Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» – суть и понятия учения

Легенда гласит, что юный Иисус жил в Придди, в Сомерсете, во время своего визита в Англию. Хотя это, очевидно, просто трогательное проявление средневековой набожности, есть люди, которые всерьез отстаивают эту теорию, но в России она малоизвестна.

Где был Христос до 30 лет?

Евангелия умалчивают об этих годах земной жизни Спасителя, и многие пытаются восполнить этот пробел – особенно так называемое “Тибетское Евангелие”. Но что произошло на самом деле?

Хотя мы можем считать свою веру правильной, мы не всегда можем объяснить или доказать ее неверующему человеку, особенно если он не разделяет наше мировоззрение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искреннего верующего христианина. Наш постоянный автор Сергей Худиев в своем проекте “Диалог с атеистами” рассказывает о том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов: Православные аргументы”.

В Евангелии от Луки есть эпизод о 12-летнем Иисусе в Храме:

“Когда Ему было двенадцать лет, пришли они в Иерусалим на праздник, как было у них в обычае. И когда возвратились они по окончании дней [праздника], Младенец Иисус остался в Иерусалиме; а Иосиф и мать Его не заметили Его, но думали, что Он уходит с другими. И, пройдя весь путь, искали Его среди родственников и знакомых своих; и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим искать Его.

Где был Христос до 30 лет?

Василий Поленов. Среди учителей. 1896

Через три дня они нашли Его сидящим в храме с учителями, слушающим их и задающим им вопросы; все восхищались Его блестящими ответами. “Дитя, что Ты сделал со Мною?” – сказала Его мать, изумленная, когда увидела Его. Я искала Тебя с великой скорбью вместе с Твоим отцом”. Когда Его спросили, почему они ищут Его, Он ответил: “Зачем вы искали Меня? Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли Его слов. Тогда Он пошел с ними и пошел в Назарет; и послушался их. Все эти слова остались у Его матери в сердце ее. И преуспел Иисус в мудрости и возрасте и в любви к Богу и к людям” (Луки 2:42-52).

Еще один эпизод касается начала публичного служения Господа уже в возрасте “тридцати лет”.

Поиск «Исторического Иисуса» и Его керигмы

Несмотря на появление ислама, ни одна новая доктрина не бросила вызов христианскому представлению об Иисусе как о Боге и Спасителе на протяжении веков. На протяжении всей истории христианства канонический образ Христа доминировал в искусстве и литературе, появляясь на многочисленных иконах, фресках, витражах, в богословских трактатах и церковных гимнах.

Ренессанс внес коррективы в этот образ, когда художники стали изображать Иисуса в реалистической манере. В работах Эль Греко сохраняется генетическая зависимость от иконографического канона, но у других мастеров Возрождения эта зависимость исчезает, и Иисус предстает как простой человек, без нимба, а Его страдания предстают с акцентом на натурализм.

Спаситель мира. Эль Греко

Спаситель мира. Эль Греко

На Западе эпоха Реформации стала значительным отходом от церковной традиции. В своих первых шагах протестанты отвергли авторитет церковного Предания и объявили Библию единственным источником авторитета. Из-за отказа от церковного Предания они быстро утратили понимание Писания как единого и целостного источника истины, который они постепенно подрывали. Лютер поставил под сомнение ценность нескольких книг Нового Завета, особенно Послания Иакова, поскольку его учения, такие как Иак. 2:20, противоречат тому, как Лютер понимал спасение. В предисловии к своему переводу Нового Завета Лютер написал следующее:

. Вы можете найти Христа в Евангелиях и Первом Послании Иоанна, в Посланиях Павла, особенно к Римлянам, Галатам и Коринфянам, и в Первом Послании Петра. Независимо от того, какие другие книги или уроки вы никогда не видели и не слышали, они научат вас всему, что необходимо знать для вашего спасения. По сравнению с ними Послание Иакова – солома, поскольку в нем нет никакого церковного содержания1 .

Позже протестанты начали сомневаться в подлинности и значимости дополнительных книг Библии.

Во второй половине XVIII века протестанты первыми задумались о реконструкции исторического Иисуса, освободив его от позднейших церковных наслоений. В отличие от “мифологической” школы, возникшей примерно в то же время, представители движения “демифологизации Евангелия” не отрицали, что Иисус был реальной личностью, но отказывались видеть в нем что-то сверхъестественное и объявили евангельские рассказы о его чудесах делом рук ранних церковных писателей, решивших придать человеку Иисусу божественный облик.

Основателем этого подхода считается Г.С. Реймарус (1694-1768), который считал, что Иисус был революционером, который дважды пытался организовать восстание, но потерпел неудачу; после его казни его последователи придумали историю о его воскрешении. Реймарус считал Иисуса еврейским раввином, который не преподавал великих тайн, а просто давал простые наставления о жизненных обязанностях: это предполагаемое учение Иисуса было наделено апостолами богословским авторитетом. Работа Реймаруса была опубликована в 1774 году Г. Э. Лессингом, и с этого момента поиски “исторического Иисуса” стали систематическими.

«Ecce Homo», Михай Мункачи

«Ecce Homo», Михай Мункачи

Эти исследования получили развитие, в частности, в трудах Тюбингенской школы исагогики Нового Завета 2, возглавляемой Ф. К. Бауром (1792-1860), который предложил теорию о существовании в ранней Церкви двух противоборствующих течений: петринизма и пацифизма (т.е. борьбы между последователями апостола Петра и последователями апостола Павла). Новый Завет, написанный, по его словам, во втором веке, должен был примирить эти два течения.

Другой представитель Тюбингенской школы, Д.Ф. Штраус (1808-1874), автор книги “Жизнь Иисуса”, утверждал, что в первом поколении учеников Иисуса его жизнь была наполнена различными неправдоподобными мифами и рассказами о чудесах, которые не происходили в действительности. Штраус, позитивист и крайний рационалист, отрицал возможность чудес, даже признавая существование Бога.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Ренан. “Жизнь Иисуса.

Идеи Штрауса были популяризированы во Франции Ренаном (1823-1892), который также представлял строго рационалистические взгляды, полагая, что в жизни нет и не может быть ничего сверхъестественного.

Аналогичные предположения делал и другой рационалист, Лев Толстой (1828-1910), который популяризировал идеи Штрауса и Ренана в России. Будучи уже известным писателем, он решил демифологизировать Евангелие, но подошел к своей задаче не как ученый, которым он не был, а как учитель нравственности, которым он себя считал. Его интерпретация и перевод Евангелия были сосредоточены на противопоставлении текста Евангелия учению Церкви. В результате его “перевод” больше похож на карикатуру на евангельский текст, чем на перевод или даже пересказ.

Даже если работы Толстого, направленные на дискредитацию Церкви, сегодня воспринимаются скорее как печальный исторический курьез, то этого нельзя сказать о работе протестантских ученых, которые на рубеже XIX и XX веков продолжили работу по демифологизации Евангелия. И по сей день их труды оказывают значительное влияние на изучение Нового Завета.

С 1851 по 1930 год он был профессором Берлинского университета. Харнак был одним из основателей школы демифологизации. Хотя он отверг вывод Тюбингенской школы о том, что Новый Завет был составлен во втором веке, он, как и другие немецкие теологи-рационалисты, считал, что религия – это смесь этики и внутреннего опыта. Иисус представлялся ему великим учителем морали, который был не сыном Божьим, а обычным человеком. Харнак интерпретировал воскресение Иисуса символически, считая его скорее выражением раннехристианской веры в победу жизни над смертью, чем доказательством реального исторического события.

Ключевой фигурой в протестантской теологии двадцатого века был Р. Бультманн (1884-1976). В отличие от своих предшественников в Тюбингенском университете, Бультманн отказался от реконструкции “исторического Иисуса”. Вместо этого он сосредоточился на поиске первоначальной христианской керигмы, которая, по его мнению, должна быть демифологизирована, то есть очищена от более поздних мифологических и редакционных наслоений под влиянием эллинизма, иудаизма и гностицизма. В Тюбингенской школе XIX века Иисус представлен как историческая личность, “очищенная” от более поздних теологических наслоений, но у Бультмана теологическая керигма, понимаемая в рационалистическом духе, далеком от церковной традиции, отделяется от “исторического Иисуса” и становится самодостаточным объектом изучения.

Он применил к Новому Завету метод формообразования (die formgeschichtliche Methode), следуя за рядом исследователей Ветхого Завета, которые помещали каждое новозаветное повествование в его Sitz im Leben. Согласно этому методу, место и время появления текста и его связь с конкретной исторической христианской общиной имеют решающее значение для его понимания.

Бультманн и другие, использовавшие этот метод, предполагали, что каждый евангельский отрывок долгое время существовал в устной традиции и только впоследствии был записан, и что запись была сделана с определенной целью и в определенном контексте, а именно, в соответствии с нуждами конкретной общины. Таким образом, в центре внимания романа находится не Иисус или его учение, а скорее община, в которой авторы моделировали образ Иисуса в соответствии с потребностями общины. Для того чтобы реконструировать исторический образ Иисуса, необходимо, согласно этому методу, выявить те “чистые” формы, которые составляли первоначальное ядро евангельской традиции до того, как она была обогащена всевозможными дополнениями3 .

bible-1677235_960_720

Бультман также разработал “закон прогрессирующей неопределенности”, который был принят многими исследователями Нового Завета в двадцатом веке. Согласно этому “закону “4 , каждый текст в устной традиции имеет первоначальный зародыш, который по мере развития традиции все больше и больше добавлялся: к моменту записи он стал частью текста, даже если изначально не был его частью. Однако эта точка зрения была оспорена многими учеными, которые утверждали, что в истории устной традиции часто происходило обратное: детали стирались или терялись со временем, в то время как основная идея сохранялась.5 По этой причине “закон устной традиции” Боулта не является юридической теорией. По этой причине “закон” Бультмана, как и многие другие его методологические разработки, кажется сегодня очень уязвимым.

Ученые Нового Завета использовали и другие методы, помимо анализа форм, в частности, анализ традиций (Traditionsgeschichte). Изучение различных способов, которыми традиции об Иисусе могли распространяться до того, как они были зафиксированы в канонических Евангелиях, требует определения форм, в которых они распространялись. Критерии подлинности следующие: множественность свидетельств (традиция отражена более чем в одном источнике); связность (традиция согласуется с другими традициями об Иисусе); несводимость к другим аналогам (например, к различным раввинским текстам еврейской традиции или к традициям ранней Церкви); краткость (более короткая версия традиции считалась более подлинной, чем ее более длинная версия)6.

Другой способ реконструкции гипотетической аутентичной евангельской традиции – это анализ редактирования, который предполагает удаление из нее предположительно привнесенного позднее материала. Сторонники этого метода рассматривали авторов новозаветных писаний прежде всего как компиляторов, объединявших различные устные и письменные традиции и редактировавших их в соответствии со своим богословием и потребностями своих общин. К критериям подлинности, перечисленным в описании метода анализа традиции, сторонники этого метода также добавили следующие: невольное доказательство подлинности (детали повествования выдают авторство очевидца); использование конструкций, характерных для арамейского языка; использование терминов, выдающих палестинское происхождение данного издания; упоминание обычаев, характерных для Палестины времен Иисуса 7 .

Три вышеупомянутых метода основаны на необходимости классифицировать евангельский материал по определенной форме, например, логия или независимое высказывание (краткое слово Иисуса в форме заповеди или афоризма); повествование с дискурсом (повествовательный материал, который заканчивается словом Иисуса); рассказ о чуде (эпизод, описывающий исцеление, экзорцизм или другое чудо, совершенное Иисусом); притча (короткий образный рассказ или рассуждение с использованием сравнения или подобия); рассуждение (высказывания Иисуса, собранные в длинное рассуждение, например, Нагорная проповедь); исторический рассказ (рассказ о событии, которое, с точки зрения исследователя, имеет “легендарный” характер из-за описанных в нем сверхъестественных явлений); эпизод Страстного повествования (Страстное повествование обычно относят к отдельной группе “форм”).

В нашу задачу не входит рассмотрение теорий многих ученых XIX и XX веков, которые искали “исторического Иисуса” или его керигму вне церковного Предания или ставили Иисуса и его учение в противоречие с церковным Преданием. Работы этих авторов, несмотря на различия в подходах, объединяет одно: желание дискредитировать церковный взгляд на Иисуса и “показать, какое право имеют христианские церкви ссылаться на Иисуса Христа, которого не существовало, на доктрины, которым он не учил, на полномочия, которые он не давал, на младенчество в Боге, которое он сам считал невозможным и к которому он не стремился”.

Эти ученые анализировали жизнь и учение Иисуса с философской или идеологической точки зрения: сначала ученые определяли принцип, затем применяли этот принцип к тексту для достижения желаемых результатов. Тексты Нового Завета, которые не вписываются в рамки заданного принципа, можно просто отбросить, показать их историческую недостоверность или отложить в сторону.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Например, в 1980-х и 1990-х годах в Америке существовал Семинар Иисуса, в котором приняли участие около 150 человек, включая как ученых из крайне либерального сообщества исследователей Нового Завета, так и любителей. Евангелия были изучены с целью найти материал, который, по их мнению, был исторически достоверным, в попытке реконструировать исторического Иисуса. В период 1991-1996 годов было изучено 387 отрывков из Евангелий. Решения о достоверности того или иного отрывка принимались путем голосования, и отрывку присваивался тот или иной цвет: красный (означающий, что члены семинара “имели достаточно высокую степень уверенности в том, что событие действительно имело место”), розовый (“событие, похоже, имело место”), серый (“событие маловероятно”) и черный (“рассказ о событии является вымыслом”). Среди 176 событий только 10 были помечены красным цветом, а 19 – розовым.

jesusem

Семинар Иисуса – это скорее курьез в истории изучения Нового Завета, чем важное событие в развитии новозаветной науки. Трудно представить себе семинар по медицине, на котором собрались бы люди, заведомо подозрительно относящиеся к медицине, и в который вошли бы любители всех мастей, которые бы голосовали за вердикт того или иного препарата или лечения, в дополнение к квалифицированным специалистам здравоохранения. Наука не должна превращаться в шарлатанство. Однако мнения шарлатанов в области науки о Новом Завете продолжают оказывать свое разлагающее воздействие на широкую общественность, подрывая доверие к Евангелиям как к историческому источнику.

Результатом работы многих ученых и псевдоученых, объединенных идеей извлечения исторического ядра из недостоверных евангельских повествований, стало то, что они “создали своего рода исторического Иисуса, который отражал (и таким образом оправдывал) их собственные теологические и философские взгляды”. Короче говоря, они создали Иисуса по своему образу и подобию. Поиски исторического Иисуса зашли в тупик, и многие стали скептически относиться к самой возможности воссоздания биографии Иисуса.

В XIX и XX веках все авторы, пытавшиеся найти исторического Иисуса на основе вышеизложенных предположений, разделяли допущение недоверия к Евангелию как историческому источнику. В отличие от православной, католической или протестантской церквей, они радикально расходились с традиционным христианством:

Христиане утверждают, что в Евангелиях мы имеем дело с изображением реального Иисуса. Но все меняется, когда историк начинает подозревать, что евангельские тексты скрывают от нас реального Иисуса: в лучшем случае, потому что рассматривают его в свете веры первых христиан, в худшем – потому что по большей части выдумывают своего собственного Иисуса, ориентируясь на потребности и интересы различных общин Древней Церкви. На этот раз термин “исторический Иисус” относится уже не к Иисусу Евангелий, а к якобы реальному Иисусу, скрытому от нас Евангелиями, Иисусу, которого историк должен обнаружить, подвергнув Евангелия безжалостному (или притворному) объективному анализу. В результате такой работы получается не один исторический Иисус, а много.

Более двухсот лет поисков того, что называлось “историческим Иисусом”, закончились к концу двадцатого века. Несмотря на это, предпринимается несколько попыток возродить этот процесс. Каждый год полки книжных магазинов заполняются новыми “революционными биографиями” Иисуса, авторы которых делают фантастические открытия, основанные не столько на новых научных данных, сколько на личных интересах, вкусах, симпатиях или антипатиях.

1 D. Труды Мартина Лютера. Том 6. стр. 10.

Этот курс представляет собой введение в изучение Нового Завета.

3 См: Иисус и Евангелия: Словарь Нового Завета. Т. 1. С. 361-368.

4 Более подробно см. Бультманн Р. Существование и вера. P. 41-42.

5 Стэнтон Г. Н. Иисус из Назарета в проповеди Нового Завета. P. 178.

6 См: Иисус и Евангелия: Словарь Нового Завета. Т. 1. С. 359-361.

7 Там же, стр. 353-358.

8 Аугштейн Р. Иисус Сын Человеческий. S. 7.

9 Функ Р. У. и Семинар по Иисусу. Джесу Гернингер. P. 1.

В Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. С. 17.

11 Бокхэм Р. Иисус глазами очевидцев. С. 23.

Книгу митрополита Волоколамского Илариона можно купить в этих магазинах

«Библио-глобус»

«Лабиринт»

“Книжный остров”

“Город Ридинг

Глава 3. Сын человеческий / Место рождения

Два евангелиста, рассказывающие историю рождения Иисуса, называют местом Его рождения город Вифлеем, но дают разные объяснения. Матфей не упоминает о месте рождения Марии и Иосифа. Он утверждает, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском во времена царя Ирода (Матфея 2:1). Именно в Вифлееме Марию и Младенца находят волхвы с Востока, когда входят в дом (Матфея 2:11), и именно Вифлеем и его окрестности становятся ареной кровавой драмы: избиения детей по приказу Ирода (Матфея 2:16). Далее следует рассказ о бегстве Иосифа и Марии в Египет и их возвращении в Иудею, после чего Иосиф, получив откровение во сне, отправился в окрестности Галилеи и поселился в городе под названием Назарет (Матфея 2:22-23).

Читайте также:
Первые люди в Раю - суть и понятия учения

Мы можем предположить, что вся эта история заняла не менее трех лет, учитывая возраст младенцев, убитых Иродом, плюс время путешествия Святого Семейства в Египет и обратно. Из этого рассказа ясно, что Матфей считал Вифлеем родным городом Иосифа, поскольку там находился его дом. Переезд в Назарет представлен как вынужденный шаг.

Лука рисует другую картину. Он начинает свою историю с рассказа о родителях Иоанна Крестителя: Захария, священник из рода Авии, и Елисавета, потомок Аарона. Их дома находились в горной стране, в Иудее (Луки 1:39). Там Дева Мария приветствовала Елизавету. Город Иуда мог относиться к любому городу, исторически принадлежавшему колену Иуды, но не позднее шестого века появилась традиция отождествлять город Иуда с деревней Айн-Карем, расположенной к юго-западу от Иерусалима (сейчас она находится в черте города).1 См. например: Sloyan G. S. The Crucifi xion of Jesus. P. 11.

Сама же Мария, по словам Луки, жила в городе в Галилее под названием Назарет (Луки 1:26). Об Иосифе также говорится, что он был родом из Галилеи, из города Назарета (Луки 2:4). Иосиф и Мария находились в Вифлееме из-за переписи населения: Иосиф пришел в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Ребенок родился в Вифлееме, но не в доме, а в хлеву. Его завернули и положили в ясли, потому что в гостинице не было места для них (Луки 2:4, 7). Слово “ясли” (φάτνη) означает не колыбель для ребенка, а корыто для скота, в которое клали новорожденного за неимением лучшего. В рассказе о поклонении пастухов Младенцу дважды упоминается, что Младенец лежит в яслях (Луки 2:12, 16). Таким образом, согласно Евангелию от Луки, у Иосифа не было дома в Вифлееме, и даже в гостинице не нашлось места для Иосифа и Марии.

Далее следует рассказ об обрезании Иисуса и произнесении Его имени, а затем о Его поведении в храме. История заканчивается словами: “Когда они сделали все по закону Господню, возвратились в Галилею, в родной город Назарет” (Луки 2:39). Так, в Евангелии от Луки промежуток между рождением Иисуса и возвращением Святого семейства в родной Назарет составляет не более сорока дней (и вряд ли можно было прожить дольше в хлеву).

Чья история правдивее и кто точнее описывает, где находился дом Иосифа? Матфея или Луки? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Нельзя исключать, что Лука в данном случае более точен, поскольку географическое место событий, связанных с рождением Иисуса, описано более подробно.

Блаженный Августин пишет о различиях между Матфеем и Лукой при описании событий, связанных с рождением Иисуса:

Оба автора Евангелий сходятся во мнении о важности Вифлеема. Но как и по какой причине Иосиф и Мария прибыли туда, рассказывает Лука, а Матфей опускает. Каждый евангелист так строит свою речь, что ряд повествования не кажется с каким-либо пропуском: опуская то, о чем он не хочет говорить, так связывает повествование с тем, о чем он говорил, что оба кажутся непосредственно следующими друг за другом. Поскольку один говорит о том, о чем умолчал другой, тщательный анализ порядка показывает, где произошло умолчание. Таким образом, становится ясно, что там, где Матфей говорит о том, что волхвы получили во сне повеление не возвращаться к Ироду и вернулись в свою страну другим путем, он опустил то, о чем сообщил Лука – что было с Господом в храме и слова Симеона и Анны; а с другой стороны, там, где Лука опустил рассказ об отъезде в Египет, о котором повествует Матфей, он ввел как бы непосредственно последующее возвращение в Назарет 2 Августин. О согласовании евангелистов. 2, 5, 15-16 (PL. 34, 1078- 1079). Русск. перевод. гл. 10. С. 66-68.

Поэтому Августин считает два повествования о Рождестве не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. По его словам, Матфей опускает только историю о прибытии Марии и Иосифа в Вифлеем, рассказанную Лукой, а Лука, в свою очередь, опускает весь ряд событий, описанных Матфеем. Однако, как мы видели, невозможно полностью согласовать рассказы двух евангелистов.

В чем причина расхождений между ними? Мы не должны забывать, что Евангелия – это не просто жизнеописания или исторические рассказы. Мы не должны забывать, что Евангелия – это не просто жития или исторические повествования. Евангелие – это, прежде всего, богословский трактат, который помещает жизнь Иисуса в определенный богословский контекст.

Византийские и древнерусские иконы с клеймами очень похожи на Евангелие, которое представляет собой икону со словами. Иконы этого типа отличаются тем, что имеют главное изображение в центре и многочисленные окна (клейма) с побочными сюжетами по краям. Между двумя иконами Рождества Христова, основанными на двух евангельских повествованиях, несколько рядов бордюрных сюжетов могут существенно отличаться как по содержанию, так и по количеству.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Лука, похоже, знает гораздо больше подробностей об истории рождения Иисуса. Эту историю он вставляет в другую историю – рассказ об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Между этими двумя историями существует множество сходств, не говоря уже о том, что они развиваются одновременно. Один и тот же ангел, Гавриил, сначала является Захарии, отцу Крестителя, а затем Марии, матери Иисуса. Ангел смутил Захарию (Лк. 1:12); Мария тоже была смущена, когда увидела ангела (Лк. 1:29). И к Захарии, и к Марии ангел обращается: “Не бойся” (Лк. 1:13; 1:30). Оба ангела сообщают супругам о рождении ребенка и о том, какое имя он должен носить (Лк. 1:13, 31). В Лк. 1:15 говорится, что ангел сказал об Иоанне: он будет велик пред Господом; в Лк. 1:32 говорится об Иисусе: он будет велик и наречется Сыном Всевышнего. Захария спрашивает ангела: “Откуда я знаю это? Ибо я стар, и жена моя в старости (Лк. 1:18). Когда я не буду знать своего мужа, как это будет? спрашивает Мария у ангела. (Лк. 1:34). Когда пришло время Елизавете родить, она родила сына, и на восьмой день ему сделали обрезание и дали имя (Лк. 1:57-65). Приходит время родить и Марии, и она рождает своего первенца (Лк. Луки 2:6-7), которого через восемь дней обрезают и дают ему имя (Лк. 2:21). Когда Иоанн вырос, он окреп духом и провел время в пустыне, пока не явился Израилю (Лк. 1:80). Иисус преуспел в мудрости, возрасте и любви с Богом и людьми, и история Его рождения завершается этими словами (Лк. 2:52).

Помимо очевидного и предполагаемого параллелизма между двумя историями 3 См.: Boxall I. Рождение Луки. Идея превосходства Иисуса над Иоанном очевидна во многих деталях повествования Луки. Иоанн родился чудесным образом от двух бесплодных родителей, а Иисус – сверхъестественным образом от девственницы и Святого Духа. Елизавета, мать Иоанна, приветствует Марию, мать Иисуса, как старшую, хотя Мария намного моложе своей родственницы. Она называет ее матерью своего Господа (Лк 1:43).

Рождение Иоанна становится семейным праздником, и его отец, Захария, благословляет новорожденного словами благословения: “И ты, дитя Мое, будешь назван пророком Всевышнего, ибо ты приготовишь путь Господу, чтобы народ Его уразумел спасение Его через прощение грехов”. (Луки 1:76-77). И на сороковой день после рождения Иисуса пророк и старец Симеон благословляет Его, говоря: “Господи, отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал для всех народов, свет к просвещению язычников и к славе народа Твоего Израиля”. (Лк 2:29-32). Если в первом случае все действие происходит в доме Захарии в присутствии членов семьи и друзей, то во втором случае событие происходит в Иерусалимском храме, вероятно, на глазах у многих посторонних. Если благословение Захарии говорит о народе Израиля, то благословение Симеона говорит не только о нем, но и о язычниках и всех народах. Затем к Симеону присоединилась Анна, которая прославила Господа и рассказала о Нем всем тем в Иерусалиме, кто ожидал избавления (Лк 2:38). Термины “спасение” и “избавление”, имеющие особое значение в христианской теологии, относятся только к Иисусу, а не к Иоанну.

Для Луки история рождения Иоанна Крестителя является основой, в которую вписывается история рождения Иисуса. Матфей помещает ту же историю в другие рамки, а именно в рамки ветхозаветных пророчеств о судьбе народа Израиля. Цитаты из Ветхого Завета сопровождают и завершают все основные эпизоды истории о рождении Иисуса. Используются следующие формулы: чтобы исполнилось реченное Господом через пророка (Мф 1:22) (Мф 2:5); чтобы исполнилось реченное Господом через пророка (Мф 2:15) (Мф 2:17); чтобы исполнилось реченное пророками (Мф 2:23). С помощью этих повторяющихся формул, которые не имеют прямого аналога ни в Ветхом Завете, ни в еврейской литературе, следующей за Библией, 4 См. Soares Prabhu G. М. Формульные цитаты в детском повествовании Матфея. S. 46. В Библии Матфей подчеркивает, что Иисус пришел исполнить пророчество: определенные события в Его жизни происходят, “да сбудется”, как было сказано в Ветхом Завете. Матфей рассказывает всю историю рождения Иисуса таким образом, чтобы подчеркнуть, что события произошли, как будто они были написаны заранее.

Поэтому Вифлеем стал местом рождения Мессии не потому, что Мария и Иосиф отправились туда для участия в переписи населения, а во исполнение пророчества: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, не меньше областей Иудиных, ибо из тебя произойдет правитель, который спасет народ Мой Израиля” (Матфея 2:6). Матфей цитирует только начало текста, которое должно было быть известно его читателям. Полный текст выглядит следующим образом:

Разве ты мал между тысячами Иудеев, Вифлеем-Ефрафа? Из тебя произойдет Мне Тот, Который будет начальником в Израиле, Который идет от начала, от дней вечных. Поэтому Он оставит их на время, доколе не родит она, способная родить. И тогда он будет велик до концов земли, пастырем в силе Господней, в величии имени Бога своего, и они будут жить безопасно (Михей 5:2-4).

Иосиф и Мария отправляются в Египет не только из опасений за судьбу ребенка, но и для того, чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка: “Из Египта призвал Я Сына Моего” (Матф. 2:15). Другими словами, Сыну Божьему было необходимо посетить Египет и вернуться оттуда, чтобы исполнилось то, что было сказано через пророка. Матфей цитирует Осию, который говорит: “Когда Израиль был молод, Я возлюбил его и призвал его из Египта (Осия 11:1). Исход из Египта был важным событием в жизни израильского народа: Пасха – главное священное воспоминание, связанное с ним. Матфей проводит нить между этим событием и возвращением Святого Семейства в Иудею. Проведя год в Египте, Младенец Иисус возвращается в родной Израиль, подобно тому, как Моисей вывел народ Израиля из плена.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Иосиф и Мария поселяются в Назарете, согласно Матфею, не потому, что там был дом Иосифа, но во исполнение того, что пророки говорили, что Он будет называться Назарянином (Матфея 2:23). Нигде в Ветхом Завете мы не находим пророчества о том, что Мессия будет назарянином. Однако маловероятно, что евангелист ссылается на неизвестный источник, как считают некоторые ученые: Фрид Э. Д. Истории о рождении Иисуса. P. 82. . Скорее, здесь прослеживается связь между судьбой Иисуса и рассказом о рождении Самсона у Маноя и его бесплодной жены, которым явился ангел со словами: “Вот, ты бесплодна и не родишь детей, а ты зачнешь и родишь сына”. Из утробы матери этот ребенок будет потомком Божьим (Судьи 13:3-5).

В Ветхом Завете слово “назарянин” использовалось для обозначения людей, давших обет (обычно на определенный срок) вести аскетический образ жизни, например, не пить вина, не стричь волосы и не прикасаться к мертвому телу (Числ. 6:1-7). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет (Ναζαρέτ) становится созвучным слову “назарянин” (ναζωραῖος). Соответствующие еврейские слова ( נצרת Naṣraṯ для “Назарет” и נזיר nāzir для “Назарянин”) не имеют точного сходства 6 Luz U. Das Evangelium nach Matthaus. Bd. 1. S. 187. Передача звука ṣ в названии города “Назарет” через греческое ζ была нестандартным ходом (обычно в этом случае использовался σ). Тем очевиднее на уровне греческого текста намерение евангелиста Матфея связать место, где Иосиф поселился с Марией и ребенком после возвращения из Египта, с ветхозаветным обычаем назорейства 7 Подробнее об этом см. Soares Prabhu G. M. The Formula Quotations. P. 201-207, 215.

Были попытки найти связь между названием города Назарет и термином “назарянин” в Евангелии от Матфея на уровне еврейского текста: слово נצרת (Naṣrat) – “Назарет” созвучно знаменитому мессианскому титулу из пророчества Исайи – Ветвь 8 В русском Синодальном переводе слово נצר – nēṣer передано как “ветвь”. Оно происходит от корня Иессея (Исаия 11: 1) 9 Luz U. Das Evangelium nach Matthaus. Bd. 1. S. 188. Блаженный Иероним Иерусалимский подчеркивал возможность такого понимания. Послание 57, 7 (PL. 22, 574) .

Предполагается, что Назарет был местом поселения группы назареев во втором веке до нашей эры, и что город был назван в их честь.11 Леске А. М. Иисус как Ναζωραῖος. P. 80. Однако эта гипотеза не подтверждается историческими источниками. Зачем Матфею понадобилось указывать на связь между назареями и Иисусом? На первый взгляд кажется, что образ Иисуса не подходит под описание Назарянина; образ Иоанна Крестителя подходит под это описание гораздо лучше. Кажется, евангелисту важно показать здесь преемственность опыта святости от Ветхого до Нового Завета. Образ жизни назарянина был четко связан со святостью (Числа 6:8). Сразу после упоминания пророчества о том, что он будет называться Назарянином (Мф. 2:23), Евангелие от Матфея рассказывает о том, как Иоанн Креститель, одетый в одежду из верблюжьей шерсти и с кожаным поясом на талии, ел акридиды – вид саранчи, которую Закон Моисеев считал пригодной для употребления в пищу (см. Левит 11:22). Жареные или вареные они также употреблялись в пищу в общине в Кумране. См. Франс Р. Т. Евангелие от Марка. P. 69. и дикий мед (Мф. 3:4). Матфей, очевидно, хочет напрямую связать святость, существовавшую в Ветхом Завете, с Иоанном Крестителем и через него с Иисусом.

Согласно рассказам евангелистов о земном служении Иисуса, Его почитали как пророка из Назарета Галилейского (Матф. 21:11). Насколько нам известно, никто из тех, кто сомневался в мессианстве Иисуса на том основании, что из Галилеи не приходит пророк, не знал, что Иисус родился в Вифлееме (Иоанна 7:52). Иисус родился в Вифлееме Иудейском (не Галилейском) в обоих Евангелиях, но нигде в Евангелиях мы не находим, чтобы он сам или его ученики упоминали об этом факте в споре с иудеями. “Разве в Писании не сказано, что Христос придет из Вифлеема, из того самого места, где родился Давид? “, – спрашивает иудей. (Иоанна 7:42). Однако ни Иисус, ни Его ученики не отвечают ему. Галилейское происхождение Иисуса было одним из факторов, способствовавших тому, что евреи не признали Его Мессией: они не могли поверить, что какой-то галилеянин (Мф. 26:69; Лк. 23:6) может быть тем самым Мессией, предсказанным пророками, который непременно должен был родиться на еврейской территории, в городе Давида.13 О том, как галилейское происхождение Иисуса соотносилось с мессианскими ожиданиями его времени, см. в частности, Freyne S. См: Freyne S. Galilee and Gospel. P. 230-270.

Матфей постарался ответить на эти недоумения и представить Иисуса прежде всего как Того, о Ком писали и говорили пророки. Поэтому для него было важно с самого начала показать, что Вифлеем был не только местом, где Он случайно родился, но и городом, где находился дом Иосифа, Его законного отца.

Читайте также:
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» - суть и понятия учения

Матфей использует ряд ветхозаветных тем и образов, таких как Моисей и Самсон, как прообразы для жизни Иисуса. Лука, с другой стороны, дает другую версию рождения Иисуса, ближайшим прототипом которой является жизнь Иоанна Крестителя. Однако оба евангелиста согласны с тем, что Иисус родился в Вифлееме в Иудее и вырос в Назарете в Галилее. Последнее подтверждается многими приведенными выше эпизодами, в которых Иисус и его ученики по своему происхождению, воспитанию и речи, несомненно, ассоциируются с Галилеей, а не с Иудеей.

Он учил нас любить и служить друг другу

Как Спаситель научил нас любить друг друга и служить друг другу?

После поста и искушения сатаной Иисус начал Свое служение среди людей. Он пришел на землю не только для того, чтобы умереть за нас, но и чтобы научить нас, как жить. Он дал нам две великие заповеди: во-первых, любить Господа Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением; во-вторых, любить окружающих нас людей, как самих себя (см. Матфея 22:36-39). Его жизнь является примером того, как нужно соблюдать эти две заповеди. Если мы любим Бога, мы будем доверять и повиноваться Ему, как это делал Иисус, а если мы любим наших ближних, мы будем помогать им в их мирских и духовных нуждах.

Иисус провел Свою жизнь, служа окружающим Его людям. Он исцелял болезни. Благодаря Ему слепые прозревали, глухие слышали, а хромые ходили. Однажды, когда Он исцелял больных, наступил вечер, и люди проголодались. Вместо того чтобы отправить их домой, Он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их и чудесным образом смог накормить ими более пяти тысяч человек (см. Матфея 14:14-21). Он учил, что всякий раз, когда мы встречаем людей, страдающих от голода, холода, недостатка одежды или одиночества, мы должны помогать им всем, чем можем. Помогая другим, мы служим Господу (см. Матфея 25:35-46).

Иисус любил людей всем Своим сердцем. Иногда Его сердце было настолько полно сострадания, что Он плакал. Он любил маленьких детей, стариков, смиренных и простых людей, которые верили в Него. Он любил тех, кто согрешил, и с великим состраданием учил их покаянию и крещению. Согласно Иоанна 14:6, “Я есмь путь, истина и жизнь. “.

Иисус любил даже тех, кто согрешил против Него и не раскаялся. В конце своей жизни, когда Он уже был на кресте, Он молился Отцу за распявших Его солдат: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Луки 23:34). Он учил: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Иоанна 15:12).

Как мы можем продемонстрировать Богу нашу любовь?

Учение Иисуса Христа

Иосиф, потомок легендарного царя Давида. Точный год его рождения неизвестен: по наиболее достоверной версии, он родился во время правления Августа, примерно за четыре года до начала нашей эры.

Местом рождения был город Вифлеем. Местом жительства родителей был Назарет в Галилее.

Иисус Христос является основателем одной из главных мировых религий – христианства.

Имя собственное – Иисус – очень распространено среди древних евреев (вспомните Иисуса Навина, остановившего солнце). Аналогично, “Христос” означает пророк или помазанник, тот, кому суждено служить Богу. Традиционно этим именем называли пророков и священников, но в основном им называли царей. Обряд помазания совершался с использованием масла – специально приготовленного масла из оливок. И русских царей (как и израильтян) называли помазанниками Божьими. Хотя Иисус Христос был помазан на земное царство, Он был помазан на Божье царство. Слово “Христос”, использованное по отношению к Нему, привело к серьезному недоразумению, которое стоило Иисусу жизни. Фарисеи внушали власть имущим, особенно Пилату, римскому правителю, что Иисус претендует на престол Израиля, то есть на территорию, принадлежащую римскому кесарю. “Царство Мое небесное”, – объяснил Христос. Тем не менее, невежественная, фанатичная толпа и Пилат проигнорировали Его слова.

Евангелия, написанные его современниками и учениками Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, говорят нам о том, что Иисус был исторической личностью. Находки древних кумранских рукописей в пещерах у Мертвого моря, а также многочисленные открытия, сделанные многими поколениями библейских ученых, подтверждают реальность Христа. Вполне возможно, что странствующий пророк, учивший о праве бедных, обездоленных и рабов на царство на земле и на небе, говоривший о равенстве и вселявший надежду на счастье, действительно мог за очень короткое время обрести горячих сторонников, положив начало широкому движению. По мнению примитивных атеистов, Иисус Христос действительно существовал в первом веке нашей эры. Но еще более удивительным было бы поверить, что такое мощное движение родилось без участия в его зарождении какого-то талантливого, возможно, гениального члена общества, привлекательного для масс. Ветхозаветные пророчества предсказывали приход Мессии, избавляющего от земных страданий и скорбей, на которых росли и воспитывались целые поколения до Христа. Эта постоянно тлеющая надежда, наконец, вспыхнула, когда появился человек, в котором, по стечению обстоятельств, были очевидны все признаки Спасителя мира во плоти и воочию.

Лев Толстой сделал интересное и мудрое высказывание на эту тему. Он писал: “Проблема, которую нужно решить, такова: 1800 лет назад появился нищий и что-то сказал. Его били кнутом и повесили. С тех пор, хотя многие, многие праведники погибли за его истину, миллиарды людей, умных или глупых, образованных или неграмотных, не могут отделаться от мысли, что этот человек был Богом. Как можно объяснить этот удивительный феномен? Церковники говорят, что это потому, что Иисус был Богом. И тогда все приобретает смысл. Но если он не был Богом, то как объяснить, что этот простой человек был признан всеми как Бог? И исследователи прилагают огромные усилия, чтобы найти каждую деталь жизни этого человека, не понимая, что сколько бы деталей они ни искали (на самом деле они не находят абсолютно ничего), даже если они воссоздадут всю жизнь Иисуса в мельчайших подробностях, вопрос о том, почему он оказал такое влияние на людей, все равно останется без ответа. Ответ кроется не в истории рождения и воспитания Иисуса и т.д., и тем более не в том, что делалось в Риме и что люди были склонны к суевериям, а только в том, что этот человек проповедовал, что было настолько особенным, что люди отличали его от всех остальных и признавали его Богом тогда и сейчас”. (Евангелие. Изложение Л. Н. Толстого. – М., 1918).

Читайте также:
Поместные православные церкви - суть и понятия учения

Л. Для Толстого, как мы видим, важно то, что в начале науки, называемой христианством по имени учителя, науки, перешедшей в массы и ставшей всеобщей, был определенный человек – “он”, “этот человек”, что именно “он”, а не другой, был “назначен”. То есть для Льва Толстого совершенно ясно, что в начале I века н.э. “этот” человек существовал. “этот” человек существовал. Учение не может существовать без автора. “Другое дело, – продолжает Толстой, – что “этому” Иисусу впоследствии различные толкователи навязали то, чего он никогда не думал и не говорил, и легенды, дошедшие до нас через века, обогатились неправдоподобными подробностями.

Надо сказать, что когда явился Иисус, сознание тех, кто давно жил ветхозаветным ожиданием прихода Спасителя, было не только готово воспринимать приход такого человека как нечто естественное и долгожданное, но и стимулировалось явным нетерпением: когда же, если уже. В конце концов, многие пророки говорили о будущем явлении Бога в человеческом облике, особенно актуальный пророк Исаия, который жил за много веков до Иисуса. Один из современников Христа, пророк Иоанн, которого называли Предтечей и Крестителем, убежденно и горячо проповедовал, что Мессия уже пришел в мир. Его проповеди читались на берегах Иордана, где собирались толпы восторженных слушателей. В Евангелии мы читаем, что Иоанн нетерпеливо вглядывался в лица паломников, пытаясь найти среди них Мессию. Когда Иисус стоял среди толпы на берегу, Иоанн сразу же узнал помазанного Христа. Он окрестил его водами Иордана, и с неба слетел белый голубь – символ крещения Святым Духом. Позже родилась концепция Святой Троицы, которая стала краеугольным камнем христианской церкви: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.

Более 30 лет Иисус жил в безвестности в галилейском городе Назарете. Согласно евангельской легенде, он родился от земной женщины Марии, которая была обручена с Иосифом, плотником, уже имевшим детей от умершей первой жены. Согласно Евангелиям, Гавриил открыл Марии, что у нее будет сын от Святого Духа.

Весть о том, что Иоанн, защитник бедных и обездоленных, проповедовавший равенство всех людей и ожидавший скорого прихода Мессии, достигла Назарета и вызвала множество пересудов, побудив Иисуса покинуть дом и отправиться на Иордан.

Он был знаком с известным пророчеством Исаии о Богоявлении, и мысль о его Божественном избрании полностью завладела его разумом. Казалось, во внешности и поведении Иисуса было что-то такое, что сразу же привлекло к Нему ожидающий и надеющийся взгляд Иоанна.

После крещения, согласно традиции, принятой всеми, кто отдал себя Богу, Иисус отправился в пустыню, чтобы пройти испытание духом и телом. Согласно Евангелиям, там он был искушаем сатаной. Он предложил три способа завоевания мира Мессией: привлечь людей обещаниями земных благ, покорить народы оружием или прибегнуть к чудесам. На первое искушение Иисус ответил, что человек не может довольствоваться только хлебом; второе искушение Он отверг, сказав, что служит не золоту, а Господу; и Он отверг чудеса как просто внешнее средство, которое не близко к истинной вере.

Однако самой важной и определяющей чертой личности Христа и всей Его проповеди была убежденность в том, что Он был послан Богом в мир как заместительная жертва. Агнец Божий, то есть жертва, также назван Иоанном.

До и после христианства ни одна мировая религия не описывала страдающего Бога. Христа не только преследовали, но и пороли, предали публичному суду и бесславно казнили через распятие наравне с разбойниками.

Коренной характеристикой христианства является любовь к человеку и добровольное, вплоть до мучительной смерти, страдание за человека.

Любовь, милосердие и готовность к самопожертвованию – через покаяние, молитву, самоотречение и смерть – составляют основу христианства.

Образ страдающего Бога, искупившего своей кровью грехи человечества, уникален в человеческой культуре.

В четырех Евангелиях подробно описывается земное служение Христа, когда Он полностью осознал свое необыкновенное призвание и посвятил себя служению людям вплоть до своей смерти на кресте. На протяжении всех Евангелий служение Иисуса описывается как чрезвычайно широкое и разнообразное: Он общается с богатыми и бедными, неграмотными и образованными, с вельможами из Синедриона и с простыми рыбаками, которые становятся его учениками. Мы видим Его в пустыне, на дорогах Иудеи и Палестины, в синагогах и на рынках, на Тивериадском озере и в оливковых рощах, на брачном пире и на тризне, на пышных церемониях и на простой трапезе в сельском доме.

Евангелия содержат много рассказов о благотворном и чудесном влиянии личности Христа, но очень мало о самих чудесах: Христос требует веры как таковой и не любит прибегать к ее внешним проявлениям.

Читайте также:
Богородица, или Матерь Божия - суть и понятия учения

Иисус не был спасен чудесами ни в Гефсиманском саду, когда стражники пришли за Ним, ни во время суда Пилата, ни во время казни на Голгофе. Будучи, согласно Евангелиям, Сыном Божьим, Он пошел на страдания, чтобы искупить грехи людей Своей смертью на Кресте. Это великое вселенское достижение Иисуса Христа.

Уже в зачаточном состоянии христианство воплотило в себе идею социального равенства, основанного на нравственных обязанностях – на любви к ближнему и проявлении милосердия. Это учение оплодотворило и обогатило человеческую культуру от начала и до конца. Хотя, к сожалению, мир так и не воплотил в жизнь заповеди Христа, они всегда служили своего рода непревзойденным нравственным мерилом для человечества и христианской веры. Первый и самый главный принцип христианского учения – это любовь к ближнему. Как просто это может показаться, но как трудно реализовать это простое и очевидное требование на практике.

Основные положения христианского вероучения (догмы) сформулированы в Библии и в постановлениях христианских Вселенских Соборов, в Символах веры. Символ веры – это краткое изложение основных доктрин. Христианский Символ веры был написан Отцами Церкви и утвержден Никейским (325 г. н.э.) и Константинопольским (381 г. н.э.) соборами. Символ веры не требует доказательств, он читается как молитва. Согласно Символу веры, христиане должны верить в единого Бога, который проявляется в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух (Святая Троица).

Самым важным догматом христианства является догмат о Воплощении Бога, согласно которому Иисус Христос стал человеком, родившись от Девы Марии, оставаясь при этом Богом.

Большую роль играет догмат об искуплении, согласно которому своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу Отцу за грехи людей, искупив их.

Догмат о воскресении Иисуса Христа занимает центральное место, что дает людям надежду.

Догмат о вознесении требует от христиан веры в то, что Иисус Христос после Своего воскресения телесно вознесся на небо.

Символ веры предписывает нам верить в “единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь”, признавать необходимость крещения и верить в скорое воскресение мертвых.

Основные элементы христианского ритуала называются таинствами. Это крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, брак, священство и помазание.

Христианская служба – это литургия, театрализованное действо, сопровождаемое молитвой, музыкой или песнями.

Культ креста играет важную роль в христианстве. Объектами поклонения для христиан являются реликвии, останки “святых”. Важную роль играют фестивали. Главные христианские праздники – Пасха, Пятидесятница и Рождество: Пасха, Пятидесятница, Рождество и другие.

Список наиболее известных «утраченных» текстов

В следующем списке тексты представлены примерно в хронологическом порядке. Их трудно датировать, поскольку отдельные тексты были написаны в течение длительного периода времени и неоднократно редактировались.

Еврейское Евангелие (начало второго века?). Древние авторы цитировали его; полный текст пока недоступен.

Не будучи гностическим, это Евангелие отражает взгляды ранних христиан, почитавших и соблюдавших Закон Моисея. Другие тексты из той же традиции – это Евангелия назареев и эбионитов.

( Около 140?) Евангелие от Фомы. Полный текст есть в Наг Хаммади.

В нем Иисус представлен как мистический учитель, произносящий мудрые и загадочные изречения. В этом Евангелии нет никаких намеков на распятие и воскресение или девственное рождение. Фома считается лучшим из тех, кто точно описал слова и дела Иисуса теми, кто следует за ним.

( Около 160 года). Найдена в Наг-Хаммади.

Описание гностического мифологического проекта. Хотя этот текст называется “Евангелием”, он ничего не говорит нам о земной жизни Христа. Возможно, она принадлежит египетскому гностику Валентину.

Евангелие от Петра (середина второго века). Оно было найдено в Египте в 1886 году.

Рассказ о жизни Христа, предположительно со слов апостола Петра. В нем содержится отличный от канонического рассказ о распятии и воскресении, а также слова, произнесенные самим крестом.

( II век) Гностический Апокалипсис Петра. Найден в Наг-Хаммади.

Изложение изречений и наставлений Христа во время Его ареста и распятия. Однако распятый – это лишь материальный Христос, а не истинный и живой Христос, Который все время смеется.

Евангелие от Марии (II или III век). Найден в Египте в 1896 году.

Воскресший Иисус произносит длинную проповедь о грехе и природе материи. На протяжении всего текста Иисус выражает свое предпочтение Марии, вероятно, Марии Магдалине, и предпочитает ее ученикам-мужчинам.

Евангелие от Иуды (конец II века). Вероятно, найден в Египте в 1970-х годах.

Иуда Искариот представлен как один из немногих апостолов, который понимал тайные, скрытые учения Иисуса, которые не понимали другие апостолы. Роль Иуды является предметом оживленных споров. Сам Иуда предал Христа, но некоторые ученые считают, что Иуда служил дьяволу.

Евангелие от Филиппа (III век?). Найдено в Наг-Хаммади.

Всеобъемлющая гностическая теологическая медитация или собрание учений, многие из которых связаны с идеей мистического брака. Этот текст особенно известен своим предположением о том, что Мария Магдалина могла быть “спутницей”. (т.е. “супруга”) Христа, и что он поцеловал ее в губы.

Пифагорейцы называли его “Вера-Мудрость” (3-й или начало 4-го века). В 1773 году этот текст был найден в Египте.

Христос изложил подробные мистические доктрины после воскресения Своей матери Марии, Марии Магдалине и Марфе. В гностической мифологии София, или Мудрость, является женским аспектом Бога.

Эти тексты могли присутствовать в ранней церкви, но исчезли в Средние века, что указывает на процесс их приглушения и, наконец, запрета.

Читайте также:
Что такое Церковь - суть и понятия учения

Многие считают, что это произошло в четвертом веке, когда церковь получила одобрение государственных властей.

При императоре Константине, в 313 году, Церковь заключила исторический союз с Римской империей, а в 325 году Константин созвал Великий Никейский собор, который определил христианскую ортодоксию на последующие несколько веков. В 380 году империя сделала христианство официальной религией.

Как мы знаем, с поздней античности христиане были вынуждены принять сложные доктрины Воплощения и Троицы, и Церковь строго определила, какие тексты должны считаться авторитетными.

Согласно новому научному взгляду, первые века веры (до Константина) характеризовались поразительным разнообразием и творческой активностью многих школ и направлений мысли, свободно спорящих друг с другом.

Однако позже многообразие христианств первых веков сменилось узкой ортодоксией средневековой Церкви Объединения. Естественно, что такая структура требует строгого единообразия текстов: одна церковь, одна догма, одна Библия.

Церковно-политический документ папы Геласия был опубликован в начале шестого века и содержит описание шестидесяти книг, которые церковь не должна принимать. Эти книги включают девять Евангелий, четыре версии Деяний апостолов и три апокалипсиса. В этом декрете Геласия перечислены еще около тридцати пяти авторов и признанных еретиков, которые “ответственны” по меньшей мере за сотни различных текстов, евангелий и “ложных писаний”. Чтобы не развратить будущие поколения, все их труды должны были быть полностью уничтожены.

В века, последовавшие за Константином, ассортимент Священных Писаний в христианском мире полностью отличался от того, что мы можем представить сегодня.

Многие Евангелия, Откровение, Деяния и другие тексты оставались в употреблении, и такая ситуация продолжалась около 1200 лет. Альтернативные сценарии продолжали быть популярными на разных континентах.

Мусульмане, населявшие огромные мусульманские территории, не подчинялись централизованной церковной власти. Христиане в богатых мусульманских странах, таких как Ирак или Египет, не практиковали навязчивую агрессивность, характерную для средневековой Франции. Юго-западные и западные районы Европы оставались под властью ислама на протяжении большей части Средневековья и раннего Нового времени.

С конца четвертого века церковь официально признала только четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Очевидный факт, что “потерянные писания” дошли до нашего времени и сохранились, предупреждает нас о невозможности наших обычных исторических предположений. Этот факт должен радикально изменить наше понимание христианской истории, ортодоксии и роли авторитета канонических Писаний для христианской веры.

10 невероятных версий о происхождении Иисуса, противоречащие официальной версии церкви

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Альтернативные версии о происхождении Иисуса.

Почти 2000 лет ведутся споры о происхождении Иисуса Христа и ключевых моментах его жизни. Одни твердо верят в его божественность, другие считают, что он был (если он вообще был) обычным человеком. Однако существуют и альтернативные мнения. Вот 10 удивительных теорий о происхождении Иисуса, которые бросают вызов церкви.

1. Буддийский монах

Христос и буддизм.

Некоторые буддисты указывают на поразительное сходство между ранним христианством и буддизмом. Они считают это доказательством того, что Иисус изучал буддизм и, возможно, даже был монахом. К этому времени буддизму было уже более 500 лет, и в Александрии и Иудее работали буддийские миссионеры. Некоторые еврейские аскетические секты, возможно, испытали влияние буддийских учений.

Николас Нотовиц в своей книге “Неизвестная жизнь Иисуса Христа” утверждает, что Иисус провел 15 лет в Индии (с 14 до 29 лет). Этот конкретный период жизни Иисуса не упоминается в Библии, поэтому неизвестно, где он жил и чем занимался. Позже выяснилось, что показания Нотовица были сфабрикованы. Однако многие люди по-прежнему убеждены, что между учениями Иисуса Христа и Будды слишком много сходства, чтобы быть простым совпадением.

Иисус сказал: “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”. Будда сказал: “Судите других, как самого себя”. Таких параллелей много.

2. Сын архитектора или каменщика

Социальное положение святого семейства.

Иисуса принято считать приемным сыном плотника Иосифа, но доктор Адам Брэдфорд в своей книге “Иисус, открытие” утверждает обратное. Брэдфорд считает, что сын бедного плотника просто не смог бы достичь того социального положения, которое Иисус занимал в еврейском обществе. Поэтому гораздо более вероятно, что он был сыном респектабельного представителя среднего класса, например, архитектора.

Брэдфорд объясняет, что неверное толкование является результатом неправильного перевода греческого слова tekton, которое использовалось для описания профессии Иосифа. Tekton означает архитектор или мастер-строитель, тогда как всегда считалось, что это слово означает “плотник”. Библия также описывает Иисуса словом tekton. Если оно действительно переводится как “архитектор”, то статус Иисуса был бы достаточным для распространения его идей.

Доктор Квон Сун-Дал, изучающий древнюю Иудею и Израиль, придерживается другого мнения. Он считает, что Иисус был каменщиком, а не плотником, потому что в Израиле практически нет лесов, а родной город Иисуса, Назарет, был построен из камня.

3. Маг

Греческий философ Цельсус считал Иисуса магом.

Греческий философ Цельс, живший во втором веке, был ранним противником христианства. Цельс не только отрицал чудеса Иисуса, но и утверждал, что Иисус был не более чем ловким колдуном, научившимся колдовству в Египте. Согласно Цельсу, последователи Иисуса были не более чем легковерными глупцами из низшего класса, которых обманули хитрости злобного шарлатана. Предполагается, что история о воскресении – это миф, поэтому она совершенно не соответствует концепции Платона о раздельной природе тела и разума.

В 1978 году Мортон Смит написал книгу под названием “Маг Иисус: Шарлатан или Сын Божий? В его книге рассматриваются многие чудеса, приписываемые Иисусу, и сравниваются с “чудесами”, которые совершали древние палестинские шаманы, способные общаться с подземным миром.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

4. Реинкарнация Господа Кришны

Иисус как реинкарнация Господа Кришны.

Индусы верят, что Господь Кришна был восьмой аватарой Бога Вишну и родился между 900 и 1200 годами до нашей эры. Религиозное учение Кришны теперь можно прочитать в “Бхагавад-гите”. Многие люди видят сходство между учениями и жизнью Иисуса и Кришны – например, чудесное зачатие, преследование тиранов, чудеса, аскетизм и утверждение, что “только они могут спастись”.

Индуисты даже утверждают, что Кришна в конце концов был распят. По мнению некоторых людей, это является доказательством того, что Иисус Христос родился 1000 лет спустя в далекой стране как реинкарнация Господа Кришны. Более того, Кришна и Иисус имеют много одинаковых изречений.

5. Юлий Цезарь

 Юлий Цезарь - неправильно истолкованный Христос?.

Франческо Каротта утверждает, что традиционная история Иисуса Христа на самом деле была выдумкой и неверной интерпретацией жизни Юлия Цезаря, и что раннее христианство на самом деле произошло от римского культа Юлиана. Каротта отмечает множество сходств между их жизнями, а также странное языковое сходство. Более того, он проводит параллели между деятелями из жизни Цезаря и Иисуса, утверждая, что они были одним и тем же человеком: Помпей/Иоанн Креститель как крестный отец, Брут/Иуда как предатель, Клеопатра/Мария Магдалина как “особенно близкий друг”. Каротта также утверждает, что некоторые из самых известных цитат Цезаря были использованы в Евангелиях, но были “искажены” неправильным переводом.

6. Архангел Михаил

Архангел Михаил.

Согласно секте “Свидетели Иеговы”, Иисус никогда не утверждал, что он Бог. Вместо этого он якобы является архангелом Михаилом. В Откровении есть упоминания о Михаиле и Иисусе, возглавляющих ангельские армии. Свидетели Иеговы считают маловероятным, чтобы две ангельские армии вели одну и ту же войну под началом разных командиров, поэтому Иисус и Михаил должны быть одним и тем же человеком.

7. Коммунист

 И коммунисты не против Иисуса.

Юджин Дебс, лидер Американской коммунистической партии, не видел противоречия между своей позицией в отношении Иисуса Христа и радикальной политикой. Дебс заявил, что он не верит в божественность Иисуса, но считает его революционным мучеником в борьбе против богатой эксплуататорской элиты. Его речи подрывали основы Римской империи, пока власть имущие не поняли, что с христианством нужно бороться.

Латиноамериканские революционные богословы придерживались несколько иной точки зрения. Среди многочисленных параллелей, которые Хосе Порфирио Миранда проводил между христианской Библией и работами Карла Маркса, было его мнение, что марксизм не может признавать Бога как явную ошибку. Концепция коммунизма прямо изложена в Новом Завете, и с тех пор никто не дал лучшего определения коммунизму.

8. Зевс

Hail, Zeus!

Прошло всего несколько столетий с тех пор, как в латинском алфавите появилась буква “J”. Она была отделена от буквы “I” после 1600 года. В оригинальной “Библии короля Якова” Иисуса называют Iesus, а не Jesus. По мнению некоторых нетрадиционных христиан, это серьезное различие. В результате, утверждают они, Иешуа, ставший на иврите Иешуа, скрывает истинное имя Бога в его первоначальном титуле. “Иешуа” по-гречески пишется “Иесус”, что, как они утверждают, является греческой транслитерацией “Аве, Зевс” или “Исцеляющий Зевс”.

9. Исламский Пророк

Исламский Пророк.

Согласно исламским толкованиям, Иисус Христос был рожден Аллахом от непорочной девы, но он был лишь пророком и посланником, как Адам и Моисей до него. Еще в младенчестве он разговаривал со своей матерью Мариам на арабском языке. Позже, как сообщается, он сказал: “Истинно, я раб Божий. Он дал мне Писание и сделал меня пророком! “.

Мусульмане верят, что Иисус творил чудеса, но не верят, что он был Сыном Божьим. Бог якобы дал Иисусу книгу под названием Инджил, содержащую божественную мудрость, которую и сегодня можно частично найти в Новом Завете. Однако мусульмане отвергают Библию, поскольку считают, что слова Инджиля были искажены по сравнению с оригинальным текстом Писания. Мусульмане также не верят, что Иисус умер на кресте или был убит смертными, но утверждают, что Аллах вознес его к Себе на небеса.

10. Инопланетянин

Пришелец с планеты Нибиру.

Существует множество теорий о том, что Иисус Христос – инопланетянин или гибрид инопланетянина и человека. Некоторые ассоциируют Иисуса с аннунаками, богами и божествами шумеро-вавилонской мифологии, которых современные теоретики заговора считают пришельцами с планеты Нибиру.

Согласно этой теории, Нибиру проходит мимо Земли каждые несколько тысяч лет, и аннунаки вмешиваются в развитие человечества в этот период. Считается, что Нибиру – это Вифлеемская звезда, а Иисус родился от союза между человеческой женщиной и аннунаками, которые в более поздних интерпретациях отождествляются с архангелом Гавриилом.

Будучи полубогом, Иисус пережил свою казнь, после чего его забрал с Земли инопланетный корабль. Основатель и глава эзотерического общества “Этериус” Марк Беннетт сказал: “Мы считаем, что многие религиозные лидеры в истории имели инопланетное происхождение. “Иисус и Будда пришли с Венеры, Кришна – с Сатурна, Петр – с Марса”.

В продолжение темы о 10 библейских чудесах и их альтернативных объяснениях. Ведь современные исследования геологов, археологов и историков позволяют рассмотреть древние религиозные тексты в новом свете.

Читая альтернативные писания, они представляли себе одного Иисуса, который выражал себя как таинственный мистик дзен, а другого – как какого-то доморощенного философа. Один Иисус прямо отрицал свою божественность, другой демонстрировал свою божественность, убивая своих сверстников, оскорблявших его, а третий Иисус мог при желании сделать себя невидимым, чтобы избежать креста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: