Паломничество что это такое

Паломничество — это путешествие к святым местам

паломничество что это такое

Неотъемлемым атрибутом жизни верующего человека являются поездки по святым местам, или паломничество, – это посещение святых мест, находящихся за пределами проживания человека. В такие поездки направляются с целью поклонения святыням, мощам.

Виды паломничества

В каждой религии есть свои святые места, которые должен посетить каждый верующий. В христианской вере мечтой каждого верующего является посещение Иерусалима. Именно на этой земле появился на свет Иисус и здесь же проповедовал. Здесь расположены места, связанные с Мессией, его апостолами, святой Девой Марией, а также святая река Иордан и другие святые источники.

В исламе паломничество предполагает посещение Мекки и Медины. Эти места важны для каждого мусульманина.

В вайшнавизме паломники стремятся посетить Вриндаван и Говардхан. Эти места считаются самыми святыми на всей земле. Считается, что эти места посещал Кришна, приходивший около пяти тысяч лет тому назад. Вайшнавизм предусматривает паломничество по местам игр Бога и его любимой Шримати Радхарани. Верующие совершают омовение в водах Ганги, Ямуны и Сарасвати.

Паломничество присутствует в шиваизме. Все верующие, поклоняющиеся Шиве, мечтают посетить гору Кайлас, находящуюся в Гималаях. Верующие считают, что в одной из пещер горы по сей день находится в медитации Шива.

В буддизме выделяют четыре основных святых места, которые следует посетить. Это Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар.

Все святые места, независимо от веры, имеют необыкновенную силу, не поддающуюся объяснению ученых. К примеру, пыль Вриндавана обладает цветочным ароматом, а вода Ганги оказывает очистительное действие, хотя на берегу реки проживают миллионы людей, а в воды сбрасывают пепел умерших. И здесь нет никаких очистительных сооружений.

Немного истории христианского паломничества

С началом христианской церкви верующие стремились попасть в места, связанные с земной жизнью Иисуса, его матери. Позже люди стали посещать места святых мучеников.

Невозможно точно сказать, когда появилось паломничество. Однако, по некоторым данным, оно началось после 325 года, когда император Константин приказал построить храмы в Вифлееме, а всю Палестину объявил Святой землей.

Само слово «паломничество» — это путешествие к святому месту, а «паломник» — это человек, держащий пальмовую ветвь. Обычно паломнический сезон начинается с Рождества и заканчивается Пятидесятницей. В древние времена христиане приходили в Палестину на весь этот период.

Одним из важных праздников, во время которых вырастало количество людей, отправившихся в религиозное паломничество, является Пасха. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Воскресенье, приходили заранее. Все участники крестного хода несли пальмовые ветви. Их же забирали домой в качестве святыни и свидетельства паломнического путешествия.

Паломничество на Руси

На Руси паломничество обрело популярность в момент Крещения. История паломничества рассказывает, как люди путешествовали в Иерусалим и другие святые места. В те времена не было средств передвижения, и весь путь верующие проходили пешком. Такое путешествие было опасным, долгим.

Постепенно на Руси стали строить национальные церкви. Первыми были Киево-Печерская лавра, Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра и многие другие святыни. Их начали посещать люди со всех уголков страны.

Иерусалим для христиан

Одним из древнейших и важных городов различных религий является Иерусалим. Это место святое для иудаизма, ислама и христианства. Паломничество в Иерусалим является особым шагом для верующих. Особое значение этот город представляет для христиан. Об этом месте говорится в Ветхом и Новом Завете. Согласно последнему через сорок дней после рождения в городской храм привезли Иисуса на посвящение служению Богу.

Есть рассказ о том, как Мессия провел очищение храма, изгнав из него всех торговцев за пределы святой земли. Паломничество в Иерусалим предусматривает посещение всех мест, где проходил Иисус и его апостолы.

В конце Евангелий имеется описание Тайной вечери, проводимой в Иерусалиме, арест Мессии и Гефсимании. Также на этой земле Иисус был распят и захоронен. В Святом писании говорится о воскресении и вознесении Мессии, а также о дне, когда он вернется.

Святые места Иерусалима

Местом Тайной вечери является Сионская горница. Паломничество в Израиль из Москвы предусматривает посещение этого святого места. Также в маршрут путешественников входит посещение храма Гроба Господня. По легенде, в этом месте похоронен Иисус. Сюда приезжают тысячи паломников со всего мира, чтобы коснуться плиты.

Также верующие стремятся посетить Голгофу. Они на коленях доходят до места распятия. Еще одно место, которое необходимо посетить, — Стена Плача. Разные верующие стремятся посетить храмы и монастыри, посвященные св. Деве Марии.

Паломничество в Израиль из Москвы – это повод посетить не просто святые места, а окунуться в историю возникновения веры. Во время поездки верующие могут побывать в монастыре Св. Магдалины, поклониться мощам, иконе. Также в Иерусалиме расположен храм Вознесения Господня, где можно приклониться перед мощами арх. Антонина.

На Святой земле располагается гробница Пресвятой Богородицы, гробницы пророков Аггея, Малахии, а также гробница царя Давида.

Великим местом, которое желает посетить каждый верующий, является собор Воскресения Христова (храм Гроба Господня). Эта святыня поделена между разными народами и верами. Здесь молятся православные, католики и другие верующие.

Мекка для мусульман

В исламе паломничество – это хадж в места, где можно поклониться Аллаху коллективно, совершить намаз. Мекка – это место, где родился пророк. Именно это место является духовным центром всех мусульман всего ислама.

По традиции, паломничество в Мекку продолжается десять дней. К этому событию верующие готовятся заранее. Для хаджа существует множество правил, которые должен учесть верующий.

Так, юноша может самостоятельно отправляться в религиозное путешествие в возрасте с 18 лет, а девушки и женщины в возрасте до 45 лет имеют право посещать святое место только в сопровождении мужчины: мужа или родственника.

Причем они должны документально подтвердить родство перед Духовным управлением мусульман по месту жительства.

В Королевстве Саудовской Аравии, где проводится паломничество в Мекку и Медину (эти святыни находятся на территории страны), действуют строгие нормы шариата. В аэропорту действуют строгие правила досмотра каждого прибывшего гостя.

Паломничество в Мекку проводится под контролем опытных сопровождающих. Даже если верующие прибывают не группой, а самостоятельно, то их определяют под опеку сопровождающих. Все учреждения в стране работают с восьми утра и до двенадцати дня и с пяти до семи вечера. Выходными днями являются четверг и пятница. В королевстве действует собственный календарь, по которому сейчас 1438 год по хиджре (2017 год от рождества Христова).

Обряд в Мекке

Приехав в Мекку, после облачения в специальную ритуальную одежду каждый верующий должен семь раз обойти вокруг Дома Аллаха. Это главная святыня верующих. Затем проводится семикратный бег между холмами Марва и Сафа. После этого разрешается утолить жажду из источника Зам-Зам.

Далее паломники направляются к Арафату. Эта долина располагается недалеко от Мекки. В долине верующие должны простоять с полудня до захода солнца. В это время читаются специальные молитвы. После захода солнца верующие направляются в Муздалифу.

В этой долине проходит коллективная молитва.

На следующий день верующие направляются в долину Мина. Здесь проводится обряд бросания камней в столб, символизирующий Сатану. После этого проводится обряд жертвоприношения, говорящий о наступлении Ид аль-Адха, праздника Курбан-байрам. После жертвоприношения паломники возвращаются в Мекку для прощального хода вокруг Дома Аллаха.

Оптина пустынь

Ставропигиальный мужской монастырь с давних времен принимает паломников со всей страны. По преданию, это место было основано в четырнадцатом веке человеком по имени Опта. Было время, когда Оптина пустынь расцветала, были времена упадка. В двадцатом веке монастырь закрывали, храмы разрушили. Времена меняли монастырь, но старческое служение не менялось. По сей день это место остается центром духовной жизни. Оптину пустынь стремится посетить множество верующих.

Паломничество в Оптину пустынь предполагает посещение расположенных здесь храмов и святынь. Это Введенский собор, в котором находятся мощи Нектария и Амвросия, икона Казанской Божией Матери. Также Оптина пустынь славится храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, храмом Иллариона Великого, Предтечи Крестителя Господня, храмом в честь Преображения Господня.

В течение дня основные храмы всегда открыты. Паломничество по святым местам предполагает поклонение святыням, расположенным в Оптиной пустыни. Здесь верующие поклоняются иконам, святым мощам старцев и отцов оптинских.

Паломничество в XIX веке

Больше всего люди стали посещать места паломничества в девятнадцатом веке. В то время была традиция хотя бы раз в жизни побывать в Киево-Печерской лавре. Десятки тысяч паломников всех социальных слоев отправляются к святым местам. Кто-то едет верхом на лошади, а кто-то идет пешком. Все это привело к тому, что архимандрит Антонин приобретает большие участки земли в Палестине, на которых строят храмы, монастыри и гостиницы для паломников.

С приходом революции традиция паломничества утратила былую силу. Храмы были разрушены, участки земли за границей утеряны. Многие годы русские люди не могли свободно молиться и посещать святыни.

В наше время традиция бывать в святых местах возвращается. Многие люди посещают не только известные по всему миру святые места, но и малоизвестные монастыри.

Паломничество в православной религии

Паломничество – это способ прикоснуться не просто к святыням, а к истокам своего прошлого, найти правильный путь в будущем.

Православные верующие путешествуют на Святую землю, гору Афон. В девятнадцатом веке религиозное путешествие стало достаточно популярным. Люди не боялись отправляться в дальний путь, ведь тогда по пути каждый паломник мог остановиться в любом доме. В те времена считалось праведным пустить на ночлег паломника.

После Второй мировой войны количество русских паломников в Иерусалим уменьшилось, но полностью не прекратилось.

Современное православное паломничество в Иерусалим включает посещение мест, где проходили евангельские события. Основная масса людей приезжает на Святую землю на Страстной неделе, чтобы увидеть, как в Великую субботу сходит благодатный огонь, и умыться им.

Афон, или Святая гора

Скалистый полуостров в виде трезубца – это Афон. По преданию, когда св. Мария хотела разделить с апостолами их труды, отправившись с ними на проповедь, ей было откровение, что у нее будет другая дорога. Так и получилось: во время ее путешествия ее корабль причалил к берегам Афона. Божия Матерь сошла на берег и благословила землю. После этого ее стали называть Святой горой.

Паломничество на Святую гору

Полуостров представляет собой место подвигов монахов. На эти земли запрещается ступать женщинам. Несколько лет назад был случай, когда одна американская журналистка решила одеться в мужскую одежду и проникнуть на Афон.

Когда это обнаружилось, возник серьезный международный скандал. Женщинам разрешается проплыть вдоль острова, послушать рассказы, посмотреть с вод в бинокль на полуостров. А вот мужчины могут свободно посещать Афон.

Несмотря на запрет посещать место женщинам, Святая гора является одной из популярных святынь для поклонения.

Интересный факт о времени

В каждой вере есть свой выходной. У мусульман выходной день – пятница, а у евреев – суббота. В эти дни евреи и мусульмане не работают. У христиан тоже есть выходной, в Писании говорится «чти субботу». В некоторых англоязычных странах ее чтут, поэтому у них принято начинать неделю с воскресенья. В России в этот день выходной, а в некоторых других странах мира это начало рабочей недели, а вот пятница и суббота – это выходные дни.

На Афоне время все еще исчисляют по солнцу. Сутки там начинаются в шестнадцать часов дня.

Источник: https://www.syl.ru/article/309970/palomnichestvo---eto-puteshestvie-k-svyatyim-mestam-istoriya-i-sovremennost-palomnicheskie-poezdki

Советы паломникам

паломничество что это такое

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое.

Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами.

Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

  • посоветоваться с духовным наставником;
  • взять на себя обеты, поститься;
  • иметь нательный крест;
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя иоанн

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто — «батюшка». Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, «отец Олег». Фамилии в церкви не употребляются.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

К монаху имеющему постриг, обращаются «отец», к послушнику — «брат», к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например, «отец схиархимандрит».

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К наместнику обращаются «отец наместник» или с употреблением его имени — «отец Павел». К благочинному: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней «мать игуменья». В обращение к монахиням говорят «мать Серафима», к послушницам «сестра».

Что взять с собой:

  • благочестивую одежду;
  • удобную обувь на низком каблуке;
  • предметы личной гигиены, аптечку;
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
  • предметы личной гигиены;
  • паспорт и полис медицинского страхования;
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
  • на паломнике должен быть нательный крест.

«Поболтать в дороге – не грех»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

«Мясо — в сумку, сигареты – в карман»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу»

суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

— Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

— Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты;
  • сдержите осуждение ближнего;
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

Паломничество — это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни. Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

Ангела вам в дорогу!

Источник: http://palomnikpenza.ru/sovety-palomnikam.html

Что такое паломничество

паломничество что это такое

Что такое Православное паломничество? Современное богословие определяет паломничество, как путешествие верующих к Святой земле с целью увидеть великие святыни, побывать в святых местах для молитвы и поклонения.

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество является важным элементом религиозной жизни, оно присуще всем ныне существующим мировым религиям. Но в православном христианстве паломничество наделено более глубоким смыслом, поскольку содержит в себе аспекты благочестия, познания, религиозной психологии и духовного единения с единоверцами.

Благочестие предполагает честное, искреннее соблюдение всех заповедей Господа. Это особенно важно при осуществлении паломничества. Нельзя нарушать заповеди, и одновременно посещать святые места, совершать поклонения и пытаться стать ближе к Богу. Соблюдая заповеди, верующие тем самым подтверждают свою любовь к Богу, готовность служить ему.

Осуществление паломничества к святым местам и православным святыням также является одной их форм проявления благочестия, вызванным стремлением воздать поклонение Господу, Божией матери, святым апостолам.

Важным событием духовной жизни паломника является приложение к мощам святых, к иконам. Верующий человек может рассчитывать на помощь святого в исцелении от болезней, защиту, решение своих житейских проблем.

Любой православный верующий стремится к тому, чтобы стать достойным носителем Священного Завета. Эта цель недостижима без познания жизни Церкви во всех её проявлениях. Верующий человек должен быть знаком с историей христианства, с православными обычаями и традициями, практиками богослужения, особенностями иконописи и церковной архитектуры. Особенное место в религиозных познаниях занимают сведения о житие святых.

Паломничество позволяет верующим расширять свои представления о христианстве, ощутить благотворное влияние христианских святынь на свой духовный мир, укрепиться в своей вере.

Огромное влияние оказывает посещение монастырей, непосредственное общение с монахами. К проживающим в монастырях священникам обращаются со своими проблемами, болезнями и горестями. Священник всегда выслушает, утешит и успокоит, даст правильный совет.

Стремительная современная жизнь угнетает людей своим однообразием. Значительная часть времени проводится в одной и той же обстановке, в обществе одних и тех же людей. Накапливается усталость и раздражительность, утрачивается способность радостного восприятия окружающего мира.

Паломничество к святым для христиан местам способно оздоровить человека, наполнить путешественников новыми духовными силами. Очевидно, что паломничество является благочестивым, и одновременно духовно укрепляющим способом отдыха.

Невозможно оставаться равнодушным, осматривая ландшафты, окружающие Спасо-Яковленский монастырь на берегу озера Неро, или Горицкий монастырь у Плещеево озера. В этих местах всегда многолюдно.

У паломников возникает ощущение некой сопричастности к прекрасному библейскому миру природы, который был создан Господом нашим, где воздух был девственно чист и свеж, цвели цветы и щебетали птицы.

Как правило, паломники путешествуют в группах единоверцев. В посещаемых ими святых местах они встречаются и общаются с такими же паломниками. Люди обмениваются впечатлениями, приключившимися с ними историями.

В таких путешествиях встречаются близкие по духу единомышленники, происходит откровенное общение объединённых единой православной верой людей, возникают товарищеские и дружеские отношения.

Это общение является важным социальным аспектом паломничества, позволяющим разрушить путы одиночества, сделать жизнь человека более полноценной и счастливой.

С древних времён христиане отправлялись в дальние путешествия, чтобы посетить места, в которых прошла и мученическим образом завершилась земная жизнь Иисуса Христа, повторить его последний путь на Голгофу, совершить молитву у Гроба Господня. Первыми объектами паломничества становятся христианские монастыри Палестины, Египта и Сирии, чуть позже к ним добавляются Афон, Бари, Рим.

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • святые мощи;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Человек это то во что он верит

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.

Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/palomnichestvo-v-pravoslavii.html

Паломничество

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим. Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест,прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнениепросимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечитьврачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы навопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местахтем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться ксвятыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилищасвятых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность вневидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до ПришествияХриста. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже– к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество кХраму на праздники. Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по законуМоисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершитьискупительную жертву за грех. Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошлив Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершалпаломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

История повествует, что первые христиане тоже имели обычай паломничества по святым местам, связанных со Христом. Еще в четвертом веке Нашей эры святой Григорий Нисский свидетельствует об этом, но и предупреждает, чтобы эти путешествия не превращались в праздные времяпровождения.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/palomnichestvo/

Как не надо ездить в паломничество

В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

Прим. ред., — Паломничество — это путешествие к святым местам. Паломничество в православном христианстве часто называют «православным туризмом», что не совсем верно, потому что паломничество не очень похоже на туристический поход. Паломники отправляются в путь ради молитвы, общения с Богом и возможности увидеть православные святыни. К такому путешествию надо духовно подготовиться.

Часто паломники преодолевают трудности, держат пост, специально берут определенные обеты. Многие едут в паломничество, чтобы потрудиться в монастыре или ради миссионерской деятельности, по пути рассказывая о Христе. Паломничество — древняя традиция. При многих храмах и монастырях существуют специальные паломнические службы.

Уже сформировались паломнические традиции, а первые паломничества совершались в апостольские времена.

Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.

Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:

– Да, конечно, места есть.

И мы едем.

По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.

Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потомехать обратно.

Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.

Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.

Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.

Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,люди добрые?»

Та самая дорога

Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).

Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.

Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино

Шамордино. Госпожин луг

Православное паломничество и православный туризм

В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».

История Соловецкой обители

Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).

Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.

Ни мышонок, ни лягушка

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

Между тем, надо понимать, что «паломническая служба» – это такая же туристическая компания. И работает она с туристами-паломниками, с одной стороны, и с персоналом – водители, сопровождающие групп – с другой.

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Святая гора Афон

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И вообще, если вас довезли до места, но почти ничего не рассказали, неправильно сориентировали и не слишком удачно поселили, будьте готовы к возражению «а мы брались вас только доставить».

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Что делать?

  • Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
  • В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
  • Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
  • Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
  • Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое заповеди блаженства

И удачного паломничества.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ne-nado-ezdit-v-palomnichestva/

Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма?

:

Православное паломничество — это некий вид туризма для верующих или нечто большее? Как не превратить поездку в экскурсию? И надо ли вообще ездить по святым местам, если Бог везде Один и Тот же? В этой статье вы найдете советы паломникам, а также интересные факты из истории возникновения паломничества.

Кто такой паломник?

Православное паломничество — это не «экскурсии для верующих», а посещение христианских святынь с целью молитвенного поклонения, покаяния и труда. Само слово «паломник» происходит от «пальма» («palma»). Но о какой пальме идет речь?

Следует обратиться к евангельскому рассказу о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Местные жители и люди с окраин города встречали Его как царя Иудейского и поэтому стелили Ему под ноги пальмовые ветки.

С распространением христианства все больше людей приходило в Иерусалим для молитвы и поклонения святыням. Особое значение для верующих имели семь дней перед Пасхой. В праздник Входа Господнего в Иерусалим приходили с пальмовыми ветками — в память о торжественной встрече Христа с жителями Иерусалима.

Со Святой Земли верующие очень часто привозили эти ветки. Поэтому христиан, побывавших в Иерусалиме, и стали называть паломниками.

Но само поклонение святым местам как особое явление жизни верующего возникло еще задолго до христианства. Более того: то, что мы называем паломничеством, совершали и совершают представители разных религий. Зато наибольшего развития такие путешествия достигли в эпоху христианства. Но обо всем по порядку.

От иудейских традиций до православного паломничества

Согласно ветхозаветной истории, благочестивые иудеи направлялись для молитвы и жертвоприношений к Скинии с Ковчегом Завета. Позже ее заменил Иерусалимский храм.

На Пасху у иудеев было принято посещать Иерусалим. Это мы видим на примере Девы Марии и Иосифа Обручника, которые вместе с 12-летним Иисусом отправились в «паломничество».

На поклонение святыням отправляются и представители иных религий. Например, важной частью жизни мусульман считается хадж — посещение Мекки и Медины. Свои аналоги есть у индусов, буддистов, синтоистов.

Паломничество на Святую Землю

Наибольшего расцвета достигло христианское и, соответственно, православное паломничество. Первым маршрутом стала именно Святая Земля, напрямую связанная с жизнью Христа.

На Страстной неделе множество паломников из разных стран проходили Крестный путь Спасителя. Он тянется от места, где Пилат приговорил Иисуса к смерти, до распятия на Голгофе и погребения.

Над гробом Спасителя была выстроена мраморная часовня, так называемая кувуклия. Именно в этой кувуклии и молится греческий патриарх в Великую субботу. По его молитвам и ожиданиям многих собравшихся верующих снисходит огонь с неба, именуемый Благодатным. Чудо схождения Благодатного огня — еще одна причина паломничеств в Иерусалим.

Точно не известно, когда впервые была явлена такая благодать, но первые описания чуда схождения огня с неба относятся к ІХ веку. Даже в наше время множество паломников независимо от вероисповедания накануне православной Пасхи направляется в Иерусалим, к Храму гроба Господня.

Но вернемся к истории. Среди популярных направлений православного паломничества были Константинополь и Афон, у католиков — Рим, Лорето, Путь святого Иакова.

Паломничества на землях Руси

На Руси после принятия христианства также распространилась практика поклонения святыням. Но побывать на Святой Земле мог себе позволить далеко не каждый. Для этого требовалось длительное время и немалые деньги.

Через несколько веков популярными станут внутренние паломничества. Наши прапрабабушки ничего и не знали о паломнических поездках: они ходили пешком.

Читать также:

Святыни Киево-Печерской Лавры

Чтобы помолиться и поклониться святыням, верующие приходили в Киево-Печерскую лавру (в пещерах сегодня находятся мощи свыше 120 святых), Почаев (к стопе Богородицы и мощам преподобного Иова), в Троице-Сергиев монастырь (место духовных подвигов Сергия Радонежского). Со временем добавляется Дивеево (здесь находятся мощи Серафима Саровского). Также принято было посещать и менее известные монастыри и храмы (их список сегодня выглядит внушительно).

Даже в светской литературе XIX века можно найти свидетельства о том, как в Великий пост верующие отправлялись в Киев или Почаев, чтобы поклониться святым мощам, помолиться Господу и Богородице, исповедоваться, причаститься и с молитвой возвращаться назад.

Почему православные паломничества — это не религиозный туризм?

Некоторые люди считают, что поездки по святым местам — это время культурно-религиозного времяпровождения. Якобы светские люди в отпуск едут на море или в горы, а христиане — в паломничества. Там они знакомятся с выдающимися святынями, памятками архитектуры, от экскурсоводов узнают много нового Но это не что иное, как религиозный туризм.

А паломник — это не такой себе счастливый путешественник с фотоаппаратом в руках и рюкзаком за спиной.

О пользе пеших паломничеств

Православное паломничество — это молитва и духовный труд. Конечно, современные условия разбаловали верующих. Тебе больше не надо десятилетиями добираться на Святую Землю или 40 дней Великого поста посвятить тому, чтобы пешком дойти в Киев или Почаев, Троице-Сергиевую лавру или Дивеево.

Когда ты не одну неделю пешком идешь с конкретной целью — попросить Бога о прощении и поклониться святыням, то особо надеешься на помощь Господа. Чувствуешь, насколько Бог тебе нужен, как Он хранит тебя. А Господь, соответственно, через людей посылает тебе пищу и кров.

Когда люди отправлялись на поклонение святыням пешком и без посторонних, у них было достаточно времени, чтобы один на один остаться с Богом.

Побег от суеты

Сегодня поменялись условия, пешие паломничества практически вытеснили паломнические поездки, но в идеале сохранился главный акцент: молитвенный настрой и духовный труд.

Вы едете не для того, чтобы сфотографировать достопримечательности и послушать гида. Вы едете, чтобы отвлечься от мирской суеты, поразмышлять о главном, поблагодарить Господа и попросить Его о чем-то важном, как часто говорят люди, почерпнуть благодати. Для этого тратите свое время, частично отказываетесь от общения с близкими, не жалеете денег на оплату паломнической поездки.

Кто-то спросит: а разве нужно собираться в дорогу, если причаститься можно и на месте, да и молитву нашу Бог услышит в любом уголке мира — будь то в Иерусалиме или в Заполярье?..

Да, Бог везде Один и Тот же, Евхаристия ничем не отличается в любом православном храме. Но отличается наше состояние. Благодаря православному паломничеству у нас есть возможность хоть на короткое время убежать от суеты и сосредоточиться на молитве. Более того, важную роль играет круг общения. Как часто любят твердить современные психологи, мы на 90% состоим из нашего окружения.

Так вот, паломнические поездки — прекрасный шанс расширить круг христианского общения. Бывалые паломники указывают и на то, что важную роль играет состав группы. Если собрались действительно верующие люди, то даже за короткое время вы сполна прочувствуете смысл христианской жизни — атмосферу любви, духовной радости, внимательности, доброжелательности, молитвы и Евхаристии.

Советы отправляющимся в православное паломничество:

  1. Подготовьтесь к поездке. Соберите действительно нужные вам вещи, побольше узнайте о тех святынях, к которым собираетесь. Делайте все это с молитвенным настроем.
  2. Если есть возможность, поисповедуйтесь и причаститесь перед паломнической поездкой. По возможности и желанию возьмите благословение у духовника, обсудите с ним волнующие вас вопросы.
  3. Наперед напишите записки, чтобы во время посещения храмов и монастырей использовать время для молитвы и богослужений, а не шатания у свечного ящика.
  4. Оставьте мирское бремя. Не берите его с собой в автобус, на поезд или в самолет. Это как раз то, что в первую очередь отвлекает вас от молитвы.
  5. Отключите телефон. Самые родные и так знают, где вы.

    Не думайте о том, какие проблемы вас ждут дома, что скажет начальник и вообще как честному христианину выжить в этом греховном мире.

  6. Если вы едете с друзьями, то постарайтесь на растратить драгоценное время на пустые разговоры или еще хуже — осуждения. Старайтесь сохранять сердечную чистоту.
  7. Обычно в автобусе паломники вместе молятся, поют псалмы или просматривают полезные видео о посещаемых святынях.

    Настройтесь на полезное времяпровождение.

  8. Сосредоточьтесь на цели конкретно вашей паломнической поездки.
  9. Во время посещения храмов и монастырей уделите внимание богослужениям и Таинствам. В длительных паломничествах верующих благословляют часто причащаться. Постарайтесь использовать этот момент, а не постоянно отвлекаться на свечки, записки, листовки.
  10. Полученную благодать постарайтесь подольше сохранять в своем сердце.

    Ваша жизнь после посещения святых мест должна меняться, чтобы не получилось так: в монастыре вы вели себя праведно и благочестиво, а дома вернулись ко всем прежним грехам.

  11. Изменяйте в первую очередь себя, а не родных, других участников паломнической поездки. Ваши поступки будут в сто раз красноречивее, чем слова.
  12. Не превращайте православное паломничество в религиозный туризм.

    Да, нам далеко до наших предков, преодолевавших сотни километров ради поклонения святыням. Но мы способны вложить в нашу поездку хоть несколько лепт духовного подвига и молитвы.

Об истории и важности паломничества рассказывается и в этом видео:

Источник: http://megapoisk.com/pravoslavnoe-palomnichestvo-eto-ne-religioznyj-turizm

Паломники — это Православное паломничество

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами.

Изучая тему: «Паломники — это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» — palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме).

Паломничество — это путешествие к Святой Земле и другим святым местам, связанным с христианской верой.

Паломники — это?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его Матери Пресвятой Богородицы и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды реки Иордан и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами.

До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет.

Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники — это и высшая знать, и воины, искавшие посвящения в рыцари, которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники — это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или афонский монастырь паломником. Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины. Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в Италии Бари, где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего духовного наставника отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники — это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43034-palomniki-jeto.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как отлить воском самого себя

Закрыть