На что живут священники

Жизнь священника в современном мире

на что живут священники

В настоящее бурное время ускорения развития прогресса, страстей и обмана, суеты и алчности церковь является тихим пристанищем упокоения на время. Но для её служителей вряд ли храм является местом отдыха. Они, словно пчёлки, трудятся на благо людей, во имя их спасения. Чем отличается жизнь современных священников от жизни первых христианских иереев?

Чем занимаются священники

Часто можно услышать слухи и мифы о «роскошной жизни попов». Они, дескать, собирают последние копейки с бедных пенсионерок, покупают на них новые иномарки и строят большие дома для своей семьи. Они никогда ничем не заняты, отращивают животы и имеют пристрастие к алкоголю.

Но если посмотреть внимательнее на жизнь священников, можно увидеть, что это совсем не так. ЕщЁ Некрасов в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо», правдиво изобразил нелегкую жизнь попов: едут по вызову в любую погоду и дорогу к больному, покойнику, а сколько раз им приходилось быть свидетелем отхода человека в вечность. Они – свидетели чужого горя, им приходится утешать родственников, брать на себя людские горести, а это – совсем непросто.

Далее писатель повествует о том, что денег-то за этот труд ему платят совсем немного, потому что крестьяне бедные, а с некоторых и вовсе взять нечего (в те времена еще не надо было тратиться на бензин). Жену священника и его детей постоянно преследует людская молва, сплетни, неприязнь. Это тоже переносить совсем непросто.

Современным батюшкам (сельским и городским) некогда даже передохнуть и поесть по причине большой занятости.

Их день строго распланирован:

  • службы;
  • требы;
  • беседы с прихожанами и т.д.

А часто ли видят отца семейства жена и дети его? Об этом лучше не говорить. Уже не секрет ни для кого, что жёны священников подобны матерям — одиночкам. Сами водят детей в школу, занимаются их воспитанием и т.д . Дети священника растут без отца. Потому что в единственный выходной в неделю папа отсыпается по причине страшной усталости.

Домашним священника приходиться смиряться с тем, что жизньотца принадлежит полностью прихожанам и храму, а им мало что достается попричине его усталости.

Жизнь современных священников и первых христианских иереев

Конечно, сходство только в одном: жизнь современных идревних священников неразрывно связана с приходом. Там они совершают службы,Таинства, требы. Там встречаются с прихожанами, беседуют, берут на себя груз ихгрехов.

Разница все же есть и немалая. Древних иереев преследовали гонения от врагов Церкви. Даже архиереям приходилось скрываться от гонителей и убийц. В Древнем Патерике описано много подобных случаев.

Сейчас нет гонителей христиан, но современных священников преследуют другие скорби и искушения. Это: «прелести мира сего и деньги», как предсказывал святой Серафим Вырицкий. Он говорил, что в последние времена погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, и «гонения будут иметь самый непредсказуемый характер».

Проблемы современных священников

Поэтому современным священникам особенно тяжело. Кроме физической занятости, душевной боли за прихожан, батюшка искушается «духом мира сего». Также проблема современного священства в том, что они не всегда могут поделиться своими нуждами и получить совет и поддержку от вышестоящих церковных чинов.

Архиереи теперь совсем не те, что были в первые века христианства. Святой Николай Чудотворец был архиереем, но он сам подбрасывал мешочки с золотом нуждающимся, помогал бедным. Даже представить себе невозможно, чтобы он требовал денежных налогов с иереев, что происходит сейчас. И несчастные священники вынуждены как-то выходить из трудного положения, а именно: отдавать архиерею в качестве налога свои детские пособия.

Из всего вышесказанного можно сделать объективный вывод об истинности мифов о «зажравшихся попАх».

Кроме того, разница нынешнего иерейства по сравнению с первыми священниками в том, что они вынуждены не отставать от жизни, пытаться быть начитанными, эрудированными и в курсе всех происходящих в мире событий. Потому что им часто приходится выступать перед публикой и отвечать на многие каверзные вопросы. Также они должны иметь острый ум и тонкое чувство юмора, чтобы не попасть впросак перед публикой.

Лучший проповедник нашего времени, по свидетельству многих, протоиерей Андрей Ткачев, полностью справляется с этой задачей. Его часто приглашают на встречи, беседы (особенно с молодежью). И он, благодаря своему уму, начитанности, компетенции по многих вопросах, и с Божьей помощью, конечно, всегда находит правильный ответ даже на самые сложные и каверзные вопросы. А его чувству юмора можно только позавидовать.

Такова нелегкая задача современного священства – быть всегда в гуще жизни, в курсе всех событий, «гореть» духом, переживать за всех прихожан, брать их беды на себя, быть прообразом Самого Христа, приносить Ему бескровные жертвы на литургии и при этом никогда не уставать! Храни Господь!

Что ответить людям, которые говорят, что священники воруют
Протоиерей Андрей Ткачёв

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/zhizn-svyashchennika/

Как живут священники в России: о зарплате в 200 тысяч и дорогих автомобилях

на что живут священники

Если непредвзято взглянуть на Русскую православную церковь через призму СМИ, то может показаться, то есть две организации-тёски. В одной замученные атеистической властью священнослужители своими силами реставрируют запущенные здания и круглосуточно ищут финансовую поддержку.

В другой богатые батюшки ездят на «Мерседесах», обирают прихожан на каждой свечке и строят особняки на пожертвования. А как обстоят дела не в мифах, а на самом деле? Давайте разберёмся.

Первый вопрос, который, по понятным причинам, волнует тех, кто заинтересовался жизнью священников: как дела обстоят с зарплатой? И ответ однозначный — она есть.

Исторически дела с окладом намного сложнее обстоят у монахов. В некоторых религиях им вообще предписывается жить только на подачки. У священников и жрецов всё сложилось гораздо проще: финансирование было почти всегда, хотя источники бывали разные

  • Оклад от организации;
  • Государство;
  • Прихожане;
  • Спонсоры;
  • Коммерческая деятельность.

В России официально действует первый вариант. Священник — это настоящая профессия, которая есть в соответствующем реестре (а реестр этот значит много, например, монаха или сектоведа там не найти, таких профессий не бывает).

Для экономии ограниченных средств прихода многим священникам приходится самим выполнять самую разную работу. Например, настоятель храма Архангела Михаила города Ярцево отец Сергий Петров сам взялся восстановить дорогу после ремонта храма

Рядовой священник Получает зарплату по договору. О том, как определяют её размер, рассказывает протоиерей Андрей (Ефанов):

«Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата. Часть духовенства служит бесплатно, зарабатывая деньги в другом месте в свободное от служения время. Но прихожанам надо понимать, что содержание храма и причта — это их обязанность, никто за них не сможет кормить и содержать их пастыря».

Священники получают разную зарплату, зависит от ситуации в приходе

Зарплата священника сильно варьируется в зависимости разных факторов:

  • место положения прихода;
  • посещаемость церкви;
  • востребованность услуг священника;
  • материальное положение и финансовая политика епархии.

Рассказывает Юлия Сысоева, вдова отца Даниила:

«Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий».

Эта ситуация даёт воистину грандиозный разлёт, когда заработная плата священника составляет от 20 до 200 тысяч рублей.

  • В среднем можно рассчитывать на 25000;
  • По Москве цифра будет в районе 60000;
  • В Санкт-Петербурге — 50000;
  • Приморский край — 100000.

Священники получают дополнительный доход с треб, но у них не должно быть установленных тарифов

Зарплата священника не исчерпывается окладом. Технически она не ограничена каким-либо потолком и зависит от спроса на услуги священника, его энтузиазма и щедрости прихожан.

Требы — это службы, которые священнослужитель проводит в частном порядке на заказ. В церкви устоялась традиция, что за эти службы люди платят определённые суммы, часто по тарифам. Но это не правильно. Христианству чужд такой подход.

За требу можно благодарить финансово, но только столько, сколько человек посчитает нужным. Тарифы на услуги батюшки — это неправильно.

Тем не менее, что есть, то есть: батюшки часто знакомят прихожан с расценками, превращая их в клиентов. Для православной церкви это проблема и пятно на репутации, но воспринимается это как вынужденная мера. Ведь из этих доходов в теории складывается не только зарплата батюшки, но и из них же поступают финансы на прочие нужды прихода.

Торговля в церкви порицается Шестым Вселенским Собором, но на местах ею занимаются повсеместно

Правило 76 Шестого Вселенского Собора тоже запрещает торговлю в храме и на его территории:

 «Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

Но у нас как торговали, так и продолжают торговать. Типичное оправдание здесь такое: «Если свечи позволить брать за пожертвования, то никто и копейки не положит». Опасения справедливые, но всё же раз на раз не приходится. Те батюшки, которые позволяют себе подобные заявления, слишком негативно отзываются о прихожанах. Нашёлся скряга, найдётся и щедрый человек.

Прибыль от распространения свечей и литературы в храме идёт на нужны прихода, в том числе и на зарплату священника

К тому же у нас есть пример Греческой православной церкви, где свечи раздают бесплатно. Но там иная ситуация: церковь находится под покровительством государства, а потому финансовые проблемы ей не так страшны. В России церковь тоже всё время рвётся в политику, но здесь справедливо разделить ситуацию на верхах и проблемы всеми брошенного деревенского прихода.

Понятно, что в храме Христа Спасителя финансовые проблемы — нонсенс.

При благоприятном для себя стечении обстоятельств священник может увеличить зарплату и за счёт коммерческой деятельности прихода, но это всё гипотетические возможности.

Приход зарабатывает пожертвованиями и личными инициативами

У прихода есть несколько способов пополнить свой капитал:

Пожертвования. Это добровольные взносы, которые делают прихожане просто так или за определённые услуги и товары (требы, свечи, книги, иконы).

Торговля. О ней уже говорили выше: порицается, но это одна из главных статей дохода церкви.

Сборы. Иногда, обычно на праздники, священник может объявить, что приходу нужно денег на те или иные нужды. Не случается такого, чтобы среди людей не нашлось тех, кто даст сто или пятьсот рублей.

Спонсоры. Случается, что находятся богатые люди или организации, которые просто так соглашаются помочь церкви материально. Не всегда это именно финансы, бывает, что строительными материалами или ещё чем. Но это довольно распространённая практика. Когда человек достаточно богат, чтобы безболезненно для себя расстаться с существенной для прихода суммой, такие ситуации нет-нет и происходят.

Иногда священник сам может объявить прихожанам, что приход нуждается в финансах

Именные кирпичи. Это когда на кирпичах пишут имена тех, кто внёс некоторое пожертвование на ремонт или строительство храма. Такая практика обычно встречается при возведении здания. Люди хотят стать сопричастными к созданию святыни. При ремонтных работах интерес у людей уже не столь велик.

Предпринимательство вне церкви. У церкви есть законное право вести коммерческую деятельность, но только для своих нужд: ремонт, реставрация, благотворительность. К примеру, один батюшка торговал молоком и зарабатывал больше, чем на свечках. Доход облагается налогом, но всё же это уже что-то.

Экономия. Во многом священнику помогают прихожане. Если есть люди инициативные, с головой и руками, то они и ремонт способны обеспечить и скидку выбить, где потребуется.

Священники живут в своих домах, жильё им не выдают

Священникам не выдают жилплощади. И это большая проблема для тех, кто хотел бы оставить наследство родственникам или детям. Так как после духовного училища могут отправить в любой уголок страны, живут священники в специальных церковных домах.

Случится уехать — дом переходит новому священнику.

Если же хочется что-то своё — надо заработать. И тут уже всё зависит от обстоятельств жизни священника: столько получает, насколько чист на руку, каков менталитет прихода и т.д.

Вот как живут священники в России после училища: без дома и без уверенности в завтрашнем дне.

Прибыль церкви уходит на коммуналку, зарплаты и разные акции

Как зарабатывает церковь, мы разобрались. А как тратит? Тут список внушительный.

Хорошо, если сколько получает приход, столько и тратит. А если ещё и откладывать удаётся — безупречно.

  • Зарплату клира;
  • Корреспонденцию;
  • Коммунальные платежи;
  • Ремонт;
  • Бензин;
  • Церковный инвентарь;
  • Воскресные школы;
  • Благотворительность.

И многое другое. Тот же евхаристический хлеб ведь нужно на что-то печь, а капитал на всё у церкви общий.

Пенсию священнику платит епархия после выхода на заслуженный отдых

А получают ли священники государственную пенсию? Нет. Он получает начисления от епархии, но только тогда, когда достигнет возраста 65 лет. В случае проблем со здоровьем, можно и раньше, но решается это всё в индивидуальном порядке.

Стать священником может выпускник духовной семинарии

Тех, кто подумывал стать священником, возможно, отпугнули сложности, перечисленные выше. Если так, оно и к лучшему. К трудностям нужно либо быть готовым, либо не браться за них вовсе, чтобы не разочароваться.

Чтобы стать священником, нужно пройти довольно сложный путь. Самый сложный этап — это завершить духовную семинарию. Проблема здесь в том, что в неё просто так не поступают. Есть требования:

  • Искренняя вера. Как доказать, что ты веришь или не веришь? Тут аргументы не помогут. Нужно лишь произвести нужное впечатление на приёмных собеседованиях.

Чтобы поступить на священника, нужно иметь отличные познания в православии.

  • Опыт службы в церкви. В семинарию принимают по соответствующему прошению от приходского священника. А получить этот документ можно только в том случае, если хорошо зарекомендовать себя, помогая в приходе. Тут не исключены сложности. Если нарваться на вредного батюшку, он может из-за каких-то своих соображений затягивать процедуру.
  • Достаточные знания церковнославянского языка, Священного Писания и молитв. В каждой семинарии свой уровень достаточности. Но обычно требования предъявляют довольно жёсткие, чтобы брать на учёбу только достойных кандидатур.

Студенты Сретенской духовной семинарии — будущие священники

Плюсы начинаются после того, как человека берут на учёбу. приятная новость — за учёбу не нужно платить. Ежедневно предстоит встречаться с новыми знаниями, а потом есть шанс продолжить учёбу и получить образование, например, богослова.

Если же предпочтителен путь священника, то стоит учесть, что по распределению могут отправить в далёкий посёлок, за тысячи километров от родных и близких.

Все эти сложности показывают, что живут священники в России по-разному. Кому-то повезло устроиться в отличный приход, возможно даже, близко от дома. А кто-то ютится в церковном доме, считая копейки.

Источник: https://hranitel.club/1966-kak-zhivut-svyashhenniki-v-rossii

Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!

на что живут священники

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) о проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях. О том, как живут священники, и как не стать циником.

Архиепископ Егорьевский Марк — интервью

Если быстрым взглядом окинуть большинство дискуссий о церковной жизни, как среди нецерковных людей, так и в церковной среде, окажется, что самые болевые точки – это деньги и взаимоотношения священника и архиерея. Внешних интересует, откуда у батюшки такая машина, батюшка круглосуточно решает проблемы ремонта или восстановления храма (опять же деньги), взаимоотношения священника и архиерея нередко непросты с обеих сторон.

О проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях наш разговор сегодня с архиепископом Егорьевским Марком,  руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Марк – викарий Святейшего Патриарха, управляет двумя викариатствами города Москвы: Северным и Северо-Западным, настоятель храма Св. Троицы в Хорошеве.

Романтики работают бесплатно

— Владыка, если начать сначала, что больше всего беспокоит в сегодняшних священниках?

— Мы видим сокращение желания пастырства среди активных и успешных людей. Часто в семинарию идут люди из неблагополучных семей, из сельских приходов, где тяжело жить, ограниченная зарплата, семья неполная.

Архиепископ Егорьевский Марк

— Почему активные и успешные не идут в священники?

— Причина — в общей атмосфере жизни и в том, какие ценности ставятся в обществе во главу угла.

Я не так давно беседовал с одним экскурсоводом, зашла речь о романтизме, и экскурсовод сказала: «У меня была недавно группа школьников и я спросила, кто такие для вас романтики? И услышала ответ, который меня поразил. Романтики — это те, кто работают бесплатно». Ни слова об оптимизме, об интересных задачах, свершениях, подвигах.

Вот атмосфера современного общества. Священство не всех привлекает, потому что здесь другие цели и часто невысокий уровень жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое мытарства души после смерти

— Священники сегодня живут очень по-разному.

— Социальное расслоение духовенства — это острая проблема сегодня.

Многие священники ведут очень скромную жизнь, получают совсем небольшие деньги. Один священник (сейчас он служит за границей) в ответ на мой вопрос рассказал, что он получал в России, в областном городе, две тысячи рублей в месяц: пятьсот — за преподавание в семинарии и полторы тысячи — за служение в храме. Излишне говорить, что такая сумма крайне мала для молодого человека, которому нужно не только себя содержать, но и свою семью.

С другой стороны, есть и настоящие сибариты среди духовенства: у них завышенная планка потребления, они считают, что священник должен красиво одеваться, ездить на хорошей машине, отдыхать за границей в престижных местах.

Общая погоня за деньгами, за благополучием не чужда и священникам. Все это вызывает у людей удивление или разочарование. Послушайте разговоры духовенства – о чем они? Какое вознаграждение получили за требу, какая зарплата на приходе. К сожалению, это не редкость.

— Есть решение для этой проблемы?

— Очень трудно переломить сознание, сформировавшееся под действием ценностей этого мира, телевизора, СМИ. Человеку трудно избавиться от этих стереотипов. Но что-то и делается.

Например, сейчас в рамках Межсоборного присутствия готовится документ, где подчеркивается необходимость бескорыстного служения. Важно доводить до сведения семинаристов, что желание обогащения является очевидным признаком непризванности к священству.

Конечно, это только слова. Но будущий пастырь должен постоянно помнить об этом.

Выпрошенный мерседес

— А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?

— Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.

Источник: https://www.pravmir.ru/arxiepiskop-mark-razumnyj-svyashhennik-ne-stanet-ezdit-na-leksuse/

Как живут священники

Основой многих споров является личная жизнь всех священнослужителей. Эта каста людей живет и воспитывается по своим правилам, которые диктуются их верой.

Повседневная жизнь нынешнего священника

Сначала, каждый человек, желающий служить вере, идет на специальное обучение в семинарию. Здесь действует очень серьезный и жесткий отбор учеников. Тщательно проверяются знания, духовные качества и намерения человека. Допускаются сюда только те люди, которые являются не младше восемнадцати лет и не старше тридцати пяти.

Человек должен быть только холостой или мужчиной, который женился только один раз.После длительного обучения, будущий священник отправляется на служение на определенное место без права выбора.

К этому моменту человек должен определиться раз и навсегда: или он уходит в монахи или женится. Это решение больше не подлежит изменению.

До принятия сана холостой парень берет обет целибата.

Ограничения для священников

Мужчина не имеет права жениться на даме, которая развелась ранее, а также на вдове или женщине с ребенком или детьми. Брак заключается один и на всю жизнь. Если вторая половинка умирает, священник обязан уйти в монахи.
Семьи священников также имеют множество запретов и правил. Обычно в такой семье много детей, потому что священники живут по правилу — детей будет столько, сколько послал сам Бог.

Бытовая их жизнь не слишком отличается от жизни простых граждан. Но все же имеются некоторые запреты. Например:1. Ни в коем случае семья не имеет права нарушать требования религии.2. Жена не должна одеваться ярко и вызывающе.3. Жена не имеет права пользоваться косметикой.4.

Дом священника не должен быть оснащен предметами, которые противоречат нормам принятого христианства.Уровень благополучия зависит только от дохода мужчины. Конечно же, зарплата священника является минимальной в нашей стране, потому доход в большинстве своем зависит от пожертвований прихожан и их благодарности священнику.

По этой причине, священники, которые проживают и работают в большом городе, получают значительно больше, нежели священники из маленьких поселков или бедных деревень.

Условия в быту у семьи священники вовсе не совершенно, часто требуют ремонта и многого другого.

Но материальные моменты и недостатки совершенно не останавливают тех людей, для кого самое главное — это служение Богу и человечеству в целом.

Источник: http://carkva-gazeta.org/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%83%D1%82-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-2/

Как живут священники?

Не принимая во внимание колкие высказывания знакомых журналистов и педагогов, участвующих в митингах от КПРФ, следует, по-моему, разбираться в противоречивых вещах и понятиях самому. Почему, скажем, товарищ и ниндзя (буддист) Борис Штуров, съездивший на Донбасс и в Чечню, ни разу не судит людей, отдающих себя служению богу и другим людям? Неужели у него больше терпения, чем у остальных знакомых и товарищей?

Признаюсь, что любая церковь и пребывание в ней до сих пор для меня иное измерение

Как уверенно объясняет мой одноклассник, ставший христианским миссионером, если разум не принимает и не слышит, то есть вероятность, что сердце поймёт и услышит. Вожу ребёнка в церковь – в ближайшую, на Московке 2. На причащение. Ясное дело, вместе с женой.

Слушаю, смотрю. Пытаюсь понять, услышать, принять. Работаю над собой, это нелегко. Часто находишь километр или тонну отговорок, чтобы не встать рано утром и не пойти в церковь. Переламываюсь, борюсь. Получается. Мой сосед из третьей квартиры в этой церкви – дьякон.

Предлагает мне прочитать несколько публицистических и художественных произведений на тему православия и бытия священников. Соглашаюсь. Слышу от него о замечательном авторе и протоиерее Андрее Ткачёве.

– Перечитал его книгу «Страна чудес», – говорит Иннокентий. – Здорово! Советую.

Супруга друга детства Марина – швея по профессии. Делает пошив церковного облачения. Работала в швейной мастерской при Храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем перебралась на новое место – в более крупную мастерскую. Тепло отзывается о священниках:

– Священнослужители – очень уважительные люди

А вот рассказы про крутых «батьков» из девяностых – только рассказы и накручивание рейтинга некоторых разделов СМИ. Плёвое дело для тех, кто умеет сочинять и моделировать факты. Совесть не в счёт. И ещё – некоторые люди, наверное, хотят показаться не теми, кем являются.

Посмотрел отличный русский фильм «Иерей-сан: исповедь самурая» с актёром японцем Кэри-Хироюки Тагава. С тем самым, который снимался в популярном боевике «Смертельная битва». Шан Цунга помните? Сильный и хитроумный боец. Но старый актёр Кэри-Хироюки в этой картине – православный священник по имени Николай.

Приезжает из Токио, чтобы восстановить церковь и возобновить приход в маленькой деревне. Непривычное для него амплуа – после сыгранных злодеев или генерала оппозиционной армии.

Ждёшь от поджарого воина кун-фу, каратэ, ниндзюцу или хотя бы применение пулемёта покрупнее, а тот спокойно так и невозмутимо:

– Остановитесь именем бога!

В фильме ещё Пётр Мамонов снимается, кстати.

Источник: https://posredi.ru/kak-zhivut-pravoslavnye-svyashhenniki.html

Сколько зарабатывают священники?

К священникам у некоторых подозрительное отношение — непонятно, откуда у них появляются дорогие часы и машины. Так происходит далеко не у всех и часто им и правда их дарят (!).

Как все устроено у служителей Господа, читай в материале:

  1. Раньше священником можно было стать, имея желание и долго прислуживая церкви.

    Теперь обязательно окончить семинарию, где учатся по заповедям Русской православной церкви, в основном послушанию — уборке листьев, мытью полов и туалетов. В семинарии существует иерархия и тот, кто не нравится начальству, выполняет такую работу гораздо чаще.

  2. Внутри прихода между священниками постоянно идет борьба за влияние, власть и деньги. Новый человек пытается переманить влиятельных пожертвователей и самых активных бабушек, чтобы со временем настоятеля заменили на него.

  3. Приход живет только на пожертвования. Их сумма зависит от месяца и от расположения прихода. Большие храмы в областных городах могут иметь 1–2 миллиона рублей в месяц, в Москве доход может исчисляться миллионами.

    Кстати, покупка свечей, икон и крестиков — пожертвование, за него церковь не платит налог. Вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете товар.

  4. Унифицированных окладов нет, зависит от прихода. Доход складывается из оклада и денег, полученных от треб. В Москве зарплата священника в среднем 200 тысяч (в основном за счет треб), у настоятеля центрального храма — от миллиона рублей.

  5. Церкви действительно часто жертвуют, но в основном не деньги, а строительные материалы, оплачивают счета за электричество. Многим компаниям просто удобно выводить капитал через благотворительность.

  6. Не терпят пьянства. Но даже на это могут закрыть глаза. Вот если действия, порочащие церковь, попали в сеть, карьера закончится. Например, история про священника, который сбил человека.

  7. Священники живут в квартирах, за которые платят сами. Продукты они практически не покупают, берут те, которые приносят за поминовение усопших — хлеб, крупы, растительное масло, кагор. Отпуск — 28 календарных дней. В них они редко ездят по святыням, стараются погреться на море.

Что за сайт Sntch?

Мы делаем краткие изложения интересных статей

Вы получаете:

  1. Выжимку самого главного и интересного,
  2. Простыми словами,
  3. Коротко и по пунктам.
  4. Чтение одной статьи занимает не больше 2 минут. В обычных СМИ вы потратите на это 10 минут.

Еще у нас есть подборки крутых фото, игры и тесты.

Кидайте нас в закладки, если цените свое время и любите офигительные истории.

Пошерь в Расскажи в ВК Поделись в ОК Flipboard

Написать нам

Ваше сообщение отправлено. Спасибо, что написали нам

Источник: https://sntch.com/skolko-zarabatyvayut-svyashhenniki/

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;
  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;
  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;
  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;
  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;
  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;
  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;
  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни.

Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы.

Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1221744602836634551/startsy-nashego-vremeni-zhivuschie-sejchas-fenomen-sovremennyh-startsev/

Замуж за священника: как живут современные матушки и какие они

Всегда в платочке, смиренная и не имеющая права голоса — такой представляют себе православную матушку люди, далекие от церкви. Между тем это всего лишь стереотип. Как на самом деле живут жены священников, рассказывают сами матушки.

Наталья Букреева, жена настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского (с. Игнатьево) священника Андрея Букреева.

Положение православной матушки, пожалуй, самый не-ожиданный оборот, который приняла судьба Натальи Букреевой. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда устроилась на работу в рекламную компанию, которой руководил Андрей.

Если говорить о ее отношении к вере на тот момент, то проще сказать, что никакого отношения не было. Наталья была крещеной, но церковь не посещала (крестилась в 17 лет за компанию с соседкой).

У Андрея все было сложнее — несколько лет он посещал одну из религиозных организаций, однако разочаровался.

Жизнь сложилась так, что оба остались без работы, Наталья вскоре устроилась секретарем на кондитерскую фабрику, а Андрей сторожем в церковь. «Познакомилась с директором, встречалась со сторожем, а стала женой священника», — впоследствии такие «сюрпризы» судьбы стали поводом для семейных шуток. Впрочем, процесс воцерковления Андрея и Натальи был не таким уж и быстрым.

— Муж начал проникаться православием, ходить на службы, а я за компанию. Мы все больше укреплялись в вере, стали исповедоваться и причащаться, потом Андрея ввели в алтарь, затем рукоположили в диаконы.

Ко всему этому я относилась спокойно, но когда речь зашла о том, что он может стать священником, я запаниковала. Я прекрасно понимала, что значит быть священником: принадлежать не себе, не семье, а Богу.

Признаюсь, я боялась ответственности, а еще мне было немного страшно за мужа, ведь ему предстояло отречься от мира и «прилепиться» к Богу, — рассказывает матушка Наталья.

Однако Андрей сделал свой выбор, и ей, как это заведено в православных семьях, не оставалось ничего иного, как идти за мужем. Батюшку отправили служить в Прогресс, затем в Талакан. Именно в Талакане Наталья по-настоящему ощутила себя матушкой — прихожане стали ее так называть.

— Сначала мне было непривычно слышать обращение «матушка», но потом это стало естественным. В Талакане я почти постоянно ходила в платке, с удивлением убедилась, что длинные юбки по удобству не уступают брюкам.

В Благовещенске, где мы сейчас живем, поскольку в селе Игнатьево, куда перевели батюшку, пока нет жилья, платки я ношу реже. Как и многие женщины, люблю красивую одежду, но стараюсь выбирать строгие фасоны.

В косметике, парфюмерии не испытываю потребности, это все отошло как ненужная шелуха, — делится Наталья.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Леонардо да винчи как личность

Кстати, отношение к своему статусу у Натальи своеобразное.

— Я думаю, что статус матушки не выше и не ниже, чем у обычной женщины. Я не считаю нужным акцентировать внимание на своем положении. Меня смущает то, что благоговейное отношение к батюшке проецируется и на меня. Я одинаково ровно отношусь к обращению «матушка» и по имени, но когда слово «матушка» пишут с большой буквы, прошу так не делать, — выражает свою позицию Наталья Букреева.

Как признается матушка, самое сложное — во всем слушаться мужа, борьба с гордыней — процесс очень длительный. 

— Конечно, как и в обычных семьях, мы можем поспорить, но конфликт не доходит до точки возгорания, ссора не бурлит, а быстро затухает.

Выходных в привычном понимании у священника не бывает: суббота и воскресенье — самые напряженные дни: литургии, крещения и т.д. Нередко поесть в первый раз за день священник может только в четыре часа дня.

В приходских храмах обычно по понедельникам устраивают сандень, но отец Андрей приверженец мнения, что храм должен быть открыт всегда, и поэтому работает семь дней в неделю.

За десять лет семья Букреевых была в отпуске только два раза: один раз в Новосибирске и один раз за границей (любопытно, что и там батюшка посетил православный храм и служил службу).

Задумываясь о будущем своей дочери, Наталья склоняется к мысли, что ребенок сам выберет свой путь, когда повзрослеет.

— Когда дочь пошла в школу, я переживала, как будут реагировать одноклассники на то, что она из семьи священника. К счастью, проблем не возникло. Дочь, как маленький миссионер, всем подружкам рассказывает о Боге, делает это убедительно, видимо, у нее есть дар рассказчика. Примерно в семь лет она стала соблюдать пост вместе с нами, и это было ее осознанное решение, мы никоим образом к нему не подталкивали, — рассказывает Наталья Букреева.

Хотела стать актрисой

Анна Семерня, жена иерея кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы Евгения Семерни.
 

Задорная и энергичная Анна меньше всего соответствует существующим стереотипам. «Стаж» в качестве жены священника у нее совсем небольшой — всего полтора месяца, но за это время она привыкла и мужа называть «батюшкой», и откликаться на обращение «матушка». Трудно поверить, но всего несколько лет назад Анна была совершенно далека от церкви, она училась в Хабаровском колледже искусств, увлекалась танцами и мечтала стать актрисой музыкального театра.

— В церкви я оказалась случайно, пришла послушать, как мой преподаватель поет в церковном хоре, и захотела попробовать сама, — вспоминает Анна.

Стоя на клиросе, девушка думала только о нотах, в тонкости происходящего не вникала. И лишь спустя два-три года Анна начала воцерковляться. Любовь к пению привела ее не только к вере, но и к замужеству: со своим будущим мужем она познакомилась на клиросе.

— Как-то раз хор остался без тенора, и Евгений, тогда еще семинарист, предложил помочь. Руководящий хором заметил: «Вы смотритесь как муж и жена». Мы тогда даже не были знакомы и лишь улыбнулись в ответ, — описывает молодая матушка.

Будущих супругов сблизило участие в благотворительном концерте, однако после этого их пути едва не разо-шлись: Анна поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы разлука продлилась недолго.

— Я проучилась всего полгода и поняла — надо возвращаться, я не могу без этого человека. Мы решили пожениться. Кто-то считает, что я поступила опрометчиво, упустив большой шанс, а я, наоборот, благодарю Бога за то, что он всё так устроил, — убеждена Анна.

Евгений, в отличие от Анны, в церковь пришел давно: еще в детстве он после школы прибегал в храм, чтобы полюбоваться на свечи — вид пламени притягивал и завораживал.

Прежде чем вопрос о женитьбе был окончательно решен, Анне предстояло познакомиться не только с мамой Евгения, монахиней, но и с архиереем, чтобы получить его благословение.

— Для меня это было очень волнующе, но владыка искренне за нас порадовался, и все переживания вмиг рассеялись.

В августе молодожены обвенчались, отец Евгений поступил на службу в кафедральный собор, а Анне предложили стать регентом храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

— Я батюшку сразу предупредила: не думай, что всегда буду ходить в платке, на что он только посмеялся, — улыбается Анна. — Конечно, за последние годы мой гардероб заметно изменился: раньше я могла выйти на улицу в драных джинсах, сейчас одеваюсь намного скромнее.

Брюки надеваю редко, в основном дома во время уборки. Раньше я активно пользовалась косметикой, сейчас лишь иногда подкрашиваю брови, ресницы, пользуюсь пудрой. Бывает, встанешь утром, а отражение в зеркале совсем не радует, тогда я позволяю себе немного подкраситься.

Батюшке это не очень нравится, но он понимает, что мне некомфортно чувствовать себя бледной.

Однако отказ от косметики Анна не считает большой жертвой, на личном опыте и примере подруг она убедилась, что кожа без «краски» отдыхает и выглядит даже лучше. Да и красота у верующего человека идет изнутри и не требует дополнительных штрихов.

— Меня часто спрашивают, как мне живется в условиях патриархата. Смею заверить — замечательно! Это очень приятно, когда за тебя всё решает муж. Хотя никакого деспотизма в нашей семье нет, важные вопросы всегда обсуждаем.

Супруги вместе молятся по утрам и перед сном, а также до и после еды, по вечерам читают Евангелие. В остальном же их жизнь не сильно отличается от жизни молодоженов: в свободное время они могут сходить в кино, покататься на велосипедах или роликах, Анна по-прежнему любит слушать музыку, особенно ей нравятся мюзиклы.

— Есть хорошая фраза: «Все мне можно, но не все полезно». Став женой священника, я отказалась лишь от того, что не полезно для души. И считаю, что потеря невелика, — заключает Анна. 

Послан Богом

Анастасия Король, жена настоятеля прихода в честь Святой Животворящей Троицы (г. Белогорск) Виктора Короля.
 

Анастасию и ее будущего мужа свел Бог в самом что ни на есть прямом смысле. Еще будучи студенткой АмГУ, девушка посещала церковь. Однажды ее духовный наставник обратился к ней с необычным предложением взять шефство над послушником по имени Виктор. Молодой человек хотел постричься в монахи, однако архиерей его не поддержал, а посоветовал жениться и стать священником.

В качестве потенциальной супруги для Виктора выбрали Настю. На то, чтобы обдумать и дать ответ, девушке отвели три месяца.

Задача, поставленная перед молодой прихожанкой, была сложна вдвойне: ей полагалось не просто отважиться на роль матушки, но и выйти замуж за практически незнакомого человека, ведь свиданий как таковых у молодых людей почти не было, они виделись на службе и иногда общались по телефону.

— Самое интересное, в этот момент у меня вдруг стали появляться поклонники. До этого в личном плане было затишье, а тут — то один на свидание позовет, то другой, даже на улице стали подходить знакомиться. Признаюсь, я была ошеломлена таким вниманием со стороны парней. Но, подумав хорошенько, поняла, что это искушение, своего рода проверка, — рассказывает матушка Анастасия.

Разумеется, прежде чем сделать выбор, девушка посоветовалась с мамой. Та возражать не стала, единственное, что ее смутило, так это то, что дочь не успела окончить университет (Настя училась на четвертом курсе).

Девушка сомневалась до последнего дня, ведь от ее решения зависела не только ее судьба, но и судьба Виктора: в случае ее отказа он должен был принять монашеский обет.

— Я просила Бога подать мне какой-нибудь знак, но ничего похожего не происходило. Даже в назначенный день я была в нерешительности, но когда пришла в церковь, появился совершенно ясный ответ: «Да!»

Еще до того, как принять решение, Анастасия спрашивала у наставников: «Каково это — быть матушкой?», но те отвечали уклончиво: «Вот сделаешься и узнаешь». Сразу после рукоположения мужа в священники, молодая семья отправилась в Сковородино. Пребывание на новом месте оказалось настоящей школой жизни для новоиспеченной матушки.

Необходимость топить печь, носить воду, заниматься огородом для горожанки была серьезным испытанием, особенно во время ожидания первенца.

— Каждый месяц на целую неделю батюшка уезжал в район, поэтому мне приходилось топить печь не только в доме, но и две печи в церкви. Батюшка старался облегчить мою участь, сам приносил дрова. Потом нашелся добрый человек, который помогал растапливать печи в храме.

Были моменты, когда на глаза молодой матушки наворачивались слезы. Других священников поблизости не было, поэтому исповедоваться приходилось собственному мужу.

Спустя пять лет отца Виктора перевели в Белогорск, родной город Анастасии. Сейчас матушка помогает мужу при храме и занимается воспитанием двоих детей.

— Чем отличается жизнь матушки от жизни обычной женщины? Тем, что у нас есть вера. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и все, но смотрим на них иначе, стараемся не роптать, просим помощи у Господа, — говорит Анастасия.

Как и большинство матушек, Анастасия не пользуется косметикой (изредка может позволить себе тушь), однако к стремлению других женщин выглядеть красиво относится положительно.
Платок она надевает в храм и на домашнюю молитву, а юбки в пол вовсе не носит.

— Главное, чтобы человек был благочестив внутренне, а то, что внешне, нередко бывает напускным, — уверена матушка.
 

Дарья ДРУЖИНИНА

 Моя Мадонна

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zamuzh-za-svyashchennika-kak-zhivut-sovremennye-matushki-i-kakie-oni

Замужем за батюшкой. Как живут и в чем находят радость супруги священников

Замужем за батюшкой. Как живут и в чем находят радость супруги священников

18597      2

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко.

Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны.

«Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина, супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать.

Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы.

Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем».

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа.

Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом».

Правая рука

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах.

И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет.

”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома – громко сказано, это были две мазанки.

Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке.

Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой».

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

— Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

— Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один?Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд.

Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст.

Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

И строгость в помощь

Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал.

«Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг.

Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять.Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве.

Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком».

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь».

У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как справиться с гневом

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом».

Виктория Федорова

«Взгляд-Православие»

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_6006

Профессия священника: почему все больше абитуриентов идут служить

2017-06-23T18:13+0300

2019-06-26T11:57+0300

https://ria.ru/20170623/1497188414.html

Профессия священника: почему все больше абитуриентов идут служить

https://cdn22.img.ria.ru/images/146367/72/1463677251_0:0:3065:1724_1036x0_80_0_0_852d8eb4b585dd9b4a7fa1bdb2d335e1.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Все больше россиян хотят стать священниками. Такая тенденция наметилась в экономически непростое для страны время. Только за минувший год число граждан, подавших документы на подготовительные курсы семинарий, выросло на четверть, а число поступивших в духовные учебные заведения — на 19%, приводит данные Учебный комитет Русской православной церкви.

Так сложилось, что в народе слова «батюшка» и «достаток» довольно часто употребляются вместе. И практически ни одна дискуссия о церковных деньгах не обходится без фразы про «попов на мерседесах». О том, как молодые люди выбирают духовный сан, сколько на самом деле зарабатывают священники, и почему Церковь в годы СССР была намного богаче — в материале РИА Новости.

«Каков приход — таков и поп»

В последнее время информационный фон вокруг духовенства РПЦ не самый благоприятный. Так, на днях патриарх Кирилл призвал священнослужителей РПЦ не ездить на дорогих машинах, даже если их подарили. Аргумент прост: общественное мнение.

Когда у храмов «целые кавалькады дорогих лимузинов, это, конечно, вызывает у людей реакцию». Поводом для такого заявления стал скандал с участием епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария.

Тот якобы просил СМИ не публиковать информацию о подаренном ему дорогом внедорожнике.

У епископа на джипе нашлись как противники, так и защитники. Одни апеллировали к извечному «Христос учил нестяжательству». Другие обращались к многовековому наблюдению народа: «каков поп — таков приход». Мол, если прихожане приезжают на службу на мерседесах, а священник ходит в рваной рясе, то это «не есть правильно».

«Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника — то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства», — поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

В 95% процентах случаев иного источника дохода у священника, отмечает Козлов, попросту нет. А прибыльность прихода зависит от многих факторов, в том числе и от общего экономического благополучия того или иного региона.

«Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и Церковь бедная. Если народ встает на ноги, то и Церковь встает. Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от численности паствы», — отмечает, в свою очередь, настоятель московского храма Климента, папы Римского протоиерей Леонид Калинин.

В 2013 году Архиерейский собор Русской церкви принял положение о материальной и социальной поддержке духовенства, церковных работников, а также членов их семей. Документ, по сути, привел этот вопрос в полное соответствие со светским законодательством в области охраны труда. Зарплаты священников стали соответствовать среднему уровня заработка по региону. 

Кроме того, РПЦ создала дополнительный механизм финансовой поддержки своего духовенства: «В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской православной церкви, а также членах их семей», — говорится в положении.

«При СССР было лучше»

Тем не менее в РПЦ не отрицают, что некоторые священники на приходах склонны к корыстолюбию. Более того, эта проблема достаточно давняя и вряд ли полностью искоренима.

Известный православный святитель и врач Лука Крымский в 1948 году, когда страна восстанавливалась после войны, издал указ, обращавший внимание на «недостойное поведение священнослужителей».

«Некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины.

Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила.

По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе», — так архиепископ Лука изобличал духовенство Крымской епархии.

Тем не менее Церковь не осуждает материальное благополучие, особенно если оно приносит пользу обществу, замечает известный церковный миссионер, ведущий интернет-проекта «Вопросы батюшке» иеромонах Макарий (Маркиш). Но, как ни парадоксально это звучит, сейчас РПЦ испытывает нехватку как материальных, так и человеческих ресурсов.

«В советское время под давлением власти Церковь материально была богаче. Почему? Потому что люди приносили свои пожертвования, а возможности их тратить почти не было. Например, поставить новую крышу деньги есть, но надо изворачиваться с получением всевозможных разрешений», — обращает внимание Маркиш.

Сейчас же у каждого прихода полная свобода действий в материальном плане. Да вот только во многих случаях бывает так, что нет денег отремонтировать ту же крышу.

«Сегодня мы живем беднее, чем при советской власти», — утверждает иеромонах.

Это, по его словам, влияет на выбор православной молодежи. Зарплата многих священников неконкурентоспособна в сравнении с другими сферами деятельности.

«Вот юноша заканчивает институт. И ему говорят: «Поступай работать к нам в храм катехизатором, а потом закончишь семинарию заочно и станешь священником. Тебе сейчас мы будем платить целых 10 тысяч рублей». В нашем областном центре (город Иваново. — Прим. ред.) это хорошая зарплата для катехизатора, кстати говоря. А другой ему говорит: «Поступай к нам в банк работать. Мы тебе для начала будем платить 50 тысяч рублей». А этот молодой человек женат, у него маленький ребенок. Вот что сказать этому молодому человеку?! Понимаете, о чем я говорю?», — намекает Маркиш.

Смена мировоззрения

Наверное, поэтому в намерении молодых людей пойти в священники деньги играют далеко не первую роль. Протоиерей Максим Козлов связывает увеличение числа семинаристов с тем, что все больше церковных учебных заведений получают государственную аккредитацию, тем самым улучшая качество духовного образования.

«Семинарии постепенно получают государственные аккредитации, их число незначительно, но увеличилось. Шесть из них имеют государственную аккредитацию. Параллельно идет процесс смены поколений духовенства и увеличения числа священнослужителей», — замечает представитель Учебного комитета.

В Русской церкви не скрывают, что развитию духовного образования способствует признание теологии наукой на светском уровне. В какой-то степени, утверждают церковные деятели, это также будет способствовать мировоззренческому выбору молодых людей. Более того, государство намерено вдвое увеличить число бюджетных мест по специальности «теология».

«Я бы не сказал, что профессия священника в целом экономически привлекательна Сейчас происходит смена социальной базы прихожан Русской православной церкви.

Если 25-30 лет назад это были в основном женщины старше 50-60 лет и не в крупных городах, то теперь чем крупнее город, чем больше количество молодежи, тем интенсивнее и живее жизнь приходов.

Это ведет к тому, что те молодые люди, которые воспитаны в православных семьях в новой России, постепенно заполняют места абитуриентов в наших семинариях», — заключает протоиерей Максим Козлов.

Источник: https://ria.ru/20170623/1497188414.html

Роскошная жизнь и зарплата священников РПЦ

У большинства людей имеется двоякое мнение по поводу Русской православной церкви. С одной стороны, это полуразрушенные храмы со служащими в них священниками, которые из последних сил трудятся для восстановления прихода.

С другой — роскошные церкви и батюшки в них в расшитых золотом одеяниях, проживающие в шикарных особняках.

Что же из этого миф, а что правда, и как на самом деле живут священники в России? Мы хотим приоткрыть завесу тайны и поделиться с вами информацией, которую рассказал нам один из священнослужителей.

Обучение

В России есть не один десяток учебных заведений, где можно получить образование священнослужителя. Наиболее престижными считаются:

  • Московская духовная семинария;
  • духовная академия в Санкт-Петербурге;
  • Троице-Сергиевская академия;
  • Российский православный университет.

В общей сложности в Российской Федерации функционирует восемь православных вузов, 50 духовных семинарий, 32 духовных училища и 1 общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.

Обучение в семинарии длится пять лет. На протяжении этого времени ученики изучают базовые богословские основы, включая введение в богословие, Библейскую историю, катехизис, догматику, сравнительное богословие, пасторскую педагогику и сектоведение. Обязательно прохождение курса психологии. Все эти знания требуются для дальнейшей службы в приходском храме, соблюдения всех церковных традиций, умения общаться с прихожанами.

Требования к священнику

Конечно, к священному последователю выдвигаются некоторые требования, как и к любому кандидату на должность. Давайте рассмотрим их подробней:

  • Возраст от 30 лет.
  • Один официальный брак.
  • Быть прихожанином.
  • Иметь рекомендации от священнослужителя, стоящего выше по званию.
  • Иметь образование, полученное в духовном училище и семинарии.

Помимо прочего, человек, готовящийся стать священником, должен регулярно молиться, выучить церковнославянский язык, знать Священное Писание, деяния Вселенских Соборов и т. д., следить за своим внешним видом.

Священник ежедневно общается с прихожанами, поэтому большое значение имеют и его человеческие качества, такие как: отзывчивость, сердечность, порядочность, честность, умение правильно выстроить отношения с верующими и не верующими людьми.

Но все же самое главное требование к священнику православной церкви — это вера. Поскольку он является своего рода посредником между Богом и людьми, а веру можно нести в мир только с открытой и чистой душой.

Доход священника во времена Руси

Во времена Руси доход священника состоял из некой части от суммы пожертвований, на которую жила вся его семья, оставшееся тратилось на обустройство храма. Позже из-за небольших сумм добровольных пожертвований церковь установила фиксированную плату на ряд услуг, оказываемых священниками. Благодаря такому решению появилась возможность планировать приходской бюджет.

В начале прошлого столетия доход священника складывался из земельного надела, а также платы за проводимые им церковные обряды, при этом 2/3 забирали псаломщики. Плату принимали не только в денежном эквиваленте, но и натуральными продуктами. Усугубляли положение налоговые отчисления в размере 25 % на содержание духовных учебных заведений.

Заработная плата сегодня

В наше время дело обстоит совершенно иначе. Работник Православной церкви поведал нам. Что на сегодняшний день священнослужители, как и обычные граждане, имеют трудовую книжку с указанием должности, номер в ПФ, полис ОМС. Всеми экономическими делами в российской церкви с 2009 года заведует Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии.

Зарплата священника определяется настоятелем в виде фиксированной суммы, она ориентирована на среднюю заработную плату в каждом конкретном регионе. Ее размер во многом зависит и от финансового положения прихода. Иногда это более чем достойная для жизни сумма, а порой и минимальная. Часть служителей церкви и вовсе работает безвозмездно, зарабатывая в другом месте в свое свободное от служения время.

Священнослужитель привел нам некоторые цифры, чтобы было понятно, о чем идет речь:

средний доход – 25 тыс. руб.;

  • в Московской области – 60 тыс. руб.;
  • в Ленинградской области – 50 тыс. руб.;
  • в Приморском крае – 100 тыс. руб.

От чего зависит зарплата

Доход каждого храма состоит из пожертвований за венчания, молебны, крещения, панихиды и подобных мероприятий, продажи свечей, книг и разной утвари, поминовений. Все эти денежные средства получает настоятель храма, он же отвечает за их распределение — платит взносы в епархию, оплачивает коммунальные услуги, выдает заработную плату, приобретает предметы для богослужений, осуществляет ремонт церкви.

Эта сумма для каждого храма разная, поскольку зависит от множества факторов: места его расположения, количества прихожан, наличия попечителей и меценатов.

Высокий доход, как правило, имеют настоятели больших и богатых храмов в крупных городах. Иногда он сопоставим с заработком бизнесмена среднего звена. То есть на хороший ремонт в квартире, иномарку и ежегодные поездки за границу вполне хватит.

Рядовые священники, в том числе служащие в этих роскошных храмах, настоятели церквей в деревнях и маленьких городках имеют средний заработок, если не сказать низкий.

Поэтому размеры месячной заработной платы могут варьироваться от 10 до 100 тысяч рублей.

Дополнительный заработок и пенсия

Заработок священника не ограничивается окладом, он также зависит от спроса на его услуги и щедрости прихожан. Требы — это службы, которые оказываются священнослужителем на заказ, а именно в частном порядке.

Во многих церквях наблюдается тенденция четкого определения размера платы за определенный вид этих служб. Однако так быть не должно, это не христианский подход. За них разрешается благодарить деньгами, но на свое усмотрение. Тарифов на церковные услуги быть не должно.

Государственная пенсия для священников не предусмотрена. Однако по достижении 65-летнего возраста священник получает начисления от епархии. В случае серьезных проблем со здоровьем возможны и более ранние выплаты, все эти вопросы решаются в индивидуальном порядке.

Торговля в церкви

76 правило Шестого Вселенского Собора запрещает торговлю в церкви и на ее территории, однако на деле все совсем иначе. Типичным оправданием является нежелание большинства прихожан вносить пожертвования даже за свечи. Возможно, в этом есть смысл, но все же раз на раз не приходится, один человек может внести сумму, покрывающую расход всех свечей за день. Церковь посещают не только неимущие, но и щедрые прихожане.

К примеру, в Греческой православной церкви свечи можно взять бесплатно, но она находится под покровительством государства. Понятно, что для деревенского прихода это насущные проблемы, но поверить в финансовые проблемы храма Христа Спасителя крайне сложно.

Где живут священники?

Часто мы видим священников в дорогих одеяниях и приезжающих на работу в люксовых машинах. Мы думаем, что они живут в особняках, часть жилплощади которых выделило государство.

Но священник, с которым нам довелось пообщаться, рассказал, что они не получают жилплощади. Для многих, кто хотел бы оставить недвижимость в наследство семье или детям, это большая проблема. Поскольку после окончания духовного училища священника могут отправить в любой уголок страны, где жить он будет в специальных так называемых «церковных домах». Если назначается перевод в другой приход, дом освобождается и его занимает новоприбывший священник.

При желании приобрести собственное жилище, его можно только заработать. Здесь уже все зависит от личностных характеристик священника и жизненных обстоятельств, насколько чист на руку, каков менталитет прихода и размер заработной платы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://BusinessMan.ru/post/iisus-toje-lyubil-dorogie-odejdyi-kak-jivut-batyushki-v-rossii-zarplata-i-jizn-s-roskoshnyimi-avto.html

Сколько зарабатывает священник

Шрифт A A

Каждый, кто живет в России, наверняка не раз задавался вопросом, сколько получают представители тех или иных структур. То же касается и священников, поскольку многие даже не знают точного ответа на вопрос, получают ли вообще духовные лица заработную плату в нашей стране, и  на какой доход живет священник.

  • Получают ли священники зарплату
  • Насколько богата РПЦ

Получают ли священники зарплату

Служение Богу изначально являлось делом бескорыстным, однако священники тоже люди, которым необходимо на что-то жить, чем-то питаться и удовлетворять элементарные физические потребности.

Также читайте: Сколько заработал Коби Брайант за карьеру

Интересно! 

У некоторых духовных лиц имеются довольно большие семьи, которые также необходимо кормить и содержать.

Если брать прошлые времена, то батюшки жили исключительно на такое довольствие, как:

  • пожертвования со стороны прихожан;
  • разного рода подаяния;
  • средства меценатов, хотя это являлось редким случаем.

В настоящее время однозначно сказать, есть ли у священников заработная плата, сложно, так как уровень дохода батюшек по-прежнему напрямую связан с приходом. Любопытно, что у каждого священника имеется трудовая книжка, однако так называемый трудовой договор он не заключает.

Священник – единственный, кто не имеет ставки, хотя другие должности, такие как дьякон, сторож, певчий или уборщик, имеют фиксированную оплату труда.

Насколько богата РПЦ

В настоящее время русская православная церковь считается одной из богатейших организаций в России, о чем свидетельствуют золоченые рамки у икон, дорогие автомобили у ее служителей, а также кресты, украшенные драгоценными камнями. Откуда же у духовных лиц такое материальное богатство?

Также читайте: 8 самых богатых блогеров в России

В среднем зарплата священника приравнивается к МРОТ, и чтобы ее получить, ему требуется написать прошение о финансовой поддержке. После заявления к нему приходит специальная комиссия, которая должна проверить, насколько хорошо священник служил Богу.

К сведению! 

В Москве называют совершенно иные суммы – настоятель храма может получать от 100 тыс. рублей до миллиона, а простой священник – от 60 тыс. до 80 тыс. рублей. В регионах по некоторым оценкам зарплата священников варьируется от 20 тыс. до 200 тыс. рублей. Священник, который только поступил на должность, зарабатывает около 35 тыс. рублей.

Таким образом, очевидно, что русская православная церковь щедро награждает служителей Бога за их нелегкий труд. Подобные суммы набегают за дополнительные платные услуги, например, крестины или отпевание. Также не следует забывать о церковных лавках с разнообразной религиозной утварью, где цены не такие уж бюджетные.

Источник: https://ostrovrusa.ru/skolko-zarabatyvaet-svyashhennik

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Кто такой мелхиседек в библии

Закрыть