Кто написал детство никиты

Алексей Толстой, Детство Никиты: анализ, краткое содержание

кто написал детство никиты

Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение «Детство Никиты».

Краткое содержание этой автобиографической повести охватывает собой давно прошедший последний год беззаботного детства самого автора.

Замысел автобиографического произведения

Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя — мальчика Никиту — писатель наделил собственным богатым воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого — Александрой Леонтиевной.

Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности — репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства — Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть «Детство Никиты».

Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.

Увлекательный мир Никиты

Ребенок воспринимает себя частью милой его сердцу усадьбы, расположенной посреди степи. Это самому Никите напоминает чудо: сотни миль голого пространства, а вокруг родительского дома — большой и густой сад, пруд. Растут тополя, осокоря, ветлы, липы.

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном несчастной любовью. Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение «Детство Никиты». Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы.

Например, скворец в восприятии Никиты наделен человеческими качествами до такой степени, что получил прозвище Желтухин.

Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

Начало повести

С главы «Солнечное утро», начинается «Детство Никиты». Краткое содержание повести — это рассказы об играх с деревенской ребятней посреди очарования сугробов, покрывающих избы до самых дымоходов; шалый поток весенних вод; темный сад, освещаемый июльскими молниями; сентябрьские плотные, как молоко, туманы. Мальчик видел, как вся жизнь людей посреди этого повторяющегося хоровода времен года проходит органично и естественно, а рождение и смерть подобны восходу и закату солнца.

Специфическую детскую логику повествования в этом произведение не может не отметить написанное нами краткое содержание. Толстого «Детство Никиты», во время работы над ним, самого ввело в особое восторженно-ностальгическое настроение, что он и сам отмечал в воспоминаниях.

Очень трепетно автор рассказывает историю о том, как он, небезразлично относящийся к сестре Лиле, вместе с ней обнаружил в пустующей комнате имения кольцо, которое прадедушка когда-то подарил своей любимой. Кольцо лежало внутри вазочки со львиными головами, стоявшей на стенных часах несколько десятков лет.

Причем сама Лиля (Никита надел ей колечко на пальчик) удивительно напоминала чертами лица прабабушку, портрет которой в амазонке с вуалью висел на стене в тайной комнате. Проникновенно написал об этом эпизоде Алексей Толстой.

Произведение автобиографического характера

Что мы заметим, если выделим из авторского повествования о самом романтическом году жизни главного героя сжатое, краткое содержание? Толстого «Детство Никиты», следуя правилам жанра, продолжило традицию Льва Николаевича Толстого («Детство, отрочество, юность»), М. Горького («Детство», «В людях.»), С. Аксакова («Детские годы Багрова внука»).

Все эти книги ценны для прочтения взрослыми людьми, особенно родителями. Они — автобиографичны и помогают осознать, как мыслит ребенок, поясняют мотивы его поступков. Впрочем, если говорить об авторском стиле этих художественных автобиографий, то следует указать, что Алексей Толстой — единственный из всех вышеупомянутых классиков, который повествовал о детстве от третьего лица.

Поэтизация мальчиком времен года

Краткое содержание рассказа «Детство Никиты» знакомит нас с хлебосольным празднованиям Рождества в усадьбе. Дети дворовых крестьян, так же, как и дети хозяина, изготавливают игрушки на елку. А когда она украшена и освещена десятками свечек, все малыши, счастливые от полученных подарков, в помещичьем доме встречают этот светлый праздник. Этот праздник главный герой повести любит больше других.

Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги «Детство Никиты», поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг — родные ему.

Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним «острым и чистым» воздухом.

И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам «Детство Никиты». Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе «На возу» использовано столь романтичное сравнение: «На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры».

Заключение

Первоначальное название произведения звучало как «Повесть о многих превосходных вещах». Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.

Последняя глава повести имеет короткое название — «Отъезд». Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: «Этим событием кончается его детство».

Источник: https://autogear.ru/article/191/482/povest-alekseya-tolstogo-detstvo-nikityi-kratkoe-soderjanie/

Толстой Алексей повесть

кто написал детство никиты

Алексей Толстой.

Название произведения: «Детство Никиты».

Число страниц: 128.

Жанр произведения: автобиографическая повесть.

Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, Мишка Коряшонок, Степа Карнаушкин, Семка, Ванька — Черные Уши, Ленька и др.

Характеристика главных героев:

Никита — любознательный и ловкий мальчишка.

Взрослеет и многое начинает понимать.

Умный и честный.

Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.

Является примером для Никиты.

Аркадий Иванович — добрый, заботливый, открытый.

Многому учит мальчишку.

Краткое содержание повести «Детство Никиты» для читательского дневника

Никита был первоклассником и учился в сельской школе.

Его учителем был Аркадий Иванович, который любил разговаривать намеками.

Но он никогда не жаловался на поведение мальчика родителям.

Учится Никита не любил.

Всякий раз он искал повод, чтобы ускользнуть с уроков и провести время со своими друзьями.

Но учитель всегда возвращал его в класс.

Особенно Никита любил природу и зиму.

Однажды он вырыл себе пещеру и затащил в нее скамейку, а затем вход в пещеру заложил снегом.

Часто Никита любил гулять по своему четырехэтажному дому и узнавать о нем много нового.

Но еще больше мальчик любил проводить время со своими друзьями Мишкой и Степой.

Здесь, за городом, Никита узнает о первой любви.

К своей сестре Лиле он испытывает тёплые и нежные чувства.

Дети даже находят старое кольцо прабабушки и с трепетом его берегут, ведь они знали, что их дедушка пережил несчастную любовь.

Прекрасное время Никиты, его сельское детство заканчивается тем, что мальчик узнает о поступлении во второй класс гимназии.

Он покидает свое любимое место и отправляется к родителям.

План пересказа повести «Детство Никиты» Алексея Толстого

1. Никита в четырехэтажном доме.

2. Учитель Аркадий Иванович.

3. Первый снег.

4. Письмо и побег Никиты к речке.

5. Учитель ловит мальчика и возвращает к урокам.

6. Письмо из Самары.

7. Битва между «нашими» и «кончанскими».

8. Дивный сон Никиты и бронзовая вазочка.

9. Каникулы или 14 собственных дней.

10. Никита бьет Степку и они становятся друзьями.

11. Приезд Анны Аполлосовны с детьми.

12. Свирепый бык и подвиг Никиты.

13. Лодка в подарок.

14. Украшения для елки.

15. Мальчик целует Лилю.

16. Никита и Лиля находят кольцо.

17. Девочка уезжает.

18. Наследство в Самаре.

19. Алгебра.

20. Болезнь мальчика и приезд отца.

21. Знакомство с семьей Девятова.

22. Никита отвергает дружбу Анны.

23. «Лягушиный адмирал».

24. Возвращение в город и разгневанная Лиля.

25. Второй класс.

мысль повести «Детство Никиты» 

мысль повести затрагивает тему детства и былое время, которое уже не вернуть.

Автор призывает нас подольше наслаждаться своим детством и брать все из него, а также указывает нам, что не стоит торопиться взрослеть.

Мораль повести такова: следует ценить беззаботное время и хранить в памяти свои детские воспоминания.

Чему учит произведение «Детство Никиты» 

Своим рассказом автор учит нас ценить время, не тратить его впустую.

Ведь назад вернуть ничего нельзя.

Повесть учит нас быть терпеливыми, послушными, добрыми.

Нужно любить и уважать природу, заботиться о братьях наших меньших.

Еще одной темой повести является дружба. Автор хотел показать нам, что неважно из какого мы рода, мы должны с уважением относиться ко всем и быть с другими наравне.

Друзья мальчика были простыми деревенскими ребятами, но это не помешало им завести крепкие дружеские отношения.

Повесть учит нас быть детьми, уметь оставаться самим собой.

Также, автор хочет показать нам, как важно учиться, слушаться учителей и впитывать новые знания.

Краткий отзыв о повести «Детство Никиты» для читательского дневника

«Детство Никиты» — это автобиографическая повесть, в которой рассказывается про детство писателя Алексея Толстого.

Главным героем выступает мальчик из дворянской семьи по имени Никита.

Он добрый, простой и наивный мальчишка, который не любит учиться, а хочет только играть и наблюдать за природой.

Никита — счастливый ребенок, ведь часть своего детства он провёл в прекрасном поместье в деревне Сосновка.

Здесь главный герой находит друзей, испытывает первую любовь, первое разочарование и даже сам становится объектом чьей-то любви.

Автор поделился с нами своими прекрасными воспоминаниями.

Мне кажется, что ему даже грустно стало, когда он писал эту повесть.

Ведь, детство не вернуть.

На примере главного героя Никиты, Алексей Толстой хотел показать нам, что не стоит спешить становится взрослыми, а лучше подольше оставаться детьми.

Я бы очень хотел, чтоб у меня было такое замечательное детство, как у Никиты.

Ведь в деревне он научился ездить на лошади и управлять лодкой, и даже удостоился звания адмирала.

Я рекомендую всем прочитать повесть «Детство Никиты» и окунуться в прекрасные воспоминания автора.

Какие пословицы подходят к произведению «Детство Никиты»

«Всякая молодость резвости полна».

«Детство — время золотое».

«Жить да взрослеть, а еще и умнеть».

«Молод да умен — два угодья в нем».

«Молодости не возвратить, надо по годам жить».

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Отец говорил шепотом:

— Аркадия топить.

Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.

Подплыв, они кидались к нему на саженках.

Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.

Его ловили за ноги,- он больше всего на свете боялся щекотки.

Но поймать его было нелегко,- чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:

— Плавать, плавать надо учиться, господа.

Неизвестные слова и их значения:

Раздолье — простор.

Чистописание — обучение красивому письму.

Подвода — телега с лошадью.

Людская — мнение других.

Обоз — несколько повозок.

Суше — сухо.

Хлопотать — добиваться чего-то.

Сев — посев зерна.

Заутреню — ранняя церковная служба.

Мерин — жеребец.

Флагшток — шест для флага.

Покос — уборка сена.

Еще читательские дневники по произведениям Николая Алексея Толстого:

«Приключения Буратино»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/tolstoi-aleksei-povest-detstvo-nikity

Читать онлайн Детство Никиты страница 1. Большая и бесплатная библиотека

кто написал детство никиты

:

СОЛНЕЧНОЕ УТРО 1

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ 1

СУГРОБЫ 1

ТАИНСТВЕННОЕ ПИСЬМО 2

СОН 2

СТАРЫЙ ДОМ 3

У КОЛОДЦА 3

БИТВА 3

ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР 4

ВИКТОР И ЛИЛЯ 5

ЕЛОЧНАЯ КОРОБОЧКА 5

ТО, ЧТО БЫЛО ПРИВЕЗЕНО НА ОТДЕЛЬНОЙ ПОДВОДЕ 6

ЕЛКА 6

НЕУДАЧА ВИКТОРА 7

ЧТО БЫЛО В ВАЗОЧКЕ НА СТЕННЫХ ЧАСАХ 7

ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧЕР 8

РАЗЛУКА 8

БУДНИ 9

ГРАЧИ 10

ДОМИК НА КОЛЕСАХ 10

НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ НИКИТЬЕВИЧА 11

КАК Я ТОНУЛ 11

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ 12

ДЕТИ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА 12

ТВЕРДОСТЬ ДУХА 13

ВЕСНА 13

ПОДНЯТИЕ ФЛАГА 14

ЖЕЛТУХИН 14

КЛОПИК 15

В КУПАЛЬНЕ 16

СТРЕЛКА БАРОМЕТРА 16

ПИСЬМЕЦО 17

ЯРМАРКА В ПЕСТРАВКЕ 18

НА ВОЗУ 19

ОТЪЕЗД 19

20

СОЛНЕЧНОЕ УТРО

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

— Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, — садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края — с носа — срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, — после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка — возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался — в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора — на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, — садись и лети

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

— Встаешь, разбойник?

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, — поправил очки и поглядел на двор.

— У крыльца стоит, — сказал он, — замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

— Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

— А вы как спали, Аркадий Иванович?.

— Спать-то я спал хорошо, — ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», — значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

— Мама, честное слово, страшная жара, — сказал Никита.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое добродетель и порок

— Прошу тебя надеть башлык.

— Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

— Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

— Идем заниматься, — сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

— Ну-с, — сказал он бодро, — на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

— Ну, что же ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович. — Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения — «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

— «Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

— Что, почту привезли?

Никита совсем опустил голову в тетрадку, — так и подмывало засмеяться.

— Послушен и прилежен, — повторил он нараспев, — «прилежен» я написал.

Аркадий Иванович поправил очки.

— Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

— Александра Леонтьевна, что — письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

СУГРОБЫ

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сарай и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням, Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. Никита осмотрел — сделано прочно, попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытых инеем, каждая веточка была точно из снега.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, — Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

Источник: https://dom-knig.com/read_250061-1

«Детство Никиты» краткое содержание повести Толстого – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Повесть «Детство Никиты» Толстого была написана в 1920 году. В книге повествуется о жизни сына помещика, раскрывается его духовный мир, фантазии и мечты, первая влюбленность в девочку и попытка писать стихи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Никиты» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

  • Главные герои
  • Другие персонажи
  • Краткое содержание
  • Заключение

Главные герои

Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный.

Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты.

Александр Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая.

Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек.

Другие персонажи

Бабкина Анна Аполлосовна – подруга Александры Леонтьевны, высокая, крупная громогласная женщина.

Виктор Бабкин – старший брат Лили, гордый, самостоятельный.

Аркадий Иванович – учитель Никиты, умный, хитрый, проницательный мужчина.

Анна Девятова – девочка, влюбленная в Никиту.

Краткое содержание

Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке – «там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.

Во время чистописания герою очень повезло – Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».

Вдоволь накататься Никите не удалось – его догнал учитель, и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми.

Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.

На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней,- делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими».

Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты, и предложил ему «дружиться».

В знак дружбы мальчик обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке – «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен – «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.

Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца.

Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите, и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле.

Но он решительно отверг дружбу девочки – «это уж было предательство и стыдно».

В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность – ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась – он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».

Кто написал детство никиты?

» Документы »

Вопрос знатокам: помогите пожалуйста подскажите краткое описание книги детство никиты

С уважением, Ирина

Лучшие ответы

К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и «Детство Никиты» — повесть замечательного писателя А. Н. Толстого. Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С. Т. и Толстого Л. Н.

повесть «Детство Никиты» занимает свое место, обусловленное и новой исторической эпохой, и характером личной судьбы ее автора.

Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» («Повесть о многих превосходных вещах» — в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году.

«Детство Никиты» — поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя. В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры».

«Все это мое, — думал он, — когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу.. . » Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других.

Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». Aвтор включает в повествование картины быта. В «Детстве Никиты» Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве. Толстой наделил Никиту уважением к народу.

Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка — подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка». Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты — вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с «заговоренным кулаком».

Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне.. . Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.

Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это — конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.

Повесть о формировании настоящей личности. Главный герой мальчик Никита, который получает массу событий до школы. Особенно он сблизился с природой, ему всегда казалось, что он живет в удивительном царстве. Ему встречаются многие животные, происходит общение с живой природой.
Краткое содержание: его просто не может быть. Никита получил огромный неописуемый опыт. Он научился быть настоящем русским человеком.

кламно

а простыми словами перессказа нет???. нужен просто перессказ а не то о чем поэт пытается оповестить всех. его идея не важна нужен тупо перессказ!!!!

..

класс 5 получил нравится заходите на этот сайт
найдёте краткие записи кому надо ну а я в 3классе

да какая разница, ааааааааааа

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» — одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого.

Повесть «Детство Никиты» (в первом издании — «Повесть о многих превосходных вещах» ) была написана в 1920 году во Франции для детского журнала «Зеленая палочка» , в 1922 году опубликована в Берлине, а в чтении советских детей впервые появилась в 1923 году.

Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

«Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования.

Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве.

Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе» .

Мальчик проявляет пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других; так, девочка Лиля ищет вместе с ним вазочку, приснившуюся однажды Никите.

И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное» . В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца.

«Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходящего Никиту» — в этом описании скворца объединяются взгляд автора и детское восприятие Желтухина Никитой.

Действие повести «Детство» происходит в первой половине XIX века в России. Повесть «Детство» — это автобиографичное произведение. Главным героем является сам Лев Николаевич Толстой, только с другим именем и видом. Главный герой повести — 10-летний мальчик Николенька из дворянской семьи.

У Николеньки есть отец, мать, старшие брат и сестра. Его семья живет в своем имении где-то в провинции России. Отец решает увезти Николеньку и его брата в Москву, чтобы они могли там учиться. Так Николенька впервые расстается с матерью. Также с детьми едет Карл Иванович, старый учитель. В Москве Николенька и его родные живут у бабушки.

Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивиным. Он обожает Сережу. Но вскоре он влюбляется в девочку Соню. Сережа ему больше не нравится. Проходит полгода. Вдруг отец срочно везет Николеньку и его брата в деревню. Приехав, они находят мать при смерти. В тот же день она умирает. Эта смерть потрясает Николеньку.

После смерти матери Николенька и его семья возвращаются в Москву.

Л. Толстой «Детство Никиты».
Жил-был Никита. Ему было 7 лет. Родители его жили в деревне, им было много лет. Они держали придворных и скотину: поросёнков, свинов, коров и лошадёв. Придворные мало ели, а вот скотина каждый день хотела жрать и базлала на разные голоса по всей деревне. У Никиты ещё был брат, младший, который ни черта не слушался родителей и целый день бегал по деревне с местной шантрапой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Акция белый цветок что это такое

Когда Никите стало подходить 8 лет, отец его, папо Карло взял полено и шмякнул Никиту по башке, чтобы тот не придуривал за обеденным столом и скромно жевал свою поганую жвачку. Матушка тут же заголосила писклявым фальцетом и вдруг обозвала Никиту Николенькой: « Дитятко ты моё ненаглядное Ник ик Ник оленькааааа, да что же ето делатса-то.

Последню дурь ведь выбьешь с него, ирод ты проклятый, Карло ты Иваныч, почто так делашь?» Почудилось ей что-то, поблазнило, архангел ей шепнул на ухо, что так и надо и больше никак. Ладно, все согласились, Колька так Колька. Даже Вовка, брат его, рассыпался в неудержном смехе, показывая пальцем на Ники Николеньку и крутя им же у своего виска.

К осени папо Карло сказал, что скоро они с Николенькой поедут в Москву, тому надо уже в школу определяться, нече оболтусом шляться, науки надо зубрить. Вот к дому подъехала коляска, в неё вся семья уселася, а собачёшка на крыльце со смеху надселася, куда де мол все-то поехали, лошадёшка старая, не довезёт.

Тогда маменька слезла с кобылы, Вовка тоже скатился и кобыле сразу стало легче и она бодро зацокала по дороге, поднимая клубы пыли, с гордо сидящими на повозке папой Карло Иванычем и сопливым Николенькой. По приезду в Москву, поселившись в гостинице «Метрополь», Карло ушёл в сельсовет прописываться и определять Николу в гимназию им. Пушкина.

Николенька, оставшись один, загрустил было и засопел носом, но вдруг услышал звонкий смех девчушки, сидевшей на дороге, среди собачачьих какашек и наблюдая за Николенькой в театральный бинокль. Деву звали Катенькой. Дочка одинокого шарманщика, в прошлом служившего денщиком у Деникина, а теперь живущим на подаяния у местной церквушки.

От такой наглости у Николы пропал голос и отпала пуговка со штанов, единственная, которая держала лямку, тоже единственную, вторую котэ съел ещё дома на Пасху, ему яиц не дали, вот он и отомстил. Ещё больше смутившись, Николенька натянул штаны и, показав язык, стал ковыряться в носу, ища глазами, чем бы запустить в эту наглую харю в розовых рейтузах и соломенной бабушкиной шляпе. Вернувшись, папо Карло увидел, как мило щебечут два облезлых голубка, сидя на брёвнышке и болтая ножками, о том, как они уедут в Украину, когда станут большими, народят десяток голопузых Николят Катеньковичей и купят паровоз, чтобы ездить к своим родителям за колбасой и картошкой.

Ему было примерно 10 лет или 7 лет

5 В класс Гимназия им. ФК Салманова:

Ему было не 7 лет, а 10.

Источник: https://dom-voprosov.ru/dokumenty/kto-napisal-detstvo-nikity

Повесть Алексея Толстого

Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение «Детство Никиты».

Краткое содержание этой автобиографической повести охватывает собой давно прошедший последний год беззаботного детства самого автора.

Повесть Алексея Толстого Детство Никиты читать полностью или кратко

Алексей Толстой

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты».  Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки.

Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками.

Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села.

Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок.

А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в повести Льва Толстого «Детство» Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости.

Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны.

Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно.

Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком.

Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в комедии Фонвизина «Недоросль» особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту.

Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца.

Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар.

Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май.  Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день.

В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика.

Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик.

Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!».

И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать.

Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке.

Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди лучших книг русской классики. И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди лучших книг для детей на страницах нашего сайта Топ книг.

Детство Никиты      

Источник: https://top-knig.ru/detstvo-nikity/

Краткое содержание Толстой Детство Никиты

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию  Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Тургенев АсяН.Н. светский мужчина в возрасте 45 лет, повествует о давней истории, произошедшей во времена его юности. Герою на тот момент было не больше 25 лет
  • Краткое содержание Ростан Сирано де БержеракНа сцене театра была премьера представления, где главную роль играл Монфлери, в этот момент он находился на сцене. Но поэт Сирано де Бержерак запретил ему быть тут появляться. Но когда Монфлери услышал угрожающий голос поэта
  • Краткое содержание Носов КляксаФедя — главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью
  • Краткое содержание Чехов БеглецМать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал
  • Краткое содержание Шекспир БуряПьеса начинается с того, что королевская семья плывёт на корабле. Внезапно море начало штормить, разразилась буря. Матросы изо всех сил пытались предотвратить кораблекрушение

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/tolstoj-a-n/detstvo-nikity-kratko

Алексей ТолстойДетство Никиты

Моему сыну

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой митрополит макарий

Никите Алексеевичу Толстому

с глубоким уважением посвящаю

Автор.

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

– Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, – садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края – с носа – срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, – после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка – возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал – закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался – в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора – на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

– Встаешь, разбойник?

Аркадий Иванович

Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, – поправил очки и поглядел на двор.

– У крыльца стоит, – сказал он, – замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

– Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

– А вы как спали, Аркадий Иванович?

– Спать-то я спал хорошо, – ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», – значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

– Мама, честное слово, страшная жара, – сказал Никита.

– Прошу тебя надеть башлык.

– Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

– Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

– Идем заниматься, – сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

– Ну-с, – сказал он бодро, – на чем остановились? – И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна» – прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

– Ну, что же ты думаешь, Никита? – спросил Аркадий Иванович. – Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью

Аркадий Иванович сказал: «Ай-ай!» – и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения – «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

– «Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

– Что, почту привезли?

Никита совсем опустил голову в тетрадку, – так и подмывало засмеяться.

– Послушен и прилежен, – повторил он нараспев, – «прилежен» я написал.

Аркадий Иванович поправил очки.

– Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

– Александра Леонтьевна, что – письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

Сугробы

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сарай и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням, Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. Никита осмотрел – сделано прочно, попробовал – скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, каждая веточка была точно из снега.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, – Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели – мальчишки с «нашего конца» деревни.

А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные. Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, все вниз, как стрела.

И вдруг, там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лед. Пошла тише, тише и стала.

Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил ее в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел черную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.

Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была легкая, – снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в нее, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, – было уютно и приятно.

Никита сидел и думал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки. Он вынул перочинный ножик и стал вырезывать на верхней доске имя – «Вевит».

– Никита! Куда ты провалился? – услышал он голос Аркадия Ивановича.

Никита сунул ножик в карман и посмотрел в щель между комьями. Внизу, на льду, стоял, задрав голову, Аркадий Иванович.

– Где ты, разбойник?

Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.

– Вылезай, все равно я тебя оттуда вытащу.

Никита молчал, Аркадий Иванович попробовал лезть выше; но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:

– Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары Впрочем, прощай, я ухожу

– Какое письмо? – спросил Никита.

– Ага! Значит, ты все-таки здесь.

– Скажите, от кого письмо?

– Письмо насчет приезда одних людей на праздники.

Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.

Источник: https://fictionbook.ru/author/alekseyi_tolstoyi/detstvo_nikityi1922_ru/read_online.html

Детство Никиты читать онлайн

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

— Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, — садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края — с носа — срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, — после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка — возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался — в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора — на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, — садись и лети

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

— Встаешь, разбойник?

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, — поправил очки и поглядел на двор.

— У крыльца стоит, — сказал он, — замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

— Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

— А вы как спали, Аркадий Иванович?.

— Спать-то я спал хорошо, — ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», — значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

— Мама, честное слово, страшная жара, — сказал Никита.

— Прошу тебя надеть башлык.

— Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

— Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

— Идем заниматься, — сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

— Ну-с, — сказал он бодро, — на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

— Ну, что же ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович. — Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения — «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

— «Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

— Что, почту привезли?

Никита совсем опустил голову в тетрадку, — так и подмывало засмеяться.

— Послушен и прилежен, — повторил он нараспев, — «прилежен» я написал.

Аркадий Иванович поправил очки.

— Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

— Александра Леонтьевна, что — письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

СУГРОБЫ

Источник: https://ruread.net/book/61482/1/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие