Станиславский не верю откуда это

Цитаты Станиславского

станиславский не верю откуда это

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат режиссера Константина Станиславского.

Автора знаменитой системы Станиславского, театрального новатора.

Цитаты сведены по темам: система Станиславского, театр, жизненная этика, искусство, режиссер, о себе, о жизни, актер, талант и желание.

О системе Станиславского

Не верю!

Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.

Сцену нужно сделать, а потом сыграть.

Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства.

Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их.

(Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой).

Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.

Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя.

Чувство зафиксировать нельзя.

Понять — значит почувствовать.

Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.

Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств.

75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.

Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.

Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок!

Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!

О театре

Театр начинается с вешалки.

На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников.

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.

Русский человек, как никто другой, заражен страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдешь из театра с пустой душой.

О жизненной этике

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.

Сначала убедись, а потом уж убеждай.

Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Почему человеческий ум так изобретателен там, где дело касается средств убийства одним человеком других на войне, или там, где дело идет о мещанских удобствах жизни? Почему та же механика так груба и примитивна там, где человек стремится дать удовлетворение не телесным и звериным потребностям, а лучшим душевным стремлениям, исходящим из самых чистых эстетических глубин души?

Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.

Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.

Об искусстве

Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.

Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.

Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.

В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно-убедительно.

Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.

Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.

Фантазия, как и воображение, необходима художнику.

О себе

Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.

Счастье в познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.

Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.

О режиссере

Нелегко воспитывать уже взрослых людей, которые хотят быть самостоятельными и учить других.

Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.

Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?

О жизни

Жить — это значит действовать.

Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природным дыханием.

Самый страшный враг прогресса — предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию.

Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить.

Об актере

Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть.

Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры

Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко.

Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.

Без данных и таланта не надо идти в драму.

Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый.

О таланте и желании

Что такое талант? — Душа.

Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.

Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су.

Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.

О разном

Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.

Скрывание чувства еще больше разжигает его.

Итак, почти все цитаты Станиславского сосредоточены на темах театра и актерского мастерства. Из них нам трудно составить впечатление о его взглядах на более широкий круг человеческих вопросов.

Цитаты про Станиславского

  • Ф. Раневская: Я — выкидыш Станиславского. (кстати, цитаты Фаины Раневской)
  • И. Бунин: Впрочем, Художественный театр называется теперь Художественным театром имени Горького. Прославился этот театр прежде всего и больше всего Чеховым ― ведь даже и доныне на его занавесе чайка, но вот приказали присвоить ему имя Горького, автора лубочного и насквозь фальшивого «Дна», и Станиславский с Немировичем покорно приняли это приказание, хотя когда-то Немирович торжественно, публично, во всеуслышание всей России сказал Чехову: «Это ― твой театр, Антон». Как Кремль умеет запугивать! (кстати, цитаты Ивана Бунина)
  • М. Булгаков: К концу третьей недели занятий с Иваном Васильевичем [К.С. Станиславским] отчаяние охватило меня. Поводов к нему было три. Во-первых, я сделал арифметическую выкладку и ужаснулся. Мы репетировали третью неделю, и всё одну и ту же картину. Картин же было в пьесе семь Второй же повод для отчаяния был ещё серьёзнее я усомнился в теории Ивана Васильевича! Да! Это страшно выговорить, но это так. Зловещие подозрения начали закрадываться в душу уже к концу первой недели, к концу второй я уже знал, что для моей пьесы эта теория неприложима, по-видимому. Патрикеев не только не стал лучше подносить букет, писать письмо или объясняться в любви. Нет! Он стал каким-то принужденным и сухим и вовсе не смешным. А, самое главное, внезапно заболел насморком. («Театральный роман») (кстати, цитаты Михаила Булгакова)

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое совершенствование мира

также всячески приветствуются!

Источник: http://burido.ru/735-tsitaty-stanislavskogo

Станиславский: биография и собрание сочинений

станиславский не верю откуда это

Фамилия Станиславский на устах даже у тех людей, которые не имеют отношения к театральному искусству. А фразу «Не верю» цитируют повсеместно.

Есть люди талантливые, мастера своего дела, а есть новаторы, которые не боятся экспериментов и становятся знаковыми фигурами в истории, таким и был Константин Сергеевич Станиславский.

Детство Станиславского

Станиславский родился 5 января 1863 года. Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. По материнской линии он был на 1⁄4 француз (бабушка Станиславского была французской актрисой), а по отцовской — происходил из ярославских купцов. В семье Станиславского было 5 мальчиков и 4 девочки.

Будущему театральному реформатору с детства прививали любовь к искусству. Отец мальчика оборудовал домашний театр. С ним занимались лучшие педагоги по пластике и вокалу.

В 4 года Константин вместе с семьёй впервые посетил Большой Театр, это событие настолько впечатлило мальчика, что на следующий день он пришёл к отцу и сделал заявление о том, что хочет стать актёром.

Первые театральные проекты Станиславского

В 1886 г. Станиславский становится одним из представителей дирекции Русского музыкального общества. Это назначение дало толчок к запуску проекта Московского Общества Искусства и Литературы. Станиславский вкладывал в деятельность этого проекта не только своё время, силы, но и занимался его финансированием.

Первое время Станиславский совмещал работу на фабрике отца с театральной деятельностью. Позже Константин Сергеевич интегрирует навыки, полученные во время работы на фабрике, и в создание своей знаменитой системы.

1-м творением Константина Сергеевича в качестве режиссера становится пьеса «Плоды просвещения».

1898 г. — стал годом основания Московского Художественного театра, ставшего результатом творческого союза Станиславского и В. Немировича-Данченко. Станиславский занимался художественной частью, а Немирович-Данченко отвечал за литературное наполнение. Известность новому театру принесла постановка чеховской «Чайки».

В этот же период Константин Сергеевич меняет фамилию Алексеев на псевдоним Станиславский.

За 10 лет сценической работы у Константина Сергеевича Станиславского было не меньше ролей, чем у актеров профессиональных театральных подмостков.

Система Станиславкого

Театр для Станиславского стал не только увлечением, но и настоящим делом жизни. Он постоянно экспериментировал, ставил себе сложные задачи по совершенствованию актерской профессии.

Его главной целью было создание системы, которая должна была способствовать раскрытию актера на сцене во всей его многогранности. Актер должен был прожить, прочувствовать каждое действие, пропустить через себя каждое слово так, чтобы зритель полностью погрузился в атмосферу, чтобы мог забыть о своих насущных делах и сфокусироваться только на действии, происходящем перед его глазами.

Идеи по работе на сцене Станиславский внедрил в Первой театральной студии, открывшейся в 1913 году.

В 1905 году начала работать Студия на Поварской улице, где активно использовались новые формы передачи действия, интересной находкой стало использование декораций как дополнения к сценическому образу актеров.

1912 год стал годом основания первой Студии при МХАТе, где проводились 1-е эксперименты Станиславского с молодыми актерами, направленные на реформирование сценического мастерства.

Собрание сочинений

Работы Станиславского будут интересны не только представителям театральных профессий, но и другим творческим людям: художникам, кинематографистам, педагогам, писателям, музыкантам.

В 1926 г. выходит книга мастера «Моя жизнь в искусстве» (в Америке книга была опубликована на два года раньше). Эта книга открывает Собрание сочинений театрального реформатора.

Последняя работа автора, переданная в печать, называлась «Работа актёра над собой», читатели увидели ее уже после его кончины.

В 1-й части книги «Работа актёра над собой» (2-й том сочинений) раскрываются поиски Константина Сергеевича в области актерского мастерства. Во второй части много дополнений, хранившихся в архивах мастера, которые позволяют более полно раскрыть суть «системы» (3-й том сочинений). В Собрание сочинений входят отрывки из незаконченной работы Станиславского «Работа актера над ролью» (4-й том сочинений), в которых идет речь о создании сценического образа и эстетике театральной подачи.

В 5-м и 6-м томах представлены статьи, отрывки из дневников, а также воспоминания, отражающие весь творческий путь Станиславского.

7-й и 8-й тома посвящены письмам мастера к представителям искусства, литераторам, писателям, ученым, а также родственникам и друзьям.

Сердечный приступ и самоотверженность Станиславского

На юбилейном вечере в театре в 1928 году Константину Сергеевичу стало плохо из-за сердечного приступа. После этого врачи не разрешали ему выходить на сцену. Но даже несмотря на свое тяжелое состояние, он продолжал вести репетиции по телефону, пока врачи не лишили его и этой возможности.

Станиславский не сдался и продолжил свою деятельность, но уже на педагогическом поприще, он экспериментирует и внедряет свои наработки в Оперной студии Большого театра. Мастер репетировал с актерами прямо у себя дома. Это была своего рода актерская школа.

В 1930-х годах Станиславский с помощью влияния Горького добивается особого положения для МХАТа, который уравняли с Большим и Малым театрами. Театр стал носить название МХАТ СССР им. Горького.

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года, при вскрытии были обнаружены проблемы с сердцем и легкими.

Цитата Станиславского «Не верю!»

Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?

Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.

Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.

Интересные факты из жизни Станиславского

1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем.

Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны.

Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.

2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка». Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом. Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.

Великий актер и гениальный постановщик

После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.

Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.

После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.

 Литература:

  • 1. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД РСФСР,1987.
  • 2. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
  • 3. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923.
  • 4. Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
  • 5. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с..
  • 6. Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? — Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.
  • 7. Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
  • 8. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.

Источник: https://PsychoSearch.ru/method/carlos-castaneda-stalking/403-stanislavskij-biografiya-i-sobranie-sochinenij

Режиссер Станиславский: «Не верю», — фраза, сделавшая его цитируемым

станиславский не верю откуда это

Константин Сергеевич Станиславский: «Не верю!» С этим сочетанием может сравниться только выражение Маяковского о Ленине и партии. Если его слегка перефразировать, то получается следующее — стоит только услышать два слова о недоверии чему-либо, в голове тут же звучат имя, отчество и фамилия основателя МХТ им. Чехова.

Популярность фразы

Если человек совсем ничего не знает об этом режиссере, о его всемирно известной Системе, все равно он с легкостью дополнит первую фразу второй. Потому что «Станиславский» и «не верю» — братья-близнецы. Эту хлесткую фразу Константин Алексеев (это настоящая фамилия) использовал на уроках по мастерству и репетициях спектаклей. Фраза не сделала его знаменитым, признание ему принес талант, она сделала его известным и цитируемым во всем мире, за пределами театрального искусства.

Память о режиссере

Алексеевы – фамилия, известная в царской России. Отец – крупный промышленник, двоюродный брат – московский градоначальник, семья состояла в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми – известными меценатами. Это был действительно «цвет России», в которой, как известно, не было своих пророков.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как просить матронушку о помощи

Остается только удивляться, как представителю дворянства и промышленной элиты удалось избежать преследования. Тем не менее, он получил все государственные награды, звание академика и народного артиста. Его именем названы улицы в десятках городов, изданы памятные медали, существуют премии его имени — награда ММКФ «Верю. Константин Станиславский».

Уже несколько лет существуют сезоны его имени. Это театральные фестивали, на которые привозятся лучшие мировые спектакли. Незабываемая фраза людей, подвергающих что-либо сомнению: «Не верю, как говорил Станиславский», — стала крылатой. Ее первая часть, сказанная отдельно, звучит грубо и даже оскорбительно.

А вот в комплекте с фамилией ласкает слух толерантностью и намекает на эрудицию собеседника.

Основание МХАТа

В 1898 году, в тридцатилетнем возрасте, Константин Сергеевич вместе с Немировичем-Данченко основывает новый Московский Художественный театр. Перед ними остро встает вопрос о реформации сценического искусства. И Станиславский приступает к созданию своей знаменитой Системы, цель которой — добиться от актеров «правды жизни».

Сверхзадача, основная идея этой теории, требовала не исполнять роль, а полностью вживаться в нее. Оценкой работы актеров на репетициях была фраза, которую бросал Станиславский: «Не верю». Сохранились документальные кадры такой обкатки роли. Идет репетиция спектакля «Тартюф», последней постановки Константина Сергеевича, и он дает советы актрисе театра В.

Бендиной, играющей Дорину, врать на сцене, как она бы сама врала в жизни. Уникальные кадры. На дворе 1938 год, год смерти гениального режиссера. Даже Немирович-Данченко, с которым отношения были полностью разорваны на протяжении многих лет (их дружба-вражда очень хорошо описаны в «Театральном романе» М. Булгакова), сказал знаменитую фразу: «Осиротели».

Умер Станиславский. «Не верю» актерам больше не сказал никто.

Секреты мастерства

Но осталась школа, осталась Система Константина Сергеевича, которая легла в основу русского театрального мастерства. Полностью ее постулаты описаны в книгах «Моя жизнь в искусстве» и «Работы актера над собой». Сами репетиции двух знаменитых мхатовских спектаклей были подробно описаны талантливейшим актером театра Топорковым и представляют собой яркое документальное свидетельство работы режиссера с исполнителями.

Игра ни одного американского актера не может сравниться по накалу страстей и правдивости с мастерством российских артистов, умерших и живых, таких как Плятт, Попов, Маковецкий, Ефремов. У них просто другие сверхзадачи. О большинстве сериалов, как зарубежных, так и отечественных, речь вообще не идет. В этом случае даже лень произносить фразу: «Как сказал Станиславский, «не верю»», потому что она все же относится к «высокому искусству», хорошо или плохо играют актеры.

Необычайная одаренность Станиславского

Как талантливый человек, Константин Сергеевич был талантлив во всем. В молодые годы довольно долго он трудился на фабрике отца и дослужился до звания директора. Продукция, выпускаемая предприятием, была недалека от мира прекрасного – выпускали тончайшую золотую и серебряную проволоку – основу для производства парчи. Все вечера отдавались любительской игре в театре Алексеевых.

Любовь к актерскому мастерству, как очевидно, и талант Станиславскому достались от бабушки – французской артистки Мари Варлей. Позже Константин Сергеевич учился пластике и вокалу, хорошо пел. Один из лучших музыкальных театров страны носит его имя и имя Немировича-Данченко. Знаменитый талантливый теоретик и реформатор сценического искусства, Станиславский был очень одаренным актером.

Ряд его знаменитых ролей вошел в мировую копилку актерских работ (например, Старик). Его заметили с первых профессиональных постановок. Однако в 1916 году он полностью прекращает артистическую деятельность. Исключение было сделано один-единственный раз – вынужденно, на гастролях театра за рубежом. Для всех резкое прекращение выступлений на сцене, причем после блестящих репетиций, включая генеральную, осталось загадкой.

Это была роль Ростанева из «Села Степанчиково» Достоевского, над которой он трудился в течение года. Приходится предположить, что Константин Сергеевич впервые произнес такую известную впоследствии фразу, обращаясь к себе самому: «Станиславский, не верю». Но режиссерской и научной работы он не оставлял до конца своей жизни.

После смерти остались один из лучших театров мира, его знаменитая Система, его школа театрального мастерства, талантливые ученики и гениальные книги. И навсегда осталась фраза, символ сомнения в чем-либо или недоверия – «Не верю».

Источник: https://FB.ru/article/136535/rejisser-stanislavskiy-ne-veryu---fraza-sdelavshaya-ego-tsitiruemyim

№77 «Не верю!» и «Театр начинается с вешалки»

«Если не знать истории,
то не будешь знать как с ней бороться в будущем».
Александр Каргин-Уткин

Существуют две очень известных фразы, истоки и историю которых нужно знать любому человеку искусства.

Очень надеюсь, что этот краткий экскурс будет вам полезен в настоящем и будущем. Ведь одна фраза — это ваша образованность, а вторая — это развитие вашего дела)

«Не верю!» Станиславского

Думаете это его садистские наклонности и высокие требования? Как бы не так!
Хотя, скажу я вам, Станиславский был далеко не мягко сердечным режссёром.

«Не верю!» было для К.С. лишь как индикатор искусства переживания, цель которого в первую очередь достучаться и заразить зрителя, полностью эмоционально подключить его к происходящему в спектаклю. Хотя сам К.С. не оставил подробного объяснения, его ученик Н.М. Горчаков — так же прекрасный режиссер и автор книг о Станиславском и Вахтангове, как и многих других, описал отношение К.С. к его «Не верю!». Привожу цитату из Горчакова «Режиссерское уроки Станиславского»:

«Теперь о моем обычном замечании: «не верю!»Прежде всего я хотел бы, чтобы вы все поняли, что я его произношу не от своего лица, не от сверхтребовательного уха и глаза режиссера или от какого-то режиссерского каприза (я знаю, что и в этом меня обвиняют), а только от лица зрителя (подчеркивает интонацией К. О). От лица того простого зрителя двадцатого спектакля, которого я всегда ощущаю присутствующим рядом со мной на всех репетициях, в каком бы помещении они ни происходили.

Если я как самый обыкновенный зритель двадцатого или тридцатого спектакля (не зритель премьеры и не зритель генеральных репетиций для «пап и мам») не верю в то, что происходит передо мной на сцене, в то, что говорит актер, как он относится к тому или иному событию, как он переживает тот или иной момент по роли, то только в этом случае я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам, как режиссер реплику: «не верю!»»

Источник: http://artgang.ru/ne-veryu-i-teatr-nachinaetsya-s-veshalki.html

«Бац! и здрасте, Константин Сергеевич!»

17 января 1863 года родился Константин Сергеевич Алексеев, который стал известен всему миру как великий Станиславский. Споры о системе Станиславского и его роли в театральном искусстве не прекращаются до сих пор, ну а мы просто вспомним несколько обаятельных историй, которые сохранили современники об этом талантливом, чувствительном и, судя по этим рассказам, очень наивном человеке.

Станиславский и Система

Михаил Чехов рассказывал, что Станиславский иногда во время репетиции доводил себя до отчаяния, добиваясь нужного ему результата по своей же Системе. Иногда (редко, впрочем) он даже прерывал репетицию и ехал с кем-нибудь из актеров кататься на извозчике.
— Зачем мне нужно все это! — говорил он, всхлипывая, как младенец. — Я купец, у меня есть фабрика, зачем же я должен так мучиться!

***

Станиславский и художественная бородка

Однажды на гастролях в Праге немолодой питерский адвокат явился с холеной остроконечной бородкой. Гримировавший его в «выборные» Лев Булгаков подобрал для него парик в цвет его собственной бороды, а бороду и усы только растрепал. Именно эту бороду Константин Сергеевич нашел фальшивой, неправдоподобной, а главное, неаккуратно приклеенной.

Булгаков даже заикаться стал, объясняя, что борода такая, как выросла, что она настоящая. Когда Станиславский наконец понял, в чем дело, он только на секунду смутился, а потом сказал: «Ну и что ж, что настоящая, на сцене все должно быть прежде всего художественным А борода эта плохая, ненатуральная, надо ее перечесать, перекрасить».

Адвокат обиделся, сорвал парик, бросил его к ногам Станиславского и пошел переодеваться.

***

Станиславский в роли Аргана (пьеса Мольера «Мнимый больной»)

***

Станиславский и Ленин

В Малом театре служил когда-то актер Михаил Францевич Ленин, помимо всего прочего знаменитый тем, что году в 1918-м дал в газету объявление: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, присвоившим себе мой псевдоним!».

Рассказывают, что однажды прибежали посыльные в кабинет к Станиславскому и закричали: «Константин Сергеевич, несчастье: Ленин умер!» «А-ах, Михаил Францевич!» — вскинул руки Станиславский.

«Нет — Владимир Ильич!» «Тьфу-тьфу-тьфу, — застучал по дереву Станиславский, — тьфу-тьфу-тьфу!..»

***

Станиславский и Сталин

Легендарными стали безуспешные попытки Константина Сергеевича уяснить систему взаимоотношений при Советской власти. Имевший массу льгот и привилегий, он никак не мог запомнить даже словосочетание «закрытый распределитель».

«Кушайте фрукты, — угощал он гостей, — они, знаете ли, из „тайного закрепителя“!» После чего делал испуганные глаза, прикладывал палец к губам и говорил: «Тс-с-с!»

А звоня Великому вождю, вежливый Станиславский всякий раз оговаривал: «Товарищ Сталин! Извините Бога ради, никак не могу запомнить вашего имени-отчества!..»

Однажды Станиславский сидел в ложе со Сталиным, хаживавшим во МХАТ довольно часто. Просматривая репертуар, «лучший друг советских артистов» ткнул пальцем в листок: «А па-чи-му мы давно нэ видим в рэ-пэр-ту-арэ „Дны Турбыных“ пысатэля Булгакова?» Станиславский всплеснул руками, приложив палец к губам, произнес «Тс-с-с!», прокрался на цыпочках к двери ложи, заглянул за портьеру — нет ли кого, так же на цыпочках вернулся к Сталину, еще раз сказал «Тс-с-с!», после чего прошептал вождю на ухо, показывая пальцем в потолок: «ОНИ за-пре-тили!! Только это ужасный секрет!»

Насмеявшись вволю, Сталин серьезно заверил: «Оны раз-рэ-шат! Сдэлаэм!»

***

Из книги Валентина Катаева «Почти дневник». «До чего Станиславский был далек от действительности, свидетельствует такой, например, случай, который я хорошо помню. Репетиции „Растратчиков“. Репетирует жена Станиславского Лилина, которую он упрямо называет „Перевощикова“. Сцена изображает комнату бухгалтера Прохорова. За сценой раздаются звонки: три длинных и два коротких, как и полагается в коммунальных квартирах. Лилина, кутаясь в серую шаль, идет отворять своему загулявшему мужу, Станиславский останавливает репетицию. — Подождите, Перевощикова, на место. Что это за звонки? Режиссер объясняет ему, что так бывает в жизни. — Не понимаю! — отрывисто произносит Станиславский. — Видишь ли, Костя, — говорит Лилина проникновенно; — сейчас жилищный кризис. Люди живут в коммунальных квартирах. В каждой квартире несколько семейств. А звонок один общий. Вот они и сговорились, что одним нужно звонить один раз, другим — два раза, третьим — один длинный и два коротких — Два коротких? — подозрительно спрашивает Станиславский. — Не верю. Наигрыш. — Костя, но уверяю тебя! — Не знаю, — говорит он уныло. — Перевощикова, вы фантазируете. — Честное слово. — Гм Гм В таком случае надо напечатать на афише, что это пьеса из жизни людей, не имеющих отдельной квартиры».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как не ошибиться в выборе

Константин Сергеевич Станиславский и Мария Петровна Лилина

***

Ну и, в конце, история не о самом Константине Сергеевиче, а о том, как великий актёр Борис Ливанов готовился к встрече с ним. Однажды, в начале 1960-х годов, во Всероссийском театральном обществе показывали новый фильм режиссера С. Крамера «На берегу». На экране разворачивается трагедия гибели человечества в атомной войне. По окончании потрясенные зрители в немом молчании потянулись из зала. Кто-то шепотом спросил Бориса Николаевича Ливанова: — Правда, страшно?

— Нет, — громко ответил Ливанов, любимый ученик Станиславского. — Я понял: бац! и здрасте, Константин Сергеевич!

Источник: http://izbrannoe.com/news/lyudi/bats-i-zdraste-konstantin-sergeevich-/

Как бы сказал станиславский не верю?

» Прочее »

Вопрос знатокам: Съемки. Фронт. 2 бойца встречаются: -живой! -да бог меня спас. -да ты что?

-и тебя спасет, верь!

и тут Станиславский орет: «Не верю! «

С уважением, Трахенбуржец

Лучшие ответы

Нет единого мнения о том, что хотел сказать Станиславский своей фразой. По наиболее простой версии, режиссёр преследовал ходульность, неестественность, излишнюю патетику и поощрял жизнеподобие. Критик А. М. Смелянский, указывая на недостатки этой гипотезы, предполагает, что Станиславский, наоборот, выступал против натурализма и «имитации правды» , требуя от актёров внутреннего преображения, после которого они могли «видеть» жизнь глазами героя.

Многие артисты боялись услышать от Станиславского его коронную фразу. Однажды Н. О. Массалитинов, изведённый его придирками, попросил его самого сыграть эпизод и начал беспрестанно повторять: «Не верю!» . Станиславский тогда выказал полную незлобивость. Сам он считал слухи о частом употреблении выражения преувеличенными и заявлял, что произносит его с позиций обыкновенного зрителя.

он не верит артистам а не в Бога

Неправдоподобно говорит о своей вере, зритель не сможет поверить в искренность ‘этой реплики.

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

мне понравился ответ на этом сайте, не запомнила только кто ответчик )-Обмануть можно того, кто верит или не верит, того же кто верит всему — обмануть не возможно

нужно лучше играть в таком случае, чтобы вы поверили? Я фильмам, спектаклям тоже не верю.

Как сказал Арнольд Шварценеггер «асталависта бэйби»

судить о сущности предмета по плохой игре актёров -значит не понимать ни игры, ни самого предмета

Только, Станиславский был умным и разумным человеком, в отличии от тебя. А, сказал он эти слова в совершенно другом контексте и в по другому поводу!

Бездарным актерам.
Не верю! — фраза, ставшая популярной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма Станиславский. Согласно Системе Станиславского актёр должен максимально вживаться в роль. Восклицание «Не верю! » означает, что в игре актёра чувствуется ненатуральность, фальшь. Также существует в виде: «Станиславский сказал бы: не верю!».

Немеровичу и Данченко когда те сказали что водки больше нет

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kak-by-skazal-stanislavskij-ne-veryu

«Не верю!» В чем смысл системы Станиславского и как она изменила мир

Театр.

СС0

Система Станиславского строится по законам жизни и тесно связана с искусством переживания. Актер должен переживать то, что происходит с его персонажем, опираться на собственный опыт, наблюдать за окружающими.

Система строится на выяснении причин, которые порождают результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», сделать его переживания, чувства, мысли своими, уточняет Юлия Вернадская, кандидат философских наук, преподаватель Омского государственного технического университета.

Идеи Станиславского оказывают большое влияние на актеров и режиссеров по всему миру. Так или иначе большинство голливудских актеров знакомы с его системой или используют ее в своей работе.

Американский актер Марлон Брандо говорил, что является приверженцем системы Станиславского, она помогла ему меняться от образа к образу до неузнаваемости, пишет «Российская газета». Идеи глубокого погружения в роль разделял также Эдриан Броуди.

Чтобы вжиться в роль в фильме «Пианист», он похудел, отказался от телефона и автомобиля, бросил девушку и научился играть на пианино.

Хотя есть и те, кто до конца не поняли и не разделили идей Станиславского. К примеру, актер Энтони Хопкинс (известен по образу Ганнибала Лектера) говорил, что к эмоциям не нужно готовиться, хотя, если в какой-то ситуации ничего не чувствуешь, можно прибегнуть к советам Станиславского, пишет РИА Новости.

Мим. Актер. Игра.

СС0

Правда переживаний

Под «переживанием» Станиславский понимал процесс актерского творчества, его направленность и характер. «Переживание» — итог органического процесса перевоплощения, его высшая точка и оправдание, говорится в его книге «Работа актера над собой».

Актер должен переживать то, что происходит с персонажем. Эмоции не должны быть подлинными.

«Переживать», по Станиславскому, — значит оставаться живым, куда бы ни бросила актера мизансцена, идти от свежего чувства, а не от штампа, оставаться творцом, а не только имитатором, исполнителем чужой воли, прикрытым режиссером, художником и т. д». (Константин Станиславский «Работа актера над собой»).

Актер должен верить в «правду» того, что он делает, не должен изображать что-то, но должен проживать на сцене это что-то. Если игра будет максимально приближена к реальности, то зритель поверит актеру.

«Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий» (Константин Станиславский «Работа актера над собой»).

Режиссер требовал внутреннего оправдания всего, что делает артист на сцене.

Театр.

СС0

Продумывание предлагаемых обстоятельств

Станиславский требовал от артистов, чтобы они рассказывали ему полную историю жизни своих героев, даже если она не прописана в пьесе.

Для этого актер должен найти нужное ему переживание в себе, обратиться к собственному опыту и фантазировать. Чтобы персонаж действовал верно, следует продумать обстоятельства, в которых он существует. Актер должен «оправдать» каждое действие персонажа, понять его мотивы и логику.

Существует три круга обстоятельств, которые артист должен примерить на себя:

  • большой круг — исторический фон, на котором развиваются события пьесы;

  • средний круг — обстоятельства жизни персонажа: беден ли он, богат ли, женат или холост и прочее;

  • малый круг — то, что происходит с персонажем прямо сейчас, его желания и цели, пишет teatr-benefis.ru.

Рождение места и действий «здесь и сейчас»

Актер должен переживать игру «здесь и сейчас». Любая эмоция, любое действие должны родиться на сцене. Актер должен дать себе возможность захотеть совершить то или иное действие, которое будет естественным и оправданным. Если одно и то же действие из спектакля в спектакль будет совершаться каждый раз «здесь и сейчас», то он будет выполнять его по-новому, пишет wiki.

Театр.

СС0

Работа актера над своими собственными качествами

Актер должен фантазировать, чтобы роль получалась максимально «живой», для этому стоит использовать свою наблюдательность и память. Актер должен уметь управлять своим вниманием — не уделять внимание залу, но концентрировать его на партнерах, на происходящем на сцене.

«Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику» Константин Станиславский.

Кроме того, важный аспект актерской деятельности — это работа со своим телом. Константин Станиславский размышлял над тем, как изобрести средства, которыми можно было бы освободить организм актера от клише и дать ему наибольшую свободу и творчество, необходимые для решения предстоящей задачи.

Взаимодействие с партнерами

Партнеры на сцене должны друг другу доверять, помогать и содействовать. Чувствование партнера, взаимодействие с ним — один из основных элементов актерской игры, позволяющих поддерживать включенность в процесс игры на сцене.

Что Станиславский говорил о жизни и театре

«Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей».

«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».

«Театр начинается с вешалки».

«Сначала убедись, а потом уж убеждай».

«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».

«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

10 фактов из биографии Станиславского

Константин Станиславский.

Bundesarchiv, Bild 183−18073−0003 / CC-BY-SA 3.0

  • Родился в Москве в семье промышленника Сергея Алексеева в 1863 году.

  • Семья увлекалась искусством и театром. В их доме был оборудован театральный зал. В юности Константин занимался вокалом и пластикой с лучшими учителями, подражал в ролях актерам Малого театра.

  • Первый его сценический дебют состоялся на любительской сцене в декабре 1884 года. Станиславский сыграл Подколесина в пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

  • Псевдоним Станиславский Константин взял для сцены в 80-е годы XIX века. В течение десяти лет актерской работы он стал известным, пользовался успехом наравне с профессиональными актерами императорской сцены.

  • Первая самостоятельная режиссерская работа Станиславского состоялась в 1891 году — он поставил «Плоды просвещения» Льва Толстого, пишет histrf.ru.

  • В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали Художественный театр (МХТ).

  • В 1905 году была создана экспериментальная студия. Здесь Станиславский пыталcя найти новые формы передачи действительности с помощью декоративных средств.

  • В 1912 году Станиславский организовал 1-ю студию при МХТ для работы с молодежью. Здесь он хотел реформировать сценическое искусство, создать систему, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене.

Источник: https://altapress.ru/afisha/story/sistema-stanislavskogo-235355

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие