Икона Бога

Почти на всех его изображениях он держит в руках открытую или закрытую книгу: Библию, святое послание о спасении, переданное Всевышним Аллахом.

Существующие иконы Бога-Отца и можно ли изображать Господа, образ Саваофа

Иконы священны для любого православного христианина, это символ присутствия Бога в этом мире. На многих из этих изображений – лики Иисуса Христа, Девы Марии, ангелов и святых людей. Тем не менее, мало кто видел иконы Бога-Отца. В то же время любой верующий человек должен знать, можно ли рисовать Бога Отца, не является ли это грехом, и как церковь относится к таким иконам.

На протяжении всей истории человечества обсуждалась идея размещения лика Бога Отца на иконах. Этот вопрос обсуждался на многочисленных Вселенских соборах. В начале 7-го Вселенского собора, в 787 году, святой Иоанн Дамаскин и святой Феодор Студит отвергли иконописные изображения Бога-Саваофа. Причина этого заключалась в том, что никто никогда не видел Бога-Отца во плоти, в отличие от того, когда Он родился как Бог-Сын. Соответственно, невозможно было изобразить то, что человеческий глаз не мог увидеть.

Только те, кто был человеком и имел плоть – Иисус Христос, Дева Мария и святые – могли быть представлены с телом. Русский Собор ста глав, собравшийся в 1551 году, вновь поднял вопрос о представлении Бога Отца. Решение Совета предписывало иконописцам не писать Спасителя на образах.

Великий Московский Собор 1655 года еще более подтвердил это. Постановив убрать его из храмов и монастырей, святые отцы категорически отвергли антропоморфное изображение Господа. По мнению верующих, такой образ искажал информацию об Отце и поэтому был опасен.

Представление Бога Отца в виде седовласого дедушки, сидящего на облаке, является еретическим. Это не приближает верующего к спасению, а отдаляет его от него, потому что еретики не смогут наследовать Царство Божье.

Как на иконах изображают Бога Отца?

Во главе Святой Троицы стоит Отец, первая личность Святой Троицы. Согласно православному богословию, от Него исходит Святой Дух. Как первая Ипостась Троицы, Бог Отец равен двум другим Ипостасям, и назван так потому, что Он является причиной и основанием всего существующего и сотворенного на земле.

В рамках Троицы Бог Отец изображается в ангельском облике, так называемая Ветхозаветная Троица. Самой известной картиной этого типа является икона “Святая Троица” или “Авраамиев госпиталь”, написанная Андреем Рублевым в 15 веке и выставленная сейчас в Третьяковской галерее в Москве.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

Как на иконах изображают Бога Отца?

Кроме того, на фресках и иконах мы традиционно находим изображения Бога Отца в виде седовласого старца. Однако в наше время такие изображения считаются неканоническими. В 1551 году в Москве состоялся совет ста голов, на котором были даны указания иконописцам – не изображать Бога Отца. Позже, в 1666-1667 годах, Великий Московский Собор согласился с этим постулатом. Объяснение этого правила простое: никто из смертных не видел Бога Отца во плоти, поэтому иконописцы не должны придумывать и рисовать Его телесный облик на иконах.

Бог создал Адама по образу и подобию своему.Но это значит,что и Бог суть копия Адама,т.е.Мужчина 30-ти лет.
Что значит никто Его не видел?А как же Адам и Ева гуляли и общались с Ним в Саду.Каин и Авель ежегодно приносили Ему гостинцы: жареного ягнёнка и каровай

Бог не создал Адама по своему образу и подобию; в тексте есть важный нюанс. В Бытие нет упоминания о том, что Адаму исполнилось тридцать лет. В результате кажется странным говорить, что тот, кто был создан всего мгновение назад, достиг тридцатилетнего возраста.

Существует понятие Бога, как Мировой Души. Которое вывел ещё за 380 до Рождества Христова, такой известный философ как Платон.
МИРОВАЯ ДУША
— разумный, живой, постоянно присутствующий принцип Космоса, рассматриваемый как его организующая и интегрирующая сила или как источник его движения; отношение между М.д. и Космосом аналогично отношению между душой человека и его телом. Понятие М.д. введено Платоном (в «Тимее» представлена как двигатель мира; содержит в себе все телесное и полное знание о нем). У стоиков роль М.д. играла пневма (греч. pnevma) — мировая сила, пронизывающая все существующее. О М.д. говорили неоплатоники (Плотин), а позднее Дж. Бруно представлял ее как всеоживляющий и творящий принцип. У И. Г. Гердера и И.В. Гёте место всеоживляющей М.д. занимал Мировой дух. Романтики, в частности Ф.В.Й. Шеллинг, понимали М.д., подобно Бруно, как принцип, который бессознательно связывает всю Земную природу во всеобщий организм.

В настоящее время, люди поднялись в космические дали и увидели материальное тело Земли, в котором находится Мировая Душа, со стороны.
Можем ли мы, в настоящее время утверждать, что личность Бога вполне материальна, но трудно познаваемая.

Христиане не могут утверждать, что личность Бога материальна, потому что мы верим, что личность Бога трансцендентна к миру.

Уважаемый автор! Образ Бога Отца появился в виде Старца по какой причине? Это связано с пророческими изречениями.

Читайте также:
Икона Архангела Михаила

Священник не сможет дать вам конкретный ответ, Александр. Поэтому лучше всего обратиться к первоисточнику, где Иисус указал, кому следует молиться.

Если в молитве обращаюсь к Господу нашему Иисусу Христу, то значит и к Святой Троице, верно или нужно собрать воедино Образ Троицы, обращаясь к Нему?
Не будет ли оскорблением для остальных Ипостасиях, что обращаюсь только к Сыну Иисусу Христу?

” Томас” публикуется только благодаря поддержке неравнодушных людей. Наш проект нуждается в вашей поддержке, если мы хотим, чтобы он развивался дальше. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам спланировать нашу работу и продолжать помогать людям узнавать о самых важных вещах!

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.

– В самом ее названии уже заложено понятие любой иконы, в котором важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, – говорит Ирина Языкова. Образы, сделанные без рук человека, содержат веру в Воплощение Бога, свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Не случайно отцы Седьмого Вселенского Собора считали, что иконы доказывают, что Христос был не призраком, а действительно воплотился.

Существуют две версии происхождения этого образа (обе, однако, можно проследить только до VI века): одна из них была популярна на Западе, другая – на Востоке. Праведница Вероника изображается вытирающей своим платком лицо Спасителя, когда Он из сострадания нес Крест на Голгофу. И чудесным образом на ткани отпечатался лик Христа.

Во-вторых, царь Абгар страдал от проказы. В Евангелии от Марка Христос подарил царю полотно, на котором были вытравлены Его черты, и царь мог исцелиться, прикоснувшись к изображению, которое было сделано нерукотворно. Позже произошло еще одно чудо: образ Спасителя замуровали, чтобы защитить его от врагов. Считается, что в русской иконописи были наиболее распространены два типа иконы Спаса: “Спас на убрусе”. “На куске мяса” и “На куске ткани” – это две интерпретации одного и того же сюжета. На куске ткани мы видим Спасителя. на плитке или камне.

– Обе истории, вероятно, восходят к Плащанице, – объясняет Ирина Языкова, – ткани, на которой действительно было отпечатано не только лицо, но и тело Господа нашего Иисуса Христа в нерукотворном образе. История Плащаницы полна загадок, но для нас важно то, что она является прообразом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса, первой и самой важной иконы.

Читайте также:
Икона «Христос Пантократор»

О разных иконах Пресвятой Троицы

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать. »

В настоящее время мы будем обсуждать, как Святая Троица может быть изображена на иконах.

Всего существует несколько типов иконок Trinity. Я упомяну основные из них.

Икона с изображением Святой Троицы в виде трех ангелов, пришедших к прародителю Аврааму. Это отрывок из 18-й главы книги Бытие. Позвольте мне процитировать отрывок из этой истории:

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей.

Авраам провожал их вместе с ними.

Авраам спросил: “Разве Я скрываю от тебя то, что сделаю?”. И сказал Господь: “Нет”. От Авраама произойдет великий и сильный народ, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом то, что сказал о нем.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Как и в этом рассказе о явлении Господа, Его часто описывали как трех странников или трех ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

тр. рублева.JPG

Это второй тип иконы. На ней изображен облик Трех Лиц Святой Троицы, восседающих на Небесном Престоле.

а0.jpg

а1.jpg

а1а.jpg

Здесь сюжет вообще надуман. На небе стоит трон Бога Отца. На коленях у Него сидит юный Сын. Над ними парит Святой Дух.

а2.jpg

Это очень редкий образ, который грубо, словно вопреки всей догматической логике запретов Бога-Отца, изображает Его.

а4.jpg

На иконе изображен Отец, держащий Крест вместе с распятым Сыном. Он помещен рядом с ним.

а3.jpg

Теперь несколько слов о дозволенности таких икон

В этом свете мы видим текст апостола Иоанна: “Бога не видел никто никогда” (Иоанна 1:18). Именно Отец, продолжает апостол Иоанн, родил Сына Божьего.

В этом случае невозможно было бы изобразить Бога Отца, если бы Он не был показан символически, например, через Сына. Именно это можно увидеть на иконах Троицы первого типа (к которому относится и “Троица” Рублева). На этих иконах каждый из трех изображенных персонажей обладает характеристикой Сына. Этим иконописец показывает, что Сын открыл нам всю тайну Пресвятой Троицы. Сын открыл нам Себя, Отца и Духа.

Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (психология рядового верующего вполне понятна: зачем гадать о тайне Троицы, когда все ясно как день), догматически неправильны.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической церкви, где подобные сюжеты были широко известны.
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В начале XVI века в России появились такие иконы. Как подтвердил Московский собор 1554 года, такие изображения могли быть основаны на свидетельствах Ветхого Завета, и неоднократно подчеркивалось, что художники не представляют Божественное Существо, а лишь описывают, изображают, каким Бог предстал в Ветхом Завете.

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет, все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

Читайте также:
Икона Андрея Первозванного

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода):
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [. ].
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [. ].
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. Подобие и святый Павел Апостол. род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов…

И Дух Святой не в том, что он голубь, а в том, что он Бог. Бога никто не видел, как свидетельствуют Иоанн Богослов и евангелист, но при крещении Христа в Иордане Святой Дух явился в виде голубя, поэтому вполне уместно включить Святого Духа в эту форму. Далее, в другом месте, здравомыслящие люди не будут изображать Святого Духа в виде голубя. На самом деле, на Фаворской горе Он появлялся иногда в виде облака, а иногда и по-другому. Таким образом, Святой Спаситель – это имя не только одного человека, но и Святой Троицы. Он толкует ее, используя язык иудеев, язык Господа воинств: “Се, Господь воинств, Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух”. “Как увидел я старца, сидящего на суде”, – сказал пророк Даниил. Это относится не к Отцу, а скорее к Сыну, Который будет судить всех страшным судом во время Своего второго пришествия.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Умиление»

И еще пишут на иконах Святого Благовещения и Святого Спасителя, Который дышит через уста, и это дыхание входит во чрево Пресвятой Богородицы: и кто видел это, или что свидетельствует об этом Священное Писание, и откуда это происходит; это очевидно, так как такой обычай, и другой подобный ему, от некоторых мудрецов, или скорее от мудрецов и глупцов, принят и привычен. Поэтому мы приказываем прекратить впредь эти мудреные и неинтересные писания. Ибо в Апокалипсисе святого Иоанна Отец также написан в седых волосах, по видениям, которые там даны.

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Последний вопрос, который мы должны себе задать, – что делать с такими иконами, которые даже можно найти на полках в церкви?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке.
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы.
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

Вопросы для Вас.

Икона Пресвятой Троицы в нашем соборе является единственной в своем роде. Она датируется 1406 годом и является самой старой иконой, хранящейся в церквях Санкт-Петербурга. В большевистские годы икона была продана за границу. Копия иконы, хранящаяся в Нью-Йоркском музее современного искусства, послужила вдохновением для создания “Герники” Пабло Пикассо.

Читайте также:
Икона Иоанна Богослова

В 2003 году икона вернулась в Россию. Ее купили меценаты и подарили Президенту России, тот, в свою очередь, преподнес ее в дар нашему Собору.
А теперь вопрос: какие надписи сопровождают персонажей, изображенных на этой иконе? Задумывались ли об этом прихожане, которые прикладывались к этой иконе?

тр..JPG

Икона Святой Троицы в Троицком соборе в Измайлове.

Вы будете поражены, если внимательно рассмотрите эту икону, это точно. Я хотел сфотографировать икону крупным планом и немного увеличить контраст.

тр.ув. - копия.JPG

Попробуйте определить имена лиц Святой Троицы, представленных на рисунке.

Да, именно так: Каждого из Персонажей этой иконы сопровождает подпись: IС. ХС. То есть, каждый из Ангелов, оказывается… Иисус Христос?
Не совсем так. Это все Три Лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Просто изображения Отца и Духа нам запрещены. Всю Троицу – нам явил Сын Божий. Значит, если мы хотим показать Отца и Духа, мы все равно должны изображать Сына. Хотя можем сообщить тем Лицам, которых изображают под видом Сына, Отца и Духа, свойственные именно Им черты.
Вот такой богословский парадокс. Благодаря этому приему Православная Церковь не искажает библейский запрет на изображение Бога, Которого «…не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1, 18).

И не верьте протестантам, которые любят критиковать православных за нарушение библейской заповеди о безличности Бога. Мы можем ответить им: мы представляем только Сына. В конце концов, никто не будет спорить, что мы видели Сына. Но мы представляем Отца и Духа условно, всегда через образ Сына.

Значение иконы Иисуса Христа

Эта икона очень известна тем, что над ликом Иисуса изображена корона с крестом. Эта корона показывает как божественное происхождение Всевышнего, так и его другое, земное лицо. Крест символизирует борьбу с недостатками и греховными поступками, смирение, которое проявил наш Спаситель во время Своих страданий.

Среди множества священных изображений выделяется лик Всевышнего. Шесть различных типов представлены двадцатью различными подтипами.

“Спас Небесный”, “Вседержитель” и “Иисус Христос на престоле” – самые популярные и почитаемые иконы, известные каждому православному верующему.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Роль иконы в православной религии

Назначение этой иконы чрезвычайно важно. В нем содержится предупреждение о Верховном суде, через который должен пройти каждый, и о таких качествах, как сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные преодолевают все препятствия и проблемы на пути к высокой цели. Этот священный лик Господа символизирует гармонию светского и религиозного существования, а также страдания, которые Иисус претерпел ради всего человечества.

Святой лик дарует верующим сострадание в скорбях, спокойствие, и силу переносить все препятствия, терпение. Вознося молитвы перед этой иконой, верующие выражают благодарность за содействие и помощь, а также молятся о наставлении в достижении цели.

Что означает имя Саваоф?

Бог Отец также упоминается в христианской священной книге Библии под именем Саваоф. Как в Новом, так и в Ветхом Завете. В последнем слово “Саваоф” встречается 268 раз. Стоит отметить, что имя Господа упоминается совершенно открыто: “Давид процветал и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним” или “Господь Бог Саваоф – имя ему”.

Савуф – это древнееврейское слово, означающее “воинство”, “армия”. В текстах это имя часто пишется как “Господь воинств”. Тем не менее, под воинством подразумеваются не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты и ангелы.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 603
Источник: https://suharewa.ru/savaof-pochemu-ego-izobrazhenie-zapretili-na-sedmom-vselenskom-sobore/

Иконография Пасхи

Люди, которые приходят в церковь на празднование Воскресения Христова, часто спрашивают себя. Почему иконы с изображением Пасхи в разных церквях так сильно отличаются по мотивам и живописи?

В некоторых случаях можно увидеть икону Спасителя, выходящего из пещеры гробницы. Другие храмы имеют совершенно другую тематику: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. Однако обе иконы считаются “правильными” пасхальными иконами. Иногда это может оставить в недоумении даже давних верующих и прихожан. Тема праздника в иконах, как правило, одна и та же, хотя возраст икон, конечно, разный, и иконописцы разные.

Действительно, Пасха является исключением и имеет одновременно два иконографических типа.

Первый тип

Византийские фрески и мозаики являются примерами иконографии праздника Пасхи. Основное внимание в них уделено теме апокрифа Евангелия от Никодима, который не вошел в Библию:

“Царь славы, могущественный Господь, немедленно попрал смерть Своей силой, схватил дьявола, связал его и предал вечным мукам, и привел нашего земного отца Адама и пророков, и всех святых, находящихся в аду, к Своей сияющей славе”.

Согласно церковному Преданию, Спаситель после Своей физической смерти сошел в ад, чтобы спасти души умерших. Все люди, независимо от их образа жизни и святости, попали в ад после грехопадения Адама и Евы. Эти души находились в аду, ожидая Мессию, Спасителя. Тем не менее, крест Христов дает надежду на спасение через страдания Господа. Византийская икона Пасхи представляет этот великий момент в истории человечества.

Читайте также:
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Этот иконографический тип строится по определенным правилам:

Христос занимает центр иконы, а лучи света исходят из нескольких кругов вокруг Него. Это символизирует Его величие и божественное достоинство. Даже в подземном мире Иисус был Богом.

Иисус держится за крест, символизирующий Его страдания.

– Края белоснежного одеяния парят в воздухе и похожи на крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос восстает из ада.

– Под ногами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. Иногда из темноты появляется антропоморфная фигура сатаны или демонов.

– Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песочный. В этих цветах Иисус Христос символизируется как вечная слава Божья.

– Спаситель первым выводит Адама и Еву из ада. Когда они поднимаются с земли, их обычно изображают стоящими на коленях. Таким образом, это символизирует восхождение из состояния греха до спасения.

Второй тип

Второй иконографический тип: Спаситель, выходящий из гроба. Он появился в Европе. Ангелы могут быть изображены по обе стороны от Иисуса Христа. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России она распространилась с 17-19 веков. Как предмет, он прост и знаком для восприятия верующих.

В то же время икона содержит некоторые несоответствия с догматическим преданием Церкви. Главное несоответствие заключается в том, что не нужно было отодвигать камень от входа в гробницу, чтобы Спаситель мог выйти из пещеры. На самом деле, тело Иисуса Христа после воскресения не имеет внешних барьеров. Согласно традиции, пустую пещеру охраняли стражники. Рано утром ангелы отодвинули камень, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес.

Из Евангелий также известно, что ангелы были внутри пещеры, а не снаружи, когда Иисус был воскрешен. Римские солдаты, которые иногда присутствуют на иконе, изображены спящими, что также не соответствует действительности. В Римской империи была самая строгая дисциплина, и сон в карауле карался смертью. Однако, несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди пасхальных икон.


— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Читайте также:
Икона Иисуса Христа

Икона Иисуса Христа: основные типы

Образ Спасителя является частью иконостаса в церквях и домах. Иконографические изображения Спасителя очень разнообразны.

Всемогущий Спаситель (Пантократор). Один из главных образов Иисуса Христа, он представлен как Судья и небесный Царь. Чаще всего Спаситель сидит на троне или стоит. В левой руке он держит открытое Евангелие, а правой благословляет.

Великий архиепископ. Он открывает Иисуса Христа как Первосвященника.

Деисус. Спаситель находится в центре иконы (стоит или сидит на троне), слева и справа от него – Дева Мария и Иоанн Креститель. Апостолы и другие святые также могут быть изображены рядом с Христом. Икона символизирует заступничество святых и их молитву к небесному Царю за народ.

Икона “Не рыдай обо Мне, Мати”. На иконе изображен Спаситель, наполовину в гробу, с крестом позади Него. Дева Мария плачет рядом или позади Христа.

Спас Нерукотворный. Крупный план лика Спасителя на плитке или доске.

Икона Иисуса Христа, написанная сестрами монастыря Суроти. Преподобный Паисий Святогорец рассказал, как он видел Спасителя. Старик описал, что произошло:

“Затем я увидел, что одна из стен моей камеры (та, что в сторону мастерской, с кроватью рядом с ней) исчезла. Я увидел Христа в Свете примерно в шести метрах от себя. Я видел его со стороны. У него были светлые волосы и голубые глаза. Он ничего мне не сказал, просто посмотрел на меня… не прямо, а как бы краем глаза.

Я не видел всего этого своими телесными глазами. Не имеет значения, открыты или закрыты глаза тела. Я видел все это глазами своей души.

Используя подробные описания, данные преподобным Паисием, иконописец написал икону Господа.

Также образ Иисуса Христа включен в ряд Праздничных икон: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово и Вознесение Господне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: