Кто такой томас мор

Томас Мор — биография, список книг, отзывы читателей

кто такой томас мор

Томас Мор — английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.

Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени.

В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой.

Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами.

Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса. Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн.

Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы.

У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную.

Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время.

Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил своё учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви.

В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом».

По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов.

Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство).

В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале.

В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру.

За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник веры» (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.).

Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку.

Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский.

Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это.

В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы.

В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

— признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
— отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Политические взгляды

— Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.- Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

— Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. — Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую).

Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.- Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем.

Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

— В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.- Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским.

Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.- Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

— В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

Источник: http://readly.ru/author/22881/

Томас Мор

кто такой томас мор

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы. 

Томас Мор

Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».

Портрет Томаса Мора

В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр.

Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени.

Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права.

Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом.

При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.

Эразм Роттердамский

«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.

Юрист Томас Мор

Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров. 

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое научное мировоззрение

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».

Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система.

Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих.

В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.

Карта страны из книги «Утопия» Томаса Мора

Во второй части представлено гуманистическое учение Мора.

Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.

Иллюстрация к книге «Утопия» Томаса Мора

«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла.

Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным.

Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет. 

Семья Томаса Мора

В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.

Казнь Томаса Мора

В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована Анна Болейн, новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену. 

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

Источник: https://24smi.org/celebrity/5015-tomas-mor.html

Биография Томаса Мора

кто такой томас мор

Томас Мор (1478-1535) – известный английский философ, общественный деятель, писатель-гуманист, юрист. В течение трёх лет занимал пост лорд-канцлера Англии. Наиболее известен произведением «Утопия», в нём философ привёл пример вымышленного островного государства, на котором изложил своё видение идеальной общественно-политической системы.

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Когда Томасу было тринадцать лет, благодаря своим связям отец определил мальчика на службу в качестве пажа к духовному главе английской церкви Кентерберийскому архиепископу – кардиналу Джону Мортону. Это был очень просвещённый человек, ранее занимавший пост лорд-канцлера Англии. Подросток уважал кардинала, что впоследствии нашло отображение в его произведениях «Утопия» и «История Ричарда III».

Джон Мортон действительно оказал неоценимую роль в образовании и воспитании Томаса. Мальчик рос весёлым, обладал остроумием и стремился к знаниям, что произвело на кардинала хорошее впечатление. Позже он сказал о Томасе, что из него в будущем получится «изумительный человек».

Начало юридической карьеры

Он начал свою карьеру в лондонской адвокатской корпорации «Нью Инн». В начале 1496 года молодой человек перешёл в контору с более высоким статусом «Линкольнз Инн».

Наряду с юридической практикой юный Мор стал изучать философские труды древних классиков, особенный интерес у него вызывали сочинения Лукиана и Платона. Также Мор продолжил совершенствовать латинский и греческий языки и работал над собственными произведениями, которые начал ещё в Оксфорде.

В 1497 году Томас Мор получил приглашение на торжественный обед к лорд-мэру. Здесь он познакомился с крупнейшим учёным Северного Возрождения Эразмом Роттердамским, который в это время находился в Англии с визитом.

Между ними завязалась дружба, в результате чего Мор вступил в кружок Эразма и сблизился с гуманистами. Они много и плодотворно работали вместе, оказывали друг другу поддержку в литературных замыслах, переводили труды Лукиана. Позднее, в 1509 году, Роттердамский гостил у Мора дома и сочинил сатирическое произведение «Похвала глупости».

В 1501 году Томасу присвоили адвокатскую категорию высшего ранга – барристер.

Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Политическая деятельность

В 1504 году Томас был избран в английский Парламент. Начав здесь свою трудовую деятельность, Мор сразу же выступил за то, чтобы уменьшить налоговые сборы в пользу казны английского короля Генриха VII.

За это последовала месть – король арестовал и заключил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобождение последовало только после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и заплатил за родителя внушительный выкуп.

В 1509 году Генрих VII скончался, и Мор вернулся к политике. И уже в следующем 1510 году его назначили младшим шерифом Лондона. Все восторгались его красноречием, честностью и справедливостью. На Томаса сразу же обратил внимание пришедший к власти король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях. В 1515 году правитель назначил Томаса послом во Фландрию вести переговоры по поводу торговли английской шерстью.

В 1517 году Мор оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ поднял против иностранцев бунт.

В 1518 году Томас был избран в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

В 1520 году вблизи города Кале состоялась встреча Генриха VIII с французским королём Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты правителя Англии.

В 1521 году Томас получил к своему имени почётную приставку «сэр», за заслуги перед страной и королём его посвятили в рыцари.

В 1529 году впервые в английской истории на должность лорд-канцлера был назначен выходец из буржуазной среды, по рекомендации короля им стал Томас Мор.
«Утопия»

Во время поездки во Фландрию Томас начал работу над первой частью своего самого знаменитого произведения «Утопия». Он завершил её, когда вернулся домой.

Это произведение состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи, но по логике неотделимы друг от друга. Здесь автор поделился своими взглядами, насколько несовершенны политическая и социальная системы. Томас высмеивал разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Здесь же он предлагал программу реформ, с помощью которых можно было изменить положение.

Вторая часть «Утопии» – это, по сути, и есть гуманистическое учение Томаса Мора. Его основные идеи:

  • Полное равноправие и демократия, несмотря на наличие короля.
  • Глава государства – это, прежде всего, мудрый монарх.
  • Продукты распределяются только по потребностям.
  • Эксплуатацию и частную собственность следует заменить общественным производством.
  • Деньги надо использовать лишь при торговле с другими странами.
  • Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Казнь

У глубоко религиозного Томаса Мора возникли разногласия с королём Англии Генрихом VIII, когда правитель решил расторгнуть брак со своей супругой. Мор настаивал на том, что это подвластно лишь Папе Римскому. Правящий на тот момент в Ватикане Климент VII тоже был против расторжения брака. Тогда Генрих VIII разорвал все связи с Ватиканом и встал на путь создания в стране англиканской церкви. В результате чего в скором времени была коронована новая супруга короля Анна Болейн.

Это вызвало негодование у Томаса Мора, причём настолько сильное, что он оставил пост лорд-канцлера и оказал помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении короля.

Источник: https://stories-of-success.ru/tomasa-mora

Томас Мор. Биография. «Утопия» основные идеи

Томас Мор (рожд. 7 февраля 1478 г. – смерть 6 июля 1535 г.) – величайший мыслитель средневековья, английский философ, писатель, юрист. Основатель утопического социализма. Томас видел в Реформации угрозу для церкви и общества, относился критично к религиозным взглядам Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла. Находясь на должности лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Великобритании.

Отказался признать Генриха VIII главой английской церкви и считал расторжение его брака с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 г. был арестован и казнен в соответствии с Актом об измене. 1935 год – причислен к лику святых Католической церкви.

Происхождение. Ранние годы

Томас Мор родился в Лондоне в семействе юриста. Его отец Джон Мор был богатый человек занимавший должность судьи Высшего королевского суда. Мальчиком Томаса отправили учиться в колледж св. Антония в Лондоне. С 13-ти лет, благодаря связям отца, он воспитывался в семье кардинала Джона Мортона, епископа Кентерберийского и лорда-канцлера.

В 1492–1494 гг. Мор окончил Оксфордский университет. В университете он выделялся блестящими способностями и в скором времени стал равноправным членом философского кружка, в который входили университетские преподаватели. После 1494 г. Мор, по отцовскому настоянию, занялся углубленным изучением права под руководством лучших английских юристов.

Личная жизнь

1505 год – Томас Мор женился на 17-ти летней Джейн Кольт из Эссекса. Это была тихая и добрая девушка и в скором времени родила мужу 4-х детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.

1511 год – Джейн умерла от лихорадки. Мор, не желая что бы дети оставались без матери, вскорости женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой они счастливо прожили всю жизнь. У второй жены также был ребенок от первого брака.

При королевском дворе

И уже в следующем 1510 г. он был назначен младшим шерифом Лондона. Все были в восторге от его красноречия, он был известен своей честностью и обостренным чувством справедливости. На него сразу же обратил внимание взошедший на престол король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях.

1515 год – король назначил Мора послом во Фландрию вести переговоры о торговле английской шерстью.

1517 год – Томас оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ взбунтовался против иностранцев.

1518 год – Мора избрали в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

1520 год – поблизости городка Кале состоялась встреча Генриха VIII с королем Франции Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты короля Англии.

1521 год – Мор получил к своему имени почетную приставку «сэр», за заслуги перед государством и королем его посвятили в рыцари.

1529 год – впервые в истории Англии на должность лорд-канцлера назначили выходца из буржуазной среды, по королевской рекомендации им стал Томас Мор.

Томас Мор «Утопия» (основные идеи)

В ходе поездки во Фландрию Мор начал работать над первой частью своего легендарного произведения «Утопия». Он закончил ее, когда возвратился домой.

Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в его произведении «Утопия» (место, которого нет). Основным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, назвал частную собственность. Частной собственности нет на воображаемом острове и труд это обязанность всех членов общества.

Все производимые продукты поступают в собственность общества и потом поровну распределяются между всеми жителями Утопии. Рабочий день длится – 6 часов. От работы освобождаются те кто проявил особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняются рабами (военнопленными и осужденными преступниками). Все должностные лица избираются. У мужчин и женщин равные права.

Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Это произведение состоит из 2-х частей, которые по содержанию мало похожи, однако по логике неотделимы друг от друга. В этом произведении Мор высмеял разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Тут же им была предложена программа реформ, при помощи которых можно было изменить положение.

Вторая часть «Утопии» – по сути, и является гуманистическим учением Томаса Мора. Его ключевые идеи:

• Полная демократия и равноправие, несмотря на наличие короля.

• Глава государства – это, в первую очередь, мудрый король.

• Продукты должны распределяться только по потребностям.

• Деньги нужны только при торговле с другими государствами.

• Эксплуатация и частная собственность заменялась общественным производством.

• Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Конфликт с королем

У глубоко религиозного Мора возникли разногласия с английским королем, когда Генрих VIII решил развестись со своей женой. Мор начал настаивать на том, что это может сделать только Папа римский. Климент VII который правил в то время в Ватикане также был против развода. Тогда король разорвал все связи с Ватиканом и начал создавать в стране англиканскую церковь. В результате чего вскорости была коронована новая жена короля Анна Болейн.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое детерминизм в философии

Это вызвало негодование у Мора, при этом до такой степени сильное, что он ушел с поста лорд-канцлера и стал оказывать помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении государя.

Источник: https://shtorm777.ru/tomas-mor-biografiya-utopiya-osnovnye-idei.html

Томас Мор — интересные факты из жизни и биографии

Томас Мор – одна из известнейших личностей эпохи Средневековья. Он известен, в первую очередь, как автор книги «Утопия», но мало кто знает, что он еще был блестящим юристом, политиком и философом, одним словом – незаурядной личностью, которую ждала удивительная судьба и трагическая смерть. Он прожил плодотворную, хоть и недолгую жизнь.

Жизненный путь Томаса Мора

За свой недолгий срок, который, как говорил сам Мор, отведен ему Господом, этот неутомимый искатель справедливости преуспел во многих сферах общественной жизни того времени, сформировал свое собственное, оппозиционное мнение и не боялся его высказывать. Мор был очень резким, категоричным, но честным и принципиальным человеком еще в юности, а в молодости и зрелом возрасте стал примером для подражания многих прогрессивных мыслителей-гуманистов не только своей, но и последующей эпохи.

Факты из биографии

Общие сведения:

  1. Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
  2. Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
  3. Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
  4. С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
  5. Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
  6. Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
  7. Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
  8. Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
  9. Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
  10. Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
  11. В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.

Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,

практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.

Что привело Томаса Мора к смерти?

Возможно, философу удалось бы избежать смерти, если бы не многочисленные поступки, компрометирующие Мора в глазах правительства и влиятельного духовенства.

Роковые факты:

  • Еще будучи учеником гимназии, Мор вызывал недовольство окружающих: вместо прилежной зубрежки преподаваемых лекций, он увлекся изучением древнегреческого языка, что считалось пагубным и греховным, как и вся античная, а значит языческая культура.
  • Пробуя себя в адвокатском деле, Мор возглавил оппозицию самому королю Генриху VII, который требовал введения новых налогов. Молодой адвокат выиграл дело, но король и его последователи были взбешены не на шутку.
  • Отец бунтаря был отправлен в Тауэр, за оппозицию сына.
  • Когда Генрих VII умер, на его место пришел новый король, Генрих VIII, который тут же пригласил Томаса Мора на королевский обед, но тот с презрением отказался обедать с королевской четой.
  • Мор не раз говорил королю, что отдал бы голову монарха в обмен на французские земли.
  • Будучи крайне религиозным, он открыто уличал духовенство в чревоугодии и разврате.
  • Томас Мор очень жестко критиковал короля за развод с Екатериной Арагонской, из-за чего был отправлен в отставку.
  • Даже будучи в отставке, неутомимый борец за правду был приглашен на церемонию бракосочетания короля и Анны Болейн, однако, верный своим убеждениям, он пренебрежительно отказался, и это стало последней каплей терпения короля.

«Преступления» этого самоотверженного человека юридически не влекли за собой смертную казнь, но с помощью весьма сомнительных свидетелей удалось обвинить в государственной измене этого неутомимого борца за правду. В 1535 году, в возрасте 51 года, Томас Мор был обезглавлен, но в памяти потомков, он остался как одна из самых прогрессивных личностей эпохи.

Источник: https://vivareit.ru/tomas-mor-interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii/

Томас Мор (1478-1535) — биография, жизнь и произведения

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в столице Англии. Его отец Джон был известным судьей. Этот человек славился своими моральными ценностями, а также честностью. Во многом его воспитание предопределило мировосприятие Томаса. Первым образовательным учреждением для него стала школа Святого Антония. В 13 лет мальчику была доверена должность пажа при кардинале Мортоне.

Этому человеку сразу понравился любознательный и веселый парнишка. Мортон стал первым, кому удалось разглядеть большой потенциал Мора. В шестнадцатилетнем возрасте Томас становится студентом Оксфордского университета. Его наставниками были лучшие юристы Англии того времени:

  • Томас Линакр;
  • Вильям Гросин.

В университете Томас изучал законодательство, а также его внимание привлекли труды гуманистов. По настоянию отца через 2 года с момента поступления в университет Томас возвращается домой. Сэр Джон хотел, чтобы его сын улучшил свои знания в области права. Томас быстро разобрался со всеми тонкостями законодательства Англии.

Одновременно он заинтересовался философией и социологией. В первую очередь его внимание привлекли работы древних классиков Платона и Лукиана. Для этого Мору пришлось улучшить знания латыни и греческого. Еще во время учебы в Оксфорде он начал собственную литературную деятельность, которая продолжилась и после возвращения в Лондон.

Ориентиром в мире гуманизма для него стал Эразм Роттердамский. Знакомство автора «Утопии» с этим человеком состоялось во время приема лорд-мэра. Именно в доме Моров Роттердамский написал сочинение «Похвала глупости». Историки считают, что период с 1500 по 1504 год Томас провел в картезианском монастыре Лондона. Однако молодого философа не привлекла идея посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу, поэтому он остается в миру.

Проведенное в монастыре время не прошло для Мора бесследно, поскольку многие привычки, полученные в этот период, не были им забыты. Философия Томаса Мора — христианский гуманизм и материализм — прослеживается во всех трудах автора.

Арест и смерть

Серьезные разногласия с королем у Мора возникли из-за сильной религиозности Томаса. Когда английский монарх Генрих VIII решил расторгнуть свой брак, автор «Утопии» был уверен, что дать согласие на это может только Папа Римский. Однако Климент VII, руководивший в те времена Ватиканом, также возражал против расторжения брака. В результате Генрих VIII принял решение разорвать все связи с Ватиканом и начал создавать в своей стране новую церковь.

Вскоре новой супругой монарха стала Анна Болейн. Это переполнило чашу терпения Мора. Он оставляет пост лорд-канцлера и оказывает посильную помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении поступка монарха.

Однако парламент принимает новый «Акт о престолонаследии», согласно которому все рыцари страны должны признать детей Генриха VIII и Анны. Мор отказался давать присягу и попал в тюрьму. В 1535 году он был казнен за измену государству. Спустя ровно 400 лет Ватиканом было принято решение причислить Томаса Мора к лику католических святых.

Литературные произведения

Самой известной книгой писателя является «Утопия». В список работ Мора входят 280 небольших поэм, эпиграмм, а также переводов произведений других писателей. Он активно переводил труды философов Древней Греции. Главной темой всех произведений Томаса Мора является образ идеального правителя.

История Ричарда III

Все еще не утихают споры о том, историческое это произведение или все же художественное. Основные сюжетные линии книги совпадают с многочисленными хрониками и историческими изысканиями. В частности, «История Ричарда III» во многом соответствует запискам Кармилиано, Вергилия, Манчини, Андре.

Различия между работой Томаса и других хронистов наблюдаются в несущественных деталях. Автор «Истории Ричарда III» не ограничился описанием известных исторических событий, а дает им собственную оценку. Также специалисты в области литературы отмечают, что Мор довольно часто ссылается на весьма сомнительные источники.

Роман Утопия

Работать над своим главным произведением Томас начал во время поездки во Фландрию в составе английской делегации. Впервые книга была опубликована в 1516 году и предназначалась для просвещенных монархов, а также ученых-гуманистов. Сам автор называл ее «Золотой книжечкой, одинаково полезной и забавной».

Произведение состоит из 2 частей, содержание которых имеет существенные отличия, но логически они неотделимы. В первой книге автор высказывает свои мысли о несовершенстве политической и социальной системы. Мор подвергает критике смертную казнь, высмеивает тунеядство духовных деятелей, а также разврат, царящий в обществе. При этом автор предлагает собственную программу реформ, которые помогут изменить ситуацию.

Вторая книга «Утопии» содержит гуманистические черты учения Мора. По мнению автора, во главе государства должен стоять мудрый монарх, а труд должен стать обязательным для всех слоев общества, но при этом не быть изнуряющим. Философия Мора предполагает равноправие и демократию даже при наличии короля. Именно эта работа сыграла большую роль в дальнейшем развитии утопической теории. Среди основных идей «Утопии» Томаса Мора кратко можно отметить:

  • деньги следует использовать только для торговли с другими государствами;
  • частная собственность должна быть заменена общественным производством;
  • монарх должен обладать мудростью;
  • несмотря на наличие короля, в стране должны царить равноправие и демократия;
  • все продукты следует распределять только в зависимости от потребностей людей.

Мор был одним из самых выдающихся людей своего времени. Написанные им литературные работы имели важное значение для становления последователей. Современники считали его умным и добрым человеком.

Он мог быть веселым и радоваться каждому мгновению жизни, но при определенных обстоятельствах становился серьезным и сосредоточенным на деле. Мор до последнего мгновения жизни придерживался своих принципов и не отказывался от сказанных слов.

Его влияние на развитие философии и литературы высоко оценивается современными учеными.

Источник: https://nauka.club/biografii/tomas-mor.html

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию — Православный журнал

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество.

Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна.

В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

Почему нам это интересно сегодня

Слово «утопия», которое изобрел член парламента, помощник городского шерифа Лондона адвокат Томас Мор, дало имя не только литературному жанру, но и целому направлению общественно-политической мысли.

Образовано оно из греческих слов «топос» (место) и «у» (нет) – «место, которого нет», или «Нигдея». Утопия – это дерзкое конструирование идеального общества, фантастика, претендующая на роль социального и нравственного маяка. Таким было «Государство» Платона.

Такими станут труды последователей Мора — «Новая Атлантида» Бэкона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и многие другие сочинения.

Вслед за Платоном Томас Мор утверждал, что там, где существует частная собственность и все меряется деньгами, правильное течение государственных и общественных дел невозможно, что государство и люди могут быть счастливы, только если между ними будет имущественное равенство. Все должно быть общим, тогда незачем будет завидовать, стараться приобрести побольше, обманывать ближнего.

Но Мор пошел дальше Платона. Он впервые заговорил о коммунизме в масштабах уже всего общества, а не отдельных общин или сословий, и распространил его не только на сферу потребления, как Платон, но и на производство. Поэтому многие идеологи коммунизма именно Мора считали родоначальником современного социализма.

Главные действующие лица

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527

Томас Мор (1478–1535) был не только знаменитым писателем, историком и выдающимся гуманистом эпохи позднего Возрождения, но и высокопоставленным вельможей. В 1529 году он даже стал лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве после короля.

При этом Мор был глубоко верующим католиком. Казнили его за отказ признать законной церковную реформу, делавшую короля главой Церкви Англии, а также развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн.

При дворе его противниками стали не только сторонники новой королевы, но и влиятельная партия главного министра Томаса Кромвеля, идеолога английской Реформации, чей потомок Оливер спустя столетие возглавит пуританскую парламентскую «революцию» и станет лордом-протектором – фактическим правителем страны.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. Около 1539-1540

Мора арестовали и заключили в Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен. В 1886 году Римско-католическая церковь провозгласила его «блаженным мучеником», а в 1935 году, когда исполнилось 400 лет со дня его казни, папа Пий XI причислил его к лику святых.

Золотая книжечка

Обложка американского издания в 1997 году

Свой знаменитый труд Мор опубликовал в 1516 году под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть книги — литературно-политический памфлет, беспощадная критика тогдашней Англии, например, практики огораживания, когда землевладельцы сгоняли крестьян с пахотных земель, чтобы можно было пасти там овец, шерсть которых тогда очень ценилась. Именно оттуда взят афоризм о том, что «в Англии овцы пожирают людей»:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как перестать играть в казино

Карта «Утопии» работы Авраама Ортелиуса (14 апреля 1527 — 28 июня 1598), издателя и продавца карт. Он нарисовал ее для удовольствия своих друзей, чтобы снабдить их экземпляры «Утопий»

В первой книге Мор пишет о том, насколько несовершенна социальная и политическая система, критикует смертную казнь, законы о рабочих, иронически высмеивает несовершенства духовенства и предлагает программу реформ, призванных исправить положение.

А во второй части он приглашает читателя на таинственный вымышленный остров Утопия, где нет частной собственности, все общее, люди счастливы и живут в справедливости и довольстве.

Как устроена Утопия Мора

Книга написана в форме диалога, что позволило не отождествлять высказанные в ней коммунистические рецепты устроения общества с мнением самого Мора. Недаром некоторые ученые считают «Утопию» не непосредственным выражением мировоззрения Мора, а некой литературной игрой.

Об идеальном острове рассказывает в книге некий моряк-путешественник по имени Рафаил Гитлодей, якобы спутник самого Америго Веспуччи, попавший на Утопию во время одного из своих плаваний.

Там он обнаружил возглавляемую мудрым монархом федерацию 54 городов со столицей – городом Амауротом. Все островитяне жили в хороших трехэтажных похожих друг на друга домах, которыми менялись каждые 10 лет.

С тыльной стороны к каждому дому примыкали прекрасные сады: как сказано в книге, ничему другому основатель идеального государства Утоп не уделял столько трудов, времени и внимания, как устройству этих садов.

Это, вероятно, должно подчеркнуть райскую природу Утопии, ведь рай часто понимают как прекрасный сад.

Все люди на острове обязаны были трудиться — как мужчины, так и женщины. Все они занимались земледелием, попеременно проживая то в городе, то в деревне, а также обязаны были владеть еще хотя бы одним ремеслом. Работали утопийцы лишь шесть часов в день – три часа до обеда и после двухчасового перерыва еще три. В остальное время они занимались музыкой, а в предрассветные часы слушали научные лекции. В этом собственно и были цель и счастье их жизни — в свободном досуге и образовании:

«Очень часто также, когда не встречается надобности ни в какой подобной работе, государство объявляет меньшее количество рабочих часов. Власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Учреждение этой повинности имеет прежде всего только ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».

Деньги использовались только для торговли с другими странами, монополия на которую принадлежала государству, а продукты между островитянами распределялись по потребностям.

Мор всячески подчеркивает разумность жизни и привычек утопийцев, их естественную склонность следовать разумному порядку. Их интересует суть вещей, а не то, как они выглядят. Поэтому, например, золото и серебро у них ценится ниже железа, ведь железо – гораздо более подходящий для разных хозяйственных нужд металл. Игрой в золотые украшения и драгоценные камни у утопийцев забавляются только дети.

Более того, из золота и серебра в его Утопии делают ночные горшки и цепи и кандалы для рабов. Да-да, в Утопии Мора есть и рабы, надо же кому-то выполнять грязные работы — до роботов и автоматики человеческая мысль тогда еще не дошла. Впрочем, с рабами утопийцы обращаются столь милостиво, что часто в них по собственной воле идут жители соседних народов, потому что рабство у утопийцев лучше, чем свободная жизнь за пределами Утопии.

Утопизм автора «Утопии»

Но именно в рационализме автора «Утопии» главная слабость его конструкции. Он совершенно не берет в расчет человеческую природу с ее неподвластными разуму страстями.

Мор считает, что стоит дать каждому причитающуюся ему долю естественных удовольствий, и люди станут счастливы. Но кто будет определять, какие удовольствия согласны с природой, а какие нет? Например, в «Утопии» верхняя одежда у всех одного цвета, поэтому незачем иметь по 4-6 платьев — так экономятся общественные усилия по шитью одежды.

«В результате этого у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года, в других же местах одному человеку не хватает четырех или пяти верхних шерстяных одежд, да еще разноцветных, а вдобавок требуется столько же шелковых рубашек, иным же неженкам мало и десяти. Для утопийца нет никаких оснований претендовать на большее количество платья: добившись его, он не получит большей защиты от холода, и его одежда не будет ни на волос наряднее других».

Но согласятся ли люди, особенно женщины, одеваться так рационально, безыскусно и разумно?

Интересные факты

1. Большим другом Томаса Мора был великий просветитель и деятель Возрождения Эразм Роттердамский, который посвятил ему свою знаменитую «Похвалу глупости», написанную в доме Мора в Лондоне. Восхищаясь Мором, Эразм в одном из своих писем задает риторический вопрос: «Создавала ли природа когда-либо что-нибудь более светлое, достойное любви, чем гений Томаса Мора»?

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

2. В юности Мор вовсе не собирался посвятить всю жизнь юридической (довольно долго он был адвокатом) и государственной карьере и долго не мог сделать выбор между гражданской и церковной службой. Одно время он даже решил стать монахом и потом до конца жизни придерживался почти монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако политическое призвание взяло верх — в 1504 году Мор был избран в парламент, а в 1505 году женился.

Семья Томаса Мора (Портрет семьи Томаса Мора (копия с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки. 1593

3. Мор отстаивал необходимость образования женщин, что было крайне необычным для того времени. Он считал, что женщины столь же способны к наукам, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери, как и его сын, получили высшее образование.

Эдвард Уорд. «Сэр Томас Мор прощается со своей дочерью»

4. Несмотря на признание мученического подвига Мора, к его «Утопии» Римско-католическая церковь благосклонна не была. Какое-то время книга была даже запрещена, а потом печаталась с купюрами. Действительно, в ней содержится осуждение и монашества как сословия бездельников, и изнуряющих тело постов.

Конечно, искренне верующий в Бога Мор не отвергает религии, но одновременно рассуждает о «матери-природе» и ее «ласках», о том, что не стоит отвергать природные наслаждения, лишь бы они были в согласии с разумом. Более того, в его «Утопии» есть даже оправдание эвтаназии.

Не удивительно, что некоторые католические авторы утверждают, что если бы Генрих не отрубил Мору голову, его, вполне возможно, сожгли бы по приговору папы.

Трейлер фильма о Томасе Море «Человек на все времена» (1966)

5. Русский перевод «Утопии» вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как отмечал советский историк и литературовед И. Н. Осиновский, это, по-видимому, «явления общественной мысли, органически близкие друг к другу.

И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным.

С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед “французской заразой” у ярых приверженцев самодержавия».

Источник: https://foma.ru/lord-kantsler-kommunist-katolicheskiy-svyatoy-velmozha-kotoryiy-pridumal-utopiyu.html

Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия

Утопия — это идеальное общество всеобщей справедливости, существующее лишь в воображении. Термин происходит от названия книги английского философа XVI века Томаса Мора «Утопия». В дальнейшем слово стало нарицательным — утопиями стали называть все литературные произведения, посвященные описанию идеального государства и общества.

Сегодня слово «утопия» обычно употребляться в переносном смысле и означает несбыточную мечту, неосуществимые фантазии. Например: «Коммунизм — это утопия, его невозможно построить в реальном мире».

Слово используется и в отрицательном смысле — как ничем не подкрепленный мечтания, и в положительном — как нечто идеальное, к чему нужно стремиться.

Утопический — это значит фантастический, несбыточный, слишком хороший, чтобы быть правдой. Например: «Политик выступил с утопической программой».

Роберт Макколл. «Пролог и обещание» (1983)

«Утопия» Томаса Мора

Изначально Утопия — это название вымышленной страны из книги англичанина Томаса Мора, опубликованной в 1516 году. Utopia на латыни означает «нигде», «место, которого нет». Полное название книги — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Полный текст можно прочитать здесь.

В первой части «Утопии» Томас Мор критикует современную ему Англию: особенно разорение крестьян, которых богачи выгоняют с земли и отдают поля под пастбища для овец («Овцы съели людей»). Гуманист Мор выступает против королевского деспотизма, войн, смертной казни.
Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527

В второй части книги Мор рассказывает об устройстве фантастического острова Утопии, где удалось построить идеальное государство. Утопия включает 54 города, в каждом из которых живет 6000 так называемых «семей». В«семье» — 10-16 взрослых, которые занимаются определенным ремеслом. Вокруг городов живут «деревенские семьи», где каждый горожанин обязан проработать не меньше двух лет. Труд обязателен для всех, но утопийцы работают всего по шесть часов в день.

Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности — только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.

В Утопии нет частной собственности — Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы. Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .

Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.

Перед казнью 57-летний Томас Мор держался стойко и шутил с палачом: «Помогите мне взобраться на эшафот, а уж спущусь я как-нибудь сам».
Палач попросил у приговоренного прощения, в ответ Мор поцеловал его и сказал, что не держит зла.

Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США

От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии

Жанр утопии существовал еще до того, как появилось это слово. Например, знаменитая Атлантида, описанная в диалогах Платона «Критий» и «Тимей», — это классическая утопия. Греческий философ устами героев рассказывает об Атлантиде, якобы существовавшем в древности островном государстве, и ее мудром устройстве. Томас Мор в своей «Утопии» напрямую ссылался на Платона.

Еще одна известнейшая утопия — «Город Солнца», который философ-монах Томмазо Кампанелла написал в начале XVII века в тюрьме инквизиции. Кампанелла провел за решеткой 27 лет — он подвергался пыткам, но избежал смертного приговора, симулируя безумие, и был пожизненно заточен в тюрьме. В Городе Солнца все живут общиной, там нет частной собственности и семьи — детей растит и воспитывает государство.

Известны десятки утопий разных эпох и направлений — от религиозных до рационалистических: «Христианополис», «Фрейландия», «Путешествие в землю Офирскую» и многие другие.
План Города Солнца. Из книги «Мир архитектуры: лицо города».Изображение: kannelura.info

В XX веке утопия сближается с научной фантастикой и футурологией. Свой вклад в ее развитие внес Герберт Уэллс (например, в романе «Освобожденный мир»). Элементы утопии присутствуют в фантастике братьев Стругацких под названием «Мир Полудня» — коммунистического будущего на Земле (повесть «Полдень, XXII век» и другие произведения).

Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов — коммунисты Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста — изобилие и душевная и физическая красота — перестала быть целью. Теперь это реальность.

Аркадий и Борис Стругацкие. «Полдень, XXII век» (1959-60)

Что такое утопический социализм

Утопический социализм — общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.

В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.
Проект Новой Гармонии — колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта.

1838 годВ России под их влиянием Александр Герцен и Николай Огарев стали вынашивать идеи «общинного социализма» — создания справедливого общества на базе русской крестьянской общины.

Эти мысли получили развитие в идеологии народников — сторонников крестьянского социализма.

А «величайшим представителем утопического социализма в России», по словам В.И. Ленина, был Николай Чернышевский — автор романа «Что делать?». Как в свое время Кампанелла, Чернышевский писал свой роман за решеткой — в Петропавловской крепости.

Марксисты, к которым относился и Ленин, считали все эти построения несбыточными, ненаучными — отсюда и название «утопический социализм». «Марксисты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс», — писал В.И. Ленин в статье «Две утопии».

После победы революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.

Возникновение научного социализма подорвало социальное значение утопии Марксистская социология рассматривает утопию как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности

Философский энциклопедический словарь. 1983

Противники коммунистической идеологии, однако, обвиняют в утопизме и ее саму. Обещание дать «каждому по потребностям», взяв «от каждого по способностям», невыполнимо, и поэтому наступление коммунизма обещают лишь в отдаленном будущем, указывают критики.

Что такое антиутопия и дистопия

Антиутопия или дистопия — это жанр, противоположный утопии. В антиутопических произведениях доказывается, что построить идеальное общество невозможно: эти попытки порождают тоталитаризм и жестокость. Государство вмешивается во все стороны жизни людей, лишает их свободы, а попытки бороться за человеческое достоинство пресекает репрессиями.

Наиболее известные романы в жанре антиутопии — «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Кадр из фильма «1984» по произведению Джорджа Оруэлла

«Мор. Утопия» и «Битва за Утопию»

Слово «утопия» используется в массовой культуре. Например, существует две популярные игры с этим словом в названии: «Мор (Утопия)» и «Эволюция: Битва за Утопию».

«Мор (Утопия)» или Pathologic — российская компьютерная игра 2005 года, посвященная выживанию в странном городе в условиях смертельной эпидемии. На выбор предлагается три протагониста — Бакалавр, Гаруспик и Смозванка. После того, как игрок выбирает одного из них, двое других также действуют в игре параллельно. Помимо сюжетных заданий, герою нужно заботиться о еде, сне и том, как не заразиться Песочной Язвой.

Обложка игры «Мор (Утопия)»

Критики высоко оценили игру, похвалив ее за оригинальность, множество вариантов прохождения, незабываемую атмосферу и глубину диалогов. Кто-то называл ее «игровым артхаусом». Коммерческого успеха «Мор» не имел, но приобрел немало верных поклонников, что позволяет отнести ее к разряду культовых видеоигр.

Несомненное достижение российской игровой индустрии, возврат к тем далеким, давно ушедшим временам, когда никто не боялся экспериментов. Обладающий чертами нескольких жанров, «Мор» — это, в первую очередь, великолепная история, при каждом пересказе звучащая чуть иначе. Волшебно и незабываемо.

Рецензия на игру «Мор (Утопия)» на сайте Absolute Games

«Мор (Утопия)». Скриншот из игры: AG.ru

В названии игры «заключена некоторая ирония — к Томасу Мору это никакого отношения не имеет», признают разработчики. Первоначально они хотели назвать игру «Эпидемия», но это слово сочли слишком тривиальным. Поэтому использована игра слов: Мор как автор «Утопии» и мор как болезнь, а утопия — как название его книги и как нечто фантастическое, невероятное.

Источник: https://www.anews.com/p/107492667-chto-takoe-utopiya-tomas-mor-kommunizm-i-antiutopiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Почему собаке нельзя в церковь

Закрыть