Скуфья что это такое

Скуфья, Камилавка, Фелонь: что символизирует облачение священника

скуфья что это такое

Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти – традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Богослужебные облачения священника

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.

Поручи надеваются поверх подризника – это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику – с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой – те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.

Епитрахиль – подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также — бремя священнического служения.

Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.

Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник — прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».

Фелонь – священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел — «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/83831-skufya-kamilavka-felon-chto-simvoliz.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Литургические награды

скуфья что это такое

Скуфья, скуфия (от греческого «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.

В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо).

Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника.

Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Камилавка

Введена в качестве духовной награды указом Павла I от 31 декабря 1798 г. Позже право награждать священников и протоиереев камилавкой было прерогативой Святейшего Синода, который осуществлял награждение по представлению правящих епархиальных архиереев.Название камилавки происходит от слова «верблюд». В древности это была монашеская шапка из верблюжьего волоса, которая использовалась как средство для предохранения головы от солнечного зноя.

Современную форму цилиндра без полей, расширенного кверху, камилавка приобрела позже, когда сделалась принадлежностью богослужебного облачения.

В императорской России составляла постоянную принадлежность черного духовенства (иеродиаконов и иеромонахов); представителям белого духовенства (только иереям) давалась как награда.

При этом монашествующие носят камилавку (черную) и вне богослужения, лица белого духовенства — (фиолетовую) только при богослужении.

Митра

Первый случай награждения митрой представителя белого духовенства — пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Характерно, что эта награда вызвала в то время существенное неудовольствие среди иерархов.

Узаконенный характер награждение митрой приобрело с вышецитированным указом Павла I. До 1917 г. митра оставалась наградой, требовавшей непременного соизволения императора. Высочайшим повелением от 6 марта 1859 г.

Синоду было разрешено лишь ходатайствовать о награждении митрой заслуживающих данной награды настоятелей Петербургского Исаакиевского собора.

https://www.youtube.com/watch?v=2_Qo1PDWcD8

В настоящее время архиерейская митра отличается от протоиерейской наличием креста. До недавнего времени митру с крестом наверху имели право носить Патриарх и митрополиты. Архиепископы и епископы носили митру без креста. Теперь же митра с крестом — отличительная особенность всех иерархов.

Палица

Еще один отличительный элемент архиерейского богослужебного убора — епшонатий, по-русски — полица (т.е. «малая пола») или, в просторечии, палица.

Палица представляет собой квадратный (точнее, ромбовидный) плат, который привешивается на поясе за один конец на длинной ленте, так что висит на бедре ромбом, действительно напоминая по виду оружие — меч или палицу.

При облачении архиерея, когда привешивается палица, произносится та же молитва, что и при облачении иерея набедренником: «Препояши меч Твой на бедре Твоей» (Пс. 44, 4-5).

Палица — обязательная принадлежность богослужебного одеяния епископа, а архимандритам и протоиереям дается лишь как награда. Архимандриты издавна (а теперь и протоиереи) одевают обычно и набедренник, и палицу.

При этом архиерею палицу возлагают сверху на саккос. Архимандриты и протоиереи надевают и палицу, и набедренник под фелонь на ленте через плечо. Священник носит набедренник на правом боку.

Если протоиерей (или архимандрит) награждается потом и палицей, она помещается справа, а набедренник — слева.

В императорской России, как и в настоящее время, палица являлась наградой для архимандритов и протоиереев, присвоение которой зависело от решения Святейшего Синода. Духовные лица могли также награждаться благословением Святейшего Синода — с выдачей соответствующей грамоты (либо без оной). В ведении Святейшего Синода находилось также и награждение священнослужителей саном протоиерея, игумена и архимандрита.

Набедренник

Набедренник относится к числу принадлежностей иерейского служения. Набедренник — это четырехугольный продолговатый плат, который привешивается на лентах к поясу за два верхних угла. Набедренник — чисто русское явление, на православном Востоке его нет в числе богослужебных одежд.
По символическому значению набедренник знаменует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое жалость определение

Этим мечом иерей вооружается против неверия, ереси, нечестия. Облачаясь на литургии набедренником, он произносит строки псалма: «Препояши меч Твои на бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя» (Пс. 44, 4-5). Протоиерей и архимандрит может, кроме набедренника, иметь также палицу.

Она, как и набедренник, для иерейского сана является духовной наградой

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=1614

Скуфья | На Голове

скуфья что это такое

Скуфья – старинный головной убор на Руси, распространенный не только среди православного духовенства, но и среди других слоев населения. История этого убора начинается в Греции, где священники носили небольшие мягкие шапочки в форме пирамидки, либо кораблика, обычно черного, или фиолетового цвета. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста.

Интересно, что в истории остались упоминания об этом головном уборе не только как о греческом церковном одеянии, но и о его скифском происхождении. Также скуфью носили запорожские и донские казаки. Иностранцы писали в своих заметках о путешествии по России, что перевозчики через Дон носили некие высокие островерхие шапки, сделанные из войлока, в форме пирамидки. Такой же головной убор носили и остальные запорожцы до переселения на Кубань, о чем свидетельствуют картины того времени.

«Прозвища» скуфьи

Скуфья имеет много названий и синонимов, которые употреблялись в народе – это скуфейка, ермолка, маковица (вероятно, потому что носилась на макушке), еломок, тюбетейка, в шутку – наплешник, и просто комнатная шапочка.

Сейчас скуфьи обычно шьются из бархата и являются знаком отличия белого, т. е. женатого духовенства и повседневным головным убором для монахов. Этот головной убор принято носить в обычное время вне богослужений.

Также скуфью носят и в церкви, снимая только на особенно торжественных моментах священнодействия. Шьется это шапочка из материала преимущественно черного либо синего цвета. А ещё её используют для награждения, особо отличившихся священнослужителей. В этом случае она шьется из материала фиолетового цвета.

В древней церкви скуфью носили не только священники, но архиереи и диаконы, выстригая на макушке головы небольшой круг из волос – гуменце. Это считалось неотъемлемой частью образа лица духовного звания. Вплоть до 17 века, духовенство боялось «снятия скуфьи», что было равнозначно потери сана. А после указа Петра І фиолетовая скуфья считалась наградой и стала шиться из бархата, вместо шерсти.

Московские цари любили носить шапочки такой формы, которые называли тафьями. Носили их не только царственные особы мужского пола, а вообще люди знатного рода, как женщины, так и мужчины. Монахини до сих пор носят женские скуфьи как повседневный головной убор.

У старообрядцев такую шапочку имели право носить даже чтецы, которых посвящали в это звание, выстригая им волосы на макушке, для ее ношения.

Скуфья на голове сегодня

В настоящее время православные дьяконы могут носить скуфейку на улице, во время богослужений на открытом воздухе, например крестных ходов, освящения воды, отпеваний и т.д.

У католиков ношение скуфьи распространено не меньше, только она является главным знаком отличия у епископов, которые носят ее в форме небольшой круглой шапочки с коротеньким хохолком посередине.

По цвету этого головного убора можно определить положение и сан католического епископа, как правило, в сочетании с сутаной и поясом. В некоторых монашеских орденах эти шапочки черного цвета носят и простые священники.

Монсеньоры (особое звание для католических священников) часто носят скуфью черного цвета с малиновым хохолком.

Источник: http://na-golove.ru/skufya/

Значение слова «Скуфья»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

скуфейка, ермолка, тюбетейка, фес, еломок, шуточн. наплешник,комнатная шапочка. | Ало-синяя, бархатная шапочка, знак отличия длябелого духовенства. Скуфейный подбой; скуфейчатая шапка.

В словаре ожегова

СКУФЬЯ, -и, род. мн. -фей, ж. У православного духовенства: остроконечная бархатная черная или фиолетовая мягкая шапочка. || умвнъш. скуфейка, -и, ж.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Обида что это такое

В словаре фасмера макса

ску́фья́
«шапочка духовного лица», Аввакум 80, ранее – др.-русск. скуфиɪа (Стеф. Новгор.; см. Срезн. III, 399). Заимств., вероятно, через ср.-греч. σκούφια из ит. scuffia, которое считается герм. словом; ср. Фасмер, Гр.-сл. эт. 187; Тумб, Germ. Abh. Н. Раul 243; М.-Любке 192; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 6, стр. 71; см. также AfslPh 16, 561.

В словаре д.н. ушакова

СКУФЬЯ́, скуфьи, род. мн. скуфей, ·жен. (·греч. skuphia).
1. Ермолка, тюбетейка, круглая шапочка из одной тульи, без полей (·устар. ).
2. Остроконечная мягкая шапка черного или фиолетового цвета у православных служителей культа или, иногда, у монашествующих, старообрядцев и т.п. (церк.). «Обречена девка, царская дочь, на вечное девство, черную скуфью.» А.Н.Толстой.

В словаре синонимов

шлык, камилавка, скуфейка, шапочка

В словаре энциклопедии

(греч. skuphia), остроконечная черная или фиолетовая бархатная шапка у православного духовенства, монахов.

В словаре синонимы 4

камилавка, скуфейка, шапочка

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

скуфья́,скуфьи́,скуфьи́,скуфе́й,скуфье́,скуфья́м,скуфью́,скуфьи́,скуфьёй,скуфьёю,скуфья́ми,скуфье́,скуфья́х

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%BA%D1%83%D1%84%D1%8C%D1%8F

Значение слова «скуфья» в 9 словарях

Все словари Словарь Ушакова Архитектурный словарь Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков Православный энциклопедический словарь Православная энциклопедия Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

скуфья

скуфья, скуфьи, род.мн. скуфей, жен. (греч. skuphia).

1. Ермолка, тюбетейка, круглая шапочка из одной тульи, без полей (устар.).

2. Остроконечная мягкая шапка черного или фиолетового цвета у православных служителей культа или, иногда, у монашествующих, старообрядцев и т.п. (церк.). «Обречена девка, царская дочь, на вечное девство, черную скуфью.»А.Н.Толстой.

скуфья

Свод в виде пологого шарового сегмента.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

скуфья

, и, ж.

1. Остроконечная однотонная (черная, лиловая, фиолетовая и т. п.) шапка у православных священников, монахов.

* Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. // Лев Толстой. Война и мир // *

2. Круглая шапочка, тюбетейка, ермолка, головной убор.

* Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он. // Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // *

СКУФЕЙКА.

скуфья

островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

скуфья

головной убор священнослужителей в виде небольшой шапочки фиолетового или черного цвета. В наши дни архиереи и монахи носят их и помимо богослужений. Священники из белого духовенства получают фиолетовую скуфью в качестве награды за усердие.

скуфья

(греч. skuphia), остроконечная черная или фиолетовая бархатная шапка у православного духовенства, монахов.

скуфья

СКУФЬЯ, и, род. мн. фей, ж. У православного духовенства: остроконечная бархатная чёрная или фиолетовая мягкая шапочка.

| уменьш. скуфейка, и, ж.

скуфья

ж. Остроконечная бархатная черная или мягкая фиолетовая шапочка, которую носят представители православного духовенства.

скуфья

— головное покрытие православного священника, жалуемое ему начальством как награда, почему она носится не только в общежитии, но и во время богослужения (снимается обязательно лишь в более важные моменты священнослужения). В древнерусской церкви С.

носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы, для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо). Значение награды они получили с 1797 г. и вместо шерстяных делаются бархатные, фиолетового цвета, как и камилавки (см.). Это — вторая награда священнику (после набедренника).

Диакону также позволяется носить (но не в храме) род С. — черную бархатную шапочку, которую он надевает во время богослужения на открытых местах, например во время крестных ходов и водосвятий, при проводах умерших. Недавно С. исключена из знаков отличия, даруемых Св.

Синодом; награждение ею зависит всецело от епархиального архиерея, который может наградить ею священника по истечении трех лет после пожалования его набедренником. Ср. Н. Бр—ч, «Заметка о значении названий С. и «камилавка» («Христ. чтение», 1892, ч. I).

Н.Б—в.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову скуфья

Все однокоренные слова к слову скуфья

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%84%D1%8C%D1%8F

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое моменто море

Закрыть