Кто такой мартин лютер

Лютер Мартин

кто такой мартин лютер

Имя: Мартин Лютер

Дата и место рождения: 1483, Ауслебен, Саксония

Дата и место смерти: 1546, там же

Род деятельности: богослов, политический деятель, инициатор Реформации

В краткой биографии немецкого богослова и публициста Мартина Лютера изложены основные факты из жизни главного оппонента католической церкви.

Начало пути

Мартин Лютер родился в семье саксонского крестьянина, который смог заработать небольшое состояние. Найдя работу в шахте, а затем, перебравшись в город, Ганс Лютер отдал Мартина в католическую школу (1497). Через 4 года отец определяет Мартина в Эрфуртский университет.

В 1505 будущий реформатор получает степень магистра искусств. Он приступает к изучению юриспруденции. Однако, неожиданно для окружающих, Лютер уходит в монастырь августинцев.

Монах из Эрфурта

Согласно легенде, такой поступок был вызван смятением духа, во время страшной грозы. Получив сан, Мартин становится преподавателем в Виттенбергском университете. Он читает лекции и одновременно учится сам, в надежде получить степень доктора теологии. Поездка в Рим вызвала у сурового германского монаха настоящий шок: он столкнулся с развращенностью и алчностью отцов католической церкви.

Начало реформации

Но даже после возвращения из «вечного города» Лютер остается последователем католицизма. Он верит в возможность внутреннего перерождения римской церкви, изучает библию, пишет богословские труды. Переломным моментом стало появление в Виттенберге торговца индульгенциями. Отпущение грехов за звонкую монету подвигает Лютера к опубликованию Тезисов. В них богослов открыто выступает против существующих канонов католичества.

Отлучение от церкви

95 тезисов за несколько недель обходят всю Германию. Лютер обличает пороки церкви, отрицает непогрешимость Папы Римского. В 1519 году он был предан анафеме главой католичества, папой Львом Х. Мятежный монах сжигает буллу (документ, объявляющий об отлучении от церкви) и публикует воззвание к немецким дворянам. Борьба с римской церковью им объявлена делом всей германской нации.

Германский император издает Вормсский эдикт, в котором Лютер осуждается как еретик. Лютеру грозит опасность погибнуть от руки любого ревностного католика. Саксонский курфюрст инсценирует похищение непокорного монаха. Мартин Лютер укрывается в замке, где проводит долгое время. В убежище он переводит на немецкий язык Библию.

Новая эра

Однако тезисы и выступления Мартина Лютера легли на благодатную почву. Социально – экономическое развитие Европы тормозилось глобальным доминированием католической церкви. Лютер нашел немалое число последователей и поддержку со стороны буржуазии. Движение реформации было подхвачено во многих германских землях, а впоследствии получило распространение по всей Европе.

Обновление, начатое Лютером, расколола единую римскую церковь. Это стало началом эпохи капитализма. Протестанты, для которых труд и обогащение стали «божьей благодатью», дали толчок в развитии точных наук и предпринимательства. А европейские страны, где новая церковь заняла главенствующие позиции, быстро вышли в число ведущих мировых держав.

Интересные факты

  • Мартин Лютер был первым, кто поставил у себя в доме рождественскую елку;
  • К Лютеру питал симпатии Адольф Гитлер: так называемую Хрустальную ночь национал-социалисты провозгласили Днем рождения Лютера;
  • Помог бежать из монастыря нескольким монахиням, одна из которых, впоследствии стала его женой;
  • Вместе с Аденауэром и Марксом, по опросам, вошел в число трех великих немцев;
  • Сделал доступной для чтения Библию, переведя ее на немецкий язык.
  • Источник: https://frigato.ru/biografii/religioznye-deyateli/2083-lyuter-martin.html

    Мартин Лютер

    кто такой мартин лютер

    10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

    Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

    Родители Мартина Лютера

    В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

    В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

    Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

    В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

    Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов. 

    Портрет Мартина Лютера

    Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

    Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

    Жизнь при монастыре

    В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

    Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год — священство, став братом Августином.

    Монах Мартин Лютер

    Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

    В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

    Реформации

    Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

    В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.

    Библия Мартина Лютера

    Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.

    Мартин Лютер в Вормсе: «На сём я стою»

    Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

    В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.

    Мартин Лютер сжигает папскую буллу

    В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

    Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

    Мнение о евреях

    Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

    Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».

    Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха

    После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

    Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

    Личная жизнь

    Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

    Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.

    Мартин Лютер и его жена Катарина

    Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

    Смерть

    До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.

    Похороны Мартина Лютера

    Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы. 

    Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

    В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

    Цитаты

    «Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы». «Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить». «Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

    Библиография

    • Берлебургская библия
    • Лекции о Послании к Римлянам (1515—1516)
    • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
    • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
    • О вавилонском пленении церкви (1520)
    • Письмо Мюльпфорту (1520)
    • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
    • О свободе христианина
    • Против проклятой буллы Антихриста
    • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
    • О рабстве воли (1525)
    • О войне против турок (1528)
    • Большой и малый Катехизис (1529)
    • Письмо о переводе (1530)
    • Похвала музыке(1538)
    • О евреях и их лжи (1543)

    Источник: https://24smi.org/celebrity/5016-martin-liuter.html

    Семейная история Мартина Лютера

    кто такой мартин лютер

    Известно, что уроженец саксонского города Эйслебена Мартин Лютер происходил из тюрингских крестьян. Его семейная история связана с западной частью Тюрингенского леса и окрестностями города Эйзенаха. А именно с селом Мёра, которое известно в источниках ещё с XIV столетия.

    Место славилось близлежащим болотом, в котором по легенде сгинуло много людей и домашнего скота. В селе к концу XV века проживало приблизительно 250 человек. Они платили подати в имперскую казну, от местной знати фактически не зависели. Очень закрытые и упорные люди жили в тех краях. Тюрингские крестьяне сохраняли традиционный уклад в хозяйстве до XVII столетия.

    Село находилось в трёх днях езды от крупного центра культуры и торговли — города Нюрнберга.

    Ганс Людер и Маргарет Линдеман. (Wikimedia Commons)

    Настоящая фамилия будущего вершителя судеб немецкой нации — Людер. Эта фамилия считалось довольно распространенной в округе Эйзенаха. Собственно, сам реформатор, будучи студентом Эрфуртского университета, был записан как «Мартинус Людер из Мансфельда».

    Людеры владели пятью дворами в селе Мёра: дед Мартина Гейне Людер был собственником одного из этих дворов. Четверо сыновей: Вейт, Гейнц, Ганс-старший и Ганс-младший проживали с отцом. По старой традиции земля по наследству переходила младшему сыну в семье — Гейнцу.

    Остальные же оставляли отчий дом в поисках лучшей жизни.

    Дом Лютера в Эйзенахе в 1498—1501 гг. (Wikimedia Commons)

    Ганс Людер-старший в 1481 году отправился под венец с жительницей Эйзенаха Маргарет Линдеман. Через два года Ганс с годовалым сыном и супругой на сносях уехал в бедные районы Эйслебена. Глава семьи трудился на рудниках Мансфельдского графства, чтобы кормить беременную жену и ребёнка. 10 ноября 1483 году у пары родился второй сын — Мартин.

    Летом 1484 года семья Людеров уже жила в Мансфельде: отец трудился на меднорудных шахтах не покладая рук и к 1509 году он стал горным мастером — Ганс имел процент прибыли с восьми шахт и трёх плавилен. К 1525 году он скопил приличное наследство: на 1250 гульденов можно было приобрести земельный участок с поместьем, пахотой и лесом.

    Отец Мартина был довольно трудолюбивым человеком, который выбился в обеспеченные бюргеры.

    Семья Мартина Лютера: быт и нравы

    Семья не голодала и не находилась в постоянном поиске материальных средств. Но Мартин всегда вспоминал детские годы, которые были наполнены воздержанием во всём: в еде, в одежде, в быту. Экономия была везде: мать постоянно ходила в лес собирать хворост чтобы топить очаг, пища была скудной, а одежду носили до последнего. Жили по-прежнему в бедном районе и помещения дома не отличались хорошим убранством.

    Если говорить о личностных характеристиках родителей Мартина Лютера, то следует отметить ряд интересных моментов. Маргарет Линдеман отличалась музыкальными способностями, хорошо пела, была очень благочестивой и впечатлительной особой. Именно она познакомила Мартина с идеями Нового благочестия (возвращение к раннехристианским догмам), которые были так популярны в немецких землях во второй половине XV века.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выбрать имя для крещения

    Ганс Людер — рассудительный, твёрдый и упорный человек. Будучи уже по сути бюргером, он всё так же рассуждал на вольные темы как крестьянин. Но ему требуется постоянно переступать через себя: бюргеру следует быть прагматичным. Лютер в своих воспоминаниях об этом неоднократно отмечал.

    Пара относилась к типичным верующим Германии XV-XVI столетий, которые уважали наказы апостольского престола, справляли обряды и в какой-то степени были недовольны злоупотреблявшими своим положением церковными иерархами.

    Мартин Лютер — монах. (Wikimedia Commons)

    К воспитанию детей Ганс и Маргарет относились довольно стандартно, по-библейски. Притчи Соломоновы были очень хорошо восприняты ими: за провинности дети наказывались розгами. За взятую без спроса со стола булку Мартина будет жестоко бить хворостинами прямо-таки до крови его матушка.

    Как и большинство горняцких детей, Мартин Лютер всё же оставался без должного внимания: родители долго трудились и после работы у них совершенно не было времени на планомерное общение со своим чадом.

    Тем более, что мать рожала чуть ли не через год: правда многие дети ещё в младенчестве умерли.

    95 тезисов. (Wikimedia Commons)

    Но надо отдать должное отцу будущего реформатора: он накопил достаточно денег, чтобы Мартин получил образование сперва в латинской школе Мансфельда, а после — учился в Магдебурге. Именно там Мартин попал в общину «братьев общей жизни» и там же началось формирование его собственного взгляда на религиозную жизнь.

    Доктор теологии, бывший монах, семейный человек

    Лютер был яростным критиком и противником целибата. Он прекрасно понимал: жизнь без семьи и любимого человека — настоящая мука и только избранным дозволено выдержать испытание одиночеством (например, Франциску Ассизскому). Самое главное — не стать зависимым от похоти.

    Брак не был в его глазах плодом восторженной любви — это испытание без конца, постоянное смирение и прощение. Особенно после Крестьянской войны 1525 года Лютер начал осознавать всю быстротечность жизни и задумался о браке.

    Пасторы новой веры уже во всю связывали себя узами с избранницами.

    Лютер в свою очередь очень помог беглым монахиням из альбертинского монастыря, которым он дал кров в 1523 году. Среди девяти монашек была и его будущая жена — Катарина фон Бора. Позднее она трудилась у самого Лукаса Кранаха, художника и бургомистра Виттенберга.

    Лютер часто бывал у Кранаха, и Катарина пристально следила за известным богословом. Потом в личной беседе она всё-таки обмолвилась о том, что была бы не прочь стать женой Мартина. Узнав об этом, Лютер переночевал с этой мыслью и на утро сделал Катарине предложение руки и сердца. 13 июня 1525 года состоялась свадьба отца немецкой Реформации.

    Катарина фон Бора была очень жизнерадостной, ухоженной двадцатисемилетней дамой.

    Катарина фон Бора — жена Мартина Лютера. (Wikimedia Commons)

    Их интимная жизнь была далека от идеала: оба уже не юны, оба были в оковах монастырского уклада. Изначально это был очень своеобразный союз: вспыльчивый, мнительный и очень увлеченный Лютер и терпеливая, последовательная и компанейская Катарина фон Бора. В их дом в Виттенберге мог попасть любой страждущий: двери всегда были открыты, и хозяева слыли очень гостеприимными.

    Семья очень любила петь за столом и устраивать званые вечера. У пары родились пять детей: Ганс, Магдалена, Мартина, Павел, Маргарет. В их доме часто проходили лекции, встречи с городскими чиновниками и просто дружеские застолья. Семейство Лютера можно по праву назвать хлебосольным.

    В Катарине фон Бора он нашел не только будущую любовь всей жизни, но и настоящего единомышленника, единоверца.

    Подводя итог, можно смело сказать, что воспитание, гены и семейный уклад немецкого реформатора очень сильно сказались на его карьере и деятельности. Решительные шаги Реформации в Германии в начале XVI столетия были своеобразным отражением характера и воспитания Мартина Лютера. Он не был настоящим проповедником из народа, но он прекрасно понимал его нужды и желания. Лютер был зависим от семейной поддержки, ведь именно она дала ему путёвку в жизнь.

    Источник: https://diletant.media/articles/45276733/

    Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу

    Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.

    Жизнь Лютера до Реформации

    Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.

    Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

    Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним.

    Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием.

    Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.

    Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.

    Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.

    Начало реформаторской деятельности

    Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.

    В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно.

    Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом.

    Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.

    Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.

    Знаменитые «95 тезисов»Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

    тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

    Папа придает Лютера анафеме

    Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения.

    То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики.

    Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

    Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.

    Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557 После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.

    Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

    Император приглашает Лютера объясниться

    Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.

    Лютер в ВормсеСразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.

    Похищение Лютера

    В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

    Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией.

    Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор.

    Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

    Лютер как первопроходец

    Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это. Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви. И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.

    Исторический перевод Библии

    В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.

    Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.

    Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

    В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

    В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

    Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

    Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон.

    Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века.

    Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

    Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

    Значение деятельности Лютера

    По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.

    Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.

    Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство.

    И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим.

    Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.

    Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.

    Почтовая марка ГДРНапример, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.

    Источник: https://www.anews.com/p/115862719-kto-takoj-martin-lyuter-i-kak-on-izmenil-evropu/

    Мартин Лютер: биография, личная жизнь, исторические факты

    Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

    Происхождение

    Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

    После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку — вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Если просфора засохла что делать

    О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние — более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям.

    А главное — смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

    Несостоявшийся юрист

    Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

    По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс «семи свободных искусств». С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

    Монах

    Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

    Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным — человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

    Доктор теологии

    Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина — христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

    Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление — в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

    В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

    Теория Лютера

    С 1515 года он уже не только преподавал — под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла.

    Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов «первоверховного» апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость — такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу «95 тезисов».

    Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

    «95 тезисов»

    В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление «95 тезисов» и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

    Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

    При написании «95 тезисов» Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

    Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное — такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику – это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

    Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

    Вызов католической церкви

    Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

    Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар — публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

    Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. «На сем стою и не могу иначе» — это слова из речи Мартина Лютера.

    Перевод Библии

    В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского.

    Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол.

    А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

    До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

    Проповеди

    В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене – немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

    Роль Мартина Лютера в истории

    Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял Конрад Аденауэр.

    Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

    Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его «теологом холокоста».

    В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал «Иисус Христос родился евреем». Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

    Память

    Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

    Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. «Лютер» — совместный проект США и Германии.

    Мартин Лютер Кинг

    Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

    Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма — общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.

    Источник: https://autogear.ru/article/673/76/uu-martin-lyuter-biografiya-i-lichnaya-jizn/

    Мартин Лютер. Достижения и вклады. | Внеклассный час

    Мартин Лютер (1483 — 1546) был немецким профессором богословия и монахом, чьи действия и учения привели к протестантской Реформации, движению, которое вызвало раскол в христианстве между католицизмом и протестантизмом. Благодаря этому он считается одной из самых влиятельных фигур в истории христианства.

     Лютер восстал против коррупционных действий Римско-католической церкви таких, как послабления, когда духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Более того, Лютер проповедовал учение об оправдании «только по благодати через одну только веру на основе одного Писания».

     Это противоречило проповеди Римско-католической церкви, которая защищала добрые дела как необходимые для спасения; и определенную власть, основанную как на Писании, так и на Предании. Узнайте больше о вкладе Мартина Лютера благодаря его 10 основным достижениям.

    №1. Он успешно протестовал против коррупционной практики снисходительности.

    В римском католицизме снисходительность — это «способ уменьшить количество наказаний за грехи». К концу Средневековья индульгенции широко применялись духовенством, использовавшим их как инструмент, с помощью которого Церковь прощала грехи людей в обмен на деньги. Именно в знак протеста против этой безнравственной и порочной практики Мартин Лютер начал движение за Реформацию.

     Протест Лютера против индульгенций получил широкое распространение. Эта практика широко использовалась при его жизни. Протест стал настолько влиятельным, что даже спустя 10 лет после смерти Лютера, в 1562 году, католическая церковь продолжала ограничивать использование индульгенций в Совете Трента.

     Через несколько лет, в 1567 году, Папа Пий V отменил все гранты индульгенций с участием каких — либо сборов или иных финансовых операций.

    Изображение продажи католической индульгенции

    №2. Мартин Лютер написал чрезвычайно влиятельные девяносто пять тезисов.

    В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, погрязший глубоко в долгах, получил разрешение от папы Льва X провести продажу особой пленарной снисходительности, которая обеспечит прощение временного наказания за грех.

     В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал Альберту из Бранденбурга письмо, в котором он приложил копию своего «Спора Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», который позже стал известен как 95 Тезисов. Это считается началом протестантской Реформации, с 31 октября празднуется ежегодно как День Реформации.

     Девяносто пять тезисов, которые были научным возражением против плохой практики церкви, были быстро перепечатаны, переведены и распространены по всей Германии и Европе. Они стали основой протестантской Реформации.

     Первые два тезиса содержали основную идею Мартина о том, что Бог хотел, чтобы верующие искали покаяния и эта вера, а не дела, приведет к спасению. Остальные 93 тезиса либо поддержали эту центральную идею, либо выступили против индульгенций.

    95 тезисов Мартина Лютера

    №3. Мартин Лютер твердо стоял на своей позиции в Сейме Червей.

    15 июня 1520 года папа Лев X издал публичный указ, который предупредил Мартина Лютера о том, что он рискует быть отлучённым от церкви, если не откажется от 41 приговора, взятого из его сочинений в течение 60 дней. Лютер вместо этого публично поджег указ 10 декабря.

     Таким образом, Лютер был отлучен от церкви Папой Римским 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, Мартин Лютер появился на заседании Сейма (собрания) в Священной Римской империи, которое состоялось в Вормс, Германия. На Сейме Червей Лютера снова попросили отречься от его сочинений.

     Он, однако, подчеркнул, что готов отречься только, если его тезисы ложь и в священных писаниях написано иначе. Лютер завершил свое свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я и стою. Боже, помоги мне. Я не могу иначе». Как следствие этого, Лютер был осужден как преступник по Священной Римской империи Карла V.

     На самом деле Лютер должен был скрываться. Следует отметить, что ему понадобилось невероятное мужество, чтобы твердо стоять на своем, несмотря на сильное давление.

    Мартин Лютер на Сейме Червей

    №4. Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время.

    То, что делал и чему учил Мартин Лютер, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах.

     Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время.

     По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».

    №5. Библия Лютера широко читалась, распространяясь среди простых людей.

    Лютер опубликовал немецкий перевод Нового Завета в 1522 году и полную Библию с Ветхим и Новым Заветом в 1534 году. Полный перевод Библии из оригинальных ивритских и греческих текстов был выполнен с помощью нескольких других людей.

     Лютеранская Библия, как стало известно, была написана в версии немецкого разговорного языка в Саксонии, для северных и южных немцев. Кроме того, недавно изобретенный печатный станок, позволил ей быстро распространяться. Лютер хотел, чтобы перевод был как можно ближе к современному языку народа.

    Таким образом он надеялся, чтобы обычный человек сможет легко понять текст. Хотя Библия Лютера не была первым переводом Библии на немецкий язык, она намного превосходила всех своих предшественников.

     Перевод Лютера в Новом Завете был назван «наиболее важной и полезной работой всей его жизни», поскольку он принес учения и пример Христа в сердца простых немецких людей. Люди, которые могли даже читать немного по-немецки, изучали его «с величайшей жадностью как источник всей правды».

    Библия Мартина Лютера

    №6. Он написал большой и малый Катехизис.

    Катехизис представляет собой краткое изложение принципов доктрины. В апреле 1529 года был опубликован Большой катехизис Лютера. Он был особенно адресован священнослужителям, чтобы помочь им в обучении своих прихожан. В том же году Лютер также опубликовал Малый катехизис, который был кратким обзором Большого катехизиса и предназначался для самих людей.

     Катехизисы Мартина Лютера предоставляют собой простой для понимания материал о Десяти Заповедях; Апостольском символе веры; о Молитвы Господней; Таинстве Святого Крещения; об Управление ключей; и о Таинстве Евхаристии. Лютер включил в катехизис вопросы и ответы, чтобы вера была понята, а не ограблена. Малый катехизис оказался особенно эффективным, помогая родителям учить своих детей. Точно так же Большой Катехизис был эффективен для пасторов.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Монтессори методика что это

     Малый катехизис, имеющий репутацию модели четкого религиозного учения, все еще широко используется в лютеранских церквях как часть образования молодежи и конфирмации.

    Малый катехизис Мартина Лютера

    №7. Мартин Лютер считается пионером протестантского гимна.

    У Мартина Лютера была большая страсть к музыке, и он был плодовитым автором гимнов. Будучи талантливым музыкантом-любителем, он также обладал способностями композитора. Более того, Лютер считал музыку и особенно гимны важным средством развития веры. Он полагал, что синхронизация звука и богословия выполняла искупительную функцию.

     Работая над мелодиями и иногда модифицируя старые, Лютер сочинил десятки гимнов в сотрудничестве с Иоганном Вальтером. Вместе они широко расценены как пионеры протестантского гимнода. Лютер и Вальтер сочинили гимны, в которых звучали мелодии и не требовалось слишком большого вокального диапазона. Это помогло сделать их популярными.

     Вместе они опубликовали самые популярные немецкие музыкальные издания в середине 16-го века. Это были Ахлидербух (1524), Энчиридион (1524) и Гейстличе Гесангк Бухлейн (1524).

    Мартин Лютер в кругу семьи

    №8. Мартин Лютер сделал гимны неотъемлемой частью лютеранства.

    Мартин Лютер сделал все для того, чтобы сочиненные им гимны исполнялись дома, на школьных праздниках, а также на религиозных и общественных мероприятиях. Большинство его гимнов сопровождалось лютней, позже воссозданной как вальдзитер, которая стала национальным инструментом Германии.

     Даже сегодня протестантские церкви черпают вдохновение из гимнов Лютера. В большинстве лютеранских церквей есть хоры, колокольчики и детские хоры. Таким образом, Лютер дал протестантизму богатую музыкальную традицию.

     Самые известные гимны Лютера включают «Эйн-Фест-Бург-о-н-Гот» («Могущественная крепость — наш Бог»), которую называют «Боевой гимн Реформации» и являющуюся одним из самых известных протестантских гимнов; и «Gelobet seist du, Jesu Christ» («Хвала Тебе, Иисус Христос»), который остается выдающимся гимном Рождеству в немецкоязычном лютеранстве и также широко переводится на другие языки. Один из самых известных в мире композиторов музыки, Иоганн Себастьян Бах, был горячим лютеранином, который сочинял музыку для лютеранской церкви, вдохновленный гимнами Лютера.

    Гимн Мартина Лютера

    №9. Мартин Лютер является одной из самых влиятельных фигур в истории христианства.

    Учения и действия Мартина Лютера привели к протестантской Реформации, движению внутри западного христианства в Европе 16-го века, которая бросила религиозно-политический вызов римско-католической церкви. Хотя было несколько более ранних попыток реформировать Римско-католическую церковь, только Лютеру удалось начать более широкое, длительное и современное движение.

     Протестантская Реформация привела к разделению западного христианства между католицизмом и новыми протестантскими традициями, такими как лютеранство, кальвинизм, англиканская Церковь, баптисты, анабаптисты, Методисты и антитринитарии. Сегодня, протестантизм является второй по величине формой христианства с количеством более 900 миллионов приверженцев во всем мире, или почти 40% всех христиан.

     Поскольку Мартин Лютер был катализатором протестантской Реформации, он считается одной из самых влиятельных фигур в истории христианства.

    Мартин Лютер

    №10. Лютеранство остается одним из крупнейших протестантских движений.

    Лютеранство — это та ветвь христианства, которая отождествляется с учением Мартина Лютера и движениями 16-го века, возникшими в результате его реформ. Мартин Лютер выдвинул три основные идеи, которые стали основными принципами лютеранства. Во-первых, оправдание только верой, которая утверждает, что прощение Бога виновным грешникам дается и принимается только через веру, исключая все «дела» (добрые дела).

     Второе — это учение о том, что Писание является окончательным авторитетом во всех вопросах веры. Третий — священство всех верующих, независимо от их призвания. Лютеранство одна из крупнейших ветвей протестантизма. Общее число членов его церквей оценивается в 74 миллиона.

     Лютеранство является крупнейшей религиозной группой в Дании; на Фарерских островах; в Гренландии; Исландии; Норвегии; Швеции; Финляндии; Латвии; Намибии; в Северной Дакоте и Южной Дакоте, а так же в Соединенных Штатах.

    Источник: https://vneklas-chas.ru/martin-lyuter-dostizheniya-i-vklady/

    Мартин Лютер как основатель протестантизма в эпоху Реформации: что сделал и как умер, осуждение Лютера

    В XVI веке мир погряз в хаосе Реформации, зачинщиком которой был Мартин Лютер. Одни называли его «человеком с душой дьявола», другие считали ангелом, но сегодня как протестанты, так и католики сходятся во мнении, что он не только был прав в своих суждениях, но и изменил историю Запада к лучшему.

    Кто такой Мартин Лютер

    Личность Лютера многими воспринимается неоднозначно.

    Тот, кто в тяжелый момент своей жизни просил у Святой Анны помощи, позже прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто поклялся принять монашеский обет, вскоре отбросил институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул всю структуру средневекового католичества с ног на голову. Будучи преданным слугой Папы, с течением времени он стал отождествлять его с Антихристом. Но в то же время его противоречивая личность пробудила в Европе христианское сознание.

    Рождение и детство

    10 ноября 1483 в семье Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров была небогатой, но отец был очень трудолюбивым и стремился обеспечить свою семью всем необходимым.

    Для этого из маленькой саксонской деревушки он переехал в Айслебен, где и родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники.

    После того, как будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, Лютеры перебрались в Мансфельд, где материальное положение семьи резко улучшилось, и Ганс Лютер перешел в статус зажиточного бюргера.

    Обучение в школе

    Первые жизненные трудности настигли Мартина уже в возрасте 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, которая оказалась почти бесполезной для маленького талантливого гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

    В 14 лет мальчика переводят во францисканскую школу Магдебурга. Денег не хватало, поэтому Лютер вместе со своими друзьями пел под окнами набожных граждан, пытаясь хоть как-то подработать. Тогда его впервые посетили мысли о том, что стоит пойти по стопам отца и отправиться на рудники, но случайная встреча с женой богатого местного жителя открыла мальчику дорогу в новую жизнь.

    Студенческие годы

    По решению родителей в 1501 году Мартин поступил в Эрфуртский университет на факультет философии. В то время зажиточные граждане стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование, для которого необходимо было пройти курс «семи свободных искусств».

    Подросток обладал прекрасной памятью, что позволило ему на лету схватывать новые знания. Он легко усваивал сложный материал и вскоре стал популярен среди сверстников.

    Получив в 1505 году степень магистра свободных искусств, Лютер начал изучать юриспруденцию. В том же году, вопреки воле отца, он вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин однажды попал в сильную грозу и в обмен на чудесное спасение пообещал вступить в Августинский орден.

    Вторая же гласит, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.

    Служба в монастыре

    Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 был возведен в сан священника. Поначалу его деятельность в святом месте была мало связана с богослужением – Мартин прислуживал старшим, сторожил ворота, заводил башенные часы и подметал двор церкви.

    Тем не менее он тщательно придерживался данных обетов, исполняя каждое указание. Погрузившись в бытие монаха, Мартин всего себя посвятил молитве, используя аскезы в еде, одежде и отдыхе, а позже вспоминал: «Если кто-нибудь и мог бы попасть в рай, живя монашеской жизнью, так это я».

    Лютер продолжал учиться и развиваться. В 1508 году по рекомендации генерального викария Мартина (на тот момент уже брата Августина) направили в Виттенбергский университет в качестве преподавателя диалектики и физики.

    Получив степень библейского бакалавра, Лютер смог преподавать богословие и имел право толковать библейские писания. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, священник начал изучать иностранные языки.

    В 1511 году, отправившись в Рим по делам ордена, Лютер был сильно впечатлен развращенностью римско-католической церкви, которая выдавала индульгенции за деньги, и с тех пор его отношение к церкви изменилось: священника охватили переживания, сыгравшие большую роль в формировании его взглядов.

    С 1512 года Лютер получил должность профессора теологии, читал проповеди, кропотливо изучал Библию, а также исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

    Болезнь и смерть

    Тяжелый труд и эмоциональные переживания подорвали здоровье Лютера. До самой смерти он читал лекции, проповедовал и писал книги, часто забывая о еде и здоровом сне. Болезнь подкрадывалась к нему незаметно, поначалу проявляясь головокружениями и внезапными обмороками, но потом все стало гораздо серьезнее, и доставляемые ею мучения были невыносимыми.

    При жизни Мартин признался, что по ночам его часто посещал дьявол и задавал странные вопросы. Так называемая каменная болезнь заставляла его страдать долгие годы, и Лютер отчаянно просил Господа о смерти.

    18 апреля 1546 года великого реформатора не стало. Его тело похоронили во дворе той самой церкви, где, согласно легенде, он когда-то прибил свои знаменитые 95 тезисов.

    Религиозная деятельность

    Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

    Преподавание богословия и теологии

    Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

    В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

    Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

    В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

    В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

    Проповедования

    Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

    Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

    Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

    После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

    Священник поставил себе следующие задачи:

    • создать канон вероучительных книг;
    • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

    Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/deyateli/martin-lyuter.html

    Биография Мартина Лютера

    Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию. Его именем названо одно из протестантских течений в христианстве.

    Ранние годы

    Мартин родился на саксонской земле, в городе Айслебен (Германия). Его отец добывал медь в горных рудниках. С рождением мальчика семья перебралась в Мансфельд, здесь их дела пошли в гору, и Лютеры стали зажиточными горожанами.

    Когда Мартину исполнилось четырнадцать, он начал обучаться в католической школе Магдебурга. С приятелями мальчик подрабатывал, исполняя церковные песни у домов верующих.

    В 1501 году родители отправили его получать образование в Эртфуртском университете. Тогда среди бюргеров считалось, что лучшее образование для мужчины – высшее юридическое. Однако Мартин обучался на факультете «семи свободных искусств». Получив степень магистра, приступил к изучению юридических наук.

    В 1505 году решил стать монахом, несмотря на возражения отца. О причинах такого выбора существуют разные версии. По одной из них, это произошло от слишком строгого воспитания, по другой – из-за угнетенного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Также известна легенда, согласно которой он испугался сильной грозы и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияло общение в кругах гуманистов.

    Родители Лютера – Ганс и Маргарита (художник Л. Кранах)

    Процесс принятия монашества был для Лютера довольно сложным, но он прилагал все усилия для осуществления своего решения. Строго выполнял все правила, отличался примерным поведением. Стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг И. Штаупиц. Обет монашества он принял в 1506 году, через год получил сан священника.

    Преподавательская деятельность

    С 1508 года Лютер становится преподавателем Виттербергского университета. В это время он изучает сочинения Блаженного Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Педагогическую деятельность Мартин совмещал с собственным образованием, в 1512 году получил степень доктора богословия.

    Однажды Лютер совершил поездку в Рим, откуда вернулся под большим впечатлением. Его поразила развращенность римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно ощущал свою слабость перед Богом, тщательно изучал библейские тексты. Кроме преподавания также был смотрителем в 11 монастырях, а также церковным проповедником.

    Лютер на Вормсском сейме (Вернер, 1877)

    Реформаторство

    В 1517 году Мартин выступил с резкой критикой церкви, выразившейся в «95 тезисах». Такая реакция произошла в результате буллы Папы Римского о продаже индульгенций.

    В целом тезисы выражали отрицание основных догм и католического строя, посредничества церкви между людьми и Богом. В 1519 году состоялся Лейпцигский диспут, на котором Лютер заявил, что сомневается в праведности папства. В результате его предают анафеме.

    Лютер же в стенах университета прилюдно сжигает буллу о своем отлучении от церкви и призывает немецких дворян бороться с папским засильем.

    В 1521 году его вызвали на Вормский рейхстаг, там он объяснялся перед императором Карлом V, сторонником Папы. Своим эдиктом от 26 мая император провозгласил Лютера еретиком и запретил его сочинения.

    По дороге из Вормса богослов подвергся похищению, подстроенному Фридрихом Саксонским, и был спрятан в Вартбургском замке. Здесь он провел не один год, начал переводить Библию на немецкий язык с помощью профессора К. Круцигера.

    Сторонники Лютера стали подвергаться репрессиям, в Германии начался подъем общественного движения. Одним из последствий стала Крестьянская война, во время которой Лютер резко осудил бунтовщиков.

    Портрет Лютера (Л. Кранах, 1526)

    В 1525 году он женился на 26-летней Катарине фон Бора, которая родила ему шестерых детей. Его супруга была бывшей монахиней, решившей сбежать из монастыря после знакомства с его сочинениями. Мартин решил подыскать для нее и одиннадцати сбежавших с ней девушек достойных мужей, но на Катарине женился сам. Семья проживала в бывшем монастыре, жена занималась хозяйством и была верной опорой своему супругу.

    В 1529 году из-под пера Лютера вышли Большой и Малый Катехизисы, в которых он излагает основы христианства. Малый Катехизис адресован мирянам, Большой – пасторам. Несмотря на преследование, Лютер вел активную деятельность, посещал приходы, проповедовал в церквях. Перед смертью много болел, скончался в Айслебене.

    В Германии он считается великим реформатором, повлиявшим на культуру, образование и другие стороны жизни немецкого общества. Особое отношение Лютер имел к музыке, этот вид искусства он очень любил. Принимал участие в создании церковного репертуара, писал песни. Его перевод Библии способствовал укреплению основ немецкого языка. О жизни Мартина Лютера снято несколько фильмов.

    Источник: https://stories-of-success.ru/martina-lyutera

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Благочестие