Почему николая 2 причислили к лику святых

Канонизация царской семьи

почему николая 2 причислили к лику святых

Каждый раз, когда мы слышим о том, что тот или иной человек был признан Церковью святым, мы слышим слово «канонизация». Это слово буквально означает внесение в каталог или канон.

На самой заре церковной жизни христиане становились святыми в результате мученичества и их имена вносились в специфические каталоги, которые назывались мартирологами. Святой мученик начинал почитаться людьми, а епископ подтверждал эту практику.

Время шло и появлялись новые святые. Это были не только мученики. Появились святые, которых Церковь назвала страстотерпцами, то есть, христианами, которые приняли смерть не от язычников, а от «своих единоверцев из-за их жестокости и коварства».

Икона Царской Семьи Романовых

Канонизация Царской Семьи стала причиной жаркой дискуссии в обществе

В 2000 году к лику страстотерпцев была причислена семья последнего Российского Императора. Канонизация Николая Второго вызвала много споров и обсуждений в обществе даже достаточно далёком от церковных дел.

Слишком много событий произошло во время правления последнего императора. Самыми часто упоминаемыми камнями преткновения для многих стали событие 9 января 1905 года, больше известное как «Кровавое воскресенье» и политика императора в общем.

До сих пор, спустя много лет, можно слышать вопрос: почему канонизировали царскую семью? Почему Николай II причислен к лику святых?

Митрополит Ювеналий объяснил смысл канонизации Николая Второго

Председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своём докладе об основаниях для канонизации царской семьи объяснил, что поскольку император с семьёй были убиты не за веру, а по политическим мотивам, то комиссия постановила причислить их к лику страстотерпцев.

«В богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово “страстотерпец” стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.»

После отречения от престола Император арестован вместе с семьёй

Описание, данное страстотерпцам очень подходит к тому, как описали свидетели последние дни жизни Николая II и его семьи. После отречения от престола император Николай II стал просто то гражданином Романовым Николаем Александровичем.

По распоряжению временного правительства он с Александрой Фёдоровой и детьми, Ольгой, Татьяной, Анастасией и Алексеем, был арестован и содержался под стражей в Царском Селе сразу после того, как подписал манифест об отречении от престола 9 марта 1917 года.

В августе императора и членов его семьи перевезли в Тобольск, а через некоторое время в Екатеринбург.

Великие княжны Татьяна и Анастасия с Николаем II в окружении солдат охраны, под домашним арестом в Царском Селе, июнь 1917

Простые охранники прониклись уважением к царственным узникам

По воспоминаниям разводящего караульной команды Анатоля Якимова Николай II и его семья были людьми простыми в общении. Царь Николай не гнушался простой работы и с удовольствием сам колол дрова.

Императрица, хоть и выглядела строго, но заботилась о своих детях и муже.

Вместе с девочками стирала и штопала бельё.

«Заметно по ним, что они простые и добрые. От моих мыслей прежних про царя, с какими я шел в охрану, ничего не осталось. Как я их сам своими глазами поглядел несколько раз, я стал душой к ним совсем по-другому: мне стало их жалко».

Все, кто наблюдал за жизнью семьи Романовых, полной заботы друг о друге и достоинства, начинали уважать их.

Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»

Даже Юровский, который стал палачом царской семьи, и тот в своих воспоминаниях писал: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать, как простых и не заносчивых людей. Одевались все просто, никаких нарядов».

В ночь на 17 июля 1918 года вся семья приняла мученическую смерть в «Доме особого назначения». До самого конца их сопровождал образ Божией Матери Феодоровская, список с иконы, сопровождавшей дом Романовых на протяжении 300 лет. От восшествия на престол первого царя из рода Романовых до мученической кончины последнего.

Икона Романовых — Феодоровский образ Божией МатериДом инженера Ипатьева, в котором провел свои последние дни Николай Александрович с семьёй

В 1981 году Русская Церковь за рубежом причислила царскую семью к лику святых. В 1992 году по решению Архиерейского Собора Русская Православная Церковь начала исследовать материалы по канонизации в России.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был рассмотрен вопрос о канонизации государя Николая Александровича и его семьи, а также многих сотен клириков и мирян, которые пострадали за веру в то страшное время разделения русского народа.

Икона Николая II Страстотерпца

Результатом многолетней кропотливой работы, которую проводила Синодальная Комиссия по канонизации, стало постановление, которое завершалось такими словами:

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.

Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию.»

(«Основания для канонизации Царской Семьи» доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия)

Вместе с императорской семьёй причислены к лику святых те, кто не оставил их в трудную минуту

Причисление к лику святых царской семьи было ожидаемым событием. С 2000 года во всех храмах стали совершаться службы Святым Царственным Страстотерпцам. Вместе с ними к лику новомучеников были причислены и слуги царской семьи, которые отказались их оставить, а также доктор Боткин, лечивший Алексея.

Икона Евгения Сергеевича Боткина, врача, лечившего царевича АлексеяСемья Романовых и те, кто остались с ними до конца

У урочища Ганина Яма, места, где большевики хотели уничтожить останки царственных мучеников, образован мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

Икона Николая Второго

Канонизация царской семьи стала одним из тех событий, которые привели к объединению Русской Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Источник: https://hranitel.club/336-kanonizaciya-carskoj-semi

За что канонизирован император Николай II? — Православный журнал

почему николая 2 причислили к лику святых

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность спасти свою жизнь, пусть и через прямое отречение от Христа. У царской семьи такого выбора не было. Их убивали именно как государеву семью. Люди, которые это делали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Поэтому семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые имея твердую веру в Бога, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя.

Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи.

Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где похоронен патриарх алексий 2

Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н.

Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление.

Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга.

Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем.

Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу.

Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос.

Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст.

3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Источник: https://foma.ru/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolaj-ii.html

О смерти последнего царя

Согласно историческим данным, последний император Николай II во время революции был арестован и расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Вместе с семьей государя были казнены четверо слуг и приближенных.

Интересно! Спустя время, один из приближенных государя-императора, погибший с ним в Ипатьевском доме, также будет причислен к лику святых. Речь идет о враче Евгении Боткине.

Сама же семья царя состояла из семи человек: государя Николая Романова, царицы Александры Федоровны и их пятерых детей — сына Алексея и дочерей Анастасии, Ольги, Марии, Татьяны. На момент расстрела самому Царю исполнилось 50 лет, его супруге 46, а детям было от 13 до 22 лет.

Семья императора Николая ІІ

Весть о кровавой расправе над всей императорской семьей очень быстро разжхнеслась в народе. Практически сразу после казни начали появляться настроения, которые позже окрепли и привели к канонизации Николая Второго.

Так, сам патриарх Тихон на ближайшей после расстрела службе в своей проповеди сказал, что вся Церковь скорбит о произошедшем. Патриарх обратил внимание на то, что Николай Второй со всей своей семьей мог бы выехать за границу, где обеспечил бы себе спокойную и безопасную жизнь. Но он этого не сделал, а «остался страдать вместе с Россией». Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей регулярно совершать богослужения для поминовения убиенных.

Важно! Именно тот факт, что Николай Второй после своего формального отречения от престола не бежал, говорит об искренней и неподдельной его любви к Родине.

В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников.

Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы.

Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы.

Простой народ не очень разбирался в тонкостях церковных канонов, поэтому царя почитали мучеником. Нередко фотография всей убитой Царской семьи находилась рядом с иконами, в домашнем иконостасе. Конечно, в те годы вопрос об официальной канонизации стоять не мог, но в народе почитание постоянно возрастало.

Икона святых Царственных страстотерпцев

Особое почитание Царская семья обрела среди эмигрантов и прихожан Зарубежной православной церкви. Многие, кто из-за политической ситуации вынуждены были покинуть Родину, очень любили императора, преклонялись перед ним. После насильственной смерти это отношение только усилилось.

Длинный путь к канонизации

Все более открытое почитание Николая Второго за границей привело к тому, что уже в 1981 году вся Царская семья была канонизирована в Русской зарубежной церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос еще не стоял, но событие привело к активизации внимания к личности Николая Второго.

Так, на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие люди и молиться Царской семье. Стали появляться первые, не благословленные еще, самописные иконы. Примечательно, что на первых иконах пытались изобразить только убитых детей, поскольку их невиновность и чистота души ни у кого не вызывала сомнения.

Официально вопрос о канонизации в Русской православной церкви был поднят самым последним — канонизация уже совершилась в Зарубежной церкви, а также Царские страстотерпцы считались местночтимыми святыми в некоторых отдельных областях.

В 1992 году синодальной комиссией РПЦ начался процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о причислении к лику святых царя Николая и его семьи. Во главе комиссии стоял митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил скрупулезной и методичной работе по изучению жизни последнего императора.

Итогами длительной работы комиссии стал доклад, на основании которого Синодом РПЦ было сформулировано решение о причислении Царской семьи к лику святых. Особое внимание было уделено тому факту, что Царская семья безропотно несла свой крест страданий, не пыталась бежать и скрываться, полностью покорилась судьбе и разделила боль России того времени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Благородство что это такое

Интересно! При этом подчеркивалось, что канонизация царя никоим образом не несет никаких политических целей, таких как призывы к монархическому строю или почитание царя за сам факт его правления.

Царь Николай Второй заслужил свой лик святого не столько во время своего правления, сколько за время своего заключения, ареста и сопровождавших страданий. Понимая, что он может погибнуть вместе со всей своей семьей, царь не бежал, не бросил Россию, но страдал и погибал вместе с ней.

Другими словами, причисление к лику святых стало возможным не столько за образ жизни государя, но за его смирение, покорность воле Божьей и за его смерть.

Читайте о православных святых:

Икона Царя-мученика Николая II

Официальное решение было вынесено на Архиерейском соборе, 14 августа 2000 года. До последнего часа было непонятно, состоится канонизация или нет, поскольку были несогласные. Тем не менее решением собора царь Николай Второй вместе со своей супругой Александрой Федоровной и пятью детьми были прославлены как страстотерпцы среди новомучеников и исповедников Российских.

Противники канонизации

Такой длительный сложный процесс принятия решения в отношении Царской семьи вполне объясним — слишком неоднозначной была персона Царя в смутные революционные годы. Перед синодальной комиссией стояла непростая задача — отделить духовные достижения Николая Второго, его стремление к выполнению Божьих Заповедей от политической деятельности.

Конечно, личность царя-помазанника тесно переплетается с его деятельностью в сфере управления государством. И тот факт, что с началом революции произошел формальный отказ от престола, не добавляет Николаю Второму положительных оценок. И именно этот факт стал объектом наибольших споров и появления рьяных противников канонизации.

Кроме отречения от престола, последнему русскому императору вменяется в вину жестокость по отношению к жертвам Первой мировой войны. По свидетельству некоторых очевидцев, Николай Второй позволял себе высказывания, в которых прослеживалось явное пренебрежение большим числом погибших.

Для тех, кто противился причислению царя к лику святых, важным был аргумент о том, что царь считался жестоким охотником. Существует мнение, что кроме охоты на диких зверей, Николай Второй мог истреблять кошек и собак.

Многие историки приводят аргумент о том, что Николая Второго нельзя назвать мудрым и выдающимся политическим деятелем и правителем. Множественные вооруженные восстания, неудачная государственная политика привели к тому, что именно в правление Николая Второго царская Россия пала.

Усыпальница семьи Романовых в Петропавловском соборе

Также распространено было мнение, что канонизация царя — некий политический фарс, направленный на сомнительное возвеличивание царской России. Сторонники такого подхода полагают, что лик святости государя позволяет неправдоподобно приукрашать период монархической власти в России.

Сторонники канонизации и их аргументы

Самое важное, что принималось во внимание при принятии решения о канонизации — последний период жизни государя и его кончина. Сторонники канонизации делали упор на то, что царь сподобился святости не за образ своего правления, не за государственную и военную политику, а за смиренное принятие своей мученической смерти.

Что же касается отречения от престола, то, как бы абсурдно это ни звучало, именно формальное отречение стало первым шагом к будущей святости. С точки зрения политики, это был ошибочный и неверный ход. И если бы Николай Второй не отрекся от своего правления, но силой задушил бы зародившуюся революцию — он бы, возможно, вошел в историю как знаковый и судьбоносный для России монарх. Но тогда бы он не смог стать святым.

Внутренними мотивами, по которым царь Николай Второй сознательно отрекся от престола, было желание не разобщать свой народ, не начинать масштабную войну, которая — несомненно — принесла бы огромные человеческие жертвы. Столько крови на свои руки Николай Второй брать не захотел, а предпочел при этом принести в жертву самого себя.

Вторым удивительным фактом, который явно противоречит теории государственной измены царя, можно назвать то, что Царская семья осталась в России.

Никто не мешал государю после отречения тихо уехать за границу, как это сделали многие вынужденные эмигранты того времени, и сохранить свою жизнь. Но он этого не сделал, не смог бросить Родину.

Не стала противиться этому решению и его семья — в письмах и дневниках Александры Федоровны находятся подтверждения тому. Царица писала супругу, что, несмотря на заключение и смуту вокруг, она рада быть в России.

Нельзя однозначно трактовать и страшные события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как «кровавое воскресенье». По мнению некоторых историков, это была блестяще спланированная и выполненная провокация против Николая Второго. Сам государь-император в это время находился в Царском Селе и не мог отдавать приказов стрелять в толпу.

Император Николай II и его семья были канонизированы в 2000 году

Кроме того, основаниями для причислению к лику святых можно назвать следующие факты:

  • действительно мученическая и насильственная смерть от рук большевистских преследователей и правителей;
  • общенародное почитание императора, как святого;
  • прославление его в Западной церкви и отдельных поместных епархиях;
  • задокументированные свидетельства чудес и помощи по молитвам к Царской семье;
  • всем известное православное благочестие всей Царской семьи, которая открыто проповедовала православную веру, занималась постройкой новых храмов, жила согласно канонам христианства;
  • работа царицы Александры Федоровны и ее дочерей в качестве рядовых сестер милосердия в военных госпиталях.

Почитание Царской семьи в наши дни

Конечно, пройдя такой длинный и сложный путь определения участи Царской семьи, нельзя было ожидать единогласного почитания даже после официальной канонизации. Многие не смогли принять данное решение и до сих пор считают, что РПЦ допустила большую ошибку, признав Николая Второго святым.

Как мы, простые миряне, должны к этому относится? Безусловно, мы не должны хулить нашу церковь, оспаривать ее решения. Мы должны поступать по примеру многих богословов, выступавших в процессе против канонизации, но после решения церкви замолчавших.

В частности, профессор МДА А. И.

Осипов, который также много исследовал жизнь Царской семьи и был противником канонизации, после ее совершения спокойно признал, что он смиряется перед соборным решением Церкви и больше никогда не высказывался негативно о Царе.

Также должны поступать и мы — после того, как Церковь приняла решение о причислении Николая Второго к лику святых, все споры должны умолкнуть. При этом каждый человек остается свободен в своем выборе молиться святым царственным страстотерпцам или нет.

Совет! Тот факт, что семья последнего императора призвана святой, не обязывает каждого из нас постоянно обращаться к ним в молитвах. Но, с другой стороны, этот факт обязывает каждого из нас не хулить имя Царя, не вступать в споры и пререкания, не искать черных страниц в его жизни, не пытаться опорочить.

Если мы хотим быть православными христианами, мы должны доверять собственной Церкви, членами которой мы являемся.

Иначе какой смысл в наше вере, если единства нет даже среди православных? Если наша душа не готова признавать Царя святым, то как минимум, мы должны сдерживать все хульные слова и помыслы в адрес страстотерпца и молиться Господу о вразумлении.

Канонизация Царской семьи

с ₽

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kanonizatsiya-tsarskoj-semi.html

Николай II Романов причислен к лику святых страстотерпцев

почему николая 2 причислили к лику святых

Среди длинного списка православных святых до XX века не было ни одного монарха. И все же в нем появился и российский император — Николай II.

Жизнь этого царя пришлась на кровавую, переломную эпоху, и Николаю Александровичу Романову не удалось удержать Россию от мировой войны, революции и гражданской смуты. Едва оправившаяся от проигранной войны с Японией Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, которая закончилась для нее революцией.

Время великих потрясений требовало людей решительных, действенных, а Николай Александрович вовсе не отличался этими качествами Впрочем, не наше дело судить императора.

Отречение от престола

В конце февраля 1917 года Николай II распустил Государственную Думу, а уже 2 марта ему самому пришлось отречься от престола. Николай хотел передать трон своему брату — великому князю Михаилу Александровичу.

Однако из этого ничего не получилось. Еще через несколько дней Николай II был взят под арест и отправлен в Александровский дворец Царского Села, где прожил с семьей до 14 августа 1917 года. Затем Временное правительство решило отправить царскую семью подальше от ключевых событий — в Сибирь.

Чтобы не привлекать внимание публики, на вагоны двух поездов прикрепили вывеску — «Японская миссия Красного Креста». Охрана составляла 337 солдат и 7 офицеров. На станциях, оцепленных войсками, поезда не останавливались. Из Тюмени, куда поезда прибыли 17 августа, Николая II и его семью перевезли судами в Тобольск.

Здесь, в доме губернатора, бывший правитель России достаточно спокойно прожил почти год.

Однако разгоравшееся в стране пламя гражданской войны опалило и Сибирь. Революционные власти решили переправить царскую семью сначала в Тюмень, а затем в Екатеринбург, где прибывших разместили в доме, который до революции принадлежал горному инженеру Н. Н. Ипатьеву. Здесь вместе с царской семьей проживали еще пять человек: доктор Боткин, лакей Трупп, горничная Демидова, повар Харитонов и поваренок Седнев. Вокруг дома возвели высокий деревянный забор, за которым стояли часовые.

Расстрел царской семьи Романовых в Ипатьевском доме

Местные уральские революционные власти опасались, что семья Николая II может быть отбита контрреволюционерами, чьи силы в Сибири в то время были велики. На Екатеринбург двигались части белой Сибирской армии и так называемый Чехословацкий корпус. В этой ситуации в ночь с 16 на 17 июля 1918 года Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов с одобрения московских властей вынес постановление о казни царской семьи.

Ночью в дом Ипатьева явились уполномоченные Уральского Совета рабочих. Они вручили приговор командиру охраны П. 3. Ермакову и комиссару Я. М. Юровскому и приказали немедленно привести его в исполнение. Под предлогом спасения от возможного обстрела Николая Александровича, его жену Александру Федоровну, четырех дочерей — Ольгу, Татьяну, Марию, и Анастасию, и его сына Алексея привели в полуподвальную комнату.

Здесь им был прочтен приговор и здесь все они были расстреляны. Так было совершено одно из самых жестоких и кровавых преступлений в истории России. В те смутные и тяжелые годы большевики словно объявили охоту на всех членов царского дома, и многие Романовы, не успевшие покинуть Россию после революции, стали жертвами террора.

Николай II святой ???

После революции прошло около 70 лет и в России мирным путем произошел новый переворот, а в 2000 году Русская православная церковь причислила Николая II к лику святых страстотерпцев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как влюбляются мужчины девы

Вместе с ним в этот ряд следовало бы поставить и всех других невинных людей, которые были расстреляны, замучены и погублены в страшной народной катастрофе, которая произошла с нашей страной во времена революции 1917 года и последующих лет гражданской войны.

Эти люди погибли благодаря Святому Николаю II.

Источник: https://posmotrim.by/article/nikolay-ii-romanov.html

За что Николая II причислили к лику святых

Канонизация царской семьи Романовых и, прежде всего, самого императора Николая II не всеми воспринимается однозначно. Довольно часто приходится слышать вопросы: а что этот царь сделал такого, за что его причислили к лику святых? Обратимся к фактам.

Расстрел в Екатеринбурге

В ночь с 16-го на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были расстреляны император Николай Александрович, отрекшийся от престола 2 марта 1917 года, его жена императрица Александра Федоровна, а также их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Уже через три дня после казни 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве, Патриарх Тихон объявил: «Свершилось ужасное дело — расстрелян бывший государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его.

Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Помимо этого, Патриарх благословил церковных архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви причислил Романовых к лику мучеников. 16 июля 1989 года на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, состоялся молебен в память о Романовых. 18 августа 1990 года на этом месте был установлен деревянный крест, возле которого несколько раз в неделю читались молитвы и акафисты.

За и против

Источник: https://topnewsrussia.ru/01/09/2019/9199/za-chto-nikolaya-ii-prichislili-k-liku-svyatyx-2.html

Лики Святых в Русской Православной церкви Причисление к Лику Святых

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один — святой мученик, другой — страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Лики Святых в Русской Православной церкви

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель — последний пророк.

Равноапостольные

Лики Святых, обращавших в истинную веру через благовествование Евангелия, называются равноапостольными. Так обращаются к Марии Магдалине, святому императору Константину и его матери Елене, славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, святой княгине Ольге, святому князю Владимиру, крестившему Русь.

Святители

Святые, стяжавшие святость в архиерейском служении, достойно осуществлявшие Промысел Божий в достижении Царства Небесного, прославившиеся беспорочной жизнью и праведной кончиной, называются святителями. В их числе Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Первым русским святителем стал третий епископ Ростовский св. Леонтий (1077 г.).

Апостол Павел писал, что с помощью Святого Духа иному дается слово мудрости, иному слово знания, иному вера, иному чудотворения, иному пророчества, иному дары исцелений, иному различение духов, иному разные языки, а иному толкование языков, разделяя каждому свое.

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые князья Борис и Глеб, а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства — изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет «блаженный», синоним слова «юродиевый». В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был Василий Блаженный.

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете — Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых — Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг — сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Мир Ликийских Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые — это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43093-liki-svjatyh-v-russkoj.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Кто такой митрополит макарий

Закрыть