Кто умер в отцах и детях

Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе И.С. Тургенева

кто умер в отцах и детях

Евгений Базаров представляет в романе человека, чьи убеждения основаны на новом для того времени мировоззрении. Черты нигилизма Тургенев видит повсюду и удивляется, как общество не замечает этого нарождающегося течения.

В своих воспоминаниях «По поводу „Отцов и детей“» автор рассказывает, что идея написать роман возникла у него после встречи с молодым провинциальным доктором, проявившим «едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:

  1. Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
  2. Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
  3. Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.

Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Цитата, в которой раскрывается стиль мышления: «Мне скажут дело — я соглашусь». Романтика, искусство, красота ничего не значат для него, а природа — это мастерская, из которой человек берёт всё нужное.

Авторский взгляд

Тургенев говорил, что взгляды Базарова, кроме отношения к искусству, ему близки. Он не на стороне «отцов». Недаром порядочный и честный, но недалёкий аристократ Павел Петрович приобрёл гротескные черты и стал поистине смешон. И при всём добром отношении к главному герою своего сочинения автор не видит у него будущего. Базаров очень одинок. Его последователи только сами считают себя таковыми:

  1. Приятель Аркадий, попав в привычную домашнюю среду, сразу становится на сторону близких. Одно дело — отрицать всё абстрактно, а другое, когда это относится к твоему миру, ко всему, что составляло именно твою сущность. Поведение Базарова, его открытое пренебрежение условностями и, наконец, дуэль с Павлом Петровичем делают для него нежелательным дальнейшее пребывание в доме Кирсановых и приводят к охлаждению в отношениях с Аркадием.
  2. Псевдонигилистка Кукшина — развязная и вульгарная особа.
  3. Ситников, называющий себя учеником Базарова — это просто карикатура на «учителя». Его нигилизм — средство преодоления комплексов, вызванных низким происхождением и сознанием собственной ничтожности.

Это мелкие образы, лишённые убеждённости. Они исполняют роль фона, усиливающего впечатление от масштаба личности главного героя.

Автор понимает, что смысл жизни не в отрицании, на котором ничего невозможно построить, а в созидании. Поэтому он предвидит крах идеологии нигилизма и признание героем несостоятельности своих убеждений. Это и есть причина того, почему Тургенев заканчивает роман смертью Базарова.

Любовь, преодолевающая скепсис

С Базаровым случилось то, чего он не мог предполагать. Он встретил красивую, умную женщину, Анну Сергеевну Одинцову, и для него открылась бездна чувств, которые он так яростно отрицал. Это породило кризис в душе, скованной одной идеей, и стало испытанием на верность идеалам. Всех женщин вне зависимости от сословия он называл «бабами» и считал ничтожными, глупыми существами, неспособными даже поддержать разговор в течение получаса.

Ранее Базаров утверждал, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Человек, который не допускал мысли, что женщина может «завладеть хотя бы кончиком пальца», отдал своей любви всю душу и мысли.

Это стало настоящим испытанием. Все прежние убеждения оказались под угрозой гибели и раскололи сознание героя надвое. С одной стороны, полное отрицание романтики и возможности зависеть от женщины, а с другой — глубокое чувство и внутреннее понимание несовершенства, созданной им картины мира. Даже отвергнутая и несостоявшаяся, эта любовь продолжала руководить всеми его чувствами и поступками и в конечном счёте обрела смысл символической смерти Базарова.

Последние дни Евгения

Причина смерти Базарова выглядит случайной. Он поранился при вскрытии трупа умершего крестьянина, а под рукой не оказалось адского камня. Ранка была инфицирована, началось заражение крови — заболевание, способное убивать.

Перед лицом смерти Базаров прошёл путь длиной в целую жизнь. Он понял, что не нужен России. Чувства, которые пробудила в нём Одинцова, показали всю несостоятельность отрицания всего и вся.

Жизнь оказалась значительно сложнее, чем он представлял себе, и места в ней для него не нашлось.

Болезнь была недолгой, но Писарев считал: «Умереть так, как умер Базаров — всё равно что сделать великий подвиг». Несколько дней провёл Базаров в жару и в бреду, а потом сказал отцу, что заразился, и попросил позвать Одинцову, чтобы попрощаться. Старик горько сетовал на судьбу и несправедливость жизни. Душа героя смягчилась при виде горя родителей. Он жалел стариков, поцеловал руку матери, которая постоянно молилась и плакала.

Прощание с жизнью и любовью

После нескольких дней горячки болезнь слегка отступила. Отец попросил у сына разрешения позвать священника. Но тут Базаров остался верен себе и непреклонен. Он считал, что ещё рано, причащаться можно и в беспамятстве, раз родителям это нужно.

Одинцову старики встречали с огромной надеждой. Мать бросалась в ноги и целовала подол платья. Отец твердил, что это «ангел». В сцене прощания с Одинцовой герой прямо говорил, что ничего из задуманного не свершилось, он оказался никому не нужен и главная задача теперь — умереть достойно. Базаров опять говорил о своей любви. Это последнее, что привязывало его к жизни. Ожидание приезда Анны Сергеевны позволило ему продержаться ещё немного в этом мире.

Монолог Евгения, обращённый к ней, тронул Анну, она подошла к больному и поцеловала в лоб. После этого Базаров окончательно впал в забытьё, только во время причастия попытался открыть один глаз, и «содрогание ужаса» появилось на его лице.

В последней главе автор кратко раскрывает судьбу всех остальных «выведенных лиц». Всё обстояло так, будто бы Базарова среди них никогда и не было. Он действительно оказался никому не нужен. Каждый персонаж продолжал строить свою жизнь. Герои женились, разъезжались, никто не вспоминал Евгения. Только Катя, сестра Анны, один раз во время очередного тоста шёпотом сказала: «В память Базарова».

Финал романа печален, но говорит, что на месте уходящего обязательно появятся новые формы, слова, идеи, творцы будущего. Автор приводит описание могилы на сельском кладбище и двух стариков, которые, поддерживая друг друга, приходят сюда из ближайшей деревни. Они долго сидят и плачут. Их вера говорит, что здесь они ближе к сыну. А цветы на могиле повествуют «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Источник: https://nauka.club/literatura/smert-bazarova.html

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева

кто умер в отцах и детях

При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой.

Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма.

Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова – случайность?

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа.

По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения.

Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

Источник: https://FB.ru/article/179251/analiz-epizoda-smerti-bazarova-v-romane-turgeneva-ottsyi-i-deti

Евгений Базаров перед лицом смерти — анализ произведения и характеристика :

кто умер в отцах и детях

Базаров перед лицом смерти — один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении «Отцы и дети». Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом.

В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову — пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать.

На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение — девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка — мать внебрачного сына отца Аркадия.

Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой — Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле — лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов — на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева «Отцы и дети» оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает.

Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа.

Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы.

Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией.

При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров — сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг — не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой архангел гавриил

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, — это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь — это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной.

Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим.

Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров — это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый.

Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем.

Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Источник: https://www.syl.ru/article/354808/evgeniy-bazarov-pered-litsom-smerti---analiz-proizvedeniya-i-harakteristika

Анализ эпизода «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) | Литрекон

Одним из главных эпизодов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является эпизод смерти Базарова. Именно он служит ответом на главный вопрос произведения: «Возможно ли жить только согласно разуму, отвергая любые чувства?». Полный анализ романа «Отцы и дети» Вы найдете здесь.

Базаров до и после

  • Евгений Базаров — это представитель «нигилизма». Он верит только в то, что способно приносить пользу, например, в физику или химию. Он не воспринимает всерьез искусство, чувства, ведь для него это свойство бездельника. Главное – то, что подвластно человеку, а именно — разум. Однако И.С. Тургенев ставит под сомнение такие взгляды, видя в них противоречие законам жизни. 
  • Перед смертью Базаров окончательно раскрывает душу. Он переосмысливает взгляды и понимает, что ни физика, ни химия не смогут ему помочь, ибо есть что-то более могущественное и неподвластное. Базаров задумывается о Боге. Он осознает, что действительно важно в этой жизни, а что есть ложное. Он, наконец, видит ценность в своих родителях, их любви, и признает свою любовь к Одинцовой.

О чем фрагмент?

Когда Базаров возвращается к родителям, он оказывается другим человеком. Его чувства к Одинцовой повлияли на него. Ведь это то, что Базаров не может контролировать. Он приезжает к родителям с запутанными мыслями, ведь его теории могут оказаться ошибочными. К сожалению, поездка к родителям для Базарова оказывается роковой. Он делает вскрытие тифозного больного и получает заражение.

Когда Базаров понимает, что смерть близка, он посылает за Одинцовой, чтобы встретиться с ней в последний раз. Она предстает перед Базаровым полностью облаченной в черное — как на похороны. Одинцова видит его и понимает, что не любит его. Хотя Базаров именно ей раскрывает все сокровенные мысли. 

Базаров убеждается, что не смог принести пользу России, хотя так этого хотел. Ведь, по его мнению, люди, трудившиеся изо дня в день, смогли сделать намного больше, чем он. 

Средства выразительности и детали

Полностью разрушенные устои не оставляют выбора перед Базаровым. Он принимает смерть и не видит иного пути. Именно в признании своей скорой кончины Базаров говорит метафорой: «Вилять хвостом не стану». Это придает речи простоту и непринужденность. 

Также автор применяет в тексте присоединительные конструкции: «Ну, что ж мне вам сказатья любил вас!» — что помогает чётко отразить ход мыслей Базарова. К тому же, И.С. Тургенев прибегает к использованию вопросно-ответной формы: «Кто плачет? Мать! Бедная!», — что служит доподлинной передачей размышлений Базарова о смерти и смысле жизни.

Смысл эпизода

В Базарове происходит внутренняя борьба после крушения нигилизма. Она и сводит его в могилу. Он превращается в человека с обычными слабостями, открывается людям и проявляет эмоции. Тем не менее, он остается сильным человеком и не показывает боль, которую испытывает. Одинцова же проявляет свое истинное отношение к Базарову. Она показывает безразличие к скорой смерти Базарова и приезжает к нему только из вежливости.

Получается, что автор выражает очень важную мысль данным эпизодом. Он показывает, что человек не должен отвергать свои чувства. Ведь жить без эмоций невозможно, ибо настоящая жизнь полностью состоит из бесконечного потока чувств. Евгений, исключающий свои сердечные порывы из жизни, не был морально готов к ним, поэтому он не смог выдержать испытания любовью. Его гибель указывает на несостоятельность нигилистических позиций.

Значение фрагмента в тексте

Зачем автор, симпатизирующий своему герою, убивает его в финале? Ведь сам Тургенев неоднократно отражал нападки критиков, говоря, что за время работы полюбил своего нигилиста и проникся к нему уважением. Однако он так и не смог принять радикальную позицию Базарова, поэтому значение эпизода смерти героя в романе «Отцы и дети» сводится к тому, чтобы продемонстрировать нежизнеспособность теорий Евгения. Умирает не он, а его искусственные учения, опровергающие саму природу человека.

Почему умирает Базаров? Не от тифа, а от любви. Он настолько отделил себя от обычных людей и того, что им присуще, что удар неразделенной любви оказался слишком сильным. После него аккуратный и опытный врач заражается тифом, и его феноменальная небрежность исходила из равнодушия к себя и своей жизни. Он не дорожил собой и морально был готов к смерти. Евгений свел себя к новой идее, и если они погибала под градом ударов любви, то и он не мог больше жить. 

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/smert-bazarova/

Кем стали дети наших любимых звезд, рано ушедших из жизни

Когда умирает известный человек, он всегда оставляет свой след в истории кино, музыки, театра и, конечно, в сердцах его поклонников. Но мало кто задумывается, что переживает его семья, самые близкие, для которых он не был звездой, а был просто супругом, родственником или родителем. Особенно если жизнь оборвалась слишком рано.

Мы в AdMe.ru вспомнили ярких деятелей искусства и решили узнать, как живут их семьи и кем стали подросшие дети.

1. Ольга и Александр Бодровы, дети Сергея Бодрова

PhotoXPress / EAST NEWS  

Сергей Бодров погиб в 2002 году при сходе лавины в Кармадонском ущелье в Осетии, куда он вместе с группой отправился снимать фильм «Связной». Его жена, которая и до этого избегала СМИ, совсем перестала появляться на публике. Она больше не вышла замуж, а 2 детей вырастила сама — на момент гибели отца они были совсем маленькими: старшей дочери Ольге было 4 года, а младшему сыну Александру — всего несколько месяцев.

Дочь Сергея Бодрова Ольга выбрала актерскую профессию, как и отец. Она поступила в ГИТИС, сумев пройти конкурс в 100 человек на место, а о том, что она дочь известного актера, в институте узнали уже после зачисления. На сегодняшний день она занята в своем первом кинопроекте — автобиографическом фильме с рабочим названием «Калашников».

Александр еще не выбрал профессиональный путь, но друзья говорят о том, что ему близка история, возможно, он, как и отец, поступит на исторический — Сергей Бодров окончил исторический факультет МГУ.

Интересно, что в семье есть особая реликвия: Сергей привез из экспедиции старинную монету, дети хранят ее и считают семейным оберегом.

2. Анна и Михаил Дворжецкие, дети Евгения Дворжецкого

Узник замка Иф / Одесская киностудия  

Вокруг гибели звезды фильмов «Узник замка Иф» и «Графиня де Монсоро» до сих пор не утихают мистические слухи. Евгений погиб в 39 лет, как и его брат Владислав. И говорят, что такую судьбу ему нагадала цыганка.

У Евгения остались 2 детей: старшей дочери на тот момент было 10 лет, а сыну — несколько месяцев. Позже жена Евгения, актриса Нина Дворжецкая, отмечала, что дочь не хотела быть актрисой, но рассказы журналистов том, что «династия Дворжецких закончилась», произвели на нее сильное впечатление.

Анна поступила в Щукинское училище, которое окончили родители, и сейчас служит в Российском академическом молодежном театре, как и мама. Анна Дворжецкая отдает предпочтение не только театральным ролям, которые отмечены престижными премиями, но и снимается в сериалах, фильмах.

Походцев и двое других / РАМТ  

В юности Анна была известна по роли дочери главной героини в сериале «Любительница частного сыска Даша Васильева», а также по роли в последнем фильме Александра Абдулова «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».

Михаил учится во ВГИКе на факультете кинематографии — он решил тоже связать свою жизнь с искусством, хотя и не выбрал профессию актера.

3. Александра Самохина, дочь Анны Самохиной

Дочь одной из самых ярких красавиц российского кинематографа Анны Самохиной, Александра, стала сниматься вместе с мамой уже в 6-летнем возрасте. Она играла в фильмах «Дон Сезар де Базан», «Волчья стая» и уже тогда решила, что выберет актерскую профессию. Она поступила в Театральную мастерскую Владимира Петрова в Санкт-Петербурге, снималась в популярных сериалах, таких как «Агент национальной безопасности» и «Литейный, 4».

Узник Замка Иф / Одесская киностудия   Чужая женщина / Медиапрофсоюз  

Все отмечали необыкновенную схожесть мамы и дочки. Их отношения не всегда были безоблачными, ведь после развода родителей Саша решила жить с отцом и только намного позже поняла, какую травму нанесла этим матери.

Когда в 2009 году Анне поставили страшный диагноз — онкология в последней стадии, близкие какое-то время скрывали от нее истинное положение вещей. Саша все время была рядом и поддерживала Анну.

Сейчас Александра тщательно выбирает роли. Последние проекты датируются 2015 годом. Актриса появилась во второстепенных ролях в мини-сериалах «Ультиматум» и «Испанец». Женщина 2 раза была замужем, а также является мамой очаровательной дочки Евы, пропагандирует здоровый образ жизни и коллекционирует фарфоровых кукол.

4. Лия и Аким Насыровы, дети Мурата Насырова

Wikipedia  

После трагического ухода из жизни Мурата Насырова его семья долго не давала никаких интервью и комментариев. Для дочери Мурата его уход был особым ударом — 10-летняя девочка в то время находилась дома с отцом. Уже будучи взрослой, она дала интервью, в котором рассказала то, что помнила об отце, и заявила:

«На него было оказано влияние извне. Он был очень успешным человеком с огромным потенциалом. Будь он жив, у него была бы невероятная карьера, потому что лично я талантливее людей на эстраде не знаю. И говорю я это не потому, что он мой отец».

Лия Насырова

Наталья Бойко — мама Лии и Акима — сделала все, чтобы дети занимались музыкой, любили и понимали ее. Лия рассказывала, что чувствует в себе потенциал, но все же музыкальную карьеру строить не намеревается. Она считает, что высшее образование обязательно должно быть. Сейчас девушка учится в Плехановском университете на факультете международной экономики.

А вот Аким выбрал профессиональную музыкальную карьеру. Он поступил в Гнесинское училище, которое когда-то окончили его родители, играет на саксофоне и записывает собственные песни и аранжировки.

5. Никита и Петр Газаровы, дети Ирины Метлицкой

Палач / Ленфильм   Петр Газаров / ВКонтакте  

Со своим мужем, известным актером Сергеем Газаровым, Ирина прожила 14 лет. Когда ей поставили диагноз рак крови, ее младшему сыну было всего 6 лет. 2 года актриса боролась с болезнью. Ее уход в 36 лет сильно ударил по детям, они искали мать в знакомых женщинах — друзьях семьи, учителях.

Даже сейчас, будучи взрослыми, им тяжело открыто говорить о матери и смотреть фильмы с ее участием. Сергей Газаров женился второй раз, но делал все, чтобы мальчики выросли самодостаточными и счастливыми.

Старший сын Ирины Никита — специалист по компьютерным технологиям и финансист, абсолютно непубличный человек. А вот младший сын Петр выбрал творческую профессию. Он живет в США и после окончания американского университета стал музыкантом — довольно известным саксофонистом.

6. Полина Невзорова, дочь Анастасии Ивановой

Воробей на льду / Киностудия Горького   Пока все дома / Первый канал  

У звезды фильма «Не могу сказать „прощай“» и жены Бориса Невзорова Анастасии Ивановой судьба сложилась трагически: она была убита в собственной квартире знакомым семьи. Эти обстоятельства выяснились намного позже.

Борис Невзоров долго винил себя в смерти супруги и за то, что в роковой день он не пришел домой вовремя. Дочь Полина была совсем маленькой. Во время депрессии отца после смерти матери ей пришлось жить у бабушки.

Когда она подросла, профессия актрисы казалась ей очень привлекательной, но отец был категорически против. Невзоров даже угрожал дочери: если она все же решит связать жизнь с актерством, он со своими связями «сможет закрыть ей двери». Борис Невзоров мечтал, что дочь станет врачом.

Полина рассказывает, что была настроена решительно, но однажды увидела во сне мать, которая посоветовала ей все же остановиться на профессии врача. Этот сон повлиял на жизненный выбор, и сейчас Полина Невзорова действительно работает отоларингологом и воспитывает 2 сыновей.

7. Дарья Мороз, дочь Марины Левтовой

Каменская / Imdb   East News  

Известная актриса Дарья Мороз — дочь режиссера Юрия Мороза и актрисы Марины Левтовой. Марина была востребованной в профессии: до своей гибели в 40 лет успела сняться более чем в 60 фильмах и сериалах.

Для Дарьи уход матери стал большим ударом, она находилась с нею в одной машине во время трагедии. Снегоход, на котором в отпуске катались Марина и Дарья, перевернулся, Дарья отделалась травмами, а Марина погибла.

Известные родители не хотели влиять на выбор дочери, но все же рассказывали ей правдивые и не очень приятные истории из жизни людей искусства. После окончания школы девочка решила поступать в МГИМО. Но жизнь повернулась так, что режиссер Георгий Данелия пригласил ее на первую большую роль Маши Сорокиной в комедии «Фортуна». В итоге фильм получил награду на «Кинотавре».

Съемки так впечатлили Дарью, что она твердо решила стать актрисой. Она окончила Школу-студию МХАТ и сегодня является успешной театральной актрисой, снимается в кино и сериалах. Женщина 2 раза была замужем, а во втором браке с режиссером Константином Богомоловым у нее родилась дочь Анна. Сейчас пара разведена.

8. Анна и Ольга Авиловы, дочери Виктора Авилова

Господин оформитель / Ленфильм   Балабол-2 / Юнайтед мультимедиа проджекс  

Виктор Авилов — один из самых неординарных и загадочных актеров российского кино и театра. Он рассказывал, что старался оставаться оптимистом, при этом всю жизнь играл персонажей, над которыми довлеет рок, и в чем-то это отражалось на его жизни. Актер был женат 3 раза, во втором браке у него родились 2 дочки, которых он обожал. Но отношения с супругой были достаточно сложными — Виктор ушел из семьи.

Старшая дочь Анна не стала связывать свою жизнь с искусством, хотя мама Галина Авилова — актриса театра — всегда поощряла занятия, связанные с творчеством, и считает, что обе девочки невероятно похожи на отца.

А вот Ольга считается очень перспективной актрисой, она окончила РАТИ-ГИТИС и вместе с мамой играет в Театре на Юго-Западе, изредка участвуя в телевизионных проектах. Последний вышедший фильм с ее участием — «Хорошая жена» (2019).

9. Илья и Ксения Турчинские, дети Владимира Турчинского

EAST NEWS  

Вокруг гибели Владимира Турчинского, известного силача и позитивного «Динамита», до сих пор ходят слухи. Он скончался в возрасте 46 лет от инфаркта, однако считалось, что на ухудшение состояния его здоровья повлияла процедура очищения крови, пройденная накануне и выполненная некорректно. Но следователи не нашли ничего криминального в смерти актера, и дело заведено не было.

У Владимира осталось 2 детей. Сын от первого брака Илья окончил академию МВД, занимался администрированием охранных систем, а потом решил посвятить свою жизнь любимому делу и стал кинологом.

Дочь от второго брака рассказывала, что отец всегда старался воспитывать ее в скромности и добиваться своего без оглядки на его известность. Она была увлекающимся ребенком, занималась танцами и спортом.

Сегодня Ксения — успешная модель, она работает в России и Китае и очень довольна своей деятельностью. Хотя параллельно она и стала студенткой Школы-студии МХАТ, по-прежнему говорит о том, что в профессии актера не очень уверена и не видит себя в ней в будущем.

Есть ли среди упомянутых нами звезд ваши любимые актеры, которых вы помните до сих пор?

Фото на превью EAST NEWS, turchinskayairina / Instagram

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/kem-stali-deti-nashih-lyubimyh-zvezd-rano-ushedshih-iz-zhizni-2168915/

Болезнь и смерть Базарова

Болезнь и смерть Базарова, казалось,вызваны нелепой случайностью –смертельной инфекцией, случайно попавшейв кровь. Но в произведениях Тургеневатакое случайным быть не может.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему благими намерениями вымощена дорога в ад

Сама рана – случайность, но в ней естьи доля закономерности, так как Базаровв этот период потерял жизненное равновесиеи стал менее внимательным, болеерассеянным в работе.

Закономерность также и в авторскойпозиции, так как Базаров, всегда бросавшийвызов природе вообще и человеческойприроде (любви) в частности, должен был,по Тургеневу, быть отомщён природой.Закон здесь жесток. Поэтому он умирает,зараженный бактериями – природнымиорганизмами. Говоря проще, умирает отприроды.

Кроме того, в отличие от Аркадия, Базаровне был пригоден для того, чтобы «свитьсебе гнездо». Он одинок в своих убежденияхи лишён семейного потенциала. А это дляТургенева тупик.

И ещё одно обстоятельство. Тургенев могощущать преждевременность, ненужностьБазаровых для современной ему России.Если бы на последних страницах романаБазаров выглядел несчастным, то читательнепременно его пожалел бы, а он достоинне жалости, а уважения.

И именно в смертисвоей он проявил лучшие свои человеческиечерты, последней фразой про «умирающуюлампаду» окончательно окрасив свойобраз не только мужеством, но и светлойромантикой, жившей, как оказалось, вдуше вроде бы циничного нигилиста.

Вэтом и заключился в итоге весь смыслромана.

Кстати, если герой умирает, то совсемне обязательно, что автор ему в чём-тоотказывает, за что-то наказывает илимстит. У Тургенева всегда умирают лучшиегерои, и от этого его произведенияокрашиваются светлой, оптимистическойтрагедией.

Эпилог романа

Эпилогом можно назвать последнюю главуромана, в которой в сжатой формерассказывается о судьбах героев послесмерти Базарова.

Будущее Кирсановых оказалось вполнеожидаемым. Особенно сочувственно пишетавтор об одиночестве Павла Петровича,словно потеря Базарова-соперникаокончательно лишила его смысла жизни,возможности хоть к чему-нибудь приложитьсвои жизненные силы.

Знаменательны строки об Одинцовой.Тургенев одной фразой: «Вышла замуж непо любви, но по убеждению» — начисторазвенчивает героиню. И последняяавторская характеристика выглядит ужепросто саркастически-уничтожающей:«доживутся, пожалуй, до счастьяпожалуй, до любви». Достаточно хотя бынемного понимать Тургенева, чтобыдогадаться, что до любви и счастья не«доживаются».

Наиболее тургеневским является последнийабзац романа – описание кладбища, гдепохоронен Базаров. У читателя не остаётсясомнений в том, что он – лучший в романе.Для доказательства этого автор слилушедшего героя с природой в единоегармоническое целое, примирил его сжизнью, с родителями, со смертью ивсё-таки успел сказать о «великомспокойствии равнодушной природы».

Роман «Отцы и дети» в русской критике

В соответствии с векторами борьбыобщественных течений и литературныхвзглядов в 60-е годы выстраивались иточки зрения на роман Тургенева.

Самые положительные оценки роману иглавному герою дал отошедший уже в товремя от «Современника» Д.И.Писарев. Ноиз недр самого «Современника» прозвучаланегативная критика. Здесь была опубликованастатья М.

Антоновича «Асмодей нашеговремени», в которой отрицались социальнаязначимость и художественная ценностьромана, а Базаров, названный болтуном,циником и обжорой, трактовался какжалкая клевета на молодое поколениедемократов. Н.А.Добролюбов к этомувремени уже умер, а Н.Г.

Чернышевский быларестован, и Антонович, довольнопримитивно воспринявший принципы«реальной критики», принял первоначальныйавторский замысел за конечныйхудожественный результат.

Как ни странно, более глубоко и справедливовосприняла роман либеральная иконсервативная часть общества. Хотя издесь не обошлось без крайних суждений.

М. Катков в «Русском вестнике» писал,что «Отцы и дети» — антинигилистическийроман, что занятия «новых людей»естественными науками – дело несерьёзноеи праздное, что нигилизм – общественнаяболезнь, которую нужно лечить путёмусиления охранительных консервативныхначал.

Наиболее художественно адекватное иглубокое истолкование романа принадлежитФ.М.Достоевскому и Н.Страхову – журнал«Время». Достоевский трактовал Базаровакак «теоретика», находящегося в разладес жизнью, как жертву собственной сухойи отвлечённой теории, разбившейся ожизнь и принесшей страдания и мучения(почти как Раскольников из его романа«Преступление и наказание»).

Н. Страхов отметил, что И.С.Тургенев«написал роман не прогрессивный и неретроградный, а, так сказать, всегдашний».Критик увидел, что автор «стоит за вечныеначала человеческой жизни», а Базаров,который «чуждается жизни», между тем«живёт глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страховавполне соотносится с суждениями самогоТургенева в его статье «По поводу «Отцови детей», где Базаров назван трагическимлицом.

Источник: https://studfile.net/preview/3052648/page:20/

Что случилось с потомками Достоевского

Федор Михайлович Достоевский оставил после себя не только великое литературное наследие, но и потомство. В браке с первой супругой Марией Дмитриевной детей у писателя не было, а вот вторая жена Анна Григорьевна родила ему четверых.

Как же сложилась их судьба? И что стало с внуками и правнуками Федора Михайловича?

Анна Григорьевна Достоевская в девичестве носила фамилию Сниткина и была дочерью мелкого чиновника. Анна Григорьевна познакомилась с писателем, когда работала у него стенографисткой.

У супругов была большая разница в возрасте (больше 20-ти лет), но это не помешало семейному счастью и рождению детей.

Их первенец, дочь София, появилась на свет в 1868 году. Однако в том же году она простудилась и умерла. Девочку похоронили на одном из кладбищ Женевы, где в тот момент и находилась чета Достоевских.

Уже в следующем 1869 году Анна Григорьевна подарила мужу вторую дочь Любовь. Это случилось в немецком Дрездене. Девочке было 12 лет, когда ушел из жизни сам писатель. Любовь Федоровна впоследствии тоже взялась за перо, написала несколько рассказов и мемуаров, посвященных отцу, но ни те, ни другие особого успеха не имели. Еще до революции Достоевская уехала на лечение за границу и назад не вернулась. Она умерла в Италии в возрасте 57 лет от болезни крови.

В 1871 году уже в Петербурге появился сын Федор. В детстве и юности он тоже писал, но после его стали больше увлекать лошади. Федор Федорович жил в Крыму, где и занимался коневодством. Достоевский-младший скончался в возрасте 51 года.

Другой сын Алексей, 1875 года рождения, умер, когда ему не было еще и 3-х лет. По одной из версий, причиной смерти стала эпилепсия, которой, как известно, страдал и его отец.

Внуки и правнуки

У первого сына Достоевского Федора было трое детей. Дочь Федора Федоровича скончалась еще в младенчестве, а сын тоже Федор умер в возрасте 16 лет. Последний писал талантливые стихи и вполне мог бы стать известным поэтом. Продолжил род только второй внук писателя Андрей, родившийся в 1908 году. Андрей Федорович стал инженером. Он жил в Ленинграде и преподавал в техникуме.

Андрей Федорович в свою очередь стал отцом Дмитрия, правнука Достоевского. Дмитрий Андреевич появился на свет в 1945 году. Его сестра умерла в раннем детстве. Правнук писателя всю жизнь трудился по рабочим специальностям: был электриком, монтером и даже водителем трамвая. Он здравствует и поныне и проживает в Санкт-Петербурге. У Дмитрия Андреевича есть сын Алексей и четверо внуков Анна, Вера, Мария и Федор.

Братья и сестры

У самого Федора Михайловича Достоевского было трое братьев и четыре сестры. Старший Михаил не только писал, но и занимался переводами. Он умер в 43 года. Один из младших братьев писателя Андрей стал архитектором, а другой Николай — инженером.

Сестра Федора Михайловича Варвара вышла замуж за состоятельного человека и стала Карепиной. Она была крайне скупа и повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Варвару Михайловну убил дворник, который позарился на ее сбережения.

Две другие сестры Достоевского Вера и Любовь оказались близнецами. Любовь умерла в младенчестве, а Вера зарегистрировала отношения с неким Ивановым. Судя по воспоминаниям современников писателя, брак Веры Михайловны был счастливым.

Самая младшая в семье Александра Михайловна дважды шла под венец и была сначала Голеновской, а после Шевяковой. Шевякова, как и Карепина, не отличалась щедростью и даже судилась со своими родными братьями.

дня. Что будет, если посадить змею в круг из соли

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/40025995-chto-sluchilos-s-potomkami-dostoevskogo/

Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью? [contact-form-7 404

[contact-form-7 404 «Not Found»]

  • Поделитесь данными о стоимости ▲▼

«Отцы и дети» – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), написанный в 60-е годы XIX века.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания.

Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

О романе

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.

В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер.

Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны.

Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.

Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.

Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего.

Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода.

После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.

«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство.

Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами.

Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик.

Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.

После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью.

Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим.

Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.

Смерть Базарова по роману Тургенева “Отцы и дети”

Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.

Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.

В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день. Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.

Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.

Почему роман заканчивается смертью?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности.

Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста.

В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.

Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине.

Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них.

Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.

тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.

Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.

Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».

Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.

Источник: http://mfina.ru/pochemu-roman-otcy-i-deti-zakanchivaetsya-smertyu/

Смерть Базарова — сочинение-анализ

Произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» вышло в свет в 60-е годы девятнадцатого столетия в качестве публикации в газете «Русский вестник». Роман, по задумке автора, был обращён скорее к молодому поколению, чем к их отцам.

Тургенева интересовало одно: обратить внимание нового поколения на проблему новаторских идей и показать некоторую несостоятельность последних. Ко времени публикации романа в обществе уже сформировалась философия нигилизма. Она отвергала все общепринятые законы и традиции.

Готовая противоречить сама себе, она отрицала устои лишь затем, чтобы доказать своё превосходство. Предвосхищая появление футуристов, разрушивших свои идеи своими же силами, Тургенев и написал роман «Отцы и дети».

Базаров в произведении — это самолюбивый и противоречивый герой, чья смерть занимает в сюжете особое место. Герой, не лишённых душевных метаний и переживаний пытается вступить в конфликт с обществом, однако, фатальность его судьбы говорит о бессмысленности этих порывов. Не стоит однако полагать, что его смерть — это лишь последствия внутреннего конфликта. Вполне вероятно, что для Базарова смерть — избавление, ведь в жизни он обречён быть идейным отшельником.

Герой умер по причине заражения крови во время своей медицинской работы. Его смерть, казалось бы, случайная, стала концом переосмысления жизни героем. При жизни тот стал наконец замечать, что родители его — хорошие и любящие люди, к которым герой и сам испытывает чувства.

Понял он и опрометчивость своего поступка — отвержения Одинцовой, любовь с которой могла бы принести ему счастье. Вероятно даже, что он осознал важность Кирсановых в его жизни.

Такие выводы можно сделать и из оставленного Базаровым предсмертного письма, в котором он просил Одинцову попрощаться с ним и присматривать за Базаровыми после смерти их сына.

Занимателен факт, что у Базарова с родителями не было конфликтов. Они всегда признавали превосходство сына и любили его лишь за то, что он есть, не обращая внимания на недомолвки и разные взгляды на жизнь. Для них потерять сына было чудовищным событием. Для других героев смерть Базарова вряд ли имела большое значение.

Автор заметил, что на могилу Базарова в основном приходили только родители.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Просвирка церковная для чего едят и как

Подводя итог, стоит сказать, что Евгения Базарова свела в могилу не инфекция, а желание быть против всего людского. От ценностей, годами культивирующихся в культуре и жизни человека. Лишь они позволяют людям жить и справляться с трудностями и невзгодами.

Вариант 2

Тургенев написал прекрасное произведение «Отцы и дети», которое изучается в школе. Одним из главных героев является мужчина по имени Евгений Базаров.

Его отец был доктором и Евгений решил идти этой же дорогой. Кроме этого ему нравилось не только изучать нигилизм, но и продвигать его. И к этому он подключил молодых людей.

Больше всего на свете он пытался доказать людям, что они должны изучать только те науки, которые смогут пригодиться им в жизни, а про остальные можно просто забыть и не стараться и не мучатся с их изучением.

Кроме этого частенько он пытался доказать, что человек, который изучает математику намного полезнее миру, чем тот человек, который пишет различные произведения. А вот произведениями или стихами занимаются лишь богатые люди, которым больше нечем заняться или развлечь себя.

Когда он занимается работой, то забывает про все остальное и отдает себя полностью. Он старается вылечить или понять диагноз каждого пациента и вылечить его. И от этого он получает большое удовольствие.

Все его коллеги стараются побывать у него на приеме для того чтобы поучиться и набраться опыта, который имеется у нашего главного героя. И при любом удобном случае они стараются как можно больше узнать той или иной информации для того чтобы потом применить в будущем.

В коллективе его уважают и постоянно советуются, как правильно поступить.

И вот однажды наступает конец всей этой истории, а все потому что неожиданно он умирает. И здесь имеется огромный смысл. Это получилось потому что кровь его стала инфицированной. Частенько бывало и такое, что когда он остается совсем один, то начинает очень сильно переживать за всех своих пациентов, а вдруг он им поставил неправильный диагноз и они совсем скоро умрут.

И больше всего он переживал за маленьких детей. Теперь он понимает, что значат родители в жизни каждого ребенка и что они могут сделать для того чтобы помочь своему ребенку не только выжить, но и справиться с болезнью. А ведь родители со временем становятся старыми, и уже теперь им требуется помощь детей, которые должны им помогать и поддерживать в трудной ситуации.

Кроме этого теперь он может прямо и без страха посмотреть в глаза самой смерти, а ведь раньше он этого очень сильно боялся. Теперь ему хочется как можно больше общаться с другими людьми, и эта нехватка общения сильно отражается на нем. Он все чаще задумывается о смерти.

Перед смертью он пересматривает свое отношение к себе, но и ко всему миру. Теперь он жалеет, что не женился в свое время, а ведь у него была такая возможность.

Сочинение на тему Смерть Базарова (по роману Отцы и дети)

Евгений Базаров, достаточно необычная личность, редко можно встретить подобного человека. Это человек – нигилист.

Он абсолютно отрицает уже устоявшиеся взгляды большинства общества, мнения,  казалось бы, устои, для него это все ничего более чем вымыслы, он считает, что все это в первую очередь взаимосвязано с физиологией самого человека.

Однако он даже не подозревает, что вскоре сам начнет сомневаться в своих рассуждениях, своих мыслях, в словах которые произносил, казалось бы совсем недавно.

Стоит также отменить большие труды и заслуга самого автора, Тургенева.

Ведь именно благодаря его описанию, можно понять каким на самом деле был молодой человек, что он испытывал, почему он пришел к такому мнению, что случилось в его разуме когда он начать осознавать всю бессмысленность того в чем до недавнего времени он был совершенно уверен.

Его убеждения касаемо самого нигилизма, теперь были лишь словами, он понимал, что существует, что-то большее, чем заявленная им физиология, существуют более сильные чувства, которые не каждый способен утаить в своем сердце.

С описания самого автора мы понимаем, что он далеко не глупый молодой человек, он весьма образован, однако не всегда его знания способны ему помочь. Начиная с середины рассказа можно все же понять, что он сам начинает осознавать, как многого он не понимал и не видел, он более не верит в свои рассуждения. Но самым сложный испытанием в его жизни, для него стала любовь. Это то чего ранее он не испытывал, но самое важное было то что его взгляды были полностью разрушены.

Главное место во всем рассказе занимает ничем неутешительная смерть Евгения Базарова.

Именно в момент своей кончины читатель может в полной мере увидеть настоящую натуру  главного героя, он осознает, что прожитая им жизнь была проведена зря, он осознает её несостоятельность, понимает, что ничего не может исправить, что его жизнь оканчивается, но сделать ничего невозможно. К нему на ум приходят моменты, о которых он сожалеет, например одним из них был момент, когда у Евгения Базарова и Павла Кирсанова состоялась дуэль.

Именно в его последние минуты он понимает, что совершенно ничего не сделал для России, он совсем ничего не значит для нее. Он понимает, что сделал для своей родины гораздо меньше, чем ему хотелось бы, однако он ничего не мог поделать, ведь смерть у него на пороге, а он просто не в состоянии изменить свою судьбу, переписать ее заново. 

`

Популярные сочинения

  • Сочинение О чем мечтают герои комедии Ревизор (8 класс)Герои произведения, в основном, показаны деятельными людьми, поэтому мечтают и строят планы, в которых автор отразил недостатки общества своего времени.
  • Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Для каждого человека важно, чтобы на столе у них обязательно находился хлеб. Ведь при помощи него можно окрепнуть и вести полноценный образ жизни. Вот также и имя существительное занимает огромную роль в жизни каждого человека.
  • Роль музыки в жизни человека — сочинениеС самого рождения маленький человечек окружен звуками, которые не только помогают ему ориентироваться в новом мире: голоса родных, звуки природы, даже телевизор привлекает внимание ребенка

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/turgenev/smert-bazarova

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца — уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия.

Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой — то поэт! А стихи — развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы.

И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови. И вот, оставаясь в полном одиночестве, он начинает испытывать тревогу. Его мучают внутренние противоречивые чувства по отношению к отрицающим идеям. И он стал понимать значимость родительской поддержки и участия. Что они стареют и им нужна помощь и любовь сына.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства. Базаров изучал естественные науки, он считал, что люди должны уделять больше времени таким наукам как физика, химия и математика, а в поэтах он видел только ленивых и не интересных людей.

Евгений Васильевич Базаров родился в семье, где отец всю жизнь проработал уездным лекарем. Базаров верит, что человек обладает безграничной силой, поэтому он считал, что ему подвластно отвергать весь предыдущий опыт человечества и жить по своему разумению.

Базаров считал главным предназначением нигилистов, разрушать все заблуждения предков.

Безо всяких сомнений понятно, что Базаров достаточно умен, и имеет огромный потенциал, по мнению самого автора, убеждения героя неверны и даже опасны, они противоречат жизненным законам.

Со временем, Базаров начинает убеждаться в том, что долгое время ошибался в своих убеждениях. Первым ударом для него были внезапно вспыхнувшие чувства к молодой и красивой Анне Сергеевне, сначала парень просто любовался красотой девушки, а потом поймал себя на мысли, что испытывает к ней какие-то чувства.

Герой испугался необъяснимого, он не понимал, что с ним происходит, ведь убежденный нигилист отвергал существование любви. Любовь заставила его переосмыслить свою веру, он разочаровался в самом себе, понял что, он простой человек, которым могут управлять чувства.

Это открытие подкосило Базарова, он не знал, как дальше жить, парень уезжает домой, чтобы постараться забыть девушку.

В родительском доме, с ним происходит судьбоносное событие. Базаров делал вскрытие больного, который скончался от страшной болезни под названием тиф, впоследствии он заражается сам. Лежа в кровати, Базаров понимал, что ему осталось несколько дней.

Перед смертью парень полностью убеждает себя в том, что все-таки он ошибался во всем, что именно любовь вносит в жизнь человека огромный смысл. Он понимает, что за всю свою жизнь не сделал для России ни чего полезного, а обычный трудяга, мясник, сапожник или пекарь принесли больше пользы стране.

Евгений просит приехать Анну, чтобы попрощаться. Несмотря на опасную болезнь, девушка тут же отправляется к любимому.

Базаров – умный, сильный и одаренный человек, который стремился жить и трудиться на благо страны. Однако своими неверными убеждениями, верой в нигилизм,  он отрекся от всех главных ценностей человечества, тем самым погубив себя.

Вариант 3

«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.

Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.

Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью.

Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти.  Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах.

Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.

Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.

Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный. 

Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.

Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).

Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови.

Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима.

Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.

Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.

В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо , а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история

10 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/analiz-ehpizoda-smerti-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие