Утреня с полиелеем что это

Что такое полиелей в православной церкви?

утреня с полиелеем что это

Дословный перевод слова «полиеле́й» с греческого языка – «многая милость». Из-за одинакового звучания, иногда переводится как «масло». Это действительно уместно, так как на полиелейной службе архиерей или клирик храма помазывает лоб каждого, кто прикладывается к праздничной иконе.

В это время хор поет 134 и 135 псалмы, многократно повторяя слова «яко в век милость Его». Полиелей – торжественная часть богослужения, поэтому происходит несколько раз в году, всегда в воскресные или праздничные дни. Что такое полиелей в православии? На этот вопрос существует несколько ответов.

Что такое полиелей в Церкви

Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.

Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность.

В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении.

Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного — растительного и сливочного.

В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле.

Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос.

Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.

Исцеление маслом

Святой елей продается в каждой церковной лавке. В маленьких емкостях, чаще всего с наклеенной на пузырек иконой. Это масло разливают после молебна тому или иному святому. Применять его нужно с молитвой, крестообразно помазывая лоб или больное место на теле. Часто так мажут маленьких детей.

Например, православные матери заметили, что если в период эпидемий простудных заболеваний помазать ребенка маслом, освященным на мощах Матроны Московской, риск подхватить заразу значительно снижается. Не нужно забывать и о молитве тому, чьим елеем помазывают.

Молитва Матроне Московской об исцелении

К сожалению, далеко не все знают достаточное количество молитвенных обращений к тому или иному святому. Поскольку в качестве примера было приведено использование елея, освященного на на мощах Матроны Московской, то и молитва будет именно к ней.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи. Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Вечером в субботу верующие собираются в храме. Начинается всенощное бдение – особая торжественная служба, которая начинается в 18.00. Когда идет Великий пост, к обычным псалмам на бдении добавляется и 136 псалом царя Давида.

Перед началом полиелея священнослужители открывают Царские врата, по всему храму зажигают светильники и лампады. Совершается каждение, во время которого хор поет тропари воскресенья «Ангельский собор». Если всенощное бдение совершается перед праздником, то вместо воскресных тропарей поются величания. То же самое и с Евангелием: либо читается одна из воскресных глав, либо праздничное.

Затем хор вместе с прихожанами поет песнопение «Воскресение Христово видевше», особо любимое паствой:

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Начинается чтение канона – произведения, повествующего о жизни того святого, чьим именем назван праздник. Присутствующие христиане прикладываются к праздничной иконе или к Евангелию, а священник помазывает их лица елеем. По правилам, положено вначале выслушать канон, а затем подойти к клирику. Но чаще всего помазание происходит во время чтения. Делается это из-за большого количества желающих получить «особую милость».

В наши дни не многие прихожане понимают суть церковных таинств и обрядов. Мало интересуются вопросом, что такое полиелей. Но красота торжественной службы привлекает большое количество людей. В древности каждый желающий стать христианином обязательно изучал катехизис и сдавал экзамен перед обрядом крещения. Поэтому каждый мог ответить, что такое полиелей, даже если спросить об этом глубокой ночью.

Сейчас от тех времен в Литургии остался возглас «Оглашенные изыйдите». Всех некрещенных прихожан удаляли из храма перед Евхаристией, участвовать в этом имели право только верные.

Источник: https://FB.ru/article/454340/chto-takoe-polieley-v-pravoslavnoy-tserkvi

Всенощное бдение с литией – что это

утреня с полиелеем что это

Вечером, перед праздниками либо воскресными днями, в церквях служится всенощная. По-церковному, день начинается с вечера. Данное богослужение имеет прямое отношение к празднику либо к воскресению.

Господь часто молился по ночам. Апостолы, в подражание Христу — тоже. Всенощное бдение совершалась первыми христианами. Они часто ходили на ночные молитвы. В древние века всенощные были очень долгие — они длились целую ночь.

Начало вечерни в церквях — около четырёх часов вечера. Молитвы и песни относятся к ветхозаветному периоду, они готовят прихожан к утрени, где отражается новозаветная история. Ветхим Заветом предваряется и предвозвещается Новый. Каждый ветхозаветный человек жил в ожидании прихода Мессии.

вечерней службы относит нас к сотворению мира. Производится каждение алтаря, знаменующее Божию благодать. Этим символизируется Святой Дух, носившийся при сотворении мира (Бытие).

Диакон призывает «Востаните!» и просит благословение иерея на начало богослужения. Батюшка, у престола, возглашает: «Слава». Под пенье псалма, о создании Господом мира, совершается кажденье церкви и прихожан. Оно символизирует Господню благодать, имевшуюся у Адама с Евой, когда они блаженствовали и общались с Создателем. Рай был открыт.

В воспоминание об этом, Царские врата открыты. Согрешив, люди получили следующее: ушла безгрешность, исказился их образ и закрылись двери в Рай. Их изгнали, они безутешно рыдали. Диакон стоит у Царских врат, как Адам пред воротами после совершения греха. После изгнания из рая у людей возникли болезни и несчастья. Об избавлении от них и о прощении грехов мы молим Господа.

Ектения, стихиры, вход

Дьяконом произносится великая (мирная) ектения. После неё поётся и читается первая кафизма: “Блажен муж”. Дорога в рай — желание быть со Христом, избежание греховных поступков. Начальная кафизма Псалтири напоминает о безгрешном Христе.

Стихиры сочетаются со Псалтирью покаянного характера. Идёт каждение всей церкви. «Да исправится молитва моя», — люди, внимающие глубокому смыслу, вспоминают свои грехи и каются.

Название стихиры, посвящённой Пречистой Богородице – Богородичен или догматик. Там раскрыто учение Церкви о воплощении Господа от Пречистой Марии.

Согрешившие люди отошли от Христа, но Он не оставил их. Прародители раскаялись, после этого обретена надежда. Её символами служат распахнутые Царские врата и совершение входа. Дьякон, начертывает кадилом изображение креста и произносит: «Премудрость, прости!», призывая ко вниманью. Клирос поёт «Свете Тихий», ведь Христос сошёл к людям в тихом свете. После прокимна звучат ектеньи.

Совершение литии

Далее следует лития. Благословляют пять хлебов, вино и елей — в память Евангельского насыщения Господом (5 тысяч наелись 5-ю хлебами). Во времена, когда всенощная была на всю ночь, христианам было нужно подкрепить силы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ожегов кто это такой

После литии поют «стихиры на стиховне». Потом — пение «Ныне отпущаеши»: от лица праведника Симеона, много лет ждавшего Спасителя и принявшего Богомладенца на руки. Все ветхозаветные люди верили и ожидали пришествие Христа.

Вечерняя заканчивается песнью о Невесте Неневестной: «Богородице Дево», которую растило тысячи лет ветхозаветное человечество. Наиболее смиренная и безгрешная Дева была и есть единственной из земных женщин, оказавшейся достойной стать Божьей Матерью. Заканчивается вечерня словами иерея, благословляющего людей.

Шестопсалмие

Утреня посвящается воспоминанию событий, происходящих во дни Нового Завета. Вначале чтец читает шесть псалмов, начинающихся со: «Слава в Вышних Богу». Эту песнь пели Ангелы, когда родился Спаситель. Она посвящена ожиданию Христа и являет собой образ вифлеемской ночи, когда во плоти явился Господь, и образ тьмы, в коей пребывало человечество до Его пришествия.

В воспоминание этого погашают свечки. Батюшка, посредине шестопсалмия, у Царских врат читает молитвы. После ектеньи, диаконом возглашается: «Бог Господь, и явися нам». Речь идёт об исполнении пророчеств о приходе Христа. Затем сразу — чтение Псалтири.

Глубинный смысл полиелея

Наиболее торжественный момент всенощного бдения — полиелей (по-гречески — “многомилостиво”). Звучат строки псалмов, там без устали воспевается милость Божия: яко в век милость Его! Благодаря созвучности, “полиелей” временами переводится “обилие елея” — милости Господней.

Царские врата открыты, зажжены светильники, совершается полное каждение церкви. Поют «Ангельский собор» о воскресеньи Христа. На препраздничных службах — величание празднику.

Евангелие. Накануне воскресения — воскресный отрывок. После отрывка из Евангелия, на воскресных всенощных поётся «Воскресение Христово видевше». Люди целуют Евангелие (накануне праздника — целуют святой образ). Иерей крестообразно помазывает им чело освящённым елеем.

Этот священный обряд служит символом милости Господа к Его чадам. С маслиной сравнивается праведник в Псалтири. С давних времен, елей символизировал радость и знаменовал благословенье Божье.

Источник: https://dailyfin.ru/vsenoshhnoe-bdenie-s-litiej-chto-eto/

Что такое утреня?

утреня с полиелеем что это

В православной церкви служатся несколько разных видов служб, которые складываются в суточный круг. Для того чтобы понимать суть происходящего в храме, нужно разбираться в том, какие есть службы и когда именно они проводятся. Сегодня познакомимся с необычной службой, которая называется «утреня», но при этом в церкви служится вечером. Почему так происходит? Какие ее особенности, что нужно знать прихожанину об этой службе?

Определение утрени

Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни.

Утреня — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви

Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен.

Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес.

Важно! Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия.

Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву.

Что такое шестопсалмие в последовании утрени

Чтение ветхозаветных псалмов показывает скорбь человеческой души о своем падшем греховном состоянии, томление в ожидании прихода Спасителя, которым было наполнены времена Ветхого Завета.

Интересно! Для того чтобы чтение шестопсалмия не было слишком угрюмым, настроение псалмов меняется: читаются как скорбные псалмы, так и радостные, наполненные Славой пришествия Христа.

Особое отношение к шестопсалмию выражается в том, что во время этого чтения всем молящимся положено стоять, а ходить по храму, ставить свечи, совершать еще какие-либо действия возбраняется. Конечно, если человек по своей немощи не может выстоять эту часть службы, он может присесть.

Шестопсалмие читается на каждой утрене, за исключением дней Светлой седмицы

Шестопсалмие читается двумя частями: после первых трех псалмов священник становится перед Царскими вратами и начинает чтение особых утренних молитв, в которых просит благословения для себя и своей паствы на новый наступивший день, благодарит за прошедшую ночь. Выйдя из алтаря, священник символически олицетворяет собой Христа, как обещанного Спасителя всего человечества.

Читайте о богослужениях:

Ектиния и кафизмы

По окончании шестопсалмия диакон начинает провозглашать великую ектению, после чего возглашается хвала Господу — «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова часто можно слышать в храме, они напоминают нам о тех временах, когда Господь находился в нашем мире, как он во славе входил в Иерусалим, где принял мученическую смерть.

Важно! Сразу за ектенией поются тропари в честь праздника данного дня или святого, память которого ныне совершается.

Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам. Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов.

Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов.

Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники.

Полиелей

После прочтения Псалтири начинается наиболее торжественная и красивая часть службы — полиелей ( это слово в переводе означает «многомилостие»). Она направлена на воспевание и восхваление всех тех великих милостей и дарований, которые Господь посылает каждому человеку. Начинается полиелей с чтения хвалений, под которые открываются Царские врата, а священник выходит для совершения каждения.

После этого поются особые воскресные тропари, которые повествуют о радости Воскресения. Кроме того, во многих храмах существует традиция выноса на аналой иконы, почитание которой совершается. Перед ней поются тропари, величания и стихи, рассказывающие о сути праздника или почитания того или иного дня. Пение звучит попеременно как хоровое, так и служащими священниками. Все вместе создает очень торжественную, праздничную атмосферу богослужения.

Полиелей — торжественное песнопение утрени, составленное из 134 и 135 псалмов

Помимо великой ектеньи, дьякон после величаний произносит и малую. Ектенья — это то время в богослужении, когда человек может помолиться о чем-то своем, сокровенном. После ектеньи поются антифоны и прокимен, которые предшествуют чтению Евангелия.

Чтение Евангелия — важнейшая часть любого богослужения. Именно в Евангелии содержатся все основы нашей веры, поэтому каждый православный христианин должен уделять время чтению Священного Писания не только в храме, но и дома.

Читаемые отрывки из Евангелия отличаются в различные дни. Так, в воскресные дни зачитываются места, повествующие о Чуде Воскресения Христа, о Его явлении после Воскресения своим ученикам. В другие же дни или праздники читаются отрывки, в которых идет речь либо о празднуемом событии, либо о прославлении святого.

Завершает чтение Евангелия торжественное пение «Воскресение Христово видевши», после чего к Евангелию прикладываются все присутствующие в храме. В праздничные дни вместе с Евангелием принято целовать и икону праздника.

После этого все верующие подходят ко священнику для помазания освященным маслом. Очень часто эту процедуру называют «миропомазанием». Это грубая ошибка — миропомазание является Таинством, которое, чаще всего, совершают во время Крещения.

Помазывание освященным елеем (маслом) делается на каждой службе как символ того, что православные христиане должны быть помазаны Божьем именем для освобождения от любого зла.

Обряд елеепомазания в православной церкви

Также перед праздниками во многих храмах принято раздавать хлеб, окропленный вином. Этот хлеб не является святой просфорой, не нужно их путать. Данный хлеб символизирует пищу духовную, которая в той же мере, что и пища телесная, нужна для жизни верующего человека.

Канон

После помазания не стоит сразу торопиться и уходить домой, ведь чинопоследование утрени еще не завершено. Следующей частью службы будет канон — это собрание различных молитв по определенному правилу. Большую часть богослужебных канонов составили святые отцы нашей Церкви, например, Андрей Критский ( Великий покаянный канон, читаемый на первой неделе Великого поста). Канон разделяется на составные части (ирмосы, песни, тропари), часть из которых поется, а другая часть прочитывается.

Ирмосы, которые в самом начале канона поются, основываются на каких-либо библейских событиях. Это и песнь пророка Моисея, в которой он восхвалял Господа после перехода через море, и песни многих других ветхозаветных пророков.

Важно! Во время Великого поста исполняется вторая песнь канона, которая имеет особые покаянные мотивы. Ее основа — это обличение Моисея, направленное на свой народ, когда тот впал в мерзкое идолопоклонство.

В середине канона происходит каждение храма дьяконом, также несколько раз произносятся малые еткении.

Такая слаженная, выверенная структура богослужения придает ему особую торжественность, радостное восхваление Воскресение Спасителя Иисуса Христа, предстательство за каждого человека Пресвятой Богородицы.

Почитанию Богородицы отводится отдельное место: поется «Честнейшая херувим», диакон отдельно перед Царскими вратами провозглашает хвалу Божьей Матери.

Читайте о Божьей Матери:

Окончание

По завершении канона снова поются псалмы, а точнее, некоторые стихи из них, такие как «Всякое дыхание да хвалит Господа. Они дополняются отдельными стихами, прославляющими Спасителя, Божью Матерь или отдельных святых.

После этого звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Изначально этот возглас должен был звучать на самом рассвете, когда первые лучи восходящего солнца разгоняли мрак ночи. Символично к этому моменту и были приурочены слова о свете духовном, исходящем от Господа. Сегодня время служения утрени сместилось, но духовный смысл этого возгласа остается неизменным — только в Господе мы можем познать и обрести настоящий свет для нашей души.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Конкор или метопролол что лучше

На этот возглас священника отвечает хор пением особого хвалебного гимна, который начинается со слов «Слава в вышних Богу», после которых поются различные молитвы, библейские сюжеты и Трисвятое.

Отпуст — особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ

Под конец утрени, перед самым отпустом, воспеваются праздничные тропари, а если никакого праздника в этот день нет — тропарь отпуста, где повествуется о Воскресении Христа, о тех трудах, которые понесли апостолы ради распространения христианства по всему миру. За этим снова следует ектения, последняя в этой службе. Завершается утреня пением «многлетия» — прошении о сохранении местного архиерея, патриарха, настоятеля храма и всех прихожан.

Зачем ходить на утреню

Сегодня утреня входит в состав так называемой «вечерней службы» — богослужения накануне дня, когда будет совершаться Литургия. Эти богослужения всегда служатся в субботние дни, поскольку по воскресеньям в каждом храме есть Литургия.

Обязательны службы накануне самых разных православных праздников. Кроме того, в каждом храме может быть свое расписание богослужений. К примеру, в монастырях службы служатся ежедневно, соответственно, вечерняя служба также каждый день.

Узнавать расписание богослужений нужно в конкретном храме.

К сожалению, на вечернее богослужение приходит всегда людей меньше, чем на Литургию. На самом деле, всенощное бдение с утреней и Литургия — это единая служба, которая служится в честь конкретного дня или праздника. Сейчас она удобно разбита на две части — одна вечером и другая утром. Но, несмотря на такое удобство, многие сознательно не ходят на вечернее богослужение, считая его менее значимым.

Каждый православный христианин должен стараться посещать все службы, которые служатся в храме, не нарушая установленный порядок. Такая полнота церковной жизни очень благотворно влияет на духовное состояние человека. Понятно, что очень часто нет возможности посетить храм из-за работы, поскольку занятость современных людей очень высока. Но если время позволяет — нужно обязательно стараться побывать на службе не только утром, но и накануне вечером.

Совет! Особенно важно уделить этому внимание перед причастием. Если человек готовиться к принятию Святых Христовых Таин на Литургии, нужно постараться обязательно побывать на вечерней службе.

Причастие — это кульминация всего суточного богослужебного круга, а начинается этот круг с вечера предыдущего дня. Поэтому перед причастием очень желательно вечером сходить в храм, а по приходу домой читать правило перед причастием.

К тому же, во многих храмах исповедь проходит именно на вечерней службе, поэтому не получится причаститься на Литургии, не попав на службу вечером с исповедью.

Посещение богослужений в храме — неотъемлемая часть духовной жизни каждого православного христианина. Как бы мы ни хотели верить «в душе», как бы мы не считали, что Бог везде и не нуждается в «посредниках» — без храма православия не существует.

Сложность и непонятность церковных песнопений постепенно сглаживается, по мере воцерковления открываются глубокие смыслы службы.

Мы можем придумывать себе любые отговорки и объяснения, но если мы считаем себя православными христианами, церковь должна стать органичной и естественной частью нашей жизни.

Всенощное бдение. Утреня

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-utrenya.html

Значение слова «полиелей» в 4 словарях

Все словари Православие. Словарь-справочник Православный энциклопедический словарь Православная энциклопедия Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

полиелей

составная часть чинопоследования, воскресной или праздничной утрени; состоит из торжественного песнопения, составленного из стихов псалмов 134-го и 135-го «Хвалите имя Господне», тропаря или величания, чтения Евангелия и Псалтири. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите Имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады).

Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или по-гречески – полиелеем. Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Святой алтарь, а потом и весь храм озаряются светом, благоухает кадильный фимиам.

Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. С клиросов воссылается хвала Ангелов и человеков воскресшему Господу. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней.

В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

полиелей

(греч. — много милости, много масла) — одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: «Яко в век милость Его» и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило). Состоит из пения стихов псалмов 134 и 135.

полиелей

часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют праздничный канон. Полиелей служат по воскресным и праздничным дням на утрени.

полиелей

(от πολυς — многий и ελέος — милость, а также ελαία — елей, масло) — одна из составных частей утрени.

Название («многомилостив») происходит от повторения в этой части богослужения слов: «яко в век милость Его» и возжения в это время елея в лампадах в церкви. П. состоит из пения стихов псалмов 134 и 135.

Он поется на утренях только воскресных и праздничных, перед чтением Евангелия, в период времени с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до Сырной недели.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову полиелей

Ударение в слове полиелей

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Церковная служба — виды, содержание, значение | Православиум

Рубрика: Богослужения

Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:

«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).

Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.

Божественная Литургия — главная церковная служба

Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.

Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.

Порядок богослужения в Православной Церкви

Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований: 

  1. 9-й час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. 1-й час.
  7. 3-й час.
  8. 6-й час.
  9. Литургия.

Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы. Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы. Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также  воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.

Вечерня

Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.

Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего.

Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.

В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши», знаменуя наступление новозаветного периода.

Повечерие

Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.

Полунощница

Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.

Утреня

Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выжить в аду

Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице!».

Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.

Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.

В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.

Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.

Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.

Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.

Часы

Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.

1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.

3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.

6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.

9-й час знаменует смерть Спасителя на Кресте.

Божественная Литургия

Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных.

Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.

Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году. Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения. Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.

Ход Литургии

Вслед за возгласом «Благословенно Царство», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.

Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.

Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.

Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.

Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.

Просительная ектения и пение «Отче наш», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.

Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами.

Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение.

Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя».

На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.

Церковная служба: особенности в разные периоды года

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.

На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста. Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.

Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон. На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного. Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»

Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.

Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом —  благодарению, покаянию и молитве.

Источник: https://pravoslavium.ru/cerkovnaya-sluzhba-vidy-soderzhanie-znachenie/

Святой с полиелеем в Неделю

Образ соединениявоскресной службы со службой святомус полиелеем изложен в 4-й главе Типиконаи в начале 1-й части Октоиха.

  • На «Господи, воззвах» – 4 стихиры Октоиха и 6 стихир святому Минеи, «Слава» святому, «И ныне» Догматик гласа.

  • На вечерне после прокимна читаются 3 паремии святому (подробнее о паремиях см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни»).

  • На литии стихира храма и стихиры святому (брать со стихир на литии или стиховне).

  • На утрени после «Хвалите Имя Господне» поется величание святому (напечатано в Ирмологии, Следованной Псалтири, Общей Минее). Сначала величание 1 раз поет духовенство, хор поет стих и величание 1 раз, затем хор поет тропари «Ангельский собор» (подробнее о величаниях см. в разделе «Службы малых и средних праздников в седмичные дни»).

  • После тропарей «Ангельский собор» малая ектения, затем поются ипакои́ (Октоиха), а после него должны читаться 2 седальна святому Минеи, напечатанные для чтения по 1-й и 2-й кафизмах, «Слава» седален святому по полиелеи, «И ныне» Богородичен на ряду. Далее поются степенны гласа.

  • Прокимен и Евангелие – воскресные.

  • По 50 псалме «Славамолитвами апостолов», «И нынемолитвами Богородицы», «Помилуй мя, Боже», стихира воскресная «Воскрес Иисус от гроба».

  • Канон – Воскресный на 4;

Крестовоскресныйна 2;

Богородицы на 2;

святому Минеи на6.

Если святому вМинее 2 канона, то:

Воскресный на 4;

Богородицы на 2;

святому Минеи на8.

Крестовоскресныйканон в этом случае оставляется.

  • Стихиры на хвалитех – 4 стихиры Октоиха и 4 стихиры святому с 2 дополнительными стихами .

Святой с бдением в Неделю

Образ соединениявоскресной службы со службой святомус бдением изложен в 3-й главе Типиконаи в начале 1-й части Октоиха. Он во всемподобен образу соединения службвоскресной и полиелейному святому,кроме 3-х моментов:

  1. На великой вечерне после «Отче наш» тропарь «Богородице Дево» поется дважды и тропарь святому 1 раз.

  2. Канон: Воскресный на 4;

Богородицына 2; святому Минеи на 8.

  1. На Литургии по входе не поются тропарь и кондак храма святого.

Образец составлениявеликой вечерни и утрени воскресноговсенощного бдения (святой с бдением)см. в Приложении – схемы № 4в, 5в.

 Самостоятельносоставить службу – великую вечерню иутреню воскресного всенощного бдения(святой с бдением) на 20-е июля или 26-еоктября, глас 7-й.

Праздники Богородицы в Неделю

В зависимости отзнака праздника службы Богородице всоставлении службы необходиморуководствоваться 5-й, 4-й или 3-й главамиТипикона.

В малыеи средние праздники Богородицы в честьЕе чудотворных икон, перенесения Ризыи др. вМинеенарядунапечатаны песнопения, посвященныеБожией Матери и поемые на «Слава, иныне», т.е. нетСлавников,после которых обычно поются Богородичныиз приложений Минеи. Вследствие этогоБогородичныиз приложений Минеи не используютсяи соединениеслужб воскресной и празднику Богородицыимеет некоторые особенности:

  1. На «Господи, воззвах» на «Слава» поется стихира праздника Богородицы (напечатанная на «Слава, и ныне»), на «И ныне» поется Догматик гласа Октоиха.

  2. На литии поется стихира храма, «Слава, и ныне» стихира праздника Богородицы (напечатанная на литии или на стиховне).

  3. На стиховне поются стихиры воскресные Октоиха, «Слава, и ныне» стихира праздника Богородицы.

  4. На «Бог Господь» поется тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» тропарь праздника Богородицы.

  5. По 9-й песни канона читается эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне» светилен праздника Богородицы.

Источник: https://studfile.net/preview/3188729/page:37/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое божья искра

Закрыть