Кто такие неофиты в православии

Неофит затворник — древо

кто такие неофиты в православии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Неофит Затворник

Неофит Затворник, Кипрский (1134 — не ранее 1220), преподобный

Память 12 апреля (преставление; Кипр., Греч.), 28 сентября (обретение и перенесение мощей в 1750 году; Кипр., Греч. [1]), 24 января (Кипр., Греч. [2], Румын. [3]).

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни.

Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов.

Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества.

Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга.

Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика.

В 1170 году он был рукоположен в сан священника епископом Пафским Василием Киннамом (1166 — 1205). Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем — в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.
Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений.

Но так как образование его не было законченным — в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, — эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах.

Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря.

Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие.

В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. Жития на сайтах Кипрской и Элладской Церквей указывают 1219-й как год смерти преподобного.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Земли́ Ки́прския затво́рник/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се Неофи́те,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 3

Земны́х и тле́нных наслажде́ний презре́вше я́ве,/ преблаже́нне о́тче Неофи́те,/ пусты́ни Ки́прския яви́лся еси́ а́нгел непоро́чен,/ моли́твою, посто́м и покая́нием Небе́сныя оби́тели дости́г,/ и с ли́ки преподо́бных весели́шися,/ те́мже чту́ще па́мять твою́, вопие́м ти́ приле́жно:// от бе́д нас изба́ви, о́тче преподо́бне.

Молитва

О вели́кий уго́дниче Бо́жий, препо́добне о́тче на́ш Неофи́те, сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бо́г превознесе́ и́мя твое́, еще́ на земли́ тебе́ су́щу, наипа́че же увенча́ тя́ небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя.

Приими́ ны́не моле́ние от на́с, недосто́йных ча́д твои́х, чту́щих тя́ и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е, изба́ви на́с твои́м предста́тельством пре́д Престо́лом Бо́жиим от все́х ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злы́х напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ Оте́честву на́шему от великодарови́таго Бо́га ми́р, тишину́ и благоде́нствие.

Всеблагомо́щным предста́тельством твои́м укрепи́ ста́рцев немощны́х, уврачу́й ста́риц боля́щих, насы́ти а́лчущих, напо́й жа́ждущих, воодушеви́ ю́ношей к све́тлым по́двигом стремя́щихся, вразуми́ роди́телей в воспита́нии дете́й свои́х, сохрани́ младе́нцев от вся́ких бе́д и утверди́ в духо́вной пра́вде муже́й и во́инов.

К тебе́ у́бо припа́даем и тебе́ про́сим: моли́ся, преблаже́нне Неофи́те, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии ду́ш на́ших, да в покая́нии невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́вльшеся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники ста́ти возмо́жем со все́ми преподо́бными от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Труды

Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра.

  • О бедствиях в Кипрской стране
  • Слово о некоем монахе в Палестине, который был обольщен бесами и бедственным образом пал
  • Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых
    • http://aleteia.narod.ru/neofit/autor.htm — четыре вышеназванных слова

Использованные материалы

[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/758/sxsaintinfo.aspx

[2]  Страница того же сайта, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1879/sxsaintinfo.aspx

[3]  «Noi hotărâri ale Sfântului Sinod. Trei sfinți au fost adăugați în calendarul Bisericii Ortodoxe Române» — http://basilica.ro/noi-hotarari-ale-sfantului-sinod-trei-sfine/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13282.html

О неофитах — важно!

кто такие неофиты в православии

В современных книгах и Интернет-ресурсах можно встретить такое понятие, как «неофит», данное определение в тематике воцерковления очень важно, оно скрывает в себе взлеты и падения, потому как новообращенным Господь дает много благодати, но до поры до времени. И от того, как человек пройдет этот этап, будет зависеть дальнейшее его духовное развитие.

Итак, определение: «Неофит — новообращенный верующий, новичок в каком-нибудь деле».

В действительности Господь дает человеку при начальном этапе воцерковления много сил и Божественной благодати, которая покрывает его от искушений. Но через некоторое время Господь начнет испытывать твердость человеческой веры, и наступит пора искушений, поэтому важно на этапах воцерковления знать о типичных состояниях и ошибках новообращенных.

Не потерять искренность, жертвенность, а возрастить ее

Воцерковляющиеся люди полны искренности, ревности в вере, жертвенности, готовности отказаться от своих привычек, грехов и исполнять волю Божию, много молиться, дабы угодить Богу и послужить Церкви. И это очень хорошее рвение, но столько сил появляется у человека неспроста, это Господь ему дает с большим авансом столько Божественной благодати, чтобы тот окреп в вере и потратил благополучное время именно на укрепление в ней.

Однако воцерковляющиеся зачастую совершают одни и те же ошибки.

Так, неофит не подозревает: то, что он сейчас испытывает, это не человеческие силы, сколько благодати дал человеку Господь, и когда Господь начнет испытывать, то сам человек может быстро растерять все то, что он сейчас чувствует.

Внимание и еще раз внимание, под контролем духовника

Святые отцы говорят, что бесы в период воцерковления затягивают человека на большие подвиги: кто-то рвется на служение в монастырь, хочет быть священником, кто-то берет непосильные подвиги поста по максимуму, продает и раздает все свое имущество и так далее.

Воцерковляющийся думает, что он делает дела Господни, но он на мушке у беса и совсем скоро, когда Божественная благодать оставит человека, ему будет очень больно падать с высоты таких деланий, человеческую душу быстро заполнят уныние, разочарование и прочие сопутствующие греховные страсти, после такого взлета некоторые выпадают из Церкви навсегда, потому что неверно понимали, не знали и не думали, какова духовная жизнь.

Именно поэтому прежде, чем человека рукополагать во священники, его зачастую долго испытывают, около 10 лет.

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов»

Вторая особенность — неофиты очень требовательны не только к себе, но и к другим, они требует много от окружающих людей, тем самым являются полной противоположностью более духовно опытным людям. Опытный человек много требует с себя и очень снисходительно относится к немощи и ошибкам других людей.

Начни с себя и не лечи других, лечи себя!

Третья особенность новообращенных — это желание изменить ближних. Кто-то не успел окрепнуть, а уже начинает сам учить, такое делание вредно не только учителю, но и ученику, потому как первый может сильно заблуждаться пока во многих вопросах, а второй смотрит на него, как на пример, и бывает даже такое, что положительного примера и не находит.

Благоговение не потерять и духовный опыт приобрести

Что же посоветовать людям, переживающим сейчас такие прекрасные чувства ревности во Христе.

Я бы порекомендовал отбросить всякую торопливость и поспешность и понять, что Вы новичок, Вы еще ничего не знаете, многое остается неизведанным, поэтому не делайте раньше времени выводы, не лечите и не учите других, будьте разумны, общайтесь со священниками и сконцентрируйтесь не на глобальных вещах и не на изучении догматических истин, не на поиске смысла жизни и прочих высоких определениях. Как пишет Паисий Святогорец, это очень вредно для новоначальных и может привести к очень опасным состояниям.

Крайне важно на момент воцерковления понять и твердо освоить простые фундаментальные, порой очевидные вещи, которые сочетают в себе веру и разум:

  1. Твердо и бесповоротно окрепнуть верой в Бога

  2. Понять, что самая главная заповедь — это любовь, все остальные исходят из нее.

  3. Важно усвоить, что понимание Божьего промысла придет не сейчас, а после духовного взросления

  4. Поспешность, торопливость, суетливость — это особенности бесовские

  5. Трезвительность, разум, логика, постоянство, рассудительная решительность — это качества от Бога

  6. Бога нужно чувствовать душой, а не пытаться понять головой

  7. Необходимо знать определения искушения и механизм вражеской работы (дьявола)

  8. Определение греха, свойства, особенность, методы борьбы

  9. Совершать больше добродетелей и взращивать их.

  10. Понять, что в Церкви — люди, а не святые, и к ним нужно относиться с пониманием и с любовью.

  11. Самое главное в Церкви — это люди, глава Церкви – сам Господь.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/o-neofitakh-vazhno/

Святой Неофит: «Новообращенный», приводящий ко Христу

кто такие неофиты в православии

«Поехали к Неофиту» — так нередко говорят жители Пафоса, решившие погожим воскресным днем съездить в горы, в древний монастырь, словно собрались в гости к доброму знакомому. Отчасти это так и есть: у Бога все живы, и души святых, с радостью принимают всех, кто приходит к ним с миром и молитвой.

В выходные дни в монастыре святого Неофита всегда людно: киприоты приезжают большими семьями, много молодежи, и нет-нет, да мелькнет повязанный на голову женский платок – отличительный признак паломников из России.

Дорога к монастырю

Добраться до монастыря очень просто. Выехав на дорогу, ведущую от Пафоса в Полис, буквально через несколько километров от города будет указатель Agios Neofytos 4 km. Сворачиваете налево и проезжаете мимо фешенебельной деревни Tala, где живет много русских семей.

Отсюда открывается замечательный вид на море с высоты птичьего полета, и остается по-доброму завидовать обладателям местных вилл, прилепившихся к террасам на крутых горных склонах.

Дорога поднимается выше, и вскоре упирается в большую парковку, сокрытую под кронами хвойных деревьев. Здесь царит идеальный порядок: аккуратно размечены места стоянки авто, а цветные таблички помогают сориентироваться на месте. Мы поднимаемся вверх – наша цель пещера в отвесном горном склоне, которую святой облюбовал для незаметного и вместе с тем великого монашеского подвига.

История

«Неофит» — в переводе с греческого  буквально «молодая поросль» — новообращенный, недавно уверовавший. Св. Неофит родился в 1134 году в большой бедной крестьянской семье, жившей на Кипре в местечке Лефкара.

Когда сыну исполнилось восемнадцать, родители решили женить его, но у юноши было желание посвятить себя Богу и стать монахом. Неофит тайно уходит из дома Много препятствий пришлось преодолеть молодому подвижнику. Как беглеца юношу взяли под стражу в порту кипрской столицы Пафоса (библейского города Паф).

Неофит мечтал попасть в одну из монашеских общин в Малой Азии, однако ему суждено было совершить свой подвиг на Родине. По ходатайству верующих людей юношу освободили, и Неофит, лишившись всех денег, нашел убежище недалеко от города – в горах. Это была небольшая пещера, к которой мы направляемся.

Келья святого Неофита

Проходим через ворота мимо обычно пустующей стойки ресепшн, идем мимо основных, более поздних, построек монастыря. Впереди показались пещеры – здесь и подвизался много лет молодой подвижник. У пожилого киприота, сидящего в маленькой будке, покупаем билеты. Их надо сохранить, по этим же билетам мы позже войдем в монастырский музей.

Начинаем осмотр с первой пещеры, в которой был организован храм.

Церковь была украшена фресками в 1183 году. Однако первоначальные изображения до нас не дошли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно крестник или кресник

Фрески, украшающие храм сегодня, были сделаны после 1214 года. Некоторые датируются 1503 годом. К ним принадлежат сцены Страстей Христовых, начинающиеся с юго-западного угла в верхней части стены и продолжающиеся по всей западной и южной стороне:  «Тайная Вечеря», «Омовение Ног», «Гефсиманское Моление», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста».

Далее через алтарь храма проходим в келью святого: это кровать и стол, все выдолблено из камня. Древние стасидии.

Выход на улицу. Невольно приходится поклониться, дверной проем высотой не более полутора метров. И потрясающая панорама!

Более 10 лет святой жил в своей каменной келье в полном одиночестве, возвышаясь над миром силой молитвы и ценой невероятного аскетического подвига. Рост монастыря начинается с 1170 года, когда святой Неофит был рукоположен в сан священника и по просьбе правящего архиерея взял на воспитание одного ученика, которых вскоре стало много больше.

Святой Неофит умер в 1219 году.

Монастырь

Мы покидаем келью и идем обратно – к основному монастырскому комплексу, здесь расположен храм, монашеские кельи и музей.

церковь монастыря была построена уже в начале XVI века. Храм посвящен Пресвятой Богородице, это и определило основную тему росписи.

Вскоре после строительства вся церковь была украшена фресками, однако до наших дней сохранилась лишь их незначительная часть. Виной тому стало землетрясение 1577 года, а также период турецкого владычества.

Вскоре после завоевания Кипра турками в 1585 году монастырь был продан, а монахи изгнаны. Возродилась обитель при игумене Афанасии, ставшем настоятелем монастыря в 1746 году. Тогда же произошло очень важное событие: обретение мощей святого Неофита.

Мощи были перенесены в главный храм обители, где и пребывают до настоящего времени. Каждый желающий имеет возможность приложиться к ним с верой и молитвой.

Мы выходим из храма в уютный монастырский дворик. Можно присесть на скамейку и насладиться тишиной и каким-то неземным умиротворением.

Музей

Лестница у восточного крыла монастыря ведет вниз, мы входим в музей.

Все экспонаты снабжены табличками – кто изображен на иконе, примерная дата написания. Есть здесь древние иконы, относящиеся к 12 веку.

В экспозиции представлено несколько Евангелий, а также фрагменты рукописей, датируемых 12-13 веками. Древнейшая рукопись в экспозиции Музея — это часть папируса размером 15 х 13 см, датированная 6-м веком.

Отдельного внимания заслуживает книга, куда записывались имена жертвователей. Здесь много русских имен: паломники из России были желанными гостями и оставляли в дар монастырю немалые деньги.

Далее знакомимся с церковной утварью и предметами облачения священнослужителей.

В последнем зале музея представлены гончарные изделия, относящиеся к IX–V векам до н. э. Дух захватывает от прикосновения к такой древности. Лишний раз вспоминаешь, что находишься в «центре земли», месте, где испокон веков пересекались важнейшие торговые и транспортные пути старого света

Мы покидаем гостеприимный монастырь, купив спелых мандаринов у местного торговца. Мы обязательно вернемся сюда еще, чтобы развеять печаль, посетившую сердце, либо, напротив, поблагодарить Бога за очередной подарок.

Источник: https://www.kiprinform.com/sights_of_cyprus/svyatoy-neofit-novoobrashhennyy-priv/

Неофиты и их 13 ошибок

Один батюшка учил, что если плюнуть на землю, враг узнает твои мысли, а ещё один учил, что если перекреститься неправильно, радуются бесы. Всё это глупости, которые не имеют ничего общего с православием.

Но кто такие новички в церкви, неофиты — как не малые дети? Когда ты ничего не знаешь, любую информацию можно принять за истину и пойти неверным путём. Это сложный период, через который приходится проходить каждому православному христианину.

Раньше неофитами называли христиан после крещения и только что постриженных монахов.Неофитами называют людей, только что обращённых в любую религию.

В христианской традиции это слово исторически имело два смысла:

  • Люди, которые недавно прошли обряд Крещения;
  • Монахи, которых только что постригли.

Сегодня в христианстве неофит — это скорее уровень понимания учения Христа и образ жизни, чем стадия посвящения. Но об этом мы поговорим дальше.

Кто такой неофит в православии?

Неофитство в православии — явление многогранное. Казалось бы, какое определение подойдёт неофиту? «Человек, который в христианстве меньше десяти лет»? Есть подобные соображения, но они в корне неправильны.

Можно десять лет ходить в тренажёрный зал, но если там просто сидеть, не делать никаких упражнений, то фигуру это никак не улучшит.

То есть неофит — это не указание на христианский стаж, а на что-то иное. На что же? Скорее, на вектор его духовной жизни. Неофит — это тот, который встал на путь познания Христа и идёт по нему.

Неофитство — это не статус, а процесс. Нельзя встать на путь, поставить всё на паузу, грешить направо и налево, но формально оставаться неофитом. Ты либо идёшь по этому пути, либо сходишь с него. Стоять на нём невозможно.

Иоанн Крестьянкин учил, что человек, обращаясь к Богу, отдаёт Ему сердце. Неофитам важно прочувствовать глубину этого высказывания, а не относиться к вере формально

И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит. Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути. Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин так и сказал, в контексте разговора о введении документов, проходящих через компьютер:

«Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют. Запомни и уясни для себя волю Божию: Сыне, даждь Ми твое сердце. Не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце! Все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят, что нет живой веры, нет доверия Богу».

Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания

Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.

Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.

Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.

Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни

Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.

Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.

Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории

Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.

13 ошибок неофитства

  1. Горделивость. Чувство своей исключительности по отношению к непосвящённым людям толкает к греху — гордости. А это уже очень далеко от христианства.
  2. Пресыщение. Неофит очень быстро пресыщается новой сферой. Он нахватал из неё всего понемногу, вряд ли что-то действительно усвоил, но обилие информации было такое, что эта область ему уже надоела.
  3. Ложные цели. Новая аура может очаровать неофита.

    Желая быть к ней ближе, он бежит на все службы, на все таинства, общается со священниками, молится любой найденной молитвой, скупает иконы, подвески, пьёт святую воду, собирает дома церковную библиотеку. Всё это атрибуты, но не суть учения. Однако так много людей считают, что если у них дома будет не одна, а семь Библий, причём подороже, то это более благочестиво.

  4. Навязчивость. В поиске знаний неофит бежит к их источнику — батюшке.

    Дабы показаться более пресвящённым, неофит осыпает священника десятками заученных терминов: теофания, эпифания, литургика, апофатия. Не факт, что служитель храма, который учил это лет семь назад в семинарии, сходу припомнит, о чём речь. Неофит очень цепляется за внешнюю сторону религии, пренебрегая сутью. Но вот неофит так просто не отстанет, ибо, по его мнению, в религии не может быть второстепенных вещей.

    Надо вычитать что-то ещё и прийти обсудить с батюшкой проблематику израильской археологии или творения гностиков IV века. Конечно, всё это интересно, но уместно в академиях, а не в церкви. У священника же свои функции. Отвлекать его не хорошо.

  1. Отсутствие смирения. Если уж дорвался до истины, то другого авторитета и чужого мнения быть не может. Неофиту сложно сказать что-то поперёк. Он будто бы и сам всё знает.
  2. Конфликты.

     Что-что, а конфликтовать неофит будет. Есть же атеисты, иноверцы, учёные, грешники. Всех надо вразумить. Не так важно, что сам ещё не всё понимаешь. Главное — это отстаивать своё мнение, даже если никто не пытается с ним спорить.

  3. Слепость к себе. Духовное учение — это наука о саморазвитии. Но неофит занят чем угодно, только не духовным преображением. Во-первых, некогда. Во-вторых, он и так хорош.
  4. Разделение духовной и материальной жизни.

    Для неофита есть учение о загробной жизни. Оно интересно, красиво, но совершенно бесполезно. Понять, что есть причинно-следственная связь между нынешними поступками и посмертной судьбой может только опытный верующий.

  5. Пренебрежение спасением. Уверенность в том, что раз ты христианин, тебе всё и так дано, — это бич многих неофитов. Ведь они же уже покрестились, что ещё надо?
  6. Осуждение всех. Как же без этого? Ведь есть Библия.

    В ней описано полно грехов. Соседка ведёт себя как блудница, священник в церкви не лучше новозаветных фарисеев, да и друзья — далеко не апостолы. Стремление сделать мир идеальным в конце концов очень больно разочарует.

  7. Эйфория. Это волнительное состояние. Оно близко к возбуждению, но ничего не имеет общего с верой. Увы, сравнивать неофиту не с чем. Он наслаждается новым для себя опытом, полагая, что уже достиг духовных вершин.
  8. Стремление учить.

    «Так красиво говорит священник в интернете, такой умный. Хочется быть как он. Ведь всё же понятно с христианством. Пойду-ка, расскажу друзьям о Боге», — думает неофит и совершает большую ошибку. Учить должен тот, кого спрашивают. Это важный принцип. Если люди не обращаются к тебе за советом, значит, ты ещё не готов проповедовать.

  9. Нехристианские идеи. Увы, без достаточной базы знаний сложно отличить заблуждение от истины.

    Неофиту сложно разобраться, какие наставления христианских деятелей согласуются с учением Христа, а какие — личное мнение или ошибка. К сожалению, в христианской литературе много ложных утверждений. И неофиты рискуют им довериться.

Прозелитизм — бич всех неофитов

Прозелитизм — это стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения. Это стадия становления многих религий. Если бы в своё время прозелитизмом не занимались апостолы, то христианство просто бы вымерло.

Понятно, что раз есть религия, нужны её приверженцы. А где их брать? Конечно же, обращать тех, кто согласится пересмотреть свои убеждения.

Но на современном уровне развития общества и религиозной мысли прозелитизм — дурной тон, признак фанатизма и скудоумия. Нет ничего благочестивого в том, чтобы заявиться со своим уставом в чужой монастырь и потребовать соблюдения канонов своего Священного Писания от иноверцев.

Святой Патрик — известный католический миссионер в Ирландии. Многие неофиты мнят себя такими же борцами с иновериями, но ныне Церковь ни с кем не воюет, а спасает души

В самом деле, мы же не ездим в США требовать от американцев принять русский язык в качестве национального? С религией — то же самое: Бог с каждой нацией говорил на своём языке, доступными ей образами.

Любой индуист или буддист, если он захочет стать христианином, сможет ознакомиться с достаточным количеством информации, чтобы принять решение. И сам потом придёт в храм.
Аналогично и христианину доступна любая информация о других религиях. Нет никакой войны за души людей. Есть лишь свободный выбор.

Новый Завет писали в иных условиях, в I веке. Там миссионерская проповедь служила инструментом выживания. Но неофиту это неизвестно. Он стремится всех и вся обратить в христианство, не задумываясь, нуждается ли тот человек в такой услуге.

Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть

Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).

Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.

Формализм не должен быть впереди учения.

Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:

  1. Изучить список ошибок новичков, чтобы не повторять их.
  2. Довериться мудрому и опытному христианину, который, если что, подскажет, что исправить в себе.

Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.

Источник: https://hranitel.club/1255-neofity

Неофит — это значение слова и синдром неофитства

Когда человек обращается в какую-либо религию, он называется новообращенным, или по-гречески – неофитом. У этого периода есть свои особенности, которых мы кратко коснемся в данной статье.

Значение термина в истории и сегодня

Греческое слово «неофит» — это термин, который переводится как «недавно насажденный». Им обозначают сегодня всех новообращенных в какое-либо учение. Но исторически этот термин имел более узкое значение. Так, еще в дохристианские времена неофит — это был новый участник тайного общества или культа. К примеру, этим словом именовали людей, прошедших закрытые для непосвященных элевсинские мистерии.

Когда в Римской империи возросло влияние христианства, значение слова несколько изменилось. А именно, им стали именовать христиан, которые только-только приняли крещение и еще ходят в ритуальной белой одежде (как правило, первую неделю после принятия таинства инициации). Со временем эта традиция сошла на нет, и термин приобрел более широкое значение, которое сохраняется и поныне.

Кроме того, на Западе в некоторых монашеских конгрегациях неофитами называют новопостриженных монахов.

Синдром неофита

В православной церковной среде неофитством называется своего рода болезнь новичков. Характеризуется она, прежде всего, излишним рвением в делах религиозных и импульсивностью.

Неофит — это, как правило, радикал, который, обретя новый смысл жизни, готов принести в жертву ради него практически все и всех, включая счастье и благополучие близких людей. Известны случаи, когда эти порывы внезапно проснувшейся религиозности разрушали семьи и причиняли значительный вред, в том числе и детям.

Неофит — это, чаще всего, человек, плохо осознающий свою ответственность и слишком много возлагающий на волю Божию. Ему не достает опыта, гибкости ума и мудрости, а потому в своих более размеренных братьях и сестрах он видит чуть ли не отступников.

Такие люди отличаются максимализмом, что с одной стороны делает их чуть ли не ангелами, а с другой – экстремистами. Так, они могут безвозмездно помогать нуждающимся и жертвовать огромные суммы, но в то же время с неукротимой ненавистью обрушиваться на всех, кого посчитают врагами религии.

Источник: https://FB.ru/article/213429/neofit---eto-znachenie-slova-i-sindrom-neofitstva

Три главные ошибки неофита

Ошибаются все: люди, воспитанные в христианской традиции с самого рождения, атеисты, старающиеся следовать общечеловеческим ценностям, кандидаты наук и ученики начальной школы на первом уроке математики.

Конечно же, ошибки, в зависимости от возраста и рода деятельности, имеют разную цену и разные последствия. Поэтому так важно, начиная своё воцерковление, становясь «новоначальным» или, другими словами, «неофитом» (от др.-греч.

νεόφυτος — «недавно насаждённый»), изучить подводные камни этого непростого пути, чтобы в дальнейшем, преодолев первые трудности, не отступить, а, наоборот, сохранить веру и приумножить её.

Ошибка первая: нельзя любить то, чего не знаешь

Всё чаще звучат слова о том, что просвещенный XXI век напоминает апостольские времена. Если мы возьмём за критерий осведомленность об основных понятиях христианства, это мнение окажется совсем не лишенным смысла.

Сколько людей в наши дни хотя бы раз прочитало Евангелие, не говоря уже о творениях Святых Отцов? Современному неофиту, скорее всего, придётся изучать Священное Писание и Предание с нуля, разбираться в том, как устроена Церковь, какой глубокий смысл заложен в Таинства Исповеди и Причастия.

Далеко не каждый самостоятельно сможет осилить столь большой поток информации, отделить зёрна от плевел. Риск принять главное за второстепенное, а второстепенное — за главное, очень велик.

Однако ещё в первые века христианства постепенно сформировался институт оглашения, призванный наставить желающих в основах веры, испытать искренность их решения о принятии Крещения. Позже — оградить от распространения ересей или ложных философских учений.

Сегодня в большинстве храмов проводятся беседы по катехизации, цели которых ничем не отличаются от вышеперечисленных.

Также благодаря развитию технологий появилась возможность записаться на бесплатные катехизаторские курсы в интернете, предварительно убедившись в том, что они созданы по благословению священноначалия.

«Нельзя любить то, чего не знаешь», — слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского заставляют задуматься. Можно ли, не зная своей веры, называть себя православным христианином? Можно ли любить Бога, ничего не зная о Нём?

Ф.М.Достоевский

Ошибка вторая: чрезмерная строгость к другим

Перед глазами неофита разворачивается настоящая катастрофа! Грех поджидает его везде: выглядывает из-за угла включённого телевизора, призывает к обсуждению и, конечно же, к осуждению нового поста в инстаграме, сторожит по утрам в пробках, подкидывая в топку раздражения побольше дров, но, самое главное — таится в каждом человеке (особенно сильно проявляется у знакомых и родственников). В таком случае остаётся только один выход — сказать.

Обличить, с помощью слов заставить отказаться от чего-то вредного, бессмысленного, греховного. Однако всегда присутствует опасность, обвиняя других, самому забыть про свои ошибки и промахи, надеть на себя маску праведника, которая не будет иметь с реальностью ничего общего.

Обличение, произнесенное с раздражением и осуждением, способно вызвать в человеке только аналогичные чувства — оно никогда не сможет помочь его исцелению. «Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?» (Мф.

7:3) Новоначальным, а также и всем людям, прежде чем приступить к обвинению окружающих, следует подумать о том, по какой причине и с какой целью они хотят кому-то «помочь», и нужна ли такая помощь? Если бы пациенты, находящиеся в больнице, обвиняли друг друга в поставленных им медицинских диагнозах, со стороны это выглядело бы как минимум странно.

Грех — точно такая же болезнь, и лучше изучать симптомы своего собственного недуга и стараться с ними бороться, чем, не имея должной квалификации, прописывать лечение каждому встречному.

Ошибка третья: отсутствие доверия к Господу Богу или «я знаю лучше».

Тем не менее, стремление спасти и помочь, не спрашивая желания самого «утопающего», у неофита необычайно сильно. Он как будто бы говорит: «Я знаю лучше, как лечить этих пациентов, и даже сам себе могу вырезать аппендицит, хотя пока что ещё не пробовал. Нет, вы не смотрите на то, что учусь только на втором курсе, потому что я совсем не похож на прочих несмышлёных студентов. Скажу вам по секрету: я — гений!».

Но если у студента нет опыта, если ему не хватает знаний, его помощь может обернуться катастрофой. Откуда человеку знать, как будет лучше для других, или когда его друзья и родственники или коллега по работе должны поверить в Бога и начать своё воцерковление? Возможно, они пока что ещё не готовы к такому серьезному шагу, однако через год или через десять лет кто-то из них сам придёт в Церковь и станет для всех хорошим примером.

Можно вспомнить, как в детстве менялось мнение о чем-то, если нас заставляли это делать насильно: мальчик, вынужденный два раза в неделю ходить в музыкальную школу, потому что так решила его мама, мечтая вырастить великого композитора, вряд ли сможет получать удовольствие от музыки. Она всегда будет ассоциироваться с чем-то чужим, недобровольным, воинствующим.

Но вера — не музыка. В отличие от последней она жизненно необходима человеку, поэтому её небольшие хрупкие ростки нужно особенно тщательно оберегать. Что же делать, если иногда, стараясь помочь, мы вырываем их с корнем? Почему так происходит?

причина — страх. Если кто-то для нас дорог, то мы боимся за него, беспокоимся о его спасении настолько сильно, что забываем про доверие к Господу Богу, про Его любовь к нам и к дорогому для нас человеку. Господь Сам знает, когда будет лучше.

Да, вера иногда возникает благодаря проповеди, но только в том случае, если на то есть Божия воля: неофиту очень важно понять, что невозможно убеждением, даже идеально выстроенным монологом с неоспоримыми фактами и цитатами из Священного Писания и Предания зажечь в сердце человека искру веры. Это может сделать только Сам Бог.

А мы, хоть и непослушные дети, всё же должны хотя бы раз проявить послушание — просто остаться рядом с нашими ближними и ждать, стараясь изменить не их дурные наклонности, которые, возможно, нам таковыми лишь кажутся, а самих себя.

Конечно же, быть неофитом нелегко: начиная новое дело, человек неизбежно столкнётся с трудностями. Но учиться в раннем детстве ходить, чтобы после увидеть мир, стоит всех синяков и ссадин, счастье от плодов собственного труда стоит бессонных ночей, проведённых за изучением желанной профессии. Счастье от встречи с Богом иное: тихое, спокойное, благословенное и радостное.

Не знать, как складывать руки перед причастием, с чего начинать изучение Библии, удивляться, почему люди в храме вместо «спасибо» говорят «спаси Господи», поражаться тому, как они могут стоять, практически не двигаясь на протяжении всей долгой службы и при этом молиться — не страшно. Гораздо хуже остановиться на месте и прекратить свои попытки что-то понять.

Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Бояться нечего, главное не врать Богу и самим себе, и, увидев своё истинное лицо, не опускать руки, но и не прятаться за образ «благочестивого христианина», существующий только в нашем воображении.

Неофит — не диагноз и не приговор, а лишь начало удивительного пути длиною в жизнь, на котором встретятся и свои трудности, и своё, ни с чем не сравнимое, счастье.

Источник: https://www.vera21.ru/tri-glavnye-oshibki-neofita/

Монастырь Святого Неофита

Паломники, туристы едут на Кипр, чтобы посетить старинные православные храмы и обители, прикоснуться к священным реликвиям. В монастыре Святого Неофита, одном из самых известных на острове, на стенах видны фрески, датируемые XII веком. Здесь хранятся мощи Неофита Затворника, кипрского святого. Путешественников привлекает своеобразие монастыря: история жизни отшельника Неофита, кельи, часовня, вырубленные в скалах.

Кто он – Святой Неофит Затворник

Неофит родился в предгорьях Троодоса в начале XII века. Деревня Лефрака – родина самого известного кипрского святого. С молодых лет он имел пристрастие к уединенному служению Богу. Желание родителей женить его в 18 лет вынудило покинуть дом.

Неофит стал послушником в монастыре святого Иоанна Златоуста, где он провел 5 лет, обучился грамоте. Стремление к духовному совершенствованию и познанию божественных истин с возрастом только крепло. Неофит твердо решил стать отшельником, но настоятель монастыря посчитал его не готовым к такому подвигу.

Неофит получил благословение на паломничество в Иерусалим, чтобы увидеть и пройти дорогой Иисуса Христа. Полгода молодой человек провел в Иерусалиме. Вернувшись на Кипр, он поселился в пещере, среди горных отрогов Кирении. Неофит расширил проем в скале: вырубил помещение для себя и алтаря.

Келью и святилище он разгородил стеной. В обители отшельника не было ничего, кроме каменной скамьи и гробницы. Каменное ложе служило ему местом для работы и отдыха. Гробница – проем в скале и гроб для будущего захоронения. В молельне Неофит воздвиг алтарь из мраморной плиты и деревянного креста, в котором были схоронены частицы распятия Иисуса.

Фреска с изображением Неофита Затворника Фреска Оплакивание Иисуса Фреска вознесение Неофита на суд Божий после кончины

В течение 7 лет Неофит продолжал расширять и обустраивать свое пристанище: появилась трапезная, стены храма и кельи были расписаны фресками.

К отшельнику стали приходить паломники, желающие стать подвижниками Святого Креста. В скале появились кельи последователей Неофита. После долгих уговоров епископа Василия Киннамоса Затворник согласился принять сан и основать в 1170 году скит. Впоследствии на месте скита был образован монастырь, настоятелем которого Неофит стал в возрасте 36 лет.

Через 20 лет монастырской службы он возвращается к мысли снова уединиться и посвятить себя духовному служению. Поднявшись по склону горы выше монастыря, Неофит вырубил новую келью, назвав ее «Новый Сион» (от названия холма в Иерусалиме). Над пещерной церковью он прорубил еще одну келью, назвав ее «Святилищем». Отсюда он спускался на богослужения раз в неделю.

В уединении отшельник изучал богословские книги и сам написал 16 книг. В одной из них – «Ритуал таинств» – он завещал похоронить себя в подготовленной гробнице. Место погребения должно было быть замуровано и скрыто от глаз. Монахи выполнили завещание Неофита после его смерти. Во время правления османов монастырь был разграблен и прекратил существование. Место захоронения было забыто.

Обрести мощи святого помогли чудесные явления выздоровления вблизи его кельи. Спустя 500 лет останки Неофита Затворника извлекли из скалы, поместили в серебряную раку. С середины XVIII века и до настоящего времени святые мощи хранятся в церкви монастыря.

Где находится монастырь

Расположение обители: 10 километров западнее Пафоса, на склонах Киренейского горного массива.

История монастыря

Свое летоисчисление монастырь ведет с образования скита в 1170 году. Святой Неофитос согласился принять к себе несколько учеников, пожелавших, как и он, стать монахами. Рядом с кельей святого появились новые пещеры.

Число послушников продолжало увеличиваться. В 1187 году у монастыря появился Устав, написанный Неофитом. После смерти основателя монастырь долгое время оставался в неизменном виде. Новый храм, посвященный Богородице, был возведен рядом с пещерной часовней через 300 лет.

Церковь и обитель были разграблены турками-османами в 1570 году. Служение в обители прекратилось до начала XVII века. В 1631 году монастырь получил от Священного Синода в Константинополе документ о независимости от кипрской епархии, чтобы способствовать монашескому служению и привлечению верующих.

Тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы прикоснуться к серебряному ковчегу и получить исцеление. Монашеская обитель стала одной из самых известных и почитаемых на Кипре.

В настоящее время в монастырских кельях проживают 10 монахов. Основное занятие насельников – обработка сельхозугодий вокруг монастыря.

Для привлечения верующих и туристов на территории монастыря был открыт музей. У входа на территорию храмового комплекса имеется бесплатная автостоянка, работают кафе, сувенирная лавка.

Главный храм монастыря Святого Неофита

Небольшая старинная церковь Пресвятой Богородицы вырисовывается на фоне увитых зеленью скал восточнее кельи святого. Архитектурный стиль характерен для религиозных сооружений Кипра XV-XVI веков.

Невысокое прямоугольное здание с помещениями, разграниченными колоннами, увенчано шестиметровым куполом.

В храме сохранилась древняя роспись. Рядом с алтарем можно видеть изображения Богоматери с младенцем Иисусом, известных богословов, сцену причащения Апостолов.

На потолочной балке сохранилось описание святого Алексия. Купол украшен сценами из жизни Богородицы и Акафиста.

Алексий почитается человеком Божиим за его 30-летнее подвижничество: отказавшись от богатства, родных, жены, он провел аскетичную жизнь в постоянных молитвах и смирении.

Скит Неофита

Свою обитель святой обосновал в горах, на высоте 400 метров, вблизи от горного ручья. Небольшой грот он в одиночку превратил в монашескую келью и святилище. В течение 7 лет отшельник упорно долбил камень, расширяя пещерную церковь и вырубая рядом трапезную.

Рядом с Затворником стали строить пещерные жилища другие последователи аскетизма и служения Богу. Один из учеников святого расписал фресками стены его кельи и пещерной часовни.

Древние фрески, сделанные при жизни Неофита Кипрского, сохранились до нашего времени и вызывают большой интерес у туристов.

Росписи в келье:

  • Неофит, припавший к ногам Спасителя;
  • затворник в апостольской одежде с Гавриилом и Михаилом шествует на суд Божий.

Изображения в часовне:

  • проповедующий Христос;
  • волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу.

Спустя 30 лет были украшены трапезная и свод церкви. Вход в пещерный скит платный.

Церковный музей Агиос Неофитиос

Музей расположен в восточной части монастырского комплекса. Вход платный. Фото-, видеосъемка запрещены.

В 5 залах находятся экспозиции:

  • древних рукописей, в том числе основателя обители;
  • икон XII-XVIII веков;
  • первых печатных образцов;
  • керамических изделий дохристианского периода.

Здесь хранится дар Русской православной Церкви монастырю: расшитая золотом плащаница.

Время для посещения

В пик туристического сезона, с мая и до конца октября, двери обители открыты с 9.00. Перерыв – с 13.00 до 14.00. Осмотр заканчивается в 18.00. С ноября до апреля время посещения сокращено на 2 часа: до 16.00.

Особой популярностью у паломников пользуются храмовые праздники:

  • День Успения Богородицы – 15 августа;
  • 28 сентября – почитание основателя монастыря;
  • 24 января – день памяти Неофита Затворника.

15 августа в монастыре всегда много людей, желающих присутствовать на богослужении в престольный праздник.

24 января на территории монастыря проводится ярмарка, организованная монахами. Паломники, туристы могут приобрести продукты питания и товары, изготовленные в обители, в том числе мед, иконы, ладан, свечки. Расписание богослужений можно узнать на сайте монастыря.

Как добраться

Доехать самостоятельно до горной обители можно на арендованном автомобиле, такси. Дорога к монастырю идет через деревни Месоги и Тремитуса.

Вид монастыря Святого Неофита Внутренний дворик монастыря Вход в пещерный храм

Автобус из Пафоса ходит от станции Каравелла по расписанию: в будние дни – с 6.30 выполняет 6 рейсов; в выходные, с 8.10 – 4 рейса.

Источник: https://CyprusLife.today/useful/svyatoi-neofit

Неофит — это Значение понятия и синдром неофитства :

В СМИ, исторической, художественной и религиозной литературе можно встретить термин «неофит». Разберем, что конкретно означает это понятие, а также характеристику одноименного синдрома.

Значение слова неофит

Понятие происходит от древнегреческого νεόφυτος, что значит «недавно насажденный». В самом общем значении неофит — это новый член, новообращенный приверженец какой-либо религии, религиозного течения.

В истории этим термином определяли:

  • новых адептов тайных собраний — например, древнегреческих элевсинских мистерий — культов олимпийских богинь плодородия Деметры и ее дочери Персефоны;
  • принявших крещение христиан, которые в период с Пасхи до Антипасхи (в значении «напротив», а именно — первое воскресенье после празднования Пасхи) носили белые одеяния;
  • новопостриженных монахов в различных монашеских орденах.

Также греческое слово неофит означает:

  • новичка в абсолютно любой деятельности;
  • растение, только что обосновавшееся в какой-либо локации.

Имя Неофит

Кроме всех перечисленных значений, Неофит — греческое мужское имя. Его принимали многие епископы, патриархи, архимандриты, монахи Элладской (Греческой), Болгарской, Русской, Александрийской православных церквей, в частности:

  • иеромонах Неофит, умерший в 1727 году, главный труд его противораскольнической деятельности — «Поморские ответы»;
  • епископ Греческой православной церкви Неофит Каристский (1790-1851), бывший участником Элладского освободительного движения;
  • отшельник Неофит Кипрский (1134-1214) — основатель одноименного монастыря на острове Кипр;
  • Неофит Урбнисский, умерший в 587 году, — это имя принял бывший полководец Омар (Персия), признанный позже великомучеником;
  • архимандрит Неофит (Осипов) (1875-1937), канонизированный в 2009 году.

Что такое неофит? Это и составная часть некоторых топонимов — названий болгарских сел Неофит-Рильски (Варненская область) и Неофит-Бозвелиево (Кырджалийская область).

Что такое синдром неофита

Синдромом неофита или неофитства в теории религии называют излишнее рвение, импульсивность, которое наблюдают именно у новообращенных последователей. Это в какой-то мере психическое расстройство радикалов, которые, обретя другой смысл жизни, готовы ради него пожертвовать всем, что у них есть — имуществом, семьей, благополучием, любимой прежде деятельностью, интересами и даже собственной жизнью.

Такой неофит — это человек, считающий, что именно ему открылся смысл религиозного учения, что именно он обязан пролить свет знания на более размеренных и спокойных последователей веры или культа. Однако это ему, в отличие от мирных верующих, не хватает опыта, знаний, гибкости ума, которые помогают в полной мере постичь учение, догму.

Данный неофит — это прежде всего максималист, впадающий в крайность. Сегодня такие люди жертвуют огромные суммы нищим, нуждающимся, являются образцами меценатства, а завтра «сжигают» силой своей ненависти и агрессии всех, кто в чем-то не согласен с их взглядами.

Опасность, которую таит в себе синдром неофитства

Многие граждане, которых охватил такой синдром, часто оказываются без жилья, семьи, средств к существованию, увлекшись учением той или иной секты. Известно огромное количество случаев, когда недобросовестные лидеры околорелигиозных течений сколачивали целые состояния из пожертвований таких вот неофитов. Но это еще не самая страшная опасность.

Как показывают исследования, во многих громких терактах последних лет участвовали именно мусульманские неофиты. Новообращенные очень ценятся экстремистскими группировками — они не выделяются среди местного населения, но при этом агрессивны, решительны, способны на любые жертвы.

Определены группы риска — люди, которых с большой вероятностью могут завербовать экстремисты, сделав их неофитами-террористами:

  • асоциальные личности, склонные к протесту против общества, — нередко они уже являются адептами радикальных группировок;
  • граждане с серьезными материальными трудностями — как правило, они винят в своих бедах власть, общественность;
  • люди, на которых вербовщики сумели насобирать серьезный компромат, коим их шантажируют в своих целях;
  • фанатики религии — психологически обработав эти личностей, экстремисты могут направить ход их мыслей в нужное направление — пострадать за веру.

Понятие «неофит» разъясняется как в ряду принципиально близких, так и весьма отдаленных значений. Синдром же неофита главный смысл имеет один — разрушительное воздействие как на личность, так и на ее поступки.

Источник: https://www.syl.ru/article/313658/neofit---eto-znachenie-ponyatiya-i-sindrom-neofitstva

Православный неофит: основные ошибки новоначальных

:

Когда ребенок только учится ходит, он очень часто спотыкается и падает. Точно так же бывает и в Церкви. Особенно часто обычно «спотыкаются» новички. О главных ошибках новоначальных мы и поговорим в статье. И хотя избежать их полностью практически невозможно (на ошибках учатся, как говорят), но понять их причину, предостеречь от самых больших опасностей в начале духовного пути, считаем, будет отнюдь не лишним.

Кто такой неофит?

Неофитами в христианстве называют новообращенных, новоначальных людей, то есть тех, кто только начинает совершать свои первые шаги в Церкви. В переводе с греческого это слово еще означает «недавно насажденный». Это новая жизнь, свежие побеги винограда Христова, без которых у христианства нет будущего, без которых насаждение никогда не принесет плодов.

Иначе говоря, неофитством можно назвать первый период воцерковления начинающих. Понятно, что этот период имеет ряд своих особенностей, духовных радостей и подводных камней, но через него неизбежно проходят все, кто рано или поздно приступает «работать Господеви».

Очень часто, впрочем, название «неофит» употребляют с негативной окраской, со значением какой-то болезни или опасного синдрома. Но в самом неофитстве, на самом деле, нет ничего плохого. Это время духовного младенчества или взросления, без которого становление взрослого христианина просто невозможно.

Как писал протодиакон Андрей Кураев, «если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь». Плохим оно становится только тогда, когда человек застревает в этом состоянии надолго, не перерастает его в определенный момент, а то и вовсе никогда.

Период «бесплатной благодати»

Прежде чем говорить об ошибках новоначальных, важно понять специфику этого времени начала воцерковления, основные законы, которые действуют в нем. Тогда станет понятной и причина многих «перегибов», связанных с периодом неофитства.

Когда новообращенный человек начинает делать первые шаги в Церкви, ему всегда, по великой милости Божией, в помощь подается особая благодать Святого Духа. Причем никаких больших усилий и труда прилагать для этого не надо, она дается как бы «авансом». Именно поэтому архимандрит Фаддей Витовницкий называл ее еще «бесплатной благодатью».

В начальной стадии своего воцерковления православный неофит особенно явно чувствует, что Бог рядом, что Он его очень любит, человек буквально окрылен этой любовью, он ощущает себя любимым чадом Божьим. И это так и есть. В данный отрезок жизни Господь как будто держит человека за обе руки, как младенца, уча его ходить. Но в то же время данное состояние так же опасно, как и хождение апостола Петра по водам.

Вера новообращенного еще не так крепка, как ему кажется, и он может запросто потонуть после первых же своих самостоятельных шагов. Вера закаляется временем и трудами. А неофит живет часто эйфорией, а не верой. Он малоопытен, путает одно с другим, принимает дерзость за дерзновение, и ошибается. Хорошо, если у него хватит сознательности признать свои ошибки, но это большая редкость для новоначальных.

«Бесплатная благодать» дает повод человеку чувствовать себя особенным, отсюда — самоуверенность, гордыня, а это — корень всех зол. Переубедить неофита практически невозможно, почему и ошибки новоначальных являются неизбежными.

Длиться этот период может разное время, у кого пять, у кого десять лет, пока не происходит определенный духовный кризис, перелом. Утраченную некогда «первую любовь» (Откр.

2:4), или «бесплатную благодать», как мы сказали, теперь христианин должен будет зарабатывать долгим кропотливым трудом.

Главные ошибки новообращенных

Хотя каждого Господь ведет к Себе своим особенным путем, но можно выделить некоторые типичные ошибки, которых, пожалуй, не удается избежать никому из новоначальных.

Мнимая праведность

Одна из самых важных и самых сложных для любого человека, особенно христианина, задач — правильная самоидентификация. Многие святые отцы считали ее основой, залогом смирения: реальное знание себя, своей меры. Для православного неофита здесь всегда существуют перегибы то в одну сторону, то в другую. Манерно ударяя себя в грудь и называя «грешником из грешников», новоначальный всегда считает себя лучше других и любит свою «липовую» праведность.

Это еще не фарисейство, но уже на пути к нему. Поиски себя, своего лица вполне естественны для новообращенного. Для него неожиданно открылся новый мир, он хочет себя в нем найти и правильно преподнести другим. Однако внешние формы, на которые он ориентируется, часто не соответствуют внутреннему состоянию.

С одной стороны, он чувствует на себе явное действие благодати, а с другой стороны, не замечает, что страстная, греховная сторона его натуры еще жива. Если новичок пойдет по пути самопознания, то преуспеет, а если продолжит внешнее подражание поведению святых, то погибнет.

Ревность не по разуму

Другой популярнейшей ошибкой новоначальных является «ревность не по разуму», или же «ревность не по рассуждению» (Рим. 10, 2), как называет ее апостол Павел. Что она означает? Это преувеличение своих сил, духовный максимализм. А проистекает она все оттуда же — из неправильной самооценки. В чем же может проявляться эта ревность не по разуму? Да в чем угодно! Вернее, для неофита она проявляется во всем.

Если новоначальный захочет молиться, то ждите, что делать он это будет все дни и ночи напролет в ущерб своей семье, работе и другим прямым обязанностям. Если он захочет поститься, то непременно по самому строгому монастырскому уставу, что обычно заканчивается угробленным здоровьем на всю оставшуюся жизнь. Если встанет вопрос о выборе жизненного пути, то, несмотря на все препятствия, неофит сразу же устремится для спасения себя и всего мира, ничуть не меньше — в монастырь.

Спасти от таких крайностей воцерковления начинающих может только достаточно авторитетный духовник. Или же Господь Сам вразумит его определенными жизненными обстоятельствами. Правило среднего, «царского пути» — самый проверенный и безопасный путь, которым можно дойти до конца. Об этом нужно помнить всегда.

Осуждение окружающих

Осуждение ближних является, пожалуй, самым распространенным видом греха для всех без исключения. Но особенно ярко, во всей своей неприглядной остроте, он проявляется у новоначальных. Со свойственным новичкам максимализмом они, как правило, начинают очень строго относиться к себе, но еще более зорко замечают недостатки окружающих.

Для них не существует полутонов, есть только «белое» и «черное», все непременно именно сейчас или погибнут, или спасутся. По этой же причине для православного неофита характерно высокомерное отношение к людям вне Церкви. Он очень быстро забывает, что совсем недавно сам был таким же.

Миссионерский пыл

Однако и сидеть сложа руки новообращенный человек не привык. Для него неожиданно открылась Истина, от глубины которой меркнут все другие смыслы, и он, конечно же, хочет поделиться этим открытием с другими, хочет всех спасти. Причем понятие о том, что такое «уместно» и «неуместно» для новоначального, как правило, размыто.

Он хочет говорить о Боге всегда и везде, с верующими и неверующими людьми, и часто такая «миссия» имеет обратный эффект. Люди смотрят на такого «ненормального» и, судя по нему, у них о Церкви складывается самое неприглядное представление. Самые же близкие, родственники и друзья, вынуждены просто героически терпеть такие «выходки» неофита.

Это одна из самых распространенных и печальных ошибок новоначальных. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, когда человек воцерковляется, то спасаются все вокруг, кто вынужден терпеть его «подвижничество», кроме него самого. К сожалению, зачастую такой миссионерский пыл обходится очень дорого: из-за него можно потерять много знакомых и друзей, с которыми тяжело или невозможно в будущем будет уже наладить мосты.

Поиск глубоких переживаний

Еще одна из серьезных ошибок начинающих — это поиск возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний. Ни в какой другой период люди так не склонны на каждом шагу искать чудес и знамений, явлений и знаков свыше, как в период воцерковления начинающих. В этом кроется большая опасность для новоначального, которая даже может закончиться трагично, — он может впасть в духовную прелесть.

Нужно понимать, что все эти ощущения относятся к чувственной сфере, а не к духовной. Святые отцы строго запрещали что-либо видеть, чувствовать или представлять во время молитвы, или даже этого желать. Патерики приводят много случаев, когда из-за этого люди попадали в «бесовскую ловушку» и погибали. Вот почему святые отцы говорили:

Если ты увидишь юношу, восходящего на небо по своему собственному желанию, схвати его за ногу и стащи на землю, ибо это ему не полезно.

Избежать данной ошибки новоначальному можно только через смирение. Если в центр своей духовной жизни он положит истинное покаянное чувство, будет подходить к себе критически, то такие серьезные падения ему не грозят. Недаром еще святые отцы говорили:

Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов.

Помня об этом, новоначальный сможет избежать многих неприятностей и во всей своей последующей за воцерковлением духовной жизни.

Подробнее о проблемах новообращенных и их преодолении расскажет видео:

Источник: http://megapoisk.com/oshibki-novonachalnyh-pervye-shagi-na-duhovnom-puti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва ангелу хранителю о помощи в работе

Закрыть