Мы знаем что ныне лежит на весах

Анна Ахматова

мы знаем что ныне лежит на весах

Читать: Стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество» написано в 1942 году. Это было время разгара Великой Отечественной войны. В это же время Санкт-Петербург (тогда Ленинград), где поэтесса провела большую часть своей жизни, находился в блокаде. Однако, несмотря на тяжёлые события, хотелось верить в лучшее.

тема стихотворения

Тема стихотворения — мужество народа в борьбе за выживание, сохранение своей идентичности и культуры. Автор призывает народ бороться и сохранять веру в будущую Победу, дорожить русским языком и культурой, не бояться трудностей. А главное — Ахматова считает, что русский язык обязательно нужно подарить будущим поколениям («И внукам дадим, и от плена спасём»).

Основные образы стихотворения — великое русское слово, олицетворяющее всё богатство нашей культуры, и мужество — бесстрашие перед смертью и исытаниями. Также здесь представлен образ внуков — будущих поколений, которым предстоит жить после войны. И которые тоже должны будут беречь родной язык и культуру.

Поэтесса искренне гордится русским языком, говоря, что он — «великое русское слово». Она верит, что именно в языковой и культурной общности — единство и идентичность народа.

Важно, что поэтесса обращается в стихотворении — к слову, к русской речи. И она пишет не только от своего имени, но от имени всего народа «мы знаем», «на наших часах»,  «нас не покинет», «пронесём». Она чувствует себя частью и народа, и его борьбы.

Ахматова понимает, что та, современная ей война, имеет особое значение не только для людей 40-х гг. ХХ в., но и для будущего России и, возможно, человечества. От её исхода, по мнению автора, зависели жизнь и свобода как русского народа, так и его культурного наследия. Это можно увидеть с первых строк: «Мы знаем, что ныне лежит на весах»

Структурный анализ стихотворения

Произведение небольшое, однако насыщено поэтическими средствами — эпитетами («великое русское слово», «свободным и чистым»), синекдохой («русское слово)», метафорой («и внукам дадим, и от плена спасём»). Все они придают «Мужеству» эмоциональную окраску, напоминая о ценности родной речи и необходимости беречь её даже в сложных обстоятельствах.

Размер «Мужества» — трёхстопный амфибрахий+стопа ямба, перемежающийся с трёхстопным амфибрахием — в первых двух строфах. Последняя строфа — две строки трёхстопного амфибрахия и неполной строкой из одностопного амфибрахия — отдельной строкой написано слово «навеки».

Первым двум строфам присуще чередование мужских и женских рифм, рифмовка полная. Последняя строфа — две строки с полными мужскими рифмами, а третья представлена конечным словом, которое ни с чем не рифмуется, что и привлекает к нему внимание читателя. Именно оно, выделяясь среди остальных, и «выдаёт» основной смысл всего произведения: хранить мужество и беречь русский язык нужно ради будущего, ради вечного.

Стихотворение состоит из трёх строф. В него входят два четверостишия и одно трёхстишие.

Это классический образец гражданской лирики. 

Вывод

Анна Ахматова написала своё «Мужество» не только для своей эпохи и под её влиянием. Во все времена — «навеки» — следует бережно относиться к русскому языку. Именно эту мысль поэтесса хотела донести до читателя.

И хранить мы его должны не только для себя, ныне живущих, но и для будущих поколений. И не только в память о жертвах Великой Отечественной, но и обо всех поколениях наших предков. Ведь язык создавался не одно и не два столетия.

Народ жив, пока жива его культура, пока есть люди, для которых она родная. Давайте ценить это сокровище — нашу культуру!

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.html

Ты не ранен, ты просто убит: лучшие стихи о Великой Отечественной войне

мы знаем что ныне лежит на весах

Человечество вот уже в 72-й раз отметит 8 и 9 мая  великий праздник — окончание самой страшной войны в истории человечества, которая для советского народа, для России воистину была Великой Отечественной войной. Наша страна понесла в этой войне неисчислимые жертвы, исчисляемые десятками миллионов погибших и сотнями миллионов искалеченных.

Великий подвиг и великие страдания народа нашли свое отражение в мировой культуре, в том числе в русской поэзии. В преддверии Дня Победы продолжим традицию и напомним читателям Федерального агентства новостей несколько самых пронзительных стихотворений о Великой Отечественной войне, написанных как в военное время, так и в послевоенные годы.

Я только раз видала рукопашный

Поэт Юлия Друнина попала на фронт в полном смысле слова со школьной скамьи, воевала до 1944 года, была несколько раз ранена, теряла боевых друзей. Ее первое стихотворение о войне, написанное в 1943 году, сегодня украшает все антологии военной поэзии.

Я только раз видала рукопашный,Раз наяву. И тысячу — во сне.Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Час мужества пробил на наших часах

Великий русский поэт Анна Ахматова в представлениях не нуждается. Знаменитое стихотворение «Мужество» Ахматова написала в 1942 году в эвакуации, когда ситуация на фронтах приняла для нашей страны самый серьезный оборот.

Мы знаем, что ныне лежит на весах,И что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Сороковые, роковые

Поэт-фронтовик Давид Самойлов, прошедший всю войну, написал одно из лучших военных стихотворений уже в 1961 году, когда мог как бы со стороны взглянуть на себя, трогательно форсящего перед случайной знакомой.

Сороковые, роковые,Военные и фронтовые,Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.Просторно. Холодно. Высоко.И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку

А это я на полустанкеВ своей замурзанной ушанке,Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,Худой, веселый и задорный.И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,И больше нужного хромаю,И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховыеВойна гуляет по России,

А мы такие молодые!

Его зарыли в шар земной

Поэт-фронтовик Сергей Орлов прошел всю войну, горел в танке, выжил чудом. Война догнала Орлова — он умер, прожив всего 56 лет. Сергей Орлов написал немало стихов, однако в истории литературы осталось одно его стихотворение 1944 года, даже не все стихотворение, а фантастическая первая строчка. Стихи стали песней.

Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат,Всего, друзья, солдат простой,Без званий и наград.Ему как мавзолей земля —На миллион веков,И Млечные пути пылятВокруг него с боков.На рыжих скатах тучи спят,Метелицы метут,Грома тяжелые гремят,Ветра разбег берут.Давным-давно окончен бойРуками всех друзейПоложен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей

Ты не ранен, ты просто убит

И еще одно из самых страшных стихотворений о войне, в силу советской специфики не попавшее в печать, а расходившееся в основном устно или в списках, так что до конца 1980-х многие даже не знали, кто его автор. Автор этих стихов Ион Деген, несколько дней назад скончавшийся в Израиле на 92 году жизни — герой танкист, после войны посвятивший жизнь самой мирной профессии — медицине.

Стихотворение «Мой товарищ» написано в декабре 1944 года. Долгое время переписывалось и передавалось устно с многочисленными искажениями, фактически, став народным и считавшееся произведением неизвестного поэта-фронтовика.

Мой товарищ, в смертельной агонииНе зови понапрасну друзей.Дай-ка лучше согрею ладони яНад дымящейся кровью твоей.Ты не плачь, не стони, ты не маленький,Ты не ранен, ты просто убит.Дай на память сниму с тебя валенки.

Нам еще наступать предстоит.

Недавно скончавшийся другой большой русский поэт Евгений Евтушенко написал об этом стихотворении:

Что сделал стих Иосифа Дегена?Разрезал он острее автогенаВсе то, что называется войной,

треклятой, грязной, кровной и родной.

Источник: https://riafan.ru/751378-ty-ne-ranen-ty-prosto-ubit-luchshie-stihi-o-velikoi-otechestvennoi-voine

Структурный анализ стихотворения

Произведение небольшое, однако насыщено поэтическими средствами — эпитетами («великое русское слово», «свободным и чистым»), синекдохой («русское слово)», метафорой («и внукам дадим, и от плена спасём»). Все они придают «Мужеству» эмоциональную окраску, напоминая о ценности родной речи и необходимости беречь её даже в сложных обстоятельствах.

Размер «Мужества» — трёхстопный амфибрахий+стопа ямба, перемежающийся с трёхстопным амфибрахием — в первых двух строфах. Последняя строфа — две строки трёхстопного амфибрахия и неполной строкой из одностопного амфибрахия — отдельной строкой написано слово «навеки».

Первым двум строфам присуще чередование мужских и женских рифм, рифмовка полная. Последняя строфа — две строки с полными мужскими рифмами, а третья представлена конечным словом, которое ни с чем не рифмуется, что и привлекает к нему внимание читателя. Именно оно, выделяясь среди остальных, и «выдаёт» основной смысл всего произведения: хранить мужество и беречь русский язык нужно ради будущего, ради вечного.

Стихотворение состоит из трёх строф. В него входят два четверостишия и одно трёхстишие.

Это классический образец гражданской лирики.

Вывод

Анна Ахматова написала своё «Мужество» не только для своей эпохи и под её влиянием. Во все времена — «навеки» — следует бережно относиться к русскому языку. Именно эту мысль поэтесса хотела донести до читателя.

И хранить мы его должны не только для себя, ныне живущих, но и для будущих поколений. И не только в память о жертвах Великой Отечественной, но и обо всех поколениях наших предков. Ведь язык создавался не одно и не два столетия.

Народ жив, пока жива его культура, пока есть люди, для которых она родная. Давайте ценить это сокровище — нашу культуру!

Источник: https://infourok.ru/user/medvedeva-anna-aleksandrovna1/blog/anna-ahmatova-muzhestvo-analiz-stihotvoreniya-69988.html

Стихи Ахматовой о войне

мы знаем что ныне лежит на весах

Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

23 февраля 1942, Ташкент

* * *Когда погребают эпоху,Надгробный псалом не звучит.Крапиве, чертополохуУкрасить ее предстоит.И только могильщики лихоРаботают, дело не ждет.И тихо, так, Господи, тихо,Что слышно, как время идет.А после она выплывает,Как труп на весенней реке,Но матери сын не узнает,И внук отвернется в тоске.И клонятся головы ниже.Как маятник, ходит луна.Так вот — над погибшим Парижем

Такая теперь тишина.

1940. Осень. Фонтанный Дом

Путем всея земли

Прямо под ноги пулям,Расталкивая года,По январям и июлямЯ проберусь тудаНикто не увидит ранку,Крик не услышит мой. —Меня — китежанку,Позвали домой.И гнались за мноюСто тысяч берез,Стеклянной стеноюСтруился мороз.У давних пожарищОбугленный склад.

«Вот пропуск, товарищ,Пустите назад»И воин спокойноОтводит штык —Как пышно и знойноТот остров возник:И красная глина,И яблочный садО, salve, Regina!Пылает закат.Тропиночка крутоВзбиралась, дрожа.Мне надо кому-тоЗдесь руку пожатьНо хриплой шарманкиНе слушаю стон.

Не тот китежанке

Послышался звон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит хлеб насущный

Окопы, окопы, —Заблудишься тут.От старой ЕвропыОстался лоскут,Где в облаке дымаГорят городаИ вот уже КрымаТемнеет гряда.Я плакальщиц стаюВеду за собой.О, тихого краяПлащ голубойНад мертвой медузойСмущенно стою;Здесь встретилась с МузойЕй клятву даю,Но громко смеется,Не верит: «Тебе ль?..»По капелькам льетсяДушистый апрель.

И вот уже славыВысокий порог,Но голос лукавыйПредостерег:«Сюда ты вернешься,Вернешься не раз,Но снова споткнешьсяО крепкий алмаз.Ты лучше бы мимо,Ты лучше б назад,Хулима, хвалима,В отеческий сад».Черемуха мимоПрокралась, как сон.И кто-то: Цусима!Сказал в телефон.

Скорее, скорееКончается срок:«Варяг» и «Кореец»Пошли на востокТам ласточкой реетСтарая боль,А дальше темнеетФорт Шаброль, —Как прошлого векаРазрушенный склеп,Где старый калекаОглох и ослеп.Суровы и хмуры,Его сторожатС винтовками буры.Назад, назад!Великую зимуЯ долго ждала,Как белую схимуЕе приняла.

И в легкие саниСпокойно сажусьЯ к вам, китежане,До ночи вернусьЗа древней стоянкойОдин переход.Теперь с китежанкойНикто не пойдет:Ни брат, ни соседка,Ни первый жених, —Лишь хвойная веткаДа солнечный стих,Оброненный нищимИ поднятый мнойВ последнем жилище

Меня упокой.

Март 1940.Ленинград

Поэма «Русский трианон»

I

В тени елизаветинских боскетовГуляют пушкинских красавиц внучкиВсе в скромных канотье, в тугих корсетах,И держат зонтик сморщенные ручки.Мопс на цепочке, в сумочке драже

И компаньонка с Жип или Бурже.

II

Иланг-илангом[1] весь пропах вокзалНе тот последний, что сгорит когда-то,А самый первый, главный — Белый ЗалВ нем танцевальный — убран был богато,

Но в зале том никто не танцевал.

III

С вокзала к парку легкие кареты,Как с похорон торжественных, спешат.В них дамы — в сарафанчики одеты,А с aнглийским акцентом говорят.Одна из них (как разглашать секреты,Мне этого, наверно, не простят)Попала в вавилонские блудницы,А тезка мне и лучший друг царицы.

..

Воспоминания о войне
1914-1917 гг.

IV

Как я люблю пологий склон зимы,ее огни, и мраки, и истому,Сухого снега круглые холмыИ чувство, что вовек не будешь дома.Черна вдали рождественская ель,

Кричит ворона, кончилась метель.

V

И рушилась твердыня Эрзерума,Кровь заливала горло Дарданелл,Но в этом парке не слыхали шума,Лишь ржавый флюгер вдалеке скрипел.Но в этом парке тихо и угрюмо

Сверкает месяц, снег алмазно бел.

VI

Прикинувшись солдаткой, выло горе,Как конь, вставал дредноут на дыбы,И ледяные пенные столбыВзбешенное выбрасывало море –До звезд нетленных — из груди своей,

И не считали умерших людей.

VII

На Белой Башне дремлет пулемет,Вокруг дворца гусарские разъезды,Внимательные северные звезды(Совсем не те, что будут через год),Прищурившись, глядят в окно Лицея,

Где тень его над томом Апулея.

VIII

О знал ли он, любимец двух столетий,Как грозно третьим будет принят он.Мне суждено запомнить этот сон,Как помнят мать, осиротевши, дети..

(1941)

IX

Все занялись военной суетою,И от пожаров сделалось светло.И только юг был залит темнотою.На мой вопрос, с священной простотоюСказал сосед: «Там Царское Село.Оно вчера, как свечка, догорело».

И спрашивать я больше не посмела.

1923-1941_______________________________

[1] Духи назывались Ilang-Ilang (начало века). — Прим. Анны Ахматовой

* * *

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часахИ уйти не пускает страх.

28 сентября 1941, самолет

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым,-Пусть боль свою в силу она переплавит.Мы детям клянемся, клянемся могилам,Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941, Ленинград

27 января 1944 года

И в ночи январской, беззвездной,Сам дивясь небывалой судьбе,Возвращенный из смертной бездны,Ленинград салютует себе.

1944

Победителям

Сзади Нарвские были ворота,Впереди была только смертьТак советская шла пехотаПрямо в желтые жерла «Берт».Вот о вас и напишут книжки:«Жизнь свою за други своя»,Незатейливые парнишки —Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—Внуки, братики, сыновья!

29 февраля 1944, Ташкент

In memoriam

А вы, мои друзья последнего призыва!Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,А крикнуть на весь мир все ваши имена!Да что там имена!Ведь все равно — вы с нами!..Все на колени, все!Багряный хлынул свет!И ленинградцы вновь идут сквозь дымрядами —Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Август 1942, Дюрмень

Памяти Вали

1Щели в саду вырыты,Не горят огни.Питерские сироты,Детоньки мои!Под землей не дышится,Боль сверлит висок,Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

2Постучи кулачком — я открою.Я тебе открывала всегда.Я теперь за высокой горою,За пустыней, за ветром и зноем,Но тебя не предам никогдаТвоего я не слышала стона.Хлеба ты у меня не просил.Принеси же мне ветку кленаИли просто травинок зеленых,Как ты прошлой весной приносил.Принеси же мне горсточку чистой,Нашей невской студеной воды,И с головки твоей золотистойЯ кровавые смою следы.

23 апреля 1942, Ташкент

* * *Важно с девочками простились,На ходу целовали мать,Во все новое нарядились,Как в солдатики шли играть.Ни плохих, ни хороших, ни среднихВсе они по своим местам,Где ни первых нет, ни последнихВсе они опочили там.

1943, Ташкент

* * *Первый дальнобойный в ЛенинградеИ в пестрой суете людскойВсе изменилось вдруг.Но это был не городской,Да и не сельский звук.На грома дальнего раскатОн, правда, был похож, как брат,Но в громе влажность естьВысоких свежих облаковИ вожделение лугов —Веселых ливней весть.А этот был, как пекло, сух,И не хотел смятенный слухПоверить — по тому,Как расширялся он и рос,Как равнодушно гибель несРебенку моему.

1941

Победа

1

Славно начато славное делоВ грозном грохоте, в снежной пыли,Где томится пречистое телоОскверненной врагами земли.К нам оттуда родные березыТянут ветки и ждут и зовут,И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

2

Вспыхнул над молом первый маяк,Других маяков предтеча,—Заплакал и шапку снял моряк,Что плавал в набитых смертью морях

Вдоль смерти и смерти навстречу.

3

Победа у наших стоит дверейКак гостью желанную встретим?Пусть женщины выше поднимут детей,Спасенных от тысячи тысяч смертей,—Так мы долгожданной ответим.

1942-1945

Причитание

Ленинградскую бедуРуками не разведу,Слезами не смою,В землю не зарою.Я не словом, не упреком,Я не взглядом, не намеком,Я не песенкой наемной,Я не похвальбой нескромной. . . . . . . . . . . . . .А земным поклономВ поле зеленомПомяну

1944, Ленинград

Освобожденная

Чистый ветер ели колышет,Чистый снег заметает поля.Больше вражьего шага не слышит,Отдыхает моя земля.

1945

С самолета

1

На сотни верст, на сотни миль,На сотни километровЛежала соль, шумел ковыль,Чернели рощи кедров.Как в первый раз я на нее,На Родину, глядела.Я знала: это все мое —

Душа моя и тело.

2

Белым камнем тот день отмечу,Когда я о победе пела,Когда я победе навстречу,

Обгоняя солнце, летела.

3

И весеннего аэродромаШелестит под ногой трава.Дома, дома — ужели дома!Как все ново и как знакомо,И такая в сердце истома,Сладко кружится головаВ свежем грохоте майского грома —Победительница Москва!

Май 1944

Памяти друга

И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнет на почку, и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит.

1945

* * *Прошло пять лет,— и залечила раны,Жестокой нанесенные войной,Страна моя,и русские поляны

Опять полны студеной тишиной.

И маяки сквозь мрак приморской ночи,Путь указуя моряку, горят.На их огонь, как в дружеские очи,

Далеко с моря моряки глядят.

Где танк гремел — там ныне мирный трактор,Где выл пожар — благоухает сад,И по изрытому когда-то тракту

Автомобили легкие летят.

Где елей искалеченные рукиВзывали к мщенью — зеленеет ель,И там, где сердце ныло от разлуки,—

Там мать поет, качая колыбель.

Ты стала вновь могучей и свободной,Страна моя!Но живы навсегдаВ сокровищнице памяти народной

Войной испепеленные года.

Для мирной жизни юных поколений,От Каспия и до полярных льдов,Как памятники выжженных селений,Встают громады новых городов.

Май 1950

Приморский Парк Победы

Еще недавно плоская коса,Черневшая уныло в невской дельте,Как при Петре, была покрыта мхом

И ледяною пеною омыта.

Скучали там две-три плакучих ивы,И дряхлая рыбацкая ладьяВ песке прибрежном грустно догнивала.И буйный ветер гостем был единым

Безлюдного и мертвого болота.

Но ранним утром вышли ленинградцыБесчисленными толпами на взморье.И каждый посадил по деревцуНа той косе, и топкой и пустынной,

На память о великом Дне Победы.

И вот сегодня — это светлый сад,Привольный, ясный, под огромным небом:Курчавятся и зацветают ветки,Жужжат шмели, и бабочки порхают,И соком наливаются дубки,А лиственницы нежные и липыВ спокойных водах тихого канала,Как в зеркале, любуются собойИ там, где прежде парус одинокийБелел1 в серебряном тумане моря,—Десятки быстрокрылых, легких яхтНа воле тешатсяИздалекаВосторженные клики с стадионаДоносятсяДа, это парк Победы.

1950

И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнет на почку, и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит.Стихи о любви и про любовь

***

Сзади Нарвские были ворота,Впереди была только смертьТак советская шла пехотаПрямо в желтые жерла «Берт».Вот о вас и напишут книжки:«Жизнь свою за други своя»,Незатейливые парнишки —Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—Внуки, братики, сыновья!Стихи о любви и про любовь

***

Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!Стихи о любви и про любовь

***

Птицы смерти в зените стоят.Кто идет выручать Ленинград?Не шумите вокруг — он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

Источник: https://ahmatova.su/stihi-o-voine/

Анна Ахматова,

Иногда приходиться делать невозможное. Когда на кону стоят судьбы миллионов, тогда проявление мужества превращается в повседневный обязательный ритуал, в котором нет времени на сомнения. Стихотворение «Мужество» Ахматовой, впитавшее в себя весь трагизм и горечь войны, показывает, какая великая миссия стоит перед каждым защитником родной земли.

Создание произведения

Великой русской поэтессе пришлось пережить несколько эпох. Она видела переворот, репрессии Сталина, осаду Ленинграда и то, как страна возрождалась из пепла, оставшегося от времен Второй мировой. Пребывая в эвакуации, Ахматова стала работать над сборником стихов под названием «Ветер войны».

Итак, Анна Ахматова, «Мужество». Год написания — 1942, 23 февраля. В нем поэтесса не высказывала своих открытых, конфронтальных позиций относительно действующей власти, не восхваляла монархизм. Ахматова понимала, что лишь благодаря правлению страны удалось объединить столько народов и наций, проживающих на территории союза, чтобы дать врагу достойный отпор. Естественно она не стала идейной коммунисткой, но осознавала, что сейчас не время подрывать позиции власти.

Детальный анализ «Мужества» Ахматовой дает возможность отметить, что стихотворение переполняет патриотизм и вера в победу. Такие работы стали востребованными, поэтесса вновь смогла почувствовать себя необходимой и полезной. Благодаря войне в прошлом остались преграды и цензура, теперь Ахматова могла в полной мере выразить себя.

Тематика

В своем произведении раскрывает Ахматова тему мужества и стойкости, которые нужно проявить на войне. Она пишет к обычным людям, которые потеряли все, что имели, но не сдались под тяжестью внезапно рухнувшего на их головы бремени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как мусульмане называют христиан

«Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет,» — уверенно твердит поэтесса. При анализе стихотворения «Мужество» Ахматовой эту строчку можно считать ключевой. Она желает разделить вместе с народом одну судьбу, поэтому и говорит от его лица.

Поэтесса пытается оттенить мысль о том, что не страшно погибнуть, лишь бы защитить русский язык. В сохранении «великого, русского слова» заключена еще одна тема «Мужества» Ахматовой.

Она считает что нужно во что бы то ни стало сохранить свободу и чистоту родного языка и передавать его из поколения в поколение.

В произведении «Мужество» Анна Ахматова достаточно четко определила свою основную цель и задачу, ведь кому как не поэту бороться за родной язык. Восстановить заводы и города намного проще, чем вернуть человеку утраченное во время кровопролитных битв богатство души, и поэзия — одно из тех немногочисленных средств, что помогает человеку вновь поверить в прекрасное.

Акмеистика Ахматовой

В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

Проводя анализ «Мужества» Ахматовой, можно отметить, что поэтесса работает в лучших традициях акмеизма.

Она не использует образы и символы, а тщательно подбирает слова, пытаясь в нескольких предложениях выразить всю неминуемую, трагическую участь народов СССР и приободрить тех, кто всем сердцем верит в победу.

Анализ формы и содержания стихотворения показал, что родной язык имел для поэтессы огромное значение, именно поэтому она так тщательно подбирает слова, составляя из них краткие и емкие предложения, чтобы сказать о самом важном.

Идея и способы выразительности

Ахматова отчаянно верила в мужество своего народа, которое он проявлял в противостоянии фашистским захватчикам. Это и стало основной идеей произведения. Стих звучит ритмично и торжественно, словно праздничный марш. Он чем-то напоминает клятву, которую дает каждый, кто его читает.

При анализе «Мужества» Ахматовой нельзя не отметить строгую изысканность слога. Она практически не использует эпитеты, только в последних строчках Ахматова награждает родное слово определениями «свободное и чистое».

Немногочисленные метафоры и олицетворения придают стиху торжественность и серьезность. Поэтесса использует также приемы аллитерации (повторения однородных согласных), которые придают произведению громкость и призывной характер.

Пользуется инверсией (перестановка слов, что нарушает установленный грамматический порядок), чтобы сосредоточить внимание на ключевых моментах.

Сравнение «наши часы», что начинает произведение, определяет мрачное время, в котором приходится жить поэтессе и всему русскому народу. Обращаясь на «ты» к родному языку, Ахматова олицетворяет его, делая живым существом, потому и появляется еще одно сравнительное олицетворение – «спасти от плена». Ведь если бы Гитлер победил, то русский язык стал бы вырождаться, а вместе с ним начало бы исчезать культурное наследие, да и сама нация.

В произведении Ахматова пользуется лексическим повтором, чтобы сосредоточить внимание на особенно важных вещах: «ныне-ныне», «мужества-мужество». Во 2-й строфе поэтесса воспользовалась синтаксическим параллелизмом, что позволило усилить эффект, производимый идеей об отчаянном сражении за родину и слово.

Рифма, ритм и строки

При анализе «Мужества» Ахматовой сложно не заметить, что стих написан четырехстопным амфибрахием. Этот стихотворный размер позволяет читать не торопясь, обеспечивая полное понимание мысли автора. Каждое слово в таком стихотворении буквально на вес золота: значимое, весомое и преисполненое глубокого смысла.

Стихотворение состоит из трех строф, написанных при помощи перекрестной рифмы. Третья строфа обрывается на слове «навеки», которое является единственным в третьей строке. Этим поэтесса подчеркивала непоколебимость своей веры. Стих «Мужество» написан от третьего лица, что показывает глубокое единение автора с народом.

Сердцу хочется кричать

Лирический герой (в конкретном случае героиня) говорит от лица целой народности. Народа, что живет вместе с ней в одной эпохе, был до нее и будет после. Стих «Мужество» преисполнен патриотизма и непоколебимой уверенности в силе защитников и ценности родного языка.

Это не просто стих, а настоящая клятва. Обещание всех и каждого бороться до последнего. Всего три строфы, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы выразить все то, от чего сердцу хотелось кричать. Незримая поддержка, едва блеснувшая надежда и уверенность в мужестве соотечественников.

Наши современники будут видеть в этом стихотворении сильную рифму и отличный слог. Но те, кто жил во времена Второй мировой, смотрят на произведение Ахматовой как на пушечный залп, прозвучавший в сторону врага, ведь словом можно вдохновить на подвиги. Благодаря им мы сегодня и живем спокойно.

Источник: https://www.syl.ru/article/333625/anna-ahmatova-mujestvo-analiz-stihotvoreniya-tema-god-napisaniya

Мужество

В 1941 году Анна Ахматова эвакуируется из Ленинграда в тыл, где через Казань попадает на место временного жительства в Ташкент. Под узбекским солнцем в 1942 году поэтессой написано немного стихотворений, одно из них «Мужество», строки которого полнятся болью и неотвратимостью победы.

Что такое настоящий патриотизм

Сегодня многие с сарказмом смотрят на патриотизм, часто путая его с раболепием к власти.

Патриотические порывы нередко являются синонимом аплодисментов властной верхушке, бытовой же патриотизм чаще обращён к наполнению холодильника и собственному возвышению путём унижения другого.

В годы Великой Отечественной войны тоже хватало такого, но основой были искренние порывы, когда патриотам становились за землю русскую, а не за царя-батюшку или тех, кто пришёл ему на смену. Безусловно, одним из настоящих патриотов земли русской была Анна Ахматова.

Анна Андреевна не была обласкана верхами, единственная возможная ласка, доставшаяся ей от власти, была сохранённая жизнь в страшные 30-е годы. Это введение важно для анализа стихотворения, оно даёт понять, что поэтесса пишет строки «Мужество» не для подачки от барского стола, а по зову сердца. Может быть и души, хотя известно, что Бога в СССР не было

С болью эвакуации

Из Ленинграда Ахматову эвакуировали на самолёте, которому надо было приземлиться для дозаправки на секретном аэродроме. Во время заправки поэтесса вышла в вечерних сумерках из самолёта и обратилась к молчаливым силуэтам охраны объекта с вопросом «Где мы?». Вопрос повторился несколько раз, но в ответ была тишина. Ужасная тишина, как потом вспоминала сама Анна Андреевна.

В 1941 году поэтесса пишет:

Человечество еще не знало войны такого великого смысла.

Этот момент важен для понимания эвакуации и ситуации в стране. Все поставлено на кон, это не сегодняшние «битвы» за демократию, когда сменяются владельцы тронов и направления финансовых потоков. Тогда на кон было поставлено реально всё – в случае проигрыша не останется ни земли, ни культуры, ни жизни.

Позиция русского человека

Ахматова в стихотворении отражает свою позицию русского человека, его устами за год до написания строк она говорит, как рупор истины:

Мы выиграем войну для того, чтобы люди жили в преображенном мире.

Анна Андреевна призывает не к защите власти, а к защите земли русской, своей веры, культуры и традиций. В начале XXI века мне рассказывал дед, который всю войну прошёл на танке, о настроении в тот момент у народа и армии.

Только малая часть искренне шла в атаку с криками «За Сталина», большинство поднимались на смертный бой за свою семью и землю.

Кстати, в начале войны оборону в СССР держали более по приказу, со всей душой стали подниматься в атаку, когда увидели бесчинства фашистов на захваченной территории.

Примерно в момент исторического осознания смысла борьбы Ахматова и пишет строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

Страшные весы

Да, в эти годы не весы положено всё. Если Россия, пусть и с кровью, пережила свержение монархии и расстрел царской семьи, то захват Гитлером Русь бы не пережила. Каждый в это время встаёт на бой смертельный. Кто-то с винтовкой, кто-то за баранкой полуторки, кто-то с молитвой, кто-то с пером. Анна Андреевна была в ряду поэтов-защитников, причём делала это не в угоду общему призыву, а исключительно по собственной вере. Золотые слова:

И мы сохраним тебя, русская речь.

Тогда русскую речь и землю удалось сохранить, пусть и огромными жертвами. Стихотворение показывает нам, что в лихую годину на защиту Родины должен встать каждый, не дожидаясь громких речей с высоких трибун, не ожидая, когда натянется парус мужества у других.

Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

1942 год, Ташкент

Источник: https://stihirus24.ru/anna-akhmatova/267-muzhestvo.html

Анна Ахматова: «Мужество» как пример гражданских мотивов в лирике поэтессы

Меню статьи:

Анна Ахматова традиционно славится любовной лирикой. Однако творческое наследие русской писательницы включает и гражданскую лирику. Анна Ахматова, «Мужество» как пример таких гражданских мотивов в поэзии писательницы и является темой нашей статьи. Но – перед тем, как перейти непосредственно к анализу «Мужества» – мы скажем несколько слов о лирике Ахматовой в целом.

Ахматову называют самобытной поэтессой, которая открыла путь для настоящей женской поэзии в русской литературе. В контексте гражданской лирики лирическая героиня писательницы предстает в роли гражданина. Не матери, невесты или жены, но в довольно непривычной роли, традиционно считающейся мужской. Однако Ахматовой удалось лишить образ гражданина пола, снабдив его как женскими, так и мужскими чертами.

Несколько штрихов к образу лирики Анны Ахматовой

Первая поэтическая книга поэтессы называлась «Вечер». Хотя Ахматова холодно оценивала этот первый опыт, все же именно книга «Вечер» предвосхитила появление акмеизма. Поэтому этот сборник часто называют теоретической выкладкой такого литературного течения, как акмеизм.

Лирика Ахматовой, кроме того, отличается особым ритмом и интонацией – и здесь поэтесса противостоит символистам с их музыкальностью и мелодичностью. Ахматовский слог разговорный, приближенный к правде повседневной жизни. Поэтесса стремится называть каждую вещь «своим именем».

Слово «реквием» означает покой, успокоение, или заупокойная месса в католической церкви. Такое название для этой поэмы Анна Ахматова выбрала неслучайно. Предлагаем читателям ознакомиться с детальным анализом этого произведения

Акмеизм возникает в форме реакции на символизм. Поэты-акмеисты желали не мечтать о далях и не предаваться бесплодным фантазиям, а жить «здесь и сейчас». Ахматова вошла в русскую поэзию стихами, написанными о вечной теме – о любовных чувствах.

Однако стихотворения поэтессы отличались от типичных сентиментальных «женских» строк, как и от стиля символистов. Ахматовой присуждают роль новатора в русской лирике, потому что поэтесса сумела вместить в стихотворные строки всю сложность и глубину романов, прозы.

Это правда, ведь в лирике Ахматова «примеряла» на свою литературную героиню множество ролей: например, роль невесты или покорной жены, рыбачки, маркизы, брошенной женщины, безответной возлюбленной

Загадочность стихотворений Ахматовой часто вынуждала поклонников поэтессы выискивать в текстах писательницы намеки на личную жизнь, романтические приключения и любовные переживания.

Таким образом, для произведений Ахматовой, а особенно для ранних текстов русской поэтессы, характерно новеллистическое построение стихотворений.

Ахматова строит лирику по форме прозаического повествования: здесь читатель находит детали о первых свиданиях юных влюбленных, о подробностях отягчающего быта, описания встреч, расставаний, прощаний и других событий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Дихотомия что это такое

Гражданская лирика Ахматовой

Гражданская лирика начинает занимать особое место в творческом наследии Ахматовой в период Первой мировой войны, а потом и во время Гражданской войны в Российской империи. Тема родины, все чаще появляющаяся в творчестве поэтессы, служит не только средством самовыражения, но также одновременно и рупоров общественной позиции Ахматовой. В этот период интеллигенция продуцирует произведения, риторика которых кардинально отличается от официальной пропаганды.

В центре рассуждений Ахматовой находится тема войны. Ахматова потеряла из-за войны многих близких людей, поэтому для нее – страдающей жены и матери – война всегда представляется горем, злом и трагическим событием. Впрочем, даже в контексте гражданской проблематики поэтесса не отходит от обязательной для нее темы любви. Ведь любовь принимает разные образы и оказывается под разными ликами: как любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родной земле, любовь к детям

О том, как создавалось «мужество»

Отдельное место – рядом с войной – заняла революция. Коренная ломка старого порядка и тотальная переоценка ценностей не оправдали возложенных на эти перемены надежд. Интеллигенция, мыслившая себя преданной и задавленной, массово покидала пределы России.

Однако Ахматова осталась в родных пенатах, потому что сама мысль о том, что придется жить в чужих краях, отдавала в душе поэтессы болью. Поэтому, несмотря на то, что имя Анны Ахматовой ассоциируется, прежде всего, с любовной темой, поэтесса писала также произведения, насыщенные гражданскими мотивами.

Прекрасным примером такого типа произведений является «Мужество». Вот некоторые строки из этого произведения:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужеств пробил а наших часах,

И мужество нас не покинет

Аудитория «Мужества» Ахматовой

Основное предназначение гражданской лирики – подъем боевого духа и сохранение бодрости и силы воли народа, сражающегося за родную землю.

«Мужество», написанное в 1942 году, заняло почетное место на страницах сборника под названием «Ветер войны», работу над которым писательница начала еще в 1941-м.

Ахматова – противница коммунистического режима, который отобрал у поэтессы самых родных и близких людей. Логично, что Ахматова не поддерживала коммунизм – в его советском воплощении, по крайней мере.

Супруг поэтессы был расстрелян, а сын – сослан в сибирские холода. Антисоветская позиция Ахматовой часто препятствовала печати стихов писательницы.

Однако поэтесса до безумия любила Россию – родину, а также свой народ, который, как верила Ахматова, способен пережить любую «непогоду». Что могла дать народу Ахматова? Моральную поддержку, вдохновение через слово:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

Намек на лишения, которые не страшно претерпеть в военное время, отсылает к интеллигенции, к людям творчества. Ахматовой и самой пришлось пережить страдания – и душевные, и физические.

Однако писательница настаивает, что утрата культуры, наследия не сравниться с отсутствием комфортных условий жизни. Это хорошо понимали немцы, которые стремились уничтожить не просто население или солдат, а, прежде всего, убить культуру, устранить культурную память и уничтожить язык.

Даже немецкий философ Мартин Хайдеггер (пусть и в несколько другом контексте) говорил, что «язык – это дома бытия».

Анализ произведения «Мужество»

Теперь, когда мы имеем некоторое представление о разных вехах и измерениях творчества Ахматовой, мы можем перейти непосредственно к анализу произведения под названием «Мужество». Ахматова пишет этот стих в 1942 году – в период, когда за окном в самом разгаре бушевала Великая Отечественная война.

Ахматова в это время эвакуирована в Ташкент, откуда и пишет строки «Мужества». О чем же это произведение? Безусловно, центральная тема стиха – чувство смелости, храбрости, которое проявляют люди порой неожиданно для себя во время катаклизмов.

Война – как раз такой катаклизм, который сеет страх и ужас, вынуждая людей брать оружие и воевать за идеалы свободы, а также за сохранность своей культуры.

Особенности композиции «Мужества»

«Мужество» композиционно разделяется на отдельные смысловые части. Всего произведение включает два катрена и один дистих. Первая смысловая часть посвящена непосредственно размышлениям о мужестве, а вторая обращается к русскому народу, который, как верит поэтесса, обязательно выстоит в сражении и одержит победу. Цели войны, сражения раскрываются в двустишье:

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Набор средства выразительности стиха

По жанру литературоведы единогласно относят «Мужество» к гражданской лирике, ведь здесь поэтесса выражает переживания о судьбе народа России, описывает чувства печали и грусти, потому что война – это всегда кровь и брат выступает против брата. Чтобы передать смысл и настроение произведения, Ахматова использует метафоры, повторы, эпитеты и аллитерации, придающие изюминку средствам выразительности стиха.

Метафоры, в частности, служат для выражения абстрактных образов (час мужества; мы знаем, что ныне лежит на весах и т. д.). Эпитеты автор вводит как классического характера, так и уникально-индивидуального стиля, собственного изобретения (великое русское слово; слово свободное и другие).

Еще одна особенность, отличительная черта «Мужества» Ахматовой – наличие восклицательной интонации, которая, в общем-то, не требуется по содержанию. Аллитерации – это способ буквально выразить образы и ассоциации, возникающие при упоминании мужества, смелости, войны. Например, здесь можно вспомнить частое употребление слов с буквой «р», а также обилие в произведении шипящих. Ахматова не обошла вниманием такую редкую фигуру, как синекдоха (русское слово).

Ремарка о тематике стиха Ахматовой

Итак, мы уже говорили о том, что в центре лирического повествования стоит тема мужества. Этот же мотив выносится и в название стихотворения. Народная борьба происходит, прежде всего, за культуру и идеалы свободы. Защитить культуру – значить защитить и родную страну.

Ахматова выстраивает логику стиха и цепочку образов из трех ключевых позиций: это слово, народ («мы»), а также непосредственно мужество. Идея, которую старается донести поэтесса, усиливается способом выражения, избранным Ахматовой. Автор пишет от первого лица множественного числа, постоянно повторяя «мы».

Это отсылает к идее о единстве народа, который становится словно единым целым, когда борется за одни, общие ценности. С другой стороны, «мы» намекает на то, что Ахматова причисляет к народу и себя в том числе.

По мнению поэтессы, мужество – это основной союзник русских в борьбе против недруга. Ахматова на собственной «шкуре» испытала все тяжести войны и революции, поэтому писательница не скрывает, что прекрасно осознает цену свободы и плату, которую требует война. Народ остается свободным и независимым, пока существует его культура, а культура хранится, прежде всего, в слове. В этом стихе на первый план выдвигается особая форма любви – любовь к родной стране, к Родине, к Отечеству.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/stihi/anna-ahmatova-muzhestvo.html

«Мужество» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – эпитеты, разбор, стихотворный размер — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

А. Ахматова более известна как автор любовной лирике, но есть в ее творческом наследии и произведения с гражданскими мотивами. К последним относится «Мужество», которое изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветра войны».

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».

Эпитеты – «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

История создания

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, пребывая в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала строки «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать еще в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» ее судьбу: мужа поэтессы расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а ее стихотворения не пропускала к печати цензура.

Тем не менее, А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ. Она верила, что ее соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка.

Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли твердым словом.

Тема

В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.

В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.

Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Композиция

Анализ произведения будет неполным без разбора композиции. Стихотворение условно делится на несколько смысловых частей: катрен, посвященный мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха (двухстишье). Дистих выделяется по смыслу: в нем поэтесса показывает, за что сражается ее народ.

Жанр

Жанр произведения – гражданская лирика: в нем ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. А. Ахматова использовала перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи поэтесса использовала средства выразительности. Они также помогают передать настроение всего народа, попавшего в плен исторических событий. Абстрактные образы А.

Ахматова создала при помощи метафор: «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем». Дополняется монолог эпитетами: «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

В наборе языковых средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Удивляет интонация «Мужества». стихов требует восклицаний, но А. Ахматова не использует их. Этот прием наполняет строки особым смыслом. Кажется, поэтесса знает будущее, поэтому просто констатирует факт, что ее родной край будет освобожден. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, мужество и решительность передаются посредством шипящих «ж», «ш», «ч» («час мужества пробил на наших часах») и согласного «р» («и мы сохраним тебя, русская речь»).

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38554-myjestvo-analiz-stihotvoreniia-ahmatovoi-po-plany-kratko-epitety-razbor-stihotvornyi-razmer.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва когда неспокойно на душе

Закрыть