Левкас что это такое

Левкас — что это такое? Как сделать левкас своими руками?

левкас что это такое

Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками.

Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску.

Технология нанесения левкаса

Отштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап подразумевает очищение поверхности стен от старого покрытия. Очистка должна быть глубокой, поэтому даже слой штукатурки необходимо убирать.
  2. Тщательно осмотреть поверхность стен. Все имеющиеся трещины и дыры (но только глубокие) нужно заделать шпатлевкой. На данном этапе нужно использовать состав на цементной основе. Также можно взять и алебастр (сухую смесь на основе гипса), особенно если в дальнейшем планируется левкас. Что это такое, было описано в начале статьи.
  3. Места, где наблюдались особо крупные трещины, помимо цементной штукатурки необходимо проклеить стеклосетчаткой. Также с этой целью может использоваться серпянка.
  4. Только после того, как все возможные крупные дефекты были устранены, можно проводить грунтовку. Данный этап упускать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что грунтовка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей можно достичь максимального скрепления отделочных материалов с поверхностью стены, а это минимизирует вероятность того, что шпаклевка отпадет.
  5. После грунтовки накладывает выравнивающий слой шпаклевки. Его толщина должна быть всего лишь 2 мм. Этой толщины должно быть достаточно, чтобы в результате получить идеально ровную поверхность. Если достичь этого не удалось, то можно нанести еще один слой, однако каждый следующий пласт шпатлевки может наноситься только в том случае, если предыдущий окончательно высох.
  6. Слой грунтовки.
  7. Только теперь можно наносить левкас стен своими руками, используя при этом состав из мела или извести. Тщательно нужно следить за однородностью нанесения материала.

После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев.

Получение узорных росписей

Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:

  1. Всю площадь нужно разделить на квадраты со стороной 30 или 40 см.
  2. На каждый квадрат наложить шаблон выбранного узора, который обвести.
  3. По нанесенным линиям нанести гипсовый раствор, при этом нужно тщательно следить, чтобы структура узора имела одинаковую структуру в каждом квадрате.
  4. Оставить на двое суток для высыхания.
  5. Убрать все неровности (избежать их, к сожалению, никак не удастся) с использованием специальной шкурки.

Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе.

Состав левкаса

Есть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора.

Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:

  • 5 л воды;
  • 3 кг просеянного мела;
  • 30 г клея.

Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков.

Известковый левкас

Для известкового левкаса необходимо подготовить:

Особенность состава — в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен.

Шпаклевка для левкаса

Существуют специальные готовые смеси на основе гипса, например «Кнауф», «Вебер Ветонит», «Климс», «Ивсил». Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости.

После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально.

В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды.

Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес.

Инструменты для левкаса

Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:

  1. Пневматический распылитель, или краскопульт, для отделки стен мелом или известью. Можно использовать и ручной аналог, однако стоит учитывать площадь обрабатываемой поверхности стен. При использовании пневматического распылителя нужно заранее позаботиться и о средствах защиты, в частности, это касается резиновых перчаток, очков и респиратора.
  2. Кисть-макловица. Более дешевый заменитель краскопульта. Главным в использовании этого инструмента является направление нанесения смеси для левкаса. Наносить необходимо несколько слоев, причем два последних должны быть перпендикулярны друг другу, а последний – направлен к окну. Такой способ нанесения позволит избежать появления разводов от кисти.
  3. Широкий шпатель для нанесения вязкой гипсовой шпатлевки. При этом нужно соблюдать определенные правила. Количество материала, которое накладывается на шпатель не должно быть слишком большим и слишком маленьким. Наносить смесь можно с любого удобного места, но, как правило, делать это лучше с угла. Движения должны быть дуговыми, при этом слой смеси тонким. Каждый соседний слой должен накладываться внахлест к предыдущему.

Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции.

Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике.

Источник: https://FB.ru/article/278478/levkas---chto-eto-takoe-kak-sdelat-levkas-svoimi-rukami

Что такое иконы на левкасе?

левкас что это такое

Почему иконную доску просто не прорунтовать, как это делают художники, когда пишут картины на холсте? Дело в дереве. дерево — живой материал, оно изменяется, постоянно деформируется (изгибается от влажности).

Благодаря этому уникальному составу икона сохраняет пластичность, то есть не трескается. А еще появляется светимость и объем изображения. Много слоев мелового состава хорошо отражают свет.

Каждый слой левкаса выдерживается, обрабатывается вручную до достижения зеркальной поверхности. Затем на эту поверхность наносится изображение.

Левкас имеет свойство пропускать через себя свет. Отраженный от поверхности слоев свет создает оптический эффект светимости и объемности изображения, что максимально приближает икону к оригиналу. 

Мастерам Иконного Дома впервые удалось достичь этого эффекта методом печати. 

Используемые минеральные краски обладают высокой светостойкостью. То есть икону можно ставить на солнце и она останется такое же яркой все время.

А почему не бумага или холст?

Бумага и холст — недолговечны, имеют свойство деформироваться и рваться. На бумаге и холсте невозможно отобразить многослойность и яркость красок. По закону оптики — свет гаснет в неровной тектуре холста.

Ефимов Сергей, руководитель мастерской «Иконный Дом»

Смотреть видео о мастерской

Источник: https://souvenirrus.ru/chto-takoe-levkas

Левкас стен своими руками

левкас что это такое

Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками.

Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску.

Левкас — определение. Как сделать левкас своими руками?

Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками.

Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Псалтирь о здравии как читать

Левкас, темпера, олифа

В издательстве ГИКМЗ “Московский Кремль” в 2012 году вышла книга Натальи Юрьевны Фроловой “Деревянная резьба древней Руси”.
В книге содержатся интересные материалы, которые могут пригодиться гиду-переводчику. Одна из глав книги называется “Охра, бакан и ярь веницейская”. Эту главу представляем вниманию коллег.

  • Левкас
  • Темпера
  • Пигменты
  • Белила
  • Золочение и серебрение
  • Олифа
  • Деревянная резьба на русских избах

Левкас

Создавая икону или изделие, украшенное резьбой по дереву, мастера никогда не наносили краски непосредственно на дерево. Резная поверхность предварительно покрывалась левкасом. Иконный левкас состоит из растёртого порошкообразного мела, перемешанного с рыбьим клеем.

Клей варили из плавательного пузыря осетровых рыб. Левкас наносился постепенно, слой за слоем. Поверхность левкаса тщательно шлифовали.

Иногда левкас покрывающий отдельные детали иконы, делали выпуклым, лепным или украшали углублёнными бороздками, выполненными с помощью чеканов – небольших стальных прутьев с концами в виде тупого шила, трубочки или шарика.

Наносили левкас мастера, ведь для того, чтобы правильно приготовить левкас и нанести его на поверхность, требовались определённые знания и навыки. В документах XVII века упоминают мастеров-левкасчиков, то есть специалистов по левкашению иконных досок деревянной резьбы, иконостасов.

Темпера

Затем на левкас наносились краски. Древнерусские иконописцы отдавали предпочтение темпере – краске, у которой связующим веществом служит куриное яйцо, чаще желток, разбавленный хлебным квасом. Темперные краски накладывали последовательно, в несколько слоёв, добиваясь нужного оттенка.
В польском городе Люблин в замковой часовне св.Троицы есть иллюстрация этапов создания иконы. Описание было на польском и я не сочла нужным обратить на него особое внимание.

Источник: https://kraeved1147.ru/levkas-olifa/

I. Техника и приёмы используемые в темперной живописи по левкасу. Материалы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…2

I.ТЕХНИКА И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕМПЕРНОЙЖИВОПИСИ ПО ЛЕВКАСУ. МАТЕРИАЛЫ.3

1.ПОДГОТОВКАОСНОВЫ. ДЕРЕВО3

1.2.ПАВОЛОКА.3

1.3.ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРУНТА. ЛЕВКАС..4

1.4РЕЛЬЕФЫ ПО ЛЕВКАСУ6

1.5.РИСУНОК ПОД ЖИВОПИСЬ…8

1.6.ЗОЛОЧЕНИЕ10

1.7.ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ.12

IIПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.16

ПРИЛОЖЕНИЕ.17

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ18

ВВЕДЕНИЕ

Огроменсейчас интерес к древнерусской живописив нашей стране, и не менее огромнытрудности ее восприятия у тех, ктообращается к ней сегодня. Их испытываюпрактически все и подростки, и взрослые,причем даже люди, в остальном хорошообразованные, хотя в Древней Руси ееживопись была доступна всем. Дело в том,что коренятся эти трудности не простов недостатке знаний у отдельногочеловека, причина их гораздо шире: онав драматической судьбе самогодревнерусского искусства, в драмахнашей истории.

Христианствуна Руси чуть более тысячи лет и такиеже древние корни имеет искусствоиконописи.

Иконописьв Древней Руси была делом священным.Строгое следование каноническимпредписаниям, с одной стороны, обеднялопроцесс творчества, поскольку ограничиваловозможности самовыражения иконописца,так как иконография образа, как правило,была уже задана, но, с другой стороны,заставляла художника все свое мастерство,все свое внимание сфокусировать на сути«духовного предмета», на достиженииглубокого проникновения в образ ивоссоздании его изысканными изобразительнымисредствами. 

Традициии устоявшиеся приемы затрагивали нетолько иконографию, но и выбор материала,на котором писались иконы, веществогрунта, способ подготовки поверхностипод живопись, технологию изготовлениякрасок и, наконец, последовательностьписьма. 

Вданной курсовой работе мы изучим ипостараемся воспроизвести технологиюизготовления левкаса.

1.Подготовка основы. Дерево

Раньше,для изготовления досок основы предпочиталимелкослойную древесину — липу, иву,дуб, орех, иногда березу.

Более мягкиепароды древесины позволяют проникнутьклеящим составом в глубь древесины исократить этим коробление и увеличитьхорошую сцепляемость с последующимислоями грунта арматуры.

Наиболееупотребляемой породой при изготовлениидосок в русской иконописи была липа, атакже сосна, ель, лиственница, кедр. Основу, шлифовали, убирали сучки,сглаживали различные неровности,подготавливая древесину для дальнейшейработы.

1.2. Паволока

Арматурнаяповерхность на которую в последствиибудет наносится грунт, называется –паволока. Это название связано с понятием«наволакивания», «паволакивания»,«заволакивания» доски под левкас тканью.Паволокой называется льняная илипеньковая, не обязательно редкая инатуральная ткань, чтобы под ней незадерживался воздух при наклеиваниина доску.

Ткань для паволоки всегдавыбирали ветхую, состиранную, поэтомуветошь бережно собирали по домам иотдавали, а порой и продавали, мастерамживописцам. Новая материя не годилась– она была слишком грубой и шероховатойдля работы. Очень часто, особенно вмонастырях, в дело шли даже старыеизношенные скатерти с трапезных столов.

Особенности ткани с течением времениизменялись, но эти изменения не имеликакой – либо закономерности, поэтому,для того чтобы определить время написанияпроизведения не стоит всецело полагатьсяна расположение и состава паволоки.Древние живописные произведения в этойтехнике, практически все, имеют паволоку,причём ею заклеена вся лицевая поверхностьдоски. Позже в 16-17 веках появиласьчастичная паволока.

Тканью заклеивалиместа соединения досок, вставкизакрывающие отверстия сучков. Так какоснова является древесина, а она способнавбирать из окружающей среды влагу, каки отводить её, а следовательно сужатьсяи расширяться, то паволока является нетолько арматурой для грунта, но иопределённым связующим удерживающимкоробления древесной основы.

В болеепозднее время от паволоки вообщеотказались и накладывали грунт прямона проклеенную доску. Такое упрощениепроцесса подготовки под живопись былосвойственно в основном артелям, этоделалось для ускорения процесса написанияпроизведения, произведения благодаряэтому удешевились, и их выполнение былопоставлено на поток для не богатогопотребителя.

Однако многие мастераоставались верны древним традициям,поэтому множество живописных произведений14-18 веков выполнено с соблюдением всехтребований.

А именно, паволоку погружалив горячий клеевой раствор на 1-2 часа сцелью равномерного насыщения её клеем,затем, тем же раствором горячего клеяпроходились широкой кистью по доске,ткань слегка отжимали, накладывали надоску, захватывая торцы, расправляли,приглаживали и ставили на просушку.Если появлялись пузыри из-за попаданиявоздуха или перенасыщения клеем и неравномерного нанесения делали проколыили надрезы чтобы ткань приклеиласьмаксимально плотно. В противном случаетам, где паволока отходила от основы нагрунте появлялись трещины и отслоения,что влекло за собой разрушение всегоживописного произведения.

Источник: https://studfile.net/preview/1790958/

Получение узорных росписей

Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:

  1. Всю площадь нужно разделить на квадраты со стороной 30 или 40 см.
  2. На каждый квадрат наложить шаблон выбранного узора, который обвести.
  3. По нанесенным линиям нанести гипсовый раствор, при этом нужно тщательно следить, чтобы структура узора имела одинаковую структуру в каждом квадрате.
  4. Оставить на двое суток для высыхания.
  5. Убрать все неровности (избежать их, к сожалению, никак не удастся) с использованием специальной шкурки.

Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе.

Известковый левкас

Для известкового левкаса необходимо подготовить:

  • 2-3 кг гашеной соды;
  • 0,5 кг красителя;
  • 50-80 г поваренной соли;
  • 150-200 г алюмокалиевых квасцов;
  • воду.

Особенность состава — в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен.

Инструменты для левкаса

Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:

  1. Пневматический распылитель, или краскопульт, для отделки стен мелом или известью. Можно использовать и ручной аналог, однако стоит учитывать площадь обрабатываемой поверхности стен. При использовании пневматического распылителя нужно заранее позаботиться и о средствах защиты, в частности, это касается резиновых перчаток, очков и респиратора.
  2. Кисть-макловица. Более дешевый заменитель краскопульта. Главным в использовании этого инструмента является направление нанесения смеси для левкаса. Наносить необходимо несколько слоев, причем два последних должны быть перпендикулярны друг другу, а последний – направлен к окну. Такой способ нанесения позволит избежать появления разводов от кисти.
  3. Широкий шпатель для нанесения вязкой гипсовой шпатлевки. При этом нужно соблюдать определенные правила. Количество материала, которое накладывается на шпатель не должно быть слишком большим и слишком маленьким. Наносить смесь можно с любого удобного места, но, как правило, делать это лучше с угла. Движения должны быть дуговыми, при этом слой смеси тонким. Каждый соседний слой должен накладываться внахлест к предыдущему.

Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции.

Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике.

Источник: https://monateka.com/article/27934/

Левкас — что это такое в иконописи? Техника иконописи :

Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как найти выход из тупика

Левкас – что это такое

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева.

Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы.

Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса — Истинном древе Спасителя.

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Рельеф и украшения

Узнав, что это такое — левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта – чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) – точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века.

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Также стоит узнать, что это такое — левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея.

Источник: https://www.syl.ru/article/363881/levkas---chto-eto-takoe-v-ikonopisi-tehnika-ikonopisi

Иконный левкас

Грунтом в древнерусском изобразительном искусстве является левкас. В монументальной живописи его называли «стенной левкас», основным компонентом которого была гашенная известь. В иконописи употребляли «иконный левкас», приготовлявшийся из порошка мела или алебастра и мездрового, осетрового и подобных им клеев.

На протяжении всех веков грунт под яичную темперу делали белым, гладким и плотным, чтобы он просвечивал из-под слоя живописи и не втягивал связующее красок.

Состав грунта и его приготовление

1-й способ приготовления левкаса

На доску накладывают три слоя грунта разного состава.

Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, промешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпахтелем.

После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться.

После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным, на нем можно хорошо рисовать, писать яичными красками и производить позолоту.

По этому грунту хорошо писать и масляными красками, надо лишь предварительно пропитать его вареным льняным маслом.

Во время грунтовки нужно строго следить, чтобы составы грунта не испортились, так как они быстро «протухают», а на испорченном грунте краски и золото поднимаются пузырями и слетают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой митрополит алексий

Такой грунт называется «левкасо-меловым». Он считается лучшим для живописи по дереву.

2-й способ приготовления левкаса

Процесс состоит из получения клеевого раствора и приготовления левкасной массы.

Сухой клей взвешивают, засыпают в сосуд и заливают холодной или слегка теплой водой на срок от трех часов до одних суток в зависимости от сорта клея. Частицы клея набухают в воде, но глютин не растворяется. Для его извлечения сливают воду и набухший клей заливают дистиллированной водой. Сосуд ставят в водяную баню и нагревают.

Клей готовят при температуре, не выше 60—70°. Превышение температуры или длительное нагревание при допустимой температуре приводит к тому, что молекулы глютина разрушаются и гидролизуются. При этом клеевая масса теряет ряд своих ценных технологических качеств: снижается желатинизация (загустение), замедляется схватывание, уменьшается эластичность.

Для приготовления левкасной массы в клеевой раствор постепенно всыпают при постоянном перемешивании порошок мела или алебастра до получения жидкой сметанообразной массы. Посуду с массой левкаса ставят на несколько часов в тепло, чтобы порошок достаточно пропитался клеем.

Материалы

Материалы наполнителя — мел и реже алебастр. Мел — это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95—96% чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде.

Алебастр — сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса.

Материалами связующего являются коллагеновые клеи. Коллагеновые клеи — это клеи животного происхождения, содержащие белковое вещество коллаген. При нагревании в воде хрящей, кож, костей коллаген присоединяет к себе воду. В результате гидролиза получается глютин — клеящее вещество, собственно клей.

Глютин набухает в холодной воде и распускается в ней при нагревании, образуя коллоидный раствор. При охлаждении раствор превращается в упругий студень. При высыхании получается твердая пленка, не утрачивающая способности к повторному набуханию. Поскольку клеящим веществом коллагеновых клеев служит глютин, постольку эту группу клеев часто называют глютиновыми.

Из современных клеев наиболее чистые глютины содержат осетровый клей и желатин.

Осетровый клей выпускают в виде полупрозрачных, слегка волокнистых плоских листков различной формы, которые получают посредством сушки внутренних плавательных пузырей хрящевидных рыб (осетрины, белуги и других).

Рыбий клей выпускается в виде светлых, полупрозрачных пластин. Изготовляют его из костей и чешуи различных рыб. Лучшим сортом считается астраханский клей.

Большую группу коллагеновых клеев составляют извлечения из кож и костей различных млекопитающих.

Клей мездровый (столярный) производят из обрезков кож. Поступает в продажу в виде коричневатых плиток или небольших прямоугольных кусочков.

Желатин получают в результате специальной очистки продуктов, полученных из кож, костей и других частей животных организмов. Выпускается в виде мелких крупинок. В зависимости от содержания чистого глютина в желатине, а также примесей различают его сорта — пищевой и фотоэмульсионный, или технический.

Как нанести левкас

Лицевая сторона хорошо просушенной доски проклеивается жидким столярным клеем и снова хорошо просушивается. Теперь на нее гладко натягивают марлю или какую-нибудь редкую ткань, промоченную в столярном клее средней густоты. Эта ткань называлась паволокой. На подготовленную поверхность наклеивали паволоку и наносили левкас.

Ткань паволоки, предназначенную для наклейки, в течение нескольких часов (иногда до суток) выдерживали в теплом клеевом отваре, чтобы волокна ее хорошо пропитались клеем. Перед наклейкой на доску ее слегка отжимали, без выкручивания, чтобы в ткани не получились складки. Ткань накладывали на поверхность доски и притирали ладонью или гладким округлым камнем.

После просыхания паволоки приступали к нанесению левкаса. Для первого слоя брали чуть теплую грунтовочную массу, чтобы сильно не размягчать клеевую пленку на поверхности доски. Наносили левкасную массу, притирая ладонью руки, или торцом толстой щетинной кисти, или мочалкой, чтобы поверхность имела фактуру.

Второй слой левкаса накладывали также чуть теплой массой (иногда даже слегка застуденившейся) с помощью деревянного шпателя или ладонью руки. В один прием наращивали обычно по два-три тонких слоя, после чего в течение двух-трех дней (в зависимости от погоды или сухости в помещении) давали возможность грунту хорошо просохнуть.

Затем наращивание продолжали до толщины слоя в 3—5 мм. Просохший левкас выравнивали острым ребром металлического ножа-скоблила. Снова наносили слои левкаса, которые после просушки опять выскабливали. Поверхность левкаса (особенно под позолоту) делали очень ровной и гладкой.

Если грунт оказывался пористым или неровным, его выравнивали, нанося еще тонкий слой с помощью шпателя, щетинной кисти или ладонью, которыми двигали по поверхности не очень быстро, чтобы не вспенивать грунтовочную массу.

Шлифовали поверхность хвощем (в современной практике левкас шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой). Гладкость поверхности проверяли следующим образом: на нее насыпали мелкий порошок угля и сметали его птичьим крылом. С гладких участков грунта порошок сметался, а в неровностях и порах оставался. Для ликвидации обнаруженных дефектов грунтование и шлифовку повторяли.

Как сделать рельеф по левкасу

Существует немало икон, часть поверхности которых украшена рельефами по левкасу. Рельефные орнаменты создавались до или после писания и золочения иконы.

Существовали четыре способа создания рельефа — чеканка по вызолоченному левкасу, резьба по левкасу, лепные рельефы из левкаса и оттискивание рельефа в сыром левкасе.

Чеканка по вызолоченному левкасу. Это самый древний способ в русской иконописи. Он наблюдается уже на иконах XII века. Вызолоченный левкас чеканили металлическими чеканами также, как чеканят металл. Узор определялся формой наконечников чеканов и состоял из точек, окружностей, лунок и тому подобных углублений.

Крестчатый узор нимба, дополнялся «канфаркой» — глубокими точками на поверхности между линиями пересекающихся окружностей. Такой узор можно часто видеть на новгородских и псковских иконах XV и последующих веков.

Сложные чеканные узоры особенно характерны для икон второй половины XIX века, написанных во «фряжской манере».

Резьба по левкасу. В XVI веке для получения рельефного узора на фонах русских икон применяли способ резьбы по гладкому левкасу. Прием этот широко использовался художниками Западной Европы в XV—XVI веках, а в Белоруссии и на Украине — в XVI—XVIII веках.

На гладкой поверхности левкаса до начала живописных работ рисовали узор. Линии его вырезали резцами, получая углубления в гладкой поверхности левкаса. Поверхность подготавливали к листовому золочению так же, как под позолоту ровной поверхности левкаса.

Золотили рельеф сусальным золотом.

Лепные рельефы из левкаса. Этот способ появляется в украинской иконописи в XVI веке, а в русской — со второй половины XVII века. Рельеф наращивали левкасной массой по рисунку, сделанному на гладкой поверхности левкаса.

Лепные левкасы были двух типов. Первый — с невысоким оплывшим рельефом и второй — с высоким и четким рельефом (возвышающимся на 3—4 мм над поверхностью основного левкаса). Рельефы первого типа наносили жидкой левкасной массой. Благодаря такой консистенции рельеф этот получался оплывшим, но зато он прочно склеивался с поверхностью основного грунта. Почти все эти рельефы были сделаны в одно время с первоначальной живописью.

Рельефы второго типа, как правило, создавались при поновлении икон в XIX веке. Первоначальный грунт вокруг изображений поновители заменяли новым, поверх которого рисовали орнаменты и по этому рисунку наносили несколько слоев густого (нерастекающегося) левкаса. Слои наращивали постепенно, давая просохнуть каждому предшествующему слою, четко повторяя постепенно утончающиеся рельефные полосы орнамента. Связь между слоями получалась недостаточно прочной.

Поэтому со временем такие рельефы расслаиваются.

Оба типа лепных рельефов золотили (как правило, на полимент) .

Оттискивание рельефа в сыром левкасе. На фоновую часть образа наносили свежий левкас и, пока он не застыл, матрицами, которыми чеканили басмы, оттискивали рельефный узор. Просохший левкас золотили. Если узор оказывался недостаточно четким, углубленные линии прочеканивали. Такими золочеными рельефам, начиная со второй половины XVI века, имитировали басменные оклады.

Первоисточник: 

Икона. Кравченко А.С. М., 1993

BBCode-ссылка: HTML-ссылка:

Источник: http://art-con.ru/node/253

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как забыть свое имя

Закрыть