Почему петра 1 называли антихристом

Первый большевик. Почему Пётр I виноват в гибели империи и Николая II

почему петра 1 называли антихристом

Давайте посмотрим, в каких же расчётах ошибся великий реформатор, где в его плане оказались изъяны, которые в конечном счёте сыграли свою роковую роль? Многое ведь он сделал абсолютно верно, как мы отметим, но задал при этом настолько высокую планку, потянуть которую далеко не все его последователи, особенно Николай II, смогли.

Итак, Пётр:

Принизил роль церкви, которая для феодального устройства очень важна

В современной историографии принято изображать большевиков самыми крупными гонителями церкви, но они были в массе своей просто убеждёнными атеистами и к репрессиям в отношении некоторой части духовенства прибегли в результате и в ходе Гражданской войны. Куда сложнее понять, почему против церкви выступил Пётр Великий.

Родился он у вполне себе набожных родителей — отца Алексея Михайловича и матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Им, наверное, и в голову не могло прийти, что сын Петруша возьмёт и ликвидирует патриаршество на Руси, передав всю церковную власть Святейшему Синоду. Причём для ликвидации патриаршества государю не понадобились жёсткие решения — после смерти патриарха Адриана само священноначалие не рискнуло выбрать себе нового предстоятеля, фактически подчинившись светскому руководству.

Проблема была в том, что сотрудники тогдашнего монастырского приказа были мало сведущи в делах религиозных. Да и дела хозяйственные они вели не лучшим образом, так что некогда богатое церковное хозяйство стало заметно увядать.

Естественно, это привело к недовольству в широких церковных кругах. Многие священники иначе как антихристом Петра и не называли, за что подвергались гонениям.

В околоцерковной среде практически не было сторонников уменьшения роли церкви в делах государственных, за исключением прогрессивного, как считается, Феофана Прокоповича.

Многие церковники надеялись, что после Петра эта ошибка будет исправлена, но никто из последующих монархов, включая лишившегося престола Николая II, не догадался исправить эту грубую ошибку. 

В результате к моменту падения самодержавия православная церковь не имела реальной силы, а главное, того, кто мог бы обратиться к народу с пастырским словом. Пётр I лишил своего не слишком мудрого потомка Николая II очень важной в феодальном, по сути, обществе опоры, скрепы, как сейчас бы сказали, и таким образом помог победе Февральской революции.

Перенёс столицу к морю, что повысило роль флота и усилило влияние извне

Конечно, Пётр не знал, что невольно помогает лишением столичного статуса Москвы революционерам будущего. Наверное, он где-то в глубине души догадывался, что на троне может оказаться слабак, но даже в кошмарных снах, конечно, не мог представить, что им будет такой, как Николай II. Предположи Пётр хоть на минуту, что всё будет так ужасно через два столетия, он никогда в жизни не то чтобы не перенёс столицу, но даже сам город на Неве, скорее всего, не основал бы. От греха подальше. 

Впрочем, даже В.И. Ленин не рискнул в момент Гражданской войны оставлять правительство в городе, открытом не только для внутренней контрреволюции, но и прямого иностранного вмешательства. Германским, да и британским эскадрам путь в Петроград был практически открыт.

Да и собственный флот, только что во многом поспособствовавшей росту революционных настроений, а потом победе большевиков, мог качнуться в другую сторону. Так что Ильич быстренько не только вернул России патриаршество, но и Белокаменной столичные функции.

Он исправил ошибку Петра. 

У Ленина не было авантюризма Петра — он умел просчитывать ходы не на годы, а на целые столетия вперёд. Основатель же Российской империи искренне полагал, что, прорубив окно в Европу, он введёт Россию в дружную семью европейских народов. Потом эту ошибку повторяли многие — Александр I, веривший в Священный союз, да и современные либералы, присоединившие нашу страну к ПАСЕ, где её делегацию при первом показавшемся удобным случае лишили права голоса.

В 1916 г. превращённый в проходной двор, в арену схваток резидентур чуть ли не всего мира Петроград фактически был беременным революцией. И, как выяснилось позже, не одной.

Но отнюдь не Октябрьская, а именно Февральская революция стала результатом действий империалистических разведок, когда интересы Антанты и Германии с Австро-Венгрией удивительным образом сошлись.

А раз так, то свержение беспомощного Николая II было вопросом лишь времени и удобного случая, которого в не самом благополучном с точки зрения климата городе долго ждать и не пришлось. Перебои с хлебом стали той самой искрой, из которой иностранные разведки и их внутрироссийская буржуазная обслуга разожгли пламя.

Начал процесс индустриализации, который привёл к формированию рабочего класса, гегемона революций 1917 г.

Справедливости ради надо заметить, что процесс индустриализации Руси начался ещё до Петра — при его дедушке, первом в династии Романовых царе Михаиле Фёдоровиче, продолжился при его батюшке Алексее Михайловиче, но именно при царе-реформаторе он ускорился и принял практически глобальные масштабы.

Разумеется, развитие экономики не остановилось и после Петра, но основы заложил именно он. Последующие реформы — Александра II и Столыпина — с точки зрения сохранения феодального атавизма в виде самодержавия лишь усугубил ситуацию. Пролетариат появился не только в городах, но и на селе — в лице огромной массы бедняков и батраков.

Тем не менее именно Петра Великого справедливо было бы называть не только основателем Петербурга и российского флота, но и рабочего класса нашей страны. Конечно, он хотел создать не его, а, как сейчас бы сказали, класс эффективных собственников. И, действительно, создал во многих отраслях, но одновременно в соответствии с неумолимыми законами политэкономии возник и пролетариат. 

В феврале и октябре 1917 г. петровские классы эффективных менеджеров и вкалывающих на них пролетариев сыграли решающую роль. Сначала первые, спекулируя на падении в результате Первой мировой войны уровня жизни, отправили на свалку истории другое Петра творенье — царское самодержавие, а потом вторые в атмосфере возникшего хаоса установили под руководством большевиков прогрессивную для своего времени диктатуру пролетариата.

Конечно, можно было бы сказать, что всё это косвенно дело рук Петра, но эта мина им была заложена под основание царского трона, так сказать, ненамеренно. Ну, в самом деле, не оставлять же ему страну в тёмном Средневековье из опасений, что вслед за технологическими переменами когда-нибудь произойдут и социальные? Пётр сделал то, что должен был сделать, беря на себя таким образом все риски, связанные с индустриализацией.

Был основателем бюрократической машины, которая не могла оперативно реагировать в сложной обстановке 

Конечно, Пётр I хотел отладить государственный механизм так, чтобы он работал, как часы. И при нём всё так и было — шестерёнки неповоротливой бюрократической машины хоть и со скрипом, но прокручивались. Но стоило Великому Государю закончить свой земной путь, как она тут же встала. Нечто подобное случилось после смерти другого лидера нашей страны — Сталина. Он тоже не смог отладить государственный аппарат на бесперебойную работу без своего личного участия.

Но если при Сталине бюрократизация систем управления начала происходить уже после его кончины, то при Петре I она шла полным ходом ещё при жизни государя. Он заменил систему приказов коллегиями. В названии, кстати, отражена суть реформы — вместо единоначалия в ведомствах появилось коллективное творчество.

Царь резонно полагал, что две головы лучше одной, но забыл, что у семи нянек дитя, как известно, без органа зрения может остаться. Так что госаппарат шевелился только и исключительно под влиянием авторитета, а иногда и кулака Петра.

В случае с его потомком Николаем II не было ни того, ни другого — ни уважения в обществе и в элите, ни способности рявкнуть в случае необходимости. Именно Николай Александрович довёл задуманную Петром систему коллегиального руководства до полного абсурда. 

Сейчас, в 100-летнюю годовщину, все вспоминают горькую фразу Николая II в дневнике, что кругом измена и обман. А кто виноват в этом был? Только он сам, поставивший рядом с собой, как сказали бы в «Джентльменах удачи», нехороших людей, которые сбежали от него при первой опасности. Ну и пращур Пётр, забюрократизировавший госаппарат, где решения зависали, а также отказавшийся от системы ответственных за тот или иной участок.

Проводил жёсткую внешнюю политику, что при слабом государе оказалось фатальным

Ничто не ново под Луной, различия только в нюансах. В середине XVIII в. разговоров об агрессивности московитов в Западной Европе было не меньше, нежели в советские годы и последнее время об «угрозе с Востока». Только тогда все они опирались на фальшивое завещание Петра, а сейчас — на сказки о русских хакерах.

То, что якобы петровский текст — явная фальшивка, вряд ли кто-то сомневался и в то время, но он ложился на благодатную почву русофобии, которой страдали европейские элиты со времён царя Гороха. И бояться недругам нашей страны было чего. На примере Швеции Карла XII Пётр I показал всем недругам России, что будет с тем, кто встанет у неё на пути в Европу, в мировое сообщество, как сейчас сказали бы.

Именно тогда у элиты европейских стран и сформировалась продолжающаяся и по сей день политика сдерживания России, а также её стратегия — откол Украины (тогда Малороссии) посулами о европейском выборе и фактически сталкивание лбами нашей страны с Турцией, тогда Османской империей. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означают зеленые глаза

Николай II, такое впечатление, что поверил в мифическое завещание Петра больше, чем те, для кого оно было состряпано — западноевропейские обыватели. Именно поэтому он позволил втянуть страну в губительную Первую мировую.

Главный приз, который царь и его окружение видели по её итогам, — это как раз Царьград с собором Святой Софии. В результате в течение всей Первой мировой войны вынашивались планы захвата турецкой столицы, но им всё время что-то мешало.

А Временному правительству было не до Константинополя, а Ленин предпочёл примирение с Турцией Ататюрка, вернувшись к реальной, а не мифической петровской внешней политике.

И вправду большевик

Максимилиан Волошин, как известно, назвал образно царя Петра «первым большевиком».

Поэт имел в виду, конечно, масштаб осуществлённых им преобразований, сравниться с которыми по своему размаху могли лишь перемены после Великой Октябрьской социалистической революции.

Но сейчас, спустя 100 лет после предшествовавшей ей Февральской революции, оценка Волошиным, и не только им, Петра как большевика видится и в том, что его реформы стали предвозвестником и во многом — причиной крушения царского самодержавия. 

Источник: https://life.ru/p/986304

СССР воспринимался широкими слоями американского общества не только как геополитический, но и сакральный противник, что нашло отражение в выступлении Рональда Рейгана перед евангелистами в 1983 году, когда американский президент окрестил Советский союз империей зла.

Перестройка и последующий распад государства Советов смягчили представления о России во многих религиозных общинах, однако активность страны на Ближнем Востоке воскресила старые эсхатологические концепции, основанные на своеобразном толковании Библии.

Интерпретация священного писания по-прежнему даёт некоторым христианским активистам США повод для обнаружения апокалипсических угроз со стороны России. Как заявляет современный писатель и евангелист Джоэл Розенберг, распад СССР не означает смерть русского медведя, а «Иезекииль даёт чёткое понимание того, что он находится в спячке и скоро вернётся с реваншем».

Пророчество Иезекииля

Негативная оценка СССР среди американских религиозных общин всегда базировалась не только на советском безбожничестве и разрушении церквей, но и на библейском пророчестве Иезекииля. В соответствии с этим предсказанием, «в последние годы» правитель Гог из северной земли Магог вторгнется в Израиль с персами, эфиопами и ливийцами, а также с войнами Гомера и «дома Фогарма».

Гнев божий падёт на захватчиков, а на земле Израилевой случится великое потрясение: все живые существа «вострепещут», и «обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю». Однако оккупанты потерпят поражение, после того как по ним ударит «всепотопляющий дождь, каменный град, огонь и сера»: Гог и его войска погибнут, а на землю правителя-захватчика бог пошлёт огонь.

Всё это, в соответствии с пророчеством, произойдёт во славу Господа. Примечательно, что в Новом завете словами Гог и Магог обозначаются языческие племена, которые отправятся на битву с народом Божьим.

События из ветхозаветной книги Иезекииля впоследствии были связны богословами с антихристом и последним судом. По мнению блаженного Августина, Гог представляет собой врагов церкви, а Магог олицетворяет дьявола.

При чём тут Россия?

Тем не менее аллегорическая трактовка понятий из пророчества Иезекииля никогда не являлась единственной, ещё в I веке нашей эры историк Иосиф Флавий отождествлял народ Магог со скифами. Позднее появилось множество прочтений ветхозаветных слов, которые были отнесены исследователями к разным народам, живущим севернее Израиля.

Поводом для связи Магога с Россией послужил 1 стих 39 главы книги Иезекииля, в котором Гог назван князем Роша (что созвучно Russia), Мешеха и Фувала (Тубала). В иврите нет заглавных букв, поэтому переводчикам Библии нередко приходилось сталкиваться с неоднозначными ситуациями. Слову «рош» значение имени собственного придали только греки, в то время как представители латинской веры чаще всего понимали его как прилагательное «главный».

Именно это слово послужило причиной привязки пророчества Иезекииля к России. В то же время в Библии короля Якова, которую протестанты считают канонической, Гог именуется «верховным князем Мешеха и Тубала».

Этот вариант священного писания считается официальным для английского языка и распространён в США наибольшим образом, поэтому весьма странно, когда при трактовке Иезекииля американские христианские активисты прибегают к греческому переводу.

Чудаки и спекулянты

В США нет государственной церкви, а религиозная политика способствует появлению самых разнообразных духовных общин, из-за чего в стране широко распространены христианские деноминации — организации, носящие промежуточный характер между церковью и сектой. Чаще всего проповедники именно этих объединений заявляют о связи России с Антихристом.

Так, на официальной интернет-странице движения «Интернациональная семья» (The Family International) утверждается, что Россия — это Магог, а Мешех и Тубал — Москва и Тобольск. По мнению сторонников подобных взглядов, отечественная поддержка Сирии может привести к вторжению в Израиль, что будет означать исполнение пророчества Иезекииля.

Основатель религиозного движения Koinonia House Чак Мисслер, заявлявший о начале апокалипсиса 1 января 2000 года, полагает, что Россия нападёт на Израиль совместно с Турцией, которая отойдёт от НАТО.

Упоминавшийся выше Джоэл Розенберг трактует книгу Иезекииля как предсказание о вторжении России в святую землю совместно с мусульманскими странами, прежде всего, с Ираном, который в Ветхом Завете понимается под персами. Как правило, люди, заявляющие подобные вещи, имеют в США репутацию либо чудаков, либо религиозных спекулянтов.

Каждому — своё

На протяжении истории существования христианства многие социальные группы, называвшие себя приверженцами истиной веры, создавали своего Антихриста, который, в соответствии с Библией, прикрывается благими идеями. Протестанты, включая Мартина Лютера и Жана Кальвина, считали римских Пап его воплощением, русские старообрядцы рассматривали в этом качестве Петра I.

Библия в отрыве от её канонического прочтения даёт возможности для разнообразной трактовки реальности не только в силу образности и объёма, но также из-за сложности перевода с древнего иврита, который вышел из употребления ещё во II веке нашей эры.

Источник: https://cyrillitsa.ru/sueverija/87656-antikhrist-pridet-iz-rossii-pochemu-ta.html

Каких правителей считали антихристом на Руси

почему петра 1 называли антихристом

В истории всегда есть свои герои и антигерои. В русской истории есть даже свои антихристы. Мы вспомнили, кто в разные исторические периоды удостаивался в народной молве такой характеристики. От Бориса Годунова до Наполеона.

Борис Годунов

Сначала «антихристы» избегали России. Нерон, Аттила и прочие антигерои античности творили зло, когда еще России не существовало на карте мира, а папы Римские, на которых падало подозрение в «вавилонском» происхождении, находились далеко от Русской равнины. Признаки скорого появления «сына погибели» появились с кончиной Федора Иоанновича, последнего монарха Рюриковича. На престол был избран неродовитый Борис Годунов.

В начале все было хорошо: Годунов укреплял государство, заботился о народе и даже построил первый водопровод. Но затем в Россию пришел Великий Голод, который продлился с 1601 года с 1603, и народ вспомнил об антихристе. По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса: дескать, и Иван Грозного он отравил, и царевича Дмитрия убил, и к смерти Федора Иоанновича руку приложил.

Развиться слухам о пришествии антихриста в нечто массовое и боевое помешали внезапная кончина Годунова и пришествие на Русь «чудом спасенного» царевича Дмитрия.

Лжедмитрий I

После перенесенных невзгод народ встретил «ожившего» царевича как мессию, как избавителя. Казалось, жизнь теперь наладится. И, самое любопытное, она налаживалась. Все было, как в «хеппи-энде» суровой драмы: въезд на белом коне в Кремль, трогательная встреча с «родной» матерью, бесконечные милости, как опальным боярам, так и простому народу.

Сам Лжедмитрий признавался: «Есть два способа царствовать, милосердием и щедростью или суровостью и казнями; я избрал первый способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его».

И он был милосердным: он помиловал бояр, плетущих против него заговор, прощал разбойников и воров, отменил телесные наказания для дворян, снял запрет на представления скоморохов, карты, шахматы И вдруг все разом кончилось. Недовольные бояре совершили дворцовый переворот, любимым народом царь был убит, а его труп было выставлен на поругание.

Народ московский сначала было расстроился, но потом среди монахов прошла весть, что царь Дмитрий и был антихристом. Нашлись свидетели того, как в сапоге мертвого «расстриги» был найден крест, на который он кощунственно ступал при каждом шаге. Говорили, что птицы шарахаются от его выставленного на всеобщий позор мертвого тела. Народ выдохнул

Лжедмитрий II

Но рано радовались люди русские.  После того, как прахом самозванца зарядили пушку и выстрелили зарядом в сторону Польши, вдруг ударили необычайно суровые морозы. Стоял конец мая: на полях погибла вся трава, и уничтожены все посевы. Пошел слух о мести антихриста. А затем он восстал из мертвых Уже через неделю после смерти «царя Дмитрия» в Москве стали распространяться грамоты, подписанные спасшимся монархом.

В них говорилось, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас». И все закрутилось по-новой. Лжедмитрию снова присягали целые города (Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Владимир и другие), самые знатные боярские фамилии (Романовы, Черкасские, Трубецкие, Салтыковы и т.д.). Правда, Москву все-таки удалось отстоять.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сосредотачивать или сосредоточивать как правильно

А потом Бог избавил от очередного антихриста: самозванец был убит своей же стражей.

Алексей Михайлович

Царь Алексей Тишайший мало подходил на роль антихриста. Добрый нрав, забота о неимущих, любовь к соколиной охоте, охота до преобразований. Последняя страсть и сыграла злую шутку с царем: попытка удалить из Русской Православной традиции все лишнее закончилась катастрофой. Защитники прежней веры объявили Алексея Тишайшего антихристом и  предпочитали добровольно сгореть в огне, нежели креститься тремя перстами.

Петр I

Сын Алексея, император Петр I, со своей неистребимой страстью к реформам был обречен на титул «антихриста».

В староверском «Собрание от святого писания об Антихристе» можно найти такую характеристику на Петра I: «Яко же папа в Риме, тако и сей лжехристос начал гонити и льститати и искореняти в России Останок Православный Веры и свои новые умыслы уставляя и нова законоположения поставляя, по духовному и по Гражданскому расположению, состави многие регламенты и разосла многие указы во всю Россию с великим угрожанием и устави Сенат и Синод и сам бысть над ними главою» По городам и деревням среди простого народа гулял слух, что «он не государь — латыш: поста никакого не имеет; он льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы С тех пор, как он на царство сел, красных дней но видно, все рубли да полтины».

Наполеон

Французский император стал первым «антихристом», объявленным официально, почти на государственном уровне.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной церкви издал манифест, в котором в частности говорилось: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».

После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали стих 5 из Апокалипсиса: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца».

Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона (в 1812 году ему уже было 43, и отсюда выводили неминуемость его скорого падения), другие толкователи исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией.

Интересно, что староверы не поддержали версию о французе-антихристе, отдавая предпочтение «лжепророкам в своем отечестве». Зато так называемый образованный класс, дворянство поддерживали версию Святейшего Синода о сходстве Бонапарта со «зверем багряным».

Источник: https://suharewa.ru/kakix-pravitelej-schitali-antixristom-na-rusi/

Почему Пётр I ориентировался на Запад

почему петра 1 называли антихристом

Ориентируясь на Европу, Петр I взялся преобразовывать Россию с невиданной до тех пор решимостью. За несколько лет он изменил практически все: начиная от календаря и заканчивая стилем одежды. Многие задаются вопросом, зачем Петру понадобилось ломать Россию?

Противоречивые реформы

Часть исследователей считает, что петровские реформы — своеобразная борьба с боярством, представлявшим ненавистный царю патриархальный уклад, другие видят в этом желание поставить Россию в один ряд с ведущими западными державами.

По-разному историки оценивают и суть реформ. Так, Василий Ключевский полагал, что Петр в своих реформах продолжил начатое его отцом Алексеем Михайловичем, Сергей Соловьев, напротив, подчеркивал революционный характер преобразований Петра.

«Западники» в России были и до Петра, однако, по мнению академика Александра Панченко «европейская ориентация Петра была иной, нежели у „латинствующих“. Они были гуманитариями, он — практиком; они культивировали Слово, Петр культивировал Вещь».

Действенность и решительность петровских реформ была достаточно высоко оценена советской историографией.

В Петре усматривают едва ли не первого революционера, рискнувшего пойти на ломку старых, тормозивших развитие страны порядков.

У современных российских исследователей все чаще можно встретить критику начинаний Петра. Публицист Александр Никонов считает, что Петр, не обладая системным образованием и будучи человеком «не шибко умным, перенимал в Европе только внешнюю канву, поверхностные порядки, не замечая и не понимая глубинных основ европейского устройства и причин европейского цивилизационного отрыва».

Одной из задач петровских реформ было стремление выйти в Балтийское море. Но для историка и доктора философии Андрея Буровского это был совершенно ненужный шаг, ведь существовал Архангельск. «Но он Петра не устраивал — там жили свободные русские люди, а не холуи московские, — замечает Буровский. — Ему нужны были слуги, рабски преданные государству и лично ему».

Прошлись историки и по гордости петровской «европеизации» — российскому флоту. Буровский с возмущением относится к указу Петра об уничтожении Холмогорского флота из 600 судов, который не соответствовал голландским стандартам. Историк и лауреат Анциферовской премии Евгений Анисимов и вовсе замечает, что военные корабли, построенные Петром, «были весьма разнотипны, строились из сырого леса (и потому оказались недолговечны), плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены».

Безнадежно отстали

Теория развитой Европы и варварской Московии наиболее популярна при оценке петровских реформ. Согласно этой точке зрения, Россия конца XVII столетия — это огромные незаселенные пространства с практически полным отсутствием сообщения и промышленности. Страна, ориентирующаяся исключительно на аграрный сектор, без надлежащих реформ имела мизерные шансы встать вровень с европейскими государствами, — считают эксперты.

По мнению историков, Петру, чтобы преодолеть полную экономическую отсталость и сопротивление населения такой огромной страны как России, потребовались радикальные преобразования, побочным эффектом которых стали многочисленные человеческие жертвы и заметное снижение уровня жизни.

Писатель Михаил Веллер пишет: «Если бы Пётр своими ужасными, волюнтаристскими, самодержавными методами не начал бы пытаться вернуть Россию на тот путь, с которого она сошла в ХIII веке, став вассалом Золотой Орды, то к ХХ веку наша страна была бы подобна Китаю 1900 года.

А Китай, напомню, тогда являл собой печальное зрелище: распавшийся, бессильный, отсталый, его рвали на части европейские державы».

Впрочем, ряд российских экономистов считают, что Петр отбросил Россию назад. С их точки зрения основанная на рабском, крепостном труде петровская промышленность обусловила позднейшее отставание России в XVIII–ХIX веках.

Так или иначе, Петр, перешагнув один раз порог Немецкой слободы, на всю жизнь заболел идей европейского пути России.

Знакомясь с разными людьми, с тенденциями и новшествами Европы, удовлетворяя свое любопытство, он был обречен встряхнуть находившуюся в полудреме Русь. Именно там он понял, что без науки, которая в России фактически отсутствовала, страна обречена прозябать на задворках Европы.

По мнению Михаила Веллера, Петр не просто внимательно изучал европейский опыт, он принципиально ориентировался на протестантские страны — Данию, Германию, Голландию, Англию, которые сумели поставить религию на службу интересам государства.

Быть конкурентными

В условиях, когда Россию окружали сильные противники — Польша, Швеция, Турция, Персия, Крымское ханство, многочисленные кочевники Востока, страна нуждалась в мощной боеспособной армии. Да, в победоносной русско-польской войне (1654-1667 гг.) российская армия заставила с собой считаться, но на рубеже XVII-XVIII веков ее конкурентоспособность стала снижаться.

Публицист Валентин Жаронкин пишет, что в стране попросту не было средств, чтобы содержать регулярную армию. Россия испытывала дефицит практически во всем: в элементарных военных, юридических, технических знаниях, в инженерных кадрах, квалифицированных военачальниках, современном вооружении.

В 1630-х годах уже была попытка создать регулярную армию по западным образцам, однако оказалось некому воплотить эту идею в жизнь. Даже во второй половине XVII века русские регулярные полки учились по устаревшим западным уставам — где, к примеру, процесс заряжания мушкета был разбит на целых 94 приема. На Западе в это время такой же мушкет учили заряжать в 12 «темпов».

По свидетельству русского изобретателя Ивана Посошкова, в бою русские солдаты больше надеялись на бердыш. На западе мысль об экономической и военной отсталости России висела в воздухе. Даже такой далекий от политики человек, как немецкий ученый Иоганн Готфрид Лейбниц в 1670 году заметил, что будущее России — это стать колонией Швеции.

Петр, часто общавшийся с иностранными послами, все это прекрасно знал, и поэтому реорганизация армии для него стала самой насущной потребностью. И начал он свои военные реформы с того, что значительно увеличил расходы на содержание вооруженных сил. Если его предшественник Федор Алексеевич тратил из казны 46% на военные нужды, то при Петре расходы возросли до 80%. Петр готовился к затяжным войнам. Неслучайно из 43 лет петровского царствования 26 пришлись на войны с Турцией и Швецией.

Царь не настоящий

Дмитрий Мережковский в своей работе «Антихрист» одним из первых выдвинул версию о подложном царе, обратив внимание, что после возвращения из «земель немецких» у Петра полностью изменились внешность и характер.

Среди сторонников теории о подмене царя во время «Великого посольства» были публицист Николай Левашов, кандидат физико-математических наук Сергей Салль, ее выдвигали соавторы «Новой хронологии» Анатолий Фоменко и Глеб Носовский. Согласно наиболее популярной версии, подмена Петра была организована некими влиятельными силами в Европе с целью ослабления России.

В качестве доказательств приводится не только различие портретов Петра до поездки и после, но и отсутствие в составе вернувшейся делегации тех, кто отправился с царем в поездку, за исключением Меншикова.

Конспирологи утверждают, что приехавший в Россию царь плохо говорил по-русски и ненавидел все русское. Если до поездки Петр ставил целью расширение России в сторону Черного и Средиземного морей, то по возвращении его стало интересовать только Балтийское побережье.

По мнению сторонников конспирологической версии, все это делалась для того, чтобы руками России сокрушить набирающую мощь Швецию. В этом якобы были заинтересованы Польша, Дания и Саксония не имеющие возможность противостоять Карлу XII.

Исследователь Евгений Байда организатором подмены Петра называет французское правительство. Перенаправив интересы России на север, они отводили угрозу от Турции, союзника Франции. Однако, согласно Байде, первоначально заговорщики не пытались убить Петра, намереваясь использовать его в качестве объекта шантажа.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/41260661-pochemu-petr-i-orientirovalsya-na-zapad/

В истории всегда есть свои герои и антигерои. В русской истории есть даже свои антихристы. Мы вспомнили, кто в разные исторические периоды удостаивался в народной молве такой характеристики. От Бориса Годунова до Наполеона.

1. Борис Годунов

Сначала «антихристы» избегали России. Нерон, Аттила и прочие антигерои античности творили зло, когда еще России не существовало на карте мира, а папы Римские, на которых падало подозрение в «вавилонском» происхождении, находились далеко от Русской равнины.

Признаки скорого появления «сына погибели» появились с кончиной Федора Иоанновича, последнего монарха Рюриковича. На престол был избран неродовитый Борис Годунов.

В начале все было хорошо: Годунов укреплял государство, заботился о народе и даже построил первый водопровод. Но затем в Россию пришел Великий Голод, который продлился с 1601 года с 1603, и народ вспомнил об антихристе.

По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса: дескать, и Иван Грозного он отравил, и царевича Дмитрия убил, и к смерти Федора Иоанновича руку приложил.

Развиться слухам о пришествии антихриста в нечто массовое и боевое помешали внезапная кончина Годунова и пришествие на Русь «чудом спасенного» царевича Дмитрия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое любовь в семье

2. Лжедмитрий I

После перенесенных невзгод народ встретил «ожившего» царевича как мессию, как избавителя. Казалось, жизнь теперь наладится. И, самое любопытное, она налаживалась. Все было, как в «хеппи-энде» суровой драмы: въезд на белом коне в Кремль, трогательная встреча с «родной» матерью, бесконечные милости, как опальным боярам, так и простому народу.

Сам Лжедмитрий признавался: «Есть два способа царствовать, милосердием и щедростью или суровостью и казнями; я избрал первый способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его».

И он был милосердным: он помиловал бояр, плетущих против него заговор, прощал разбойников и воров, отменил телесные наказания для дворян, снял запрет на представления скоморохов, карты, шахматы И вдруг все разом кончилось.

Недовольные бояре совершили дворцовый переворот, любимым народом царь был убит, а его труп было выставлен на поругание.

Народ московский сначала было расстроился, но потом среди монахов прошла весть, что царь Дмитрий и был антихристом. Нашлись свидетели того, как в сапоге мертвого «расстриги» был найден крест, на который он кощунственно ступал при каждом шаге. Говорили, что птицы шарахаются от его выставленного на всеобщий позор мертвого тела. Народ выдохнул

Присяга Лжедмитрия полякам

3. Лжедмитрий II

Но рано радовались люди русские. После того, как прахом самозванца зарядили пушку и выстрелили зарядом в сторону Польши, вдруг ударили необычайно суровые морозы. Стоял конец мая: на полях погибла вся трава, и уничтожены все посевы. Пошел слух о мести антихриста. А затем он восстал из мертвых

Уже через неделю после смерти «царя Дмитрия» в Москве стали распространяться грамоты, подписанные спасшимся монархом. В них говорилось, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас». И все закрутилось по-новой.

Лжедмитрию снова присягали целые города (Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Владимир и другие), самые знатные боярские фамилии (Романовы, Черкасские, Трубецкие, Салтыковы и т.д.). Правда, Москву все-таки удалось отстоять.

А потом Бог избавил от очередного антихриста: самозванец был убит своей же стражей.

4. Алексей Михайлович

Царь Алексей Тишайший мало подходил на роль антихриста. Добрый нрав, забота о неимущих, любовь к соколиной охоте, охота до преобразований. Последняя страсть и сыграла злую шутку с царем: попытка удалить из Русской Православной традиции все лишнее закончилась катастрофой. Защитники прежней веры объявили Алексея Тишайшего антихристом и предпочитали добровольно сгореть в огне, нежели креститься тремя перстами.

5. Петр I

Сын Алексея, император Петр I, со своей неистребимой страстью к реформам был обречен на титул «антихриста».

В староверском «Собрание от святого писания об Антихристе» можно найти такую характеристику на Петра I: «Яко же папа в Риме, тако и сей лжехристос начал гонити и льститати и искореняти в России Останок Православный Веры и свои новые умыслы уставляя и нова законоположения поставляя, по духовному и по Гражданскому расположению, состави многие регламенты и разосла многие указы во всю Россию с великим угрожанием и устави Сенат и Синод и сам бысть над ними главою»

По городам и деревням среди простого народа гулял слух, что «он не государь — латыш: поста никакого не имеет; он льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы С тех пор, как он на царство сел, красных дней но видно, все рубли да полтины».

6. Екатерина II

То, что начал Петр I, завершила Екатерина II. Русского в России стало еще меньше. А Православная Вера в верхах постепенно уступала место «светскому миросозерцанию». Подвижники-староверы сначала приняли Екатерину II за «вавилонскую блудницу», но, приглядевшись внимательней к ее реформам, пришло к выводу, что все же антихрист. Только в юбке.

7. Наполеон

Французский император стал первым «антихристом», объявленным официально, почти на государственном уровне.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной церкви издал манифест, в котором в частности говорилось: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».

После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали стих 5 из Апокалипсиса: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца». Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона (в 1812 году ему уже было 43, и отсюда выводили неминуемость его скорого падения), другие толкователи исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией.

Интересно, что староверы не поддержали версию о французе-антихристе, отдавая предпочтение «лжепророкам в своем отечестве». Зато так называемый образованный класс, дворянство поддерживали версию Святейшего Синода о сходстве Бонапарта со «зверем багряным».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/antihristy-v-russkoj-istorii/

Петр I — последний царь и первый император

В многодетной семье Алексея Михайловича Тишайшего Петр был четырнадцатым по счету ребенком. О его первых днях жизни сохранилось немало интересных сведений. Например, крестным отцом новорожденного царевича был его старший брат Федор. Согласно ряду источников, с детства Петр был развит, подвижен, физически крепок.

Достаточно рано его внимание привлекли игрушки военной направленности: ружья, луки, барабаны. Вооружая всем этим добром ребятишек, своих сверстников, царевич устраивал настоящие баталии. Изучал Петр Алексеевич и азбуку, и арифметику, и историю.

Образованием юного царевича занимался Никита Моисеевич Зотов, приставленный к нему царем Федором III (когда Петру шел четвертый год, Алексей Михайлович скончался, и престол занял его старший сын).

Смерть Алексея Михайловича повлекла за собой борьбу придворных группировок: Милославских и Нарышкиных. Когда не стало Федора Алексеевича, обстановка накалилась еще больше.

Родственники первой жены Тишайшего царя напирали на то, что на престол должен взойти следующий по старшинству царевич Иван Алексеевич. Нарышкины (их убеждение разделял и патриарх) неустанно отстаивали кандидатуру Петра.

В итоге (чему крайне способствовали стрелецкие волнения) победила ничья: оба царевича, и Петр, и Иван, были венчаны на царство, а регентом при них стала царевна Софья Алексеевна.

Рождение Петра I. (.com)

Если поначалу Петра мало интересовали государственные дела (куда ближе юному царю были дела «потешные»), то во второй половине 1680-х годов между ним и сестрой начались открытые конфликты. Развязка наступила летом 1689 года, когда стрельцы, до этого защита и опора царевны Софьи, перешли на сторону «второго» царя. Отправив сестру в Новодевичий монастырь и казнив ее сподвижников, Петр совместно (только внешне) с братом Иваном начал править самостоятельно.

«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!»

Война с Османской империей стала основным направлением внешней политики первых лет царствования Петра Алексеевича. Чтобы найти единомышленников в «ослаблении врагов креста Господня», в 1697 — 1698 годах он даже отправил Великое посольство в Европу. Однако поездка по Англии, Австрии, Голландии принесла другие плоды — Петр, вдохновившись европейским образом жизни, не только задумал ряд государственных преобразований, но и перенес центр внешнеполитической активности с юга на север.

https://www.youtube.com/watch?v=m67curWtS-o

Вернувшись из-за границы, Петр приступил к реформаторской деятельности: стал обрезать бороды боярам, ввел в моду немецкое платье и ассамблеи, учредил западное летоисчисление. Коснулись преобразования молодого царя и военной деятельности, поскольку выход к Балтийскому морю стал для него чуть ли не навязчивой идеей.

Петр I во время Великого посольства. (zen.yandex.com)

Объявив в 1700 году войну Швеции, Петр не ожидал такого сильного сопротивления (Нарва тому яркий пример). Но, как говорится, удача любит терпеливых, поэтому, восстановив и укрепив армию после разгромного поражения, Петр в итоге сумел разбить Карла XII под Полтавой. Исход Северной войны был предопределен.

Петр Великий — царь, ставший императором

Победа в Северной войне имела для России, ставшей империей, огромное политическое значение — она вошла в ряды ведущих мировых держав. Тем временем Петр (теперь уже Великий) продолжил свои преобразования. Увлекшись идеями общего блага, он задумал превратить Российскую империю в регулярное государство. Для этого им была изменена и упрощена социальная структура общества, организована новая система административного управления, а также создана политическая полиция.

Стоит отметить, что историки и современники по-разному оценивали характер и итоги реформ Петра Алексеевича. Николай Михайлович Карамзин, например, критиковал императора за то, что в результате его преобразований Россия-матушка свернула с естественного пути своего развития. Сергей Михайлович Соловьев, наоборот, положительно оценивал петровские реформы.

Семейные дела Петра Великого

Петр I был женат дважды. Первой супругой императора стала Евдокия Лопухина, которую он через несколько лет после свадьбы принудил постричься в монахини. Вторая жена Петра — Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I.

Петр I допрашивает царевича Алексея. (wikipedia.org)

Всего от двух браков у российского самодержца было десять детей. Старший сын Петра, царевич Алексей, будучи обвиненным в государственной измене, погиб в камере Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах.

Остальные дети, кроме Анны и Елизаветы, ставшей императрицей в 1742 году, умерли в младенческом или детском возрасте. Самого Петра Великого не стало в начале 1725 года.

Не успев назвать наследника престола, первый российский император скончался в Зимнем дворце от, согласно официальной версии, воспаления легких.

Источник: https://diletant.media/articles/45255551/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Когда затонул курск подводная лодка

Закрыть