Кто такой петр могила

Захоронения в Петропавловской крепости | Санкт-Петербург Центр

кто такой петр могила

На протяжении бурной истории Петропавловки сформировался не только ее внешний архитектурный облик, но и мемориальный. По сути, сегодня это целый некрополь, имеющий фасадные, полуоткрытые и еще не изученные стороны. 

Кто похоронен в Петропавловской крепости

Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 — 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя — дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна. 

Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.

Петр Первый

Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.  

По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора. 

Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота. 

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

В петропавловской крепости еще похоронены

Рядом с собором находилось комендантское кладбище, где были упокоены почти все начальники крепости. Кроме того, с момента появления в Петропавловке первых узников в 1717 году и до официального закрытия тюрьмы Трубецкого бастиона в 1923 году здесь неоднократно фиксировались случаи самоубийства и естественной смерти. Поэтому не исключено, что не все умершие вывозились за границы цитадели для захоронения. 

Периодические случайные находки начиная с конца 80-х годов прошлого столетия так называемых расстрельных ям с останками погибших в 1917 — 1921 годах свидетельствуют о том, что эти малоизученные могилы являются хронологически последними в истории Петропавловской крепости. 

Источник: https://peterburg.center/in/zahoroneniya-v-petropavlovskoy-kreposti.html

Где похоронен Петр 1? Некрополь династии

кто такой петр могила

В середине мая 1703 года, русский царь Петр1 в дельте Невы на Заячьем острове заложил крепость, назвав ее Санкт-Петербургом, во имя своего небесного покровителя. Летом этого года вместе с другими постройками заложили деревянную церковь, которую именовал в честь святых апостолов Петра и Павла. После Полтавской победы 1709 года Петербург стал застраиваться великолепными зданиями, ведь он теперь столица Государства Российского.

Некрополь династии

Петропавловский собор — это выдающийся памятник архитектуры начала XVIII века, он широко известен, а сверкающий золотом шпиль является одним из символов города. Но не все осведомлены в том, что собор является усыпальницей Российского Императорского Дома, где похоронены Петр I и Екатерина I, а также все последующие коронованные особы династии.

Но современники воспринимали собор прежде всего как склеп Дома Романовых, в нем проходили только те таинства, которые посвящались этим печальным событиям, крещения и венчания не проводились. Оформлением траурных церемоний занимались лучшие архитекторы и художники Санкт-Петербурга. К большому сожалению, похоронные процессии могли видеть только современники событий, после все убранство разбиралось и храм принимал свой обычный вид.

Традиционно в соборе происходили захоронения не только забальзамированных тел в закрытых герметично гробах, но и разложенных по сосудам внутренних органов. Днем раньше официальной церемонии их помещали на дно могилы. При этой процедуре присутствовали, как правило, только члены «Печальной комиссии», занимавшиеся организацией похорон, и духовенство.

Из истории собора

В 1712 году в день рождения города Петр 1 на глазах у многих высочайших персон заложил первый камень собора на месте деревянной церкви. В 1733 году храм освятили, он выдержан в стиле барокко и является одним из величественных памятников архитектуры.

Собор представляет собой прямоугольное здание, расположенное с запада на восток, над его восточной частью высится барабан с куполом, а с западной стороны возвышается колокольня с золоченым шпилем в 122,5 метра, которая до настоящего времени является самым высоким сооружением Санкт-Петербурга.

С 1858 года храм именуется «Петропавловский». На втором фото вы видите внутреннее убранство собора, где похоронен Петр 1.

Под руководством царя собор строился весьма быстро. Доменико Трезини – швейцарский инженер – был назначен архитектором, ему дали лучших мастеров. Через 8 лет снаружи постройка собора была закончена.

Из Голландии были привезены часы с курантами, их приобрели за огромные деньги – 45000 рублей. Через 3 года был установлен позолоченный шпиль. Иконостас, работу над которым Петр1 возложил на плечи архитектора Зарудного, изготавливали 4 года.

Под его руководством по чертежам работали художники Иванов и Телега.

Скорее всего, уже в начале строительства царь, по примеру Константина – первого христианского императора — захотел превратить собор в усыпальницу своей династии. До постройки собора всех царей хоронили в Архангельском соборе Кремля (Борис Годунов покоится в Троице-Сергиевой лавре).

На протяжении двух столетий Петропавловский собор, где похоронен Петр 1,являлся местом захоронения почти всех императоров до Александра III и многих фамильных родственников, только Петр II и Иоанн VI похоронены в другом месте. Самой первой в 1708 году, еще в деревянной церкви, была упокоена в возрасте полутора лет Екатерина, дочь Петра 1.

Могилы знаменитостей. Петр I и его потомки

До завершения строительства в соборе были произведены и другие захоронения. Летом, в 1715 году, сюда привезли останки дочерей Петра 1 — Натальи и Маргариты. Зимой – царицы Марфы Матвеевны (Апраксиной), которая являлась супругой царя Федора Алексеевича.

В 1717 похоронили сына Петра 1 – Павла, в следующем году упокоилась душа старшего сына Петра 1 – Алексея Петровича от первой жены Лопухиной, казненного по приказу отца за антигосударственную деятельность. Спустя 5 лет, в 1723 году здесь схоронили Марию Алексеевну — опальную сестру Петра 1.

Могилы царевича Алексея и царицы Марфы Матвеевны находятся под колокольней в приделе святой Екатерины. Могила, где похоронен Петр 1, на фото внизу.

Именно сюда, в недостроенный собор, 8 марта 1725 года поместили тело навсегда уснувшего (28 января) императора Петра Великого. По проекту Д.Тризини была построена временная деревянная церковь внутри собора, туда и перенесли с пышной церемонией усопших Петра Великого и его дочь Наталью, которая умерла 4 марта.

Плотно закрытый гроб, где похоронен Петр 1, был установлен на обшитый золотой тканью катафалк, под балдахин. Летом 1727 года туда же поставили гроб с его умершей женой, императрицей Екатериной 1.

Прах — земле

Императрица Анна Иоановна в мае 1731 года повелела предать прах супругов земле. Погребение происходило с особенной церемонией 29 мая. Среди присутствующих были персоны из Адмиралтейства, генералитета, коллежские чины. При поставлении гробов в специально отведенное место на Императорском кладбище из крепости был произведен 51 залп.

Источник: https://FB.ru/article/179164/gde-pohoronen-petr-nekropol-dinastii

святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

кто такой петр могила
День памяти: 31 декабря (13 января)

Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств.

В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии.

В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан.

Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков.

В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком.

Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные.

Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей.

Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской.

Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма.

Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований.

Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий.

Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства.

Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что приготовил бог любящим его

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове.

Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы.

По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы.

Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде.

Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей – последний отдал Братскому мастырю.

В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви , под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу.

Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей.

Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования.

В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви.

Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме.

Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений.

В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «Λίθος, или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры.

На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам.

В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение.

Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год.

Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Тропарь , глас 4

Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

Кондак, глас 2

Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне непремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

Митрополит Петр Могила о вымаливании своих усопших сродников: как отмолить грехи своего рода

После крушения Византии наступил кризис Вселенского патриархата. Он негативно отразился на православных Червонной Руси, захваченной Речью Посполитой. В 1596 году по Брест-Литовской унии Киевская, Галицкая, Львовская и Луцкая метрополии были насильно преобразованы в Русскую униатскую церковь.Восстание казачества и давление львовского и киевского братства, шаткое внутреннее положение заставили польского короля признать православную церковь на подконтрольной ему территории.

Наиболее компромиссной фигурой для Речи Посполитой стал Петр Могила (Petru Movilă (Мовилэ), 1596—1646).

Личность Petru Movilă

Петро Мовилэ — один из подвижников церкви, удостоившийся канонизации как местночтимый святой. Его заслуга — социальная легализация Православия на территории Речи Посполитой. История оставила много свидетельств о могуществе династии Могил. Многие из них являлись покровителями Православной Церкви, храмов в Галиции, прежде всего — Успенского братства.

Их потомок Петр Могила сыскал славу защитника Православия в переломный для церкви период.

Рождение и детство

Будущий основатель крупнейшего образовательного центра Червонной Руси родился в Молдавском княжестве, господарем которого был его отец Симеон.

Матерью известного подвижника была трансильванская (Румыния) княжна по имени Маргарет — женщина с сильной волей к власти.По фрагменту письма матери можно утверждать, что начальное обучение детей проходило на дому.

В письме, направленном из Дедилова во Львов, Маргарет просила учителя и профессора из школы львовского Успенского братства обучать одного из ее сыновей.

Спектр наук этого заведения включал:

  • поэтику;
  • риторику;
  • философию.

Таким образом биографы получили представление о семейных традициях этого дома по отношению к детям.
Много информации о самом себе П. Могила оставил на вкладных записях издаваемых им книг.

Из-за сложной геополитической обстановки, претенденты на трон буферного княжества вынуждены были постоянно лавировать между различными силами: турками, поляками, казаками, молдавскими кланами.
Такая нестабильность формировала характер потомка рода Мовилэ — Петра.

Получение образования

Образование Петра Могилы продолжилось в Речи Посполитой. Это должно было обеспечить будущее на политическом, светском или духовном поприще.

Причинами вынужденного бегства знатной семьи были:

  • захват княжества соперником из рода Кантемиров — Мурзой;
  • отравление Елизаветой, вдовой брата Иеремии, отца .

Маргарет обосновалась с детьми во Львове. Родственную поддержку оказал могущественный магнат левобережной Руси — князь Вишневецкий.
Достойные знания молодому потомку Могил давала Львовская братская школа, организованная в 1586 году для защиты и сохранения православной веры.

Семья

Будучи студентом, Петр в панегирике «Евхаристион» (1632) привел генеалогическую легенду своей семьи. Родовое древо, по его убеждению, начинает предок с древнеримскими корнями — Гай Муций Сцевола. Уже тогда в нем проявлялось желание отмолить свой род в православии и увековечить его.

Без сомнения, родовой статус Петра Мовилэ сыграл решающую роль при выборе кандидата из нового поколения на высший духовный пост.

Избрание архимандритом

На протяжении всей жизни Петр Могила указывал титул «воеводич земель молдавских», подписывая книги из собственной библиотеки. Этим он подчеркивал высокое аристократическое происхождение, что давало право на руководящие посты.Со смертью Сигизмунда III произошла перемена отношения Речи Посполитой к исконной религии на Руси.

Письмо казаков с угрозами польскому сейму свидетельствует о нагнетании обстановки.

Шляхта начала поиск подходящих людей. Выбор пал на П. Мовилэ. В 1627 он постригается в монахи. Спустя короткое время становится экзархом Константинопольского престола. В этот же год его избирают великим архимандритом Киево-Печерской лавры.

В 1633 он принимает сан митрополита, что отрицательно воспринимается братством. Учитывая конфликтность ситуации, Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове.

Это назначение имело политический подтекст:

  1. Низложен Киевский митрополит Исаия и верные ему священники.
  2. Православие переподчинено зависящему от Рима Константинопольскому патриарху.
  3. Произошла попытка отрыва православных Червонной Руси от материнской церкви Московского патриархата.
  4. Ослаблены Львовское и Киевское братства.
  5. Основан новый центр православного просвещения в противовес братству.

Последние годы жизни

Его назвали «человеком многих миров» из-за принадлежности к двум религиозным культурам, политическому истеблишменту Речи Посполитой, полиэтническому сообществу.
П. Мовилэ достиг больших результатов благодаря политической интуиции, дипломатической гибкости, писательскому таланту, меценатству и просветительству. Широкую известность получили его заповеди «О вымаливании своих усопших сродников «.

Заслуги великого архимандрита перед православным народом:

  • возрождение в тяжелейших условиях православных центров;
  • поднятие уровня образования;
  • снижение межконфессиональной напряженности;
  • реставрации монастыря (в 1628 году обращался с просьбами о пожертвованиях к русскому царю Михаилу Федоровичу и Львовскому православному братству);
  • выкуп за личные средства церковного облачения и драгоценной церковной утвари, заложенной предшественником;
  • сбор информации о чудесах, связанных с мощами Лавры;
  • издательская деятельность;
  • меценатство.

Канонизация П. Могилы была произведена в 1996 Украинской Православной Церковью, а в 2005 утверждена на всей территории Русской православной церкви.

Общественно-политическая деятельность

Церковную службу православных священников в тот период можно сравнить с положением между молотом и наковальней. Необходимо было иметь мужество, гибкий ум, использовать связи, чтобы взять за правило в жизни преодолевать кризисные моменты и выполнять высокую миссию.

Издание церковных книг

Существуют документальные подтверждения, что католическая Речь Посполитая не позволила создать академию в Киеве. Шляхта противостояла получению полного высшего образования. Курс богословия по-прежнему читался в европейских академиях.
Но Могила добился создания центра образования. Он открыл типографию, где печатались богословские книги на старославянском по греческим подлинникам. Благодаря этому Киевская школа получила статус коллегиума.

Участие в религиозной полемике

Мовилэ был апологетом Православия, включаясь в резкую полемику с униатами, которых «попутал бес «, и римокатоликами. Он всегда проявлял непреклонность, когда речь шла о сохранении православного обряда. В знак протеста против попирания веры, будучи архимандритом Киево-Печерской лавры, устроил скит Голосеевская пустынь.

Назначенный шляхтой митрополит не оправдывал ее надежд. Даже добившись равенства Православной и униатской церквей в 1635 году, он требовал признать униатскую церковь неканоничной.

В своем дневнике высокопоставленный деятель церкви приводил факты о том, как униаты «лжепричащают» водой.

Московский царь Алексей Михайлович высоко оценил его полемический труд против униатов — «Лифос». Особым указом он был переиздан в славянском переводе, что подтвердило его значение.

Основание училища

С конца XVI века униатские и католические религиозные деятели открывали духовные учреждения на русских землях.

При некоторых монастырях действовали центры национального сопротивления. В них создавались кружки, перерастающие в школы и братства.

В 1632 при Киево-Печерской лавре была создана Лаврская школа. Это беспокоило униатов и католиков. Поэтому в 1633 польский сейм назначил Петра Мовилэ архимандритом.

Пытаясь задобрить сейм, новый руководитель изменил название школы на Киево-братскую коллегию. Кроме того, он поставил цель — создать учебное заведение по европейскому образцу. Огромную материальную поддержку эта идея получила от гетмана Сагайдачного.

Архимандрит успешно внедрял свою систему обучения:

  • ученики не выделялись по сословиям и возрасту;
  • знания получались в процессе терпеливых занятий;
  • воспитание проходило в православном духе;
  • школа давала начальное, среднее и высшее образование;
  • на месте шла подготовка преподавательского состава.

Своему детищу руководитель завещал личную библиотеку, наследство, включающее недвижимость и хутора.Сегодня ВУЗ Украины носит имя своего мецената: Киево-Могилянская академия.Кроме киевской коллегии выдающийся деятель создал школу в Виннице.

Восстановление киевских святынь

Униаты, получив доступ к святыням древней Руси, начали захватывать ее храмы. Епископ вернул в лоно национальной церкви Софийский собор и Выдубицкий монастырь. При его участии были подняты из руин храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей.
В ходе восстановительных работ в Десятинной церкви идентифицировали останки равноапостольного князя Владимира. Были достойно перезахоронены святые мощи (например, святой праведной Иулиании, княжны Ольшанской).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попросить вселенную о помощи

Писательские труды и книги

П. Мовилэ — историческая личность. Он не только прославлен как святой, но еще и является автором ряда публикаций. Существует также чин чтения псалтыри по П. Могиле и письменный завет — завещание о том, как надо отмаливать наш род, наших сродников по плоти.

Завещание о поминовении усопших

Церковь Христова ставит своей задачей почитание корней рода. Она рассматривает род как единый организм. Святой дух накапливается от благодеяний его представителей, помогая каждому его члену. Грехи также имеют накопительный характер. Умерший сохраняет живую душу.Поминать — древняя традиция людей. В Православной Церкви существует обычай читать псалтирь о усопших. Каждый п салом необходимо читать не торопясь, со вниманием вникая в смысл.

Молитва поминовения позволяет:

  • молиться о душе усопшего;
  • миловать молящих.

Молясь об упокоении, необходимо читать Псалтирь полностью 20 раз за год, на всех 3-х «Славах» каждой кафизмы прочитывая молитву о упокоении. Тогда Бог проявляет милосердие, прощая грехи. Тем самым человек защищает себя и последующие поколения, снимая проблемы родовых грехов.

Завещание Петра Могилы о поминовении усопших — источник знаний об усопших душах с просьбой «хранить эту ценность».

Поминовение об упокоении на литургии способствует тому, что ангелы испрашивают у Бога милости для души упокоившегося:

  1. За 3 литургии просят милости окропить святой водой грешную душу, находящуюся в аду.
  2. За следующие 3 — несут Причастие душе грешника.
  3. Еще за 10 — подводят к вратам ада.
  4. 20 — получают благословление на освобождение из ада.
  5. 25 — освобождение обгоревших душ.
  6. 30 — окропление святой водой.
  7. 35 — облачение в чистые рубахи.
  8. 36 — подведение к дверям рая.
  9. 38 — Божье благословение.
  10. После 40-й литургии — отмаливание души открывает для нее врата рая.

Таким образом священнослужитель призывал отмолить грехи своего рода.

Исповедания

Святитель Киевский составил «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Оно состоит из вопросов и ответов по истории церкви и основным догматам ее.

Главный наказ для христианина:

  • понимать цель веры;
  • принимать, что в «одном Божестве три Лица: Отец, Сын и Дух Святый.

Другие труды и публикации

Просветитель поднимал уровень образования. Одна из его целей была достигнута — школа превратилась в коллегиум, где можно было получить высшее образование.

Перечень изданных архимандритом книг:

  • «Служебник»;
  • «Требник»;
  • «Краткий катехизис»;
  • «Евангелие Учительное»;
  • «Исповедание»;
  • «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан»;
  • «Лифос»;
  • наставления об изгнании дьявола и злых духов.

Им была начата работа по описанию «Житий святых» и исправлению славянского текста Библии, которую довершили последователи.

о Петре Могиле

Смотрите видео о святом, известном в истории церкви как поборник православия и борец с униатством за возвращение прав своей паствы.

Отзывы и комментарии

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyatye/petr-mogila.html

Петр Могила

Петр Могила ( рум. Petru Movilă; 31 декабря 1596, Сучава — 1 января 1647, Киев) — молдавский боярин, украинский политический, церковный и образовательный деятель Речи Посполитой, архимандрит Киево-Печерского монастыря с 1627 года, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси с 1633 года, экзарх Константинопольского патриарха. Канонизирован Церковью 1996 года.

1. Биография

Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. [1 1] Он родился 31 декабря 1596 года в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и Семигородской княжны Маргарет. В 1607 году в результате борьбы за власть отец парня погиб.

После смерти Симеона Могилы и после захвата в 1612 году Кантемиром Мурзой молдавско-валахийських владений, княжна Маргарет вместе с сыном были покинуть Молдавию и переехать на украинские земли Речи Посполитой, где их приняли родственники — князья Стефан Потоцкий, Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий.

1.1. Образование

Начальное образование Петр Могила получил в Львовской братской школе, организованной в 1586 году для защиты и сохранения православной веры. Семейство Могил придерживалось православия и мало тесные связи с Львовским братством, постоянно помогая ему средствами и услугами в строительстве. Львов был неподалеку от тогдашних молдавско-валахийських владений Львовское братство, испытывая потребность в средствах, часто обращались к вере молдавских хозяев с просьбами о материальной помощи.

Дальнейшее образование Петр Могила получил в европейских университетах. Сначала он получил образование в Польской академии в Замостье, а затем учился в разных учебных заведениях Голландии и в Париже.

Петр Могила свободно владел греческой и латинском языках и довольно быстро овладел богословскую науку. По возвращении в Речи Посполитой он пошел на военную службу, участвовал в Цецорской битве 1620 года и Хотинской битве 1621 года.

1.2. Церковная карьера

Свято-Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Мало известно о периоде жизни Петра Могилы, начиная от его участия в Хотинской битве и к посвящению в сан Киево-Печерского архимандрита. Могила начал часто посещать Киев и принимать активное участие в делах православной веры. Киевский историк С.

Голубев считает, что кроме православного воспитания этому способствовали и частые встречи Петра Могилы с митрополитом Иовом Борецким, его наставником еще во времена учебы в Львовской братской школе.

Общение с Иовом окончательно завершило формирование взглядов Петра Могилы и, по сути, определило направление его дальнейшей жизненной деятельности.

В течение 1622-27 Петр Могила находился на послушании в одном из скитов Киево-Печерской Лавры, который находился на территории современного села Михайловка-Рубежовка под Киевом [2 1]. В 1625 году он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре.

После смерти 21 марта 1627 года архимандрита Печерской лавры Захария Копыстенский, в декабре 1627 на эту должность был посвящен Петр Могила [1 2]. В это время ему исполнилось тридцать лет.

В этом возрасте избрания на такую ​​высокую церковную должность осуществлялось ли не впервые.

Очевидно, этому поспособствовало поддержка Борецкого и других влиятельных благородных семей, исповедовавших православную веру, предыдущее иночество Петра Могилы и его личное богатство. 1628 года польский король Сигизмунд III утвердил Могилу на этом посту.

Н. Костомаров так оценивал первые шаги Петра Могилы:

» Новыйархимандрит сразу же обнаружил свою деятельность в пользу монастыря, завел надзор над священнослужителями в селах лаврских имений, малограмотных приказал учить, а упрямых и своевильних подвергать наказаниям: обновил церковь, не жалел затрат на украшение пещер, подчинил лавре Пустынно-Николаевскиймонастырь, основал Голосеевскую пустынь, построил за свой ​​счет при лавре богадельню для нищих и задумал завести при Печерском монастыре высшую школу. »

1.2.1. Издательская деятельность

Петр Могила прилагал все усилия, чтобы за время его архимандритства Киево-Печерская типография заняла выдающееся место как среди других типографий Украина и Беларуси, так и в общественной жизни в целом.

За пять с половиной лет его настоятельства с лаврской типографии вышло 15 названий изданий. Среди них были и книги самого Петра Могилы.

В 1628 году в Лавре были напечатаны переведенные Петром Могилой из греческого «Агапита диакон главизны поучительны» и «тред цветная», в которых объяснялись важность и значение церковных гимнов.

В 1629 году на Киевском помистному соборе был одобрен к изданию «Литургиарион» Петра Могилы. Он представлял собой служебник, исправленный архимандритом по греческим источникам и с его собственными догматическими и обрядовыми разъяснениями литургии. Это одна из самых значительных трудов Могилы, которая в течение более двухсот лет не теряла своего значения.

Кроме этого в собственноручных записях Могилы сохранился ряд канонов и церковных писнопинь, частично вошли в будущих лаврских изданий: это канон на причащения священников, канон на исход души, канон на создание мира и плач изгнанных из рая прародителей, канон покаянный, благодарственно песнопения в честь пресвятой Богородицы в связи с замечательным лишением ней Киево-Печерской обители от нашествия Ляская войска ( 1630) и другие. Эти небольшие произведения, написанные церковно-славянском языке, свидетельствуют о незаурядном литературном даровании Петра Могилы.

1.2.2. Дипломатическая деятельность

Герб Петра Могилы с «Требника» 1646 года. В верхней левой части герба — герб Молдавии, в левой нижней части — герб Валахии.

Собственноручная подпись Петра Могилы.

Жизнь и церковная служба Петра Могилы пришлись на сложное время в истории православной церкви в Украине. В 1596 году была подписана Брестская уния, в результате которой большинство православных епископов признала верховенство Папы Римского, а Киевская православная митрополия виднововила свое единство с Римско-Католической Церковью.

Те православные иерархи и священники, которые не признали унии, фактически оказались вне закона. Верные и большинство монастырей также выступили против унии. Однако в осуществлении ее положений была заинтересованность светская власть, поэтому притеснения православных, которые не хотели признавать превосходство Рима, стали обычным явлением.

Петр Могила считал чрезвычайно важным делом примирения всех православных — тех, которые признали унию, и тех, которые выступали против нее. Однако его действия, направленные на это примирение, вызвали неоднозначные оценки современников.

Одни считали Могилу искренним поборником единства православия, другие — рукой королевской власти, тщится обратить православных в униатов и разорвать связи с восточными патриархами и Москвой [1 3].

29 июня 1629 года в Киеве должен быть созван помистний собор, предметом обсуждения которого должен был стать вопрос примирения униатов и православных. Но положительных последствий собор не дал.

Не оправдались надежды Петра Могилы на примирение церквей и на Львовском соборе. Но больному удар по его надеждах нанесла смерть Иова Борецкого. Весть о смерти своего наставника Петр Могила получил 16 января 1631 года, возвращаясь в Киев с освящения Ставропигийской церкви в Львове. Церковь была збудованоа Львовским братством с немалыми пожертвованиями Могилы.

Неудачи всех попыток по примирению церквей породили растерянность и безнадежность среди православных обоих течений — тех, кто признавал унию или выступал против нее. Как писал тогда ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович :

» Мы — дети одного отца, сыновья одной матери, зачем разрываем согласие, зачем друг друга посылаем в ад, зачем друг друга виклинаемо! [2 2] »

После ознакомления с духовным завещанием Иова Борецкого Петр Могила вступил в Киевского братства и стал старшим братец, опекуном и основателем братства, монастыря и школы. Эта должность открывала ему путь к занятию митрополичьей кафедры, но митрополитом было наставлен Исайю Копинского.

1.2.3. Просветительская деятельность

Петр Могила посвятил значительную часть своей жизни развитию православного школьного и образования в Украине.

Петр Могила, будучи архимандрита, сплотил вокруг себя образованных людей. Осенью 1631 года на территории Киево-Печерской лавры он открыл первую школу. Преподавание в Лаврской школе велось латинском и польском языках, и создавалась она по образцу ведущих школ того времени — иезуитских коллегий. Всего в ней обучалось более ста учеников.

Петр Могила хорошо осознавал значение образования в развитии общества и стремился основать в Киеве такие школы, которые отвечали бы потребностям времени и ни в чем не уступали бы подобным европейским учебным заведениям.

Еще задолго до открытия школы, заботясь об опытных преподавателей, Петр Могила подбирал способных молодых людей и за свои средства отправлял их за границу на учебу.

Однако школьные дела не давались Петру Могиле легко. Сначала Печерский-лаврские иноки выступили против предоставления школе помещений.

Могиле удалось уладить эту проблему, но, как только началось обучение, противники Могилы стали видеть в лаврской школе конкурента Киевской братской школе. Киевское братство и казачество подняли вопрос об объединении Киевской братской школы и лаврской.

Их поддержал и новый митрополит Исаия Копинский. Петр Могила согласился объединить лаврскую школу с братской, при условии, что будет блюстителем и опекуном объединенного учреждения.

Лаврскую школу, объединенную в 1632 году с братской, впоследствии был преобразован в Киево-Могилянскую коллегию, которая была провозглашена правопреемницей Киевской Академии, основанной Ярославом Мудрым.

Автор ?Истории Русов? по ​​этому поводу писал, что гетман Сагайдачный: «построил Братский Киевский монастырь на Подоле под распоряжением того же наказного гетмана Петра Жицкого, яко в архитектуре толкового; придал монастырю богатые села и восстановил в нем с помощью Митрополита Киевского Петра Могилы древнюю Киевскую Академию, основанную со времен последнего крещения Руси, но от нашествия на Русь татар скрытую по разным монастырям и пещерах. «.

Коллегия была организована по образцам иезуитских учебных заведений. Студенты изучали здесь три языка: греческий, латинский и церковнославянский, изучали богословие и светские науки. Среди выпускников этой коллегии была немало представителей элиты тогдашней Украине и Белоруссии [1 4].

На содержание коллегии и монастыря Могила записал две лаврские волости и подарил собственное село Познякивку, кроме того, оказывал денежную помощь как коллегии, так и учителям и ученикам.

Учитывая быстрый рост числа учащихся в 1634 году был открыт филиал коллегии в Виннице, которую позже перенесли в Гоще на Волынь, где она просуществовала до конца 17 века, а 1636 года Могилой была основана коллегия в Кременце.

С именем Петра Могилы связано развертывания православной системы высшего и среднего образования в Украине, копировала католические школы, пытаясь конкурировать с ними.

В апреле 1632 года умер король Сигизмунд III. По польским обычаем после смерти короля имел собраться так называемый конвокацийний сейм, на котором делался обзор деятельности предыдущего короля, обсуждались различные мнения и предложения относительно будущего королевства. Затем собирался елекцийний сейм, на котором избирался новый король.

В Прилуках было созвано большой казацкий Раду, которая избрала на сейм делегацию. Петр Могила был делегирован на сейм от имени митрополита Исаии Копинского и всего православного духовенства. На сейме он имел требовать отмены всевозможных актов, запрещавших православным строить церкви, открывать коллегии, типографии, возвращения епархий, церковных имений.

Владислав IV восстановил Киевскую митрополию и вернул православным отменены привилегии. Он поддерживал Могилу в попытках занять пост митрополита в Киеве.

Источник: http://nado.znate.ru/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0

Петр Могила — изучаем основательно

/ Святые /  

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Йогурт что это такое

После крушения Византии наступил кризис Вселенского патриархата. Он негативно отразился на православных Червонной Руси, захваченной Речью Посполитой. В 1596 году по Брест-Литовской унии Киевская, Галицкая, Львовская и Луцкая метрополии были насильно преобразованы в Русскую униатскую церковь. Восстание казачества и давление львовского и киевского братства, шаткое внутреннее положение заставили польского короля признать православную церковь на подконтрольной ему территории.

Наиболее компромиссной фигурой для Речи Посполитой стал Петр Могила (Petru Movilă (Мовилэ), 1596—1646).

Сочинения

  • Поучение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа и каждого христианина, Киев, 1632.
  • Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев, Киев, 1636.
  • Грамота Львовскому братству, 1640.
  • Камень на сокрашение оболгания Кассиана Саковича Киев, 1644 — сочинение против унии
  • Слово на брак Януша Радзивилла, Киев, 1645.
  • Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан, 1645 — первая опубликованная версия составленного митрополитом Петром катехизического труда. Подробнее см. Исповедание Петра Могилы.
  • Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы (пуб.: Акты зап. России, т. 5, № 9).
  • Духовное завещание (пуб.: Киев. пам., 149-181).
  • Записки о событиях южного края (пуб.: Киев. еп. вед., 1861-1862) — или «Собственноручные записки». Уникальный памятник церковной истории и литературы, представляет из себя сборник сведений о благодатных явлениях в Киево-Печерской Лавре, рассказов и наблюдений о наиболее замечательных чудесах и событиях в Православной Церкви в южно-русских, молдо-влахийских и отчасти греческих землях. Преимущественно обращено внимание на те явления, которые ясно показывают превосходство Православия над другими вероисповеданиями и изобличают несостоятельность последних.
  • Обет об устроении школ (пуб.: Киев. пам., 149-181).

Соавтор:

  • Λίθος, или Камень — полемический сборник

Издатель:

  • Служебник, 1629, 1639.
  • Свт. Каллист I, патриарх Константинопольский, Евангелие Учительное (Беседы), Киев, 1637 — поучения на праздничные и воскресные дни
  • Афанасий Кальнофойский, Τερατουργήμα, 1638 — митр. Петр дополнил рассказы о чудесах печерских
  • Евхологион альбо молитвослов (Tребник), 1646 (факсимильное изд.: Киево-Печерская Лавра, 1999).
  • Цветная Триодь.

Вдобавок митрополиту Петру принадлежит начало двух великих трудов выполненных его продолжателями. Он заказал на Афоне Синаксарь преподобного Симеона Метафраста и хотел перевести его на церковнославянский, дополнив житиями русских святых.

Этот труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский. Другим трудом было исправление славянского текста Библии, которое было завершено лишь около столетия после кончины митрополита в форме т.н.

«Елизаветинской Библии».

Свт. Петр (Могила). Румынская икона ок. нач. XXI в.

Канонизация. Мнения о нём

 года Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата причислил киевского митрополита Пётра Могилу к лику местночтимых святых. года по благословению Патриарха Алексия II имя митрополита Петра было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. С тех пор митрополит Пётр является общерусским святым. День памяти по календарю РПЦ — 31 декабря (13 января). В его память был учреждён орден святителя Петра Могилы.

В то же время личность митрополита Петра (Могилы) даже после канонизации вызывает неоднозначные оценки в церковной среде.

По мнению доцента Киевской Духовной академии архимандрита Сильвестра (Стойчева), в богословских сочинениях и решениях Петра Могилы имеются недостатки, но создание коллегии и труды по благоустройству Лавры сделали его «величайшим святителем».

Память

  • Пётр Могила. Гравюра Л. Осипова, 1842 год.
  • Мемориальная плита в память о Петре Могиле во Львове
  • Почтовая марка Молдавии выпущенной к 400-летию со дня рождения митрополита, 1996 год

: Поучения детям Владимира Мономаха: читаем по пунктам

Происхождение и семья

В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.

  • 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
  • 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
  • Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
  • В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.

Святитель Петр Могила

Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.

Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.

Принятие духовного сана

Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.

Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.

Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.

Икона Петра Могилы, митрополита Киевского

Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:

  • свободно исповедовать православную веру;
  • совершать Таинства;
  • проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
  • создавать братства;
  • открывать школы и училища;
  • устраивать богадельни.

Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.

Важно! 1 ноября 1632 года благодаря княжьему воспитанию и тонкому дипломатическому дару Петра Могилы вышел официальный указ, утверждающий независимость православия в Украине.

В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.

В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.

В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.

Смерть и почитание

1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.

Митрополит Петр Могила причислен к лику Местночтимых святых

В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.

В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.

Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.

8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.

Духовное наследие

Современные традиции и Божественные службы, совершаемые торжественно с благолепием во время Великого Поста, когда читается Евангелие и Акафист о Страстях Господних, были основаны великим верным сыном Божьим, Петром Могилой.

В 1643 году Киевский владыка благословляет составление Канона Преподобным Печерским, написанного константинопольским монахом греком Мелетием Сиригой.

Лаврское издание Следованной Псалтири пополнилось этим уникальным Каноном в 1644 году, после чего святителем был заказан Месяцеслов преподобного Симеона Метафраста, в котором даны описания Жития Святых.

Требник митрополита Петра Могилы

Мечтой светильника православной веры было сделать перевод греческого издания «Синакрия» на церковно-славянский язык, но внезапная смерть не дала осуществиться задуманному при жизни архиепископа, мечта осуществлена в результате титанического труда выпускником Киево-Могилянской академии Димитрием Ростовским.

Интересно! Киевская академия получила второе Могилянская в честь памяти Петра Могилы, как ее основателя.

Среди питомцев Академии десятки святых, которые несли свет Божий в мир. При жизни митрополита были изданы:

  • Евангелие Учительское, сборник поучений на праздничные и воскресные дни, составленный константинопольским патриархом Каллистой;
  • Анфологион — собрание избранных служб на все 12 месяцев года;
  • Евхологион альбо, молитвенник или Требник Петра Могилы, увидевший свет в 1646 году.

Он подготовил к печати Катехизис «Православное исповедание», которое было одобрено Собором, но вышедшее в печатном виде в 1662 году в Амстердаме почти через 20 лет после смерти святителя.

Афанасий Кальнофойский подготовил к изданию книгу «Τερατουργήμα», в которую вошли чудеса и Печерских святых, представленные святителем.

В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал списать книгу «Камень», в составлении ее активное участие принимал киевский митрополит Могила, в которой подчеркивалась истинность богослужений, Таинств, постов, устройство храмов и обителей согласно православному Уставу.

Святитель всячески подчеркивал безблагодатность церкви униатов, описывая случай, когда во время причастия вино в руках митрополита Ипатия Поцея превратилось в воду. На основании полемических книг, написанных в защиту отеческой веры и Православной церкви, был основан небольшой скит, будущая Голосеевская пустынь.

Памятник Петру Могиле возле Киевской духовной академии

В записках московского митрополита Макария Булгакова сказано, Петр Могила является украшением истории православной церкви, превосходя иерархов того времени просвещением и любовью к просвещению.

На метрополитанском соборе 1646 года по совету митрополита киевского были введены метрические книги, реестры актов гражданского состояния, рождение, крещение, брак, смерть.

На сегодняшний день послания Петра Могилы не утратили своей актуальности, святитель в свое время выиграл битву за будущие поколения, но и сегодня борьба за души молодежи стоит на первом месте, дьявол рыкает со всей уголков.

Имея пример истинной веры и твердой воли в лице святителя Могилы, современные христиане должны быть светом всему миру личным примером православной жизни.

Важно! По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского патриархата 6 декабря 1996 года киевский митрополит Петр Могила был причислен к лику Местночтимых святых.

Через девять лет, 8 декабря 2005 года имя святителя внесли в Месяцеслов РПЦ, согласно которому 13 января во всех православных храмах московского Патриархата чтится память митрополита киевского. В его память учредили орден святого Петра Могилы.

Его сочинения «Крест Христа Спасителя», «Сказания Петра Могилы», Завещание и поныне у многих монахов и священников являются настольными книгами.

Святитель Петр Могила

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/petr-mogila.html

Монастыри и Храмы Киева

04 Декабрь 2010

Киево-Печерская Лавра — знаменитая православная обитель, один из наиболее древних и значимых русских монастырей, главное в старой России место религиозного поклонения, уникальный архитектурный ансамбль (ул. Лаврская, 11-15).

Как следует из названия, монастырь начинался от пещер. Летопись сообщает, что первую «пещерку малую» выкопал на днепровском склоне приближенный к Ярославу Мудрому священник Иларион, чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, свт.

Иларион прекратил посещать пещеру, и в ней между 1051—54 гг. поселился отшельник преподобный Антоний.

Выдубицкий монастырь

11 Октябрь 2010

Один из древнейших киевских монастырей, сохранившийся до нашего времени. Выдающийся архитектурный ансамбль украинского барокко (ул. Выдубицкая, 40).

Основан около 1070 г. Всеволодом Ярославичем (в то время еще не киевским, а переяславским князем) в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь св.Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр  соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.

Гнилецкие пещеры

05 Октябрь 2010

Подземные лабиринты Гнилецкого монастыря, которые использовались как некрополь и жилье. Состоят из двух отдельных комплексов, расположенных возле хутора Вольного.

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

15 Август 2011

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива Теремки–2, на берегу небольшого пруда. Его строительство началось по инициативе народного депутата Украины Игоря Лисова. Собор был выполнен в неовизантийськом стиле. Алтарная абсида  храма украшена мозаикой. Сейчас проводятся работы по отделке других стен храма.

Другие статьи

Источник: http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=2009:2011-09-15-10-11-04&catid=15:2010-09-11-09-08-16&Itemid=22

Петро Могила біографія скорочено

Біографія Петра Могили скорочено викладена в цій статті.

Петро Могила – київський митрополит молдовського походження, який мав титул «Екзарх Константинопольського трону».

Петро Могила коротка біографія

Петро Симеонович Могила народився у 1597 році у родині молдовського боярина князівського роду. Його батько був володарем спочатку Валахії, а потім Молдавії. Через певні несприятливі обставини його родина втрачає свою владу та змушена переїхати до Польщі, де оселилась в родині Ієремії Вишневецького, свого родича.

Петро Могила отримав православну освіту у Львівському братському училищі. Віддавши себе духовній діяльності, він вдосконалював свої знання в кращих університетах Європи.

Варто відзначити, що роки його життя припали на період боротьби римської та константинопольської церкви за Україну. Свою перевагу він віддав східно-православній церкві і в 1627 році його було обрано архімандритом в Києво-Печерській Лаврі.

Йому у володіння від митрополита Іова Борецького дісталась величезна бібліотека, якою він став завідувати.

Петро Могила – засновник лаврської школи, вищого училища. В ньому викладались вільні науки, грецька, слов’янська та латинська мови.

Завдяки своїй дипломатичній діяльності Петро Могила домігся від польського короля визнання православної митрополії у місті Київ та існування чотирьох легальних єпархій. Займався реставрацією старовинних церков, зокрема церкви св. Володимира Спаса і трьох Святителів. З 1635 року відкрив залишки Десятинної церкви та займався її реставруванням.

Митрополит займався написанням книг, найбільш значними серед яких були – «Євангеліє Учительноє», «Евхологион альбом- молитвослов». Підготував латинською мові катехізис під назвою «Православне сповідання». «Сповідання» в перекладі з грецької було розіслане для перевірки і схвалення східним патріархам.

Могилою були видані «Збори короткої науки про артикули віри православних кафолических християн».

Докладав усіх зусиль, щоб за час його архімандритства Києво-Печерська друкарня посіла визначне місце як серед інших друкарень України та Білорусі, так і в суспільному житті загалом.

Помер Петро Могила 1 (11 січня) 1647 року, коли йому виповнилося лише п’ятдесят. На посаді митрополита він прослужив всього чотирнадцять років. 3(19) березня 1647 року тіло покійного, згідно з його волею, було перенесено й покладено у Великій церкві Києво-Печерської лаври.

Цікаві факти про Петра Могилу

Цікаво, що свого часу Петро мріяв стати військовим і навіть брав участь у хотинській битві, але швидко зрозумів, що кровопролиття йому не подобається.

За кілька днів до смерті первосвятитель склав духовний заповіт, оголошуючи Києво-Братську колегію першою спадкоємицею свого майна. Їй він заповів 81 тис. злотих, все своє нерухоме майно, коштовності та бібліотеку. На той час Петро Могила мав одну з найбагатших бібліотек. В ній були твори Сенеки, Горація, Цезаря, Ціцерона, Макіавеллі, трактати Авіценни та ін.

Источник: https://dovidka.biz.ua/petro-mogila-biografiya-skorocheno/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что говорил пророк мухаммед

Закрыть