Презорство что это в православии

Гордыня — главный грех | Православиум

презорство что это в православии

Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры

Что такое гордыня? Её называют прародительницей всех грехов. Это наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся в отвержении Бога и презрении людей.

Чем отличается гордость от гордыни? В  богословском понимании гордость и гордыня — синонимы. Кроме нескольких случаев, когда человек гордится родственником или своей страной. Но это исключение опасно: чуть больше тщеславия, и гордость за отца, например, превращается в гордыню.

Гордыня

Гордыня в православии резко порицается. И Ветхий, и Новый Заветы неоднократно предупреждают нас об опасности этого греха. В Евангелии олицетворением гордыни становятся фарисеи, которых не раз приводит Христос в качестве негативного примера. Именно гордость была самым первым грехом. Люцифер (Денница — «светоносный»), возгордился и пожелал стать богом, за что был свержен с неба. 

Почему Господь позволил этому случиться, почему не остановил? Бог, по Своей Любви и милости, дал и ангелам и людям великий дар — свободу. Свобода это и есть возможность самостоятельно выбирать между добром и злом. И затем нести ответственность за последствия своего выбора. 

Первые люди — Адам и Ева — неверно воспользовались своей свободой, проявив непослушание Богу. Именно из-за своей гордыни они были изгнаны из Рая. Страсть гордыни стала первым шагом к грехопадению. Разве смиренные ослушались бы Господа и захотели бы стать равными Ему? А именно это случилось с Адамом и Евой.

Поэтому святой Максим Исповедник сказал:

“Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали”.

Проявления гордыни

В чём проявляется этот грех?

“Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.” — пишет святитель Василий Великий.

Но всё это лишь первая ступень. Гордыня — корень всех грехов. Стоит только одному из мелких проявлений этой страсти начать развиваться, как к гордости прибавится множество других грехов. В этом-то и заключается главная опасность этой страсти. Сначала она захватывает мысли, а затем парализует и волю человека. Потом превращается в намерение, давая дорогу другим грехам. А затем выливается в греховные поступки, которые губят человека. 

Гордость ума — одно из проявлений гордыни. О ней говорится в книге пророка Исайи:

“Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!” (Ис 5:21).

Евангельские фарисеи, которых обличал Христос — были “заражены” грехом гордости ума.

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть. Это тот грех, который поражает в первую очередь тех, кто трудится на духовном поприще. Суть прельщения в том, что диавол принимает облик ангела или самого Бога, являясь человеку в мыслях, снах, а иногда и в реальности.

Опознать прельщение просто и сложно одновременно. Требуются искренняя молитва и подлинное смирение (кротость, любовь, принятие происходящего с миром в душе). Но когда человек в восторге от явления “божественного посланника”, ему очень сложно проявить смирение и усомниться в себе, в своём праве видеть и слышать ангелов.

Наказание за гордыню

Люцифер был самым приближенным к Богу ангелом. Но гордость лишила его радости пребывания с Богом и он превратился в средоточие злобы. Первые люди за гордыню лишились вечной жизни, были изгнаны из рая. Вместе с ними была проклята и вся их земля. Рожденное ими человечество вынуждено на протяжении всей земной истории бороться с проявлениями собственных страстей, выходящими из этой главной страсти.

Но самой большой печалью для них стало томительное ожидание пришествия Спасителя и Воскресения Его из мертвых. Только после этого Христос вывел всех праведников, ожидавших Его из темницы ада.

Гордый человек сам наказывает себя. Сначала грех отсекает его от малознакомых или незнакомых людей, потом — от родных и близких, а потом и  от Бога. И это самое страшное.

”Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю” — пишет о себе преподобный Ефрем Сирин. 

Как бороться с гордыней в самом себе

Согласно православному пониманию человеческой природы, чтобы начать борьбу с грехом, нужно сначала опознать гордыню в себе.

“Скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Чтобы от неё избавиться, нужно возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.” — говорит преподобный Паисий Святогорец.

Добродетелью, противоположной страсти гордыни, является смирение. “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” — первая заповедь блаженств говорит именно о смирении. “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Послание Иакова, 4:6). Развитие добродетели смирения способствует победе над страстью гордыни.

греховная страсть вытесняется из человеческой души главной добродетелью — любовью. Ведь именно в любви суть двух главных заповедей Нового завета:

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22:37–39). 

Главное — любить настоящей, истинной любовью. Не берущей, а отдающей. Любовь – это служение. И пример нам подаёт сам Иисус Христос:

“Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15).

Он любит нас просто за то, что мы Его дети. Так и мы должны любить Бога и ближних наших. Любовь предполагает жертвенность, а настоящая жертвенность даёт радость от осознания сделанного добра. Нам ведь гораздо приятнее делать подарки нашим близким, чем самим их получать.

Как сказано в Книге Деяний святых апостолов:

“Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать”.

Источник: https://pravoslavium.ru/gordynya-glavnyj-grex/

Пресвитер – кто это такой в православной церкви и кому можно занимать сан

презорство что это в православии

Каждый воцерковленный или интересующийся религией человек хоть раз, да слышал об этом, но мало кто способен объяснить, что такое сан пресвитера. А ведь за этим термином кроется богатая традиция священнического служения и история богословского развития в христианстве, с новозаветных времен. Разберемся в истории вопроса и узнаем, кого называют так сегодня.

Кто же это?

Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.

Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.

Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.

Важно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново

Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.

В ранней церкви

Слово «пресвитер» можно встретить уже в Новом Завете. С ним особенно часто можно столкнуться в Деяниях Апостолов. Как говорит Википедия, в то время он не всегда был человеком, иерархически на следующей, после епископа, ступени священства.

В апостольские времена этим термином обозначали часто просто старейшего в христианской общине. Иногда так называли кого-то из апостолов.
Вместе с тем, уже в новозаветных текстах прослеживается разница между пресвитерством как почетным званием и служением. Еще явственнее она проступает в писаниях мужей апостольских и раннехристианских апологетов.

Важно! С самого начала существования христианства к кандидатам в иереи предъявлялись определенные требования. А в самом их избрании участвовали и миряне, хотя право посвящения принадлежало лишь епископу. Отменил участие мирян в избрании Лаодикийский собор.

Из текстов следующего поколения мы можем составить представление о том, какими были обязанности раннехристианского иерея:

  • благословлять членов Церкви;
  • заменять епископа в качестве председателя собрания верующих;
  • обучать вере вместо епископа и по его благословению;
  • преподавать таинства, помимо самого священства, и совершение священнодействий;
  • принимать исповеди.

Епископ управлял вверенной ему епархией, советуясь с иереями, чья коллегия называлась «пресвитерием». Также их призывали на соборы, где они занимали места позади епископата.

Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Выдающаяся роль, которую играли священники в жизни церкви, оборачивалась для них часто тяжелой судьбой в периоды гонений. Среди них мы можем встретить немало мучеников, таких как Елима, пресвитер в Вавилоне, пострадавший при императоре Деции, ставших светочами христианской веры и после смерти. Мучеников из второго священнического чина называют священномучениками.

В православии

Кто такой сегодня пресвитер в православной церкви? Насколько его роль отличается от той, которую мы можем встретить в древности?

Окончательно православное священство оформилось к V–VI вв., когда четко были разделены роли между тремя санами – епископом (или архиереем), пресвитером (или иереем) и диаконом.

В последующее время основные изменения касались требований к образованию, моральному облику и возрасту кандидатов.

За иереем закреплена роль главного помощника и заместителя архиерея в священнодействии и обучении вере православных христиан. Поэтому так важно, чтобы он имел должный уровень образования.

Познавательно! История иконы Всецарица: каково ее значение и в чем помогает образ

В соответствии с каноническим правом Русской Церкви кандидат на рукоположение в России должен:

  • Окончить полный курс богословского образования в семинарии или духовной академии. Хотя в определенных случаях, правящий архиерей может разрешить стать священником диакону, который не окончил семинарию, или светскому лицу. Но они должны доказать свои знания и благонадежность.
  • Достигнуть определенного канонами возраста. Еще древними соборами он был определен как 30 лет. Как и в случае с образованием, дозволено отступление от этого правила, но лишь при наличии действительно серьезных оснований.
  • Быть или уже женатым на православной женщине или безбрачным, объявившим о своем желании остаться в этом состоянии навсегда. Разрешено рукополагаться и вдовцам.
  • Моральные качества кандидата должны быть безупречными.

Важно! Православные каноны выдвигают определенные правила и к физическому облику кандидатов. Правда, они не столь строги. Тут важно, чтобы физические недостатки не были препятствием для рукополагаемого исполнять в будущем священнические функции. Поэтому священниками не могут стать глухие, немые, слепые и не способные двигаться лица.

Неженатые, принявшие монашество иереи могут стать епископами.

В других конфессиях

В католичестве, а также протестантских общинах, где сохранилось епископство, пресвитеры занимают то же место в иерархии, что и в православии. Их функции также очень схожи. Разница состоит лишь в том, что в католической церкви миропомазание преподает только епископ.

Многие протестантские деноминации не признают священство в качестве таинства, что налагает свой отпечаток на роль пресвитера, которая в первую очередь становится административной и учительской.

Кроме того, существуют пресвитерианские церкви, где нет епископов. В них все управление делами церкви находится в руках коллегии пресвитеров.

Интересно! Как нужно правильно креститься православным

Как и в православии, в католической церкви и большинстве исторических протестантских деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканство) к кандидатам на роль пресвитера предъявляют определенные требования по минимальному возрасту, образованию и образу жизни.

Католические латинские священники, например, обязаны хранить безбрачие. В то же время протестантских пасторов это не касается – более того, они зачастую могут жениться уже после того, как вступили в должность.

В последнее время многие протестантские деноминации открыли двери для пресвитеров-женщин, а некоторые пошли дальше, поставляя женщин и в епископы. Это относится и к лютеранам (Церковь Швеции), и англиканам (Церковь Англии, Епископальная церковь США).

Пресвитерианство

Среди множества направлений протестантизма есть одно, которое взяло свое название от сана пресвитеров – пресвитерианство.

Тот, кого интересует вопрос, что же такое пресвитерианская церковь, должен будет обратиться к учению французского богослова Жана Кальвина, которое легло в основу учения этой деноминации. Именно его переосмысление на почве Шотландии породило ее.

Основной особенностью пресвитерианства стало отсутствие епископата. Эта конфессия организована по конгрегационному принципу:

  • Приходы возглавляются пасторами и советом пресвитеров.
  • Несколько приходов составляют пресвитерии.
  • Генеральные синоды, являющиеся высшим органом управления, формируют представители пресвитериев.

Пресвитерами в этой деноминации называют не только возглавляющих общину пасторов, но и избираемых ею старейшин, заведующих финансовыми и административными вопросами.

Пресвитерам помогают диаконы. Таким образом, пресвитерианская церковь лишена столь строгого иерархического начала, типичного для православия, католицизма или лютеранства.

Хотя первые кальвинисты появились в Московском царстве еще в XVI в., но настоящее пресвитерианство в Российской империи появляется в середине XIX в. В 1860 г. миссионер из США Истон и проповедник-турок Кашамош организовали первые общины пресвитериан в Ереванской губернии, которые постепенно и разрослись по всей империи.

Важно! Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

На сегодняшний день пресвитерианство представлено в большинстве регионов России, особенно сильно в Москве и Санкт-Петербурге. Общины северной столицы объединяет Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга, который является незарегистрированным координационным органом.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/izuchaem-tserkovnye-terminy-presviter-kto-eto-takoj.html

Как вести себя с враждующим против нас?

презорство что это в православии
Категория вопроса: Грехи, Общество и окружение

Вопрос:

Батюшка,благословите! Хотелось бы узнать у Вас, как правильно поступать в сложившейся ситуации. Моя коллега по работе, с которой мы несколько лет были в хороших отношениях, вдруг в абсолютно для нее безобидной ситуации вспылила на меня,накричала, несправедливо обвинив меня при этом во всех бедах. В течение нескольких недель до этого она при случае как бы невзначай пыталась меня уязвить, задеть за живое.

Зная ее не совсем уравновешенный характер, я пытался не замечать уколов, переводил все в шутку.Несколько раз, когда ее тон был слишком вызывающим, я просто спросил, чем вызвал ее раздражение, и извинился за то, чего даже не совершал. Т.е.,чувствуя, что меня провоцируют, но не понимая причины,я старался сохранить добрые отношения. И даже когда произошел этот всплеск, я сначала отнес его на счет известных физиологических особенностей женского организма.

Однако прошла уже неделя, а человек пышет злобой. Я с ней здороваюсь, она со мной-нет. А по работе я с ней должен общаться постоянно.И, кстати, злоупотребив положением, она действительно может изрядно потрепать нервы.Подобные эксцессы у этой женщины случались и с другими людьми. И одного человека не без ее участия уволили. В той истории я пытался ее успокоить, прекратить злословие переводом разговоров в другое русло, найти плюсы у того, на кого она злилась. Теперь попался сам.

Чувствую, что ее злоба постепенно перерастает в ненависть, но не понимаю, в чем дело.Молился за нее, целовал крестик. Да и вообще — не хотел конфликта, хотя и понимал, что он возможен.К тому же, был с ней слишком открыт, делился многим.Проблема еще в том, что Церковь за нее молиться не может- она мусульманкаКонечно,у меня есть грехи, возможно, и даже скорее всего, что именно из-за этого и возникла данная ситуация. Но я недавно в них каялся.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто не проиграл ни одного сражения

Вот и хотел попросить у Вас,батюшка,совета-стоит ли пытаться наладить отношения, или просто выжидать время? Думаю, что неприятие может только усилиться.

Вопрос задан:
31 октября 2016

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Александр! Мы не должны забывать, что человеческая природа, как таковая, в Адаме, получила серьёзное повреждение: стала страстной, тленной и смертной. И каждый из нас, как потомок падшего Адама, несет печать этих повреждений. А потому, все мы — больны грехом. Греховные болезни и обнаруживают себя в ситуациях, подобных Вашей. Что делать?

Сначала, начните с анализа собственной души и покаяния перед Богом в тех грехах, которые в ней обнаружите.

Возможно, Вы заметите и те страсти, что могли спровоцировать Вашу коллегу к враждебным действиям, как то: неуступчивость, осуждение, презорство, самооправдание и пр.

В этих слабостях особо попросите у Бога прощения, постаравшись осудить себя, а не обидчицу. Святые отцы наставляют, что нужно В СЕБЕ искать причины неприятных ситуаций. Принеся личное покаяние, исповедуйтесь и причаститесь.

Возьмите на себя посильное молитвенное правило об умиротворении враждующих. Найдя в молитвослове соответствующие молитвы, ежедневно, с верой и надеждой на помощь Божию, читайте их. Хотя Ваша коллеги и мусульманка, но частная молитва за неё возможна и необходима.

И наконец, при помощи молитвы и волевого усилия, постарайтесь подавлять в себе неприязнь и прочие недобрые чувства, но, при случае, сказать обидчице приветливое слово, и даже оказать какую – либо услугу или помощь.

В начале совершения данного делания, у Вашей коллеги может произойти обострение отношений с Вами. Не пугайтесь этого: молитва начинает тревожить духов злобы, гнездящихся в сердце человека.

Но постепенно, с Божьей помощью, эти состояния могут пройти, и человек смягчится сердцем и изменит к Вам своё отношение. Господь Вам в помощь!

страницу   < Все вопросы Задать свой вопрос священнику

Можно — ли мне исповедоваться и причаститься, если мой муж мусульманин, но я христианка?

Источник: https://pravoslavie.kg/answers/648

Презрение: что это такое, чем опасно и что за ним скрывается

Что такое презрение: результат субъективной оценки окружающего мира или отражение комплексов человека? Сарказм, ядовитые насмешки, злорадство, хлесткие комментарии и критика – основные формы проявления презрения. Почему люди ведут себя именно так? Может быть, они пытаются заставить кого-то страдать так же, как страдают они сами? Давайте во всем разберемся.

Презрение и презирать: что это такое

Презирать можно что угодно: отдельные качества личности, людей, явления, предметы, поступки, мысли, эмоции. Например, можно презирать смерть, опасность, гордыню, социальные нормы и правила, прочее. Для того чтобы определить значение слов «презирать» и «презрение», мы проанализировали толкования в разных словарях: Ефремовой, Даля, Ушакова. Давайте рассмотрим подробнее.

Значение слова «презирать»

В словаре Ефремовой понятие имеет два значения. Презирать – это:

  • относиться к кому-то или чему-то с презрением, то есть считать недостойным уважения;
  • отрицать, обесценивать, пренебрегать чем-либо или кем-либо, то есть лишать внимания.

Что значит «презирать» по словарю Даля: пренебрегать чем-либо или кем-либо. Считать ничтожным, малым, недостойным внимания и уважения.

Аналогичное значение термина раскрыто в словаре Ушакова. Пренебрегать – значит отвергать (отрицать), считать недостойным внимания и уважения, ничего незначащим. Чаще всего используется в таких словосочетания: презирать трусов, клевету, себя за слабости. Еще одно значение по словарю Ушакова – не бояться (не признавать). Например, презирать опасность (не бояться опасности).

«Презирать» в значении «считать недостойным внимания» признано устаревшим. Современных значений два: пренебрегать (отказываться, отрицать) и считать что-то ничтожным, относиться без уважения. Однако иногда слово употребляют во всех трех значениях.

Слова, похожие на термин «презирать»: ни во что не ставить, смотреть свысока, принижать, унижать, обесценивать, игнорировать, пренебрегать, не замечать.

Значение слова «презрение»

В словаре Ефремовой слово имеет три значения. Презрение – это:

  • процесс действия, аналогичный по значению слову «презирать»;
  • высшая степень неуважения, пренебрежения к чему-либо, кому-либо;
  • безразличие к чему-либо или кому-либо, пренебрежительное отношение.

В словаре Даля нет слова «презрение», поэтому мы воспользовались словарем Ожегова. Там под этим подразумевается крайне неуважительное, пренебрежительное отношение к чему-либо или кому-либо.

В словаре Ушакова под презрением понимают негативное чувство, отношение к кому-то или чему-то как глубоко недостойному, подлому, ничтожному, аморальному.

Это негативное отношение к кому-то или чему-то, которое базируется на признании объекта презрения как недостойного внимания, уважительного отношения. Объект презрения недостоин, чтобы его боялись, уважали, принимали, считались с его мнением.

Используется в следующем значении: испытывать чувства презрения к кому-то (чему-то), относиться с презрением к кому-то (чему-то).

Что значит презирать человека

Презирать человека – это значит считать кого-то недостойным уважения, относиться к нему пренебрежительно, не считаться с его мнением. Относиться к кому-то с презрением – значит относиться с отвращением. Это негативное чувство, которое основано на высокомерии, осуждении, ненависти, гордыни. Очень часто пренебрежительное отношение сочетается с пожеланием зла другому человеку.

Как правило, человека презирают за что-то. Чаще всего за отдельные черты характера, поступки или мысли. Но иногда поводом для презрения становится внешность или социальный статус. Например, многие презирают людей без определенного места жительства или людей с зависимостями, людей с низким уровнем достатка.

Причины презрительного отношения

Почему некоторые люди презирают других? Потому что боятся (как бы странно это не звучало, учитывая одно из значений слова).

В том, кого презирают, они видят что-то похожее на себя или то, что они уже смогли преодолеть, но боятся вернуться, или то, с чем они не сталкивались, но очень боятся столкнуться. Например, некоторые похудевшие люди начинают ненавидеть полных. Почему? Потому что боятся сами снова стать такими.

Почему богатые люди презирают бедных? Потому что сами боятся потерять статус, состояние. Почему кто-то презирает других за лень? Потому что подсознательно понимает, что и в нем живет это.

Что такое презрение на самом деле, или что за ним скрывается:

  • страх стать таким же, кого презирают;
  • внутренние запреты (человек презирает тех, кто не запрещает себе делать то, что ему хочется);
  • презрение к самому себе, обида на себя;
  • непринятие себя и нелюбовь к себе;
  • высокомерие, чувство собственного превосходства, гордыня, эгоизм и эгоцентризм;
  • нарциссизм и психопатии (это клинический случай, с этой проблемой нужно идти к психиатру).

Причины презрительного отношения всегда заложены в том, кто презирает. Как правило, это люди с заниженной самооценкой, комплексами и внутренними противоречиями. Они привыкли чувствовать себя ненужными, защищаться. Выбрали тактику «лучшая защита – это нападение».

Презрение – черта незрелой личности. Это детская реакция. Впервые ее осваивают дети в 4–7 лет, максимальное выражение она находит в подростковые годы. По мере взросления личности презрение уходит из жизни человека.

Но если взросления не произошло, то примитивная реакция оппозиции остается.

Возмущение, жизнь на эмоциях, неспособность мыслить рационально и контролировать себя, неспособность проявить себя, заслужить уважение и признание, неспособность понять себя и других – это заставляет подростков занимать оппозиционное положение. А что движет взрослыми? То же самое.

Как проявляется презрение

Презрительное отношение заметно в речи, мимике, жестах, поступках человека. Вот лишь некоторые из главных маркеров:

  • сарказм,
  • злые насмешки,
  • критика,
  • оскорбления,
  • высмеивание,
  • ухмылка,
  • заискивающий тон голоса,
  • закатывание глаз,
  • одна приподнятая бровь,
  • взгляд сверху вниз,
  • скептически скрещенные на груди руки,
  • безэмоциональность в голосе,
  • игнорирование оппонента,
  • увеличение дистанции,
  • выражение брезгливости,
  • отведение взгляда в сторону («фу, смотреть противно»),
  • отстраненность.

Такие люди неприятны в общении. После диалога с ними возникает ощущение, что на вас вылили ушат помоев. Что интересно, сами высокомерные типы уверены, что другие относятся к ним плохо, без должного внимания и уважения. Что их недооценивают.

Чем опасно презрение

Презрение: хорошо это или плохо? Плохо, притом как для человека, который презирает, так и для того, кого презирают. Пренебрежительное отношение к кому-либо говорит о том, что в человеке живет недостаточно любви и доброты, уважения как такового.

Он поставил себя выше других, решил, что может судить и осуждать. Если человек будет игнорировать в себе эти проявления, то негативные эмоции и чувства поглотят его. Пренебрежительное отношение к кому-то с легкостью переходит в злость, ненависть, ярость, насилие.

А круг того, что человек презирает, стремительно расширяется.

Справедливости ради стоит отметить, что иногда презрение – это хорошее чувство. Нельзя полностью уничтожать его, потому что оно помогает искоренять антисоциальное и безнравственное поведение. Оно выступает в качестве социального контроля, регулятора поведения людей.

Например, нужно воспитывать пренебрежительное отношение к сексуальной распущенности, преступлениям, трусости. Но вместе с этим важно следить за тем, чтобы пренебрежительное отношение не переходило в ненависть. Осуждение должно сочетаться с желанием и возможностью помочь.

Как избавиться от презрения

Если вы хотите прекратить относиться уничижительно, высокомерно, неуважительно к другим людям, то начать придется с себя. Осознайте, что причина – ваши страхи. Вы боитесь оказаться на месте того, кого презираете. Разберитесь с этим. Подумайте, что конкретно вы ненавидите в других (презираете). Этого вы и боитесь. Почему вы этого боитесь? Как от этого избавиться? Избавляйтесь от своих недостатков, комплексов, травм, фобий.

Если вы видите в ком-то худшую сторону себя или себя в трудный момент жизни, то попробуйте заменить ненависть состраданием. Вспомните, как было тяжело вам, что вас спасло, о чем вы в тот момент мечтали. Воспитывайте в себе любовь и доброту. Принуждайте себя в каждом человеке находить что-то хорошее. Научитесь прощать, начните с себя. Обратитесь сами к себе, выясните, за что вы до сих пор корите себя.

Итак, как избавиться от презрения к другим и себе:

  1. Определите, что именно вы презираете, и что вас пугает. Это же вы не принимаете в себе.
  2. Определите на кого и за что вы до сих пор злитесь, обижаетесь. Простите себя и этого человека.
  3. Избавьтесь от высокомерия и гордыни. Воспитывайте в себе любовь, доброту, сострадание. Старайтесь понять других людей, займитесь социально полезными делами.
  4. Учитесь видеть хорошее, достоинства людей и прекратите концентрироваться на негативе, недостатках. Сначала будет тяжело, но с каждым днем это будет даваться все проще.
  5. Разрешите себе и другим людям ошибаться. Учитесь извлекать уроки из ошибок, воспринимать их как возможности для роста. Примите свои недостатки и несовершенство других людей.
  6. Разберитесь с детскими травмами, старыми обидами, внутренними конфликтами, комплексами и т.д. Если не получается сделать это самостоятельно, то обратитесь к психологу.

При условии регулярных тренировок это войдет в привычку, и скоро вы избавитесь от презрения. Главное, понять, что презрение к другим – результат ненависти к себе или старой обиды на конкретного человека.

Если вы презираете сами себя, то дело во внутреннем конфликте, чувстве вины. Алгоритм действий тот же, что при избавлении от презрения к другим: найти причину, понять и принять себя, простить себя, выстроить жизнь по новому алгоритму, согласно своим желаниям и потребностям, особенностям.

Если вы оказались объектом презрения, то подумайте, нужны ли вам отношения с этим человеком? Не принимайте все на свой счет. Это он в вас увидел что-то свое. То, что он не принимает и не любит в себе. То, чего боится.

Источник: https://onona.online/psihologiya/prezrenie

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле — Православный журнал

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно.

Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный.

Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.

Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25).

Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога.

Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости.

Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бог сотворил человека

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти.

На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть.

Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке.

Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения.

Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности.

При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах.

Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Источник: https://foma.ru/7-smertnyix-grexov-ili-skolko-strastej-mogut-nas-pogubit-na-samom-dele.html

Презрение — Психологос

​​​​​​​ ​​​​​​​ Презрение — отношение или эмоциональная реакция, дающая негативную оценку, утверждающая отсутствие у человека или предмета презрения какой-бы то ни было величины или значения. «Я вас презираю!» значит «Вы для меня — никто». «С презрением к опасности» — значит «игнорируя опасность».

Презрение — достаточно низко-тонная эмоция, чаще характерна для людей с негативным мировосприятием.

Как делается презрение

  • желание отодвинуться,
  • взгляд, оценивающий сверху вниз и снизу вверх (иногда на мгновение вклучается удивление типа «А ты кто тут такой?»)
  • одновременно с недовольным выражением лица, близким к брезгливости. В брезгливости явно поднимается верхняя губа кверху, как бы закрывая нос («не хочу это вдыхать!»), в презрении это выражено чуть-чуть.
  • завершается отведением взгляда и отворачиванием: «На такое смотреть не хочется, это недостойно моего внимания».

Кто и зачем делает презрение

Презрение, как и большинство отрицательных выучивается детьми обычно в возрасте от 4 до 7 лет, после чего активно используется в статусных играх для поднятия себя и опускания других. Часто идет в связке со скукой и возмущением.

Возмущение — выплеск энергии, выражающий сильное переживание, активное недовольство, негодование и яркий эмоциональный протест.
Возмущение — это удивление и ярость.
Словом «возмущение» люди обозначают самые разные переживания: обиду и гнев, зависть и ревность

Презрение — характерный момент для подросткового и юношеского негативизма.

Склонность возражать — одно из проявлений негативизма, и его можно использовать. Девочка-подросток осваивает туфли на высоких каблуках. «Тебе наверное трудно ходить на таких высоких каблуках?» — Естественно, она возразит: «Нет, нормально!» — Ну и хорошо, дала сама себе правильное оперативное внушение.

Нередко сохраняется и в более взрослом возрасте у человека-ребенка, используется как любимая фенька и просто привычка у истероидов.

Смотри видео-фрагмент из фильма «Ликвидация»: возмущенное презрение на лице актрисы и фраза «Не надо мне этих пошлых комплиментов». Презрение сделано на пустом месте и должно поставить ухаживающего мужчину в затруднительное положение, заставить его оправдываться.

Как негативная оценка, часто оказывается конфликтогеном («позиция превосходства», «оскорбление»).

Привычка выражать презрение может стать чертой характера, отпечатываться почти анатомически (презрительное выражение глаз), что приводит к негативному предубеждению в отношении окружающих и мешает установлению близких отношений с людьми.

С другой стороны, презрение нередко используется сильными людьми, лидерами, как для утверждения собственного статуса, так и в качестве знака о принятом управленческом решении.

Смотри видео-фрагмент из фильма «Ликвидация», где маршал Жуков, встретившись с отсутствием самообладания и трусостью, принимает решение по поводу этого человека («это никто») и фиксирует его себе и окружающим выражением презрения.

Направление личного развития

Как мелкая ситуативная игра и эмоциональная гимнастика, презрение так же хорошо, как и любое душевное движение. Если вы вообще редко двигаете душой, то поучитесь хотя бы делать презрение! Смотри Эмоциональная гимнастика

С другой стороны, присмотритесь: презрение очень редко бывает конструктивной эмоцией. Бывает? — Да, бывает. Редко? — Да, редко. Поэтому стоит ли становиться человеком, у которого презрение — любимая эмоция, у которого презрение уже написано на лице? — Нет, не стоит. И отношения с людьми от этого лучше не становятся, и лицо становится менее привлекательным. Привычка к презрению — дурная привычка. Пусть презрение посещает вас как можно реже, а для этого делайте простые вещи.

Во-первых, создавайте себе окружение из достойных людей, которые вызывают у вас уважение и восхищение, а не негатив и презрение.

Во-вторых, отучайте себя от привычки выражать презрение, переживать презрение, рассказывать о своем презрении: это не сделает вас ни более счастливым, ни более привлекательным человеком.

Привычка к презрению — дурная привычка

И в целом, как общее направление развития — отучайте себя от привычки жить в эмоциях. Когда человек в эмоциях, он хуже понимает слова и поступки тех, кто рядом. Бросаться презрением и другими эмоциями — ума много не нужно. Приучайте себя думать и эффективно действовать — так вы быстрее сможете жизнь вокруг себя сделать достойной и красивой.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prezrenie

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Красота спасет мир кто сказал

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

ПРЕЗОРСТВО

Ангелы Божии отторгают от лица Божия, и от взора Его, и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится Ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения

Преподобный Симеон Новый Богослов

Иисус Христос (Спаситель)

Презорство фарисея

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». 

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:10-14).

Святитель Василий Великий 

(Толкование на пророка Исаию)

Началом гордыни бывает презорство

«День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго».

Может быть, первый грех есть досаждение (презорство) и гордыня, потому что диавол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собой сопротивные силы, говоря: «выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу; взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13-14). Поэтому с сего же начинается и отмщение.

И если кто «разгордевся в суд» впал «диаволь» (1 Тим 3:6), то и осужден будет вместе с началовождем и как бы зиждителем гордыни, ибо Господь «гордым противится» (1 Пет. 5:5). Началом гордыни бывает обыкновенно презорство.

Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других — людьми низкого происхождения, иных же — невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным, и презрение служит для него началом гордыни. Ибо гордиться — значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого.

И презорство есть начало гордыни, и гордыня — злое порождение презорства. Посему и отмщение «на всякаго досадителя и горделиваго», потому что сродные грехи и наказываются подобным образом. Итак, славный день Господень принесет с собой отмщение «на всякаго досадителя и горделиваго». Но мы, бедные, каждый день предаваясь сим порокам, и не разумеем, как злогрешим. «Досадители» (злоречивые) «Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6:10).

А мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь и сделаются как бы стеной, чрез которую нельзя перейти. Кто из нас не превозносит сам себя? Кто не презирает ближнего? Но презорство важнее злоречия. Ибо последнее есть бесчестие, наносимое только словом, а презорство имеет в виду пристыдить оскорбляемого самым делом.

Конечно, возможно высокому ныне, если захочет, снизойти до смирения смиренных, и есть опасность, что смиренный ныне будет приведен в возношение гордых. Ибо самая мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению, и превозноситься над тем, кто по-видимому великий грешник, есть уже страшная гордыня, которую допустил в себе фарисей пред мытарем.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Демоны овладевают душой с тиранством за презорство к Богу

Великий вред бывает от того, если кто не молится Богу, ибо душа такого оставляется лишенною Божия  просвещения, божественной силы и покоя от демонских искушений, и демоны непрестанно возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение. Как для тела необходимо погребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т. е, молитва.

Но опять, если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, какой надлежит иметь тому, кто предстоит пред Богом, пред Коим трепещут Херувимы, для того не только это никакой не приносит пользы, тот не только несет ущерб но терпит несравненно пагубнейший вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие.

Ибо, как телохранители царские тотчас восхищают от лица царева и выгоняют вон того, кто стоит пред царём небрежно, без страха и благоприличия, и царь не воспрещает им этого, так и Ангелы Божии отторгают от лица Божия, и от взора Его, и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится Ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения, и тогда тотчас схватывают его демоны с дерзостью и насилием и кружат его, где хотят, по местам срамным и нечистым, или по делам злым, или по вещам суетным и бесполезным. И ни сам страждущий сие от демонов не чувствует того, ни Бог не сжаливается над ним и не освобождает его от сего за то, что тот презрел Его и преступил заповедь Его, которая повелевает: работайте, Господеви со страхом, а радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2:1)). Потому гораздо лучше было бы для такого, если бы он совсем не молился, потому что демоны ни за какие грехи не овладевают душой с таким тиранством, как за презорство к Богу. И земной царь должникам своим и тем, которые в чем-либо погрешают пред ним, терпит, а для тех, которые  презирают его, бывает тяжким и страшным отмстителем. Почему нет большего греха, как молиться Богу с презорственным небрежением.

Кто молится.. с презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог

Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностью и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог

Преподобный Нил Сорский

О презорстве и гордости

Что и говорить о презорстве и гордости, взывает он, скорбя. Имена у них различны, а, в сущности, они одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение; и все они преокаянны, как говорит Писание: Бог гордым противится; и: мерзость есть пред Господом всяк высокосердый (Притч. 3:34; 16:5), и нечист именуется.

Преподобный Иоанн Кронштадский 

От чего хула и презорство?

Хула и презорство к духовному слову происходит от чего? От гордыни сердца нашего, от кичливости нашего разума.

Презорство наше к ближнему согрешающему

Диавол с лукавством побуждает нас — вместо того, чтобы раздражаться на него самого, — внушает нам замечать грехи ближнего, чтобы нас озлобить, раздражить против человека, возбудить презрение к нему, и таким образом держит нас во вражде с ближними и с Самим Господом Богом.

Потому надо презирать самые грехи, погрешности, а не ближнего, делающего их по наущение диавола, по немощи, привычке; ближнего же жалеть, с кротостью, с любовью вразумлять его, как забывающегося или как больного, как пленника, невольника своего греха.

А злоба, презорство наше к ближнему согрешающему только увеличивает его болезнь, забвение, духовный плен его, а не уменьшает, да и нас делает как бы умопомешанными, больными, пленниками собственных страстей и диавола — их виновника.

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Рождающееся презорство к братиям других обителей

Отцы воспрещают избирать в место жительства славный монастырь во мнении мирских людей: тщеславие, общее всему монастырю, необходимо должно заразить и каждого члена. Опыт показывает, что все братство может заразиться духом тщеславия не только по причине вещественных преимуществ своего монастыря, но и по причине высокого мнения мирян о особенном благочестии его устава.

Рождающееся отсюда презорство к братиям других обителей, в чем именно и заключается гордость, отнимает возможность иноческого преуспеяния, основанного на любви к ближним и на смирении пред ними.

— В пример того, каким образом соблазн, действуя мало-помалу на инока, как бы неприметно и нечувствительно может, наконец, возобладать им и ввергнуть его в страшное падение, приводим следующую повесть: «В египетском ските был некоторый старец, впадший в тяжкую болезнь и принимавший услужение от братии. Видя, что братия трудятся ради его, он задумал переместиться ближе к селениям, чтоб не утруждать братию.

Авва Моисей (вероятно тот, которого преподобный Кассиан называет рассудительнейшим между отцами скита, вообще отличавшимися обилием духовных дарований) сказал ему: «Не перемещайся в соседство селений, чтоб не впасть в блуд». Старца удивили и огорчили эти слова, он отвечал: «У меня умерло тело, и об этом ли ты говоришь»? Он не послушал аввы Моисея и поместился в соседстве мирского селения.

Жители, узнав о нем, начали приходить к нему во множестве. Пришла послужить ему ради Бога и некоторая девица. Он исцелил ее — видится: девица имела какой-нибудь недуг, а старец имел дар чудотворения, — потом, по прошествии некоторого времени, пал с нею, и она сделалась беременною. Поселяне спрашивали ее: «От кого она беременна»? Она отвечала: «От старца». Ей не верили.

Старец говорил: «Я сделал это, но сохраните дитя, которое должно родиться». Дитя родилось, и было вскормлено грудию. Тогда, в один из праздников скита, пришел туда старец с дитятею за плечами, и вошел в церковь при собрании всего братства. Братство, увидев его, восплакалось. Он сказал братии: «Видите дитя: это — сын преслушания». После этого старец пошел в прежнюю келлию свою, и начал приносить покаяние Богу». 

Преподобный Лев Оптинский

Где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает 

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/prezorstvo.html

Что такое Презрительность? | 101Я

Добавить в избранное

Считается что Презрение это Чувство человека окрашенное отрицательно. Презрение это Чувство, возникающее по отношению к человеку, демонстрирующему качества или поведение, которые человек не позволяет себе демонстрировать, так как социальное общество это не воспринимает.

Проявления Презрительности

Порочное чувство Презрительности, существует только среди социума людей.  С осознанием мира человек засорил свою душу комплексами неполноценности, чувством вины и презрения.

Для презрения характерно специфическое выражение Лица Презрения или маки Презрения, сопровождающийся язвительной усмешкой.

Холодный взгляд Гордыни, как будто сверху вниз, приподнятые брови и верхнюю губу или сжатые уголки губ, при этом сковывается полностью мыслительный процесс и свобода мышления.
Снисходительно общение, как внешний признак Презирающего человека и чувство Вины презираемого человеком.

Отрицательное влияние Презрительности

Презрение и связанные с ним предрассудки ограничивает разум и мешает видеть мир во всей красе. В тоже время, человек, который испытывает на себе презрение, живет с хроническим чувством стыда.
Затем Стыд может перерасти в низкую самооценку и чувство собственной неполноценности, и защитную реакцию Закрытости. Презрение порождает холодность и отчужденность в отличие от Гнева, когда человек вскипает и получает мощный импульс к действию.

Презрение часто сопровождается отрицательными свойствами характера как Хитрость и Коварство. Презрительность в крайних проявлениях, не только унижает, но и обезличивает самого человека, поэтому презрение часто становится мотивом к убийству и массовому истреблению людей.
В презрении к другому человеку проявляется превосходство над ним, гипертрофированно возвышается чувство собственной значимости.

Рекомендации

Дайте себе установку и запретите себе осуждение и презрение, деление мира на хорошое и плохое, черное и белое. Избегайте оценок и наклеивания ярлыков на Людей.Если вы постоянно сталкиваетесь с подонками и мошенниками, ищите причины в Вас самих.Может в вашем подсознании укоренилось убеждение о несправедливости мира. Привлекайте в свою жизнь хороших людей, которые Вам нравятся.

В окружающих и близких замечайте их положительные стороны.В каждом человеке есть плюсы и минусы, бог и дьявол, позитивное и негативное. Психологически здоровая личность ищет в людях их лучшие качества, фокусируется на них и старается их развить.

У каждого человека, своя картина мира и свой путь.

Ели хотите не встречаться по жизни с безнравственными, на ваш взгляд, людьми, измените свой образ мыслей.

Последствия

Презрение – это, прежде всего, риск оказаться на месте презираемого. Мы придаем избыточное значение своему миропониманию, считаем свой образ жизни единственно верным.
Вам могут легко простить Обиду, но Презрение не простят никогда. Презрение – это мощный удар по внутреннему устройству и самолюбию человека, собственной самооценке. Шрамы презрения не затягиваются.

Особенно болезненно и опасно для человека презрение к самому себе. Оно разрушает его, человек деградирует. Человек испытывает беспокойство, тревогу, переходящую в депрессию.

Это пренебрежительное отношение к кому или чему-нибудь и, в конечном счете, крайне опасное для ее обладателя качество личности. Люди презирают не столько порок проституции, алкоголизма, бомжевания,  сколько несчастье и слабость.

Почему законы Вселенной не приемлют презрение и почему за презрение такое жесткое наказание? Ответ простой- презирая человека, мы, тем самым, желаем, чтобы он исчез из нашей жизни на веки вечные, подсознательно уничтожая его. Мы не согласны с его существованием, не принимаем его. Подсознантельный импульс Презрения и Неприязни транслируется на этого человека как импульс к желанию убить этого человека.

Наше проявление недовольства жизнью, где мы обвиняем Создателя, что он не все хорошо продумал. Полярность во Вселенной и устройство нашего мира никто не отменял. Если вы придаете излишнюю значимость красоте, вы притягиваете в свою жизнь уродство.
За ширмой текущих дел, мы отказываемся воспринимать принцип, что если звезды зажигают,значит, это кому-нибудь нужно? Мы отрицаем мир.

Содержать презрение в своем подсознании очень накладно. Вы притягиваете в свою жизнь презираемых людей: подонков и негодяев. Вы их создали своими мыслями. Вот они и материализовались. Эмоциональная трансляция образа вво вселенную, вот и получите, образ презираемого, который появился в Вашей жизни.

Никто не спорит, что лучше быть умным, богатым и здоровым, чем глупым, бедным и больным, однако если Вы явно в гипертрофированной форме демонстрируете свое умственное превосходство, богатство и здоровье, то Вы привлекаете в жизнь глупость, бедность и болезнь.

Источник: http://101ya.ru/chto-takoe-prezritelnost/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что относится к мировым религиям

Закрыть