Возлюби ближнего своего как самого себя

Заповедь Христа

возлюби ближнего своего как самого себя

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

  • Золотая заповедь христианской этики
  • Кто же есть для человека «ближние его»?
  • Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии
  • Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину, которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе.

Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами.

Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать» (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему«, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак., 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников, прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге.

Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета.

Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего». Но не только!

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу.

Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/zapoved-hristova-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Возлюби ближнего своего как самого себя: толкование фразы из Библии

возлюби ближнего своего как самого себя

Взращивание в сердце любви является одним из наиболее существенных процессов духовного делания для православного христианина. В Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего как самого себя. Эта христова заповедь была и остается одной из главных для православного христианина.

Заповеди Христа

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, где Иисус на вопрос фарисея отвечает следующим образом.

Таким образом, мы видим, как Христос концентрируется только на двух заповедях, которые относятся сугубо к морально-духовному аспекту.

Тут никаких запретов и предписаний, подобно Ветхому Завету, только путь духовного развития и путь к Господу, с которым Мессия предлагает установить личные отношения, причем не простые, а основанные на законе любви.

Люди, которые знают писание, могут немного возмутиться некоторым предыдущим фразам, ведь в чем-то опрометчиво говорить только о двух предписаниях, так как Библия содержит и заповеди блаженства, которые были даны во время Нагорной проповеди.

Обратите внимание! Если говорить о центральном элементе учения, то таковым является именно потребность возлюбить Господа и ближнего.

Подобное излагается также в Евангелиях от Луки и от Марка. Этот факт имеет весьма существенное значение, так как разные апостолы отметили и выделили эти слова Христа.

Эти слова имеют огромное концептуальное значение и определяют смысловой эволюционный переход от Ветхого Завета к Новому. Если вы помните скрижали Моисея, то 9 из 10 предписаний являются запрещающими, причем запрет дается на различные действия. В чем-то они подобны тому, как взрослый говорит ребенку: «не ходи туда», «не делай того».

Такие предписание имеют самое прямое и простое толкование, они просто требуют выполнения и являются как бы инструкцией для повседневного поведения человека. Тем не менее, нужно отметить своеобразный переход, преддверие Нового Завета. Этим переходом становится 10 заповедь, которая гласит.

Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Казалось бы, тоже запрет, но ведь тут говориться о запрете нравственном и таком, который простирается не на внешние действия, но на уровень сознания. Указывается на источник всяких неприглядных поступков – дурные помыслы. Поэтому Господь через своего пророка указывает верующим обратить внимание на сферу своих желаний и искоренить там всяческие пороки.

Важно! Список 20 мытарств души по дням после смерти

Многие не напрасно считают десятое указание переходом к Новому Завету, где Христос говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя», то есть переводит акцент полностью в нравственную область. Никакие запреты и ограничения не потребуются, если будет миром будет править любовь.

Соблюдение заповедей

Нужно сразу сказать о трудности разъяснения рассматриваемого нами постулата веры. Легко сказать: люби ближнего твоего, но намного труднее понять, как выполнить такое предписание.

Как ни печально, но некоторые люди вообще на протяжении всего своего земного пути не испытывают любви, другие живут в пороке и подвластны страстям.

Более того, даже верующим христианам, порой, бывает трудно взрастить в себе истинное чувство. Путь веры труден, православному препятствуют сатана и бесы, а современный мир полон пороков.

Нужно сказать и про современную массовую культуру, которая активно развращает людей, предлагая суррогат любви, как заменитель подлинному чувству.

Познавательно! От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре

Поэтому православному нужно знать, откуда брать высокие духовные стандарты. Великолепным примером тут являются слова Христа из Евангелия от Матфея.

Спаситель на простых примерах разъясняет, в чем проявляется истина, которая порождается личным усилием и развитием веры. Ведь, действительно, даже животные любят (в доступном варианте) своих хозяев, потомство, в них действуют инстинкты, и для этого не требуется никакого разумения и личного усилия.

При этом православный развивает и проявляет чувство уважения и любви по отношению ко всем, для него возлюби ближнего своего как самого себя – не пустые слова, а прямое руководство к действию.

Итак, если рассмотреть тезисно, то нужно указать на следующие детали:

  • ровное, справедливое отношение ко всем окружающим людям;
  • доблесть христианина в его всеобъемлющей любви;
  • даже на зло следует отвечать благословением;
  • если сконцентрироваться на главной цели, то оттуда пойдут и остальные добродетели.

Не зря в православии любовь относится одновременно к Плодам и Дарам Святого Духа и считается одним из высших достижений верующего. Такое чувство, или вернее состояние, достигается в процессе духовной работы.

Важно! История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Конечно, не следует путать положительное отношение к приятной пище или наблюдению красивого пейзажа, с истинной добродетелью, которую развивает в себе православный.Истинная христианская добродетель представляет собой духовное достижение.

Правила любви

В обывательском смысле нередко подменяются понятия между настоящими чувствами и поддельными. Не следует путать какие-то симпатии, которые могут быть вызваны элементарными действиями, и настоящие чувства. Порой, симпатия проявляется как последствие простого механизма приязни.

Познавательно! Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке

Конечно, подобные знаки взаимного расположения приятны и могут быть нужны в отношениях, но часто подобное перетекает в потакание порокам. Когда мы дозволяем себе и другим лень, чревоугодие, то такое может выглядеть как хорошее отношение, но, в действительности, оно является пагубным. Под словами «люби ближнего твоего» подразумевается совсем не потакание порокам или нечто подобное.

Тема предстает довольно трудной, здесь тоже пригодятся тезисы:

  • главной целью для православного остается спасение души, поэтому оно представляет собой и основную ценность, чтобы идти к этой цели следует возлюбить господа и ближнего;
  • следование религиозным предписаниям и взращивание веры также являются признаками любви к себе;
  • в православии эта добродетель подобно вере представляет собой динамический параметр, то есть может взращиваться и меняться;
  • по отношению к другим следует проявлять деликатность, не судить людей, не навязывать им свое мнение.

Конечно, для всего этого требуются глубокие размышления и собственный духовный опыт. Нужно самостоятельно стараться осмыслять каждый тезис и, возможно, развивать собственные.

Не всегда возможно описать, как проявляется истинное чувство в религиозном смысле, так как подобно вере оно ощущается на уровне, не всегда улавливаемом полностью разумом, то есть вы можете различать истинное от неистинного, но описать это словами будет трудно или вообще невозможно.

В процессе постижения того, как возлюбить ближнего твоего, как самого себя, нужно ориентироваться и на рассуждения, и на взращивание чувства, которое находится вне рассуждений и концепций. В этом могут помочь проповеди и книги, которые оставили святые православные подвижники, ведь в таких трудах заключается квинтэссенция духовного опыта.

Кто является ближним

Понятие «ближний» может иметь различную трактовку, так как подразумевает, с одной стороны, любого человека, который оказывается поблизости, то есть фактически всех. С другой стороны, речь идет о близких людях, которые всегда присутствуют в вашей жизни, а также о других.

Первый вариант вполне понятен, об этом сказано ранее, в месте, где даны слова Христа о любви к врагам и ненавидящим. Рассмотрим второй вариант слов Христа из Евангелия от Иоанна.

Каноническое сочинение апостола указывает на христианское сообщество. В частности, вполне разумно рассматривать его далее как сообщество православных верующих. Изначально нужно развивать отношения именно с теми, кто близок по вере, с разделяющими ваши взгляды.

Ближними могут называться самые разные люди:

  • не всегда члены семьи являются близкими по духу, нередко родственники ощущают себя невероятно «далекими» друг от друга;
  • также ближними (в духовном смысле) не следует непременно считать людей, с которыми вы работаете или которые являются частью повседневности по независящим обстоятельствам;
  • отношения могут быть не особенно развитыми, но некоторые люди имеют сходные с вашими взгляды, следует в делах идентичным принципам, тогда такой человек, в действительности, является более близким, чем многие;
  • тот, кто способствует спасению вашей души, становится для вас ближним, а тот, кто развращает и учит порокам, в действительности, оказывается «дальним».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Инфантилизм что это такое

Начинать всегда следует с себя, то есть развивать сначала собственные христианские добродетели, а потом искать отзывы в душах других людей, которые разделяют ваши взгляды. В сообществе, где процветает взаимная приязнь, добродетели взращиваются эффективнее и также быстро устраняются пороки.

Обратите внимание!Полезным может быть рассмотрение умом страданий и печалей, которые испытывают другие люди.

Если рассмотреть различные тяготы, то проще развивается сострадание, которое в дальнейшем перерастает в самое высокое отношение к каждому существу.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/chto-znachit-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Возлюби ближнего своего как самого себя

возлюби ближнего своего как самого себя

Сказано нам чтобы мы возлюбили ближнего своего как самого себя. Казалось бы что может быть проще, но все простое содержит в себе и свою противоположность – сложное. Это очень глубокая мудрость, ведь для начала нужно действительно правильно, не эгоистически, возлюбить себя.

А потом еще и ближнего так же. У человека нет сил для такого, чтобы действительно жить так , нужно быть в связи с Источником всего. По крайней мере давайте по мере нашей стараться не осуждать никого и искать в людях хорошее!

Возлюби ближнего своего как самого себя заповедь

[adrotate group=”1″]Что говорят по поводу заповеди, что нужно возлюбить ближнего своего как самого себя святые отцы Церкви:

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.

Преподобный Никодим Святогорец:

Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.

Святитель Тихон Задонский:

“Не любящий брата пребывает в смерти”,- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. “Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего” (1 Ин. 3, 10).

Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.

Как толкуют  подвижники слова Господа о том, что нужно возлюбитьб ближнего как самого себя:

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе – Бог.

[adrotate group=”2″]Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении.

Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище – любовь к Богу.

Причина любви (к ближним) одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.

Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.

Возлюби ближнего своего как самого себя библия

[adrotate group=”3″]Что проповедую по поводу библейской заповеди о том . что нужно возлюбить ближнего как самого себя

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других.

По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14).

Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью.

Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот – изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).

Помни, что человек – великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости – различные страсти и неблаговидные поступки – как слабости больного.

Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему!

Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».

Преподобный Никон Оптинский:

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

[adrotate group=”4″]Надеемся, что вам понравилась статья о том, что нужно возлюбить ближнего своего как самого себя . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему: Цитаты святых о любви

Источник информации для статьи взят с: http://verapravoslavnaya.ru/

Источник: https://samosov.ru/vozlubi-blizhnego/

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: значение и толкование заповеди + какой должна быть христианская любовь

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям. Неоднократно во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему подходили разные люди и задавали вопросы, чтобы уличить и обвинить. Не с добрыми помыслами обратился к Нему законник, спросив, что ему делать для получения вечной жизни, но чтобы найти повод подловить на слове и обвинить Христа. Ведь у спрашивающего было хорошее знание закона.

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям

Господь, видя лукавство вопроса, ответил ссылкой на сам закон, в котором сказано о любви к Богу и ближнему.

Действительно, как может человек проявить и доказать любовь к Богу? Только через любовь к людям, каждому человеку – любимому творению и образу Божиему. На заповедях любви стоит вся вера.

Взращивая любовь к людям, легко исполнить остальные заповеди, ведь искренне любя человека невозможно сделать ему зло, осудить, осмеять, обокрасть, убить. Все остальные заповеди являются своеобразным продолжением заповеди «Да любите друг друга».

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников.

Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие.

Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.

Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

«Толкование заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено трактование фразы протоиереем.

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему

Законник хотел точнее узнать, кто его ближний, словно боялся, что может полюбить того, кого не нужно было любить. Господь же ответил: сам стань ближним нуждающемуся в тебе и твоей помощи человеку, а не выпытывай, кто он тебе. Не нужно следить за окружающими, следует быть внимательным к самому себе,чтобы не допускать злости или безразличия к людям, а проявлять, как самарянин, милосердие.

Нашими ближними становятся все, кому мы по силам помогаем. Каждый человек на земле в тот или иной момент нуждается в помощи и поддержке. Это значит, что все мы должны стать ближними друг другу.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке, в исполнении слов святого Апостола «носите тяготы друг друга». Но нельзя переходить к потаканию страстям другого человека, ведь самое ценное – его душа и ее вечная участь, а не мирские наслаждения.

Поэтому вместе с милостью нужно иметь строгость и твердость, чтобы при необходимости со смирением уберечь человека от всякого греха и страсти. Например, нельзя оправдываться любовью и не противиться его уклонению в ересь или раскол, не пытаться его образумить.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке

Любовь к себе в форме потакания своим слабостям опасная и душепагубная. Св. Иоанн Златоуст учит: «Самый лучший способ, очищающий душу – постоянно окаивать самого себя». Мы проявим целебную любовь к себе, если будем бороться со страстями и грехами, работать над собой, исполнять заповеди Господа.

Соблюдая заповедь любви к ближним, человек легко сможет следовать всем остальным заповедям. Ведь в его сердце не будет места злости на окружающих его людей.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya-2674/

Заповедь: возлюби ближнего своего как самого себя, одна из самых важных заповедей для всех верующих. Толкование второй заповеди из Библии понятным языком.

Что значит: возлюби ближнего как самого себя? Чтобы понять заповедь, данную нам Господом, необходимо разобраться в том, кто есть наш ближний.

Ведь каждая, религиозная организация, а иначе и не скажешь, так как если имели бы Духа Святого, то не имели бы названий, догматов, конфессий, но жили бы как один Божий дом, как Божия Церковь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как швед под полтавой

Так вот религиозные организации ближними считают только тех, кто имеет единомыслие с ними, а остальные для них являются «чужаками» — справедлив ли такой подход, соответствует ли такое разделение на своих и чужих учению Иисуса Христа?

Если сейчас кто то возразит что это далеко не так и я ошибаюсь, то таковым задам следующий вопрос: если нет разделений на своих и чужих, и все считаются братьями, то почему тогда не могут примириться и стать одной Церковью — телом Христа? Что не даёт всем христианским конфессиям примирения в одном Духе Святом? Гордость? Надмение? Избрание Божие? Или может быть догматы не дают примирение в одном Святом Духе? Я бы хотел обратить внимание каждого христианина, считающегося себя христианином на тему о примирении христиан в одном Духе Святом.

Кто то может сейчас сказать, что такое не возможно, а я вам скажу: напротив, так должно быть по истине, по учению Иисуса Христа, или вы считаете, что учение Христа не совершенно, которое держится на двух основных заповедях?

Задумайтесь, что больше: учения и постановления человеческие или любовь Божия, истинная, христианская любовь? Если между христианами есть споры, разногласия, разделения, то вывод очевиден, все христиане плотские и не имеют духа правды, ведь именно так в спорах и разногласиях живут плотские люди, не имеющие познания Духа Святого. Если каждый защищает свой догмат, свою конфессию и при этом забывает о самом главном, о заповедях на которых держится весь закон Божий, то не по плоти ли поступают? 

Но сказано в Писании, что всё исполнится и только останется любовь к Богу и ближнему. А теперь ответьте сами себе: что может быть больше любви к Богу и ближнему? Что вы поставите превыше этой заповеди? Разве может быть человеческий обряд, постановление, догмат, конфессия и прочие учения выше любви к ближнему, к Богу? Неужели так сложно исполнить одну, единственную заповедь Божию, которая исполняет весь закон Божий?

Исполнение заповеди: возлюби ближнего своего как самого себя”

Исполняя заповедь, вам легче станет жить самим, не нужно будет тратить силы на пустые споры, разногласия и прочие постановления. Поэтому лучшее что все мы можем сделать совместно, так это учиться любить ближнего как самого себя и если вы против этого, то нет вам места среди народа Божиего, ибо любовь очищает от всякого порока. А как известно из Писания: 

Если ничто нечистое не войдёт в город Божий, чем и являются истинный народ Божий, то не значит ли это, что лучше учиться истинной любви к ближним, чем говорить о ней? Говорить о любви к ближнему возможно сколько угодно, но исполнять любовь гораздо сложнее и этому нужно учиться. Но как учиться, если нет понимания о том, кто для нас ближний? Да и для многих верующих открыт вопрос о том, как вообще учиться любить ближнего?

На первый взгляд всё очень просто изложено в Писании по поводу отношений к другим людям, но остаётся много вопросов и недопониманий.

Например: идёт общение одного верующего с другим из разных конфессий, и вот затрагивается догматический вопрос, что происходит в диалоге? В большинстве случаев каждый станет отстаивать свою точку зрения или понимания догмата той церкви в которую он ходит.

Отсюда вытекает недопонимание, спор, разногласие, а теперь давайте спросим сами у себя: кому нужен этот догмат? Вместо того, чтобы искать точки взаимодействия друг с другом, диалог превращается в ссору, ненависть друг ко другу. 

Как быть в такой ситуации? На самом деле нет ничего сложного, нужно прибегнуть к мудрости и следовать ей. Для этого нам оставили предки замечательную Книгу притчей, псалмов. И я считаю, что если верующие чаще будут обращаться к мудрости и чаще рассуждать о мудрости и поступках её, то дело примирения начнёт продвигаться. Ведь если станет цениться мудрость, то и люди будут сдержанее, благоразумнее, чего очень не достаёт всем. 

В Священном Писании очень много различных наставлений и назиданий, но на сколько серьёзно относитесь вы к ним? Соблюдаете ли наставления Писания? Знаний можно приобретать сколь угодно, но дадут ли они пользу вам для жизни в Боге? Как бы вы хотели чтобы вас слушали, рассуждали о вашей правде?

Допустим: вы общаетесь с верующим из другой конфессии и вам кажется что он заблуждается в том или ином вопросе.

Чаще всего происходит следующее начинается разговор на повышенных тонах спор разгорается и в итоге верующие расходятся неудовлетворёнными общением друг с другом.

После они уже не желают общаться в силу того, что каждый остался при своём мнении, но верно ли такое отношение между братиями во Христе? Почему братия во Христе? Так или иначе каждый остаётся верующим, исповедующим учение Христа.

Резюмируем: друзья, давайте учиться общаться, учиться уважать друг друга, пусть даже если есть среди нас заблуждающиеся, они получат исправление за счёт нашего с вами общения в Духе Святом, не нужно сомневаться, что Бог исправит, иначе нет и в нас Духа Божия. А если мы имеем Святого Духа, то с верою должны иметь общение и не укрываться от единокровного — от таких же христиан. Давайте создавать один Божий Дом молитв для всех народов и жить в мире и согласии между собою по учению Господа нашего Иисуса Христа.

Пишите в комментариях, что вы думаете о общении друг с другом и как исполнить заповедь: возлюби ближнего своего как самого себя?

Благодать и мир со духом вашим. Аминь.

Источник: http://dar-boga.ru/nazidanie/vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya

Под словом «ближний» христианину становятся тот, кто, как и он исповедует веру во Христа

Если внимательно читать страницы Святого Евангелия, то под словом «ближний» христианину становятся те, кто, как и он, исповедует истинную веру во Христа и следует всем его заповедям. При этом нужно понимать, что такой ближний не будет ближним, то есть не будет ему родственником.

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

Но если не любить родителей, то это уже злословит на учение Христа о том, что православный христиан должен почитать отца и матерь свою. Но нельзя забывать и то, что первая заповедь о любви — Возлюби Господа Бога. Бога нужно любить всею душею и сердцем.

Тот кто любит Бога, должен увидеть в каждом человеке создание Божие.

Из этого многие богословы делают вывод, что тот, кто любит Бога — несмотря ни на что, сам должен увидеть в каждом человеке создание Божие, и относится к нему, как один прохожий отнесся к человеку, которого ограбили и избили в притче.

Именно так прохожий сделает ближним своим человека, которого он захотел спасти. Нужно найти в сердце своем отзыв на сострадания к другим, тогда и оно станет ближним.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Тем самым можно привести пример из нашей современной жизни о том, что любить ближнего нужно не только родственника, но и тех, кого совсем не знаем. Можно представить такую ситуацию, что увидели человека, которому стало плохо с сердцем.

Вы проходите мимо. А затем узнаете, что это был ваш родственник, которого вы просто не узнали. Действительно станет стыдно и не по себе.

Именно суть такого примера заключается в том, что к другим надо, относится так же, как если бы это были близкие нам люди.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Слова самого Спасителя. Бог наш есть Господь, который нас все любит, так и мы должны любить Его, и всех Ближних, как он полюбил всех нас. Именно это пример и подает нам Христос.

Радость о чужой радости — и есть верный признак любви к ближнему своему

Как определить любовь к ближнему? Допустим, у вас есть что-то очень вас нужное, но когда вашему ближнему понадобится это, вы с радостью ему это дадите. При этом не будете ожидать чего-то взамен. Это может быть знакомый, или коллега о работе, то есть совсем вам не родственник. Но вы все же дадите ему то, что он просит без каких либо уговоров.

Радость о чужой радости — вот и есть верный признак любви к ближнему своему. Необходимо лишь проследить за собой, за своими делами и мыслями.

Без любви к ближнему своего просто невозможно любить и Бога.

«Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А без любви к Господу и нет спасения.

Обратимся к словам святых отцов о том, что они считают, как нужно возлюбить ближнего своего как самого себя. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

«Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит».

Преподобный Никодим Святогорец считал:

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

Что сделать, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя — писали многие святые отцы

Многие святые отцы писали и о том, что нужно делать человеку, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя.

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, чтобы возлюбить ближнего, нужно воздавать ему почтение:

«Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

«люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают, злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других».

Также он призывал, чтобы иметь любовь к ближнему, нужно как можно больше молиться:

«Но возложи «на Господа заботы твои»

И от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься:

«вот — изменение десницы Всевышнего»

Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих

А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних  своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.

Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.

Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.

Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали

Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.

Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.

Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.

Источник: https://hranitel.club/468-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya

Откуда выражение «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать бородавки картошкой

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии. Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

.
11. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.12. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.13. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.14. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.15.

Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.16. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.17. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

18.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

..

Книга «Левит» — третья книга Пятикнижья (Торы). В Иудаизме ещё зовется Священным уставом. Определяет религиозно-культовую сторону жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав. Глава 19 представляет собой свод этических предписаний, которым следует руководствоваться в повседневности: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). Точной даты создания книги «Левит» не существует. Но считается, что написана она была не позднее 900 лет до н. э.

    Духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» прозвучала впервые в мире именно в книге «Левит» и оттуда перешла в христианство

22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

22:39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Евангелие от Матфея, 22:35-40)

    12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!12:31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Евангелие от Марка 12:28-31)

13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Послание апостола Павла к Римлянам 13:8-10)

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки»)
«И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т.

Доронина «Дневник актрисы»)
«Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего»(В.

Шульгин «Последний очевидец»)

«Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)

Ещё статьи

«Волосы дыбом»
«Всыпать по первое число»
«Всякое лыко в строку»

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/otkuda-vyrazhenie-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Возлюби ближнего своего как самого себя — заповедь: христианская формулировка золотого правила нравственности

При жизни Христа один священник поинтересовался у Спасителя, как обрести вечную жизнь. Иисус, преисполненный мудрости, посоветовал ему поискать ответ в Божьем Законе.

Собеседник сослался на книгу Левита из Ветхого Завета, где впервые появилось: возлюби ближнего своего как самого себя — заповедь.Как определить такого человека? — вопросил священник и услышал притчу о добром самарянине.

Данные мудрые слова прошли сквозь тысячелетия и запомнились христианам в послании Иакова ко всем верующим.

Добрый самарянин и его ближний

Современные проповедники часто обращаются к ёмким и понятным простым людям притчам Христа. Вокруг текстов и переводов возникают философские споры, но суть остаётся неизменна. Самаряне не были единоверцами иудеев, и название их народа считалось бранным для евреев. В притче явственно указывается на то, что человека характеризует не его происхождение, а творимые дела.

Рассмотрим основные элементы истории о самарянине.

  1. Герой притчи отправился в странствие. В те времена одинокий путник подвергался большой опасности. Странник был ограблен, раздет и брошен умирать возле дороги.
  2. Тем же путем проходили другие путешественники: священник и левит (служитель храма), но они остались равнодушны к побитому и униженному персонажу притчи. Единоверцы отвернулись от жертвы.
  3. Самарянин шёл по дороге. От него не ждали милосердия к страдальцу. Но Господь смягчил сердце иностранца, и тот поднял побитого человека с земли, посадил на осла и отвёл в город, заплатив за комнату гостиницы.

Ближним для самарянина оказался побитый и униженный, и он не прошёл мимо. В этом заключается смысл данной христианской мысли. Стоит оглядеться, и нуждающиеся окажутся совсем рядом.

Заповедь о любви к ближнему в жизни

Не стоит отдавать последние деньги алкашам на бутылку водки. Это лишь способ отмахнуться от страждущих. Возлюби ближнего своего как самого себя — заповедь говорит о том, что нужно ставить себя на место других людей. Выбирайтесь из эгоистичного кокона, чтобы помочь окружающим.

  • Навестите родителей и одиноких родственников, получающих весточку по праздникам.
  • Поговорите по душам с второй половинкой и детьми.
  • Помолитесь Господу, чтобы тот указал на ваших ближних. Замедлите на мгновение суетливый бег по жизни и вы сразу заметите их.

Возлюби ближнего своего как самого себя — важнейшая христианская заповедь. Ей сопутствует идея не делать другим людям того, чего не желаешь. Это золотое правило нравственности возникло в ту пору, когда люди из высокоразвитых животных превратились в Человека.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1071040035622226295/vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya-zapoved-hristianskaya-formulirovka-zolotogo-pravila-nravstvennosti/

Заповедь «Возлюби ближнего своего»

Под словами «заповеди Божьи» чаще всего принято понимать Моисеевы заповеди. Они, безусловно, очень важны для духовной жизни православного христианина, но мы должны помнить, что в Новом Завете также существуют заповеди, данные нам Самим Господом Иисусом Христом. И сегодня поговорим о необходимости любить своих ближних по слову Господню. Что это значит и можно ли любить всех?

Что говорит Священное Писание

Во время проповедей Христа к нему приходило множество людей с вопросами о сути веры. Некоторые спрашивали, чтобы действительно понять и разобраться, другие пытались отыскать в словах Иисуса несоответствие иудейскому вероучению, чтобы обвинить Его в ереси.

Заповеди Божьи говорят о том, как необходимо христианину строить свою жизнь

Так, для подобного испытания однажды подошел к Иисусу человек, внимательно изучавший иудейские законы, и спросил Христа, какое самое основное правило веры?

Христос ответил ему, что главное — взрастить в своем сердце полную и нераздельную любовь к Господу Богу. Это основная и самая большая заповедь. Следом за ней Христос заповедал любить своих ближних не меньше, нежели себя. Именно на этих двух столпах, по словам Самого Христа, держится вся вера в Бога.

Что это означает? Это означает, что все пророки, все законы веры в конечном счете приводят нас к одному: к учению о любви. Почему именно это правило так важно и так высоко ценится?

Важно! Если человек сможет стяжать в себе подобную любовь, он сможет выполнять и все остальные заповеди, оставленные нам Господом.

Так, если мы искренне любим своего ближнего, мы не сможем убить его, обворовать, причинить зло, позавидовать. Таким образом, все остальные заповеди представляют собой как бы отдельные частицы первого и самого главного завета Христа — да любите друг друга.

Читайте о любви:

Кто такой ближний? Притча о милосердном самарянине

Но как же понять, кто является моим ближним? Ежедневно нас окружает большое количество людей — и родственники, и друзья, и знакомые, и просто случайные посторонние люди. Кого из них мы должны любить? Ответ снова нам дает Еванеглие в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37).

Некий странник шел по дороге, и на него напали разбойники. Они избили его, ограбили, раздели и бросили несчастного умирать на обочине. Мимо проходили люди — и священники, и левиты, и другие путники, но никто не остановился и не помог страждущему.

Самарянин помогает человеку, которого избили и ограбили разбойники

Но по тому же пути шел один самарянин, он увидел окровавленного человека и сжалился над ним. Он омыл его раны, погрузил на своего осла, отвез в ближайшую гостиницу и, заплатив хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Более того, он пообещал на обратном пути возместить все затраты, которые понесет хозяин гостиницы сверх уплаченного.

Кто же оказался ближним раненому человеку? Очевидно, что тот, кто оказал ему милосердие и не бросил умирать на обочине. «Иди и поступай так же» сказал Христос.

Особо примечательно в этой притче то, что самаряне во время земной жизни Христа находились во вражде с иудеями и не могли с ними иметь никакого общения. Иудеи глубоко презирали самарян, считали их хуже язычников, позором было не только общаться с ними, но даже испить воды из одного сосуда.

Тем не менее избитому страннику не помог ни родственный по вере иудейский священник, ни левит. А только самарянин, который знал об отношении к себе иудеев, но отбросил все мысли о вражде перед лицом страждущего человека.

Этой притчей Христос показывает нам всю суть милосердия — его можно и нужно проявлять к любому человеку вне национальности, религии или других различий.

Важно! Именно проявление милости, сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту и является основой той любви к ближнему, которую заповедал нам Иисус Христос.

О любви к себе

Христос, говоря о ближнем, предлагал нам любить его, как самого себя. Получается, что хорошее отношение к другим людям невозможно, пока мы не научились правильно относиться к себе самому. В современном сознании любовь к себе подразумевает вседозволенность, потакание страстям, максимальный комфорт и удовольствия. О таком ли отношении к себе говорит Христос? Очевидно, что нет.

Христианская любовь ― основа евангельского закона

Христианская любовь к себе предполагает, прежде всего, заботу о спасении своей души. Человек, бережно и внимательно относящийся к себе, врачует свою душу покаянием, борется со страстями, стремиться к Богу. По мере духовного роста ему открывается радость и счастье пребывания с Богом, которая даже близко несравнима с мирскими удовольствиями и благами.

В таком отношении к себе самому нет места потаканию страстям, которые ведут душу к погибели и доставляют мучения уже тут, в земной жизни.

Стоит только посмотреть на людей, подверженных какой-либо зависимости — алкогольной, наркотической, игровой — можно ли их назвать счастливыми людьми? Конечно же, нет.

Подобным образом нас делают несчастными и все остальные страсти — и гордость, и лень, и чрезмерная тяга к деньгам, и зависть. Просто эти грехи не столь заметны для окружающих, то терзают душу человека не меньше.

А что на практике

Как часто бывает, о духовных вещах проще рассказывать, чем делать. Как в реальной жизни любить ближнего? А если этот ближний — сосед по лестничной клетке, алкоголик и дебошир? Его тоже нужно любить? А бомжа у подъезда, собирающего бутылки и разговаривающего матом — тоже?

Нужно понимать, что любовь — это далеко не всегда то приятное чувство в душе, которое мы испытываем, например, к мужу или детям. В христианском понимании любовь — это всегда жертва, это труд во имя чьего-то блага. Конечно, мы не можем испытывать положительных эмоций по отношению к «антисоциальным элементам общества», как принято их называть. Но мы можем накормить нищего, купить лекарство соседу, принести продукты из магазина для немощной старушки. И это тоже будет проявлением любви.

Святые отцы учат нас, что если мы будем понуждать себя на добрые дела, даже если совсем не хочется, а объект этого доброго дела вызывает только лишь отвращение — со временем в нашем сердце начнет появляться та самая Христова любовь ко всем людям.

Заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу

Ведь перед лицом Бога мы, внешне успешные и благополучные люди, часто бываем ничем не лучше опустившихся преступников. У них свои грехи, у нас — свои.

И чем, к примеру, алкогольная зависимость лучше, чем непомерная гордыня, жадность, тщеславие, которых полно в современном успешном обществе? Но Господь одинаково любит всех и каждого, и каждому человеку желает спасения.

И мы не можем и не должны судить, почему сегодня тот или иной человек оказался в сложной ситуации хотя бы потому, что завтра на его месте можем быть мы сами.

Задача православного христианина — быть небезразличным. Безразличие к окружающим, сосредоточенность только на себе, своих желаниях и потребностях — это бич современного общества. Люди настолько поглощены обустройством своего личного комфорта, что предпочитают просто не замечать, игнорировать, намеренно исключать из поля своего внимания всё и всех, кто этому комфорту мешает.

Но в кого мы превращаемся с таким мышлением? Да в того самого иудейского священника и левита, которые увидели окровавленного путника на обочине дороги и прошли мимо. Они предпочли собственный комфорт помощи ближнему. Православный христианин призван всегда быть внимательным к тем, кто его окружает. И если любой другой человек требует помощи — ее нужно оказать.

Важно! Помощь ближнему и любовь к нему вовсе не предполагает потакание страстям и слабостям. Покормить нищего можно и нужно, но давать ему деньги, которые он потратит на выпивку, не стоит.

Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия.

Сейчас много где можно встретить фразу, что любовь — это глагол. Это действительно так, ведь если мы понуждаем себя делать дела любви, мы взращиваем ее в своем сердце.

Это всегда сложный путь, требующий мужества, но именно он ведет душу человека ко Христу.

Как понимать заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zapoved-vozlyubi-blizhnego-svoego.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как правильно причащаться и исповедоваться

Закрыть