Кто правил после андрея боголюбского

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

кто правил после андрея боголюбского

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород?  Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище «Боголюбский»

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы.  Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению.

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии.

Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба.

В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.

 В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому  был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут  очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке.  Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Источник: https://istoriarusi.ru/udel/andrej_bogolubskij.html

Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству — Православный журнал

кто правил после андрея боголюбского

В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви.

Князь-политик

Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах.

Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве.

О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну.

Андрей Боголюбский

В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем.В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами.

После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконыКнязь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты.

Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр. Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России.

Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.

Вот как писал о нем историк Ключевский: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения.

Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Князь-строитель

В 1157 году, после смерти отца, князь Андрей стал правителем Владимира, Ростова и Суздаля. Столицу он перенес во Владимир. В эти годы он активно занимался строительством. Так, в 1158–1164 годах им была построена земляная крепость с двумя каменными башнями и знаменитыми Золотыми воротами.

Также во Владимире был возведен Успенский собор, многие другие церкви и монастыри. В своей резиденции в Боголюбове князь построил ук-репленный замок. В годы его правления также была возведена церковь Покрова на Нерли – шедевр не только русской, но и мировой церковной архитектуры.

В целом князем Андреем было построено тридцать храмов.

Церковь Покрова на Нерли

Помимо политики и строительства князь Андрей уделял внимание и церковной жизни. Предполагают, что именно по его инициативе в Русской Православной Церкви были учреждены праздники – Всемилостивого Спаса (третий, Хлебный Спас) и Покрова Пресвятой Богородицы.
Князь внес свой вклад и в литературу своего времени.

Он участвовал в создании службы празднику Покрова, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». Им также было написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году».

Исследователи отмечают участие Андрея Боголюбского и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года.

Опередивший свое время

Несмотря на внутренние нестроения, терзавшие Русь того времени, князь Андрей находил силы и для того, чтобы вести оборонительную политику против внешних врагов страны, а также весьма успешно воевать с ними. Основным противником князя Андрея в то время была Волжская Булгария, куда он совершил два военных похода.Первый из них – в 1164 году – завершился разгромом булгар и захватом у них города Бряхимов (Ибрагимов).

Второй – в 1172–73 годах, он оказался неудачным, так как князя не поддержали бояре. Результатом неудачи и конфликта с видными боярскими родами стал заговор против князя Андрея, организованный последними. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит боярами-заговорщиками в своем замке в Боголюбове. По преданию, князь принял смерть с истинным христианским смирением, произнеся слова: «Если, Боже, в этом мне сужден конец – принимаю его я».

После гибели Андрея Боголюбского в его владениях развернулась борьба за наследство, которая лишний раз подтвердила неготовность тогдашнего общества к объединению в единое государство. Вероятно, идеи князя и его попытки централизации власти просто опередили то время, в которое он жил.

Около 1702 года Андрей Боголюбский был прославлен в лике святых как благоверный князь.

Церковь канонизировала его за труды на благо православной веры: строительство и благоукрашение храмов и монастырей, установление праздников, составление служб.

На анонсе Успенский собор во Владимире, источник фото wikipedia.org

Источник: https://foma.ru/andrey-bogolyubskiy-trudnyiy-put-k-edinstvu.html

Князь Андрей Боголюбский

кто правил после андрея боголюбского

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.

О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.

Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.

Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.

После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отличить любовь от страсти

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.

Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.

Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Источник: https://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy

Андрей Боголюбский — биография и правление

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Биография Андрея Боголюбского

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.

Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.

Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Источник: https://interesnyefakty.org/andrej-bogolyubskij/

Первый русский дворцовый переворот в Боголюбове

Боголюбово. Ночь. Для грозного правителя Владимиро-Суздальского княжества она станет последней. В его же собственном дворце собираются заговорщики. Это были люди из ближайшего окружения князя. Выпив вина для храбрости, они врываются в палаты своего господина и нападают на него. Но в суматохе борьбы князю удается ускользнуть. Он прячется в нише под лестницей. Однако его находят

Дворец в Боголюбове. Реконструкция.

То самое место, где нашли Андрея Боголюбского.

Так закончилась эра правления князя. Некоторые называют это страшное событие обычной местью, другие — «дворцовым переворотом». Но до сих пор однозначного ответа на вопрос, что же произошло ровно 845 лет назад в ночь с 28-го на 29-е июня 1174-го года, нет. В этом очерке мы разберем все версии случившегося.

Для начала взглянем на документы. Последняя ночь Андрея Боголюбского подробно описана в Повести о его убиении. Но все ли там достоверно изложено? Несмотря на ряд поздних добавлений, историки сходятся во мнении, что автор этого свидетельства был явно современником князя. А значит, вполне знал, о чем писал.

Миниатюра из летописи. Проникновение заговорщиков в покои Андрея Боголюбского.

Состав заговорщиков:

Из данного свидетельства становится понятно, что всего в заговоре принимало участие 20 человек. Правда, из этого документа нам известны лишь несколько имен. Но в 2015-м году произошла настоящая сенсация.

В ходе реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском обнаружили полный список заговорщиков. Он был процарапан на стене храма. Что примечательно, и в Повести, и в ходе реставрации упомянуты Кучковичи.

При этом Петр, зять некоего Кучки, в источниках упоминается как лидер группы заговорщиков.

Надпись на стене собора в Переславле-Залесском.

Версии:

1. Личная месть?

Часто можно встретить мнение, что заговорщики мстили князю. Но за что? Согласно ряду источников, отец Андрея Боголюбского, Юрий Долгорукий, приказал убить боярина Кучку, который предположительно владел селами и деревнями по реке Москве. А вот его сыновей Юрий Долгорукий взял под опеку. И вот эти самые дети – Кучковичи — в конечном счете и расплатились со своим обидчиком, что называется, «око за око».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Православные четки сколько бусин

Но заслуживает ли эта версия доверия?

Впервые имя Стефана Кучки встречается в отечественных источниках только в 17-м веке, то есть спустя 5 веков после описываемых событий. Вероятно, эта история – не более, чем выдумка.

С другой стороны, в этой легенде есть и здравое зерно. Дело в том, что в целом история о Кучковичах и Боголюбском отражает отношения между боярами и князем.

Например, еще в 19-м веке исследователь Иван Белов обратил внимание, что до появления князей на северо-востоке Руси местными землями управляли «старинные земские бояре». С появлением князей они отвечали им неповиновением и сопротивлением.

Что уж говорить об Андрее Боголюбском, который вообще не видел необходимости с кем-либо советоваться при принятии решений.

Так что не исключено, что предание о Кучковичах отражает своевольность и строптивость местных элит. При этом со счетов вряд ли стоит сбрасывать бояр Ростова и Суздаля, старых столиц северо-востока Руси. Вряд ли они были довольны политикой «первого русского самовластца».

Но только ли бояре точили зуб на Андрея Боголюбского?

2. Ищите женщину?

В истории о заговоре есть место и женщине. Андрей Юрьевич был женат несколько раз. И на одном из рисунков, посвященных последним минутам жизни князя, изображена некая дама. Ее можно разглядеть на миниатюре Радзивилловской летописи 15-го столетия.

Как отмечают исследователи, судя по одежде, она – явна из знати. Но ни в одном из письменных источников никакой женщины нет. Некоторые полагают, что на рисунке жена князя. Например, в Тверской летописи 16-го века говорится, что одна из жен, булгарка по происхождению, решила так отомстить Боголюбскому за разорение своей родины – Булгарии. Как известно, князь организовывал туда разорительные походы.

Но существует одна легенда. Она была записана в 17-м веке. В одном из источников упомянута Улита Кучковна – сестра главных заговорщиков и дочь Стефана Кучки. Как уже говорилось, по преданию Стефан был убит отцом Андрея Боголюбского. И вот эта сама дочь, якобы, и стала женой князя. Вряд ли там была большая любовь.

Особенно учитывая, что под конец жизни Андрей Боголюбский приказал казнить одного из ее братьев. Именно после этого Петр Кучкович и решил сколотить команду. Возможно, что и жена князя помогала заговорщикам. Правда, эта история впервые вообще появляется на свет только в 17-м столетии.

Кроме как преданием эту версию мы назвать не можем.

3. Еврейский след?

А это уже совсем неожиданные причины расправы с князем, кстати, их назвал известный историк 19-го века Сергей Михайлович Соловьев.

Он обратил внимание на то, что в числе заговорщиков находился некий Ефрем Моизич. То есть некий Моисеевич. С легкой руки исследователя и родилась версия с еврейским следом. Многие позже подхватили ее, и сегодня существует огромное количество работ, посвященных ей. Но никаких надежных доказательств в источниках все еще не обнаружено.

4. Дворцовый переворот?

Без внимания нельзя оставить и другую версию. Ряд исследователей обратил внимание, что в Повести князь произносит следующие слова: : «О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру?» Понятно, что это, скорее, выдумка автора. Поскольку он вряд ли мог присутствовать во время трагических событий.

Возможно, что здесь скрыт намек. Кто такой Горясер? Оказывается, Горясером именовали слугу другого русского князя – Святополка Окаянного, который приказал ему убить своего брата Глеба. То есть Горясер выступил орудием в руках правителя.

Может, автор Повести намекает, что и заговорщики выполняли чей-то заказ? Но кто тогда кукловод?

Ответ на этот вопрос следует искать в Чернигове! Дело в том, что сразу после вести о кончине князя Андрея Боголюбского все ближайшие родственники правителя северо-востока как бы случайно собираются именно в этом городе. То есть полный набор претендентов на владимирский престол. Возможно, родные, собравшиеся в Чернигове, ждали и были осведомлены о заговоре. А может, и принимали в нем участие.

Посольство ростовцев и суздальцев к Глебу Ростиславичу Рязанскому с просьбой содействовать им в приискании князя на Суздальский престол.

Например, исследователь Ю. А. Лимонов обратил внимание на то, что, несмотря на большое количество претендентов, родственникам достаточно быстро удалось договориться. Новым правителем северо-востока стал брат Андрея Боголюбского — Михалка.

Великий князь Михаил Юрьевич. Рисунок В. П. Верещагина.

Лимонов пишет: “По преданию, Михаил и Всеволод казнили убийц Андрея. Последнее, конечно, не является доказательством в пользу их неучастия в заговоре. Исполнителей часто убирают, как нежелательных свидетелей”.

Так что не исключено, что и будущий Великий князь Всеволод III Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, правитель, при котором появился Дмитриевский собор, и который наследовал Михаилу, так же знал, а, может, и принимал участие в заговоре.

Портрет из Царского титулярника 1672 г.

Но сам Лимонов подозревает другого родственника Андрея Боголюбского — Глеба Рязанского. Он был женат на племяннице правителя северо-востока Руси и находился в личной вассальной зависимости от него. Устранение князя для Глеба решило бы много проблем. Например, Лимонов обращает внимание на дальнейшие действия Рязанского — он начинает борьбу против Михалки и Всеволода, сжигает Москву, грабит Боголюбово. Но в итоге проигрывает и умирает во владимирском плену.

Да, все-таки сказать о том, кто именно организовал заговор, уже невозможно. Зато можно понять, что стало причинами расправы

Заключение:

Из Повести становится известно, что главарь заговорщиков Петр отсекает десную (правую) руку своего господина. Но при изучении останков Боголюбского медики установили, что пострадала именно левая рука. Даже на миниатюре Радзивилловской летописи 15-го века это можно увидеть.

Ряд историков пишет, что в этом моменте автор Повести намекает на отрывок из Евангелия от Матфея: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Что же мог такого сделать князь, что он мог быть ввергнут в огненную геенну? Возможно, автор намекает на церковную политику Андрея Боголюбского, который не пустил во Владимир ставленника Киева и назначил своего митрополита. По сути действия князя чуть не привели к церковному расколу на Руси!

Андрей Боголюбский. Реконструкция М. М. Герасимова.

Также стоит признать, что к моменту заговора в обществе накопилось недовольство Боголюбским. Его погубило желание править единолично. Оно противопоставило его всем: родным и чужим, близким и далеким, светским и духовным, знатным и неродовитым, богатым и бедным. Князь тогда все еще воспринимался как первый среди равных. Поэтому своей политикой он и нарушал традиции. А традиции играли очень важную роль в средневековом обществе.

И хоть правление Андрея Боголюбского, видимо, послужило поводом к его устранению, будущие владимирские князья продолжат примерно в том же духе. А идея единоличного царствования станет определяющей сначала для северо-востока Руси, а затем и для всей Российской государственности.

*при подготовке материала автором использовались следующие источники: a-nevsky.ru | lubovbezusl.ru | .com/vladimir_region

Источник: https://kluch.media/materials/pervyy-russkiy-dvortsovyy-perevorot-v-bogolyubove/

Андрей Боголюбский что сделал?

Андрей Боголюбский что сделал для Руси и что построил великий князь Вы узнаете из этой статьи.

Какой был Андрей Боголюбский?

Боголюбский Андрей Юрьевич (1111 — 29 июня 1174) – это Владимиро-Суздальский князь и с 1157 года великий Киевский князь. Он был старшим сыном князя Юрия Долгорукого и Аепы, дочери половецкого хана. Был дважды женат. Первой женой Боголюбского была дочь Кучки Стефана Ивановича, первого владельца Москвы. Второй женою князя была пленница из Волжско-Камской Булгарии, которую привезли из военного похода в 1164 году.

В 1149 году от своего отца он получил в имение город Вышгород. А спустя год его перевели в западнорусские земли, где Боголюбскому достались во владения города Пинск, Туров и Пересопница.

В 1151 году Андрей  Юрьевич получил согласие отца на возвращение в родные Суздальские земли. Через 4 года его обратно переводят  Вышгород. Но он, несмотря на возражения отца, сбегает во Владимир-Залесский, прихватив с собой написанную евангелистом Лукой икону Богородицы.

Когда умер Юрий Долгорукий в 1157 году, Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский Киевский престол. Таким образом, отвечая на вопрос, Андрей Боголюбский был князем какого города, стоит сказать, что он был князем нескольких городов – Киева, Ростова, Суздаля и Владимира. Но, несмотря на обычай, в Киев князь не поехал жить.

В 1162 году князь, опираясь на своих слуг, из ростово-суздальской земли изгнал всех своих родственников и отцовскую дружину. Одновременно с этим Андрей Боголюбский перенес столицу северо восточной Руси, из Суздаля во Владимир, устроив свою резиденцию в построенном им городе — Боголюбово-на-Нерли. Благодаря этому он и получил свое прозвище.

Также Андрей Боголюбский был первым, кто совершил в 1160 году первую попытку в истории Киевской Руси разделить церковь на 2 митрополии. Но сделать это ему не удалось.

Андрей Боголюбский что построил?

В период правления князя также развернулось масштабное строительство во Владимире и его пригородах. Андрей Боголюбский построил Золотые ворота по подобию Киевских Золотых ворот, замок-город Боголюбово. Он не забывал и о духовной составляющей жизни.

Благодаря ему были воздвигнуты Успенский собор, Покрова-на-Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове. Храмы построенные Андреем Боголюбским были олицетворением высокого культурного развития государства, красоту которых передать словами было нельзя.

Кроме того, Андрей Боголюбский много сделал для того, чтобы избавиться от влияния Византии на Руси. Князь постоянно приглашал западноевропейских зодчих для строительства храмов и других сооружений. Он ввел на Руси новые праздники, которые не праздновались в Византии – праздники Покрова пресвятой Богородицы и Спаса. 

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какую политику вел Андрей Боголюбский и что он сделал для Киевской Руси.

Источник: https://kratkoe.com/andrey-bogolyubskiy-chto-sdelal/

Кто такой андрей боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события — Учёба

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Правление Андрея Боголюбского

Великий князь Андрей Боголюбский приходился сыном основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. Известно, что ещё при жизни отец отдал ему город Вышгород для княжения. После упоминаний об этом периоде жизни князя практически нет.

Исследователи смогли выяснить, что некоторое время Андрей правил в Вышгороде, а затем самовольно покинул его, отправившись во Владимир.

Историки подтверждают этот факт, утверждая, что в Вышгороде князь вынужден был княжить не по своему желанию, а по приказу отца, который желал таким образом обезопасить своего преемника для последующей передачи ему власти после своей кончины.

Согласно легенде, по дороге во Владимир княжеский конь остановился в селе Боголюбово и никто не мог сдвинуть его с места. Сам же Андрей посчитал это божьим явлением и хорошим знаком, приказав возвести на этом самом месте церковь Богородицы и дворец. Благодаря этому поступку князь вошёл в историю как Андрей Боголюбский.

Начало правления Андрея Боголюбского

По своей воле впервые Андрей Боголюбский стал княжить в Ростово-Суздальском княжестве, которое вскоре по его инициативе стало называться Владимиро-Суздальское княжество. Судя по информации, дошедшей до нас из летописных текстов, Андрей был типичным правителем периода феодальной раздробленности, который всеми силами пытался возвысить собственное княжество, подчинив своей воле остальные уделы и соседние княжества.

В начале правления в Ростово-Суздальском княжество было два основных города – Суздаль и Ростов, в которых воля князя считалась второстепенной в сравнении со словом, высказанным боярами. Именно поэтому молодой князь решает начать своё движение по политической лестнице с города Владимир с возвышением которого княжество и сменило название.

Характеристика личности Андрея Боголюбского

Историки отмечают, что характеризовать личность князя Боголюбского и все его задачи в период его правления, просто невозможно, не рассмотрев религиозную составляющую часть его жизни.

Именно в глубокой вере черпало вдохновение желание князя Андрея сделать своё княжество единственным истинным правящим звеном на Руси. При этом, правитель попытался сформировать целое религиозное ответвление от основной ветви христианства – культ Богородицы.

Стоит отметить, что данный шаг был также направлен на обособленность от Киева и Новгорода, в которых в качестве главных храмов выступали храмы в честь святой Софьи.

Такие различия в духовном мировоззрении в тот исторический период вызывали множество противоречий, что и пытался подчеркнуть князь Боголюбский, обратившийся в Константинополь с просьбой фактического раздела Ростовской и Киевской епархии, а также перенести её из Ростова во Владимир. В результате Андрей получил отрицательный ответ, разрешив, тем не менее, перенос епархии в рамках княжества в город Владимир.

Мнение современников об Андрее Боголюбском

Современники Андрея Боголюбского неоднократно отмечали его военную подготовку и то, что он был весьма искусным воином, у которого на счету было много побед и поражений. Авторы летописей того временного периода восхваляют храбрость в боях правителя, подчёркивая, что он был просто одержим возвышением Владимира, которому не давали «встать с колен» Новгород и Киев. Именно поэтому князь вынужден был пойти по пути войны.

Так, восьмого марта 1169 года князь со своим войском берёт штурмом Киев, не желая великокняжеского престола, но желая максимально разграбить город, ослабив противника, чтобы вывести его надолго из борьбы. После того как «мать городов русских» была разгромлена войском, Андрей посадил править в городе своего брата Глеба, а после его смерти в 1171 году киевский престол Боголюбский передаёт князю Роману Смоленскому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Место где родился иисус

Новая война не заставила себя ждать. Потребовав от Романа выдать для расправы бояр, которых Андрей подозревал в убийстве брата – он получил отказ. Но, в этот раз войско Боголюбского было разбито воинами Мстислава Храброго.

После решения проблемы с Киевом владимирский князь отправляется на Новгород, однако двадцать пятого февраля новгородское войско разбивает его отряды. После этого поражения князь Андрей решает взять Новгород хитростью и перекрывает в город поставки зерна. Не рассчитывая на такой стратегический ход, новгородцы были вынуждены признать Владимиро-Суздальское княжество главенствующим на территории Руси.

Согласно версии, которой придерживаются современные исследователи, правление князя Андрея Боголюбского в конце больше не вызывало одобрения у жителей не только остальных, но и его собственного княжества. Население Руси всё неохотнее шли за своим правителем и в итоге за его спиной начали осуждать свержение правителя.

лекция: правление Андрея Боголюбского

Источник: https://fox-calculator.ru/drevnyaya-rus/pravlenie-andreya-bogolyubskogo/

Великий князь и царь Андрей Боголюбский, годы правления

Одним из самых известных и одновременно забытых русских князей являетсяАндрей Боголюбский, годы правленияи делакоторого можно считать отправной точкой образования централизованного Великорусского государства, которое впоследствии стало называться Московией и Россией.

История становления и правления

Точная дата рождения старшего сына Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого Андрея неизвестна. Математическим путем от даты смерти исследователи высчитали дату рождения – то ли 1111, то ли 1113 год. Матерью Андрея была первая жена Долгорукого – дочь половецкого князя. Летописи начинают сообщать об Андрее Юрьевиче с начала его княжения в различных удельных городах, куда его назначает отец.

Считается, что в детстве и юности Андрей получил хорошее церковное и светское образование.

В период становления Андрея как молодого князя Юрий Долгорукий ведет практически постоянные войны за присоединение к Суздальской земле окрестных княжеств и городов, борется за право занимать киевский великокняжеский стол. Во всех войнах князь Андрей сопровождает его и участвует в битвах, где показывает себя умелым и храбрым бойцом.

Впервые захватив власть в Киеве и став великим князем в 1149 году, Долгорукий ставит своего сына на княжение в Вышгороде, который защищает подходы к Киеву с севера.

Однако молодого князя мало привлекает жизнь в южной Руси, и он с позволения отца отправляется княжить сначала в Туров и Пинск, а затем в Суздальскую землю, любимый Владимир.

В 1155 году Юрий Долгорукий во второй раз захватывает власть в Киеве, и Андрей снова становится князем в Вышгороде, но, вопреки желанию отца, покидает его, прихватив (украв при помощи подкупленных монахов) с собой в Суздальскую землю икону Богородицы, привезенную когда-то из Константинополя и которую впоследствии станут называть Владимирской. Существует предание, что написана она евангелистом Лукой.

Оправдывается этот далеко не благопристойный поступок князя Андрея тем, что икона сама стремилась к нему и уже по дороге в Суздальскую землю стала совершать чудеса.

В 1157 году умирает Ю. Долгорукий. Чаще всего причиной смерти называют отравление князя киевлянами. Что произошло на самом деле неизвестно.

Князь Андрей после отца становится великим киевским князем, одновременно его избирают князем в Суздале, Ростове и Владимире. При этом великий князь не едет на княжение в Киев, а остается во Владимире, а в Киеве поочередно правят ставленники великого князя. Столицей великого княжения объявляется маленький городок Владимир.

Для понимания коренного переворота, совершенного Андреем Юрьевичем, нужно понимать, что на Руси существовали два основных вида княжеского правления:

  • В южной и западной Руси князья перемещались из города в город, в зависимости от старшинства в родовом древе, и не задерживались на одном месте долгое время. Во времена княжеских усобиц такой порядок часто нарушался, но оставался основой для распределения княжеских уделов. Пределом мечтаний было занятие киевского великокняжеского стола.
  • В северной Руси (Новгородской земле) князья призывались или изгонялись вече в случае военной опасности, непосредственное управление государством принадлежало посадникам.

Для усиления значения новой столицы в ней было развернуто каменное строительство. Первыми постройками стали крепостные стены с золотыми, серебряными и медными воротами и несколько грандиозных храмов.

Правление князь Андрей осуществлял из специально построенной резиденции — города Боголюбова, который и добавил к его имени прозвище.

С юных лет князь Андрей вместе с отцом участвовал в междоусобных распрях князей, поэтому все свои дальнейшие мероприятия направил на укрепление единовластия на Руси с Владимиро-Суздальским княжеством во главе:

  • в 1162 году для того чтобы избавиться от конкурентов на единоличную княжескую власть, из Владимиро-Суздальской земли изгоняются все родственники великого князя;
  • из княжества изгнана вся старая отцовская дружина – большие отцовские бояре, которые пытались влиять на решения князя;
  • город Владимир становится настоящей, быстро развивающейся и растущей столицей северо-восточной Руси;
  • добился, чтобы Новгород с 1160 по 1167 гг. принимал князей от него;
  • в 1169 году полностью разорил и сжег Киев, который окончательно потерял свое первостепенное политическое значение для Руси;
  • в 1170 году после войны с Новгородом возвращает себе право ставить в нем своих князей;
  • во главу своего права на правление на Руси возводит божественное предназначение, которое освещает привезенная из Вышгорода икона Божьей Матери;
  • по инициативе князя утверждены праздники Спаса и Покрова, которые не были приняты в Византии;
  • возводит множество христианских храмов по всей территории своих владений, что способствует объединению населения вокруг церкви и князя. Наиболее значительными храмовыми постройками стали Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли;
  • пытался перенести из Киева или открыть новую митрополичью кафедру во Владимире;
  • стремился к религиозной и культурной независимости Руси от Византии;
  • распространил свое политическое влияние на всю Русь.

Еще при жизни князя в письменных источниках стали называть «царем», а это говорит о признании его власти современниками.

Убийство князя Андрея Боголюбского

Убит Андрей Боголюбский в 1174 году собственными боярами. Причины убийства:

  • знать Суздаля, Ростова и Владимира стремительно теряла свои привилегии и власть при таком князе, чей авторитет стремительно рос в глазах населения;
  • практически полная потеря союзников среди других князей, которых Боголюбский стремился подчинить своей воле;
  • отсутствие поддержки единоличного правления среди бояр и родственников;
  • личная месть – по приказу князя был казнен брат одного из участников заговора.

Похоронили князя только на пятый день после убийства. Все это время происходил грабеж Боголюбова и Владимира. Местом упокоения бывшего властителя стал Успенский собор во Владимире.

Существует легенда, что князь Всеволод Большое Гнездо приказал заколотить убийц Боголюбского в ящик и утопить в озере.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский причислен к лику святых за политику, направленную на укрепление государства в духе христианской веры. Основанием для канонизации стали:

  • перемещение в «нужное» место иконы Богородицы;
  • строительство множества каменных храмов;
  • широкое распространение князем христианства;
  • мученическая смерть.

В Советское время мощи Андрея Боголюбского подвергались исследованиям, после чего долгое время хранились в музейных запасниках.

Исследования подтвердили множественные колющие и рубящие повреждения на костях скелета.

По черепу князя М.М. Герасимовым был восстановлен его внешний вид, который оказался восточным. Более поздние исследования лица князя при помощи компьютерных технологий «восточность» не подтвердили.

Только в 1987 году останки князя вернулись во Владимирский Успенский собор.

Святой мученик Андрей Боголюбский годы правления посвятил строительству нового русского государства с центром в Ростово-Суздальских-Владимирских землях. Большинство владимирских, а затем и московских князей продолжали и развивали политику Боголюбского. По сравнению со многими современниками, его можно считать миролюбивым и благоверным. Однако современники отличают и жестокость князя. Чего стоит разграбление Киева, после которого даже татарам там было нечего делать?

Источник: https://vseonauke.com/1181867534827653285/velikij-knyaz-i-tsar-andrej-bogolyubskij-gody-pravleniya/

Биография андрей боголюбского кратко — Летопись Времен

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский биография, итоги правления

Андрей Боголюбский, который правил с 1157 по 1174 г., он же сын Юрия Долгорукого, проводил политику централизации власти, начинал формировать основы самодержавия.

При нем изменилась концепция старшинства в династическом роде – важное событие на Руси.

Смерть князя была насильственной: гибель Андрея Боголюбского произошла вследствие заговора.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Годы жизни Андрея Боголюбского –1120-1174 гг.

Отец – Юрий Долгорукий, дед – Владимир Мономах. Андрею был отдан в удел Владимир-на-Клязьме, где он прожил практически до 30 лет и который любил на протяжении всей жизни.

После смерти отца он не занял Киев, как требовали обычаи и традиции. При нем выросло значение Владимиро-Суздальского княжества. Было широко развернуто строительство, епископская кафедра перенесена во Владимир. Умер в ходе заговора бояр в 1174 г.

Дети Андрея Боголюбского (сыновья Изяслав, Юрий, Мстислав, Глеб) не стали правителями, власть перешла к брату Андрея.

Скульптурный портрет-реконструкция князя Андрея Боголюбского (М. Герасимов):

Исторический портрет

Андрей Боголюбский – интересная историческая личность. Смелый правитель, который не побоялся сломать традицию княжения в Киеве. Он был бунтарем и как сын, поскольку не послушался повеления отца начать княжение в Вышгороде.

Кроме того, им была похищена почитаемая икона Божьей Матери. Выдвигается предположение некоторыми учеными, что вещий сон об избрании иконой места своего пребывания – города Владимира – продуманный тактический ход, позволивший доступно объяснить простому люду причину оставления им Киева, а также собрать по пути следования народ, желающий переселиться в новые земли. Верующие, напротив, считают явление – промыслом Божьим.

Андрея Боголюбского современники характеризовали и как храброго воина, который не страшился участвовать в сражениях, талантливого, умелого тактика, полководца. Но вместе с тем иногда он был вспыльчив, скор в решениях.

Он известен как князь-строитель, поскольку во Владимире и Суздале было заложено и построено большое количество храмов. Например, Храм Покрова на Нерли – памятник ЮНЕСКО.

Княжение Андрея Боголюбского

Годы правления – 1157-1174 гг.

Замок Боголюбово

Начало правления Андрея Боголюбского ознаменовано переносом столицы во Владимир, строительством резиденции Боголюбово.

Князь стремился к упрочнению своей власти. В своей борьбе за власть он опирался на городские сословия. Таким образом, направление деятельности князя совпадало с вектором развития стран Европы.

Внутренняя и внешняя политика

Кратко рассмотрим, что сделал Андрей Боголюбский во время своего правления:

  • внутренняя политика Андрея Боголюбского характеризуется ориентированностью на улучшение социально-экономического положения,
  • произошло ослабление Киева из-за переноса столицы и епископского престола,
  • значительные достижения в храмовом строительстве,
  • религиозные изменения – была осуществлена попытка канонизации нового святого – епископа Леонтия.

Политическая цель внешнего характера – Волжская Булгария.

Итоги правления

Результаты деятельности Андрея Боголюбского:

  1. Владимиро-Суздальское княжество заняло видное место на политической арене Руси.
  2. Рост социально-экономического, культурного благосостояния Владимиро-Суздальского княжества как самостоятельного и суверенного, и Руси в целом.
  3. Установление празднования православных праздников — 14 октября (Покрова Пресвятой Богородицы) и 14 августа (Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня).

Заговор против Андрея Юрьевича

Заговор был обусловлен не социально-экономическими потрясениями или напряженностью в обществе, а недовольством в боярской среде.

Попытка произвести переворот была предпринята в июне 1174 г. Поводом стала казнь родственника жены, Степана Кучка. Его владения были изъяты князем. Здесь и было приказано построить крепость.

Участниками заговора стали: жена и родственники Андрея Боголюбского, слуги.

Убийство Великого Князя Андрея Боголюбского

Дата убийства – 29 июня 1174 г. Прожил Великий Князь с момента, когда родился, всего 54 года.

Накануне убийства из спальни князя был украден меч. Заговорщики ворвались в покои и нанесли ему многочисленные раны. Были убиты его приближенные, началось разграбление. В народе начались волнения, которые быстро подавили.

Кто правил после

После того, как Андрей Боголюбский погиб, была предпринята попытка установить власть его племянниками. Но победу одержал брат Андрея, Михаил, который прожил недолго.

Власть перешла к Всеволоду Большое гнездо (отчество – Юрьевич), который княжил с 1177 по 1212 г. во Владимире.

Почему Андрея Боголюбского называют Святым

Относительно вопроса, почему Князь Андрей получил прозвище «Боголюбский», имеются следующие интересные факты:

  1. Первая версия Андрей Боголюбский вывез икону Божьей матери, Которая приснилась ему во сне и велела везти во Владимир. То есть он был отмечен Богом, любим им. Кроме того, сам князь высоко почитал Бога, много строил храмов. Так он был прозван Боголюбским.
  2. Вторая версия когда везли икону во Владимир, недалеко от города лошади встали. Это было расценено как знак. На том месте была построена резиденция Андрея – Боголюбово.

Великий Князь Андрей свято чтил религиозные обряды, посты, много жертвовал на строительство храмов и монастырей, буквально осыпая православные святыни своими благами. Канонизирован Великий Князь как Святой Благоверный ещё и за свою мученическую смерть.

Православная церковь при жизни Боголюбского утвердила свои позиции, высоко повысились ее авторитет и мощь. Княжество Владимирское стало сильнейшим и богатейшим на территории всей Руси. Именно при жизни Боголюбского началось формирование великой русской нации.

Источник: https://tvercult.ru/istoriya/andrey-bogolyubskiy-biografiya-itogi-pravleniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Туз бубей что значит

Закрыть