Кто такой феофан прокопович

Феофан Прокопович (1681-1736) — краткая биография, жизнь и творчество архиепископа

кто такой феофан прокопович

Феофан Прокопович — один из образованнейших людей своего времени, чья обширная деятельность в настоящее время практически забыта. Однако его роль в преобразовании русского общества во времена петровских реформ была одной из самых значительных.

Краткая биография

Представленный ниже рассказ об этом человеке поможет дать исторический портрет личности. Кем был, кому служил и какими идеями руководствовался в жизни Феофан Прокопович, об этом пойдёт речь далее.

Детство и образование

Будущий архиепископ и ректор академии родился в купеческой семье выходцев из Смоленска (который незадолго перед этим вернулся в состав русского государства) в 1681 году. Его мирским именем было имя Елисей (по другим данным — Елеазар). 

Довольно рано осиротел, был взят на воспитание родным братом матери, которого звали Феофан Прокопович (не установлена фамилия родного отца, сам будущий общественный деятель носил фамилию приемных родителей).

Молодой человек получил одно из лучших образований для своего времени, закончив Киево-Могилянскую духовную академию, какое-то время учился в германских университетах, а в 1704 г. закончил изучение в римской иезуитской академии (при этом продолжая оставаться православным).

Преподавание, труды и произведения

После окончания римской академии Феофан вернулся в Киев, стал преподавателем местной академии. 

Иезуитское образование во все времена считалось лучшим, молодой преподаватель воспользовался полученным в Европе опытом, выстроив собственную систему обучения по важнейшим предметам, разработав совершенно новые методические рекомендации. При этом ему удалось обойтись без многих схоластических приемов, студентам стало гораздо легче усваивать богословие, философию, риторику и др.

Проявил себя в литературном творчестве. В своих первых художественных произведениях (драматическое произведение «Владимир», многочисленные проповеди) выступает сторонником петровских преобразований, ратует за просвещение и прогресс.

Он автор наиболее известных произведений: «Слово о власти и чести царской», «Слово похвальное о флоте российском», «Слово на погребение Петра Великого».

Феофан Прокопович при Петре I

Впервые Феофан встретился с царем во время Прутского похода, в 1711 г. Глава государства назначил Прокоповича игуменом Братского монастыря, а в родную академию Феофан вернулся уже в должности ректора.

Взгляды Прокоповича отличались от мнения большинства в духовном сословии. Царь оценил образ мысли ректора, именно такому человеку стоило заниматься церковной реформой. Для этой цели Феофан в 1716 г. был приглашен в Санкт-Петербург, новую столицу государства.

Общественно-политическая деятельность

Талантливый проповедник и литератор, Феофан обеспечил идеологическое обоснование петровских реформ, совершил колоссальную работу для образования нового института власти — Священного Синода, проводившего императорскую волю в жизнь православной церкви. 

Кроме того, Прокопович занимал до конца жизни несколько архиепископских кафедр, все высшие из возможных для духовного лица должности были за ним.

Смерть архиепископа Феофана

Скончался Прокопович на своем подворье в Санкт-Петербурге. Это произошло уже во время царствования Анны Иоановны, в 1736 г.

Оценка деятельности Феофана историками

При жизни Феофан был широко известен как один из ближайших соратников и помощников Петра I. После смерти первого императора, Прокопович уже не имел такого влияния при дворе. 

Отмечается, что идеология, проповедуемая Феофаном, не нашла поддержки у русского духовенства, отношение к нему в этой среде всегда было резко отрицательным. 

В настоящее время он называется в череде ведущих мыслителей своего времени. Кроме того, его вклад в историю — создание государственного профессионального сыска.

Источник: https://nauka.club/biografii/feofan-prokopovich.html

Пропагандисты Петра Великого

кто такой феофан прокопович

Пять идеологов, сформировавших образ первого российского императора, его побед и его реформ

Составила Елена Бонева

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович. Парсуна неизвестного художника. Середина XVIII века Парсуна — произведение портретной живописи, сочетающее приемы иконописи с реалистической трактовкой Wikimedia Commons

Феофан Прокопович, пожалуй, самый известный идеолог петровских реформ.

Он родился в купеческой семье в Киеве в 1681 году. Рано оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей — ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря.

Окончив Киево-Могилянскую академию, уехал в Европу, где посещал многие европейские университеты, учился даже в иезуитской коллегии в Риме. 

В 1704 году в Киев Прокопович вернулся горячим сторонником просвещения. Пять лет спустя Петр I, только одержавший победу под Полтавой, приехал в Киев. Прокопович, в это время уже префект Киево-Могилянской академии, произнес в Софийском соборе в его честь проповедь-панегирик «Слово похвальное о баталии Полтавской». 

В этой речи Феофан утверждал, что Полтавская победа — личная заслуга Петра и «без такового толь дерзновенного и храброго твоего на ратном бою присутствия не была бы над толь страшным супостатом желаемая, но едва ли чая иная победа». Для того чтобы упрочить значение победы, Прокопович нашел аналогии в античной истории и мифологии, а также в Библии.

Битву он сравнивал со второй Пунической войной — одной из трех войн между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье: по мнению Феофана, их сближало то, что обе они были объявлены из-за неправедных действий противника и что, как и римляне, русские долго отступали, но затем одержали справедливую победу над шведами.

Сам Петр в речи отождествлялся с Гераклом, умертвившим семиглавого змея, и с Зевсом, остановившим чрезмерно самоуверенного Фаэтона (сына бога солнца Гелиоса, который взялся управлять солнечной колесницей, но, не справившись, приблизился слишком близко к земле и поджег ее). Еще один образ, предложенный Феофаном, — образ Самсона, раздирающего пасть льва.

Полтавская битва пришлась на день святого Самсона — ветхозаветного героя, наделенного столь невиданной силой, что он смог руками разорвать напавшего на него льва, как козленка, — а лев являлся геральдическим символом Швеции (этот образ надолго укрепился в массовом сознании, поскольку в Петергофе в царствование Анны Иоанновны появился центральный фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву», посвященный 25-летию Полтавской победы).

Феофан увековечил даже шляпу Петра, простреленную в бою: «О шляпа драгоценная! не дорогая веществом, но вредом сим своих всех венцов, всех утварей царских дражайшая!» По сути, именно Прокопович стал автором «полтавского мифа»: предложенное им отношение к битве надолго укрепилось в историческом сознании.

В 1716 году Прокопович был вызван в Петербург. Так началась бурная и разносторонняя деятельность Феофана Прокоповича в качестве петровского сподвижника.

Будучи сторонником идеи главенства императора над церковью и в то же время одним из важнейших церковных иерархов (со временем Прокопович фактически возглавил Святейший синод), в следующие десять лет он непосредственно влиял на церковную политику государства, а кроме того, писал многочисленные учебники, трактаты, предисловия и комментарии, выступая как панегирист и ярый популяризатор петровской деятельности, в том числе в церковных проповедях. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой кум в семье

Леонтий Магницкий

Пропагандистом Петровской эпохи можно условно назвать Леонтия Магницкого — выдающегося математика первой половины XVIII века, известного в первую очередь в качестве автора «Арифметики», первой русской энциклопедии по математике.  

Леонтий Теляшин родился 9 июня 1669 года в Осташковской патриаршей слободе. С юности проявлял интерес к книгам и наукам. Служил при Иосифо-Волоколамском и Симоновом монастырях, а затем в московской Славяно-греко-латинской академии. В Москве и произошла его встреча с Петром I, который был так впечатлен познаниями Леонтия в математике, что даровал ему фамилию Магницкий — в знак того, что он как магнит притягивает к себе своей ученостью.

Задача из учебной энциклопедии Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 год 

«Арифметика», составленная Магницким, стала первым российским учебником по математике — и первым случаем использования учебных пособий по точным наукам в пропагандистских целях: во вступительной статье Магницкий доказывал пользу просвещения, приводил краткие сведения о развитии науки и ее состоянии в Западной Европе, а также высказывал надежду, что, благодаря усилиям Петра, «непотребное

неведение в нашей земле истребится». Сам Петр именовался в учебнике «вторым Соломоном».

Петр Шафиров

Петр Павлович Шафиров. Картина неизвестного художника. Середина XIX века Wikimedia Commons

Петр Шафиров происходил из рода польских евреев из Смоленска. Свою службу он начал переводчиком Посольского приказа и постепенно дослужился до звания вице-канцлера. В этом качестве Шафиров сопровождал Петра I в его заграничных походах и участвовал в подписании нескольких важных дипломатических договоров. 

В 1717 году вышла книга Шафирова под названием «Рассуждение. Какие законные причины его царское величество Петр I к начатию войны против короля Карла XII, шведского, в 1700 году имел». Шафиров объяснял, что с подачи шведов в Европе распространено неверное мнение, будто Петр начал войну неправедно.

На самом деле причины войны, по мнению Шафирова, крылись в действиях шведов: во-первых, Петр имел право притязать на исконно русские земли, которые «принадлежали под область и протекцию короны Российской», но оказались «похищенныя и отторгнутыя и около ста лет во владении насильном содержанные провинции»; во-вторых, во время Великого посольства Петр и его сопровождение не были встречены подобающим образом, и даже «чрез всю Лифляндию такое худое доволство всей свите показывали, что не токмо на своих одних лошадях ехать, но и на оные корму и всем пищу и питья получить и за деньги едва могли, и в мизерных корчмах становиться принуждены», за что Петр так и не получил «сатисфакции» у шведского короля. Тем не менее сам Петр в этой войне действовал «со всякою умеренностию християнским милосердием», а если где и проявлял жестокость, то «более для отмщения шведской жестокости». 

Помимо обвинений в адрес шведов предисловие к «Рассуждению» содержит также рассказ о том, как изменилась Россия при Петре, как царь заботится о «правах гражданских», о просвещении, о благоустройстве, о флоте, армии и т. д.

Про самого Петра он писал следующее: «не токмо в нынешних, но и в древних веках трудно сыскать такова Монарха, в котором бы толикия добродетели и премудрости и искусства, и в толиком множестве обретались, яко в пресветлейшем Государе Родителе вашем.

О счастлива и благополучна еси Россия!»

Тем не менее жизненный путь Шафирова не был столь же безоблачен: в 1723 году он поссорился с могущественным князем Меншиковым, уличив того в самовольном захвате некоторых земель. По словам Шафирова, в этом деянии Меншикову помог Богдан Скорняков-Писарев. Заявив об этом, Шафиров обрел еще одного влиятельного врага — обер-прокурора Сената Григория Скорнякова-Писарева, брата Богдана. Вражда дошла до крайней степени, между ними происходили постоянные стычки.

Скорняков-Писарев даже жаловался, что на ассамблее у генерал-прокурора Ягужинского «оной Шафиров на безгласно шумного  Безгласно шумный — пьяный. меня вынимал шпагу и хотел заколоть, но не допустили того тут будущие». Между Шафировым и его врагами началась настоящая война, которая кончилась тем, что Шафиров был приговорен к смертной казни. Правда, за прежние заслуги его помиловали и сослали вместе с семьей в Сибирь, где он терпел крайнюю нужду.

 

Неприятности закончились сразу же после смерти Петра: Шафиров был возвращен ко двору и вновь вступил на дипломатическое поприще. В антикоррупционных расследованиях он более не участвовал.

Гавриил Бужинский

Гавриил Бужинский, епископ Рязанский. Картина неизвестного автора. Середина XIX века Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Гавриил Бужинский родился в 1680 году на территории польской Малороссии.

В 1706 году он окончил Киево-Могилянскую академию, причем среди его наставников был Стефан Яворский  Стефан Яворский (1658–1722) — церковный деятель, писатель. После смерти патриарха Адриана в 1700 году стал местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 года — президент Славяно-греко-латинской академии. В 1721 году при учреждении Синода назначен его президентом..

Тогда же, в 1706 году, Гавриил был представлен посетившему Киев Петру, а после вызван в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. 

Гавриил Бужинский получил известность как переводчик немецких мыслителей и, главное, как талантливый проповедник, который, не чураясь варваризмов, умел, по словам своего современника митрополита Евгения Болховитинова, находить «умные обороты» и использовать «трогательное красноречие». 

Горячий сторонник реформ Петра, он прославлял его в своих панегириках, самый известный из которых — «Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя государя императора Петра Великого, говоренное пред лицем сего монарха преосвященным Гавриилом Бужинским, епископом Рязанским и Муромским, бывшим тогда префектом и обер-иеромонахом флота, при поднесении его величеству первовырезанного на меди плана и фасада Петербургу».

В 1721 году Гавриил стал советником Святейшего синода, а в 1722-м — архимандритом Троице-Сергиевой лавры, хотя по инициативе Петра оставался в Петербурге. Он был близок к Феофану Прокоповичу, поэтому, когда после смерти Петра вице-президентом Синода стал Георгий Дашков, к Прокоповичу настроенный враждебно, Гавриила отправили в Рязань.

Там он занялся просвещением: отстроил для Рязанской духовной школы новые учебные и хозяйственные помещения и предлагал открыть школу при Солотчинском монастыре, но это предложение было отклонено. После того как жители Мурома и Рязани стали обвинять Гавриила во взятках, занятия в школе были приостановлены, а Гавриил временно отстранен от дел епархии и вызван в Москву.

В 1730 году обвинения были сняты, но в Москве Гавриил оставался до самой смерти. 

Феофилакт Лопатинский

Феофилакт (в миру Федор) Лопатинский происходил из волынских дворян. Он получил образование в Киевской академии и преподавал там, пока не перешел в Московскую академию. 

Феофилакт был ревнителем православия и упорным врагом протестантизма. Его нельзя назвать сторонником Петра, более того — он был скорее противником петровских преобразований. И тем не менее ему было поручено сочинение «Службы благодарственной о великой победе под Полтавой».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как определить модус силлогизма

Феофилакт согласился, поскольку победа России над шведами представлялась ему торжеством православия над лютеранством и молебен предоставлял ему удобный случай широко осудить последнее.

Поэтому, несмотря на политические взгляды, о Петре в этом тексте Феофилакт отзывался следующим образом: «Крестоносный же царь православный российский, святых икон поборник, победительную песнь Богу вспеваяй, да царствует во веки в мире». 

Шведы фигурировали в тексте как «еретики», «лжехристиане», «святотатцы» и «божественных икон посмеятели». 

Судьба Феофилакта Лопатинского сложилась несчастливо. Он имел поначалу натянутые, а потом и прямо враждебные отношения с могущественным Феофаном Прокоповичем. В 1732 году появился пасквиль на Феофана, который приписали Феофилакту. Это стало отправной точкой для длительного судебного процесса, в результате которого Феофилакт оказался в заточении в Выборге. В конце 1740 года его отпустили по амнистии, но здоровье его было подорвано, и вскоре он скончался.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/155

Биография Феофан Прокопович

кто такой феофан прокопович

03.07.2010

Родился в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм.

Феофан Прокопович фотография

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.

Реклама:

Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагидокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором.

В 1711 был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу.

Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Френсисом Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.

В петербурге

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 вызвал его в Петербург.

Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников.

Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Человек с татуировкой дельфинаПосетило:72 Актер и сын актераПосетило:65 Легко ли быть толстяком?Посетило:61

Так как после основания Петербург некоторое время оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления.

Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч.

Им составлен «Духовный регламент» (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» — стихи о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода.

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство.

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский, в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

С 1725 был архиепископом Новгородским.

Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить.

По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера.

Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы верховников подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.

Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа святой николай

Но всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан выступает представителем критически-обличительного направления.

Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы.

Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII в. в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Нащинским и Самуилом Миславским; некоторые переводились на русский язык. «Слова и Речи» изданы в 3-х частях (СПб., 1765).

Оценка

Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например, Маркелл Родышевский) Феофана протестантом.

Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером.

Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением.

И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями.».

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.».

Садых-бек АгабековПосетило:288 Другая теория Эйнштейна Посетило:433 Галерее образов Сергея Селина — сплошь люди в погонахПосетило:290

Источник: https://www.peoples.ru/state/statesmen/pheofan_prokopovich/index2.html

Биография Феофана Прокоповича

Прокопович Феофан (1681-1736) — русский богослов, церковный и государственный деятель, писатель и учёный. Он имеет украинское происхождение, родился 18 июня 1681 года в Киеве. При рождении учёного назвали Елеазаром. Всю жизнь он потратил на борьбу с предрассудками и невежеством. Прокопович написал несколько трактатов на тему ораторского искусства и философии, он отлично владел латынью, греческим и польским языками.

Образование богослова

Будущий церковный деятель воспитывался в купеческой семье. Он рано остался без родителей, поэтому воспитанием мальчика занимался дядя, ректор Киево-Могилянской коллегии. Именно там Елеазар получил начальное образование, он изучал греческий язык и латынь. После этого юноша отправился в польскую иезуитскую школу, для этого ему пришлось принять униатство.

Окончив школу в Польше, Прокопович перебрался в Рим. Там он продолжил обучение в коллегии Святого Афанасия. Студент увлекался произведениями римских и греческих классиков, читал философскую и богословскую литературу. Учёба давалась ему легко, вскоре Папа Римский обратил внимание на талантливого юношу. Он предложил ему остаться в Италии, однако Елеазар предпочёл вернуться в Киев.

Преподавание и первые труды

В 1704 г. Прокопович снова приехал в Киев, там он стал преподавателем Киево-Могилянской академии. Педагог обучал студентов поэтике, философии и риторике. Также он составил подробное руководство по богословию. Оно отличалось от предыдущих ясностью изложения и минимумом приёмов схоластики. Благодаря своим способностям вскоре Елеазар стал ректором академии.

Во время работы в учебном заведении Прокопович написал трагикомедию «Владимир», в которой описывалась победа христианства над язычеством. Также он неоднократно сочинял стихи на русском, польском и латыни. На трёх языках было выпущено произведение «Епиникион», приуроченное к Полтавской победе в 1709 году.

Учёный был самым известным теоретиком литературы и ораторского искусства. Даже сейчас критики высоко оценивают его сочинения «Поэтика» и «Риторика». Первое из них было напечатано посмертно в 1786 году. Произведение «Риторика» издали только в 1982 году, до этого читатели могли знакомиться лишь с выдержками из текста. Обе работы были написаны на латыни, они включали в себя лекции Прокоповича из Киево-Могилянской академии.

Сотрудничество с Петром

В 1711 г. Пётр I назначил талантливого писателя игуменом Братского монастыря в Киеве. Елеазар продолжил свою деятельность, издавая статьи и рассуждения на различные темы. Все его произведения отличались живым языком, остроумием и стремлением критически анализировать ситуацию с разных сторон. Прокопович был противником схоластических методов и католицизма, он отдавал предпочтение европейским взглядам. Особое уважение учёный испытывал к теориям Френсиса Бейкона и Рене Декарта.

В 1716 г. Пётр вызвал Феофана в Петербург. Изначально тот стал советником правителя, писал переводы и толкования различных иностранных книг.

Также он составил «Духовный регламент», издал несколько правительственных документов, написал предисловие к «Морскому уставу». За свои заслуги в 1720 г. Прокопович получил сан архиепископа.

В следующем году его избрали первым вице-президентом Святейшего Синода. Благодаря привязанности Петра писатель регулярно получал дорогие подарки, деньги и хозяйство.

Смерть деятеля

В конце января 1725 г. Пётр умер, после этого Феофан примкнул к партии Екатерины. Он всячески поддерживал императрицу, поэтому уже через несколько месяцев был возведён в сан Новгородского архиепископа. Параллельно с этим Прокоповичу приходилось бороться с противниками его политических убеждений. Многие обвиняли его в неискренности и даже боялись.

Постоянное давление заставило учёного пересмотреть свои взгляды. Он оставался приверженцем науки и просвещения, но уже не так яростно спорил с несогласными. Феофан стал панегиристом, оправдывавшим существующий порядок, независимо от собственных идеалов. Он оказал влияние на Татищева, Кантемира и других учёных. Восьмого сентября 1736 года Феофан Прокопович умер в Санкт-Петербурге, там его и похоронили.

Источник: https://stories-of-success.ru/feofana-prokopovicha

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие