Икона Ангел Златые власы

Основание рамы изготовлено из липы, которая имеет небольшой изгиб. На краю доски с левой стороны имеются следы шлифовки, а также щели, оставленные деревянными колышками. Это означает, что полотно было повешено на стену или размещено в одном ряду с другими композициями. Исследователи описывают этот тип привязанности как нетипичный для территории России.

История создания иконы Ангел Златые Власы, ее значение и дни памяти

Икона, называемая “Ангел Златые Власы”, также известна как икона Архангела Гавриила. Это самое древнее изображение, которое сейчас хранится в коллекции Российского государственного музея. Дата создания – 12 век. Ученые относят эту работу к новгородской школе иконописи. Основа образа тесно связана с существованием легендарного архангела Гавриила.

Искусствоведы называют икону ангела Златые Власы шедевром мирового искусства. По мнению исследователей, в нем сочетаются византийские и славянские корни. Если сравнить произведение с Благовещением Устюжским, то можно сделать вывод, что образ архангела Гавриила имеет более аскетичный и трезвый вид.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственная икона с изображением Архангела Гавриила, лик которого занимает большую часть всей поверхности иконы. Архангел традиционно изображается на иконах в полный рост или по пояс, с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Богородице благую весть о ее предопределении и рождении Сына Божьего, Иисуса Христа – спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе ангела с золотой вуалью притягивают взгляд, как магнит, и скрывают тихую печаль. Густые волосы ангела красиво уложены по плечам. Волосы каждого ангела отделаны золотой нитью и выполнены в особой технике. Значение золотых нитей символизирует божественную силу, свет вечной жизни и потустороннее, ангельское происхождение архангела Гавриила. Его лицо духовно и совершенно. В образе архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и мир.

Икона Ангел Златые власы

КРАТКАЯ СПРАВКА

Икона Архангела Гавриила с панели “Деисус” (“Ангел с золотой вуалью”), ок. 1200 г., рис. № ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 x 38,8.

Одна из древнейших русских икон, которых в мире насчитывается менее 2 десятков, – образ с изображением архангела Златые Власы, известный как “Ангел Златые Власы” только в начале 20 века. Это памятник искусства мирового уровня, одно из величайших произведений среди национальных государственных сокровищ.

Читайте также:
Икона для беременных

Первоначальное происхождение иконы неизвестно. Вероятно, она была создана новгородцами, так как ее художественный стиль очень близок к стилю одного из мастеров фрески из церкви Богоявления в Неретве (1198/1199). Она написана в редкой технике незапятнанной личной живописи, характеризующейся прозрачным гвоздиком, который выявляет детали приглушенного рисунка. Стиль живописи позволяет включить икону в круг византийских памятников эпохи поздней бронзы, не утративших классической ясности и величия живописи, и в одно из течений конца XII века, сохранившее объемную моделировку античных форм. Тяжелая пластическая лепка сочеталась в них с абстрактной, идеализированной формой душевного лица. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже веков и сильное влияние византийского искусства объясняют появление в местной культуре памятника, отражавшего ведущие художественные течения и вкусы, формировавшиеся в столице в то время.

В древности он был частью алтарного ансамбля Деисуса, украшавшего экран главного алтаря, поэтому имел значительную высоту (около 4 м) и никогда не использовался как самостоятельная молитвенная икона. Поскольку это лишь фрагмент Деисуса, состоящий как минимум из 5-7 икон, архангел (Гавриил ? ), помещенный в 34, как и другие участники ритуала, был заступником в молитве за человечество перед Всевышним, центральный образ которого был единственным лицевым (молящимся) представлением. Другие возможности более гипотетичны – набор из двух ангельских голов с Эммануилом посередине, или изображение трех ангельских голов, символизирующих Троицу. В последнем случае акцент на роли одного ангела как молитвенного образа противоречит всем православным канонам.

В XVI веке, во время разграбления города Иваном Грозным, она, очевидно, была вывезена вместе с другими ценностями в Москву и стала частью убранства Успенского собора (?) Кремля.

Икона была обнаружена в 1864 году при разборке “кладовой” в “шатре” Ивановской колокольни Кремля, куда складывались “ветхие и негодные” памятники, предназначенные к уничтожению. В это же время икона поступила в Публичный и Румянцевский музеи, где была признана “работой мастера круга Симона Ушакова”, что объяснялось поздней записью иконы, сделанной в XVII веке. Таким образом, икона попала в Государственный музей не в рамках советской экспроприации церковных ценностей, а еще в XIX веке, спасенная от полного уничтожения верным глазом искусствоведа и хранителя Г. Д. Филимонова (1928-1898). Предмет входил в коллекцию христианских древностей, переданную в 1920-х годах в Исторический музей, где он был обнаружен из-под поздних записей Е. И. Брягина. Из-за плохой сохранности авторской живописи реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки XVII в. (зеленый фон, одеяния, золото). (зеленый фон, одежда, золотой ассист, письмо на волосах). Она была реставрирована в 1930 году, когда коллекцию приобрела Третьяковская галерея. Для улучшения качества экспозиции домонгольской живописи она была передана в Русский музей в 1934 году.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Победительная»

” Ангел Златые Власы”, таким образом, уже более 150 лет является частью коллекции музея, а с 1934 года – главной картиной экспозиции крупнейшего в мире музея русского искусства, являясь самым старым, главным и самым известным экспонатом музея. Подобная икона, единственная в своем роде во всем мировом наследии, является символом русской иконописи, своеобразной визитной карточкой Русского музея, карточкой, открывающей посетителю глаза на историю византийского и русского искусства. Ангел Златые Власы” находится в первом зале постоянной экспозиции и всегда доступен. Для миллионов посетителей из-за рубежа и дома, школьников и студентов, людей с ограниченными возможностями они являются изюминкой каждой экскурсии. Туристы едут со всего мира, чтобы увидеть эту икону, а иногда и просто оценить ее.

Выставки, где была представлена икона:

1. выставка памятников древнерусской живописи. ГИМ. Москва, 1926;

2. Живопись древнего Новгорода и его земель с XII по XVII век. Государственный музей России, Ленинград. 1971 / 1972 ;

3-я картина из домонгольской Руси. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1974;

4. “Слава Византии”. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ. Нью-Йорк Метрополитен, 1997;

5. Россия-Италия, Италия-Россия. Рим, 2004;

6. русско-итальянский. От Фра Джотто до Малевича. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2005.

Краткая библиография, посвященная иконе:

Анисимов А.И. Домонгольский период в древнерусской живописи // Вопросы реставрации. II. М., 1928. С. 122, 125, 178. табл. 113

Дмитриев Ю. N. Российский государственный музей. Туристический гид. Древнерусское искусство. Л.-М., 1940. С. 8, 11;

Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. ВЫП. II. M., 1954. С.116, 120, 122, 124. Илл. 120;

Шалина И. А. Икона “Ангел Златые Власы” и ее место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. Дмитриевскому собору Владимира исполняется 800 лет. М., 1997. C. 188-219. Там же. все предисл.

Сарабьянов В.Д. Фрески Георгиевской церкви и новгородское искусство конца XII века // Георгиевская церковь древней Ладоги. М., 2002. С. 277.

Copyright © 1997-20 20 Государственный Русский музей
Вопросы ? Комментарии ? Отправьте нам сообщение.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Державная»

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил – ангел благой вести, добра и спасения. Он помогает обрести радость и покой.

По преданию, Архангел Гавриил явился с такими вестями матери Иоанна Крестителя, прекрасной Елизавете, о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и уже стара на момент зачатия, и Деве Марии о ее божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому перед иконой Angelus of Goldsmith полезно иметь искреннюю и сердечную молитву, идущую из сердца:

  • Лечение бесплодия,
  • Благоприятная беременность и роды,
  • Если вы хотите усыновить ребенка.

Икона Златые власы в капсуле

Известный как икона творчества и наставничества, Ангел золотых вуалей представляет ангелов, которые служат людям в творческих сферах. Он станет идеальным подарком и помощником для музыкантов, поэтов, учителей, всех тех, кто любит создавать теплую атмосферу доверия, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона золотоволосого ангела вдохновит на создание и воплощение новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа была омрачена скандалом, когда иконой “Ангел Златоуст” заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее сотрудничавшего с Русским музеем. Видный бизнесмен и глава благотворительного фонда обратились в музей с просьбой передать уникальную икону в дар Михайловской церкви. Для освещения ситуации в музее были задействованы средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в передаче реликвии, возраст которой составляет около 800 лет, в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением ранее выданных ценных экспонатов.

Молитва архангелу Гавриилу

Существует множество различных попыток молиться архангелу Гавриилу. Наиболее полным и распространенным является следующий:

“Умоляем тебя, владыка небесных воинств, чтобы молитвами твоими ты оградил нас кровлей святилища невещественной славы твоей, сохранив нас, усердно склоняющихся и взывающих; избавь нас от скорбей правителей высших сил.

“О дивный Архангел Гавриил, ревностный заступник душ наших, в день твоего праздника молим тебя, заступник наш! Всемогущими молитвами, всегда приносимыми пред престолом Божиим (о сохранении сего святого храма до конца мира), да утвердите, укрепите и преумножите веру во Христа и сохраните православную веру святых отцов до конца мира, твердо ходя во всех заповедях Господних, Дабы мы всегда приносили Богу истинное покаяние за грехи наши, и чтобы мы имели мирный христианский конец и милостивый ответ на последнем Божьем суде, чтобы мы наследовали Царство Небесное и прославляли святое имя святой и величественной Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, с вами, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»

Это не просто живописные картины для верующих. В них заключена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. Изучение истории икон не только интересно, но и значимо, поскольку каждая картина имеет свою силу и назначение.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Описание иконы

Центром иконы, несомненно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской школой иконописи, в образе отражены и византийские традиции: прежде всего, красота и молодость архангела, что сближает его с эллинистическим искусством.

Копия иконы XII века на полотне

В данном случае образ Архангела был восстановлен по красочному слою XVII века, который не удалось установить по первому слою из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно его имени, которое переводится на иврит как “сила Божья”, изображается бесстрастным и безмятежным, как провидец, который помогает смотрящим на икону подняться над своими проблемами и обратить свой взор к Богу, и тогда наступит покой.

Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей

На первой сессии BIS “Русская национальная традиция” Любовь Михайловна рассказала об иконе “Ангел Златые Власы”. Эта икона удивила меня. Хочу поделиться с вами информацией, которую я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.

Ангел Златые Власы

Ранняя икона сохранилась с большими потерями красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны позднее, возможно, в XVII веке. Лицо было перекрашено во время реставрации. Но даже то, что сохранилось, свидетельствует о необычайном мастерстве художников Киевской Руси в иконописи.

Икона стала известной в первой половине 1920-х годов, когда ее обнаружили в отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она стала настолько гравированной, что ее приписывали Симону Ушакову. Откуда взялся “Ангел золотых вуалей”, где он находился почти восемьсот лет и как он оказался в Румянцевском музее, никто не знает и никогда не узнает.

Как только икона попала в поле зрения ученых, понимание ее важности неуклонно росло. Это повлияло на его передачу из одного крупного музея в другой. Когда в 1925 году Румянцевский музей был расформирован, икона была передана в Государственный исторический музей. В 1926 году икона впервые экспонировалась на выставке памятников иконописи старой России. После выставки икона перешла в руки Третьяковской галереи. В 1934 году Галерея, которая по своей природе была склонна брать ценные предметы, но не отдавать их, все же передала икону в Русский музей. Она стала самой старой иконой в его коллекции.

Читайте также:
Икона Александра Невского

В литературе существуют различные предположения о том, принадлежит ли Ангел Златые Власы к одной или другой иконографической школе. Одни ученые считали ее работой суздальских мастеров, другие приписывали ее Киеву. Чаще всего икона вывозится из Новгорода. Однако до наших дней сохранилось слишком мало памятников раннего периода Древнерусской империи, чтобы говорить о региональных иконографических центрах в России XII века. Иконы этого периода, как и вся домонгольская культура, были тесно связаны с Византией, от которой Русь получила крещение и общие христианские традиции. В.Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, а также “Спас нерукотворный” с “Склонением перед крестом” на обороте (ГТГ) и “Благовещение в Устюге” (ГТГ) происходят “из мастерской “грека Петровича”, который, согласно Первой Новгородской летописи, в 1196 году расписал в Новгороде церковь с “Возложением мантии и кончиной Богоматери””. В то же время Лазарев добавляет: “Однако было бы ошибкой приписывать византийское направление иконописи XII века в Новгороде только этой мастерской”. (Лазарев В.Н. История византийской живописи – М. 1986. с. 112).

О близости иконы к византийским памятникам свидетельствует восточный и греческий тип архангела, совершенство его плавной лепки. Однако в “Ангеле златой пелены” нет той сухой и аскетичной абстракции, которая характерна для многих византийских икон периода Комнинов.

По всей вероятности, этот “Ангел златоверхий”, Архангел Гавриил, не был отдельным молитвенным изображением, а был приложен к титульному Деисусу, который, вероятно, стоял на алтарной преграде неизвестной церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, икона которого должна быть в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. В традиционном одеянии и с архангельскими атрибутами он обычно изображался по пояс или в полный рост. Несмотря на то, что доска небольшая, на этой иконе лицо Гавриила изображено только крупным планом.

Вдохновенная и торжествующая красота архангела является особым ориентиром для эстетического восприятия византийских иконописцев. Лицо архангела проникнуто тихой грустью, которая отражается в задумчивом взгляде его огромных византийских глаз. Целостность образа иконы основана на гармонии цвета, единстве тонов, пропорциональных формах и ритме округлых линий. Особенно благородны линейные абстракции и пряди волос архангела, покрытые золотым пеплом, из-за которых он получил прозвище “Золотая вуаль”.

Читайте также:
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

В иконе использована многослойная техника с постепенным осветлением охры в выдающихся частях лица. В затененных местах просвечивает зеленоватый фон санкиры. Теперь работа над иконой была завершена слегка выраженным обесцвечиванием охрой и тонким подрумяниванием губ и щек. Все это создавало впечатление неземного, потустороннего иконического пространства, соответствующего метафизическому смыслу картины. Утонченная цветовая гамма и чрезвычайно сложный способ написания ангела с золотой пеленой свидетельствуют о его византийском происхождении.

Комментарии Любовь Михайловны :

Реагируйте только на линию верхнего века. Вы должны уловить характер этой линии.

Разве вы не чувствуете полет, легкость, эмоции? Постарайтесь привлечь этот взгляд. Вы можете нарисовать его по-разному, но полета не будет, хотя форма почти одинаковая. Но если вы попытаетесь войти в эту линию верхнего века, если вы попытаетесь откликнуться, то в вашей душе может родиться то, что находится на этой линии. И в этом движении руки, в этой линии – экстаз и бегство. Изображение основано на этом. И поэтому в этом лице вы не будете искать образ мальчика, девочки и т.д. Это представление Небес, это сверхъестественно, это не портрет! Икона – это не портрет и не пейзаж. Это небесный покой, и вы прикасаетесь к нему, когда ощущаете этот восходящий полет линии.

Божественное утешение воплощено в этой иконе “Ангел златые власы”. Когда вы будете в Санкт-Петербурге, обязательно сходите в Русский музей, чтобы увидеть эту икону. Она утешает, дает надежду, успокаивает. И это божественное утешение, и это божественная надежда.

Если вы поймете эти духовные смыслы иконы, тогда икона откроется вам. Вы можете изучить все иконографические предметы и даже прочитать Библию, но пока в вашем теле не произойдет подобный отклик, икона не откроется. Мало того, икона формирует ваши души.

– Удивительно, что человек, нарушивший все свои обещания и Русскому музею, и Министерству культуры, снова в деле. Уже второй раз ведутся разговоры о перемещении иконы из Русского музея. И лучшая икона с выставки древнерусского искусства, знаменитый шедевр конца XII века. Икона “Ангел Златой Доблести” давно стала символом русской иконописи, служа эмблемой и своеобразным “логотипом” Русского музея. В то время она была найдена на складе в Ивановской колокольне Московского Кремля, среди неиспользуемых, изношенных и истлевших икон. В 1934 году икона была навсегда передана в Русский музей и находится в его коллекции уже более 150 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: