Кто такие иосифляне и нестяжатели

Иосифляне и нестяжатели: кто это такие и в чем суть их споров и многолетней борьбы

кто такие иосифляне и нестяжатели

Исследователи русской истории 16 века давно обратили внимание на развернувшийся в то время крупный церковный конфликт, оказавший влияние на внутреннюю политику государства. Участниками спора были иосифляне и нестяжатели, занимавшие полярные позиции в вопросах об отношении православных монастырей к миру и допустимых способах ведения монастырского хозяйства.

Краткий обзор

Нестяжатели и иосифляне — название противоположных течений в жизни Русской Православной Церкви, зародившихся в эпоху, предшествующую правлению Ивана Грозного.

Отвечая на вопрос, кто такие представители иосифлян и нестяжателей, нельзя забывать, что сами они так себя изначально не называли, а градус разногласий по многим темам был искусственно поднят по мере развёртывания полемики.

Долгое время в отечественной историографии главенствовал подход, при котором иосифлян — последователей Иосифа Волоцкого — объявляли «реакционерами», а нестяжателей в исторических исследованиях стали именовать прогрессивными церковными деятелями, хотя они с подобным формулировками, скорее всего, не согласились бы.

Нил Сорский, в отличие от своего соперника Иосифа, выступал за сохранение древних укладов монастырей и самосовершенствование иноков для восхождения к мистическим высотам и привлечения Божественной благодати. Иосиф Волоцкий, наоборот, поставил новые в то время для Церкви вопросы об исправлении нравов мирян и поддержке действующей власти.

Борьба иосифлян и нестяжателей по датам совпадает с укреплением государственности Великого Княжества Московского, его территориальным ростом, повышением международного престижа и началом активной внешней политики за пределами земель бывшей Киевской Руси и Золотой Орды.

! Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери

Если описать значение борьбы иосифлян и нестяжателей кратко, то она способствовала укреплению роли православия в русской жизни и проникновению знаний о внутренних монашеских принципах в умы широкой общественности. Победившие в конфликте иосифляне вели полемику с привлечением цитат из Библии и трудов отцов церкви, что способствовало оживлению церковной жизни и росту количества высокообразованных церковных деятелей.

Начавшись с конкретных вопросов о судьбе имущества монастыря и допустимых методах противодействия «ереси жидовствующих» в Новгороде, полемика продемонстрировала наличие в Церкви двух непохожих типов мышления.

Возьмите на заметку! Различные мировоззрения, которых придерживались нестяжатели и иосифляне, распространялись на многие другие социальные и этические вопросы, волновавшие русских людей того времени.

Сущность споров

В чем заключалась суть споров нестяжателей (представителей лагеря Нила Сорского) и иосифлян (последователей учения Иосифа Волоцкого). К 16 веку монастыри на Руси, сосредоточив под своей властью обширные земли и завладев большими богатствами, стали привлекать не только тех, кто действительно заботился о спасении своей души, но и людей, желавших праздно и безбедно проводить время.

Приток подобных бездельников расшатал нравы во многих монастырях, что вызвало ответную реакцию. Старец Нил Сорский, видя ухудшение духовного состояния иноков в монастырях, начал проповедовать нестяжательство — отказ от имущества. Он считал, что монашествующим следует питаться за счет собственного труда, а главными их занятиями должны быть подвижничество и непрестанная молитва в духе византийского исихазма.

Не согласился с подобными утверждениями Иосиф Волоцкий — настоятель Волоколамского монастыря. Святой отец Иосиф Волоцкий не отрицал расшатывания внутренних порядков в монастырях и предлагал бороться с этим явлением так же, как он сам это делал: путем введения строгой дисциплины и тщательного контроля за времяпрепровождением иноков. Накопление богатств в монастырях Иосиф Волоцкий оправдывал тем, что это повышает авторитет православия в народе.

! Форма выполнения повинности барщина: что это такое

Другим принципиальным вопросом, показавшим различие двух лагерей, стало отношение к ереси «жидовствующих». Подпав под влияние ученого еврея Схарии, многие жители Новгорода, а затем и Москвы, стали отрицать церковные таинства и сомневались в православном учении о Троице. Они поставили на первое место Ветхий Завет, а Евангелиями пренебрегали.

Ересь «жидовствующих», похожая в главных чертах на иудаизм и протестантизм, получила широкое распространение в Новгороде, где близость к ней выказывал действующий митрополит. Она также едва не отвратила от православия великого князя Ивана III.

Один из заметных представителей ереси жидовствующих думный дьяк Фёдор Курицын написал интересное произведение древнерусской словесности «Сказание о Дракуле», где описал жестокости валашского правителя Влада Цепеша, имя которого впоследствии попало в массовую культуру как имя бессмертного вампира.

Обратите внимание! Подавление ереси произошло при прямом участии иосифлян. Сам Иосиф Волоцкий активно проповедовал против еретиков, действуя в одном направлении с новым архиепископом Новгорода Геннадием.

Известные представители ереси:

  • Фёдор Курицын;
  • Иван Волк Курицын;
  • Иван Чёрный;
  • Елена Волошанка;
  • Истома.

Заволжские старцы (так еще называли сторонников Нила Сорского) предлагали не преследовать жидовствующих, а мирно переубеждать их. Подобная мягкость впоследствии дала возможность обвинить часть сторонников движения в потакании отступникам от истинной веры.

! Эпоха Столыпина: столыпинские реформы – емко и кратко об итогах

Источник: https://znaniya.guru/polezno-znat/iosiflyane-i-nestyazhateli.html

Иосифляне и нестяжатели

кто такие иосифляне и нестяжатели

Главой течения в Русской православной церкви конца XV — середины XVI веков являлся Иосиф Волоцкий, канонизированный в 1579 году.

Представители этого течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви.

Иосифляне резко осуждали еретическое движение, поддерживали монархическую власть, как Богом данную и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии.

Главной задачей монастырей иосифляне считали просветительскую и благотворительную деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.

Кто такие нестяжатели

Нестяжание в русском монашестве означает произвольную нищету, то есть отказ от земных благ, прощение раскаявшихся, чистота духа и помыслов. Только при таких условиях можно стать гражданином Царствия Небесного.

Именно движение нестяжателей, возникшее в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, стало главным оппонентом иосифлян.

Нестяжатели выступали против монастырского землевладения, касались важных этических вопросов, связанных со взглядами на православие, раскаявшихся еретиков и др.

Духовными лидерами нестяжателей стали ученики преподобного Нила Сорского (нестяжателя, основателя скитского жительства на Руси) инок Вассиан (князь Патрикеев) и религиозный писатель и публицист Максим Грек.

Конфликт между иосифлянами и нестяжателями

Серьёзное столкновение взглядов обоих течений впервые было официально задокументировано на поместном Соборе Русской церкви 1503 года.

Кроме дисциплинарных, на Соборе разгорелся спор о двух главных вопросах:

  • о монастырских вотчинах (царь Иван III был заинтересован в секуляризации (изъятии) церковных земель в пользу государства);
  • об отношении к раскаявшимся еретикам.
ТемаИосифлянеНестяжатели
Секуляризация земель и монастырской собственности Отстаивали право монастырей владеть землёй и прочим имуществом, мотивируя это тем, что монастыри, при необходимости, могут оказывать продовольственную, просветительскую и др. помощь народу, а также, обладая богатством, смогут во всём поддерживать государство. Призывали отказаться от любого имущества и земель и передать всё в государственную казну.Были сторонниками аскезы и выступали против использования чужого труда.
Отношение к раскаявшимся еретикам Призывали расправляться с еретиками самым жестоким образом, вплоть до смерти (несмотря на раскаяние некоторых из них). Критиковали еретиков, но были против смертной казни при условии искреннего раскаяния последних.
Отношение к личному стяжательству среди церковников Осуждали и требовали наказания. Осуждали и требовали наказания.

Как иосифляне победили нестяжателей

Лидеры движения нестяжателей – Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан открыто критиковали церковных патриархов и обвиняли их в растущих аппетитах на землю и прочее материальное имущество, ведь это противоречило нормам христианской морали. Доставалось и светским властям, что привело к их опале и обвинению в ереси. Их обоих заточили в Иосифо-Волоцком монастыре, держали в суровых условиях.

Это свидетельствовало о победе иосифлян, решительно отвергших на Стоглавом соборе 1551 года программу нестяжателей, направленную на ограничение монастырского землевладения. Такая позиция иосифлян явилась началось появления опричнины.

Кого поддерживало государство в разные периоды

В противостояние между указанными религиозными течениями выступили и монархи.

  • Иван III поддерживал нестяжателей в вопросе о секуляризации церковных земель. Царю нужны были земли для поощрения подданных. Несмотря на разногласия с Волоцким в земельном вопросе, царь Иван не отправил его в опалу, а прислушался к его теориям о божественном происхождении великокняжеской власти.
  • Ещё при жизни Ивана III, «помогал» ему в управлении государством сын Василий (будущий царь Василий III), попавший под влияние Иосифа Волоцкого. В результате многие еретики были обречены на смерть. Карательная машина сжигала и гноила в тюрьмах вольнодумцев и тех государственных деятелей, которые имели прогрессивные взгляды и поддерживали ересь, а иосифляне приобрели большое влияние в государстве.
  • Иван Грозный руководствовался идеями иосифлян, утверждающими абсолютную царскую власть во главе с царём – помазанником Божим. Идеи иосифлян легли в основу официальной государственной идеологии Московского царства.

Историк Ключевский писал, что в свете иосифлянских преставлений о церкви и государстве Иван Грозный посчитал себя святыней и голос Церкви для него уже ничего не значил: он дошёл до того, что в церковных стенах был замучен митрополит Филипп.

Страшный период в истории Московского царства – опричнина – была порождением победивших идей иосифлянства.

  • Пётр I, строивший государство по-западному (а не Византийскому) образцу, вёл активную борьбу против самостоятельности церкви и её подчинения царской власти. Предприняв попытки реформирования Русской церкви, он лишил последователей Иосифа Волоцкого поддержки. Своими указами Пётр сокращал самостоятельность и независимость духовенства. Хозяйство монастырей отдавалось под надзор Монастырского приказа. Церковь превратилась в четвёртое сословие по Табели о рангах, что способствовало становлению абсолютизма (цезарепапизма – как проповедовали иосифляне в начале своей деятельности).
  • При Екатерине II продолжалась политика лишения церкви земель и собственности и ослабление власти церкви и духовенства. При вступлении на престол иосифлянская верхушка церкви поддержала будущую императрицу, надеясь сохранить свою собственность. Но в благодарность Екатерина провела политику секуляризации церковного имущества и нанесла окончательный удар по идеям Иосифа Волоцкого.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое литературная критика

Как оценивают спор между иосифлянами и нестяжателями современные историки

В XX веке неоднократно поднимался вопрос о конфликте двух религиозных течений, оставивших след в истории Русской церкви и Русского государства.

  • Философ и историк Николай Бердяев считает, что победа иосифлян привела к трагическим последствиям в истории России. Особенно это сказалось в период царствования Ивана Грозного, поверившего в идею «цезарепапизма» и совершившего кровавые преступления.
  • Богослов и философ Георгий Флоровский в книге «Пути Русского богословия», «оправдывает» оба течения, находя в каждом из них рациональное зерно. Иосифляне, во главе с Волоцким провозглашают «правду социального служения», для которой нужна материальная база, но не в личной, а в общинной собственности, чтобы оказывать поддержку, как государству, так и страждущим.

Представителей нестяжательства или «заволжцев» Флоровский считает носителями «правды умного делания» и совершенствования человеческой личности. Нил Сорский считал, что моральная сила и независимость от материального возвышает священнослужителей и позволяет им судить о недостойных делах государства.

Победу иосифлян автор оправдывает, как прогрессивную в отношении становления государства и попытки переориентировать духовную и светскую политику Руси с Византии на Запад.

  • Советский учёный Яков Соломонович Лурье, как и большинство советских исследователей, находит в этом споре классовый характер. Тем не менее, он не видит значительных расхождений во взглядах лидеров течений – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Каждый из них шёл своим путём, но к единой цели – усилении Русской церкви и государства.
  • Историк Николай Лисовой считает, что между Сорским и Волоцким не было никакой непримиримой борьбы, каждый из них по-своему представлял устройство монашеской общины. Сорский считал, что монахи должны жить в скиту и сами зарабатывать на пропитание, проводить жизнь в беспрестанных молитвах, чтобы совершенствовать дух. А вот помогать другим они не смогут, так как сами ничего не имеют.

Волоцкий считал, что монахи должны жить в монастыре, вести общее хозяйство, вместе трудиться, питаться и молиться, а в голодные годы помогать всей округе и даже государству, строить школы и больницы.

Историк считает, что оба создавали единую систему, но были двумя полюсами, дополняющими друг друга – умное делание и социальное служение. Конфликт между течениями, считает историк – миф, выдуманный позднее властью и некоторыми учениками.

Источник: https://histerl.ru/lectures/iosiflyane-vs-nestyazhateli.htm

Спор иосифлян и нестяжателей | Исторический документ

кто такие иосифляне и нестяжатели

Одной из характерных черт развития русской общественной мысли начала XVI в. является борьба двух идеологических течений — иосифлянства и нестяжательства.

Согласно традиционной точке зрения, они представляют собой два противоположных (в рамках православия) направления: для иосифлянства характерны защита вотчинных прав монастырей и приняв к искоренению ересей путем беспощадного уничтожения их носителей, для нестяжательства — отрицание прав монастырей на владение вотчинами и относительно терпимое отношение к еретикам.

Попытку пересмотра традиционного взгляда предпринял Я. С. Лурье. Сопоставляя взгляды Нила Сорского и Иосифа Полоцкого, он отметил, что «в конце XV в. в сочинениях обоих авторов яснее выступали черты сходства, нежели различия».

Черты сходства исследователь усматривал главным образом в наличии в произведениях как Нила Сорского, так и Иосифа Полоцкого принципа личного нестяжания иноков. Близким ныло, по мнению Я- С.

Лурье, и отношение иосифлян и нестяжателей к еретикам: не случайно поэтому Нил Сорский участвовал в работе собора 1490 года, осудившего еретиков, а призывы его ученика Вассиана Патрикеева к наказаниям не покаявшихся еретиков весьма напоминали инквизиционную программу Иосифа Волоцкого.

Концепция Я.С. Лурье

Мы не можем согласиться с концепцией Я. С. Лурье, но, не имея возможности в рамках настоящей статьи дать детальный разбор его аргументации, приведем лишь главные возражения.

Проповедь личного нестяжания иноков сочеталась у Иосифа Волоцкого с признанием их права на коллективное стяжание, на владение монастырскими вотчинами и эксплуатацию крестьянского труда; призыву же к личному нестяжанию иноков у Нила Сорского гармонически соответствовало представление о ските как о наилучшей форме организации монашества, исключавшей возможность владения вотчинами: скит — объединение нескольких иноков, добывающих пропитание своим трудом.

Итак, в своем отношении к главному вопросу жизни монашества — к вопросу о его социально-экономической организации — позиции иосифлян и нестяжателей с самого начала были противоположны: иосифляне выражали интересы крупных церковных феодалов, нестяжатели — той части духовенства, которая стремилась поднять авторитет церкви путем коренной реформы монашества, заключавшейся в первую очередь в ликвидации монастырского вотчинновладения.

Недостаточно убедительны, по нашему мнению, и аргументы Я. С. Лурье в пользу близости взглядов иосифлян и нестяжателей на еретиков.

На собор 1490 года Нил Сорский мог быть приглашен в качестве видного церковного деятеля (а отнюдь не как сторонник воинствующих церковников), его роль в деятельности собора источники не освещают, и поэтому нет никаких оснований считать, что позиция Нила на соборе совпадала с позицией русских инквизиторов. Что касается Вассиана Патрикеева, то он в своих сочинениях выдвигал два четко сформулированных тезиса:

  1. еретиков покаявшихся нужно прощать, и их «церковь божиа приемлет простертыми дланма»,
  2. еретиков не покаявшихся следует «не убивати, но или в темници затворити их, или в заточение отсылати».

Беспощадно истреблять всех еретиков

Вряд ли нужны особые разъяснения для того, чтобы увидеть принципиальное отличие позиции Вассиана от требования Иосифа Волоцкого беспощадно истреблять всех еретиков — как покаявшихся, так и не покаявшихся.

В дореволюционной историографии при исследовании полемики нестяжателей и иосифлян не ставился вопрос о времени ее возникновения (в рамках первой трети XVI в, когда эта полемика имела место). Датировки начала полемики, предложены в советской историографии.

Решения первого собора побудили Вассиана Патрикеева, находившегося тогда в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре, написать свое первое произведение «Собрание- некоего старше, в котором он вступил в полемику с «Докладом» собора игликому князю, обосновывающим незыблемость вотчинных крив церкви. Решения второго собора, вынесшего смертные приговоры еретикам, вызвали появление полемического «Ответы кирилловских старцев» (его автором был Вассиан), в котором формулируются изложенные выше особенности отношения Вассиана к еретикам.

Согласно концепции Я. С. Лурье, полемика между иосифлянами и нестяжателями началась после разгрома еретического движения.

Первые памятники этой полемики, с точки зрении автора, были связаны не с соборами 1503 и 1504 годов, а с передачей Иосифом Волоцким, Волоколамского монастыря в 1507 году под патронат великого князя, к чему Иосифа побудили покушения на владения монастыря со стороны его прежнего сюзерена, удельного волоцкого князя Федора Борисовича. Тогда же Иосиф написал трактат в защиту вотчинных прав церквей и монастырей — «Яко не подобает святым божиим церквам и монастырем обиды творити».

Время написания Вассианом Патрикеевым «Собрания некоего старца» Я. С. Лурье отодвигал на московский период жизни Вассиана после возвращения его около 1509 года из ссылки, аргументируя свою датировку указанием на то, что спорить с «Докладом» собора 1503 года в защиту вотчинных прав церкви можно было не обязательно вскоре после собора, но и позже.

Написание «Ответа кирилловских старцев» исследователь относит ко времени после казней epетиков в 1504 году, обосновывая эту датировку двумя аргументами:

  • читающееся в «Ответе» в замечании о еретике Кассии не обращение к Иосифу в настоящем времени («почто не испытаешь своей святости, не связа Каснана архимандрита своеи манатиею, донележе бы он сгорел?») было «естественным после смерти Кассиана — ведь волоцкий игумен так и не испытал своей святости»,
  • в «Ответе» речь идет о дифферентированном подходе к покаявшимся и не покаявшимся еретикам а еретики стали каяться только после казней их лидеров (этот аргумент Я. С. Лурье считает главным).

Полемика между иосифлянами и нестяжателями

Мы полагаем, что начало полемики между нестяжателями и иосифлянами вряд ли следует связывать с покушениями волоцкого князя Федора Борисовича на владения Волоколамского монастыря и последующей передачей монастыря под власть великого князя.

И хотя полемика с решениями соборов могла иметь место, как справедливо указывает Я. С.

Лурье, и спустя значительный хронологический промежуток после завершения их работы, но логичнее будет предположить, что она возникла под непосредственным впечатлением деятельности соборов, когда острота и глубина этих впечатлений еще не были сглажены временем.

Руководствуясь высказанными соображениями, мы по-прежнему считаем, что «Собрание некоего старца», в котором прямо оспаривается «Доклад» собора 1503 года в защиту вотчинных прав церкви, было написано Вассианом Патрикеевым скорее в ближайшее после собора время, нежели по прошествии целого ряда лет, как это думает Я. С. Лурье.

Не убеждает нас и предложенная Я. С. Лурье датировка «Ответа кирилловских старцев» временем после казни еретиков.

Во-первых, если бы «Ответ» был написан после казни еретиков, и в частности после казни юрьевского архимандрита Кассиана, то в ироническом обращении к Иосифу Волоцкому, н замечании по поводу Кассиана Вассиан такой талантливый и эрудированный писатель употребил бы не настоящее, а обязательно прошедшее время.

Во-вторых, в основе дифференцированного подхода к покаявшимся и не покаявшимся еретикам в «Ответе кирилловских старцев» лежит не факт покаяния части русских еретиков после казни их лидеров, как это считает Я. С.

Лурье, а историческая традиция, заимствованные из церковной литературы примеры покаяния грешников и инаковерующих и соответственно их прощения; что касается казней и покаяния части русских еретиков, то они в «Ответе» вообще не упоминаются. Следовательно, «Ответ кирилловских старцев» был написан зимой 1504 года после приговора собора, но еще до казней еретиков.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/spor-iosiflyan-i-nestyazhatelej/

«Явление Христа народу» — описание картины Александра Андреевича Иванова — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Краткое описание картины «Явление Христа народу» Иванова впервые дает Н. В. Гоголь, именно из его письма русская общественность впервые узнает о ней. До этого она была доступна лишь для людей, которые жили в Италии. Все хотели посмотреть на полотно, но на протяжении 10 лет двери мастерской художника были заперты для посетителей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит тянуть лямку

Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.

Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.

Лишь прогрессивные люди, дискутируя возле холста, признали в картине великий образ абсолютно нового направления в живописи. Через короткий промежуток времени после демонстрации произведения Иванов заражается холерой и умирает.

После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.

Тема произведения

Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».

Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.

Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию. В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции. Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние. Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства. Так сильно впечатляют его слова пророка.

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

Фигура Пророка

Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.

У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.

Это Иисус, которого продолжительное время ожидали последователи Иоанна. В руке Пророк держит крест, символизирующий новую веру.

Изображение Иисуса

Основная фигура этой картины — Иоанн Креститель. При этом Христос показан вдалеке. Но автор не преуменьшает его значимость в композиции. Художник представляет Иисуса как человека в обычной одежде. Но все в этой фигуре указывает на «сына Божьего»: и величественный шаг, и таинственность контуров, которая контрастирует с горными очертаниями.

Разглядеть лицо Христа практически невозможно, поэтому неясно, какие эмоции находятся на нем. Кажется, что здесь присутствует все: величие, покой, умиление, отрада. Фигура Иисуса выразительна и при этом неясна и размыта. Мессия несет загадочность и необъяснимость.

Это такая задумка художника. Он показал Мессию так по нескольким причинам:

  • Он решил акцентировать не лицо и фигуру Иисуса, а реакцию толпы на явление Христа.
  • Непосредственно христианство в те времена людям казалось таким же загадочным и необъяснимым.
  • Краткий анализ

    Аудитория не сразу смогла понять идею художника, глубокий смысл, который заложен в картине. Потому эту работу вначале приняли холодно. Зрители привыкли видеть везде героизм, в любой его форме. А тут автор нарисовал настоящих людей с их реальными эмоциями. Для общества это было абсурдом! Этого в живописи публика еще не видела.

    Проводя кратко анализ, можно выделить, что пытался показать автор в своей картине. А именно: как много всевозможных переживаний и чувств бывает у людей, которые готовятся к одному из главных событий в их жизни.

    В каждом персонаже композиции — огромный мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний. Смотря на любого героя, можно легко представить, чем живет конкретный человек, какой он религии, какой его внутренний мир.

    Судьба картины

    В 1857 г. работа над большой картиной завершилась. Размеры полотна потрясают: 5,4×7,5 м. В 1858 г. художник решил поехать в Питер, чтобы показать шедевр зрителям. Деньги на перевоз масштабной картины дала княжна Елена Павловна. Выставка этюдов проходила в Академии Художеств.

    Это полотно не было однозначно оценено. Официальные лица отнеслись очень холодно. Но на общественность оно смогло произвести огромное впечатление. Прогрессивная молодежь той эпохи признала в Иванове талантливого художника, который открыл новый прием в искусстве. Спустя 1,5 месяца после демонстрации картины художник умирает от холеры.

    Через 2 часа после его смерти Царь Александр II покупает шедевр за 15 тыс. р. Это была приличная сумма на то время. Он ее пожертвовал Румянцевскому музею. Для этой большой картины был построен отдельный павильон. В 1925 г. Румянцевский музей распускают. Полотно передается в Третьяковскую галерею.

    Интересные факты:

  • Это полотно — отчет художника за государственный пансион в Италии. За границу его отправили на 4 года для совершенствования в живописи. Но Иванов сумел растянуть «стажировку» на 20 лет, работая над шедевром «Явление Христа народу».
  • Для одной из фигур позировал Гоголь. Это купающийся человек, который находится ближе к Иисусу. На большой картине сходство практически не видно. Но на этюдах оно присутствует.
  • Старик с левой стороны находится в набедренной повязке белого цвета, но на отражении она кажется красной.
  • Среди центральных фигур виден странник с посохом в широкой серой шляпе, так автор нарисовал сам себя.
  • Последние дни жизни Иванова были наполнены отчаянием и унижением. Известно, что ему не выплатили обещанный гонорар за картину. Ценители искусства критиковали ее. После смерти художника император милостиво наградил его орденом Св. Владимира.
  • Основную часть времени мастер работает над картиной в Италии. Что удивительно, шедевр так и не был завершен. Это обусловлено прогрессирующим заболеванием глаз художника, а также изменением его миропонимания. В конце работы живописец разуверился, что религиозная проповедь, которая несет истину с помощью искусства, поспособствует преображению людей. Однако и в этом незавершенном виде картина представляет собой уникальный шедевр классического монументализма.

    Предыдущая

    Источник: https://sprint-olympic.ru/uroki/kulturologi/99941-iavlenie-hrista-narody-opisanie-kartiny-aleksandra-andreevicha-ivanova.html

    Кратко о завершении объединения русских земель в Московское княжество

    1001student.ru > История > Кратко о завершении объединения русских земель в Московское княжество

    Благодаря деятельности Ивана III, его осторожности, удачливости и правильным расчетам к середине XVI века состоялось успешное завершение объединения русских земель. Кратко говоря об этих событиях в истории, стоит отметить, что в результате политики грамотного правителя образованное Московское государство становится огромным многонациональным княжеством, а сам он был удостоен титула Государя Всея Руси.

    Предпосылки и краткий ход событий

    Последние годы XV века определены в истории, как переход от средневековой эпохи к Новому времени.

    1453 год ознаменовался падением Византийской Империи, спустя 40 лет Колумб совершил открытие Америки, а по всей территории наблюдалось активное развитие производительных сил.

    В это же время происходит знаменательное объединение русских земель и формирование централизованного государства Московского. Ученые отмечают, что смена раздробленности единым княжеством стала закономерным итогом многих исторических событий.

    На территории Западной Европы стремительно развивались товарно-денежные отношения, разрушалась существовавшая тогда основа экономики — натуральное хозяйство. Повышалась урожайность, что положительно сказывалось на ремесленничестве. Активно возникали многочисленные национальные связи, послужившие способом преодоления экономической раздробленности. Все это и стало основными предпосылками образования русского государства. Королевская власть в сложившейся ситуации пыталась объединить народ.

    В ту эпоху, кроме Московского, существовало еще одно крупное независимое княжество — Новгород. Боярство и духовенство пыталось заполучить поддержку государства Литовского, которое воспринималось враждебным и иноверным для Руси.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  За что воевали белые

    Антинациональная политика считалась непопулярной среди жителей Новгорода и за пределами города.

    В 1456 году Василий Второй совершил решающий поход, в результате которого ему была выплачена контрибуция, а также отменена законодательная власть вече и ограничены права внешних отношений.

    Образование российского централизованного государства завершилось при князе Иване III. Решая поставленную задачу формирования единой территории, правитель использовал разные способы, и прежде всего, военный:

    • в 1471 году состоялось решающее сражение на реке Шелони;
    • в 1478-м окончательно ликвидирована Новгородская республика;
    • в 1485 г. после непродолжительного сопротивления московским войскам сдалась Тверь.

    Кроме того, со временем присягу приняли Ярославское и ростовское княжество, а к 1489 году к русской земле присоединился важнейший для нее промысловый регион Вятка.

    Значимым в истории событием стал отказ Ивана III платить дань, собиранием которой занималась Золотая Орда. Произошел распад крупнейшего государства на ханства, прекратились набеги и сжигания русских сел.

    Становление органов власти

    Процесс объединения северо-восточных княжеств вокруг Москвы завершился при правлении Ивана III. Как и многие другие правители, он отличался расчетливостью и удачливостью, осторожностью и дальновидностью, не брезгуя при этом коварством и хорошо продуманными интригами.

    Значение государственной власти усиливалось, а авторитет князя повысился после его женитьбы на Софье Палеолог, племяннице византийского императора. Именно в эти годы был возведен знаменитый Московский Кремль из красного кирпича, а двуглавый орел стал национальным гербом. Присоединение и объединение всех земель стало значимым событием, а образовавшееся государство стали называть Россией.

    В 1497 году составлен Судебник — свод законов и положений, ряд из которых отменил привилегии для церкви и боярского сословия. Кроме того, произошли изменения в военной сфере. Формирование единого государства способствовало складыванию централизованной системы власти. Верховенство представлял великий князь московский, а правящими на присоединенных территориях стали бояре. Образовались так называемые уезды, во главе которых стали наместники.

    После окончательного присоединения земель в России появились следующие органы власти:

    • дворец — заведовал исключительно территориями, принадлежавшими князю московскому;
    • боярская дума — фактической власти не имела, являлась совещательным помощником правителя, поддерживая его решения;
    • казна — экономический орган и по совместительству канцелярия.

    В конце XV века появились Министерства, которые именовались Приказами и заведовали отдельными направлениями в политике либо занимались вверенными им территориями.

    Церковь сыграла ведущую роль, ускорила процесс объединения, а затем снова стала приобретать силу в лице митрополита и духовенства. Но несмотря на это, разгорелся политический спор между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против подчинения церковной власти государственной, а также против владения крестьянами. Сам Иван III поддержал Иосифа Волоцкого, который стоял на стороне подчинения религии главенствующему монарху.

    С приходом к власти Василия III в начала XVI столетия и с появлением формулы самодержавия Москва стала называться преемницей Византии или Третьим Римом. В соответствии с этим, произошедшие исторические события трактовались, как смена мировых царств.

    Изменения в социально-общественной структуре

    Объединение древнерусских княжеств в единую территорию ускорило другой процесс — закрепощение крестьян. Это было связано с реализацией различных правительственных мер, принятых для предотвращения массового их бегства.

    После утверждения Судебника 1497 года переход от одного хозяина к другому ограничивался только двумя неделями — до и после Юрьева дня (26 ноября).

    Согласно содержанию статей и правил, крестьяне при уходе должны быть отдать плату своему предыдущему владельцу за все годы, на протяжении которых у них проживали. Кроме того, они начали прикрепляться к определенным землям.

    Постепенно в правах уравнивалось землевладельческое население, в результате чего исчезали кое-какие термины — «закуп», «смерд», «изгой» и другие.

    К началу XVII столетия появилось несколько категорий крестьян:

    • владельческие (принадлежали только собственникам-феодалам);
    • дворцовые (находились в дворцовом ведомстве московских царей);
    • государственные (не являлись собственностью одного владельца, но связывались обязательствами нести различные повинности в пользу родины, главной из них был оброк).

    К категории холопов относилась дворовая челядь, ремесленники, которые обслуживали господские семьи, а также военные слуги, обязанные сопровождать хозяина во всех походах.

    Не менее значимым землевладельцем являлась церковь. Русские князья нуждались в поддержке духовенства, поэтому существовавшая прежде десятина (налог в натуральной или денежной форме) заменялась раздачей земельных участков. Такое лавирование способствовало росту феодального могущества монастырей, принадлежавшие им территории, в отличие от княжеских владений, не подлежали разделу по наследству.

    Внедрение государственной поместной системы привело к тому, что военные слуги теперь наделялись землей, тем самым обеспечивая себя самостоятельно всеми необходимыми вещами для службы. Их стали называть помещиками. Введенная система не предусматривала передачу участков монастырям.

    Еще одной особенностью происходившего социально-экономического развития России в средневековую эпоху стало территориальное разделение форм землевладения. Например, в центральных районах, где преобладала высокая плотность населения, сформировалась поместно-вотчинная собственность, а на окраинах государства сохранились общинные формы.

    Значение в истории

    Окончательное завершение процесса объединения русских земель состоялось при Василии III, сыне прежнего правителя. При нем к единому государству присоединились Псков в 1510-м, Смоленск в 1514-м и Рязань в 1521 году.

    Продолжая политику своего отца, новый князь успешно повышал престиж и авторитет Москвы на международной арене. В Европе образовалась крупнейшая и могущественная держава. Историки отмечают огромную значимость той деятельности, которую проводил Иван III:

    • прекращение междоусобных войн, завершение продолжительного периода раздробленности;
    • создание условий и благоприятной политико-экономической обстановки для активного развития культуры и хозяйства;
    • формирование народности, великорусского духа;
    • социально-общественные преобразования, которые ускоряли закрепощение крестьян;
    • присоединение к России многих народов, защита их от набегов воинствующих соседей;
    • присвоение Ивану III титула Государя Всея Руси, признание его со стороны Ливонского ордена, Папы Римского, Германии и Крымского ханства.

    Кроме того, на территории образованного государства были выведены правовые нормы в виде свода законов. Формирование единой России происходило на фоне господства феодализма как традиционного способа хозяйствования. Это позволяет объяснить, почему на территории Европы появлялось буржуазное, гражданское, демократичное общество, а на Руси долго преобладало крепостное право, неравноправия перед законом и сословность.

    Источник: https://1001student.ru/istoriya/kratko-o-zavershenii-obedineniya-russkih-zemel-v-moskovskoe-knyazhestvo.html

    Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами

    Полемика нестяжателей и иосифлян относится к рубежу $XV-XVI$ вв., и объединяет царствования Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного. Участниками указанного спора являются:

    • со стороны нестяжателей – Нил Сорский, Максим Грек, Кирилл Белозерский, Корнилий Комельский и др.
    • со стороны иосифлян – Иосиф Волоколамский, митрополит Даниил, Вассиан Топорков и др., сочувственно относился к идеологии иосифлян митрополит Макарий, что позволило утвердить ее как общецерковную позицию на Стоглавом соборе.

    Интеллектуальный контекст

    Духовная и интеллектуальная среда средневековой Руси рубежа $XV-XVI$ веков характеризуется двумя ключевыми идеями.

    1. Во-первых, это концепция «Москва – Третий Рим», определившая предназначение Русского государства, как единственной, после падения Константинополя в $1453$ году, державы, призванной хранить чистоту Православия. Указанная идеология имела как духовно-мистическое значение, так и непосредственное внешне и внутренне политическое выражение в рамках русской истории.
    2. Во-вторых, на активизацию религиозно-философской мысли средневековой Руси указанного периода повлияло развитие ересей. Так накануне своего падения Константинополь заключил Ферраро-Флорентийскую унию с католической церковью, которая была встречена в русской богословской среде отрицательно. Начиная с этого момента, Русская церковь начинает самостоятельно избирать церковных иерархов, боясь влияния католицизма.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Среди ересей, появившихся в русской средневековой среде особенно стоит отметить ересь богомилов, стригольников, жидовствующих. Как нестяжатели, так и иосифляне своими богословскими трудами осуществляли борьбу с указанными ересями.

    Спор нестяжателей и иосифлян

    Замечание 1

    Предметом спора нестяжетелей и иосифлян было решение вопроса о том, должна ли церковь обладать богатством или нет. Из осмысления данной проблемы ими было выведено две социально-политические концепции, каждая по-своему раскрывающие суть православной веры, место и роль церкви в жизни общества, ее соотношение с государственной властью, концепцию царской власти.

    По большому счету, нестяжателями и иосифлянами было создано два альтернативных пути государственного развития.

    • Позиция нестяжателей. Концепция нестяжательства, разработанная Нилом Сорским, имеет своими корнями исихастское учение, духовно-мистическую концепцию византийского монашества.Религия – это дело внутренней жизни отдельного человека. Она проявляется не во внешнем, но в развитии уровня внутренней жизни человека. Исходя из этого, нестяжатели призывали церковь отказаться от внешнего богатства (пышности храмов, монастырского хозяйств и т.п.). Церковь должна заниматься исключительно душой человека, ей не должно мешать стремлению к умножению земных богатств.Нестяжатели были не согласны с устанавливающимся в средневековой Руси сращиванием государства и церкви. Они стоят на позиции разделения религиозной и светской властей. Кроме того, они считали, что государство должно оставлять общественное пространство для проявления свободы человека. Эта мысль нашла выражение в концепции народного совещательного органа в рамках государственной системы Руси, с идеей которой выступили нестяжатели.
    • Позиция иосифлян. Духовный вдохновитель указанного богословского течения Иосиф Волоцкий утверждал, что царь и данная ему власть основываются на божественных законах. Царь поставлен на свое место Богом. Власть государства распространяет не только над телом человек, но и над его душой.Иосиф создает теократическую доктрину государства, в которой абсолютная власть царя освящена волей Бога. Власть царя, согласно с ней, распространяет не только на дела государственные, но и на церковные. Цель царской власти – следить за сохранением чистоты Православия.По вопросу монастырского имущества иосифляне стояли на позиции его признания. По их мнению, занятие сельским хозяйством, с одной стороны, благотворно влияло на экономическую ситуацию, что укрепляло государственную власть, с другой стороны, оно являлось основой для социального служения Церкви.

    Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_russkoy_filosofii/religiozno-filosofskaya_polemika_mezhdu_nestyazhatelyami_i_iosiflyanami/

    Кто такие иосифляне и нестяжатели — Слово к Богу

    Исследователи русской истории 16 века давно обратили внимание на развернувшийся в то время крупный церковный конфликт, оказавший влияние на внутреннюю политику государства. Участниками спора были иосифляне и нестяжатели, занимавшие полярные позиции в вопросах об отношении православных монастырей к миру и допустимых способах ведения монастырского хозяйства.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Благочестие
    Левий матвей кто это

    Закрыть