Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Образ Благовещения воплощает смирение, покорность и веру в силу Господа Девы Марии, которая своими духовными деяниями чистоты сердца и помыслов, служением и любовью к Нему заслужила быть матерью Спасителя рода человеческого.

Благовещение

Наряду с Евангелием от Луки (1:26-38), этот иконографический сюжет вдохновлен Протоевангелием Иакова (10:1-10, 11:1-9) и гимнографическими текстами. Он также описан в Евангелии от Псевдо-Матфея (9:1-3), но, по словам Покровского, “проще всего определить место Благовещения в литературной истории именно в Протоевангелии как древнейшем памятнике”.

Первоначально сцена Благовещения размещалась в храме на западных стенах алтарных столбов – например, как в Софийском соборе в Киеве (северо-восточный и юго-восточный столбы). Иногда, однако, их размещали в других местах – на триумфальной арке, на стенах и на своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, при этом сохранилось прежнее деление композиции на две части. Здесь уместно провести аналогию с изображениями на старинных миниатюрах, где обе фигуры располагались по разные стороны от текста. Буслаев упоминает триумфальную арку в церкви Падуи, расписанную Джотто и его учениками (Мадонна дель Арена).

Существует несколько основных вариаций в представлении Благовещения

I. У колодца (Благовещение у колодца или источника). Этот рассказ также иногда называют “Благовещением” – это подготовительный этап к самому Благовещению. В данном случае литературным источником является апокрифический Протоевангелие Иакова (11:1-4). На иконах с греческим письмом обычно изображается что-то вроде старого бассейна, который на более поздних изображениях часто заменялся деревянным домиком – копией русского колодца. Чаще всего сцену Благовещения рассматривают как часть серии изображений, связанных с акафистом в честь Пресвятой Девы Марии.

II. С веретеном (с иглой). Здесь образ пурпурной нити в руке Божьей Матери соответствует прото-Евангелию от Иакова (10:7-10) – Деве Марии был дан отвес для прядения пурпурной пелены для храма в Иерусалиме.

III. В храме. Эта сцена была широко распространена в русской иконописи в конце XV – начале XVI веков. Богоматерь сидит на троне, склонив голову в покорности, а архангел Гавриил приближается к ней, подняв правую руку в благословении.

Изображения иглы и пружины были распространены по крайней мере до XVII века включительно. Однако, поскольку оба они основаны на апокрифах, предпочтение стали отдавать третьей версии (только в Храме), которая согласуется с Евангелием от Луки.

Существует две версии статуй Девы Марии и Архангела:

1) Новгород (XV-XVI вв.): Богоматерь резко обращена лицом, над ней киворий с фронтоном, архангел, идущий в ширину (примеры: одна из росписей Софии; деталь Царских врат из ГТГ);

2) Мосцицкий (15 век ): Дева Мария покорно склоняется, над ней круглый балдахин, над ним мирная фигура архангела.

Кроме того, в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают одну версию от другой:

(а) Христос Эммануил воплотился во чреве Божьей Матери. Примеры: знаменитое Устрицкое благовещение, храмовая икона акафиста XVII века из Благовещенского собора Московского Кремля, перевод Гурьяновым иконы XVI века. Эту версию иногда называют “Воплощенная Богоматерь”. Символизм Эммануила в данном случае показан словами библейской “Книги пророка Исайи” (7, 14). Слова восьмой песни “Великого канона” Андрея Критского также цитируются в [GTG 1995].

Читайте также:
Икона «Экономисса»

Б) Благовещение с книгой – все более укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Это представление возникло в византийской иконографии, но его первоначальный литературный мотив можно найти в Евангелии от Псевдо-Матфея (6:7-9). Отсюда можно сделать предположение, что даже во время явления ангела-евангелиста Мария была занята чтением Священного Писания. Книга могла быть произведением пророка Исайи. Очевидно, именно такой вариант описан в филимоновском иконописном подлиннике: “Сидит Пречистая, а перед ней свернутая книга со словами: Се, Дева родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Г) Служанка за прялкой. Примеры: икона из Благовещенской церкви в Ярославле; настольная икона из коллекции ЦМИАР; прообраз с иконы XVI века из Тюлинской коллекции. Окончательное решение по интерпретации этой цифры пока не принято. Федорчук в [Icons 2002] отмечает: “С древнейших времен в мифологии европейских народов существовала концепция богинь судьбы. Согласно поверьям, они появлялись у постели роженицы и начинали плести нить новой человеческой жизни. Поскольку, согласно толкованию отцов, воплощение Бога происходит в момент Благовещения, тема новой судьбы и новой жизни, аллегорически выраженная в образе Девы, могла проявиться не в рождении Христа, а в Благовещении.

Д) Подсвечник с горящей свечой. Традиционно свеча является символом Марии на протяжении веков, начиная с акафиста (“Рождение Пресвятой Богородицы, явившейся тем, кто во тьме”). Изредка в сюжетах Благовещения можно увидеть подсвечник с незажженной свечой, хотя литературного обоснования этому нет.

F) Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (в основном на иконах Строгановской школы – см. [Иконы 2003]) .

Праздник Благовещения Богородицы – христианский праздник, посвященный памяти архангела Гавриила, который возвещает Деве Марии тайну воплощения Бога-Слова (Евангелие от Луки 1, 26-38). Он отмечается 25 марта (7 апреля по новому стилю). В православной церкви это один из праздников Богородицы среди двенадцати великих праздников.

Праздник Благовещения – один из самых древних праздников. Отцы Церкви III-IV веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и другие, называвшие его древним и обычным церковным праздником, свидетельствуют о его древности в своих поучениях об этом празднике. В VIII веке Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны, посвященные празднику Благовещения. В целом, Благовещение можно праздновать в четверг третьей недели Великого поста и в среду Страстной недели. Празднование Благовещения в Церкви не отменяется даже тогда, когда праздник совпадает с Пасхой (такое сочетание великих праздников известно как Кериопасха), а песнопения Благовещения сочетаются с песнопениями Воскресения. Если Благовещение приходится на день Благовещения, то пост ради Благовещения ослабляется, поэтому VI Вселенский Собор постановил в день Благовещения вместо Литургии Преждеосвященных Даров совершать Литургию св. Иоанна Златоуста. Для Благовещения существует день до праздника и день после праздника.

Читайте также:
Икона 12 апостолов

Название праздника “Благовещение Пресвятой Богородицы”, утвердившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, является относительно поздним; Католическая церковь после Второго Ватиканского собора вернула ему прежнее название “Благовещение Господне” (российские католики, ввиду необычности такого названия для русской традиции, называют праздник просто “Благовещением”).

О. А. Крашенинникова, П. Д. Сахаров

Благовещение (Евангелие от Луки 1:26-38) изображает, согласно легенде, архангела Гавриила, объявляющего Деве Марии, что она будет матерью Бога. Композиция состоит из двух фигур в полный рост: архангел Гавриил обращается к Марии, стоящей или сидящей, с веретеном в руках, с “благой вестью”. В то же время появилось еще одно изображение на ту же тему, но основанное на первом апокрифическом Евангелии от Иакова: Дева Мария, черпая воду из источника, обращается к архангелу, летящему с вестью.

Сцена Благовещения стала очень распространенной. Уже в древности было разработано множество вариантов, меняющих позы фигур и вводящих другие фигуры и атрибуты. Иногда Богоматерь изображается на архитектурном фоне. Сидя или стоя, она поворачивается в присутствии девиц. Атрибуты рукоделия иногда исключаются. Из далеких времен дошло изображение Младенца Христа на груди Марии в этой сцене (см. Ф. И. Шмит, Благовещение – в кн: Труды Русского археологического института в Константинополе, т. 2, с. 3). XV, София, 1911). Все композиционные варианты, заимствованные из древнехристианского и византийского искусства, были распространены в русской живописи домонгольского периода. С 16 века сложная композиция дополнялась бытовыми деталями, которые были умножены в 17 веке. Иногда сцена дополняется картиной с теологическими толкованиями сюжета.

Устюжское Благовещение в своей иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Воплощение божества – это объяснение смысла сверхъестественного зачатия. В связи с этим Богоматерь с Христом на груди в русских источниках иногда называют Богоматерью Воплощение.

Статья «Благовещение Пресвятой Богородицы» в Википедии ru.wikipedia.org Добавлено 04.01.2006
Статья «Благовещение Пресвятой Богородицы» в открытой православной энкциклопедии «Древо» drevo.pravbeseda.ru Добавлено 27.11.2005
Липатова С. Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы www.pravoslavie.ru Добавлено 30.03.2007
Подборка изображений по иконографии Благовещения community.livejournal.com Добавлено 13.04.2009

Сюжет святыни

С самого начала христианской веры художественная тема этого священного образа была представлена в различных иллюстративных формах:

  1. Архангел возвращается к Деве Марии. И находясь рядом с ней, он сообщает ей радостную весть, возвещенную богами, о появлении младенца. Среди этих композиций есть, например, Устюжская икона.
  2. Сценическая композиция, состоящая из двух икон, которые вместе воссоздают полный образ этого религиозного события. На одной из них на переднем плане изображен Гавриил, а на другой – сама Дева Мария.
  3. Сцена, изображающая Деву Марию в одиночестве, сидящую на стуле.

На Руси

Благовещение Рублева

Иконография Охридской иконы схожа с иконографией Благовещения в Благовещенском соборе Московского Кремля, приписываемого Андрею Рублеву и его окружению, написанного примерно в то же время. И здесь мы видим многомерную композиционную структуру, которая условно подразумевает пространственную трактовку образов.Останься в этой мучительной жизни, не лишай меня даров Твоего милосердия. Я прошу вас быть добрыми ко всем: воспитывайте малышей, ведите молодых, с

Читайте также:
Икона Анастасии Узорешительницы

Как и предыдущие иконы, икона Благовещения второй четверти XIV века из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина имеет архитектурные элементы. На заднем плане видна архитектура Иерусалимского храма. Это означает, что Ветхий Завет и Новый Завет связаны, объединены…

Благовещение в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (первая половина XVI века. Ярославский музей истории, архитектуры и искусства), служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, например, от иконы в Охридском музее, Богоматерь не отшатывается в страхе, а смиренно склоняет голову, подчиняясь воле Божьей. Центральная композиция Ярославской иконы окружена 24 каймами, иллюстрирующими акафисты Богоматери.

Две фигуры, Девы Марии и архангела Гавриила, также можно увидеть в мозаике Благовещения на колоннах предрассветной Софийской арки в Киеве (XI век).

Мозаика «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век)

Устюжская икона (начало XII века) ярко отображает идею воплощения Христа. Икона, происходящая из собора Георгиевского монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богоматери в благословляющем жесте. Воплощенный Христос изображен на груди Божьей Матери. Наверху, на облаках, восседает Ветхий День (Дан 7:9; Откр 1:14) на троне, окруженный небесными силами.

Кажется, что Дева Мария с благоговением откидывается назад перед пролетающим над ней ангелом в “Благовещении” Дионисия в кладовой Ферапонтова монастыря (1502 – 1503).

На богато украшенной иконе Благовещения Ивана Максимова (1670) с множеством деталей открытая книга лежит между стоящими фигурами архангела Гавриила и Богородицы.

Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Источниками для истории Благовещения являются Евангелия и апокрифические писания раннего христианства. Евангелие от Луки (Лк. 1:26-38) повествует о том, что Архангел был послан Богом к Марии с благой вестью о том, что она родила Спасителя мира. Стремясь исполнить волю Божью, Пресвятая Дева ответила смиренными словами: “Да будет Мне по слову Твоему”. В традиции Церкви это послушание Девы противопоставляется непослушанию Евы. Богородица, как “новая Ева”, служит искуплению первородного греха “первой Евы”, начиная служить возвращению утраченного союза человека с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. “Днесь слава спасения нашего” поется в тропаре Благовещения.

В апокрифах, “Протоевангелии Иакова” и “Евангелии Псевдо-Матфея” (“Книга о Рождестве Марии Пресвятой и младенчестве Спасителя”), рассказывается о двух явлениях ангела. Сначала Гавриил явился Деве Марии у колодца, и только потом в доме Иосифа, где он прял пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Эти апокрифические легенды сильно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Девы Марии есть в иконописи, монументальной живописи, миниатюрных рукописях, скульптуре, вышивке и др.

Самые древние изображения Благовещения – это фрески в древнеримских катакомбах, изображения на саркофагах первых христиан и мозаика в церкви Мария Маджоре в Риме.

Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция

На саркофаге эпохи Возрождения, датируемом 5-6 веками, Мария сидит в кресле и держит паука, а справа от нее стоит крылатый ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывался художниками на протяжении веков и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике на триумфальной арке церкви Мария Маджоре, выполненной между 432 и 440 годами, Богородица также изображена в сидячем положении, с вязанием на коленях. Однако эта картина, отличающаяся особой торжественностью, имеет множество уникальных деталей. Ангел спускается сверху к Богоматери, сидящей на троне, четыре других ангела окружают Ее трон, а ангел говорит с прекрасным Иосифом.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Шелковая завеса VII-VIII веков с изображением рождения Иисуса находится в сокровищнице собора в Лионе. В пределах лаконичного орнаментального круга сцена Благовещения выразительна и лаконична. Богоматерь представлена сидящей за прялкой, а Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, передавая весть от Господа.

Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с руковозложением, с раннехристианских времен получили распространение изображения Благовещения у источника (свода), основанные на вышеупомянутых апокрифических легендах. N. V. Покровский в своем фундаментальном труде “Евангелие в памятниках иконописи” называет такие изображения “благовещенскими”, поскольку на них изображено не само Благовещение, а момент, предшествующий ему. [1] Один из древнейших сохранившихся примеров такой работы находится на евангелисте из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Дева Мария, одетая в древнюю тунику, стоит на коленях перед ручьем, текущим из скалы, с кувшином в руках и ангелом-благословляющим позади нее. Фрески в соборе Святого Марка в Венеции, фрески в соборе Святой Софии в Киеве (обе XI века), мозаика в монастыре Хора в Константинополе (Кахрие Джами, 1314), фрески в церкви Лурдской Богоматери в Неаполе (1314), фрески в церкви Девы Марии в Неаполе (обе X века). Ферапонт Белозерский работы Дионисия (1502) изображает Пресвятую Деву в традиционной одежде, стоящую у колодца с сосудом или кувшином в руках, а сверху к ней летит гонец. Эти сцены в общей системе храмовых росписей были дополнены традиционным изображением Благовещения с иглами. Оба иконографических типа обычно представлены в штемпельной композиции икон Акафиста Божией Матери.

Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон

После византийского и древнерусского периода схема, изображающая Богоматерь с пряжей в руках, получившую послание от стоящего перед ней архангела, не претерпела существенных изменений. Изображения отличаются трактовкой архитектуры, деталей, обстановки, символов, поз и жестов Девы Марии и ангела Гавриила. В разных жестах Мария выражала различные оттенки своего душевного состояния: ее руки могли быть сложены в молитве, или она могла выражать сомнение, прижав одну руку к груди, а другую раскрыв перед Гавриилом. Происходит из мозаики в монастыре Ватопед. (Богоматерь, сидящая на троне, держит в левой руке не одно, как в других памятниках, а два веретена, а ее правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного принятия воли Бога находится в центре груди, открытой ладонью к зрителю.

В системе росписи церквей Благовещению придавалось особое значение. После окончания иконоборческого периода, когда сложилась классическая система убранства крестово-купольных храмов, композиции Благовещения размещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела помещается на левом столбе, а Богоматери – на правом. Две фигуры разделены широким арочным проемом со стороны алтаря. Богоматерь изображена в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия, около 1146-1151 гг.) на правом боку, держа в опущенной руке клубок пряжи, лицом к трону. Изображение голубя с образом Святого Духа появляется в виде благословляющей правой руки, увиденной с неба. На восточных столбах киевского Софийского собора находится мощное изображение Благовещения. Торжественный ангел несет благословленную Богоматерь, которую вы видите на правом столбе. Когда она держит в левой руке моток пурпурной пряжи, нить спускается от ее руки к веретену через голубое платье Пресвятой Девы с золотой каймой. Художник сделал акцент на моменте прядения в сравнении с началом жизни Христа во чреве Девы Марии, что соответствует христианской интерпретации.

Читайте также:
Икона Божьей Матери «Геронтисса»
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.

В настенных росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь также изображена повернутой в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах. Она изображена сидящей, полуповернувшись к ангелу, на архитектурном фоне, состоящем из нескольких зданий с высокими стенами и красной тканью, велюмом, наброшенным на здание. Эти детали композиции можно соотнести с эпитетами, которые широко используются в гимнографии Богородицы, прежде всего в Акафисте Богородице, где она называется “градом всех царей”, “завесой, сферой, стеной и утешением” и “непроходимой стеной Царства”. [3]

Сцены Благовещения имеют архитектурные декорации, относящиеся к раннехристианским временам. Например, действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами на доске с кафедры архиепископа Максимиана (пятый век, Архиепископский музей в Равенне). Хотя архитектура картины должна была представлять место, где жил праведный Иосиф, ее символическое значение со временем эволюционировало. Архитектурный фон развился в образы ветхозаветного Иерусалимского храма и новозаветной церкви, торжество которой предвосхищается в момент Воплощения. Сама Богоматерь прославляется как “одушевленный храм”, в котором обитает Господь. Среди других символических деталей в изображениях Благовещения – богато украшенный трон Марии, который соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие необычные детали. Например, на иконе XII века из монастыря Святой Екатерины на Синае на переднем плане изображена река с множеством рыб и птиц на берегах, что является символом рая. Изображение библейского “вертограда пленного” (3 Цар. 10:18) появляется за троном Богоматери и понимается как символ рая. Кроме того, рассматриваемая икона отличается изысканным художественным языком. Гавриил словно парит в золотом пространстве, поскольку как его физическая форма, так и складки его одежды пронизаны динамичным движением.

Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия

В конце XIII – начале XIV века в иконографии Благовещения появляются новые фигуры – изображения часто дополняются фигурами девственниц, присутствовавших при явлении Марии и ангелов. Не существует письменных источников, рассказывающих о девах, которые слышали разговор архангелов с Божьей Матерью. Только в Протоевангелии говорится о восьми девах, которые были избраны для завесы храма. Вполне вероятно, что художники изобразили девушек как свидетельниц чуда непорочного зачатия. Для ортодоксальных христиан эта истина не требовала доказательств, но споры по поводу этой догмы время от времени возникали. [4] Изображения девственниц появляются как в сценах проповеди у колодца, так и в иконах проповеди при шитье иголок в доме Иосифа. На фресках церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (1295) две молодые девушки держат Богоматерь под руки у колодца, к которому с небес спускается ангел. Справа другая девушка с ужасом смотрит на появившегося ангела. На византийской иконе Благовещения XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, служанка в накинутой на плечи тунике выглядывает из-за колонны. На русских иконах 15-16 веков девственницы чаще всего изображаются сидящими у ног повернувшейся крестной матери.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

В России изображения Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная икона XII века “Устюжское Утверждение”. [5] Название иконы связано с “Даждь мне руку Твою, чтобы помочь мне, да воскресну”.

Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Подобно пурпуру, сотканному в твоем чреве, о Пречистая, соткана мысленная порфира плоти Эммануила. В верхней части иконы, в небесной полусфере, находится изображение Христа в образе Ветхого Завета, восседающего на троне в окружении небесных сил.

Благовещение традиционно изображается над Царскими вратами иконостаса. Образ ворот встречается в пророчестве Иезекииля о “закрытых” восточных дверях, через которые приходит Господь. Различные иконографические изображения Благовещения украшают древние Царские врата. [7] o wyko

Некоторые новшества в иконографии Благовещения можно увидеть в более поздней русской иконописи. На иконе середины XVI века из Благовещенского собора в Соловецке изображен грот между Марией и Архангелом, но надпись на черном фоне сообщает нам, что это место будущего рождения Спасителя: “Грот, где родился Христос”.

В XVII и XVIII веках, под влиянием западноевропейских образцов, художники часто изображали Деву Марию, встречающую Ангела за чтением книги; обстановка и архитектурный фон сцены стали более нарядными, сопровождались обилием декоративных деталей.

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Начиная с XII века, художники обратились к апокрифическому тексту, в котором сообщалось, что во время явления архангела Богородица читала Священное Писание. Богоматерь начинают изображать с книгой в руках или перед аналоем, на котором лежит раскрытая Библия. Такие детали композиции можно соотнести с эпитетами, ш

В XII веке художники обратились к апокрифическому тексту, в котором утверждалось, что при появлении архангела Богородица читала Священное Писание. Обычно Богоматерь изображают с книгой в руках или перед пюпитром с открытой книгой.

Благовещение – одна из древнейших тем в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретированное как Благовещение, найдено в римских катакомбах. Источниками иконографии Благовещения были как Писание (Лк. 1:26-38), так и устная традиция, позднее собранная в апокрифическом Протоевангелии Иакова (гл. 10:11) и Евангелии Псевдо-Матфея (гл. 8:9).

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Картины из катакомб Присциллы. Середина 3-го века (?). Рим

Существуют две группы ранних изображений. Композиция этой категории изображает мать Иисуса, сидящую по левую сторону от архангела или, реже, по правую. Возможно, она слушает, жестикулирует рукой или прядет.

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 гг. Рим. Фрагмент

Вторая группа включает сцены, изображающие Деву Марию, стоящую перед благовествующим архангелом. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. С VI века эта система стала популярной в восточной части империи. Его происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

 Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Закладка Евангелия. 2-я половина 5-го века. Свод кафедрального собора V века, Милан

Согласно преданию, Дева Мария была ответственна за прядение пурпурной завесы храма в Иерусалиме, той самой завесы, которая была разорвана надвое при смерти ее Сына. Изображение Богородицы, вращающейся почти повсюду, распространилось в Византии в 12 веке. В то же время Богородица могла быть изображена как сидящей, так и стоящей. Этот возврат к архаичному иконографическому варианту можно объяснить распространением в то время “Гомилии святого Иакова Кокинатского”, воспроизводящей детали традиции. Начиная с XVI века, в условиях все более сложной окружающей среды. Ин

Нет нужды говорить, что мотив рукоделия нельзя рассматривать как просто какую-то бытовую деталь. Именно эта тонкая красная нить указывает на то, что чистая кровь Пресвятой Девы была вплетена в чистую плоть Господа. В иконе Благовещения Устюжского благочиния видное место занимает тема Воплощения и таинственного зачатия. Ее мафорий написан в тех же фиолетовых тонах, что и образ Христа Эммануила на Ее лоне. Кажется, что его держит правая рука Богоматери, между пальцами которой проходит ярко-красная нить. Подобные текстовые элементы встречаются и в гимнографии: “Пречистая! Мысленное пурпурное одеяние, плоть Эммануила была соткана в Твоем чреве как бы из пурпурного вещества, поэтому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу” (перевод 8-й песни Канона Богородицы).

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Благовещение в Устюге. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 1930-40-е годы. 12 век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С XII века художники опираются на апокрифический текст, в котором говорится, что Дева Мария читала Священное Писание, когда появился архангел. Богоматерь изображается с книгой в руках или перед пюпитром, на котором лежит открытое Священное Писание. Этот иконографический вариант был широко распространен в Западной Европе, откуда в конце XVI века он попал в Россию. В период позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображали Богоматерь, читающую Книгу пророка Исайи, и архангела Гавриила, держащего в руках пальмовую ветвь или лилию.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

Церковный иконостас из Селезенихи Тверской губернии. Конец. XVIII века. ГосНИИР, Москва

В конце XIII – начале XIV века мастера стремились наполнить евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. В композиции Благовещения мы видим девушку-служанку. Она может быть представлена как подслушивающая, выглядывающая из-за колонны или сидящая у ног Богоматери за рукоделием.

Читайте также:
Икона Марии Магдалины

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Византийская икона. Первая четверть XIV века Государственный музей изобразительных искусств им.

Дева Мария может быть изображена держащей шар в левой руке, в то время как правой, свободной рукой Она может обратиться к архангелу с так называемым “жестом речи”. Сам по себе жест может быть истолкован по-разному. Жест диалога представлен поднятой и слегка подвижной рукой. Если рука Пресвятой Девы поднята до уровня груди или шеи, а кисть повернута к зрителю тыльной стороной, жест демонстрирует согласие и принятие Божественного Провидения, выраженное в словах: “Се раба Господня; да будет Мне по слову Твоему” (Лк. 1:38).

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Богоматерь из композиции “Благовещение”. Мозаика из церкви Успения в Дафне. Около 1100 года. Греция

Если же рука развернута наружу ладонью вперед (характерный жест отрицания), то этот нюанс может выражать удивление и вопрос: “Каково это будет, когда я не буду знать своего мужа? (Лк 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве 8-9 веков.

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Резная икона из слоновой кости. 2-я пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Наряду с “классической” иконографией Благовещения была композиция, изображающая “Благовещение у фонтана”. (у крестильной купели). Согласно преданию, Дева впервые услышала приветствие архангела, когда пошла набрать воды. Само явление произошло после того, как Богородица вернулась домой. Уже раннехристианское искусство изображает это событие. Например, одна из скульптур в сокровищнице Миланского собора изображает Богородицу, черпающую воду из кувшина в источнике, бегущем с утеса.

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Благовещение у источника. 2-я половина. 5 век. Сокровищница кафедрального собора, Милан. Фрагмент

Сюжет “Благовещение у источника” появляется на стенах византийских и древнерусских храмов, где он входит в цикл росписей, посвященных Богоматери.

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

Благовещение в кладовой. Фреска из церкви Перивлепта в Охриде. 1295 г. Македония.

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

Саркофаг из Браччофорте. Начало V века Равенна, Италия

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Диптих из слоновой кости. 6 в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

Шелковая ткань из Латеранской сокровищницы. Музеи Ватикана, 6-7 век

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария Антиква. Середина седьмого века. Рим

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия Эчмиадзина. 989 Институт древних рукописей “Матернадаран”, Ереван, Арменияст

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

Фреска из пещерной церкви Пиренли Секи. 10 век – 1-я половина 11 века. 11 век. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Совет Софии. Около 1037 года. Киев. Склеивание фрагментов мозаики на алтарях

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

” Благовещение”, написанная архангелом Архангелом. Мозаика Успенской церкви в Дафне. Около 1100 года. Греция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII век. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона эпистилуса. Вторая половина XII века. 12 век. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фрагмент, указанный в восьмом песнопении Великого канона.

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Византийская икона. Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Архангел из композиции “Благовещение”. Фреска из церкви Святого Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере. 1291 г. Рим, Италия.

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

Икона праздничного обряда из Успенского собора во Владимире. 1408 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:
Икона Бориса и Глеба

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

Назарий Истомин Савин. Изображение иконы из Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге. 1614-1615 г. Музей Северной Двины.

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 Галерея Уффици, Флоренция.

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 года. Церковь Санта-Кроче, Флоренция

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

Рогир ван дер Вейден, 1445 год Лувр, Парыж.

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан-Марко, Флоренция

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. О 1476 Национальный музей, Палермо

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Хьюго ван дер Гоес. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. ок. 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Иконография

Художественное выражение праздника Благовещения было создано на основе многих письменных источников. Иконография образа Благовещения Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Библейский сюжет представлен в православной иконографии четырьмя основными типами, основанными на различных интерпретациях события создателями Евангелия:

  1. Самый распространенный тип иконы – Благовещение с иглами, которая основана на Евангелии от Иакова. Священники Иерусалимского храма решили соткать для нее новую завесу. Для этого они выбрали восемь девственниц, которые наугад выбирали себе ткань. Марии дали пурпур и багряницу, и она пошла домой и принялась за работу. В этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Изображение Благовещения с книгой основано на рассказе Псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария усердно служила Господу и проводила свое время в праведных трудах и чтении священных и религиозных текстов. На основе этого рассказа появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется посланник Бога.
  3. Изображение Богоматери у колодца (Благовещение) относится к типу икон Благовещение. Сюжет, на котором основан этот образ, описан в 11-й главе Евангелия от Иакова. Божья Матерь с кувшином в руке черпает воду из колодца и слышит голос невидимого ангела, призывающего ее радоваться. Испуганная, она возвращается домой и занимается своими делами. Этот образ часто встречается в житийных иконах Богоматери.
  4. На иконе Благовещения Пресвятой Богородицы “Се Раба Господня” изображена Дева Мария, радующаяся вести, принесенной ангелом. Отличительной особенностью этой версии является книга, раскрытая перед Богородицей.

Икона относится к типу “Благовещение с иглами”. Характерной особенностью этой иконографической версии является фигура Младенца Христа, входящего в утробу Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично и лишено архитектурных деталей.

Благовещение Андрея Рублёва

Знаменитая Благовещенская икона Божией Матери кисти известного православного иконописца находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных икон Благовещения, Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она восседает на троне, склонив голову в сторону Божественного посланника. Цветовая гамма изображения очень символична и выражает радостное и праздничное настроение. Преобладают золотые, красные и зеленые тона.

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

Большинство этих деталей взято из Священного Писания и литургических текстов. Во многих иконах Благовещения есть стена или ограда, за которой растет дерево. В Песне Песней Соломона изображена так называемая “семигранная темница” (запертый сад). Этот символ интерпретируется Церковью как ветхозаветный тип Богоматери, что нашло отражение в гимнографии Церкви (1-й тропарь 9-го канона Октоиха восьмого гласа на вечерней службе в субботу): “Вертоград затворяется, Богородице, и источник запечатывается Божественным Духом; мудрые поют в гимнах: сим, яко сад жизни, Христос воплощается”.

Читайте также:
Икона «Благословение детей»

Миниатюрная рукопись. Византия. 13 век. Музеи Афона.

Но часто случается, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Однако, чтобы правильно понять отдельные детали иконы, иногда достаточно знать и любить православную литургию.

Разнообразная иконография Благовещения Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим легендам, архангел сначала позвал Деву Марию к колодцу (“Благовещение”), а затем явился в ее дом. Это также имеет свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. 14 век. Сербия. Косово. Высший Дечани и спасение человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из самых важных православных праздников. […]

Постоянно появлялись новые темы, детали и акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все, что можно найти в энциклопедиях.

Важно не упустить из виду суть события, рассматривая все второстепенные детали. Благая весть Архангела и то, как ее принимает Богоматерь, выходит за рамки Священного Писания. Крест представляет собой партнерство (синергию) между Богом и человеком. Бог не может насильно преступить нашу волю, и только добровольное согласие человека с волей Бога может принести достойный плод, когда и мы сможем повторить за Богоматерью: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему” (Лк.1:38).

Обновленная авторская версия статьи. Оригинал был размещен на сайте “Православие в Украине

На Востоке из-за иконоборческих гонений такой образ уже почти не встречается. Изображение Девы Марии в одежде земной царицы прижилось в древней Византии не без влияния иконоборчества. Византийские художники более тонко чувствовали, как изобразить одновременно царское достоинство и простоту Богородицы, и они нашли выход. В Византийской империи самым очевидным признаком царской власти было не золото или камни, а пурпурный цвет.

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто представляет видимый и невидимый мир, сочетая прямые и символические образы. Помимо диалога между Девой Марией и архангелом, иконописцы изображают и сам момент зачатия Сына Божьего. В верхней части иконы мы обычно видим изображение верхнего мира в виде сферы. Из этой сферы луч света направляется к Божьей Матери. Иногда рядом с лучом рисуют голубя – самый известный знак явления Святого Духа.

Но икона сочетает в себе не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (называемая “Устюжское Благовещение”), датируемая двенадцатым веком, изображает не только сцену Благовещения в Архангельске, но и воплощение Сына Божьего. В этой поразительной иконе Христос появляется дважды: сначала в небесной сфере в “ветхозаветном” образе и одновременно во чреве Богоматери в виде младенца:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: