Кто такие давид и голиаф

Царь Давид в Израильской истории: миф или реальность?

кто такие давид и голиаф

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться. 

«Кто бы знал об этом человек, не будь Библии? Где хоть одно упоминание о нем за пределами великой книги? Нигде! И это дает основание считать, что существование царя Давида — выдумка древних летописцев.

Особенно смешон мне образ маленького Давида, побеждающего могучего Голиафа. Мы же не перетаскиваем в учебники истории фей или троллей. Мы просто позволяем им оставаться на своем месте, в сказочном мире.

Почему же мы тащим в историю человека, чье существование доказано ничуть не более, чем существование драконов?»

Эти слова были произнесены датским историком Хансом Хольбергом в 1978 году. И не только одному Хольбергу приходили в голову подобные мысли. Ведь если с точки зрения слепой веры сомневаться в «показаниях» Библии нельзя, то с точки зрения науки все должно быть доказано.

Камень-обидчик

Это произошло в 1993 году. Топограф Гила Кук, принимавшая участие в раскопках в очень древнем городе Дан, возвращалась в лагерь. Задумавшись, она споткнулась о какой-то камень. Острая боль пронзила ногу, и Гила, потирая больное место, решила внимательно рассмотреть камень-«обидчик».

Женщина присела на корточки, присмотрелась и обнаружила, что на камне вырезаны древнееврейские буквы еще из арамейского алфавита! Однако знакомы ей были только две буквы. Гила сразу поняла, что это очень ценная находка, хотя бы по причине своей древности. Но о том, какую сенсацию вызовет этот самый обычный с виду камень, Кук и не догадывалась.

Ученые, которым женщина передала камень, обнаружили, что это фрагмент величественного некогда памятника.

Когда надпись была прочтена, то оказалось, что в тексте сообщалось о сражении, которое возглавил потомок царя Давида. Таким образом впервые было найдено упоминание о Давиде (пусть лишь в связи с его потомком) не в Библии, а на обломке древнего памятника. Это стало серьезным научным доказательством существования легендарного царя. Так была открыта еще одна тайна Библии, говорившая о том, что эта уникальная книга является для человечества не только духовным, но и историческим памятником.

Царский оруженосец

Да, существование Давида доказано, но описание его поединка с Голиафом все же воспринималось большинством ученых как художественный вымысел. Тем более что в описываемое время Давид даже не был еще воином, а являлся всего лишь царским оруженосцем. И вот ученые взялись разрешить этот вопрос как с точки зрения логики, так и с точки зрения исторической реальности.

Для начала предстояло выяснить, могли вообще перед большим сражением состояться поединок между представителями двух вражеских армий? На этот вопрос ученые ответили быстро. Да, в различных документах того времени найдены подтверждения того, что такие поединки редкостью не были. Победа товарища по оружию придавала его соратникам уверенность в своих силах. И в данном случае победой Давида над Голиафом началось наступление израильских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.

Но ведь в Библии сказано, что молодой Давид, в прошлом — пастух, был всего-навсего оруженосцем царя! Как же он мог справиться тогда со взрослым воином?

«Да очень просто, — развеял сомнения австралийский историк Патрик Трикет. — Почетной должности оруженосца царя мог быть тогда удостоен лишь тот, кто геройски проявил себя в сражениях».

Тогда возник еще один вопрос: как же отказавшийся от доспехов Давид, всего лишь с пращой в руках, смог справиться с огромным Голиафом, который, как говорится в Библии, был хорошо вооружен?

Давид и Голиаф

Израильские ученые, работавшие на раскопках и хорошо изучившие вооружение и доспехи филистимлян, заявили, что перед боем те натягивали на себя кожаную одежду, на которую нашивалось множество металлических чешуек.

Голиаф, судя по тексту Библии, был очень высоким, не менее двух метров. Его оружие и латы, по подсчетам специалистов, составляли около 40 килограммов. Отказавшийся от доспехов Давид был в такой ситуации намного подвижней своего врага и мог маневрировать.

Но, с другой стороны, что мог сделать Давид против одетого в тяжелые доспехи богатыря с мечом и копьем в руках? Вообще мог ли царский оруженосец израильской армии воевать лишь с пращой в руках? Оказывается, мог.

В ближневосточных армиях это было очень распространенное оружие.

Итальянский ученый Чезаре Комичелли иронизировал: «Мне смешны потуги тех, кто не понимает — возможно, огромный Голиаф ничего не мог поделать с легким Давидом, просто не в состоянии был догнать его. Но ведь понятно, что и Давид, метнувший пращой камешек, тоже особого вреда Голиафу причинить не мог. Так что вся эта история — сказка».

Стремительные камни

В ответ на это заявление израильские специалисты начали изучать камни, которые могли быть использованы для метания пращой. В нескольких странах провели любопытные эксперименты по измерению скорости и силы удара запущенных из пращи тех самых камней.

Алан Юигбарт и Рон Компсон, эксперты по баллистике из Глазго, применили при этом высокоскоростную видеокамеру и с изумлением обнаружили: выпущенные из пращи камни развивали скорость, превышающую 100 километров в час.

Эксперименты в других странах подтвердили: эти камни могли спокойно пробить и мягкие ткани человека, и переломать его кости.

Теперь уже было доказано, что казавшийся невероятным эпизод из Библии не вызывает больше ни малейших сомнений.

По дну источника

Еще одна библейская история, связанная с Давидом, тоже долго вызывала у ученых сомнение.

Это рассказ о том, как Давид со своим войском не стал осаждать Иерусалим и отказался даже от штурма города, а захватил его, проникнув по каналу в систему водоснабжения.

Доказать, что такая система существовала не только в воображении авторов Библии, никто не мог вплоть до XIX века. И лишь в 1867 году под Иерусалимом обнаружили наконец глубокую шахту, в которой действительно были найдены следы древней системы водоснабжения.

Английский исследователь Чарльз Уоррен считал, что сама по себе находка туннеля еще не доказывает справедливости библейского текста. Он решил определить, действительно ли люди могли пробраться по нему в Иерусалим. Вместе со своим помощником Уоррен проделал этот путь по дну источника Гион.

Почти всю дорогу ученым пришлось проползти на коленях, и все же они достигли намеченной цели, которая полностью соответствовала библейскому описанию. В «Американском историческом журнале» вышла статья, в которой Уоррен утверждал: «Да, иудейским воинам пришлось очень тяжело.

Но у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, что город был взят именно так, как рассказала об этом Библия».

Казалось бы, вопрос закрыт. Ничего подобного! На страницах того же «Американского исторического журнала» исследователь Джон Ковски писал: «Я не согласен с тем, что евреи могли проникнуть в Иерусалим подобным образом, ибо, как и многие другие специалисты, сомневаюсь в том, что при царе Давиде эта система водоснабжения уже существовала».

Так была ли она во времена Давида, то есть в X веке до нашей эры? Увы, фрагменты керамики, по которым можно определить возраст туннеля, оказались утраченными.

Разгадать эту загадку смог израильский ученый Рони Райт. В 1966 году, при раскопках древней девятиметровой городской свалки, он обнаружил огромные камни, каждый из которых весил от двух до трех тонн.

Сопоставляя форму и месторасположение глыб, удалось установить, что они являются частями гигантского фортификационного сооружения, которое предваряло вход в систему водоснабжения. Там же были разбросаны осколки керамики, которая, как оказалось, тоже являлась частью этого сооружения. По этим осколкам и определили, что возраст туннеля — около 4000 лет.

Вскоре ученые Еврейского университета в Иерусалиме обнаружили в штукатурке остатки растений, которые были датированы при помощи радиоуглеродного анализа. Древность туннеля подтвердилась и в этом случае.

Ученые девяти стран обратились к правительству Израиля с просьбой разрешить им провести независимые исследования. Такое разрешение было получено. В результате открытие израильтян было подтверждено — да, система иерусалимского водоснабжения существовала еще задолго до рождения Давида.

Так была разгадана еще одна важнейшая загадка библейской истории. Существование легендарного Давида и подлинность описанных в Библии его поступков ни у кого уже больше не вызывают сомнений.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/car-david-v-izrailskoy-istorii-mif-ili-realnost

Давид и Голиаф в Библии — легенда

кто такие давид и голиаф

История из Библии о Давиде и Голиафе сегодня знакома не только верующим. Известность ей даровал удивительный сюжет: пастух побеждает огромного солдата с помощью пращи, уповая только на Божью помощь. Ученые нашли доказательства того, что такой бой происходил в действительности, но кто был победителем на самом деле – выдвигаются разные гипотезы.

Давид и Голиаф — кто это?

Историки называют Давида вторым царем израильского народа, который более 7 лет был правителем Иудеи, и потом еще 33 года — двух царств Израиля и Иудеи. А кто такой Давид в Библии? Красивый и сильный молодой пастух не раз доказывал свою смелость, поразил громадного воина Голиафа в честном бою, даровав тем самым победу израильтянам. Голиафа Ветхий Завет называет потомком великанов-Рефаимов, который бился за филистимлян и принял одиночный бой с представителем враждебного лагеря.

Давид и Голиаф — Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.

Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога.

Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе.

Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

  1. Реальная. Маневренность пастушка давала ему возможность свободно метать камни, смертельным мог оказаться даже не первый бросок. А уже после он превратился в единственный, и ознаменовывался, как Божья поддержка.
  2. Мистическая. Якобы парень имел при себе начертанный знак, который позже назвали «звезда Давида». Символ в виде звезды с 6 концами – гексаграмма, в этой версии Голиаф и звезда Давида выступают символами противостояния духовной и физической силы.

Фильмы про Давида и Голиафа

История Давида и Голиафа неоднократно упоминалась и в произведениях авторов разных времени и стран, и в шедеврах кино. Самые известные киноленты об этом событии:

  1. «Давид и Голиаф», 1960 год, Италия.
  2. «Царь Давид», 1985 год, США.
  3. «Давид и Голиаф», 2015 год, США.
  4. «Давид и Голиаф», 2016 год, США.

Источник: https://womanadvice.ru/david-i-goliaf-v-biblii-legenda

Фильм «Давид и Голиаф» вышел в 2016 году. Режиссеры – братья Уоллес (Wallace Brothers). Сюжет картины основан на библейской истории.  Актерам всегда нелегко играть персонажей, живших миллионы лет назад, известных всему миру, обладающих сверхъестественными способностями. Тем не менее, группа приложила все старания, что первоначальная идея была реализована.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Никто не благ как только один бог

Предыстория битвы

Война евреев с филистимлянами произошла из-за экономических и политических причин. Правящая верхушка боялась потерять свое превосходство, а усиление филистимлян заставило их беспокоиться за экономическое положение. В числе лучших воинов противника был Голиаф. С ним никто не хотел сражаться. Воин насмехался над трусостью врага.

Однажды в расположение войска евреев прибыл Давид, юноша, который обладал невероятной смелостью. Он решился выступить против могучего воина и защитить честь евреев.

Бой без оружия

Давид, выходя на битву, не взял с собой ничего, кроме пращи. Голиаф, узрев это, с обидой спросил Голиафа, почему тот идет драться с палкой. В ответ Давид ответил, что он убьет его без оружия, поскольку верит в то, что это война Господа. Вложил камень в пращу, раскрутил его над головой. Меткость Давида не вызвала сомнений: Голиаф был повержен, как и сказал пророк.

Чем закончилась битва

Библия описала поражение Голиафа. Хороший финал для евреев, полный провал для их противников. После смерти могучего воина, его народ обратился в бегство. Больше они не представляли опасности для еврейского народа.

Интересное на сайте:

Библейский фильм “Иосиф” – православный обзор

Христианский фильм “Святой Августин”

“Павел, апостол Христа” – христианский фильм 2018 года

Американская трактовка библейской истории

Фильм “Давид и Голиаф”, снятый по одному из сюжетов Священного писания, поражает Голливудским размахом, хотя многие критики говорят о том, что наряды героев могли бы быть и поинтереснее.

Кстати, большинство рецензентов большинство ополчилось против фильма. И виной стала не только слабая игра всего актерского состава (Matt Berberi, Майкл Фостер, Джон Нокс, Роджер Халстон и т.д.

), но и уверенность многих в том, что американцы не умеют снимать картины на религиозные темы.

В основном, критики фильма говорят о том, что американцы недостоверно трактовали на библейскую историю, сделав из короткого сюжета боевик, в котором большую часть времени Давид готовится к битве с Голиафом. К юноше привели настоящего тренера, учителя, Самуила, которого в картине называют пророком. Почти всю картину он учит Давида бою: вместе с ним тренируется еще одна группа бойцов.

Тренировки Давида проходят по всем правилам боевиков американского производства, причем второсортного состава. Складывается впечатление, что суть фильма – показать, как улучшить тело, натренировать его, изобразить себя с лучшей стороны воинского искусства.

Когда смотришь на сцены тренировок, боя, обучения мастерству его ведения, не вызывает удивления, что фильм сделан американцами. Им всегда не хватало пытливости, мудрости, а также умения передать зрителю духовные терзания своих персонажей. Давид не был мастером боевых искусств. Он не пытался, как показали американцы, тренироваться в круглосуточном режиме, чтобы убить Голиафа.

Библия не говорит о том, что он вышел на бой натренированный сотнями наставников, как показано в фильме. Давид вышел без оружия, надеясь на то, что Бог поддержит его и разрешит спорный вопрос справедливо и мудро. И смерть Голиафа для Давида – это не победа одного боксера, над другим. Это победа добра над злом, свершение всеобщей справедливости, а также безграничная вера, помогающая не только персонажам из Библии, но и обычным людям.

Источник: https://liveinorthodoxy.com/film-david-i-goliaf/

Голиаф и Давид. Как Давид победил Голиафа? :

кто такие давид и голиаф

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод.

Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь.

В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны.

След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы – секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ.

Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид.

Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян.

Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид — пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным.

Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее.

Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец – это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, – это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи – того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него – защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев.

«Я иду против тебя во имя Бога Израиля», — говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство.

Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, — примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, — не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени – лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям — повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Источник: https://www.syl.ru/article/185550/new_goliaf-i-david-kak-david-pobedil-goliafa

История Давида и Голиафа в Библии

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в этой статье, мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии

Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Наказание как метод воспитания

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) —  картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид.  Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника.  Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 годДавид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело  выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

ТИЦИАН

Источник: http://bibliya-online.ru/istoriya-davida-i-goliafa-v-biblii/

Давид и Голиаф

Сражение Давида с Голиафом в долине а-Эла ↓

Пять камней пращи Давида ↓

Гольят, он же Голиаф — воин-богатырь огромного роста из войска плиштим (филистимлян), который выступил против евреев, но в поединке «один на один» был сражен из пращи юным Давидом, будущим царем Израиля. Рост Голиафа по описанию ТаНаХа — 6 локтей с пядью, что больше 2,5 метров.

Голиаф, который был родом из города Гат, согласно еврейской традиции считается потомком рефаим — великанов. Поединок Давида с Голиафом описан в книге Шмуэля I (Шмуэль I, 17:4-58).

Победа Давида над Голиафом послужила началом наступления еврейских войск, в итоге которого филистимляне были изгнаны за пределы Израильского царства.

Сражение Давида с Голиафом в долине а-Эла []

С древнего кургана по имени Азека открывается вид во все стороны. На западе сверкает Средиземное море — от Хадеры до Ашдода. На востоке — возвышаются Иудейские горы — от Иерусалима до Хеврона. А внизу, под нами, простирается красивая долина а-Эла. Вокруг виднеются еврейские поселения, построенные здесь после создания государства в 1948 году. Весь район называется Шфела — Низменности Иудейских гор.

В древние времена евреи жили в горах, а приморскую равнину захватили филистимляне. Они хотели поработить еврейские племена и большой армией отправились на восток, в горы. Навстречу им вышел первый еврейский царь Шауль со своей армией. Столкновение произошло в долине а-Эла. Армии выстроились друг против друга, и вдруг из рядов филистимлян вышел великан. Имя его было Гольят (Голиаф).

Голиаф, уверенный в своей непобедимости, бросил евреям вызов — выставить избранного воина, который вступит с ним в единоборство. И тогда народ победителя поработит другой народ. Но никто из еврейского войска не осмелился выйти ему на встречу.

Один вид трехметрового филистимлянина, покрытого бронёй и вооружённого до зубов, приводил в трепет. Даже обещания Шауля обогатить смельчака и дать ему в жёны царскую дочь не смогли никого приободрить.

Сорок дней он оскорблял и проклинал еврейский народ и Всевышнего, Б-га Израиля.

И вдруг в еврейском стане раздался голос. Это был Давид — юноша, родом из города Бейт-Лехем (он же Вифлеем), который спустился навестить своих старших братьев на фронте. Он был пастухом и обладал только опытом защиты своего стада от диких зверей. Давид не был готов терпеть, что этот «необрезанный» филистимлянин унижает еврейское войско — «боевые порядки Б-га живого!»

Он выходит с палкой и пращей навстречу Голиафу, навстречу машине уничтожения, наводящей страх на весь народ. Давид выходит на бой во имя Всевышнего, провозглашая цель победы: «Чтобы знали все (на) земле, что есть Б-г у Исраэля! что не мечом и копьем спасет Господь, ибо это битва Господа, и Он отдал вас нам в руки».

Давид побеждает благодаря своему духовному мужеству и внутренней скромности. Он знает, во имя чего воюет. «И одолел Давид филистимлянина пращей и камнем и он взял его меч и он отсек им его голову И поднялись мужи Исраэля и Иеуды и издали клич и стали преследовать филистимлян ». Когда читаешь описание ТаНаХа на холме Азека, древние события просто оживают перед глазами.

В течение веков эта битва стала символом победы небольшого еврейского народа над превосходящими силами противника. Победой духа над грубой физической силой. Не случайно, многие сравнивают победу Израиля над многочисленными и хорошо вооружёнными арабскими армиями во время Шестидневной войны в 1967 году с этой битвой.

Вокруг холма есть много лесных троп и приятных мест для семейного отдыха — на лоне естественной природы земли Израиля.

Пять камней пращи Давида []

Разберем поединок Давида с Голиафом чуть глубже, чтобы понять истинные мотивы Давида и духовный смысл его победы над Голиафом.

В Книге Шмуэль I (17:40) сказано: «И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину».

Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним?

Вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?

На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день.

В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца.

(Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).

Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять?

Ответ можно найти в комментарии Радака (раби Давида Кимхи). Комментатор приводит мидраш: т.к.

Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.

От себя добавим, что намек на это можно усмотреть в тексте Писания (Шмуэль I 17:45), в словах Давида: «Давид же сказал Пелиштимлянину: ты выходишь на меня с мечом и с копьем и с дротиком, а я выхожу на тебя во имя Г-спода Ц-ваота, Б-га строя Исраэльского, который ты поносил».

Источник: https://toldot.ru/Goliaf.html

Царь Давид в Библии

Имя Давид означает «возлюбленный». В Библии Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), возлюбленный Богом. Давиду довелось стать автором Библейской книги Псалмов.

Кто такой Давид в Библии: жизнеописание

Царь Давид постоянно упоминается в Священном Писании, как один из самых важных персонажей Библейской истории. О Давиде можно прочитать в:

  • Первой книге Царств (1 Цар. 16-30),
  • Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2),
  • Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29),
  • Упоминание о нем есть в 10 книгах Ветхого Завета,
  • Евангелиях от Матфея,
  • Марка и Луки,
  • Деяниях святых апостолов,
  • Посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям,
  • В Откровении апостола Иоанна Богослова.

Родился Давид в Вифлееме, его отца звали Иессей. Отмечается, что у Давида была приятная наружность, белокурый мальчик, младший сын в семье пас овец. Когда Самуил впервые увидел Давида, ему явился глас Божий со словами «Встань, помажь его, ибо это он». Речь шла о помазании на царство. Самуил взял рог, чтобы помазать лоб Давида со словами «Господь будет с тобой во всех твоих делах». Это пророчество сбылось.

При дворе первого израильского царя Саула прекрасному юноше довелось стать музыкантом и оруженосцем, Давид искусно играл на гуслях.

Царство Давида

Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). Наступило время царства Давида. Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).

Давид был мудрым и справедливым правителем. Но оставался при этом грешным человеком. Его любовь к красавице Вирсавии заставила его совершить грех — послать ее мужа Урию на верную смерть. О своем грехе Давид раскаивался перед Господом, который разгневался на царя. Первый ребенок Давида и Вирсавии умер. Но Господь милостив и Давид был прощен. У Давида и Вирсавии родился второй сын Соломон, которому Давид передал все свое царство. Господь возлюбил Соломона.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/car-david-v-biblii/

Голиаф

Герой какой страны не знаком с летописью великих сражений? Для истинного воина даже религиозная литература легко станет полезным учебником о тактике боя и психологическом давлении. К примеру, битва Давида и Голиафа — наглядный пример, что вера в собственные силы способна уничтожить врага. С такой мотивацией для победы хватит одного камня. Жаль, что для Голиафа подобный урок стал последним в жизни.

История появления

Грозный мужчина впервые упоминается в Библии. Первая книга Царств содержит подробное описание как героя, так и сражения, прославившего противника Голиафа — Давида. Стоит ли напоминать, что сам великан представлен в Ветхом Завете вовсе не доблестным воином, а безрассудным глупцом, не верящим в силу Бога.

Великан Голиаф

Несмотря на мифичность легенды, возможно, история Голиафа вовсе не выдумана. Прототип воина-великана упоминает в записях римский военачальник Иосиф Флавий:

«И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырех аршин с половиною, и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам»

Вторым подтверждением существования Голиафа стала находка археологов. На раскопках в городе Тель Эс-Шафи (предполагается, что раньше здесь стоял город Геф) найдена часть керамической чаши, на которой выбито имя гиганта. Это первое достоверное свидетельство, что Голиаф существовал на самом деле.

Осколок чаши из Тель Эс-Шафи

На сегодняшний день имя устрашающего воина стало нарицательным. Во вселенной комиксов «Марвел» существует несколько персонажей по имени Голиаф, среди которых Человек-Муравей, Соколиный Глаз и Билл Фостер. Не менее знаменит тезка Голиафа из мультфильма «Гаргульи», который, в отличие от библейского персонажа, представлен положительным героем.

Образ и характер

Голиаф родился в городе Геф, расположенном на территории Филистии. Мать персонажа, женщина по имени Орфа, вела свободный образ жизни, поэтому отец героя неизвестен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто первый вошел в рай

Голиаф вырос большим и сильным мужчиной, рост героя составлял 2,89 м. Старшие братья героя тоже отличались выдающимися внешними данными. Библия утверждает, что родственником Голиафа был воин Лахмий, которого убил известный боец Эльханан бен Яир.

Голиаф

С раннего детства филистимлянин обучался военному делу. Гигант возвышался над соратниками, поэтому с юношества использовался полководцами в качестве устрашающего оружия. На счету мужчины было много побед, но чаще всего Голиаф хвалился захватом величайшей святыни еврейского народа — Ковчега Откровения.

Несмотря на устрашающую внешность и обширный опыт в битвах, гигант не построил карьеру. Мужчина так и остался простым солдатом, командовать многотысячной армией Голиафу не доверили. Это позволяет сделать вывод, что физическая сила — единственное достижение мужчины. Интеллект и воинская смекалка не входили в список достоинств героя.

Солдат Голиаф

Самый известный миф о Голиафе связан с очередным сражением. Во время войны между евреями и филистимлянами Голиаф вызывал на честный бой любого воина царя Саула. В течение 40 дней мужчина призывал смельчаков выйти на сражение. Единственное условие — если герой победит, то представители еврейского народа навсегда станут рабами жителей Гефа.

Грозный мужчина, облаченный в доспехи и вооруженный тяжелым мечом, вызывал трепет у войска противника. Каково же было удивление Голиафа, когда на призыв мужчины ответил молодой пастух Давид. Юноша вышел на бой, одетый в повседневную одежду и с сумкой наперевес. На насмешки противника Давид ответил, что к победе юношу приведет Бог, над которым так неосмотрительно потешался Голиаф.

Давид и Голиаф

Удивительно, чем побежден гигант. В роли оружия Давида выступили праща и пять гладких камней. Юноша, быстро размахнувшись длинной веревкой с петлей на конце, всадил камешек в лоб гиганта. Голиаф, не ожидавший подобного нападения, не прикрыл лицо. От удара мужчина упал на землю. Пастух приблизился к поверженному и понял, что великан потерял сознание. Голову воина-филистимлянина Давид отрубил личным мечом Голиафа.

Голиаф в религии

В христианстве колоритные персонажи, упоминаемые в Ветхом Завете, несут в себе недвусмысленное значение. В лице Давида древние писания демонстрируют верующим типологический прообраз Иисуса, который одерживает победу над Высшим Злом, или дьяволом.

Голиаф и Елханан

Исследователи утверждают, что сравнение Голиафа с Сатаной имеет под собой подтверждения, содержащиеся в тексте. К примеру, рост великана (шесть локтей и пядь) значительно превышает человеческий, но не достигает божественной цифры 7. В мифе также упоминается чешуйчатая броня Голиафа, отсылающая читателя к Змею, которым часто именовали Сатану. Впрочем, большинство доводов по поводу скрытого смысла легенды носят косвенный характер.

В Коране так же присутствует история, рассказывающая о победе исламского пророка над неверным царем амаликитян. Изменены имена главных героев (Голиафа зовут Джалут, а Давида — Талут) и второстепенные детали. А смерть великана полностью соответствует варианту, озвученному в Библии. Притча о Джалуте и Талуте демонстрирует людям силу и мощь Бога, помогающего одержать победу. Нужно только верить.

Талут и Джалут — Давид и Голиаф в исламе

В еврейском Священном Писании (Танахе) тоже упоминается легендарная битва. Противником Давида по-прежнему является великан, но имя врага – Гольят из племени плиштим. Еще одно отличие от Ветхого Завета — мужчина оснащен большим количеством оружия. Помимо копья и меча, Гольят снаряжен луком со стрелами. Как и в других источниках, только слепая вера в высшие силы способствует победе Давида над врагом.

Экранизации

Библейский мотив впервые был показан на телевизионном экране в 1960 году. Фильм «Давид и Голиаф» рассказывает о зрелищном сражении, описанном в религиозных писаниях. Роль гигантского воина сыграл итальянский актер Альдо Пединотти.

Альдо Пединотти в роли Голиафа

В 1985 году кинокомпания «Paramount» выпустила фильм «Царь Давид». Кинолента провалилась в прокате. Критики «Нью-Йорк Таймс» написали отрицательные рецензии, указав недостатки сценария и режиссерской работы. Образ Голиафа в неудавшемся фильме воплотил актер Джордж Истмен.

Джерри Соколоски в роли Голиафа

В 2015 году Тимоти Чей снял еще один фильм об известном сражении. На этот раз роль свирепого воина досталась начинающему актеру Джерри Соколоски. Рост артиста составляет 2,33 м, поэтому самый высокий канадец отлично вписался в образ.

Майкл Фостер в роли Голиафа

Собственный взгляд на библейский мотив в 2016 году показали братья Уоллес. Фильм «Давид и Голиаф» вновь затрагивает тему сражения между евреями и филистимлянами. Роль Голиафа сыграл Майкл Фостер, знакомый зрителю по сериалам «Конан» и «Беверли-Хиллз 90210: Новое поколение».

Интересные факты

  • Имя Голиаф — производное от глагола «открыть». Полный перевод звучит как «стоящий с непокрытым видом перед Богом».
  • Жертвами Голиафа до встречи с Давидом стали Хофни бен Эли и Пинхас бен Эли, сыновья судьи-первосвященника.
  • Общий вес доспехов Голиафа достигал 60 тонн (в другом источнике – 120 тонн).
  • Библия содержит упоминания о двух Голиафах. Если первый воин погиб от руки Давида, то убийцей второго солдата стал Елханан. Долгое время считалось, в притчах упоминается один и тот же великан. Но сражения произошли в разные временные отрезки и на разной территории.

Источник: https://24smi.org/person/2745-goliaf.html

Загадка Голиафа: откуда пришел самый известный воин Библии

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Одна из самых знаменитых библейских сцен — битва Давида с Голиафом — полна белых пятен. Например, почему Библия подробно описывает внешность этого могучего воина, но умалчивает о происхождении его народа — филистимлян? И насколько вообще правдоподобны те события? Ответы на эти вопросы могут дать историки и археологи. О тайне Голиафа — в материале РИА Новости.

Трехметровый воин

Неспроста имя Голиаф испокон веков давали чему-то очень большому — от корабельной торпеды до вымышленного персонажа комиксов. А все дело в библейском описании этого воина: история его битвы с юным Давидом, будущим царем Израиля, начинается как раз с подробного описания гигантских размеров Голиафа.

«Ростом он — шести локтей и пяди (2,9 метра. — Прим. ред.). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (около 60 килограммов. — Прим. ред.); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его», — сказано в Писании.

Трехметровый воин (науке между тем неизвестны люди выше 2,8 метра) в облачении более тяжелом, чем у средневековых рыцарей, — звучит фантастически. И это дает повод скептикам утверждать, что история битвы Давида с Голиафом — выдумка от начала до конца. Однако все не так просто.

Библейская гипербола

Исследователи Библии отмечают, что в ряде книг, из которых она состоит, встречаются разного рода литературные приемы, призванные усилить воздействие на читателя. Вот и в случае с битвой Давида с Голиафом составитель Книги Царств, где рассказывается эта история, намеренно пошел на преувеличение в описании внешности могучего воина, допускает доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

«Вряд ли стоит видеть в Писании фотографическую фиксацию. Можно предположить, что это пример гиперболизации в описании событий: небольшой отрок Давид сталкивается с могучим воином. Наверное, такое описание Голиафа дано для того, чтобы оттенить разницу между самодовольной силой и кротостью, незначительностью — другими словами, оттенить силу Божию», — рассуждает специалист.

Возможно, разительное противопоставление и стало причиной популярности этой истории, в которой все было неспроста.

В то время (а это примерно IX век до нашей эры) израильтяне воевали с филистимлянами, пришедшими в Ханаан (ныне на этой территории располагаются Сирия, Ливан, Израиль и Иордания) непонятно откуда.

Войска двух народов сошлись «в Сокхофе, что в Иудее», однако никто из них не решался атаковать первым. Тогда к израильтянам вышел Голиаф и вызвал их воина на поединок. Причем с одним условием: если он победит, евреи станут рабами филистимлян.

Как повествует Библия, его все испугались. Кроме Давида — слуги израильского царя Саула.

«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык (к такому вооружению); потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.

И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкой и с пращой в руке своей выступил против филистимлянина», — последние мгновения перед решающей битвой описываются очень подробно, будто для усиления ожидания развязки.

«Народ моря»

Именно форма поединка — дуэль двух самых храбрых и сильных воинов — навела ученых на мысль о том, что описанное в Библии сражение действительно могло состояться. Похожим образом сошлись в поединке герои «Илиады»: троянский царевич Парис, похитивший Елену Прекрасную, и ее муж, правитель Спарты Менелай. Это, как отмечают ученые, повсеместная практика для Ближнего Востока бронзового века (три тысячи лет назад).

В течение нескольких лет археологи проводили раскопки в местечке Тель эс-Шафи в Израиле. Именно там находился один из пяти построенных филистимлянами городов — Геф, где жил легендарный Голиаф.

В прошлом году здесь был найден кусок керамики с надписью, которую пока не удалось расшифровать. Дело в том, что науке доподлинно не известно, откуда в Ханаан пришли филистимляне, каковы были их обычаи и язык. Ведь найденный черепок является лишь вторым образцом письменности этого народа. Первый — тоже черепок — нашли там же в 2005 году. Впрочем, надписи эти сильно напоминают семитский язык. Отсюда родилась версия, что филистимляне позаимствовали письменность у евреев.

Удивительно, но каждое из этих филистимских слов по написанию похоже на имя Голиаф. «Ученые считают, что это слово — несемитского происхождения.

Оно очень похоже на имя лидийского царя Аллиата, правившего, согласно древнегреческому историку Геродоту, с 619 по 560 год до нашей эры», — отмечает в своем исследовании специалист по истории языков Марианна Вернет.

То есть филистимляне могли прийти на Землю обетованную из Лидии — западной части современной Турции. Впрочем, эту точку зрения разделяют далеко не все исследователи.

«Библия не уточняет, откуда пришли филистимляне. Но из других источников (примерно XII век до нашей эры) известно, что их называли «народом моря» — по всей видимости, Средиземного», — подчеркивает, в свою очередь, библеист Андрей Десницкий.

«Народы моря» сражались, например, с войсками фараона Рамзеса III. Примерно в 1170-х годах до нашей эры они попытались вторгнуться в Египет — об этом свидетельствуют барельефы на стенах храма в Мединет-Абу. Фараону, если верить храмовым надписям, удалось отразить их нападение, и завоеватели отступили в район современного города Газа.

Те же египетские свидетельства дают небольшую зацепку — «народы моря» изначально жили на некой «земле Кефто». А в Библии упоминается об острове Керети. Оба названия, как полагают историки, означают остров Крит.

Неожиданное открытие

Но оставленные египтянами свидетельства так и не дали исчерпывающего ответа на главный вопрос: откуда пришли филистимляне, «народ моря». В 1985 году археологи приступили к масштабным раскопкам в районе израильского Ашкелона, расположенного на берегу Средиземного моря. Там, согласно оставленным ассирийцами и египтянами свидетельствам, находился один из главных филистимских городов. Лишь спустя 30 лет ученые нашли ключ к разгадке тайны их происхождения.

Исследователи обнаружили многочисленные фрагменты красно-черной керамики. Именно такая расцветка, по словам ученых, характерна для крито-микенской культуры. То есть филистимляне, по всей видимости, являются родственниками завоевателей Трои.

А еще в том же Ашкелоне три года назад было найдено массовое захоронение филистимлян — 145 мужских, женских и детских скелетов. Изучив кости, ученые пришли к неожиданным выводам.

«Несмотря на то что слова «филистимляне» и «палестинцы» похоже звучат, между этими народами нет никакой связи. Три тысячи лет назад филистимлян стерли с лица земли войска вавилонян», — заявил журналистам проводивший раскопки археолог Даниэль Мастер.

Правда, как отмечают ученые, размеры найденных мужских скелетов намного меньше приписываемых Голиафу. С одной стороны, это может указывать на то, что внешность воина сильно отличалась от описания в Библии. Вместе с тем это может говорить и о том, что Голиаф действительно выделялся на фоне соплеменников — не зря его боялись даже известные своей храбростью еврейские воины.

Во всяком случае, последние открытия археологов предоставляют все больше доводов в пользу версии о том, что Голиаф — вовсе не легендарный персонаж.

Источник: https://ria.ru/20190216/1550949447.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва от бессонницы у взрослого

Закрыть