Раб божий почему раб

Рабы Божьи – что это значит в православии

раб божий почему раб

Рабы Божьи – что это значит в православии? Знать это – долг каждого человека, живущего с непоколебимой верой в сердце. Вопрос о том, что значит раб Божий в православии, мы постараемся максимально подробно раскрыть в рамках этой статьи. Тема с религиозной точки зрения непростая. Но весьма важная для понимания христианской догмы и общечеловеческого опыта. Итак, начнем.

Сын человеческий

Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя.

Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира – именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим.

Иисус – раб Божий, Христос – сын Божий.

Христиане – рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова «раб» возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков.

Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений слова «раб» означает человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога.

А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим.

Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово «раб» и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным.

Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» – говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы – они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Рабство социальное и духовное

Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.

Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и милостыня. Это даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви – свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы – смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное – ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть – Иисус.

Как для каждого из нас естественным, нормальным является «умру», для него – «воскресну». Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили.

И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Освободитель

Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода – рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста.

Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36).

Рабство у Антихриста, свобода во Христе – вот предстоящий выбор человечества.

Что сказано в Библии

Так все-таки человек – раб Божий или сын Божий? Понятие «раб», пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В Древнем Израиле рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле – это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь.

Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником.

После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о винограднике. Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие «раб Божий» появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры.

Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить.

Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие «раба Божия». Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Раба на молитве

Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица.

Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире.

Игнатий Брянчанинов говорил, что правило (молитвенное) существует для человека, а не человек для правила.

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения «товарищ» во времена Советской власти или «господа» в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов «раб Божий» должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях.

В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов «раб Божий» следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах.

После эпитета «раб Божий» имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Свидетельства рабов Божьих

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа.

Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство.

Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Рабы в Царствии Небесном

Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога.

Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом.

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).

Источник: https://FB.ru/article/362676/rabyi-boji-chto-eto-znachit-v-pravoslavii

Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»? — Православный журнал

раб божий почему раб

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь.

Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?
И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите? 

Александр, г. Клин Московской области

Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян.

Античные рабы Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое терпение определение

А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить
Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома.

Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах.

Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело.

О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29).

А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9).

Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является.

Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе.

Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Социальное рабство – это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви.

Да, христиане называют себя «рабами Божьими», но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями » (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15).

Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело.

Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.

Кто отменил рабство?

На фрагменте картины Павла Попова «Поцелуй Иуды» – момент, когда апостол Петр отсекает ухо «первосвященникову рабу» по имени Малх, одному из участников ночного ареста Иисуса Христа

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки.

Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году).

Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга – Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина.

По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата.

Вот в этом принцип социальной активности Церкви – не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта.

Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства – сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила – медленно, но верно.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6).

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7).

И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Источник: https://foma.ru/rabi-ne-mi.html

Только не называйте меня «раб Божий»

раб божий почему раб

Почему внецерковных людей смущает звание рабов Божиих, как слово «раб» может означать полное доверие и преданность – размышляет Сергей Худиев.

Сергей Худиев

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников.

Конечно, сам этот случай — чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» — было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его — не с гордостью, я его не заслужил и не мог — но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно — слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер.

Раб — это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться — даже убить — безнаказанно.

Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.

Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно.

Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти.

Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы — это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.

Мы боимся и не доверяем друг другу — и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства — потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо — в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно — но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими — но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься — и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация — и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песн. 6:3).

Принадлежность другому человеку — не всегда источник угрозы. Иногда — как для влюбленных — это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей — и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.

Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами — но такое иногда бывало.

Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14).

Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина — и это вполне оправдывается.

Такое бывало — не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство — а отеческая забота. Увы, не слишком часто — мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое — и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.

Оно могло быть выражением благодарности и преданности — правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности — как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Слово «раб» могло означать полное доверие — «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» — это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!

Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как избавиться от демона

Бог полностью отдал Себя творению — Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью — теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-lyudi-boyatsya-byit-rabami-bozhiimi-1/

О рабах и богах часть 2. «мой бог меня рабом не называл!» кто такой бог и почему раб божий?

Сейчас в интернете многие люди, в частности языческого мировоззрения или практикующие восточные практики, дерзят брать на себя смелость попирать Христианство, критиковать Священнописание. Почти каждый делает это с нескрываемым гневом, едким сарказмом, в котором ясно виднеется жажда доказать свою правду, – дескать я знаю, в чем истина, я знаю, как устроен мир, а все остальные – рабы, потому что лохи.

Подобного рода “нерабы” могут объединяться в целые кучки, и считают себя правыми судить и помыкать то, что существовало многие века. И сейчас с яростным взглядом: «Я вам всем сейчас покажу! Теперь я знаю истину!», начинают отстаивать сугубо личное мнение, позиционируя его, как мнение народов.  Появились те, кто осмеливается критиковать Библию, хотя уникальность этой книги уже подтверждена даже учеными. Казалось бы – вопрос исчерпан.

Эти люди, старающиеся «разоблачить» православную веру и заложить семя сомнения в сердце христиан, сейчас призывают вернуться к славянской или языческой вере. Иные, предаваясь восточным учениям, стараются показать, что они единственные достигли истины, и насколько точно они знают правду, идущую от Бога.

Бог не называл тебя рабом? Ты общался с ним напрямую?

“Мой бог меня рабом не называл!”

Подобные слоганы призывают к непослушанию и восхвалению собственной гордыни: я – не раб, я – бог. Слышала я как-то, что один из эзотериков сказал: «Все мы – боги, просто забыли об этом». Мы – боги своей жизни в том плане, что имеем право делать выбор сами, но это право нам предоставил БОГ. И варианты для выбора тоже будут исходить по Его воле.

Часто говорится и о желании правительства через «рабскую» религию поработить сознание людей со своей целью. Возможно, не без этого. Но только в Православии говорится «раб Божий», а не «раб Президента», не «раб Патриарха», не раб «царя», правда? Раб Божий – это служитель Богу, смиренный и кроткий перед Богом прежде всего. А вы претендуете на другое звание? Так его заслужить нужно! И, прежде всего, чистотой души.

Кто такой Бог? 

Бог  (Создатель, Творец) – это чистейшие высшие энергии, сама истинность, милосердие, благодать, Любовь – и все этого в Боге столько, сколько нам всем и присниться не могло.

Вы можете похвастать наличием стольких чистых энергий в себе, приравнивающих вас к Богу? Вы можете сказать, что вы – непорочны, безгрешны, что в вас нет грязи, оскорбляющей ваших родных или вас самих? Вы можете гарантировать, что ни одному человеку в ближайший час вы не причините никакой боли, не станете причинной обиды, не разочаруете? Гарантировать это обыкновенный земной человек вряд ли сможет. А значит, никто не может быть Богом.

А все, кто ниже Бога, все обязаны служить ему хотя бы отсутствием зла – это уже добро.

А если мы служим – мы слуги. А если слуги – то и рабы. Быть рабом Божьим не зазорно – это не унизительно, и не прискорбно. Потому что, служа Богу, мы очищаемся и повышаем свои шансы стать светом таким чистым, как Сам Бог. 

Можем ли мы стать Богом? Уровень “Бог” и наши шансы. 

Поэтому Его власть – это всемогущая сила, и мы сможем себя отождествить с Ним только тогда, когда сможем духовно стать настолько чистыми, – а, то есть милосердными, любящими и гармоничными, – насколько этого смогли достичь те же святые. А до тех пор, пока мы судим друг друга, мстим, завидуем, ненавидим, гневимся, обижаемся – до тех пор мы – рабы Бога, учащиеся стать подобными Ему.

А если вы – не рабы, а почти боги, то ваше право утверждать это. Один ангел тоже так думал. Пока не упал с Небес. И не стал отвергнутым и обреченным на все свое жалкое существование. И его власть и всесильность так же иллюзорна, как и нерабов.

А потому могу сказать, что лучше и милее быть рабом Бога, чем рабом гордыни, убеждающей нас в собственной святости.

Возможно ли абсолютное равенство людей между собой? Вряд ли! Равны мы только перед Богом, как дети – перед своим Родителем. Равны перед ним в своих обязанностях и правах. И в ответственности – мы все несем равную ответственность перед Ним за свои поступки.

И мы сможем называться нерабами тогда, когда будем чисты и безгрешны, как он. Когда сможем любить друг друга и прощать так, как любим и прощаем своих детей, а то есть по подобию Отца Небесного – ведь мы все его дети.

А если говорить со стороны восточной философии и учений, то мы сможем достигнуть уровня Бога тогда, когда наше биополе станет абсолютно чистым, не забитым обидами, раздражительностью, злобой, ненавистью, гордыней и прочими ошибками, сумевшими навредить нам и другим людям.

Так что «уровень Бог» – это не про земного человека. И даже «немножечко бог» – тоже. Я предложила бы каждому из нас следить за подобными высказываниями, потому как жизнь может резко изменить нашу позицию. Порой лучше оставить шанс для себя принять свою неправоту, чтобы доказательство оной не было болезненным.

***

Мы, люди, не вправе судить о великих вещах, которые создавались веками и тысячелетиями, таких, как религии и священные книги. Этот мир создал Бог, и только Он им управляет. И если в этом мире существуют религии и никакой гнев Божий их еще не раскромсал и не уничтожил – значит зачем-то они нужны миру. И только по Его воле они могут исчезнуть. И не нам решать и судить.

Источник: http://madlenesse.ru/o-rabah-i-bogah-chast-2-moj-bog-menja-r/

Глашатаи русских царей: почему это была опасная профессия

В Словаре живого великорусского языка Владимира Даля глашатай (он же бирюч или бирич) на Руси – приближенный к князю человек, объявляющий его волю и зачитывающий княжеские указы на улицах и площадях. Именно глашатаев вспоминают, когда речь заходит о первых и самых элементарных способах распространения информации и рекламы на Руси.

Служба государева

Упоминаются глашатаи в Лаврентьевской летописи, когда князь Владимир послал «бирючей по полкам» в поисках желающих сразиться с печенежским богатырем. Приглашение на пир для новгородской знати «рассылал» при помощи глашатаев и Изяслав Мстиславович в 1148 году.

Миссия бирючей сохранилась и при царях, которые доносили свою волю до народа при помощи громогласных бирючей. Те сообщали о нововведениях: очередном наборе на войну, розыске беглых, запрете на медные деньги или установку капканов.

Понятно, что одним из главных критериев отбора бирючей становилась грамотность – он должен был зачитывать указ без запинок, а если требовалось, и разъяснить невежественному люду, о чем идет речь. Немаловажным был зычный голос и хорошая дикция. У робких, нечленораздельно бубнящих себе под нос, шепелявых или заикающихся попасть на государеву службу шансов не было.

Человек проверенный

Те же требования предъявлялись к нанимаемым на службу к воеводе или наместнику, при этом у каждого в штате состоял свой коллектив глашатаев. По статусу они приравнивались к палачам и тюремщикам.

Бирючи регулярно получали жалованье – «полуденьгу» или «московку». Кроме грамотности и хорошей дикции, ценилась верность работодателю, поэтому пришлых старались не брать, нанимая людей проверенных.

Раб Божий

Церковнослужителям часто было недостаточно нести Слово Божье через проповеди, поэтому, когда требовалось охватить большое количество православных, они также использовали глашатаев. К умению читать прибавлялось безупречное знание Закона Божьего и благочестие.

Человек с запятнанной репутацией не имел морального права нести Слово Божье, наставлять и поучать прихожан от имени Церкви.

Правда, на Стоглавом Соборе 1551 года глашатаи были приравнены к «скоморохам в гудцы, обманщикам и мошенникам», которые «начнути скакати и песни сотонинские пети».

Безупречные внешние данные

Оглашая царские указы и княжеские грамоты на площадях, глашатаи должны были выделяться из толпы. Для этого использовались не только яркие кафтаны (часто алого цвета), но и тяжелые жезлы с колокольчиками.

Однако, ценность имели и внешние данные бирючей – высокий рост, широкоплечесть, представительность, постриженная борода без застрявшей в ней капусты. Лицо официальное и выглядеть должно было подобающе, чтобы не срамить власть.

Выносливые и артистичные

Историк Владимир Калуцкий в одной из своих статей пишет, что основы профессии бирючей на Руси были заложены еще в языческие времена. Но тогда информацию по городам и весям разносили калики перехожие – прообразы будущих глашатаев.

Они были людьми крепкими и выносливыми, так как преодолевали огромные расстояния, и очень коммуникабельными, ведь любой слух или достоверные сведения могли рассказать на доступном для аудитории языке.

Для привлечения внимания слушателей они использовали не только колокольчики, но и гусли, а потому были артистичными исполнителями и преподносили новости в стихах и под музыкальное сопровождение.

Позже выносливость потребовалась и государевым людям. Нередко им приходилось «кликать по торгам» «по многие дни», не имея возможности ни поспать в комфорте, ни поесть спокойно. Часто одна «вылазка» затягивалась на несколько месяцев.

Зазывалы

Кроме тех, кто состоял на государственной и церковной службе, были вольнонаемные глашатаи. К их услугам прибегали торговцы в базарные дни и на ярмарках, а в народе их именовали зазывалами. Купцы и лавочники отдавали предпочтение молодецкой удали, прыти и пронырливости работников.

Кроме того, рыночные глашатаи просто обязаны были быть хорошими психологами, чтобы «считывать» потенциальных покупателей и цеплять рекламой каждого. Их речь изобиловала шутками-прибаутками, которые поднимали настроение и повышали покупательскую лояльность, поэтому нередко шуты и скоморохи брали на себя роль зазывал. Не забывали рыночные глашатаи напоминать аудитории о необходимости «беречь карманы», ведь суетой и всеобщей увлеченностью зрелищем часто пользовались карманники.

По мнению культуролога и литературоведа Юрия Лотмана, статичные рекламные картинки не работали без выкриков зазывал. Так, популярная ярмарочная потеха – раек – предполагал не только наличие самого раешника, который крутил ручку и менял картинки, но и глашатая-зазывалы.

Он и приглашал посмотреть «на потеху», и остроумно комментировал появляющиеся в ящике изображения.

При этом рисунки часто носили не только развлекательный характер, но и освещали важные политические события или сообщали последние новости, а для этого зазывала должен быть «в теме».

Наша служба и опасна, и трудна

Во все времена владение информацией шло рука об руку с опасностью. Нередко бирючей похищали, продавали, убивали или вынуждали зачитывать подложные грамоты и указы. Опасная профессия требовала физической силы, стойкости духа (чтобы не соблазниться подкупом) и умения постоять за себя при помощи оружия или голых рук.

Истории известны настоящие войны между бирючами. Например, во времена Смуты «войско глашатаев» Лжедмитрия чуть ли не каждый день устраивало поножовщину на площадях с глашатаями московских князей и бояр.

Источник: https://123ru.net/religion/232891523/

Почему православных верующих называют «раб Божий», а не «сын Божий»

  • Раб или сын
  • Церковь о понятии «раб Божий»
  • Что об этом говорят священники

Все знают, что рабство — ужасная вещь. Попадая в рабство, человек теряет свободу, возможность самостоятельно думать и передвигаться. Почему же тогда многие христиане с гордостью называют себя слугами Божьими.

Разобраться, что значит раб Божий в православии, нам поможет Священное Писание — Библия.

Библия объясняет выражение «раб Божий»

Раб или сын

По еврейским понятиям в слове «раб» не было ничего унизительного, так называли работников в доме, к которым относились порой, как к членам семейства. Если римские рабовладельцы не считали своих слуг за людей, то евреи относились к ним полностью противоположно. По субботам рабовладелец обязан был освободить прислугу от работы, ведь по законам иудеев работать в этот день грех.

Читайте о православной вере:

Господь послал Сына Своего на смерть ради людей, чтобы они, исполняя заповеди и веруя в Искупительную Кровь, могли войти в Царство Божие.

Грешный человек оставляет свою прошлую жизнь, подчиняет себя воле Божьей, живя по Его законам. При этом он теряет мирскую свободу, открывая для себя богатства Небес. В отношении подчинения мы — рабы Бога, но в трудные минуты каждый христианин может обратиться к Всевышнему, как к Отцу, автоматически становясь Ему сыном или дочерью.

Важно! Перейти от раба к сыну может каждый, это определенный период общения христианина со Святой Троицей.

Сам Иисус, когда говорил о тайной молитвенной комнате, учил обращаться к Творцу, как к Отцу — «Отче наш».

Если в человеке живет только Божий страх, тогда он будет делать все хорошо, правильно, но без особой радости. Это рабство ради спасения, слава Богу, что и таким путем многие люди приходят к вечной жизни. Сын Божий, неважно, православный или католик, радуется общению с Отцом и Спасителем, он слышит Духа Святого и знает свои права в духовном мире.

Молитва к Богу

Сын Божий обладает полной свободой от греха:

В письме Римлянам апостол Павел произносит противоречивую с точки зрения обычных людей фразу, что только освободившись от греха, можно стать рабом Богу. (Рим. 8:22) Свою мысль Павел продолжает в послании коринфянам, подчеркивая, что за каждого христианина заплачена огромная цена, поэтому не стоит опускаться снова в рабство греха. (1Кор.7:23)

Ефесская церковь также получила наставления по поводу рабства Господнего, где сказано, что волю Творца могут исполнять рабы Иисуса. (Еф. 6:6)

Святой Иоанн, после пребывания в Небесном царстве, в «Откровении» (Откр. 19:5) пишет повеление, что все рабы Бога могут хвалить Его.

Теперь мы видим, что быть слугою Творца, отдаться в рабство Иисусу — большая честь и награда.

О Библии:

Церковь о понятии «раб Божий»

Люди, читая словосочетание «раб Божий» делают ударение на первом слове, священнослужители акцентируют внимание на втором.

Раб принадлежит одному хозяину, который о нем полностью заботится. Над Божьими людьми не может иметь власти никто, кроме Бога, Иисуса и Святого Духа. Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным, только вера и исполнение заповедей открывает двери новой жизни.

Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным

В послании Римлянам (Рим.8:16-20) апостол Павел подчеркивает, что человек сам отдает себя в рабство и при этом выбирает хозяина. Когда господином христианской жизни становится Иисус, в нее приходит Божия благодать и благословение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что говорил пророк мухаммад

Иисус через апостола Павла говорит, что придет время, когда на рабов Божьих изольется Дух Святой. (Деян. 2:18) Павел не написал, что Святой Дух придет только на учеников, он подчеркнул, что эта благодать дастся тем, которые отдали себя в духовное рабство Спасителю, оделись в светлые одежды небесной чистоты.

Духовное рабство в этом случае подразумевает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, покорность и смирение. Дух Святой никогда не опустится там, где есть бунт и нечистота.

Во время католической службы священник часто называет прихожан как рабами, так и детьми Божьими.

Дева Мария, услышав весть о своей беременности, назвала себя рабой, той, которая отдается во власть своего господина с покорностью и благодарностью. (Луки 1:38)

В Новом Завете все апостолы называли себя рабами Божьими, так что попасть в рабство к Иисусу — высшее благословение. В Библии встречается слово «Doulos», которое означает:

Три этапа возрастания. Слуга Господа нашего Иисуса Христа служит своему Господину, выполняя Его повеления, становясь прообразом Его рук, помогая людям.

Иисус ради грешного человечества надел на Себя грязные одежды греха и рабства, унизился ради любви, сошел в ад, уподобившись человеку. (Фил. 2:6 −8)

Истинное верующее сердце будет стремиться подражать Спасителю, с честью называясь рабом Божьим.

Есть рабы по закону, есть — по любви. В 15 главе евангелия от Иоанна написано, что Иисус уже не называет учеников рабами, а обращается с ними, как с друзьями, передавая им все, «что слышал от Отца».

Иисус Христос называет учеников не рабами, но друзьями

Люди, считающие себя христианами, но не желающие преображаться в Его образ, познавать Его волю, навсегда остаются рабами по духу, но это не раб Своего Повелителя, желающий вырасти до состояния друга, сына, наполнившись новой степенью взаимоотношений.

Сын имеет власть в доме своего отца, он обладает правом на наследство.

Что об этом говорят священники

По словам диакона Михаила Паршина, фраза о рабстве смущает только тех людей, которые не познали природу Бога. Попасть в руки тирана страшно, но настоящее наслаждение отдать свою жизнь любящему Творцу, источнику всего прекрасного на земле. Сюда входит:

  • любовь;
  • истина;
  • правда;
  • принятие;
  • прощение и другие добродетели.

Важно! В обычном рабстве человек обязан тяжело работать, в сотрудничестве с Богом, который самодостаточен во всем, христиане с радостью выполняют повеления Господина. Что может быть прекраснее, чем признаться, что ты раб Любви и Истины, Милосердия и Мудрости?

Диакон Паршин подчеркивает, что чем больше человек познает Бога, тем глубже он осознает греховность.

Интересное открытие сделал протоиерей А. Глебов, который исследовал Ветхий Завет и пришел к выводу, что много тысячелетий тому назад называться рабами Божьими имели право только цари, потом пророки. Этим избранные лица Израиля показывали, что над ними нет другой власти, кроме Бога.

В притче о злых виноградарях работали наемные рабочие, а смотрели за ними рабы царя, являющиеся прообразами пророков Израиля, через которых Творец сообщал Свою волю народу.

Называя себя рабом Божьим, человек подчеркивает свое эксклюзивное положение, а именно личные отношения с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.

о том, почему мы называем себя рабами Божиими

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochemu-pravoslavnyh-nazyvayut-rab-bozhij-a-ne-syn-bozhij.html

Что значит раб Божий

В христианской культуре существует большое множество традиций, обрядов, с которыми мы довольно часто сталкиваемся, и они не вызывают у нас недоумение.

Тоже самое касается и специальных библейских фраз, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали для нас настолько обыденными, что мы даже и не знаем что они значат на самом деле. Именно поэтому существует разнообразные мнения относительно трактование и использования такой церковной фразы как «раб Божий».

Многие думают, что такое обращение является унизительным для человека. Однако не надо сразу думать, что это так. Сперва надо более детально изучить этой фразы и понять почему верующих именуют Божьими рабами.

Почему говорят раб Божий

Чтобы понять истинное значение этих слов необходимо абстрагироваться от других сферах жизни, где используется слово раб, тогда и не будет возникать недоразумения и пустые обиды, поскольку в религии значение этого словосочетание совсем иное. Наша духовное мышление не должно зависеть от обыденного понимания слова «раб».

Потому, что самая важное стремление Всевышнего заключается в том, чтобы каждый человек обрел вечное существование. В случае когда люди погрязли в грехах, то они просто обязаны не лишь уверовать в Господа, а и беспрекословно и смиренно подчинятся Всевышней доброй воле.

Ведь в самой Библии о таких людях сказано, в случаях, когда они решили изменить свою жизнь и перестали совершать грехи и избавились от нечистых мыслей и решили следовать благому велению Всевышнего, то таких людей и называют «рабами Божьими». В церковном обиходе данное словосочетание обозначает почетное звание.

Существует пару трактований словосочетание раб Божий либо ж раба Божья:

  1. У иудеев фраза «раб» вообще не употреблялось как что-то оскорбительное. Этим словом просто называли работяг.
  2. Основное стремление Всевышнего, заключается в даровании людям различных даров и показать нам дорогу к идеалу. Поэтому смиренно следовать благому умыслу Всевышнего не имеет под собой ничего оскорбительного.
  3. Чувственная окраска этого словосочетание призванная обратить наш взор на то как мы доверяем Всевышнему и насколько мы верны Ему. К Господу надо не только обращаться с просьбой о помощи в трудных ситуациях, но и благодарить за все блага которые у вас есть.
  4. Нужно еще упомянуть о характерных чертах той эпохи, в которой был рабовладельческий строй. Существовали лишь рабы и их владельцы. Однако в этой ситуации «раб» не подразумевает человека без прав.
  5. Но возникает вопрос почему именно раб Божий, а не отрок Господний? Считается, что взаимоотношения Всевышнего и людей включают в себя три ступени отношений: раб, работник и отрок. Такое разделение упоминается в предании о странствующем отроке.

Как объясняет церковь

Большинство преподобных отцов считают, что нужно выделять в словосочетании «раб Божий» вторую фразу. В том случае когда Вы принадлежите Всевышнему, то это обозначает, что никому больше вы не сможете принадлежать.

Принадлежать Господу это обретение уникальной свободы. Быть «рабом» Божьим считается наибольшей свободой, чем быть рабом своих предпочтений и шаблонов.
Поэтому не надо пытаться найти взаимосвязь трактования этого понятие в мирской жизни и в духовной. Ведь главное в христианстве это вера в Всевышнего и придерживаться канонам Божьим.

«Рабство» Господу

Принадлежность Господу в обобщенном понимании означает смиренное подчинение Всевышнему и противопоставляется другому пониманию как принадлежность греховному поведению.

Однако в более специализированном трактовании, это означает добровольное следование Господней воли подавляя свою на основе боязни расплаты, эта считается первой стадией отношений с Господом (вторая и третья это наемник и отрок).

Священнослужители делят на три ступени отношений с Господом:

Первая это раб, который следует за Богом по причине боязни расплаты;рабочий, подчиняющийся за деньги;

и отрок, который подчиняется из-за любви к Отцу.

Именно стадия сын считается самой высшей ступеней развития отношений с Господом. Как говорил преподобный Иоанн Богослов: «Любовь исключает боязнь, и идеальная любовь избавляет от страха, ведь в боязни существует страдание. Тот, кто боится не знает совершенную любовь»

Источник: https://www.o-vere.ru/chto-znachit-rab-bozhij.html

Почему говорят раб божий в православии, что это значит — Слово к Богу

  • Раб или сын
  • Церковь о понятии «раб Божий»
  • Что об этом говорят священники

Все знают, что рабство — ужасная вещь. Попадая в рабство, человек теряет свободу, возможность самостоятельно думать и передвигаться. Почему же тогда многие христиане с гордостью называют себя слугами Божьими.

Разобраться, что значит раб Божий в православии, нам поможет Священное Писание — Библия.

Библия объясняет выражение «раб Божий»

Не называйте меня рабом, даже Божиим!

Почему внецерковных людей смущает звание рабов Божиих, как слово «раб» может означать полное доверие и преданность – размышляет Сергей Худиев.

Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников.

Конечно, сам этот случай — чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Когда я называю себя «рабом Иисуса Христа», я испытываю некоторый трепет — так называл себя святой апостол Павел, святой апостол Петр, другие апостолы Христовы, священномученик Игнатий Богоносец и многие иные мученики, святые, подвижники, отцы и учители Церкви.Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» — было бы неуместной дерзостью.

«Мы с апостолом Павлом — рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его — не с гордостью, я его не заслужил и не мог — но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно — слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб — это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться — даже убить — безнаказанно.

Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать. Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти.

Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы — это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве. Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего — потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.

Мы боимся и не доверяем друг другу — и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства — потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо — в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно — но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими — но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься — и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация — и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку — не всегда источник угрозы.

Иногда — как для влюбленных — это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей — и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся. Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами — но такое иногда бывало.

Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина — и это вполне оправдывается.

Такое бывало — не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство — а отеческая забота. Увы, не слишком часто — мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое — и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас. Оно могло быть выражением благодарности и преданности — правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами.

Оно могло быть выражением принадлежности — как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» — и за ним следовали.Слово «раб» могло означать полное доверие — «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» — это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя! Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.

10:42-45).

Бог полностью отдал Себя творению — Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью — теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1432021374931045033/ne-nazyvajte-menya-rabom-dazhe-bozhiim/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие