Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Изображение каждой колонны передает свой смысл. Воины в нижней и верхней колоннах имеют нимбы, то есть они немного не в фокусе. это воины, причисленные к лику святых. В центральном ряду нимбы есть только у тех, кто одет в царские и княжеские одежды.

Иконы-летописи

Непросто рассматривать историю Средневековья в России. Это можно сделать только с помощью специальных, необычных икон.

Иконы с изображением Новгородско-Суздальской битвы – необычные сюжеты, поскольку рассказывают о войне, о событиях, которые должна была зафиксировать история, а не скромный иконописец. На святом образе мы видим обнесенную высокой стеной крепость Новгорода, развевающиеся флаги, сражающиеся армии, летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Казалось бы, как можно было изобразить эту вражду на иконе? Но древнерусская история переплетается с духовностью: осажденные новгородцы просили образ Пресвятой Богородицы “Знамение”, и им было даровано чудо. История, изображенная на иконе, была посвящена не битве, а чуду образа Богоматери, спасшему Новгород от неминуемого поражения.

” Битва Новгорода и Суздаля” (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170 год)

Другой памятник Новгорода – Видение пономаря Тарасия – представляет собой культовую карту, “географический чертеж” невообразимой красоты и масштаба. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, так как подробно показывает весь город: несохранившиеся и восстановленные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.

Однако эта икона вновь рассказывает чудесную историю, иллюстрируя легенду о пономаре, который услышал пророчества святого в ночном видении. Во сне пономарь Тарасий предсказал страшные бедствия, которые обрушатся на Новгород – мор 1506 года, наказание за грехи народа.

Трагическая тема этой иконы – Божья кара. Возмездие за грехи было нарисовано в соответствии с традицией миниатюр Апокалипсиса. Озеро, грозящее затопить город, множество ангелов со стрелами, огненное облако – таковы пугающие детали иконы. И вот все эти несчастья предстают на фоне Новгорода, ведь, как гласит легенда, с вершины православного храма страж Тараса видел “страшные и пугающие чудеса”.

” Видение пономаря Тарасия” (события новгородской морены, 1506 год)

Читайте также:
Икона Бориса и Глеба

Одна из войн, которую можно считать поистине священной, – это борьба с нашествием свирепых полчищ Батыя, силой “нехристиан”, нависшей над Русью. И здесь границы размыты. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Значки иллюстрируют сражения.

Эти “боевые следы” появились на иконах святых с житиями в 17 веке, поскольку эти праведники отдали свои жизни за спасение родины. То же самое относится и к князьям Василию и Константину, погибшим в битве с татарами под Ярославлем.

Василий и Константин, их памятники (битва Ярославля с татарами на реке Которосль, 1257)

А любимый и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с нечистью, с его иконой, представляющей всю “Повесть о Мамаевом побоище”.

На этом изображении мы видим одновременно столько образов, что оно не может быть ничем иным, как Хронологической иконой преподобного Сергия. Картина должна быть разделена на фрагменты, прежде чем будет собрана в целое панно.

Вот боевые силы из разных городов Руси собраны в Москве, а вот и сама битва – ожесточенная схватка Пересвета и Челюбея. Здесь находится резиденция Мамая, от которой маршируют толпы ордынцев, а внизу – бегство и смерть золотоордынского диктатора. Возвращение русских солдат, захоронение павших. Вся история Куликовской битвы проходит перед нашими глазами.

“Сергий Радонежский с его житием и рассказом о Мамаевом побоище (Куликовской битве, 1380 г.).

Символ Святой Руси, “Царская” икона, окрещенная “Военной церковью”. Огромное изображение высотой четыре метра, величественное и великолепное, было написано по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Название: “Благословенно воинство небесного царя”, но это небесное царство изображено в единстве с земным.

В центре священного изображения сам царь Иван Васильевич на коне, с толпой ангелов, венчающих его царскую власть. Священные идеалы власти, философская концепция Москвы как “Третьего Рима”: эти сложные идеи оживают в красках иконы.

” Воинствующая церковь (Казанский поход Ивана Грозного, 1552 год)

На ней мы видим святых правителей со всей истории христианского мира – например, византийский император Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красное Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.

Читайте также:
Икона Архангела Михаила

Войска устремились в Небесный Иерусалим, где Богоматерь Одигитрия, Путеводительница, встречает защитников церкви. Этот небесный город также является символом Москвы. Ему противопоставляется пламенный город из откровения Иоанна Богослова – символ покоренной Казани.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

В этой многофигурной композиции нет ничего маленького, но гораздо важнее ее аннотированное содержание, основанное на Откровении Иоанна Богослова и писаниях апостолов и пророков.

В центре иконы изображена процессия конных и пеших воинов, возглавляемая архангелом Михаилом, восседающим на крылатом коне. Они проходят от правой стороны, где изображен горящий город, к левой стороне, где Царица Небесная сидит в небесном Иерусалиме с Младенцем Иисусом на руках. Ангелы летят к солдатам, венчая праведников. Следует отметить, что не все воины имеют нимбы. Считается, что воины с нимбами – это те, кто пал в бою, а воины без нимбов – те, кто выжил.

Архангел Михаил

Некоторые искусствоведы предполагают, что огонь не уничтожает город, а очищает его от скверны. Так воспринимал огонь пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается иконопись.

Слева от иконы церкви Завета Царица Небесная сидит с младенцем Иисусом перед дворцовыми воротами и дает ангелам короны, которыми они должны увенчать праведников. Этот город – не обычный город; это небесный город, о котором евангелист Иоанн писал в своем Откровении. Это небесный Иерусалим на горе. Его окружает красный и зеленый светящийся ореол необычной овальной формы. К месту явления ведет дорога, по ней воины войдут в небесный город, который трактуется как образ Москвы.

Эта необычная иконография, похоже, была вдохновлена утверждением апостола Павла о “претензии” на город в будущем, а также литургическими писаниями, прославляющими мучеников, которые отдали свои жизни за веру и получили награду в виде блаженства в небесном Иерусалиме, т.е. на небесах.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед центральным блоком, сразу за ним – молодой воин со штандартом в руках, отличающийся алым плащом. Считается, что это сам царь (на момент взятия Казани ему было 22 года). Подобно архангелу Михаилу, он стоит перед военной колонной, призывая солдат идти вперед.

Читайте также:
Икона Дмитрия Солунского

Икона «Благословенно войско Царя Небесного»

В центре колонны возвышается огромная фигура верхом на коне и с крестом в руках. Считается, что это Владимир Мономах, преемником которого считался Иван Грозный (или Иван Грозный); другие полагают, что это Константин Великий, сделавший христианство господствующей религией в Риме. В дополнение к пешим воинам мы видим трех всадников. Владимир Креститель, его сыновья Борис и Глеб также рассматриваются как первые русские святые.

На фотографии в верхнем ряду изображен Дмитрий Донской на коне, в нижнем – Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов были опознаны многочисленные святые, хотя многие исследователи считают, что икону следует рассматривать аллегорически, без отсылки к историческим событиям.

Сюжет и значение

Именно митрополит Макарий был инициатором этой акции. Он считал (и выразил это в письме к русской армии), что война с татарами – это борьба за православие, и что павшие в бою воины будут сравниваться с христианскими мучениками.

В изображении есть несколько акцентов, связь между которыми дает связную сюжетную линию. В правом углу картины изображен пылающий город, а слева мы видим Небесный город, в котором восседает Дева Мария с Младенцем Иисусом на руках. В центральной части изображены три конноногие колонны, движущиеся к Небесным покровителям.

икона благословенно воинство небесного царя

В сюжетную линию были включены несколько источников:

  • Откровение Иоанна Богослова, в котором описывается небесный Иерусалим, вытекающая из него река жизни и горящий Вавилон.
  • Тексты Octoechos, в которых небесный царь держит короны, а ангелы летят с ними навстречу воинам.
  • Послание апостола Павла к Евреям: “Ибо здесь мы не имеем города, где бы остановиться, но ищем города грядущего”. (Евр. XIII, 14).

На иконе изображено победоносное русское войско после взятия Казани в 1552 году. Горящий город – это Казань. С Москвой отождествляется небесный Иерусалим.

Небесный Иерусалим изображен на горе в тени красного шатра и окружен красным и зеленым кругами, открытыми в одной точке. Это входные ворота в небесный Иерусалим для процессии на лошадях и пешком. Божественный Младенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. Вокруг шатра изображены деревья с плодами как символ Эдемского сада. За пределами Небесного города на деревьях нет плодов – признак того, что они растут на земле.

Читайте также:
Икона «Нерушимая стена»

Этот мотив выражен не только в контрасте между двумя городами (сатанинским и небесным), но и в образе источников у подножия райской горы: “(…) они оставили колодезь воды живой, и выкопали себе водоемы с водою ломкою, которая не может держать воды” (Иер II, 13).

На иконе изображена река, исток которой находится в небесном Иерусалиме.

икона благословенно воинство небесного царя

В разных интерпретациях оно имеет аллегорическое значение:

  • Река жизни;
  • Символ истинной православной веры;
  • Источник – ясли Христа;
  • Сухой родник – католическая вера.

Во главе войска – архангел Михаил на крылатом коне. Навстречу ему летит ангел с короной в руках, полученной от Божьей Матери и Иисуса Христа. Архангел Михаил, подходя к воротам Царства Небесного, поворачивается и зовет армию следовать за ним. Архангел Михаил почитался как покровитель московских правителей. Архангельский собор служил усыпальницей московских царей.

За архангелом появляется фигура молодого воина в алом плаще и со знаменем в руке. Подобно архангелу Михаилу, он оглядывается назад и зовет воинов за собой. Над его головой три ангела держат одну корону. Ученые предполагают, что корона – это шапка Мономаха, а ангелы – три царства, объединенные Иваном Грозным: Московское, Казанское и Астраханское.

Изображение на каждой колонне имеет свое значение. Большинство воинов в нижней и верхней колоннах украшены нимбами, то есть это канонизированные воины. В среднем ряду нимбы есть только у тех, кто одет в королевские и княжеские одежды.

икона благословенно воинство небесного царя

Вход войска в небесный Иерусалим соответствует словам речи митрополита Макария перед началом Казанского похода. В нем он обещает, что воины, павшие на поле боя, примут крещение мученичества и получат от Господа бессмертный вход в небесный Иерусалим (Царство Небесное).

Митрополит Макарий в своем послании к русской армии уподобил сражавшихся и погибших солдат первым христианским мученикам, а тем, кто остался в живых, обещал отпущение грехов. Исследователи иконописи пришли к выводу, что изображение воина на хищном коне, в царской мантии и с крестом в руках олицетворяет Ивана Грозного.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Воспитание»

Россия в XVI веке часто приравнивалась к Иерусалиму с той точки зрения, что русский народ объявлялся избранным народом Божьим, тем самым создавая в России “новый Израиль”. Проводится параллель: Божья Матерь и Иисус, Богомладенец, находятся в Небесном Иерусалиме, а новомученики войдут в Небеса через отверстие.

Название иконы “Благословенное воинство небесного царя”, по-видимому, вытекает из смыслового содержания источников на эту тему. В тропарях воскресных канонов, посвященных мученикам, все они называются “воинами Христовыми”, увенчанными за свои страдания и подвиги Христом и Богородицей за их подвиги.

Идеологическая программа иконы ясна из содержания ее текста: прославление мужества воинов, погибших за веру, убеждение в том, что подвиг не будет напрасным.

икона благословенно воинство небесного царя

На иконе изображены предметы молитвы:

  • Иисус Христос,
  • Богородица,
  • Святые воины

Таким образом, события, произошедшие в XVI веке, получили статус вечности. В результате в иконе подчеркивались заслуги тех, кто погиб на полях сражений, чтобы прославить победу русского оружия.

Иконы-летописи

Трудно изучать историю средневековой Руси. Только особые, необычные иконы могут помочь нам в этом.

Новгородско-Суздальская битва (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород в 1170 г.)

“Новгородско-Суздальская битва” – необычная тема для иконы, потому что она рассказывает о войне – событии, которое должно быть зафиксировано в исторических хрониках, а не кистью скромного иконописца. В священном образе мы видим высокие стены новгородской крепости и развевающиеся флаги, сражающиеся армии и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Как это противоречие может быть изображено на иконе? Но древняя история России переплетается с духовностью: осажденные жители Новгорода молились образу Пресвятой Богородицы “Знамение” и получили чудо. История иконы повествовала не о битве, а о чуде, связанном с образом Богоматери, которая спасла Новгород от надвигающегося поражения.

“Видение пономаря Тарасия” (события в новгородском Морее, 1506 год).

Другой памятник Новгорода – Видение пономаря Тарасия – представляет собой культовую карту, “географический чертеж” невообразимой красоты и масштаба. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, так как подробно показывает весь город: несохранившиеся и восстановленные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Но эта икона – еще и рассказ о чуде, иллюстрация к легенде о сексторе, который услышал пророчества святого в ночном видении. Сон Тарасия предвещал страшные бедствия, ожидавшие Новгород – чуму в 1506 году, наказание за грехи народа.

На иконе Божья кара изображена как трагический сюжет. Грех стал возмездием на миниатюре в традициях Апокалипсиса. Озеро, способное затопить город, множество ангелов со стрелами, огненное облако – вот лишь несколько пугающих деталей изображения. И все эти бедствия показаны на фоне Новгорода, ведь, по преданию, пономарь Тарасий видел “чудеса страшные и исполненные ужаса” с самого верха церкви.

Образ Василия и Константина в житии (битва Ярославля с татарами на реке Которосль, 1257 г.).

Война, которую можно считать поистине священной, – это борьба с нашествием свирепых орд Батыя, лишение Руси власти “иноверцев”. И здесь границы размыты. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Значки иллюстрируют сражения.

В XVII веке эти боевые клейма появились на иконах святых с житиями, ибо эти праведники отдали жизнь за свою страну. Так поступили Василий и Константин, погибшие в битве под Ярославлем против татар.

А любимый и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с безбожниками, на его иконе изображена вся “Повесть о Мамаевом побоище”.

“Сергий Радонежский с его житием и рассказом о Мамаевом побоище” (Куликовская битва, 1380 г.).

Время и пространство в этом изображении совершенно особенные, ведь мы видим одновременно столько образов, которые нельзя назвать иначе, как летописью иконы преподобного Сергия. Для того чтобы воспринять ее, нужно разделить картину на фрагменты, а затем собрать из этой мозаики целое панно.

Именно здесь в Москве собираются боевые силы из разных русских городов, и именно здесь происходит сама битва: ожесточенное противостояние Пересвета и Челубея. Здесь – штаб-квартира Мамая, из которой толпами выходят члены Орды, а внизу – побег и смерть диктатора Золотой Орды. Возвращение русских солдат, захоронение погибших. Вся история Куликовской битвы разворачивается на наших глазах.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»

“Воинствующая церковь” (поход Ивана Грозного на Казань, 1552 г.)

Известная как церковь Воинствующая, царская икона символизировала святую Русь. Этот образ высотой четыре метра был написан по велению Ивана Грозного в память о взятии Казани. Блаженно воинство Царя Небесного, ибо Царство Небесное соединилось с земным.

В центре священного изображения сам царь Иоанн Васильевич на коне, толпа ангелов венчает его царскую власть. Священные идеалы власти, философская концепция Москвы как “Третьего Рима”: эти сложные идеи оживают в красках иконы.

На этой скрижали изображены все святые правители христианской истории мира – например, византийский император Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красное Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.

Войска направляются в небесный Иерусалим, где Богоматерь Одигитрия, Наставница Пути, встречает защитников Церкви. Этот небесный город также является символом Москвы. Он контрастирует с горящим городом из Апокалипсиса Иоанна Богослова – символом покоренной Проповеди.

Описание

На иконе “Воинство Церкви” изображен пылающий город. Как “обитель лукавого” или как Казань, он был завоеван Иоанном IV Грозным в 1552 году. По мнению искусствоведов, огонь не уничтожает город, а очищает его. Согласно “Степенной книге”, в которой описано видение одного из участников, этот вывод оправдан. Ученые видят в иконе очертания сгоревшей главной мечети Казани, которая была разрушена Иоанном IV Грозным.

Иисус с Богоматерью

Несколько пеших и конных воинов движутся к Небесному Иерусалиму, который находится в нижней части иконы, в то время как пылает град. Расположенный на горе, он находится в залах красного шатра и окружен мандорлой, состоящей из зеленых и красных кругов. Она открыта в одном месте, к которой ведет дорога. По ней солдаты маршируют в сторону Небесного Иерусалима.

Небесный город рассматривается некоторыми исследователями как метафора Москвы. При входе в город всех воинов встречает Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Ангелы обнимают венцы мучеников, которые им дарит Иисус. Говорят, что рядом с Небесным Иерусалимом находится Эдемский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

Райская река и воины

Из города вытекает река Рай. Ученые наделили ее сложным символизмом. Одни считают ее яслями Христа, другие – чистой рекой, несущей воду жизни. Традиционно маленькие родники, вытекающие из основной части источника, представляют православную и католическую церкви. Он трактуется как символ чистой истинной веры, а его ревнители – как правители России.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Знамение»

Архангел Михаил

Солдаты стоят в три ряда и движутся справа налево. В иконографии это символизирует путь Бога. Нижний и верхний ряды воинов увенчаны нимбами.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Фигура на вершине колонны огромная, верхом на лошади и с крестом в руках. Другие считают, что это император Константин Великий, который превратил христианство в доминирующую религию Римской империи. Некоторые ученые считают, что Владимир Мономах – это тот, чьим наследником считал себя Иван Грозный. Это князь Владимир, креститель Руси, а затем его сыновья Борис и Глеб, первые русские святые.

Сюжетные источники

Источником темы иконы Заветной церкви является Апокалипсис Иоанна Богослова. Здесь говорится о небесном Иерусалиме и реке жизни, текущей из его вод, а также о горящем городе, Вавилоне великом. Более того, эта история имеет аналогии в текстах православных песен.

Пылающий город

Например, в гимнах в пользу мучеников особенно подчеркивается, что они первыми достигнут “небесной обители”, повторяя деяния Иисуса. В тексте Октоиха (православной богослужебной книги) есть описание Христа, держащего короны, и множества ангелов, летящих к воинам.

Как изображено на иконе, войско входит в Небесный Иерусалим, как описано в письме, написанном митрополитом Макарием перед Казанским походом. Он говорит, что воины, павшие на поле боя, войдут в город. Далее митрополит сравнивает подвиг русских войск при завоевании Казанского ханства с подвигом исповедников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: