Отец сын и святой дух кто они

Молитва иконе отец сын и святой дух

отец сын и святой дух кто они

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры.

Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица.

Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Икона Пресвятой Троицы

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира.

Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям.

Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

  • «Спас Нерукотворный»
  • «Всевидящее Око»
  • Как и когда помогает икона Христа

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя.

Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество.

 В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Явление Святой Троицы Аврааму

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее.

Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу.

Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы.

Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Икона Пресвятой Троицы

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог.

Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни.

Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой.

В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле.

Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

об иконе Святой Троицы Андрея Рублева

Источник: https://otnechesti.ru/molitva-ikone-otec-syn-i-svyatoj-dux.html

Святая Троица: раскрытие единства трех божественных ипостасей

отец сын и святой дух кто они

В православии Троица имеет основополагающее значение. Триединство Бога — основа всех христианских конфессий. Это учение отражает единого по существу Создателя в трех ипостасях. Рассмотрим значение триединства высшей силы с православной точки зрения.

Тайна Троицы

Многие люди не могут понять, как у единого Бога могут быть три лица, а противники христианства считают учение о Троице прямым идолопоклонством. Православная церковь развенчивает мифы об идолопоклонстве, указывая на неземное происхождение божественного. В духовном мире отсутствуют понятия времени и расстояния, и утверждать о разделении единого на части немыслимо. Поэтому между лицами Святой Троицы нет никакого разделения на части или расстояния.

Тайна Троицы недоступна восприятию человеческим разумом, так как относится к духовному измерению.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Лица Святой Троицы едины по природе, но различны по свойствам. Отец символизирует нерожденное состояние, Сын — рождение, Дух Святой — силу исхождения. Отец существовал изначально и не был создан, Сын был рожден от Отца, а Дух Святой — это вечно исходящая от Бога Отца Сила. Однако следует учитывать духовные категории и осознавать, что процессы исхождения силы и рождения не существуют в физическом времени и не могут быть осмыслены человеческим разумом как нечто физически осязаемое.

«Образ рождения и образ исхождения непостижимы для нас». Иоанн Дамаскин.

Грубой ошибкой является проведение аналогии между человеческими лицами и проявлением триединой божественной сущности. Божественные лица не сливаются друг с другом, но и не существуют раздельно. Речь идет о взаимном проникновении, непостижимом человеческим разумом.

О единстве Святой Троицы свидетельствуют следующие характеристики:

  • обладают единой волей;
  • обладают единой направленной силой;
  • совершают единое направленное действие.

Поэтому православная церковь утверждает, что Бог действует через Сына посредством Духа Святого. Однако следует понимать, что главной силой в Троице является безначальный Отец, хотя, Сын и Дух Святой обладают тем же уровнем власти.

Постижение Троицы

Как можно постичь Святую Троицу и приобрести знание о ней, если человеческому разуму это недоступно? Святые отцы церкви утверждают, что постижение Троицы возможно через мистическое откровение посредством нисхождения Божественной благодати. То есть, это действие не зависит от воли и усилий человека, а является актом божественной милости.

Кому доступно мистическое переживание? Тому, кто позаботился об очищении своего сердца от грязных помыслов и решил посвятить свою жизнь искреннему служению Богу. Для верующего очень важно освободить свое сердце от мирских страстей, уводящих от путей постижения духовного измерения.

Как практически достичь очищения от греховных мыслей и избавиться от наваждений? Для этого необходимо открыть свое сердце миру и наполниться к нему любовью. Этому нас и учит Святая Троица, которая пребывает в совершенном единстве, благодаря Силе Любви. Каждое из лиц Троицы не живет само для себя — Оно растворяется в другом, что является примером абсолютной самоотдачи.

Догмат о Святой Троице

Вера христианская основана на догмате о единстве Святой Троицы. Можно сказать, что Пресвятая Троица — это сама суть христианства. Считается, что высшая цель христианина — это познание Единосущной и Нераздельной Божественной Ипостаси. Именно познание тайны Троицы во всей ее полноте открывает перед христианином Божественную жизнь.

Святые отцы церкви объясняют единство Троицы на примере человеческой души:

  • ум человека — это образ Бога Отца;
  • мысль и слово — образ Сына;
  • душа — образ Духа Святого.

Святитель Игнатий Брянчанинов указывает, что единство мыслей, ума и души человека объясняет единство Триединого. Как наш ум, мысли и душа существуют независимо, но принадлежат одному человеку, так и лица Троицы.

Наш ум постоянно рождает мысли, мыль не может существовать без ума, как и ум без мысли. А дух человека исходит от ума, который постоянно рождает мысли. Разделить эти три ипостаси невозможно, ибо они не могут существовать друг без друга.

Не может быть ума без мысли, мысли без ума и духа без ума и мысли.

Учение о Святой Троице есть учение Ума, Слова и Духа.

Христианской догмат о Триединстве есть учение об Отце (божественный ум), Сыне (божественное слово) и Духе Святом (божественный дух). Эти три божественных лица являются нераздельными и взаимопроникающими, существующими в единстве и согласии и пребывающими в абсолютной любви. Они образуют нераздельное Божественное Существо.

В божественном уме существуют идеи мироздания, замыслы творения. Божественный ум бесконечно рождает божественное слово, которое творит мироздание. Однако не следует проводить аналогии между божественным словом и человеческим. Божественное слово характеризует невещественность, беззвучность, отсутствие символизма, безначальность и вечность.

Христианин должен постичь, что три лица не делят божественную сущности на части, но и не сливаются в монолитное целое.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда придет дед мороз

Итак, божественный ум — это Предвечный Отец, а божественное слово — Единородный Сын. Это абсолютно духовные понятия, лишенные каких-либо черт материальности. Бог есть Дух, который пребывает вне пространства и времени, никак не ощущается и не имеет формы. Божественный дух ничем не ограничен, существует извечно и не имеет никакого образа.

Каждое лицо Божественной Ипостаси наделено всемогуществом, находится везде и всюду, не ограничено материальными категориями и наделено абсолютной святостью.

Разделять лица на три ипостаси невозможно: ибо одно не существует без второго, а третье — без первых двух. Где появляется одно из лиц, там сразу же присутствуют два других.

Одна Божественная Ипостась не является отдельной частью целого — она содержит в себе две других Ипостаси. Это единая духовная сущность, которая является отцом и сыном, и производящей силой одновременно.

Молитвенное обращение к Троице

Многие не понимают, к кому именно нужно обращаться в молитве, к какому из лиц Троицы? В православии существуют три молитвы, каждая из которых направлена к отдельному лицу Триединого:

  • Отче наш;
  • Иисусова молитва;
  • Царю утешителю.

Как осознать, что это не поклонение трем разным богам, в чем упрекают христиан язычники? Православная церковь учит, что три упомянутые Божественные Ипостаси не осознают себя как отдельные личности.

Поэтому когда мы обращаем свой взор к Отцу, с ним вместе присутствует и Единородный Сын, и Дух Святой. Когда мы обращаем свой взор к Единородному Сыну, а ним вместе присутствует Отец и исходящая сила — Дух Святой.

Так как в духовном измерении времени не существует, то Единородный Сын вечно рождается от Отца, а исходящая божественная сила (Дух СВятой) вечно производит акт рождения.

Поэтому молитвенное обращение к одной божественной Ипостаси Троицы никак не противоречит учению об единстве божественной сущности.

Важность постижения единства Троицы

Неужели без осознания триединства целого невозможно обрести истинную веру? Отцы церкви учат, что постижение единства является основой правильного понимания и служения Богу. Без постижения триединой сути невозможно правильно понять послания апостолов и учение Христа. Невозможно разобраться, кем является Отец Единородному Сыну, а также, чью волю выражает Сын. Неверное понимание учения о Триединстве может привести христианина к ереси, что не раз уже происходило в истории церкви.

Следует ясно понимать, что именно учение о Триединстве отличает христианскую религию от других конфессий, основанных на монотеизме и политеизме. В связи с этим существуют множество профанаций и искажения истинности понятия триединства. Вся история церкви изобилует примерами борьбы с ересью и искажением истинного учения. Учитывая немощность земного разума постигать духовные понятия, необходима вера. Только вера поможет человеку прикоснуться к тайне невыразимого земным языком и образами.

День рождения церкви

Христиане отмечают день Святой Троицы через 50 дней дней после Пасхи. Именно в это время Дух Святой спустился на землю, чтобы явить себя апостолам. Последние увидели сошествие Духа Святого в виде необжигающих языков пламени. Вместе с пламенем апостолы и дева Мария ощутили, что их коснулась невероятная сила неземного происхождения.

Вследствие прикосновения Духа Святого апостолам был дан дар говорения на иных языках. То есть, они стали разговаривать на языках, которых ранее не знали. Это был благодатный дар глагола. С тех пор этот день увековечили в празднике, называемом днем сошествия Святого Духа — Пятидесятницей, Духовым днем. Сошествие Духа на землю положило начало образования церкви Христовой, ведь именно с этого момента была раскрыта вся полнота Божественного Единства.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/svyataya-troitsa.html

Отец Святой — кто это?

отец сын и святой дух кто они

Часто мы можем слышать такое знакомое понятие, как «Святой Отец». Но далеко не все понимают его значение и то, какое место отведено этим Божьим «проводникам» в православной церкви. Их писания являются неотъемлемой частью христианского Предания, но они отличаются от обычных богословов. Много интересных и удивительных фактов узнаем далее из статьи.

Кого же так принято называть?

Отец Святой – это почётный титул, который появился ещё в конце четвёртого столетия. В православном вероисповедании с тех самых времён так стали нарекать вольных толкователей божественных правил, внёсших существенный вклад в формулировании догматики, написания канона Священного Писания, а также в учения о Церкви и литургике.

Считается, что таких служителей Господа ещё отличает ортодоксальность их веры и святость в течение всей жизни. Также таким церковным термином могут называться некоторые деятели средневековья. Например, такие как патриарх Фотий, Григорий Палама, Феофан Затворник, Паисий Величковский и многие другие.

В нынешнее время официальное обращение «Святой Отец» может быть адресовано только лишь монаху. Неформально так называют ещё священников и диаконов.

Возникновение понятия

Первое упоминание в церковной терминологии такого понятия, как «Отец Святой», можно увидеть в послании Афанасия Великого, адресованном к африканским священнослужителям, где он так называет Дионисия Римского и Дионисия Александрийского за их свидетельства и учения. После этого так стали нарекать всех церковных писателей и учителей, но преимущественно епископов.

Затем такое обращение можно было слышать уже гораздо чаще. Таким способом указывали на истинных служителей Предания церкви в области её вероучения. Именно в таком виде понятие «Отец Святой» дошло и до наших времён.

То есть, когда где-то упоминается об этих служителях Бога, имеется в виду, что говорят именно о тех предшественниках, которые свидетельствовали и представляли вероисповедание Церкви, а также были правомерными носителями священного учительства.

Признаки

Но недостаточно только понимать значение такого обращения, как «Отец Святой», нужно также знать, по каким критериям можно определить этого Божьего посланника.

Он должен быть ортодоксальным в своих учениях, пользоваться авторитетом в делах, касаемых веры, а его писания могут дать точный ответ по поводу того, каким должно быть значение христианского учения в жизни людей.

Поэтому церковь часто отказывала различным писателям в праве называться Святыми Отцами, потому что в своих писаниях они отклонялись от истинной веры. А также давали поводы сомневаться в постоянстве по отношению к христианству, даже невзирая на их заслуги перед церковью и на степень учёности.

Кроме того, эти богословы должны обладать святостью жизни, то есть быть примером для верующих, подталкивающим их к духовному пониманию и развитию. Самым весомым признаком Святых Отцов является почитание их церковью. Оно может выражаться во многих формах.

Например, некоторых прославленных мужей священнослужители могут указывать как свидетелей истинной веры апостолов и основывать на их писаниях собственные вероисповедания.

Другой формой признания может быть то, что творения других богословов назначают для чтения в богослужебных текстах.

Авторитетность

В отличие от факторов, определяющих прославленных мужей, не совсем ясно, какое придаётся значение их творениям при церкви в современном мире. Известно, что в древние времена они пользовались огромным уважением, о чём могут свидетельствовать те эпитеты, которыми их нарекали. Например, в свой адрес они могли услышать такие обращения, как «многоцветные звёзды», «благодатные органы», «кормила церкви» и остальные.

Но в нынешних христианских учениях они не обладают таким безусловным авторитетом, как в былые времена. Их точка зрения по поводу православия не может быть более значимой, чем личное мнение каждого верующего. Творения этих богословов не ставятся в один ряд с учениями различных пророков и апостолов, а рассматриваются просто как человеческие труды и размышления авторитетных церковных писателей.

Ошибочное мнение

Многие люди, не зная истинного значения этого церковного понятия, думают, что священников тоже нужно называть Святыми Отцами. Но это суждение абсолютно неприемлемо. Так можно нарекать только лишь канонизированных мужей. К батюшкам, в том числе и монашествующим, можно обращаться только так: «Отец такой-то». Епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов неофициально принято величать «Владыками».

Знаменитая икона

Кто такие эти православные богословы, нам уже понятно. Но какой они имеют вид? На одной старинной картине иконописного творчества изображён Святой Отец. Фото этой иконы показывают, что ей нет равных во всём изобразительном искусстве в мире.

Речь идёт о знаменитой «Троице» художника А. Рублёва, где нарисованы Отец, Сын и Святой Дух. Но по поводу того, кто из них кто, существует несколько мнений. Первой гипотезой считают ту, согласно которой на полотне изображён Иисус Христос в сопровождении двух ангелов.

Она получила наибольшее распространение в пятнадцатом веке.

Второе мнение такое: икона «Отец, Сын и Святой Дух» непосредственно изображает Бога в трёх образах. Но оно было опровергнуто учеником Феофана Греческого, воспитанного в строжайших традициях богослужения. Третья гипотеза получила наибольшее распространение.

Многие уверены, что олицетворяет трёх ангелов в образе и подобии Св. Троицы икона «Отец, Сын и Святой Дух». Фото, представленное выше, показывает, что фигуры на ней изображены с нимбами и крыльями. А это служит доводом в пользу этого мнения.

Четвёртой гипотезой, не имеющей подтверждения, является то, что на иконе нарисованы три обычных смертных, представляющие собой образ Святой Троицы.

Почитание прославленных мужей

Хотя мы часто и слышим о Святых Отцах в христианстве, но церковь решительно против того, чтобы им оказывали какое-либо поклонение и заказывали в честь них служения. Православные считают, что такое почтение может быть оказано только лишь нашему Господу, а не его верным слугам.

По мнению православной церкви, они являются посредниками между Богом и людьми. Поэтому, как считают многие священнослужители, почитание Святых Отцов может быть унизительно по отношению к Иисусу Христу как одному только ходатаю между Господом и верующими.

Таким образом, Святые Отцы являются историческими и набожными личностями, о которых нужно вспоминать с трепетом, благоговением и почтением, а говорить только с надлежащим уважением. Но нужно помнить, что к ним нельзя обращаться с молитвами и просьбами.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1849366404815653237/otets-svyatoj-kto-eto/

Святая Троица в православии

Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?

Подробный ответ на этот вопрос, представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.

Три как один, и один как три — что это значит?

Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):

  • Бог Отец;
  • Бог Сын (Иисус Христос);
  • Бог Святой Дух.

Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.

При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.

В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.

И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вызвать человека с помощью магии

Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).

Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.

Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.

Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.

Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.

Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?

Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.

А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.

И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.

Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.

Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника

Подробный видео священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.

История и значение праздника Пресвятой Троицы

В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).

Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.

Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).

И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):

Все они были единодушно вместе.

Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.

В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.

Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.

Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.

Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).

Кто такая Святая Троица для нас?

Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?

Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.

Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.

Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.

Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.

Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/troitsa/chto-takoe-v-pravoslavii.html

Икона Святой Троицы: значение, в чем помогает

Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.

Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.

История иконы

Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.

Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.

Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.

В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.

Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.

Значение иконы Святой Троицы

Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.

Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.

У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.

По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.

В чем помогает молитва перед иконой святой троицы

Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.

Молитва перед иконой

Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.

Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто расстрелял царскую семью романовых

(2 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-svyatoy-troitsy/

Сын Творец, Христос Бог — Символ веры

Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).

Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22).

— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7).

Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников.
Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»(Быт.18:3). Явились три мужа, а Авраам обращается как к ним, как к одному – Владыка.

Икона Андрея Рублёва символ единения и любви

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал:

Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали:
сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Домостроительство спасения человеческого

Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и Искупления.

Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его (Ин.5:36), чтобы «мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Святой Дух участвует во всех делах Домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает.

Участвующий в Святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви не сомневается в этой истине, она – неотъемлемая принадлежность его религиозного сознания. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня – догмата о Пресвятой Троице.

Аналогии Святой Троицы

Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются весьма упрощенными и ограниченными, для того, чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой лиц Святой Троицы.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца – это круг, от него рождается свет и исходит тепло.

Образом Святой Троицы может служить человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию.
Такой пример приводит Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Сын творец.Вторая ипостасть Троицы — Христос

Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени.

Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучение Ария, учившего о тварности Сына Божия, а также всех последующих еретиков.

Имя Иисус означает – Спаситель, а Христос, значит Помазанник. Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в себе все три этих служения.

Бог Отец сотворил весь мир видимый и невидимый Сыном Своим, Сын Творец и это осознание приходит к каждому православному христианину. Сын Творец, а значит Бог, об этом говорится в Евангелии от Иоанна:

«Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Вы узнали о том — что Сын Творец, что Сын — это Христос, Сын Творец — Бог, также как Святой Дух — Бог и Отец Бог. Но это не три Бога, а это Единый Бог в трёх ипостасях.

Группа вконтакте

Источник: http://simvolveri.ru/part2

Догмат о Святой Троице

Догмат о Святой Троице — основной догмат христианства и камень преткновения для человеческого разума, находящегося во тьме неверия. Часто этот догмат ставят в укор христианам, чтобы указать на туманность и противоречивость их понятий о Боге.  Даже среди тех, для кого авторитет Священного Писания непреложен, находятся подвергающие критике или сомнениям учение древней Церкви Христовой о Боге едином в Троице.

Что смущает — понятно: один не равно трём, три не могут быть одним. С чего же начать попытки понять догмат о Святой Троице? Давайте разбираться.

Как не нужно думать о троичностиБога?

Желающий говоритьо природе Божества должен понять, что ступает на почву, по которой ходить безблагоговения, значит, подвергнуть опасности свою душу. Не нужно думать, чтодогмат о Святой Троице так уж прост для объяснения.

Троичное богословие лежит в основе учения Церкви о Боге и формировалось на протяжении нескольких веков. Богословы и учёные мужи многих поколений ломали головы, чтобы выразить в словах Откровение о Единстве Божества в Троице и Его Троичности в Единстве. Это было нелегко, породило несколько еретических учений и урегулировалось Вселенскими соборами.

Необходимобережно и благоговейно стараться подбирать слова в попытке объяснить учение оСвятой Троице другим.

Что должно знать о Святой Троице?

Мы веруем, что наш Господь — Троица единосущная и нераздельная. По природе Он Единый Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая ипостась – Бог, но Они являются не тремя богами, а единым Божеством. Каждое из Лиц Святой Троицы обладает особенными, ипостасными свойствами. Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит. Сын – предвечно рождается от Отца. Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Современная богословская наука придерживается одновременно двух подходов в богопознании катафатического и апофатического.

Катафатический, утверждающий подход на примере Священного Писания, учения Святых Отцов и Учителей Церкви говорит о Едином Божестве Отца, о Едином Божестве Сына, от Отца предвечно рождающегося, Едином Божестве Духа Святого от Отца исходящего. Цитаты из Священного Писания говорят нам о Божестве Сына и Духа Святого. Поучения Святых отцов Церкви и постановления Вселенских соборов изъясняют православное учение о Святой Троице.

Апофатический подход говорит о том, что учение о Триединстве Божества невозможно до конца объять человеческим разумом. Ведение о Троице открывается чистому сердцу христианского аскета после долгих лет молитв и духовных подвигов.

Христианинунадлежит одновременно учитывать оба подхода, балансируя в своём понимании отроичности Божества.

Простые аналогии

У христианских миссионеров всегда находились некие аналогии, помогающие приблизится к великой богооткровенной тайне Троицы.

Солнце

Говоря о единстве в троичности, указывают на солнце, которое имеет форму шара, рождает свет, источает тепло.  Действительно, человеком солнце воспринимается и тройственно: как шар, как источник света, как источник тепла, и едино – как звезда.

Человек

Вторая аналогия –трехсоставность человека. В трихотомии человека некоторые богословы видят образи подобие Божие. Человек, единый по своей природе имеет телесную составляющую,чувственную составляющую и духовную составляющую.

Глиняный кирпич

Святитель Спиридон Тримифунтский свидетельствовал перед участниками Первого Вселенского собора Троичность Божества, сжав в руке глиняный кирпич. Когда из кирпича вспыхнул огонь, вытекла вода и высыпался песок, Святитель указал на трехсоставность кирпича и его единство одновременно.

Трилистник клевера

Святой Патрик,говоря о Святой Троице, показывал трилистник клевера. Трехсоставное строениелистка на одном стебельке помогало понять принцип единства трёх.

Заключение

Конечно, данные аналогии очень далеки от сути Троичности Бога. Тем не менее они дают возможность понять принцип троичности в единстве. Их можно использовать для того, чтобы донести желающим основы понимания этого важного богословского понятия.

Церковь устамисвоих Святых учит, что только учение о Святой Троице способно помочь нам понятьвопросы Искупления и Спасения человечества Сыном Божиим. С его помощью можнообъяснить как человек освящается и преображается благодатью Духа Святого. Этоучение основа миропонимания христианина.

Следует помнить, что пути истинного богопознания идут через пребывание в Его Церкви. В многолетнем духовном подвиге и молитвенной жизни рождаются настоящие богословы, созерцающие Святую Троицу.

Что нужно знать о Святой Троице. 10 тезисов митрополита Илариона.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/svyataya-troitsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как правильно читать 17 кафизму

Закрыть