Кто такой эль греко

Эль Греко: произведения, биография, факты и видео

кто такой эль греко

Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/

Что такое правда в творчестве. Эль Греко — Рисуем Вместе

кто такой эль греко
В ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР, Новости

Смотрите фильм о великом художнике Эль Греко  и ответьте на  на эти 2 вопроса ( в Комментариях ниже)!

Есть ли смысл задаваться вопросом о позиции художника?

Какое значение она имеет в современном мире, и имеет ли вообще?

Живопись в Средние века, литература в 19 столетии  — двигали не только культуру, но и мысль. Посредством искусства люди выражали свое отношение к обществу, власти, глобальным событиям. Более того, они влияли на них. А теперь?

Имел бы смысл разговор умудренного опытом Тициана с начинающим свой путь Эль Греко, когда первый сказал о том, что правда людям не нужна, хоть они её и просят? И было бы важным решение Эль Греко пойти наперекор совету учителя и открыто нести на холстах истину?

Что есть правда и что есть искусство?

Развлечение? Способ сделать приятное себе и близким? Занять время? Или искусство, творчество — это нечто большее? Нечто, что связано с Душой человека, с ее сокровенным смыслом и той задачей, которую она пришла выполнить здесь на земле.

Штрихуя карандашом или придирчиво накладывая краску, каждый из нас имеет возможность отрыть свое сердце, реализовать потенциал, заложенный Творцом или природой, наполнить мир счастьем и радостью, обретенными в   акте творчества.. И важно ли при этом, рисуете вы 20 лет или два дня?

Создать портрет любимого, ребенка, родственника или друга, и даже просто «перерисовать» известную личность — сколько искренности и душевного чувства нужно вложить в этот процесс?

И нужно ли вкладывать в принципе? Разве повредит портрету её отсутствие? Поди еще пойми, что имеется ввиду.

А если понимать искренность как состояние Души, то влияет ли она на ваше творчество?

Насколько изменится процесс и результат, если вы оставите пресловутую «правду искусства» «за бортом» вашего мольберта?

И кто знает, что такое правда в творчестве?

Эль Греко по-своему ответил на эти вопросы. Несмотря на призрак костра, он продолжил рисовать ангелов и святых с «гостей» инквизиторских подземелий. В тех, кому церковники готовили очистительный огонь, художник видел свет — и не стеснялся заливать им свои картины.

Эль Греко имел свой ответ на вопрос об искренности художника и человека. И однажды создал портрет, за который не брался годами: портрет того, кого когда-то называл другом и кто решился единым махом лишить художника семьи, творчества, жизни

И ведь будь Гевара черствым и не сведущим в искусстве — куда ни шло дело. Но именно он сказал Эль Греко, назвавшего себя «всего лишь художником»: «Будь это так, я бы тобой пренебрег, но ты воздействуешь на людей«.

Способный плакать и стремящийся к свету, понимающий искусство инквизитор отшатнулся от собственного портрета. Предчувствуя, что увидит мрак, он всё же с надеждой пришел к художнику. «Что ты хочешь?» — спросил тот. «Узнать, что ты видишь во мне», — ответил Гевара. Ему был важен портрет. Почему?

Надменность и холодность взгляда прикрыли железное забрало на сердце, некогда трепетавшем от любви к Богу. И когда Гевара увидел, что вместо сердца у него пустота, погасла его надежда на праведность, и боль обиды обрушилась на Эль Греко.

Что сделал художник?

Не предал себя.  Показывая свет в тех, в ком он его видел, он передал мрак человека, который стремился ближе всех подойти к вратам святости.

Художник показал правду — и поплатился кусочком жизни.. Но за это другому пришло прозрение — бьющее резким светом в глаза, слепящее и лишающее слов. И этот карающий свет озарил всех, кто истинно жаждал его — и правды.

Так что же может искусство и каждый из нас, кто прикасается, пусть и одним штрихом, к творчеству?

Что превращает наш штрих в творчество? Что делает творчество с нами? И как оно становится истинным полётом Души?

Источник: https://risuemvmeste.com/el-greco/

Эль Греко

кто такой эль греко

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Предполагаемый портрет Эль Греко

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Эль Греко

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Живопись

Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.

Картина Эль Греко «Успение Богородицы»

Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался. Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы». Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.

https://www.youtube.com/watch?v=tZ-SlYecfBA

В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.

Картина Эль Греко «Вид Толедо»

Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса. Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов. Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции. Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».

Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.

«Он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел», — отмечает греческий художник, говоря, например, о Микеланджело.

Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.

«Глупый иноземец», — отзывается об Эль Греко архитектор Пирро Лигорио.

С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.

Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»

Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров. Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора. В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.

По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.

Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»

Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов.

Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа.

Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.

И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.

Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.

Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже. Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом. Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.

Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут бога тьмы

Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя. Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть. Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».

Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.

Личная жизнь

С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.

Портрет Хорхе Мануэля, сына Эль Греко

Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.

Смерть Эль Греко

В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.

Памятник Эль Греко

Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.

Произведения

  • 1560-1565 – «Моденский триптих»
  • 1567 – «Успение Богородицы»
  • 1570 – «Тайная вечеря»
  • 1570 – «Поклонение волхвов»
  • 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
  • 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
  • 1573 – «Христос на кресте»
  • 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
  • 1585 – «Святое семейство»
  • 1586 – «Погребение графа Оргаса»
  • 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
  • 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
  • 1596-1600 – «Вид Толедо»
  • 1600 – «Автопортрет»
  • 1608-1614 – «Снятие пятой печати»

Источник: https://24smi.org/celebrity/5035-el-greko.html

Художник Эль Греко — биография и знаменитые картины

Несмотря на то, что большую часть своей жизни Эль Греко творил в Испании, его живопись всегда стояла особняком от прочих испанских мастеров, он не имел последователей при жизни, и по-настоящему его работы были оценены примерно через 300 лет после его смерти. Настоящее его имя — Доми́никос Теотоко́пулос, а родиной его был остров Крит. «Эль Греко» — означает по-испански просто «Грек».

Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.

О его происхождении и семье ничего не известно, известно лишь точное место рождения — деревня Фоделе близ города Кандии на Крите. Очевидно, что в юношестве его обучали иконописи, причем характерный византийский стиль, особенно лица, словно сошедшие с фресок православных храмов, прослеживается в большинстве произведений мастера.

Одна из самых известных работ Эль Греко — «Погребение графа Оргаса»

Становление художника началось в Венеции, где Доминикос поступил в мастерскую Тициана. Там он быстро делает свои первые успехи, помогая старому Тициану писать «Мученичества Сятого Лаврентия», а также создавая свои первые серьезные работы — «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление святого». После того, как молодой ученик взял у своего учителя все что мог, его уже ничего не держало в Венеции и он направился в Парму, а чуть позже — в Рим.

В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».

Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег, и без того ревниво относящихся к чужакам.

В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю, и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании.

Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена — художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Именно там он написал свое самое известное полотно — «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.

Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов — его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу.

Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики — они приобрели важное значение в его поздних работах. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.

Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.

Портрет Кардинала Гевара

Эль Греко постигла участь многих художников — старость в бедности. Все, что осталось к его закату от былой роскоши — это огромная библиотека и коллекция гравюр. Эти сокровища перешли по наследству его сыну Хорхэ Мануэлю.

У него было всего несколько учеников, которые просто старательно копировали манеру мастера и, постепенно пришли к маньеризму. Так уж получилось, что его искусство, поддерживаемое силой его личности, после его смерти было предано забвению. Его сын, пошедший поначалу по стопам отца, оставил живопись ради архитектуры.

Немного позже лишь Веласкес, оценив пронзительность портретов Эль Греко, смог использовать его находки в портрете папы Иннокентия Х. 

Заново Эль Греко смогли оценить лишь в конце 19-го века. А в 20-ом веке уникальный и новаторский стиль гениального греческого художника занял достойное место среди величайших творцов.

Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/people/4-el-greko

Эль греко — биография знаменитости, личная жизнь, дети — СelebrityBook

: 21.02.2018 – 13:39

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.

Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы.

О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.

Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых.

С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато.

Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит родной человек

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

Источник: https://yutais.ru/drugoe/el-greko-biografiya-znamenitosti-lichnaya-zhizn-deti.html

Эль Греко, Изображений: 234

Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии Эль Греко скудны и немногочисленны. И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению, чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах, полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.  

Вид и план ТоледоАллегория Святой Франциск в размышлении [мастерская]ЛаокоонМальчик, зажигающий свечуПогребение графа ОргасаВид ТоледоАллегория Погребение графа Оргаса, фрагментПогребение графа Оргаса, фрагментПохороны графа Оргаза [Последователь]

Картины на религиозную тематику

Срывание риз со ХристаИсцеление слепогоКрещение ХристаКрещение ГосподнеСрывание риз со ХристаОткрытие пятой печати ПьетаХристос на Масличной гореТайная вечеряСвятая ТроицаРождество ХристовоИзгнание торгующих из храмаМоление о чашеИзгнание торгующих из храма [мастерская]Тайная вечеряПятидесятница Бегство в ЕгипетПоклонение имени Иисуса Поклонение волхвовИзгнание торгующих из храмаСрывание риз со ХристаРождествоИзгнание торгующих из храмаПоклонение волхвовПогребение ХристаБракосочетание Девы МарииПоклонение пастуховСрывание риз со Христа [приписывается]Поклонение волхвовМузицирующие ангелыМоление о Чаше [мастерская]Пир в доме СимонаИзгнание торгующих из храмаВоскресение ГосподнеХристос на Елеонской горе Чудо исцеления Христом слепогоПоклонение пастуховМоденский триптих – Благовещение, Видение на горе ПьетаПоклонение пастуховПоклонение имени Иисуса ВоскресениеИсцеление слепогоХристос на Масличной гореМоденский триптих – Поклонение пастухов, АллегорияПогребение ХристаПоклонение пастуховПоклонение пастуховПоклонение пастуховПоклонение пастухов [и мастерская]Христос на Масличной горе

Картины с Девой Марией

Скорбящая БогоматерьНепорочное зачатиеБлаговещениеСвятое семействоПрощание Христа с МатерьюСкорбящая БогоматерьВознесение Девы МарииСвятое Семейство с Марией МагдалинойБогоматерь скорбящаяБлаговещениеМадонна с Младенцем со святыми Мартиной и АгнессойБлаговещениеВознесение Девы МарииКоронование Девы МарииНепорочное зачатие со святым ИоанномДева Мария [и мастерская]БлаговещениеБлаговещениеБлаговещениеБлаговещениеБлаговещениеМадонна милосердияСвятое Семейство со святой Анной и маленьким ИоаннВстреча Марии и ЕлизаветыМадонна милосердияБлаговещениеСвятое семейство со святой Анной и маленьким ИоаннКоронование Девы Марии [и мастерская]Святое Семейство с маленьким Иоанном КрестителемБлаговещениеБлаговещение

Лики Христа и Распятия

Благословляющий ХристосМолящийся ХристосХристос на кресте [мастерская]РаспятиеСпасительХристос, несущий крестХристос, несущий крестРаспятие с двумя донаторамиХристос, несущий крестХристос на крестеРаспятиеХристос на крестеСпаситель [и мастерская]Христос на крестеХристос с крестомСпас Нерукотворный [и мастерская]Христос на крестеХристос с крестомХристос на крестеРаспятый Христос на фоне ТоледоХристос на кресте

Апостолы и святые

Святой СебастьянКающаяся Мария МагдалинаКающаяся Мария МагдалинаСвятые Иоанн Богослов и ФранцискРаскаяние святого ПетраСвятой ФранцискСлезы святого ПетраСлезы святого ПетраСвятой Лука ЕвангелистИоанн КрестительКающаяся МагдалинаМученичество святого МаврикияСвятая ЕкатеринаМолящийся святой ФранцискАпостолы Петр и ПавелСвятой Франциск АссизскийСвятой Доминик в молитвеСвятой ПавелКающаяся МагдалинаСвятые Андрей и ФранцискКающийся святой ИеронимСвятой Иосиф с юным ИисусомСвятой ЛукаСвятой ФилиппСвятой Франциск, получающий стигматыАпостол ПетрАпостол ПавелСвятая ВероникаСлезы святого ПетраСвятой Франциск, принимающий стигматыСвятая Вероника с платомСтигматизация святого ФранцискаИоанн Богослов [и мастерская]Святой СебастьянСвятой Франциск в экстазеСвятой Иаков СтаршийСвятые Иоанн Богослов и Иоанн КрестительСвятые Петр и ПавелСвятой Петр в слезахМученичество святого МаврикияСлезы святого ПетраСвятой Людовик Французский с пажемСвятой ИльдефонсСвятой БенедиктСвятой ВарфоломейСвятой Иаков МладшийСвятой ИеронимСвятой Лука, рисующий МадоннуРаскаяние святого Петраselgreco66Святой ИеронимСвятой Андрей [мастерская]Апостол [мастерская]Святой БернардСвятые Иоанн Богослов и Франциск Ассизский [мастерСвятой Иаков [и мастерская]Святой ФранцискАпостол Иаков СтаршийАпостол МатфейАпостол СимонАпостол ФомаКающийся святой ИеронимСвятой Иоанн БогословСвятой Петр в слезахСвятой Людовик ФранцузскийСвятой АвгустинСвятой ИеронимСвятой ПавелСвятой ПетрРаскаяние святого ПетраСвятой Мартин и нищийМолящийся Святой ФранцискСвятой Франциск, принимающий стигматыСвятой Антоний ПадуанскийСвятой Иероним в образе кардиналаСвятой Франциск в размышленииСвятой Франциск, получающий стигматыСвятой Франциск в молитвеСвятой Иероним в образе кардиналаВидение святого ЛаврентияАпостол Андрей [школа]Святой Франциск и брат Лео размышляют о смерти [и Святой ФранцискСвятой Франциск в размышленииСтигматизация святого ФранцискаАпосто Иаков МладшийАпостол Иуда ФаддейСвятой ДоминикСвятой ИоаннСвятой Павел [и мастерская]Святой Фома [и мастерская]Апостол Андрей

Портреты

Портрет кардинала, возможно дон Фернандо Ниньо де Сеньора в меховой накидкеЖивописец-миниатюрист Джулио КловиоГоспитальер Винченцо АнастаджиДворянин с рукой на грудиКарл де Гиз, Кардинал ЛотарингскийБрат Ортенсио Феликс ПаравичиноПожилой сеньорПортрет дамы [приписывается]Портрет врача Портрет мужчины из дома ЛейваДоктор Франсиско де ПизаПортрет старикаАнтонио де Коваррубиас и ЛейваСвятой Иоанн АвильскийАнтонио де КоваррубиасМужской портретПортрет кабальероМонах тринитарий [последователь]Мужской портретПортрет мужчиныПортрет знатного мужчиныПоэт Алонсо Эрсилья и СунигаПортрет Хорхе Мануэля, сына художникаМолодой кабальероКардинал ТавераПортрет Диего де Коваррубиас и ЛейваХеронимо де Севальос

Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии Эль Греко скудны и немногочисленны. И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению, чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах, полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.

Рождение и юность

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Точная дата его рождения не известна. Указанный год положил начало его биографии лишь на том основании, что по воспоминаниям современников в 1601 году уже состоявшийся художник собрал в своем доме близких друзей, чтобы отпраздновать юбилей – 60 лет.

Местом его рождения считается Ираклион – один из греческих городов на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. О родителях Доменикоса Теотокопулоса практически не сохранилось данных. Известно только, что они были людьми небедными, так как отец будущего художника числился сборщиком податей. Благодаря этому мальчик получил хорошее начальное образование и даже имел возможность брать уроки иконописи.

Первое упоминание о личности Доменикоса относиться к июню 1566 года, когда официальные документы говорят о нём, как о мастере-художнике. Примерно этим же периодом датируются и ранние работы гения. Полные неоспоримого влияния традиций греческой иконографии, они заявляют о тонком мировосприятии художника и самобытной манере его техники.

1567 год ознаменовался для юноши переездом в Венецию и началом обучения у метра Тициана. После чего калейдоскоп жизни художника стал вращаться стремительно быстро и принес путешествие в Рим, в Парму, а так же знакомство с Корреджо и Микеланджело.

Зрелость

Ненадолго задержавшись в Италии, Эль Греко направляется в Испанию, где в 1576 году поступает на официальную службу к королю. Однако «официальная работа» не приносит художнику ожидаемого простора для творчества. Причиной тому стал оригинальный для того времени стиль мастера и его независимый нрав. И в скором времени его имя уже связывают с испанским городком Толедо, куда он прибыл в 1577 году, что стало удачным поворотом в его биографии.

Толедо стал для мастера последним пунктом на карте его путешествий. Здесь к нему приходит заслуженное признание и многочисленные заказы на оформлении алтарей и написание копий с них для частных коллекций.

Всегда обладая острым умом и каким-то врождённым аристократизмом, Эль Греко наконец-то дышит полной грудью и позволяет себе жить по-настоящему. Он арендует помещения дворца местного маркиза и сам назначает цены за свои полотна.

В этот же период судьба сводит художника с испанкой Иеронимой де лас Куэвас, которая в 1578 году подарила ему единственного сына и наследника.

Но и этот период жизни мастера не был столь радужным, как могло показаться обывателям. Причиной тому все тот же независимый нрав Эль Греко и самобытная манера написания полотен, с которой официальная церковь зачастую была не согласна. Но, несмотря на это, период с 1597 по 1607 года можно назвать самым плодотворным во всех сферах жизни художника, а слава о нём распространилась далеко за пределы провинциального Толедо.

Именно известность, по мнению многих, и стала причиной краха творчества гения. Прознав про его талант, мастера просто засыпали предложениями о работе. А вслед за ними стали появляться судебные разбирательства на предмет несоответствия сложившимся традициям живописи. Официальная церковь не хотела замечать и признавать новаторства Эль Греко и упорно отстаивала свои ортодоксальные взгляды.

Закат

Не имея себе предшественников и последователей, гений продолжал творить до последнего вздоха. И с каждым разом его полотна становились все загадочнее, одухотвореннее и невесомее, несмотря на то, что о себе уже давало знать пошатнувшееся здоровье и финансовые трудности.

Бедность настигла Эль Греко в 1611 году, а вслед за нею в дом постучалась и смерть – в 1614 году, 7 апреля, художник умер

Согласно завещанию его тело было захоронено в церкви Святого Доминго эль Ангигуо. Однако уход из жизни не избавил его от претензий официального клира, который потребовал от Хорхе Мануэля – сына мастера – перезахоронить Эль Греко.

Ставшее новым, последнее пристанище гения, монастырь Сан-Торквато был разрушен в XIX веке, что навсегда похоронило останки мастера в истории

Анна Комарова

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/442445070/

Биография Эль Греко

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы.

О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».

Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Эль Греко: жизнь и творчество художника

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Красная нить на запястье порвалась что значит

Биография Эль Греко

Творчество Греко

Техника живописи художника

Картины Эль Греко

Библиография

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я.

Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки.

Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

ТроицаВоскресение ХристаКоронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.

Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.

В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.

Библиография

  • Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
  • Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
  • Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: piplz.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эль Греко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эль Греко: жизнь и творчество художника

3.5 (70%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/greko-jel.html

Эль Греко Биография

Архитектор, художник, скульптор (ок. 1541–1614)

Эль Греко был греческим художником, чья живопись и скульптура помогли определить испанский ренессанс и влиять на различные движения в будущем.

Синопсис

Эль Греко родился около 1541 года на Крите, который тогда был частью Венецианской республики. В свои двадцать с лишним лет он отправился в Венецию и учился у Тициана, который был самым известным художником своего времени.

Около 35 лет он переехал в Толедо, Испания, где он жил и работал до конца своей жизни, производя свои самые известные картины. Его работы этого периода считаются предшественниками как экспрессионизма, так и кубизма.

Его помнят главным образом за его вытянутые, измученные фигуры, часто религиозного характера, стиль которых сбивал с толку его современников, но помогал установить его репутацию в последующие годы.

Ранние годы: Венеция и Рим

Эль Греко родился Доменикос Теотокопулос на острове Крит, который был в то время венецианским владением.

Около 20 лет,где-то между 1560 и 1565 годами Эль Греко (что означает «греческий язык») отправился учиться в Венецию и оказался под опекой Тициана, величайшего художника того времени.

При Тициане Эль Греко начал осваивать фундаментальные аспекты живописи эпохи Возрождения, например, перспективу, конструирование фигур и постановку подробных повествовательных сцен (ярким примером его работы этого периода является «Чудо Христа, исцеляющего слепого»).

Эль Греко перебрался в Рим из Венеции через некоторое время, оставаясь с 1570 по 1576 год, оставаясь первоначально во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, одного из самых влиятельных и богатых людей в Риме.

В 1572 году Эль Греко присоединился к художникам академию и основал студию, но успех оказался бы неуловимым (Эль Греко критиковал Микеланджело художественные способности, которые, вероятно, привели к тому, что он подвергся остракизму со стороны римского художественного истеблишмента), и он уехал из Рима в Испанию в 1576 году.

В поисках опоры: толедо, испания

В Мадриде Эль Греко пытался получить королевское покровительство от короля Филиппа II, но безрезультатно, поэтому он перешел в Толедо, где он, наконец, начал находить историю успеха, которую запомнит, и где он будет рисовать свои шедевры.

https://www.youtube.com/watch?v=bNzHcya0Iyk

В Толедо Эль Греко встретился с Диего де Кастилья, деканом собора в Толедо, который поручил Эль Греко нарисовать группу работ для алтаря церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо (такой как Троица). и Успение Богородицы, оба 1579).

Кастилья также способствовала совершению «Разоблачения Христа» (1579), и эти картины станут частью Эль Греко самые совершенные шедевры.

(К сожалению, цена, которую Эль Греко потребовал за «Разоблачение Христа», привела к спору, и он так и не получил еще одну сопоставимую комиссию от Кастилии.)

Независимо от того, откуда теперь пришли комиссии, Эль Греко начал Дико успешную карьеру в Толедо проделал и такой знаковый труд, как Св. Себастьян (1578), Св. Петр в слезах (1582) и «Погребение графа Оргаза» (1588).

В частности, «Погребение графа Оргаза» инкапсулирует искусство Эль Греко в том смысле, что оно изображает призрачный опыт, превосходящий известное и раскрывающее то, что существует в духовном воображении.

Это одно из самых знаменитых произведений Эль Греко, в котором дихотомия неба и земли, погребения и духовного мира, ожидающего свыше,и он взял его художественное видение за пределы того, что он ранее был в состоянии достичь.

Другая известная работа этого периода — «Вид Толедо» (1597), который считается первым пейзажем в испанском искусстве. Это также один из немногих, если не единственный, сохранившийся пейзаж, созданный Эль Греко, который редко отклоняется от религиозных сюжетов и портретов.

Поздние годы и наследие

Эль Греко более поздние работы отмечены преувеличенными и часто искаженными фигурами, простирающимися за пределы реалий человеческого тела (это то, что современные зрители обычно находят настолько привлекательными). Среди них «Поклонение пастухов» (1599 г.

), «Концерт ангелов» (1610 г.) и «Открытие пятой печати» (завершено в 1614 г.).

Пятая Печать, в частности, вызвала большие дебаты,так как было высказано предположение, что это оказало влияние на Пикассо Les Demoiselles d ‘Avignon, часто считавшегося первой кубистической картиной.

Влияние Эль Греко на эволюцию Пикассо — лишь одна нить его влияния. Скрученные фигуры и дерзкие, нереальные цвета, которые составляют основу искусства Эль Греко, повлияли на множество художников: от кубистов, следующих за Пикассо, до немецких экспрессионистов и абстрактных импрессионистов после них.

Его работы также вдохновили тех, кто находится за пределами живописи, таких как писатели Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Эль Греко умер 7 апреля 1614 года, недооцененный в свое время, когда мир искусства ждал 250 лет, прежде чем принять свой статус мастера.

Авиньон часто считается первой кубистической живописью.

Источник: https://biography-live.ru/el-greko-biografiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие