Грехи и страсти – суть и понятия учения

В рамках процесса возрождения старая греховная природа должна быть заменена новой природой Еф.4:21-24. Замена может прийти только извне человека (Иезекииль 11:19-20, 1 Петра 1:3). Водное крещение происходит по прообразу.

Систематическое богословие. Учение о грехе: Хамартология

Если предполагается, что человек является отражением Божьей природы, то он должен судить не по другим людям, а по Божественным стандартам. Несоответствие этим стандартам является грехом. “Грех есть беззаконие” (Иоанна 3:4). Каким бы ни был грех, он, по сути, является нарушением или отвержением Божьего закона. Она противостоит Богу.

Бог не является Богом, когда мы отказываемся думать о Нем как о Боге, заменяя Его чем-то другим. “Не должно быть у тебя других богов пред лицом Моим” (Исход 20:3). Суть греха – идолопоклонство в любой форме.

Ситечко мадам Грицацуевой

“Согрешил я словом, делом и помышлением…”, – читаем мы в вечерних молитвах. В каждом из этих случаев есть действие, акт воли: я что-то сделал, я что-то сказал, я что-то подумал. Раскольников ударил старика топором: он совершил грех убийства. Остап Бендер украл у мадам Грицацуевой золотое сито и согрешил как вор. Несчастная Анна Каренина бросилась с платформы под паровоз: она совершила грех самоубийства. Молодой мушкетер Д’Артаньян влюбился в безветренную жену своего хозяина и совершил грех прелюбодеяния. Шлестаков лгал простодушным провинциалам, будто лично знал Пушкина: согрешил. Список может быть бесконечным, поскольку большинство мировых драм состоит из описания всевозможных грехов.

Но и в реальной жизни грехи, к сожалению, сопровождают каждый день. Однако, как правило, они не выглядят так ярко, как в книгах или на сцене. И, слава Богу, они редко перерастают в преступления. Но суть их не меняется: грех – это преднамеренный поступок, действие, причиняющее вред самому грешнику и другим людям. Вы согрешили, подрезав машину на автостраде, чтобы продемонстрировать свое водительское “мастерство”. Если вы кричите на свою жену или испуганных детей, вы согрешили. Если у вас есть тайный роман, если вы тайно изменяете своему мужу, вы согрешили. Если вы произносите какое-либо оскорбление в ответ на грубость другого человека, вы согрешили словом.

А еще, как это ни странно прозвучит, можно согрешить и несовершённым действием. Например, пройти мимо лежащего на мостовой человека, даже не поинтересовавшись, что с ним случилось, не нуждается ли он в медицинской помощи. Или просто — сидя в метро, залипнув на свой смартфон и в упор не замечая стоящую перед тобой пожилую женщину.

Это грехи, за которые вы должны покаяться в храме, исповедав их. И это не просто “отчет о проделанной работе” – записать свои грехи на листке бумаги и отдать его священнику – вот почему, отец Честный, вы должны посмотреть на мои “произведения искусства”.

Давайте сначала покаемся на исповеди в грехах, которые тяжким грузом лежат на нашей совести, на наших сердцах и мешают нам жить в мире. Подробное описание не обязательно. Тем не менее, не стоит также сводить исповедь к безликой строчке, как в случае с “согрешил гневом” или “неприязнью к ближнему”. Если возможно, кратко, но четко изложите, что было сделано.

Например: “Я оскорбил свою жену обидным словом и напугал своих детей криком”. Произнести такие слова вслух перед священником может быть невероятно трудно. Однако именно такая работа может вызвать в душе чувство раскаяния, отвращение к совершенному греху и желание больше никогда его не повторять. Все остальное – дело священника и милости Божьей.

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Грехи и страсти – суть и понятия учения

Слово “страсть” звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений.
В бытовом, или обыденном понимании “страсть” – это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях.

Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений.
Страстью называется всякое страдание, как человеческое, так и богочеловеческое – страдание Иисуса Христа. Когда говорят о непорочных страстях Христовых, добровольно взятых на себя, подразумевают вполне конкретные вещи. Это, прежде всего, страсти естественные, которые следовали из человеческой природы Христа: голод, жажда, усталость, боль, смертные муки, и Его душевные страсти-страдания от избиения, заушения, предательства, распятия.

Второе значение слова – это страдание человека из-за глубокой неудовлетворенности, сильно ощущаемой неутолимой потребности, страха, паники, отчаяния, ревности; одним словом, “страсть”. Понимание страсти как страдания также, как мы видим, разнообразно.

Согласно древнехристианской антропологии, третий вид страсти, называемый естественной страстью, относится к тем человеческим потребностям, или естественным желаниям, как душевным, так и физическим. Такое понимание естественных страстей встречается и у древних авторов, например, у святого Исаака Сирина: “Всякая страсть, служащая к пользе, есть дар Божий. Телесные страсти вкладываются в тело для его роста и пользы, и душевные страсти делают то же самое[1]. Святой Симеон Новый Богослов также заявляет: “Есть два вида страстей: естественные (телесные) и душевные”. На самом деле, естественные страсти человека неизменны и управляются природной необходимостью, а не своеволием”[2]. Об этом говорят и Феофан Затворник, и Игнатий Брянчанинов, и Варнава Епископ в своем “Искусстве святости”. И это понимание страсти как естественной потребности и желания человеческой души и человеческого тела сохраняется по сей день.

Однако ни первое, ни второе, ни третье значение нас сегодня не интересует. Обратимся к четвертому значению слова “страсть” – как порок, как греховная способность, как греховный импульс. Здесь мы должны провести различие между страстью и грехом. Единичный акт греха как факт человеческого поведения нас сейчас тоже не интересует, поскольку он имеет множество других психологических причин.

Читайте также:
Десятая заповедь: «Не желай чужого» - суть и понятия учения

Сегодня мы говорим о страсти как о нравственном дефекте, как о постоянном внутреннем побуждении человека к греху – страсти к какому-то объекту, к какому-то человеку, к какому-то состоянию. Существует так много различных страстей, что список восьми великих страстей может быть расширен до десятков и сотен[3].

Наш метод говорить о страсти – это рассматривать ее как порочный навык, как устойчивое стремление человека к какому-то постоянному греху. При этом мы рассматриваем страсть не только как грех против Божьих заповедей, но и как патологическое заболевание человеческой души [4].

Одной из главных проблем христианской антропологии страсти является происхождение страсти в человеке: присуща ли она человеку по природе или привносится кем-то или чем-то извне, заражая человека?

С самых первых веков христианской науки преобладало мнение о том, что человек был создан бесстрастным, и это была общепризнанная доктрина. Сам святой Исаак Сирин пишет: “Ибо душа по природе страстна” [5].

Признанным фактом является то, что страсть присутствует в душе человека с самых первых мгновений его существования. Святой Макарий Египетский писал: “Ибо есть скрытое осквернение и преизобильная тьма страстей, которые преступлением Адама введены во все человечество вопреки чистой природе человека, и это омрачает и оскверняет и тело, и душу.

Святые отцы утверждают, что страсть в человеке – это результат первородного греха и следствие личного греха в каждом индивидууме. Поэтому появление страстей может быть объяснено христианской антропологией исключительно через греховное происхождение человека, а не через его внутреннюю природу. Человеческая природа бесстрастна в силу своей первозданной структуры. Способность “заражаться” страстями обусловлена в человеке его поврежденной природой. Наша жизнь пронизана страстями, и именно наша способность принимать их делает нас больными. Неудивительно, что страсти обнаруживают себя в человеке еще до того, как он способен осознать свои грехи и раскаяться в них.

В таком понимании страсти нет места для ее одушевления или одухотворения. Страсть – это не существо, обладающее собственной волей, деятельностью, силой, чтобы поработить человека. Для большинства ортодоксальных мистиков и теологов ответ – нет. Страсти – это не духи. Страсти – это не духи, страсти – это духовно-психические явления, которые возникают, существуют и исцеляются в душе человека. Они являются производными человеческой души, но они не являются самостоятельными духовными существами, как демоны или дьяволы. Никто из Отцов или учителей Церкви не называл страсти духами.

Теперь, когда мы установили, что страсть не является частью человеческой природы, и что страсть – это “приобретение” человеческого существования не от сотворения, а только после грехопадения человека, возникает естественный вопрос: откуда же берутся страсти?

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Христианская антропология учит, что грех вызывает человеческие страсти, но она также утверждает, что человеческая природа лишена порочных страстей. Есть ли здесь противоречие?

Мы говорили, что есть и другое толкование страсти – как естественных природных желаний и потребностей: страсть образуется на основе естественных человеческих желаний, или, по терминологии древних отцов, на основе естественных страстей. Следовательно, неестественные страсти возникают из естественных страстей. Любое желание, телесное или душевное, социальное или культурное, может быть превращено человеком в страсть. Те, кто вступил на духовный путь к мастерству и развитию, хорошо это знают. Владыка Антоний Сурожский утверждает, что страсть может быть причиной благочестия и веры. Примером тому может служить фанатизм – патологическое греховное состояние, основанное на добром, благом деле.

Как естественное движение в человеке превращается в греховный навык? Человеческая природа имеет тенденцию превращаться в свою противоположность, в некое греховное и разрушительное начало?

Существует несколько теорий о том, как это происходит. Объединяя богословский и психологический подходы, можно сказать, что понятие страсти – это понятие сложившегося навыка или привычки, которая формируется в течение определенного времени в результате внутренней работы. Страсть не появляется перед человеком как некий демон, вселяющийся в него, – она начинается с вещей вполне допустимых и естественных, таких как желание есть, пить. Бдительность и осторожность затем превращаются в бдительность и страх, а агрессия, жадность и т.д. Страсть зарождается в естественных психологических механизмах нашей души незаметно. Грех невозможно полностью искоренить из нашей жизни. На протяжении всей жизни человека окружают греховные примеры. В значительной степени грех передается через культуру. Мы впитываем греховные привычки в семье – часто родители прививают ребенку самые извращенные формы осторожности и бдительности, и остается только удивляться, что у ребенка не развился этот страх, хотя все для этого было сделано. Что касается некоторых привычек, например, привычки много есть и пить, то родители стремятся развить в своих детях страстное состояние, а иногда и излишнюю функциональность, воспитывая их на чрезмерном количестве пищи и прививая привычку к обильной, вкусной еде. Странно также, что некоторые дети не развивают в себе эту привычку.

Таким образом, когда человек достигает личностной зрелости, он наполняется огромной массой различных греховных наклонностей – еще не страстей, но уже наклонностей. Эти склонности постепенно, мало-помалу, перерастают в страсти. Один человек развивает одни страсти, другой – другие. Один человек невосприимчив к развитию страстей, а у другого они проявляются даже тогда, когда нет условий, необходимых для их возникновения.

Именно здесь вступает в игру индивидуальность человеческой природы, личностная ориентация человека, его свобода выбора. Очевидно, что сейчас мы не можем подробно изучить этот механизм. Но очевидно, что естественное превращается в противоестественное, потребность – в страсть, идущую по греховному пути, через цепь ложных установок, ложных взглядов, ложных правил, в том числе социальных, культурных и даже иногда морально-этических. По моему мнению, наша социальная мораль формирует наши страстные привычки. Даже поиск истины и справедливости в человеке может быть доведен до страстного состояния в человеке, в том числе и клинического.

Читайте также:
Православное богослужение: суточный круг - суть и понятия учения

Таким образом, формирование страсти – это сложный механизм, который непреднамеренно запускается сначала на основе греха, затем на основе природы.

Рассмотрим с точки зрения психологии то, что хорошо известно христианским подвижникам. Схема развития страстей, созданная одновременно на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римским, как и схема восьми страстей, включает в себя семь этапов:

Первый шаг – это “залог”. Это еще не грех, а некое возбуждение человека, которое неосознанно и, возможно, еще не замечено. Исаак Сирин приводит следующую аналогию, когда объясняет, что такое прилог: когда вы видите круги на воде от упавшего камешка, это возбуждение чего-то. Вы не видите камешек, вы не видите каплю дождя, а вы видите круги на воде от капли и камешка. Это трилогия или сериал. Это своего рода чувственное возбуждение, которое не привлекает внимания человека, который не видит причины этого возбуждения, однако, это возбуждение уже начинает “работать” в душе. Здесь нет греха, но есть некоторый ущерб для человеческого восприятия – ущерб по сравнению с восприятием святых, потому что святые замечали прилогию еще до того, как она могла вызвать волнение в человеческой душе. Таким образом, человек допускает возникновение прилоги из-за слабости своего восприятия.

В рамках второй стадии происходит объединение, или сублимация. Чувство на этой стадии принимается человеком, т.е. оно освобождается для внутренней психологической работы. Оно начинает работать. Психологи назвали бы это процессом восприятия. Аскеты рассматривают этот этап как переломный, поскольку душа на этом этапе не имеет нравственного опыта. Он уже постиг, что это такое, но не знает, как к этому относиться, еще не ответил на свой вопрос: “Грешно ли это?”. если мы говорим об аскетизме. Если для человека вообще не стоит вопрос об аскезе, то этот этап проходит для него незаметно, как и первый, не оставляя следов борьбы.

Это третий шаг в схеме, называемой со-творчеством. Здесь само слово указывает на добавление волевого действия, здесь, как говорят подвижники, начинается разговор с мыслью. Обсуждение и сравнение – это уже познавательная работа, в которой ошибка ума, или ошибка отношения, или забывание заповеди, или просто духовная неопытность, или вообще отсутствие каких-либо ценностных структур в душе человека, естественно, гарантируют поражение человека. В этот момент он несет полную ответственность за все, что в нем возникает – будь то желание, потребность или просто внешнее влияние. Здесь возникают свобода и воля, а за ними, конечно же, следует ответственность. Поэтому в этот момент вполне обоснованно говорить о греховном поражении или добродетельной победе.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Четвертый этап – борьба. Она называется так потому, что именно на этой стадии человек уже точно знает моральную характеристику возникшей в нем мысли. И именно здесь начинается борьба добра и зла, именно здесь очень часто происходит раздвоение человеческого сознания: можно или нельзя, разрешено или нет, должен или будет, воля или может. Все виды борьбы, происходящие на этой сцене, известны человеку с древности, они являются наследием его культуры и его внутреннего развития.

Страсть развивается через мастерство, пятую фазу. Человек приобретает навык, не только привыкая к поступку, греху, но и совершая его неоднократно. На этом этапе борьба ослабевает и формируется привычное поведение.

Шестая стадия – плен. Мысль, или уже новообразование в душе человека, лишает его свободы. Мысль воздействует на человека. Он не свободен. Феофан Затворник пишет, что страсти на самом деле являются болезнями воли, и поэтому плен – это плен воли, или ее слабость. Подобные состояния описывали и аскеты.

Седьмая стадия – это сама страсть. Что это такое? Я не буду приводить здесь святые описания и классификации страстей, но позволю себе предложить некое определение, которое, на мой взгляд, просто констатирует положение вещей, хотя в нем есть и попытка объяснения. Но святого объяснения не существует, это психологическое объяснение.

Страсти – это автономные психические комплексы, включающие ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и объектные структуры, способные доминировать над душой, определять поведение человека и влиять на многие его аспекты.

Как уже отмечалось, страсть автономна, поэтому она чрезвычайно стабильна и долговечна. Человек стремится к стабильности, к автономии. Благодаря тому, что страсть отделена от воли и разума, она предстает в душе человека как вещь в себе – не подверженная влиянию воли, не подверженная влиянию разума, не подверженная влиянию желания.

Собственная свободная и автономная природа человека заменяется страстью, делая ее разрушительной. Природа все больше подменяется страстью, что видно из подавляющего большинства примеров. Вместо того чтобы насыщать свое тело или питать свой разум, человек на самом деле ублажает свою страсть, вместо того чтобы дать ей отдохнуть, он спит гораздо дольше, чем следовало бы. Я не буду говорить на тему сексуальной страсти: современная культура эротизирована и сексуализирована.

Таким образом, разрушительность страсти проявляется, прежде всего, в том, что она заменяет естественные потребности человека и занимает их место. Это не только привычка, но и черта личности. Люди, еще не вставшие на путь аскетической борьбы, глубоко убеждены, что это черта их характера или свойство индивидуальной природы, тогда как на самом деле это хотя и древнее, но, по отношению к человеческой природе, новообразование.

Читайте также:
Таинства Церкви - суть и понятия учения

И последняя характеристика страсти. Она всегда вызывает страдания, потому что она либо ненасытна, либо агрессивна по отношению к человеку. Как страх, как неутолимая жажда, она заставляет человека страдать, вызывая тревогу и уныние, поражая эмоциональную сферу, как любая патология человеческой души.
ссылка

t_demi

Из “Аскетических опытов” епископа Игнатия (Брянчанинова) епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом списке грехов и добродетелей: “В краткий миг раскаяния, когда глаза ума открываются для самопознания, что бывает так редко, я написал это как обличение себе, как наставление, напоминание, поучение”. И он посвятил свою жизнь молитве, духовной деятельности, и некоторые пункты этого списка актуальны для людей, занимающихся молитвенной практикой. Это актуально и для мирян, не только для православных, и даже для атеистов :)

Среди причин: обжорство, пьянство, несоблюдение и нарушение постов, тайная еда, употребление деликатесов и вообще нарушение воздержания. Злорадство и излишняя любовь к телу, его жизни и покою, которая состоит в самолюбии и от которой не сохраняется верность Богу, Церкви, добродетели и людям.

Разжигание блудных помыслов, эмоций и желаний тела, эмоций и желаний души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, общение с ними, восхваление их, совокупляться с ними и медлить в них. Блудные мечты и пленение. Осквернение правдоискательством. Несохранение чувств, особенно чувства осязания, в котором проявляется дерзость, губящая все добродетели. Непристойность и чтение сладострастных книг. Естественные грехи блуда: блуд и прелюбодеяние. К блуду относятся противоестественные грехи: злоба, содомия, скотоложство и т.д.

Жажда денег, как правило, жажда движимого и недвижимого имущества. Желание стать богатым. Думает о том, как разбогатеть. Мечтаете о богатстве. Страх старости, случайной бедности, болезни, изгнания. Жадность. Эгоизм. Неверие в Бога, отсутствие доверия к Его провидению. Чрезмерная зависимость или болезненная любовь к различным тленным вещам, которая лишает душу свободы. Страсть к напрасным заботам. Жадность к подаркам. Присвоение чужого имущества. Лишва. Жестокость по отношению к бедным братьям и всем нуждающимся. Воровство. Кража.

Ярость, принятие гневных мыслей; мечтания о гневе и мести, разжигание сердца гневом, смущение им разума: непристойные крики, споры, ругательства, грубые и варварские слова, удары, толчки, убийства. Воспоминания, ненависть, вражда, месть, клевета, осуждение, негодование и обида на других.

Печаль, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в Божьих обетованиях, отсутствие благодарности Богу за все, что происходит, малодушие, нетерпение, отсутствие самоконтроля, печаль за ближнего, ропот, отрицание креста, попытка сойти с него.

Инертность во всех добрых делах, особенно в молитве. Отказ от церкви и домашнего правления. Отказ от постоянной молитвы и духовного чтения. Невнимательность и поспешность в молитве. Халатность. Халатность. Безделье. Чрезмерное усыпление сном, лежанием и пренебрежение любым видом внимания. Перемещение с места на место. Частые выходы из камеры, прогулки и посещения друзей. Пустые разговоры. Анекдоты. Скрипка. Отказ от луков и других физических подвигов. Забвение своих грехов. Забвение заповедей Христа. Пренебрежение. рабство. Страх Божий отнят. Закаливание. Бесчувственность. Отчаяние.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Стремится к славе человека. Выпендривается. Желание и стремление к земным почестям. Жажда изысканной одежды, карет, слуг и предметов домашнего обихода. Внимание к красоте лица, приятности голоса и другим качествам тела. Увлечение науками и искусствами, которые гибнут в наше время, и желание преуспеть в них, чтобы добиться временной и земной славы. Стыд от признания своих грехов. Скрывая их от мужчин и их родителей. Побег. Словоохотливость. Зачатие. Решающий. Лицемерие. Ложь. Лесть. Лицемерие. Зависть. Унижение других. Изменение темперамента. Претенциозность. Дерзость. Темперамент и жизнь дьявола.

Презрение к ближнему. Предпочтение себя всем. Дерзость. Ловкость, всезнание и слабость сердца. Их привязанность к материальным вещам на земле. Богохульство. Неверие. Фальшь. Ложный ум. Непослушание закону Божьему и Церкви. Следование своей плотской воле. Использование развратных, суетных и еретических книг в качестве материалов для чтения. Неповиновение авторитетам. Злая насмешка. Оставление смирения и молчания Христа. Утрата простоты. Утрата любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Воздерживаться от излишней еды и питья, особенно от чрезмерного употребления вина. Точно следовать постам, установленным Церковью. Сдерживать плоть умеренным и постоянным употреблением пищи, что в конечном итоге приведет к ослаблению всех страстей, и в особенности любви к плоти, которая представляет собой любовь к животу и всем другим частям тела.

Избегать всех форм блуда. Избегать сладострастных разговоров и чтений, а также произнесения злых, сладострастных и двусмысленных слов. Для защиты органов чувств, особенно зрения и слуха, но еще больше – осязания. Скромность. Отказ от распутных мыслей и мечтаний. Тишина. Тишина. Обслуживание больных и немощных. Вспоминая смерть и ад. Принцип целомудрия – это ум, свободный от блудных мыслей и мечтаний: совершенство целомудрия – это чистота, лицезрение Бога.

Сосредоточенность на самом необходимом. Ненависть к роскоши и бедности. Благотворительность к бедным. Любовь к бедности Евангелия. Доверие к Божьему провидению. Соблюдение заповедей Христа. Спокойствие и свобода духа. Беззаботность. Мягкость сердца.

Избегайте гневных мыслей и гнева в сердце с яростью. Терпение. Подражайте Христу, Который призывает Своего ученика к кресту. Мир в сердце. Спокойствие ума, христианская твердость и мужество. Нечувствительность к оскорблениям. Наглость.

Они чувствуют падение, свойственное всем людям, и свою собственную духовную нищету. Оплакивайте их. Плач в сознании. Болезненная сердечная боль. Их легкая совесть, их благодарный комфорт и радость. Надейтесь на милосердие Божье. Благодарность Богу в печали, покорность за то, что Он терпит их от вида их многочисленных грехов. Готовность к страданиям. Очищение ума. Облегчение страстей. Умереть за мир. Стремление к молитве, уединению, послушанию, смирению и исповеданию грехов.

Усердие в каждом добром деле. Добросовестность в соблюдении правил церкви и дома. Внимательность в молитве. Тщательное наблюдение за всеми его действиями, словами и мыслями. Крайнее недоверие к себе. Неустанная преданность молитве и Слову Божьему. Благочестие. Постоянное внимание. Защита от слишком долгого сна, лени, праздных разговоров, шуток и грубых слов. Мне нравятся ночные бдения, возлияния и другие подвиги, пробуждающие душу. Как можно реже покидать камеру. Помнить, тосковать и ждать вечного блага.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Страх Божий. Я чувствую это, когда молюсь. Страх, возникающий в особо чистой молитве, когда присутствие и величие Бога ощущается с особой силой, чтобы не исчезнуть и не превратиться в небытие. Глубокое осознание собственного ничтожества. Изменение мнения о ближнем, при котором последний, без всякого принуждения, оказывается выше во всех отношениях. Феномен простоты живой веры. Ненависть к человеческим похвалам. Обвинение и постоянная самокритика. Справедливость и праведность. Беспристрастность. Смерть всем. Умилостивление. Знание тайны, сокрытой в кресте Христовом. Готовность распять себя перед миром и страстями, стремление к этому распятию. Отказ и забвение обычаев и льстивых слов, униженных принуждением, или намерением, или ловким притворством. Восприятие изобилия Евангелия. Отказ от земной мудрости как непригодной для небес. Презрение ко всему, что возвышает человека, и мерзость перед Богом (Лк.16:15). Отказ от словесного обоснования. Молчание перед теми, кто оскорбляет, изучается в Евангелии. Отбросьте все личные рассуждения и примите дух Евангелия. Отказ от всех мыслей, которые навязывают себя уму Христа. Смирение, или духовная разборчивость. Сознательное послушание Церкви во всем.

Смените страх Божий в молитве на любовь к Богу. Это знак верности Господу, демонстрирующий постоянное отвержение любой греховной мысли или чувства. Яростное, невыразимое влечение всего человека любовью к Господу Иисусу и поклоняемой Святой Троице. Видя в ближних образ Бога и Христа, мы должны предпочитать себе всех ближних и почитать их так, как это делает Господь. Бескорыстная и чистая любовь к себе, равная для всех, беспристрастная и радостная, одинаково пламенеющая к друзьям и врагам. Молитва с любовью ума, сердца и тела. Невыразимый восторг тела от духовной радости. Духовное опьянение. Расслабление телесных членов в духовном успокоении. Телесные чувства не реагируют на молитву. Язык сердца онемел. Окончание молитвы от духовной сладости. Безмолвие ума. Просветление ума и сердца. Сила молитвы, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всего ума превосходящим умом Христа. Богословие. Познание бесплотных существ. Молчание удерживает греховные помыслы от выражения в уме. Сладость и обильное утешение в скорбях. Созерцание распорядка людей. Быть смиренным и иметь о себе самое скромное мнение.

Тема 4. Православное учение о грехе и греховных страстях

Данный предмет предназначен для теоретического ознакомления с учением и опытом Православной Церкви относительно деятельности человека в мире по достижению спасения и обращения.

Студенты оценят свои знания, полученные в ходе предыдущих исследований (в основном, Православие, Священное Писание, Введение в литургическую традицию, Святоотеческая литература и Агиология) в контексте христианской жизни и надлежащего нравственного поведения.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

В центре внимания находятся вопросы, касающиеся телесной и духовной природы человека (антропология), учения Церкви о цели христианской жизни, добродетели и греха, аскетики (учение об активной практике добродетели).

Цель курса: Из изучения основных принципов православной антропологии и аскетики, сформировать представление о правильной христианской жизни и правильном нравственном поведении христианина

Образовательные задачи курса :

– Развитие систематического понимания основных догматов и принципов учения Церкви о человеческой личности, ее конституции и предопределении (антропология);

Изучение принципов, законов и методов совершенствования своих духовных и моральных способностей;

– Получить систематическое понимание практических путей духовного совершенствования христианина в соответствии с Преданием Церкви.

Программа для курсов

Тема 1. Введение

Тема 2: Цель и значение человеческой жизни

Тема 3: Состояние человека.

Тема 4: Православное учение о грехе и пагубных страстях

Тема 5: Православное учение о добродетели. Православные подвижники

Тема 6: “Христианский путь в современном мире

Тема 7: Теология морали и научно-технический прогресс

Тема 1. Введение

Введение в темы и содержание курса. Нравственное богословие как интегративная дисциплина по отношению к конкретным богословским темам. Принципы изучения предмета.

Теофан ле Реклю, свт. (Любое издание). Введение

Вопросы для самооценки:

1. Как курс нравственного богословия связан с другими частными богословскими дисциплинами?

2. В чем отличия этого курса от предыдущих?

3. Изучение курса требует использования каких источников?

Тема 2: Цель и значение человеческой жизни

Состояние и цель первобытного человека и путь к ее достижению. Концепция обожествления. Грехопадение и последующие изменения в жизни человека. Восстановление падшего человека во Христе.

Жизнь по христианскому моральному кодексу. Характеристика нравственной деятельности.

1. отшельник Феофан, гельген. Обзор христианской морали. (любое издание). Часть I, A, c; B, 1-3.

2. (Любое издание) Иоанн Дамаскин, стар. II:30; IV:21.

Вопросы для самооценки:

1. Каково изначальное предназначение человека?

2. что изменилось и что осталось неизменным с осени?

3. Что такое обожествление и как оно возможно?

4. Как христианская жизнь определяет нравственность?

5. Опишите моральный поступок и его условия.

Тема 3: Состояние человека

Человеческая природа в ее основных основах и подразделениях. Описание способностей, способностей и частей человеческой природы, их надлежащих и ненадлежащих состояний. Потребности.

Ипостась, личность, человек, индивид – содержание и соотношение понятий. Свобода. Благодать и ее воздействие на человека.

1. Феофан Затворник, святой. Набросок христианской морали. (Любое издание). Часть I, V.

1. Иоанн Дамаскин, старший. (Любое издание.) II,12-28; III,16.

2. Новаков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. №5-6; 2001.№1.

Вопросы для самооценки:

1. Как святитель Феофан Затворник описывает силы и части человеческой природы и их иерархию?

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

2. Здесь описаны совершенные и несовершенные состояния человеческой природы, а также основные проявления этих состояний.

3) Что есть ипостась?

4. Можно ли соотнести термин ипостась с терминами личность, человек, индивид?

5. Рассматривая, как благодать влияет на человека, как мы различаем разные виды благодати?

Тема 4: Православное учение о грехе и пагубных страстях

Понятия греха и порока. Степени человеческой испорченности. Как помыслы связаны с грехом. Понятие страсти. Восьмичастная схема страстей. Плотские и душевные страсти. Связь страстей и потребностей. Как противостоять внешним проявлениям страстей.

1. Феофан Отшельник, Святой Феофан Отшельник (Любое издание). Часть I, B, 4, b.

2. Иоанн Левитский, еп. Левитский. (Любое издание). Слова 9-14, 16, 18, 22-23.

Святой Иоанн Дамаскин, Святой Иоанн Дамаскин. (любое издание). IV,22.

4. Христианское учение о человеке Новиков Д. В. // Человек. 2000. №5-6; 2001.№1.

Вопросы самооценки :

1. Каким образом и почему возможна страсть?

2. Каковы проявления восьми основных страстей?

3. Греховные мысли в душе человека развиваются на разных стадиях. Какие это этапы?

Какие этапы выделяют святые отцы для укрепления человека в его развращенной жизни? В чем сходство и различие этапов роста добродетели?

5. Каковы общие принципы против действия и развития страстей?

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 110; Мы поможем вам написать работу!

© 2014-2022 – Studopedia. Net – Информационный ресурс для студентов. Данный сайт содержит информацию исключительно с целью ознакомления его читателей. Никаких коммерческих целей не предполагается, равно как и надежд на нарушение авторских прав на этом сайте (0.005).

Что такое человеческие пороки

В религиозных и моральных терминах порок определяется как постоянное и неконтролируемое желание совершить какой-либо вид греха. Постоянные мысли об этом – греховная страсть.

Владимир Даль в своем толковом словаре описывает порок как духовный и нравственный недостаток, действие, противоречащее добру и правде. Это плохо и ложно как качество и свойство человека, моральное извращение и намеренное искажение реальности. Порок определяется как склонность вести плохую жизнь, совершать плохие поступки.

Наличие физических дефектов и уродств на теле не является грехом. Они созданы природой. Часто калекой оказывается человек праведный, истинно верующий и соблюдающий все Божьи законы.

Дело в том, что корни страстей растут из наших сердец, которые отдалились от Бога. С самого начала человек был создан для того, чтобы его величайшей радостью было общение со своим Творцом. Отвернувшись от Бога, он лишил себя этой радости. И с тех пор он безуспешно пытался найти замену. Или, говоря иначе, найти другого Бога, чтобы дать ему утраченную радость и блаженство общения с Богом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: