Лестовка старообрядческая что это такое

Лестовка

лестовка старообрядческая что это такое

Лестовка  распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы.

Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.

Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских.

Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа.

До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой.

Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня.

Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Келейное правило молитвы по лестовке

Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже«, с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си«; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи Помяни мя, Владыко Помяни мя, Святыи» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

Источник: http://ismaragd.ru/product/test_2

Алексей Рудевич: ЧЕМ СТАРООБРЯДЧЕСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ

лестовка старообрядческая что это такое

Алексей РУДЕВИЧ

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда попадают собаки после смерти

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Источник: http://sloven.org.rs/rus/?p=2076

Староверы — отличие от православных

лестовка старообрядческая что это такое

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

  • Староверы — кто они такие
  • Обычаи и традиции староверов
  • Есть ли сегодня староверы в России
  • Какой крест у староверов
  • Как крестятся староверы
  • Где находятся поселения староверов
  • Почему староверов называли беспоповцами
  • Какая у староверов Библия
  • Чем отличаются староверы от православных христиан
  •  Заключение

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое поклонение богу

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

 Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви — вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви — это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/starovery.html

Лестовка старообрядческая

лестовка

Ле́стовка – разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу. Преимущественно используется старообрядцами.

Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница, и символизируют собой лестницу духовного восхождения от земли к небу.

Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и др.

) со вставленными в определённой последовательности и количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы.

Кроме того, существуют лестовки, изготовленные нетрадиционным образом; например, изготовленные из бисера.

Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники. Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога.

Лапостки

Очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину).

Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными.

Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали Завета. Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов. Лапостки обшиваются окантовкой, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых евангелистов, либо молитвы им.

Передвижки

Между лапостками принято размещать семь передвижек, которые представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают церковный колокол.

Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков. Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств, а также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю, и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения.

Передвижки помогают вести счёт лестовок на молитве. В последнее время часто встречаются лестовки, в которых передвижки либо отсутствуют, либо лишь обозначают присутствие, сводя на «нет» возможность их реального использования.

Иногда между верхними лапостками вшивается ладанка-реликварий, которая имеет «горловину» со стороны лестницы.

Ладанка представляет собой мешочек для ношения ладна и святынь (пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, крестик).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где хоронить домашних животных

Лестница лестовки обычно состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.

Ступени (ступеньки, бобочки) представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы.Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала. Иногда в бобочки вставляют плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны (напечатаны) определённые молитвы.

Связанная по концам лестница образует кольцо, которое символизирует божественную безначальность и бесконечность, жизнь вечную и непрестанную молитву.

Существует большое количество разновидностей лестовок. Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. Кроме богородичных лестовок существуют и маленькие лестовки, на разное число бобочков (30, 33, 40, 50 и т.п.).

Лестовка

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли.

Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование.

На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских.

Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов.

С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа.

До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение.

Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня.

Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Келейное правило молитвы по лестовке
Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже», с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи Помяни мя, Владыко Помяни мя, Святыи» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

КАК МОЛИТЬСЯ ПО ЛÉСТОВКЕ

По обы́чаю, описанному в XVII веке святы́м священномучеником Аввáкумом протопóпом, по лéстовке можно моли́ться и поклóнами (метáниями — мáлыми поклóнами до земли, когда голова не касается подрýшника, а держится прямо), и крáткими моли́твами без поклóнов.

Краткие моли́твы: «Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии, поми́луй мя́ грéшного» (или в конце: «поми́луй нáс»); или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нас»;

или крáткие моли́твы (запéвы) святы́м.

После каждой лéстовки моли́ться так:

Слáва. И ны́не.Аллилýия, аллилýия, слáва Тебé Бóже (трижды с вели́кими поклóнами до земли, при которых и рýки, и голова касаются подрýчника; а в вели́кие праздники, субботу и воскрéсный день, а также на Свя́тках и во всю Пятьдеся́тницу — с поклóнами в пóяс).
Гóсподи поми́луй (трижды).

Слáва. И ны́не.
И дáлее — слéдующая лéстовка, которая заканчивается так же.

На трёх больших ступéнях св. Аввакум не указывает никаких моли́тв или поклóнов. По обы́чаю, на них можно моли́ться либо «Отче наш», либо «Богорóдице Дéво, рáдуися», либо «Помяни́ нáс Гóсподи, егдá прии́деши во Цáрствии Си́» (во второй раз вместо “Гóсподи” говорим “Влады́ко”, а в третий раз — “Святы́и”), с земны́ми поклóнами (в вышеукáзанные дни, когда «Аллилýия» с поясны́ми поклóнами, на этих моли́твах поклóны тоже в пóяс).

По обы́чаю, за Псалты́рь мóлятся 30 лéстовок с поклóнами Исýсовой моли́твой либо 60 лéстовок без поклóнов.
За канóн — 3 лéстовки с тем запéвом, который полóжен на канóне дáнному святóму или празднику (только обычно не употребляются запéвы с концовкой «услы́ши моли́тву раб Свои́х, молящихся Тебé», а вместо них читается либо запéв Госпóдскому празднику, или Исýсова моли́тва, или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нáс», в зависимости от того, за какой канóн мóлимся).

При моли́тве по лéстовке о здрáвии за кого-либо на мáлых ступéнях лéстовки мóлимся: «Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии поми́луй нáс»; или «Пресвятáя Гóспоже Богорóдице, спаси́ нáс»;

или крáткую моли́тву (запéв) какому-либо святóму, а на «Слáве» мóлимся так же, как на Псалты́ри о здрáвии (см. в статье «Как моли́ться Псалты́рь о здрáвии»).

При моли́тве за упокóй на мáлых ступéнях лéстовки читаем: запéв «Покóй Гóсподи дýшу усóпшаго рабá Твоегó (имя)»; или «Покóй Гóсподи дýшу усóпшия рабы́ Твоея́ (имя)»; или «Покóй Гóсподи душя́ усóпших рáб Твои́х»,

а на «Слáве» мóлимся 15 обы́чных поклóнов за упокóй.

Источник: https://nebofilms.ru/lestovka-staroobryadcheskaya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие