжец тот, кто говорит, что любит Бога, но поднимает руку на брата своего. Они предпочли умереть сразу, чем сражаться со своими братьями. Тело может быть убито, но душа бессмертна. Заслуга святых князей в том, что они не отвечали злом на зло, но смирились перед волей старшего брата.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены Богом даром исцеления, но и являются особыми покровителями и защитниками земли Русской. Известно несколько случаев, когда они являлись в трудные для нашего Отечества времена, например, святой князь Александр Невский накануне Ледового побоища (1242 год), великий князь Димитрий Донской в день Куликовской битвы (1380 год). Позже в истории нам также рассказывают о святых, вмешивающихся в ход войн и вооруженных конфликтов.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Появление Бориса и Глеба перед Невским сражением

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Святилище святых было устроено митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый взял на себя труд найти мощи князя Глеба, которые не хоронили 4 года, и похоронил их в Вышгороде, в церкви имени святого Василия Великого, вместе с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время эта церковь сгорела, но мощи остались невредимыми, и от них было совершено множество чудес.

Варяг благоговейно стоял у гробницы святых братьев, и вдруг пламя обожгло его ноги. Хромой мальчик, сын жителя Вышеграда, был исцелен мощами святых князей: князья-пассионарии Борис и Глеб явились мальчику во сне и вырезали крест на его больной ноге. Мальчик проснулся ото сна и встал совершенно свежим.

На сгоревшем месте первоначальной церкви князем Ярославом Мудрым была построена каменная пятиглавая церковь, которая была освящена собором духовенства митрополитом Иоанном Киевским.

Святые-пассионарии были канонизированы в 1072 году и стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие иерархи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, происходивших от мощей пассионарных святых, и повсеместное почитание сделали свое дело. Греки в конце концов вынуждены были признать неприкосновенность русских князей. В народной традиции святые князья предстают прежде всего как заступники Русской земли. В честь святых было составлено множество молитв, в том числе уникальная, хорошо известная житийная Паремия, которая сохранилась в русской литургии до начала XVII века.

Иконы, медные слепки и другие изображения святых Бориса и Глеба многочисленны. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых всех размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Святые князья-мученики Борис и Глеб. Икона из Пскова, XIV в. Санкт-Петербург, Русский музей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: