Кто такой иоанн богослов

Иоанн Богослов. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель

кто такой иоанн богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

«С[вя]тый апостол и евангелист Иоанн Богослов» (с нимбом). Русская икона XVII в. unknown, Public Domain

Младший брат апостола Иакова. Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф.4:21; Мк.1:19).

Иоанн Богослов. 1595–1605 гг. Эль Греко, музей Прадо, Мадрид. Эль Греко, Public Domain

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк.3:17).

Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк.10:35—37).

Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28) и Гефсиманского моления (Мк.14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.

Богородица и св. ап. Иоанн. Икона,XIV в. unknown, Public Domain

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк.3:17), от Луки (Лк.6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13).

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).

Св. ап. Иоанн в молчании. Русская (Палех) икона. Святой Дух (Ангел) шепчет на ухо текст Евангелия от Иоанна, открытого на «В начале бе Слово». unknown, Public Domain

Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим.

За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

Иоанн Богослов на Патмосе (икона, XVII век, Нижний Новгород) unknown, CC BY-SA 3.0

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром.

Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» — возвещал Дух Божий через святого апостола.

Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие).

После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве.

Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев.

И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу».

Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие.

Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему.

В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Воскрешение дочери Иаира, 1871. Василий Поленов Василий Поленов, Public Domain

Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-ом году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17-100 н. э.

Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом — символом высокого парения его богословской мысли.

О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года).

Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5).

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/people/5741-ioann-bogoslov/

Иоанн Богослов — краткая биография, факты, личная жизнь

кто такой иоанн богослов

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (др.-евр. יוחנן‎ «Йоханан», койне Ἰωάννης) — один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. יוֹחנן בן זבדי‎, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес) (3:17).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, а также 30 июня (13 июля) — Собор двенадцати апостолов, 26 сентября (9 октября) — преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях — 27 декабря.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

В новом завете

Апостол Иоанн
(Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Младший брат апостола Иакова был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер.

Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35—37).

Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Ап. Иоанн пишет Евангелие. Икона

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород)

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром все же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
  • через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ioann-bogoslov

Иоанн Богослов — Православный журнал

кто такой иоанн богослов

День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов.

Праздник Иоанна Богослова 9 октября установлен в память об окончании земного пути человека, остававшегося на тот момент единственным живым свидетелем смерти и Воскресения Христа. Любимый ученик Иисуса прожил около ста лет, когда Богом было открыто ему, что дни его сочтены.

Тогда апостол велел своим ученикам выкопать могилу, попрощаться и оставить его там, засыпав землей. Когда же через некоторое время ученики вернулись, то не обнаружили тела Иоанна. Но весной, 21 мая по новому стилю, древние христиане наблюдали на этот месте удивительное явление: от могилы апостола исходил тонкий целительный прах.

В честь этого чуда также был установлен церковный праздник.

Житие Иоанна Богослова

Согласно Евангелию, Иоанн был призван вместе со своим старшим братом Иаковом, когда они, сидя в лодке, чинили сети. Оставив отца, братья последовали за Иисусом.

Оба они, «сыны грома», как назвал их, видимо, за взрывной характер, Господь, — избранные ученики Христа, но Иоанн – самый молодой из апостолов и единственный, кто вместе с Богородицей стоял у Креста.

Именно ему было завещано Спасителем опекать Богоматерь, и он заботился о Ней до Ее Успения, и лишь потом отправился на свою апостольскую проповедь в Малую Азию, в Эфес.

Во время морского путешествия корабль, на котором был Иоанн вместе со своим учеником Прохором, настигла буря. После кораблекрушения апостол пропал, и лишь через 40 дней на глазах у своего ученика живым был выброшен на берег.

Проповедь Иоанна в Эфесе (на территории современной Турции) сопровождалась чудесами, воскрешениями и исцелениями, и многие язычники, видя происходящее, стали христианами.

Тогда император велел казнить Иоанна, но ни яд, ни кипящее масло не подействовали на святого, и единственное, что оставалось языческому правителю, это сослать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос. По пути туда Иоанну не раз пришлось ради спасения команды и стражников показывать Господни чудеса, и вскоре на корабле не осталось неверующих. Стража готова была отпустить пленника, но он велел ей исполнить свой долг.

На Патмосе апостол прожил долгие годы, продолжая обращать людей к Богу. Там ему был явлено видение, которое легло в основу последней Книги Священного Писания – Апокалипсиса (Откровения), – рассказывающей о будущем человечества.

Когда же стало известно, что гонения на христиан прекратились, Иоанн вернулся в Эфес, где умер своей смертью в преклонных годах. Он провел последние свои годы в посте и молитве, и, не имея сил произносить длинные проповеди, говорил лишь: «Любите друг друга», утверждая, что соблюдения этой Божьей заповеди может быть достаточно, чтобы войти в вечную жизнь.

Помимо единственной пророческой книги Нового Завета – Апокалипсиса – апостолом Иоанном были написаны Евангелие, которое заметно отличается от трех так называемых синоптических Евангелий (Марка, Матфея, Луки), и три послания, адресованных всем христианам. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7-8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.

Иконы Иоанна Богослова

На иконах Иоанн Богослов бывает изображен и как юноша, и как старец, так как он – самый молодой и в то же время проживший самую долгую жизнь апостол.

Апостол Иоанн Богослов. Распятие Спасителя. Фрагмент

Часто на иконах Иоанна Богослова, как и при жизни, сопровождает его верный ученик Прохор.

Источник: https://foma.ru/ioann-bogoslov.html

Иоанн Богослов — апостол и евангелист

Его называют «апостолом любви», любимым учеником Христовым. Простой рыбак, ставший «ловцом человеков», одним из самых известных апостолов и единственным из них, кто скончался своей смертью.

Происхождение святого

Иоанн родился в простой семье, его родителями были: рыбак Зеведей и Саломия, ставшая потом мироносицей. Также у него был младший брат по имени Иаков. До судьбоносной встречи со Спасителем, оба брата занимались семейным бизнесом – ловлей и продажей рыбы, как и многие, жившие на берегу озера Генисаретского.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Новопреставленный до какого срока считается

Воззвание Иоанна

В один из обычных рабочих дней, когда Иоанн вместе со своим отцом и братом вымывал сети после лова рыб, к ним подошел Незнакомец и велел юношам следовать за Ним, обещая сделать их «ловцами человеков». Это означало, что они будут уловлять в сети веры человеческие души.

Если верить Евангелию, братья, не раздумывая, оставили своего отца, старые сети, и последовали за Ним. В евангелии от Иоанна в первой главе также сказано, что двое учеников Иоанна Крестителя пошли вслед за Христом, когда тот свидетельствовал, что это – Агнец Божий.

Один из них был Андрей Первозванный, а второй, вероятно, и есть Иоанн Богослов. В тот день они пробыли у Него в доме весь вечер и слушали Его проповедь.

Значит, есть вероятность, что, когда Он позвал их у озера, братья уже знали, Кто это такой, поэтому и пошли вслед за Ним без колебаний.

Как известно, брат Иоанна, Иаков стал апостолом и был убит. Иоанн же прожил намного дольше его. Обоих братьев Христос любил и называл их «сыновьями грома», возможно, именно благодаря их сильной вере.

Иоанн, вместе со своим братом и Петром, сопровождал СвоегоУчителя во время многих важных событий:

  • Воскрешения Иаировой дочери;
  • Преображения Господа на Фаворе;
  • Молитвы в Гефсимании.

Во время Тайной Вечери Христос посадил Иоанна рядом с Собой, как любимого ученика. А, будучи при смерти, на кресте, Он завещал именно Иоанну заботиться о Своей Матери, что тот и сделал. Апостол увез Ее в Эфес и ухаживал за Ней до Ее смерти.

Дальнейшая жизнь Иоанна

После того, как преставилась Богородица, Иоанн отправился в страны Малой Азии для евангельской проповеди. Вместе с ним неотступно был его ученик Прохор. Когда же пришел гонитель христиан Нерон, апостол был взят под стражу, судим и приговорен к смерти.

Сначала ему дали выпить яд, но апостол остался жив. Потом его бросили в кипящее масло, но он все равно выжил. Тогда его отослали на остров Патмос, где он пробыл длительное время. Там апостол обратил в веру множество людей, он изгонял бесов из одержимых, исцелял больных, воскрешал мертвых.

На этом острове он написал свою известную книгу «Откровения» с предсказаниями о будущем. Перед этим он постился три дня, потом в какой-то момент внезапно раздался гром и явился Ангел. Его испуганный ученик Прохор упал ничком, но Иоанн велел ему подняться и записывать.

Возвращение в Эфес и кончина

Апостол вернулся в Эфес, будучи уже старцем. Там он написал евангелие и послания, в которых, подобно Христу, призывал учеников к взаимной любви. За это его и прозвали «апостолом любви». В Эфесе апостол продолжал проповедовать, исцелял больных и воскрешал мертвых. Преставился он в довольно преклонном возрасте, оставаясь на то время единственным свидетелем земной жизни Христа.

Кончина святого окутана преданиями. Поскольку Христос сказал, что если Иоанн захочет, то этот ученик пребудет до тех пор, пока Он снова придет. Именно поэтому существует слух, что Иоанн не умер.

Перед своей кончиной Иоанн велел своим ученикам засыпать его живого землей. Они долго сопротивлялись, но поскольку Иоанн настаивал, то, обливаясь слезами, выполнили указание учителя. Спустя некоторое время другие ученики, узнав об этом, пришли и раскопали это место. Но каково же было их удивление, когда они не нашли тело Иоанна. Однако святой не просто исчез, на этом месте появилась легкая пыль, благодаря которой больные получали исцеления.

Дни памяти святого:

  • 9 октября;
  • 13 июля;
  • 21 мая (день появления целебной пыли).

До сих пор этот апостол остается любимым святым среди православных христиан. Ему молятся об исцелении, в скорбях и ссорах.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иоанне Богослове

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/ioann-bogoslov/

Иоанн богослов — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Иоанн Богослов (+ ок. 98-117), святой апостол и евангелист

Память 6 мая (Антиох-Зап. [1]) — воспоминание мучения в кипящем масле у Латинских ворот в Риме ок. 56-68 гг., 8 мая — воспоминание чудесного исхождения на могиле тончайшего праха, 20 июня — перенесение мощей [2] (Греч. [3]), 26 сентября — преставление, а также в Соборах двенадцати апостолов, Додеканесских святых (Греч.), Патмосских святых (Греч.) [4]

Был сыном Зеведея и Саломии, дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе.

Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26-27). С этого времени апостол Иоанн как любящий сын заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине.

Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошёл в Ефес один. На 14-й день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым две недели в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе.

Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорён к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес.

На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.

Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведёт апостола до гибели. Но апостол силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трёхдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова.

В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Церковь именует святого Иоанна Апостолом любви, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.

В трёх Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошёл искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души.

Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Преставление ап. Иоанна. Фреска церкви Христа Пантократора. Дечани, Косово, Сербия (ок. 1350 г.)

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей.

Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год 8 мая из могилы святого апостола Иоанна выступал тонкий розовый прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней.

Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова ещё и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» (Воанергес) — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня.

Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орёл — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова.

Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых одному только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своём существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8).

В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 — 40; Лк. 9, 49 — 50; Лк.

9, 54 — 56). В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на своё особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией.

Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия.

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нём, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и повреждённость человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 — 9).

По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 4, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая всё, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 — 22).

Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, — свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 — 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 — 18; 1 Ин. 5, 1 — 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает её. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передаёт своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1).

Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий рождённый от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин.

3, 9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновлённая земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Труды

Иоанну Богослову принадлежит пять книг Нового Завета: Евангелие; Первое, Второе и Третье Соборные послания; а также Откровение (Апокалипсис).

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Апо́столе Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тныя,/ прие́млет тя́ припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый:/ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу́ язы́ков разгна́ти,// прося́ на́м ми́ра и ве́лия ми́лости.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие иосифляне и нестяжатели

Кондак, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто́ повесть;/ то́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко богосло́в и дру́г Христо́в.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/227.html

Житие апостола Иоанна Богослова

Иоанн Богослов — любимый ученик Иисуса Христа, один из авторов Евангелия, единственный из 12 апостолов, кому была дарована встреча с Богом на Небесах и умерший своей смерть.

Сын рыбака Заведеева и его жены Саломеи, оставил родителей, и с братом пошел за Учителем по первому Его зову. За свое горячее стремление проповедовать Евангелие назван сыном грома.

История апостола и евангелиста Иоанна Заведеева

В Новом Завете мы находим немало сведений о том, что апостол сам подтверждает тот факт, что именно он был любимым учеником Учителя. Возможно. Иисус чувствовал открытое сердце юноши, в котором не было лукавства. Безусловно, для Спасителя дорог каждый христианин, у Господа нет любимчиков.

Апостол Иоанн Богослов

Братья Заведеевы с готовностью оставили все, дом, работу, семью и пошли за Иисусом, сделав свой духовный выбор раз и навсегда. Иоанн с первых мгновений понял, что перед Ним Тот, Которого ожидали все евреи, Мессия. Жизненно важная встреча вела к жизни со Всевышним, она научила будущего апостола постигать каждый урок, данный Иисусом.

Жизнеописания других святых:

Именно этот юноша сумел с первого мгновения рассмотреть в Спасителе носителя Любви.

Уроки любви

Бог есть Любовь, так впоследствии напишет апостол (1 Иоан. 4:8).

По своему человеческому разумению апостолы предложили Иисусу уничтожить селение, не принявшее учение Спасителя. Однако Учитель запретил им делать это, ибо Он пришел не губить, а спасать.

Иоанн очень ревностно относился к славе Мессии, поэтому поспешил к Учителю и сообщил, что некто творит чудеса изгнания бесов Его именем. Юноша сказал, что апостолы запретили тому творить дела Божьи, ведь он не был среди учеников Христа. Вместо похвалы, младший среди апостолов ученик услышал, что Иисус просит оставить человека в покое, ибо дела его не вредят Иисусовому учению.

Важно! Порой фарисейство в христианах вызывает в них высокомерие и превозношение перед теми людьми, которые едва познали милость Творца. 

Самый молодой ученик не оставил Иисуса на Голгофе, не сбежал, не испугался, его любовь оказалась выше страха. Он стоял около столба, поддерживая Матерь Божью. Видя посвящение Иоанна, Иисус именно дает наказ заботиться о Марии, при этом оставляя Ей сына, тем самым усыновляя Богородицей весь род людской.

Житие после Успения Богородицы

Видя жертвенную любовь Спасителя, Иоанн пропитывается ею до конца жизни. Следуя за Посланником Божьим, юноша возрастал в познании любви к людям, оставив впоследствии верующим послание любви.

Чудеса исцелений физических и душевных не прекратились с уходом Христа, Спаситель оставил Свою силу ученикам.

Спасение на море

После ухода Матери Божьей в Небеса, Богослов и его ученик Прохор отправились проповедовать в Малой Азии, несмотря на то, что апостол получил в молитве откровение о том, что их ожидают великие скорби на море. Корабль, на котором плыли путешествующие, разбился, все, бывшие на нем люди, кроме Иоанна, были выброшены около селения Селевкия.

Проповедь Иоанна Богослова

Прохор оплакал пропавшего учителя, отправился берегом моря в Азию в одиночестве. Через 14 дней он сидел на берегу моря и оплакивал наставника, как вдруг огромная волна выбросила невредимого святого пророка на берег. По великой благодати Божьей любимый ученик Христа 14 дней провел в море, но остался живым и невредимым.

Борьба с бесом в бане

Несущие евангелие пришли в Ефес, где попали в хитросплетенные сети Романы, злобной владелице общественных бань. Ученики Христа вынуждены были работать на связанную с бесами женщину. Романа построила свои бани с приношением человеческих жертвоприношений. При заливке фундамента живыми закопали юношу и девушку, и с того времени время от времени сатана забирал одну из новых жертв.

Ещё интересные статьи о православии:

Так случилось, что во время пребывания в бане умер Домн, сын старшины города Диоскорида. От услышанной новости умирает и отец.

Романа молится Артемиде о воскрешении умерших, ибо люди боятся посещать ее бани, язычница несет убыток. Ответа не последовало, и разгневанная Романа приказала Иоанну под страхом смерти воскресить Домна. Апостол помолился Богу, попросил Его благословения и отрок воскрес, а затем был воскрешен и отец, что привело в ужас Роману. Воскрешенные отец и сын приняли учение Христа, крестились, а окружающие пребывали в удивлении.

Иоанн Богослов и Прохор

Они называли Прохора и Богослова волхвами, однако, при этом понимали, что волхвы не воскрешают мертвых. Молитвами веры последователи Христа очистили бани от демонической силы.

Праздник Артемиды

Артемида была самой почитаемой богиней Ефеса, во время праздника в ее честь, апостол поднялся на холм, где стоял монумент идолу и стал призывать людей отказаться от поклонения бесовской богине. Народ в ярости схватил камни, решив забросать пришельцев, но случилось чудо. Все орудия убийства вернулись к нападающим, убивая их.

Иоанн поднял руки вверх и продолжал взывать за помощью к Богу, в ответ великий зной укрыл землю, от которого более 200 жителей Ефеса умерли на месте.

От ужаса и трепета оставшиеся в живых забыли о своей богине, прося пророка защитить их. После того как по молитве святого недавно умершие ожили, многие ефесяне крестились, уверовав в Иисуса Христа. В это же время был исцелен расслабленный из Тихи, страдающий недугом 12 лет.

Демон из храма Артемиды решил обманом остаться в капище. Он надел на себя образ воина и стал рыдать на виду горожан.

  • В ответ на вопросы сочувствующих ефесян он рассказывал историю о том, что служил в Кесарии, был тюремным начальником, охранявшем двух опасных волхвов по имени Прохор и Богослов, осужденных на смерть.
  • Заключенные при помощи колдовских чар сбежали, и теперь невиновному воину самому грозит смерть, если тот не поймает беглецов. За помощь в убийстве волхвов бес обещал слиток золота.Разрушенный храм Артемиды Эфесской, Турция
  • Разъяренная толпа, так быстро забывшая о смерти сотен сограждан от одной только молитвы святого, направилась к дому Диоскорида, требуя выдать постояльцев. Хозяин дома ответил, что скорее сгорит с домом, чем выдаст гостей, но Иоанн после молитвы вышел с Прохором на растерзание толпы.
  • Обманутый бесом народ окружил апостолов и повел к храму, себе на беду, ибо, как только пленники начали молиться и взывать к Богу у храма богини, тот развалился, не причинив вреда людям.

Святой посланник быстро вычислил в переодетом воине беса и спросил, сколько ему лет, и он ли натравил людей. Демон ответил, что ему 109 лет и нападение на гостей — дело его рук.

Важно! Именем Иисуса Христа бес был изгнан из капища, которое было полностью разрушено. Множество народа уверовало и приняло крещение после великих знамений Иоанна.

Ссылка на Патмос

Император Домициан был ярым язычником и ненавидел христиан, самые лютые гонения на верующих были во время его правления, не избежал этой участи и Богослов.

По повелению Епарха Асийского святой проповедник был доставлен перед кесарем, после побития плетьми он должен был выпить яд. Будущий евангелист прочитал обещание Иисуса о том, что ничто смертоносное не навредит Его ученикам, спокойно выпил яд и остался жив. По приказу разгневанного императора узника бросили в кипящее масло, из которого тот вышел невредимым. Народ вокруг ликовал и кричал о славе великого Бога.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Посрамленный император сдался и отправил Богослова на остров Патмос, о чем Господь предупредил Своего любимого ученика во сне. Во время морского путешествия узники изнывали от жары и нехватки воды, а императорские вельможи устроили пир, во время которого отрок богатого отца упал в море и утонул. Моряки слышали о силе воскрешения Иоанна, и пришли к нему с поклоном.

похожие статьи:

Святой проповедник предложил помолиться каждому своему богу, Аполлону, Зевсу, Геркулесу, Эскулапу, Артемиде. На моления была дана ночь, но и на утро идолы молчали. Тогда узник встал на колени и со слезами на глазах обратился к Творцу, и в тот же миг юноша живым был выброшен на палубу огромной волной. Благодарный отец освободил Иоанна от железных кандалов.

Это было не единственное чудо, совершенное любимым учеником Спасителя на корабле. Во время опасного путешествия Богослов:

  • запрещал бурям разбивать корабль;
  • исцелил моряка от болей в желудке;
  • морскую воду превратил в пресную.

Во время прибытия на остров благодарные моряки хотели отпустить Иоанна, но он сказал им не делать этого. Поселившись в доме Мирона, святой проповедник освободил от пут беса сына Мирона, продолжал проповедовать на острове Слово Господнее, исцелять, разрушать капища бесов, обращая в истинную веру бывших язычников.

Апокалипсис и евангелие святого Богослова

На острове Патмос было написано Евангелие и величайшее Послание на все времена — Апокалипсис. Из рассказа Прохора, который также был сослан на Патмос, Евангелие было дано Самим Господом. Святой узник приказал всем новопокаявшимся взять пост, пока он на горе будет писать Благую весть.

Иоанн Богослов на острове Патмос

На третий день пребывания евангелиста и Прохора на горе засверкали молнии, страшный гром сотрясал вершины, от страха оба узника острова Патмос пали на землю.

Богослов услышал голос, велевший ему записывать слова, которые и стали святым Посланием. После этого он был взят на небо, где и получил «Откровение» — книгу пророчеств, предостережений и наставлений для христиан всех поколений. После отплытия с острова там остались открытые святым церкви и верные последователи учения Христа.

Каков был последний путь Иоанна

Единственный из апостолов, кто видел ужасные гонения, пережил их и умер своей смертью, написал Благую весть потомкам, оставив свидетельство об Истинной любви — Иоанн Богослов. С приходом на римский престол императора Нерва, сменившего злобного Домициана, все заключенные были освобождены.

Иоанн вернулся в Ефес, где жил в доме воскрешенном им Дорна, крестил людей, проповедовал Слово Божье, исцелял и воскрешал силою Крови Иисуса.

Иисус пророчески предсказал Петру мученическую смерть, при этом сделал ударение на том, что у каждого апостола своя судьба. Ученики подумали, что Спаситель обещает бессмертие Иоанну, но Господь сказал, что тот не умрет.

По историческим сведениям, апостол прожил сто лет, нет описания его погребения, но в преданиях говорится о том, что еще живой Иоанн был закопан живьем по его просьбе учениками. После открытия могилы через некоторое время все нашли ее пустой. Возможно, что, подобно Еноху и пророку Илии, любимый ученик был взят на Небо живым.

Важно! 8 октября, в день, когда был погребен святой, над местом его могилы слышен запах благовония, свидетельствующий о присутствии пророка среди живых. Православная Церковь отмечает 9 октября, как день почитания Иоанна Богослова.

Явление Святым Отцам

В истории Церкви есть множество свидетельств о том, что на протяжении христианской эры святой Богослов не раз являлся святым по их молению.

  • Иоанн Златоуст был посещен святым проповедником, еще будучи иноком. Тогда он из уст Богослова услышал, что станет спасителем людей в образе храма Святого Духа. В конце жизненного пути любимый ученик Иисуса явился к святому Златоусту с вестью о скорой кончине и ожидании его в раю.
  • Григорий Палама свидетельствовал о том, что Иоанн Богослов в своем явлении сказал о том, что по воле Царицы Небесной он будет постоянно со святителем.
  • Авраамий Ростовский также пережил встречу со святым, во время которой получил посох и повеление уничтожить идол Велес, ибо он контролировал Ростов.
  • Будущий Серафим Саровский, будучи иноком Прохором, был исцелен от водянки при посещении Богоматери и любимого ученика Ее Сына.
  • О посещении и помощи святого свидетельствуют и праведники XX века, в том числе монахиня Магдалина, жившая в Афинах.

Житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-ioanna-bogoslova.html

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов

Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще.

Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера.

Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения.

Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Материал по теме

Иоанн Богослов

О евангелисте Иоанне Богослове мы знаем действительно много. Он не только входил в число Двенадцати апостолов, но и единственный из всех евангелистов был с Иисусом во время всех основных событий, о которых писал

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком.

Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков.

Христос сказал им:— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа.

Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира».

После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания.

А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!».

Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы.

Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее.

А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы.

Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика.

С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег.

Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню.

Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как житуха как ответить

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом.

Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения.

Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

Материал по теме

Ученики: апостол Иоанн Богослов

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить.

Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества.

Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис.

В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Материал по теме

Любимый ученик Христа Иоанн Богослов

Память апостола Иоанна Богослова Церковь празднует 21 мая.

Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил — он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя.

Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем — по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой.

Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю.

Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла — мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.

Иллюстрация: Иоанн Богослов. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Источник: http://monsvelisavetialap.ru/2277/

Иоанн Богослов

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником Христа. Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов. 

Апостол Иоанн

Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти. Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу. Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Иоанн Богослов

Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет. Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову. Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.

Иоанн Богослов пишет Библию

В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом. 

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.

Иоанн Богослов обнимает Иисуса Христа

Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна. 

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.

Апостолы Иоанн и Петр

«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия. В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов. В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.

Иисус Христос и апостол Иоанн

Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена. Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви. Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет. В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).

Иконы Иоанна Богослова

Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал. Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел. В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета. 

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом. Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.

Иоанн Богослов на острове Патмос

Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве.

Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество.

После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Источник: https://24smi.org/celebrity/41452-ioann-bogoslov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Преображение господне что это

Закрыть