Почему рюрика призвали княжить

Рюрик: 6 главных тайн основателя Руси

почему рюрика призвали княжить

Про легендарного основателя древнерусского государства неизвестно очень многое, вплоть до того, был ли этот человек на самом деле. Скорее всего, на большинство вопросов уже никогда не удастся дать бесспорных ответов.

Вопросы идентификации личности

О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, говорят только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по прозвищу Метатель Колец, датском конунге.

Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Кстати, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика.

Идентичен ли он летописному Рюрику — правдоподобно, но не доказано.

Были ли у него братья

Летопись сообщает, что Рюрик пришёл княжить не один, а с двумя братьями — Синеусом и Трувором, которые вскоре умерли.

В XIX веке большинство учёных постепенно склонилось к версии, что эти имена, как и личности, явились выдумкой летописца, не понявшего шведских слов sine hus и thru varing, означавших «свой род» и «верная дружина».

Однако в настоящее время многие исследователи разделяют точку зрения, что Синеус и Трувор были скандинавскими именами собственными, производными или искажёнными от Сигнйотр и Торвардр.

Где они княжили

Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус — в Белоозере, у веси, а Трувор — в Изборске, у кривичей. Если существование данных племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск.

В Новгороде не найдено следов поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что более ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.

Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совершенно непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи. Если у этого сказания есть хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы сложилась ещё до прихода Рюрика на княжение. В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.

Также не понятны отношения Рюрика к городу, который потом почти три подряд столетия был центром Русского государства — к Киеву. Согласно тем же летописям, только «вещий» Олег — регент при сыне Рюрика Игоре — завоевал Киев, убив княживших там (тоже варягов) Аскольда и Дира.

Русский каганат впервые упоминается в западных источниках в 839 году, а киевский князь впоследствии именуется каганом. По мнению большинства историков, Русский каганат находился где-то на юге.

Следовательно, его возникновение, как и Киевского княжения, кто бы ни был их основателем, никак не связано с Рюриком.

Было ли варяжское завоевание

Исходно многие учёные не доверяли летописному преданию о добровольном призвании варяжских князей. Учитывая, что в те же самые времена норманны разоряли страны Западной Европы, основывали в ней свои королевства, держится версия, что имело место завоевание славян варяжскими дружинами. Об этом свидетельствует и глухое упоминание в летописи о годах, предшествовавших призванию варяжских князей: «Взимали дань варяги из-за моря с словен, и с чуди, и с веси, и с мери, и с кривичей».

Кроме этого упоминания, есть и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных столкновений не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.

Этническое происхождение Рюрика

Гипотеза о скандинавском происхождении варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там были государства поморских славян. На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.

Среди поморских славян было племя ободритов, у которых упоминается столица Рерик.

По мнению ряда историков, начиная с Степана Гедеонова в середине XIX века, имя основателя древнерусской государственности связано с этим местом, а сами варяги/русь — племя поморских славян. В пользу этой версии приводят ещё и такие сопоставления, что среди этих славян было племя варги (созвучное варягам), арабские географы упоминали «остров русов» где-то на севере (ср.

Руяна), а Рерик созвучно древнеславянскому Рарог, означавшему сокола; между тем трезубец — символ династии Рюрика — не что иное, как стилизованное изображение сокола.

Был ли Рюрик основателем княжеской династии

Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году.

Игорь жил до 945 года, причём умер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна.

По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о происхождении всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.

Осознание принадлежности к потомкам Рюрика появляется не ранее XVI столетия — только у Ивана Грозного. Его предков, судя по всему, такие вопросы не волновали. Историк Аполлон Кузьмин в 1969 году выдвинул гипотезу, согласно которой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», был реальным предком русской княжеской династии.

Он трактовал выражение «Слова» «на седьмом веку Трояна» как на седьмом поколении Трояна. Это выражение применено в «Слове» к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1077). Тогда гипотетический Троян должен был приходиться Игорю дедом.

Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп.

Таким образом, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.

Выводы

Итак, то, что мы знаем (вернее — то, чего мы не знаем) о Рюрике, не позволяет достоверно судить об его этнической принадлежности, годах жизни, политической и исторической роли, местопребывании и родственных отношениях к последующим русским князьям. Вопросов очень много, а определённых ответов нет ни на один.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43098349-ryurik-6-glavnyh-tayn-osnovatelya-rusi/

Князь Рюрик

почему рюрика призвали княжить

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником  таких знаний можно считать только не многочисленные летописи.

Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг.

Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки.

Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый.

Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена.

Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда.

При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, — победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно.

Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева.

Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/rurik.html

Кем был Рюрик и откуда он пришел на Русь?

почему рюрика призвали княжить

› Киевская Русь

Рюрик стал одной из самых загадочных личностей, ведь он взялся непонятно откуда и ушел в никуда. Все что могут историки — изучать летописи, которые описывают столь известную историческую личность.

Но проблема в том, что летописи писали по истечению сотни лет после того, как Рюрик исчез.

Что стало основой для их рассказов? Слухи? Древние записи, которые не дошли до наших дней? Или же это все легенды? Давайте попробуем разобраться кто же на самом деле был Рюрик и откуда он вообще взялся на Руси.

“Повесть временных лет” рассказывает нам подробности о Рюрике

Действительно, только эта летопись может дать нам наиболее детальную информацию, ведь ни один источник не имеет столь подробного описания. Он являлся сыном Гостомысла и после его смерти происходит восхождение его сыновей на троны.

Описание гласит, что Рюрик вместе со своими братьями стали правителями племен русских. По одним данным Рюрик стал княжить в Ладоге, а вот некоторые историки утверждают, что именно Новгород стал городом правления для загадочного князя.

 Можно заметить, что в описаниях князь расширяет земли правления и к нему перешли земли Полоцка, Ростова, а также Мурома, где проживали большие племена людей.

Описывается и то, что была смута среди народа и они взбунтовались против режима правительства Рюрика.

Кто такой был Рюрик?

Разные источники складывают совершенно разное впечатление об этом князе. В некоторых он имеет финские или скандинавские корни, а также придается сомнению призвание варягов, которое произошло во время его правления.

Позже историки начали предполагать о его поморянском происхождении. Но вот найти истинное происхождения Рюрика до сих пор невозможно, как и доказать саму легендарность этого правителя.

Какому народу принадлежал? Откуда появился? По сути, чтобы докопаться до правды необходимо изучить огромное количество документов и летописей.

Некоторые историки считают, что загадочных братьев Рюрика — Трувора и Синеуса вовсе не существовало. По исследованиям Трувор существовал лишь через 100 лет после правления Рюрика, а Синеус вовсе был легендой. Как утверждают специалисты, Рюрик пришел в Новгород насильным путем с варягами, а также захватил власть с помощью дружины и своей семьи. Но все что нам остается — только лишь копаться в догадках.

Советские же власти очень сильно верили в том, что русских людей объединил именно Рюрик и они категорически отказывались верить в том, что создали страну западные правители.

Какие несовпадения возникают в разных версиях?

Если верить версии, что Рюрик был правителем Новгорода и призвал варяг, то тут же возникает ряд странных несостыковок:

  • Варягов никто не призывал, ведь об этом не упомянуто в летописях. Они давно жили на тех землях и их попросту вернули на родину;
  • Звали не всех варягов, а только тех, которые имели прозвище “Русь”;
  • Рорик не мог занять престол в Новгороде, потому что в 862 году его еще попросту не существовало;
  • Как новгородцы могли стать варягами, если они были обычными славянами? Неужели можно так быстро поменять свои корни?
  • Почему нет потомков от братьев Рюрика? В истории мы знаем потомков Рюриковича, а вот о семье его братьев нет ни одного факта в истории. Странно, не так ли?

Это самая малость исторических несовпадений, которые преследуют умы историков. Прежде, чем найти корни самого Рюрика стоит разобраться с варягами и почему не все они русь? Почему они отличаются от других варягов и какое их настоящее происхождение?

Многие историки годами задаются множеством вопросов, утверждают разные гипотезы, дополняют свои записи новыми фактами, но вот и по сей день невозможно установить происхождение князя Рюрика, каким городом он правил и куда пропал?

А как вы думаете, Рюрик действительно стоит такого большого количества внимания или вся эта суета не так уж и нужна вокруг его персоны?

Кем был Рюрик и откуда он пришел на Русь? Ссылка на основную публикацию

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое занимательная математика

Источник: https://history.com.ru/kievrus/kem-byl-ryurik-i-otkuda-on-prishel-na-rus

Князь Рюрик — первый правитель Руси из династии Рюриковичей

» Князь Рюрик

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век

Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варягов
Худ. В. Васнецов (1909 г.)

«И ркоша:

„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“

И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.»

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли.

Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой.

Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград.

Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

 «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D1%80%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA/

Первые князья. Рюрик, Олег, Игорь

Согласно Повести временных лет, в 862 году на Русь был призван варяжский князь Рюрик, чтобы управлять складывающимся государством. Насколько достоверен этот факт нельзя сказать точно, и по сей день ведутся споры по поводу данной теории. Однако составители ЕГЭ признают такое мнение и считают его достоверным.

Согласно Повести, Рюрик прибыл на Русь с двумя своими братьями (Синеусом и Трувором, которые осели княжить в Белозёрске (ныне Вологодская область) и Изборске (Псковская область) соответственно).  Сам же Рюрик обосновался в Новгороде. Именно он стал основателем династии Рюриковичей, которая будет вправить Россией вплоть до 1598 года.

Одновременно с Рюриком на Русь прибыли его верные дружинники, а  среди них были небезызвестные Аскольд и Дир. Не получив в ведение городов, они отправились в Царьград. По пути им удалось овладеть Киевом, где они и остались княжить вплоть до 882 года.

К заслугам Рюрика можно отнести лишь несколько ярких событий: это присоединение к «новорожденному» государству древлян в 883 году, северян – в 1884 году, и радимичей в 885.

Кроме этого, известно о Рюрике лишь то, что умер он  в 879 году, передав правление своему малолетнему сыну Игорю при регенте Олеге.

Олег (годы правления 879-912)

О личности Олега также известно не много. Он приходился то ли родственником, то ли просто близким другом Рюрику. Доподлинно степень их родства не вычислена. Однако пока Игорь был маленьким и не мог управлять государством, все полномочия легли на плечи Олега, который в последствии будет прозван «Вещим».

Тем временем в Киеве обосновались Аскольд и Дир. Олег же, желая получить полную власть над всей территорией, решил захватить эти земли. В 882 году он совершил поход на Киев и обманом захватил и убил дружинников Рюрика, оправдав свои действия тем, что они не принадлежали княжескому роду, а он якобы представляет интересы законного наследника Игоря.

Началом образования Древнерусского государства считается именно момент переноса столицы в Киев.

К другим не менее важным заслугам Олега относится развитие внешнеполитических отношений и связей. В 907 году он отправился в поход на Царьград (Константинополь, Стамбул). Греки быстро сдались и предложили Олегу мир и выплату дани, на что князь непременно согласился.  Результатами этого похода стали первая победа на внешнеполитической арене и договор о беспошлинной торговле русских купцов в Византии.

Почти сразу же после этого, в 911 году между Русью и Византией был заключен первый письменный договор, устанавливающий мир между государствами и различные порядки взаимоотношений.

Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи. Затем он был похоронен на горе Щековице, возле Киева.

Рекомендуем Вам ознакомиться с «Песнь о вещем Олеге» Пушкина.

Игорь (годы правления 912-945)

Он являлся законным наследником Рюрика. Как только его опекун Олег был убит, Игорь  получил бразды правления в свои руки. Его политика видела основной целью продолжение объединения восточнославянских племен. Так в 940 году он починил племя уличей, а за два года до этого пресек попытку северян и радимичей выйти из-под власти Киева.

Немаловажной он считал и внешнюю политику. В 915 году был заключен союз с печенегами, гарантирующий спокойных лет. В 941 году был осуществлен неудачных поход на Царьград (русский флот был сожжен греками) , но уже через три года был совершен второй поход, позволивший добиться выгодных условий торговли.

Судьба Игоря сложилась печально. В 945 году он был убит в результате восстания древлян, которые не согласились платить дань во второй раз.

Источник: https://spadilo.ru/pervye-knyazya-ryurik-oleg-igor/

862Г. Призвание Рюрика

Добровольноотправили за море послов и обратилиськ варягам: «земля наша велика и обильна,а порядка в ней нет. Приходите княжитьи владеть нами».

Поприглашению прибыли 3 князя — варяга сдружинами, 3 брата: старший – Рюрик,обосновался в Новгороде, средний –Синеус– на Белоозере, младший – Трувор– в Изборске. Братья Рюрика вскореумерли, а он стал единодержавным княземна Севере.

КогдаРюрик княжил в Новгороде 2 его дружинникаАскольд и Дир решают совершить набегна Византию. Они спустились по Днепру,подошли к Киеву- земле полян. «Кому выплатите дань?» спросили они. «Хазарам»-ответили поляне. «Платите нам»- потребовалиДир и Аскольд. Киевляне согласились,варяги установили власть над полянами.

879гсмерть Рюрика.

Историография вопроса теории происхождения государства у восточных славян:

Фактпризвания варягов породил историческийспор, начавшийся в середине 18 в.

Немецкиеученые Г.З.Байер и Г.Ф. Миллер и Шлецер, работавшие в середине 18в. в РоссийскойАкадемии Наук создали НОРМАНСКУЮТЕОРИЮ происхождения Русскогогосударства.

1. Норманская теория:

Суть:создателями государства у восточныхславян были скандинавы – варяги, этовосточные славяне добровольно призвалиих на княжеский престол. При этом особоподчеркивалось, что сами славяне попричине своего варварства к созданиюгосударства были не способны.

Сторонниковэтой теории называют НОРМАНИСТАМИ.Многие отечественные историки — Карамзин,Погодин, Ключевский разделяли норманнскуютеорию.

2.АНТИНОРМАНСКАЯТЕОРИЯ:

Противнорманнской теории происхождениядревнерусского государства выступалМ.В. Ломоносов.

Суть:М. В. Ломоносов утверждал, что восточныеславяне по уровню своего развития былине ниже варягов, и они не сыграли ролив образовании государства у восточныхславян . Сам Рюрик – не варяг, а славянинс балтийского побережья.

Этобыли АНТИНОРМАНИСТЫ.

3. Центристская:

Всовременной истории установиласьпозиция, что варяги не стояли у истоковгосударства у восточных славян, новнесли вклад в его развитие, ускорив процесс его создания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое духовность человека

Теории происхождения термина «русь»

Существовало2 точки зрения:

1.Норманская –Рюрик был скандинавского племени «Русь»и его владения стали называться «Русь».

2.Автохтонная( славянская) –термин «Русь» появился задолго допоявления варягов на Руси. В земляхвосточных славян был приток Днепра«Рось» в бассейне которой жили поляне. Отсюда и название государства. Археологи подтверждают, что у Днепра действительнобыл такой приток и там жили славяне. 3.В исторической литературе частовстречается версияакадемика Рыбакова:Русь- это название одного из славянскихплемен.

В9в. понятие «Русь» уже употреблялось втерриториальном смысле, как о стране сцентром в г.Киеве на основе полянскогосоюза племен.

Основные этапы развития древнерусского государства киевская русь

9-12века

этап Время князья
1). Становление древнерусского государства 9в. – конец.10в. Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
2) Расцвет Киевской Руси. 10в. – конец.11в. – середина. Владимир I, Ярослав Мудрый.
3). Закат Киевской Руси.Период феодальных усобиц. 11в.- середина.12в.- начало. Сыновья и внуки Ярослава,Владимир II Мономах.

Источник: https://studfile.net/preview/7332507/page:6/

Правление рюрика на руси — Летопись Времен

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником  таких знаний можно считать только не многочисленные летописи.

Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг.

Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки.

Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Княжение Рюрика 862 — 879

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти.

Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

БРАТЬЯ-СЛОВА

Историки  давно обратили внимание  на  анекдотичность «братьев» Рюрика, который  сам,  впрочем, являлся  историческим  лицом,  а «братья»  оказались русским переводом  шведских слов.  О Рюрике сказано,  что он пришел «с  роды своими»  («sine use» — «своими родичами» — Синеус) и верной дружиной («tru war» — «верной дружиной» — Трувор).

«Синеус» — sine bus — «свой род».

«Трувор» — thru waring — «верная дружина».

Другими  словами, в  летопись попал  пересказ  какого-то скандинавского сказания  о  деятельности Рюрика (автор летописи,  новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена  его  братьев.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И.

Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А.

Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это — поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г.

, явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI — начала XII века.

После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.

И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов.  Вопросы истории. 1991, № 6

«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)

Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.

Репорт в Канцелярию Академии Наук 16 сентября 1749 г.

ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. — дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения.

Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России.

Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей

Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями — у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел.

кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», — муштрует он старшин», — как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы».

Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями

Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»

Антощенко А.В. Празднование тысячелетия России 

С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси — вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси — варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в.

, но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в.

(а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял.

Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).

Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» — экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик.

По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость.

Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком.

Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).

Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу — являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными.

Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями.

Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый».

Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной — существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).

Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае — о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит палка о двух концах

«Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси.

Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами.

Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности — все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам. 

Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло.

Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в.

, возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере — одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.

Горский А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства 

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-riurika

Русь до Рюрика

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». О том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.

Когда у русских появилась государство

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.

О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, например, «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются забытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе русы всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Кто правил Русью до Рюрика

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как сказано в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». Также в источнике упоминаются тесные связи государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что здесь правили потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Все дороги ведут в Киев

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами.

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса, и киевской, происходящей от Кия. Обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Евгений Смирнов

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/rus-do-ryurika/

Гостомысл: правда ли, что именно он призвал Рюрика

Имя Гостомысла, то ли князя, то ли старейшины ильменских словен, отца Умилы, легендарной матери легендарного Рюрика, звучит, как представляется современному сознанию, из самой глубины первоначальных времен древнерусской истории. Кем же был этот персонаж?

Какой предстает его личность в преломлении традиционных источников, изысканий ученых и измышлениях любителей фолк-хистори?

Гостомысл в литературных источниках

В наши дни многие считают, что Гостомысл упомянут в очень древних источниках. Однако это не так. Впервые это имя появляется в Новгородской первой летописи не ранее XV века. Упомянут он в Воскресенской летописи XVI столетия. Русским читателям имя Гостомысла было известно также по «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», ранние списки которого датируются XVI веком.

И, наконец, историю Гостомысла излагает так называемая Иоакимовская летопись, известная сегодня исключительно по пересказу Татищева.
В общих чертах имя Гостомысла в этих источниках связано с призванием варягов. В первой Новгородской летописи его называют новгородским старейшиной.

В Воскресенской летописи речь идет о том, что призвание Рюрика и его братьев произошло по совету умирающего Гостомысла, который созвал к себе новгородцев и сказал им: «Советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ».

Наконец, Иоакимовскмя летопись, изложенная Татищевым, сообщает, что Гостомысл, у которого не было сыновей, а были три дочери, выданные им замуж за соседних князей, однажды увидел во сне, что из чрева его дочери Умилы выросло огромное дерево. Волхвы истолковали его сон таким образом, что от наследника Умилы произойдет могучая династия. Тогда Гостомысл и распорядился призвать на княжение в Новгород сына Умилы, своего внука Рюрика. Об этом же повествует и «Сказание о Словене и Русе».

Историки — о Гостомысле

Серьезные ученые считают фигуру Гостомысла вымышленной, таким же порождением литературной фантазии, как и фигуры Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Впрочем, при это легенда о Гостомысле и призвании варягов опирается на некие реальные, хоть и скрытые от нас толщей времен факты и обстоятельства. Сомнения в существовании Гостомысла высказывали большинство русских историков, начиная с Карамзина.

В самых древних русских летописях этого имени нет, и по этой причине само предание считалось недостоверным. Однако имя Гостомысл хорошо известно историкам из западноевропейских источников. Гостомыслом звали вождя западнославянского племени венедов, который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого. Об этом факте упоминают Ксантенский и Фульдский анналы.

И само имя Гостомысл совершенно нехарактерно для восточнославянской традиции и, напротив, вполне органично для западнославянской. Археологические изыскания показывают, что в VIII-IX веках в ранних новгородских и ладожских слоях несомненно присутствие предметов и посуды западнославянского типа.

В связи с этим ряд ученых — Овчарев, Азбелев — считают, что появление имени Гостомысла в русских источниках связано с проникновением западнославянского элемента на земли Приильменья. Азбелев вообще полагает вероятной версию о том, что вождь венедов Гостомысл не был убит, а смог бежать в восточнославянские земли и вошел в новгородский эпос как родоначальник династии, пришедшей из-за моря.

Академик Рыбаков имя Гостомысла расшифровывал таким образом: «гость + мыслить», то есть человек, который мыслит подобно гостям, чужакам, призывая на правление варягов.

Фолк-хистори о Гостомысле

Если представители академической науки говорят в связи с Гостомыслом о влияниях, неких исторических событиях, ставших причиной возникновения легенды, то сторонники фолк-хистори, подобно Татищеву или анонимному автору «Сказания о Словене и Русе», совершенно не ставят под сомнение не только сам факт существования Гостомысла, но и все подробности легенды об Умиле и ее сыне Рюрике.

При этом Рюрик из варяга превращается в представителя славянского племени, обитавшего на острове Рюген. Название этого острова связывается с легендарным островом Буяном из русских сказок.

Таким образом Рюрик-Ререг прибывает к нам с острова Руяна-Буяна не как варяжский захватчик, а как совершенно легитимный потомок древнего княжеского рода, последним представителем которого и был Гостомысл.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/40718-gostomysl-pravda-li-chto-imenno-on-priz.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Какой океан самый опасный

Закрыть