Кондак что это такое

Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?

кондак что это такое

Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.

Канон – крупная форма

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.

Многозначность «канона»

Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.

Акафист

Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста.

Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога.

Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.

Пришли из истории

Сами слова эти пришли из греческого языка.

«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.

«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.

Собор Александра Невского в центре Софии

На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.

Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.

Гимнография – церковная песенная поэзия

Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.

Акатисти, тропари, молитве

Источник: https://liveinorthodoxy.com/cerkovnye-neponyatnosti-chto-takoe-tropar-kondak-kanon-irmos-akafist/

Что такое кондак: церковная гимнография :

кондак что это такое

Новообращенных христиан часто сбивает с толку обилие непонятных терминов в молитвослове. В этой статье мы рассмотрим, что такое кондак и чем он отличается от других видов песнопений, тем более, что в современной церковной гимнографии его иногда бывает сложно отличить от тропаря или икоса.

Происхождение слова

Термин «кондак» происходит от греческого слова, которое обозначало палочку, на которую был намотан пергамент с текстом. Сборник подобных свитков назывался кондакарием.

Что такое кондак?

Это один из жанров византийских церковных песнопений. Как правило, кондак — это короткая песнь, состоящая из одной или двух строф, которая вместе с тропарем раскрывает суть праздника, посвящением которому и является.

Тропарь – это древнейшее песнопение, давшее начало развитию всей церковной гимнографии. Он отражает в своих строфах сущность праздника (или святого, если посвящен ему, раскрывая особенности его святости и жития). Кондак же является логичным дополнением к тропарю, рассматривая незатронутые элементы основной темы.

Обычно он размещается в каноне сразу после шестой или третьей песни, а следом за ним идет икос (вместе с ним эти две песни образуют так называемый акафист). Они традиционно читаются на часах.

Узнав, что такое кондак, перейдем к другим вопросом, но прежде отметим следующее. Чаще всего он бывает посвящен какому-либо церковному празднику, Господу Богу, Божией Матери или некоему святому.

Чем кондак отличается от икоса?

Прежде, чем разобраться с этим вопросом, обратимся к другому. Попытаемся выяснить, что такое кондак и икос. Итак, икос – это также песнопение, прославляющее праздник или святого.

Его отличие от кондака состоит в том, что он является пространным развитием темы, поэтому гораздо длиннее. Соответственно, икос никогда не читается отдельно.

Внешний вид песнопений также является схожим – обычно они написаны в одном стиле, одним размером, поются в одной тональности и заканчиваются одними и теми же фразами.

История создания кондака

Зачинателем данного церковного жанра традиционно считается Роман Сладкопевец, певец в Святой Софии Константинопольской, живший в шестом веке – современник императора Анастасия I. По легенде, свой первый кондак, посвященный Рождеству Христову, он создал, исполнившись Божественным вдохновением. К нему были приложены двадцать четыре икоса.

Роман Сладкопевец изначально был диаконом в сирийском городе Бейруте, затем служил псаломщиком в Святой Софии и не выделялся среди других исполнителей ничем особенным, но он горячо молился Богородице, прося одарить его талантом. Однажды во сне Богородица явилась к нему, вручила свиток и велела Роману проглотить его.

Пробудившись ото сна, он ощутил вдохновение и исполнил первый кондак «Дева днесь».

Произведения, приписывающиеся этому автору, во многом походят на качественные богословские проповеди, чем разительно отличаются от нынешних вариантов кондаков. Сам жанр не был привязан к какой-либо теме библейской песни, как позже это произойдет с каноном, поэтому отсутствие определенной темы давало автору свободу творчества, позволяя ему спокойно развивать тематику праздника в образах, удобных лично ему.

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф – от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх.

Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву.

Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих – то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого «канон» переводится как «норма». Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы.

Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью – его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу.

В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной.

Но если приглядеться, то можно заметить разницу – как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь – внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

Источник: https://www.syl.ru/article/364351/chto-takoe-kondak-tserkovnaya-gimnografiya

Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны

кондак что это такое

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.

Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего — церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы — можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.

Другие виды церковной поэзии

  1. Кондак — хвалебное пение, оно является кратким
  2. Тропарь — еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
  3. Икос — тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Строение акафиста

Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.

Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть — догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».

Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.

Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны was last modified: 7 июля, 2017 by Bogolub Читайте далее:

  • Акафист Анастасии Узорешительницы — текст АКАФИСТ. Кондак 1. Избранней угоднице Христовой, всеблаженней великомученице Анастасии похвальное пение приносим  Аминь. Тропарь, глас 4. Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги

Источник: https://bogolub.info/chto-takoe-akafist-kondak-i-tropar/

Кондак — что это за произведение

Священные церковные гимны, исполняемые во время религиозных праздников, были сложены давно, во времена первых христиан. Впоследствии их состав обогатился творениями талантливых священнослужителей, наделённых глубокой, искренней верой в Господа и поэтическим даром.

Знакомство с кондаками

Давайте разберёмся, кондак – что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак — что это? Хвалебная песнь религиозного содержания.

Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник.

А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.

Из истории термина

О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия.

И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром.

Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в духовной литературе кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества.

А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.

Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в церквях, храмах и соборах.

Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова «кондак» в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания.

В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.

Благая весть

Праздник Благовещения – один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он 7 апреля. Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы.

Называется он «Взбранной воеводе» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Корень имбиря как употреблять

Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.

Источник: https://FB.ru/article/142703/kondak---chto-eto-za-proizvedenie

Кондак

Икона Романа Сладкопевца, поющего кондак (1649, )

Конда́к (греч. κοντάκιον) — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику[1].

Классиком жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (VI век)[2].

Древние кондаки[ | ]

Родиной кондака стала Сирия и Антиохия благодаря трудам Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста, под влиянием трудов которого находился святой Роман Сладкопевец, который съел таинственный свиток, подобно пророку Иезекиилю (Иез. 3:1-3) и апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову (Откр. 10:9-10). Кондак явился нарративным и дидактическим жанром гимнографии и связан с поэтизацией проповеди и присутствием аккламационного и доксологического начала[3].

Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы. Например, Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы содержит 12 строф и, соответственно, 12 рефренов. В Кондаке на Рождество Христово содержится 25 строф и столько же рефренов.

Широкое распространение получили кондаки, состоящие из 24 строф (по числу букв греческого алфавита). На такие кондаки по внешнему виду стали похожи акафисты, в которых теперь 12 кондаков чередуются с 12 икосами.

В других случаях последовательность первых букв всех строф кондака образовывала акростих.

Каждая основанная на изосиллабизме строфа заканчивалась общим для всего кондака рефреном («Единый Человеколюбец» или «неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея»). Первая строфа представляла собой вступление (проимнон, кукуль), последняя — молитву («Спаси Твою паству» или «сохрани со пастырем сих верных»). Пример первой строфы с рефреном из Кондака на Рождество:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо,

Превечный Бог.

Строфы читал канонарх, рефрен (припев) пел народ.

Со времени экспансии ислама в VII веке, кондак — как радостный и праздничный жанр в богослужении стал вытесняться более строгим, сложным и «задумчивым» каноном. Окончательная победа канона произошла лишь после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 года.

Однако на Руси хождение древних форм кондака, распеваемого в храмах особым «Кондака́рным распевом» Знаменного пения продолжалось: были распространены специальные сборники кондаков, например известный «Благовещенский кондакарь». Принятый ещё в Киевской митрополии Студийский устав опирался на столичные обычаи Констанинополя, в котором со времён святого Романа Сладкопевца получили распространие различные кондаки.

Но вслед за остальными поместными церквами Русская православная церковь в XV веке перешла на Иерусалимский устав, в традициях которого приоритет имеют уже Библейские песни в составе канонов. Кондак оказался «в тени», оличество строф в нём сократилось до одной, и теперь кондак почти не отличается от тропаря. Новое своё развитие кондак получает в многочисленных акафистах.

Поздние кондаки[ | ]

В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются меньшие по объёму (в отличие от икосов) строфы акафиста.

Устав о пении кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).

Литература[ | ]

  • Вениамин (Краснопевков-Румовский). Ч. 2, гл. 4, § 19 Кондак / Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, в четырёх частях. — М.: Изд-во Правосл. братства Свт. Филарета, митрополита Московского, 1999. — С. 78.
  • Священник магистр Григорий Дьяченко. Кондак. / Полный церковнославянский словарь со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений. — Тип. Вильде, 1899. — С. 261.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BA

Православные тропари, кондаки и величания

Особыми чертами богослужебного торжества являются тропари и кондаки величания Христа Спасителя, Матери Божьей и святых угодников Господних. Ни одно церковное праздничное богослужение не обходится без молитвенных песнопений, которые раскрывают сущность праздника или прославляют священное лицо  — тропари. Для понимания этих жанров церковного песнопения следует точно различать понятия, что такое кондак и тропарь.

В каноне одна из ряда песен, следующих за ирмосом. В узком значении богослужебной практики Русской Церкви название «тропарь»используется в значении тропаря отпустительного — краткого молитвенного песнопения, прославляющего православный праздник , святого или явление христианской иконы.

Тропари и кондаки являются словесными иконами праздников, поэтому их связь с иконописными святынями неразрывна. Тропарь воспевает главное в содержании события, развивая его основную тему. Тропари и кондаки величания можно слышать на любом двунадесятом празднике.

Тропарь был введен в православное богослужение в IV веке.

Кондаки величания

В кондаке особенности православных праздников воспеваются более подробно. Как и тропари кондаки величания относятся к основному жанру церковной гимнографии. В переводе с греческого, «кондак» — палочка, на которую наматывается свиток пергамента.

Основоположником данного жанра является Роман Сладкопевец, написавший огромное количество кондаков. Древние кондаки представляют собой многострофные поэмы, которые состоят из вступления и обобщения назидательного характера в тексте, описанном в завершении.

Кондаками, также, называют строфы акафиста. В современных богослужебных изданиях это песнопение занимает скромное место, так как в своем новом объеме он очень похож на тропарь и поется по такой же мелодии. Помещается кондак после третьей или шестой песни канона, повторяется на литургии и повечерии. Несмотря на сегодняшний вид, кондак был совсем иным произведением.

В отличии от тропаря, кондак величания занимал совершено исключительное место в богослужении и выглядел как целая богословская поэма. Сегодня кондак мало чем отличается от тропаря.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять Читать далее

Православный псалом 76 текст на русском языке

Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня. В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения. Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой. Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить.

Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? И сказал я: «вот мое горе — изменение десницы Всевышнего».

Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.

Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы. Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnye-tropari-kondaki-i-velichaniya/

Что такое тропарь и как правильно его читать

  • Церковные тропари, история появления и посвящения
  • Виды тропарей

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Читайте о богослужениях:

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

Май 23, 2019 14:06 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-tropar-i-kak-pravilno-ego-chitat.html

Чем отличается канон от акафиста: какая между ними разница

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».

Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

«Что такое акафист, как и когда его читать?»

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев расскажет, что такое акафист, как и когда его читать.

Отличительные черты

Многие невоцерковленные христиане интересуются, чем отличается канон от акафиста. К основным отличительным характеристикам вышеописанных жанров церковной гимнографии относят:

  1. Акафист как особое церковное произведение отличается более легким слогом и мелодичным произношением. «Народная песнь» не только легко читается прихожанами, но и хорошо воспринимается на слух.
  2. Каноны исполняются в храмах практически ежедневно, в то время как ритуал хвалебно-благодарственного песнопения, обращенного к Пресвятой Богородице, исполняется священнослужителями всего лишь один раз в год. Православные христиане, почитающие и верующие в Бога, Божию Матерь и святых великомучеников, читают акафисты во время утренней молитвы.
  3. При прочтении канонов необходимо соблюдать регламентированные церковным уставом правила, что считается необязательным во время исполнения народного песнопения. Существует определенный круг недельных богослужений, согласно которому подбираются произведения гимнографии. Но читая молитву в домашних условиях, верующий человек может выбрать хвалебно-благодарственную оду на свое усмотрение.
  4. «Народная молитва» начинается из проимии (вступительной строфы), а многострофный текст имеет простое начало.
  5. В канонах описания ветхозаветных событий экспроприируются на новозаветные действия. Что касается текстов хвалебных песен, в молитвах воспеваются новозаветные и более поздние церковные мероприятия.
  6. Каждый икос «народной молитвы» заканчивается возгласом «Радуйся», что нехарактерно для церковного многострофного произведения.
  7. В каноне по окончании третьей и шестой песен зачитывается малая ектения. Кондаки и икосы читаются один за другим, без каких-либо отступлений.
  8. Некоторые священнослужители не признают акафисты, считая хвалебно-благодарственные оды обычным народным творчеством, которому не место в церкви. Данное утверждение не относится к Акафисту Пресвятой Богородице. Остальные хвалебно-благодарственные песнопения исполняются преимущественно в домашних условиях.

Обращаться к Богу, Богородице, святым угодникам и архангелам нужно искренне и открыто. Поэтому во время прочтения молитвы рекомендуется отложить все мирские дела и заботы.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/info/chem-otlichaetsya-kanon-ot-akafista-703/

Тропарь

Что такое тропарь и кондак? Кому или чему посвящены тропари? История и значение церковной гимнографии в материале Правмира.

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения.

Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак.

Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии.

На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос.

И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь Великого Пятка

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто не проиграл ни одного сражения

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение.

Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век.

Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви.  Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе.

Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову.

Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих.

Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом».  В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне15 февраля 2018 года — Сретение Господне1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы8 апреля 2018 года — Пасха.

Светлое Воскресение Христово17 мая 2018 года — Вознесение Господне27 мая 2018 года —  Пятидесятница7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи19 августа 2018 года — Преображение Господне28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня

4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Источник: https://www.pravmir.ru/tropar/

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
Акафисты святым

Что такое акафист

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка.

И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист.

 Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.

Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.

Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.

Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

Порядок чтения акафиста

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста.

В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».

Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее  в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  •  Достойно есть(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.(Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАФИСТЫ БОГОРОДИЦЕ

АКАФИСТЫ АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/akafisty/

Акафист – что это такое простыми словами

Акафист – это хвалебное благодарственное пение в церковных православных обрядах. Это хвалебные песни Всевышнему, ангелам, Богородице и святым.

Особенности чтения акафистов

Предусмотрены следующие правила для чтения акафиста:

  • Читается он в положении стоя. Всего существует 25 песен – 13 хвалебных (кондаки), а также 12 пространных (икосы), которые определённым образом чередуются.
  • Акафист не обязательно исполняется в храме. Обычно это делается, стоя лицом к иконе Господа Бога, либо Богоматери, либо святого, которого славят либо просят защитить.
  • Акафисты – домашняя, келейная молитва. Когда у вас нет икон и образов, гимн можно прочесть в храме либо повернувшись при этом лицом к востоку. Важно знать, с чем можно обращаться к определенным святым.
  • Читается акафист полным текстом и сразу, получив предварительное благословение духовного наставника.

Авторами акафистов были священники разных уровней и обычные миряне. По традиции написание их происходит на церковнославянском языке. Первый хвалебный гимн был написан ориентировочно в 626 г. Церковь рассматривает возможность утверждения новых гимнов, в связи с всё возрастающей их популярностью в церквях.

Последовательность гимнов

Пение акафистов происходит в определённой последовательности гимнов. Чтобы верно его прочесть, нужно узнать текстовый порядок.

  • Вступление гимнов звучит так: «Помилуй нас, Господи», «Слава тебе, Боже»;
  • дальше читаются молитвы определённые, 50-й Псалом;
  • чтение акафистов – после кондаков икосы;
  • завершение кондака: «Аллилуйя» (трижды), начало икоса: «Радуйся»;
  • завершающие молитвы, «Господи, помилуй».
  • акафисты можно исполнять и без молитвы, отдельно от молитв. Главное – верить.

Благодарственные гимны возможно поделить по смыслу на 2 составные части. В первой идёт речь о чудесных событиях с участием святых или о праздниках. Она дает информацию о жизни святого либо историю появления икон.

В догматической второй части затрагиваются важные вопросы, например воплощение Бога или душ спасение. Главным правилом является читать в строгом расположении. Не разрешается чтение с любого отрывка, потому как нарушается порядок повествования. Конструкция этих песнопений неизменная и жесткая, она применяется до сих пор при сочинении гимнов и требует строгого следования.

В Церковном уставе предусматривается чтение Великого акафиста, во имя Богородицы. Его написали в Византии еще в VII в. Он исполняется как Похвала Богородице на Великий Пост в Субботу Акафиста. Первоначально это было одно конкретное произведение, позже акафистами стали именовать все хвалебные гимны.

Так, сочинялись акафисты каждому святому. При посещении храма в следующий раз, можете заказать не только молебен, но и акафист определенному святому.

Значение акафиста для верующего человека

Акафист является одним из способов обращения к Всевышнему. Так человек может рассказывать Богу либо святым о своём горе, печали, попросить советов или исцелений. Это особая церковная поэзия, но довольно часто читается дома, если есть необходимость пообщаться с высшей силой.

Человек свободен в выборе, как исполнять акафист. Верите в определённого святого – можете обращаться к нему за помощью. Читать его можно самостоятельно дома, либо в храме. Многие считают, что единоличное исполнение акафиста создает более сильный эффект.

Ведь общение с Господом и святыми является сокровенным и личным действом, потому в одиночестве молятся. Однако также следует учитывать такое явление, как исполнение гимнов по соглашениям – люди могут договориться прочесть определенные молитвы в определенное время. И есть много людей, верящих, что так эффект усиливается многократно.

Различные причины приводят людей к исполнению акафиста. Можно просто исполнить хвалебный гимн и вознести хвалу Богородице, Богу, святому. Часто люди просят:

  • исцеления;
  • милости;
  • избавления от душевной муки;
  • помощи в проблемах;
  • благословения.

Сакральное значение акафистов

В процессе такого обращения к Господу, человек открывается для благодати Всевышнего. Он избавится от сомнения и обретет уверенность в правильности своих решений. Поэтому акафисты в православии имеют особую важность и значение сакральное.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно подобрать обувь

Когда у человека появляется потребность в чтении акафиста, ему совсем не обязательно находиться в храме. Его можно читать дома. Но обязательно в положении стоя. Следует стоять перед иконой либо изображением святого, лицом к нему.

Его не обязательно петь, хотя и называется он песнопением. Можно прочесть акафист, как молитвы. Не запрещается исполнение акафистов без начальной и завершающей молитвы.

Чтобы исполнять акафисты самостоятельно, необходима только вера человека в Господа, святых. Просто соблюдайте правильный порядок исполнения гимнов. Когда вы сделаете это с открытыми, чистыми помыслами, Всевышний либо святые услышат ваши обращения и обязательно окажут помощь в поисках правильных путей.

Источник: https://bigjournal.ru/akafist-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Кондак — это особая молитва | Православиум

Рубрика: Богослужения, Молитва

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Страница молитвослова с тропарями и кондаками

История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру.

Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь.

В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса. 

Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного  появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.

Использование кондаков в богослужениях

В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв.

При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.

В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Пасхальный кондак

Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Источник: https://pravoslavium.ru/kondak-eto-osobaya-molitva/

Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?

Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.

История возникновения

Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.

Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.

Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.

Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.

Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.

Схожесть и различия

Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.

Эти песнопения оканчиваются одними и теми же словами. Стихотворный размер, общая мысль помогают подчеркнуть событие, о котором поется. В икосе присутствует припев и приветствия «Радуйся», уточняя то, чему посвящен акафист. Икос подводит итог, и его сила в повторении. Несколько раз произнесенное «Радуйся» помогает понять смысл воспевания: праздник или святой образ.

Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.

Как читаются кондак и икос?

  • Сохраняется очередность: вначале кондак, затем икос.
  • Существует возрастание: кондак 1, икос 1, кондак 2, икос 2 и т. д.
  • В конце акафиста повторяется последний кондак и возвращается кондак 1 и икос 1.
  • Слов в кондаке значительно меньше, поэтому они более глубокие и прямолинейные. Прочитав их, можно понять, чему посвящен определенный акафист.
  • В икосе изложение не такое уточненное, но чтобы вникнуть в суть, помогают повторяющиеся слова «Радуйся».

Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике.

последовательное и расширенное.

Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1199675542620080862/chto-takoe-kondak-i-ikos-v-chem-ih-razlichie-i-shozhest/

Что такое тропарь на каждый день и для праздника: когда и кто его читает

В православном словаре имеется множество терминов, которые слабо знакомы простым мирянам. Например, огромное количество людей задаются вопросом о том, что такое тропарь, что ему характерно и каковы его отличительные черты. Мы решили разобраться в этом деле и отобразить суть данного термина.

Стандартная трактовка

В википедии тропарь – это термин, который имеет древнегреческое происхождение. Переводится на русский он как «мелодия» или «лад», но значение его имеет несколько иной смысл.

Охарактеризовать его можно как молитвенное песнопение в краткой форме, в котором отображается суть того или иного праздника.

Также тропарь для молебнов прославляет и призывает на помощь священное лицо, «ответственное» за конкретный праздник.

Познавательно! Расписание богослужений в Елоховской церкви на Бауманской

Интересен тот факт, что тексты тропарей и порядок их исполнения не указан ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Традиция исполнять подобные краткие, простые и предельно понятные песнопения возникла в Константинополе примерно в пятом веке нашей эры.

Придумал, а точнее, написал первые тропари Роман Сладкопевец, а саму традицию занесли в Устав Великой Константинопольской церкви. Ныне узнать каждому человеку о том, что такое тропарь и ознакомиться с текстами подобных пений можно, купив соответствующий сборник под названием «Тропарион».

Все существующие тропари дня или праздника имеют одинаковую структуру. В самом начале идет четкое описание праздника или же извещение о заслугах и подвигах конкретного святого. Затем следует просьба, в которой прихожане просят святого молиться за сегодняшний праздник и их души. Иногда пение заканчивается славословием.

Обратите внимание! Несмотря на то, что такое понятие в церкви, как тропарь, имеет музыкальную основу, то есть состоит из нотной партии и словесного текста, стихи его могут быть нерифмованными.
Важно, чтобы в них отображалась суть сакрального торжества, а рифмой в некоторых случаях можно и пренебречь.

Виды

Наиболее обширно понять, что же значит тропарь, поможет классификации данного вида песнопения в зависимости от случая. Давайте рассмотрим все существующие варианты:

  • Отпустительный. Данный вид является классикой жанра, его характеристики совпадают с теми, что были описаны выше. Исполняется он в конце служения, звучит недолго и кратко описывает сакральное торжество конкретного дня (также это может быть святой или икона, которой посвящен день).
  • Иногда тропарь исполняет роль части канона и представлен он тогда в виде отдельных строф.
  • Для группы псалмов «Господи Воззвах» не так давно были придуманы отдельные, особенные тропари.
  • В зависимости от тематики, бывают тропари на каждый день — постные, а бывают праздничные.
  • Стихира – дублирование текста из того или иного псалма.
  • Кафизма – песнопение-вставка, которое служит как бы отдельной строфой в целом церковном концерте.
  • Кондак исполняется в церкви в качестве тропаря в третьей и шестой частях канона.
  • Ирмос – заключительное песнопение, которое исполняется в конце служения хором прихожанами, которые находятся в храме.

Следует подчеркнуть, что читать тропарь также необходимо, исходя из внутреннего его содержания и конкретного торжества. Существует некая градация подобных песнопений, которая включает в себя тропари Крестобогородичен, Богородичен, Покаянен, Троичен, Воскресен и так далее.

Теперь важно ответить на вопрос о том, кто может исполнять тропарь, и для кого данное песнопение предназначено. Изначально эту миссию брал на себя исключительно церковный хор, более того, приходилось в рамках определенного музыкального мотива воссоздать прозу, подать ее людям и раскрыть суть всех слов, в ней содержащихся.

Ныне же принято исполнение его совместно с прихожанами и гостями храма. Его читают как служители церкви, так и люди, которые пришли поклониться в честь того или иного сакрального праздника. Текст тропаря на конкретный день всегда можно получить в храме, а учить его не придется – все будет изложено крайне понятно и доступно.

Интересный факт! Тропари в православии именуют словесными иконами, так как эти короткие песнопения неразрывно связаны со святыми ликами, отраженными на холстах. Чем славятся конкретные иконы в те дни, когда празднуются события, связанные с ними, то и описывает тропарь конкретной даты.

Праздники и будни

Мы разобрались в том, что такое тропарь. Но когда его читают? Только в честь великих праздников? Или же для исполнения данного вида песнопения вовсе не требуется грандиозное торжество?

!История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Тропари поют в церквях каждый день, так как практически каждая дата в календаре знаменательна определенным сакральным событием. Это может быть день рождения, смерти или прославления определенного святого, некий праздник, о котором знает далеко не каждый мирянин и т.д.

Поэтому дни, когда его, то есть тропарь, поют в храме, даже не отмечены в календаре, ведь происходит это ежедневно. Для того, чтобы тропари было исполнять удобнее, приняли решение разделить их в зависимости от дня недели.

Исключения составляют лишь воскресные песнопения, которые проходят каждое воскресенье, и молебны в честь какого-то большого праздника.

Итак, что же именно поется в каждый из существующих дней недели?

  • В понедельник по церковной традиции принято прославлять всех бесплотных представителей наивысших небесных чинов. Как правило, молятся, обращаясь к архистратигам небесным.
  • Вторник – день прославления святых пророков, особенно Иоанна Предтечи.
  • Если настала среда или пятница, значит пришло время вспомнить о Спасителе и его мучительной смерти, ради всех христиан на Земле.
    Также тропари по средам и пятницам посвящены Животворящему Кресту.
  • В четверг прихожане чтят память Николая Чудотворца как ведущего святого из всех святых. Также наряду с ним прославляются все существующие апостолы.
  • Суббота – день скорби. Поэтому все читаемые в субботы тропари оплакивают святых мучеников.

Интересный вопрос! Покупая молитвенники и прочие сборники церковных песнопений, люди задаются вполне разумным вопросом: можно ли читать дома тропарь?
Ответ на данный вопрос однозначно положительный, так как данная молитва по сути ничем не отличается от классических, более привычных простым мирянам. Дома запрещено петь только лишь божественную литургию.

Кондак. Что это такое?

Наверняка вы сталкивались с таким понятием, как кондак, когда знакомились с тропарем. Чем отличается от кондака вышеописанный термин и есть ли у них сходства?

Итак, кондак – это также краткая молитва, исполняемая в виде песнопения, которая описывает тот или иной праздник.

Но отличается от тропаря она тем, что дает характеристику не торжеству в целом, а отдельному событию или традиции, которые свойственны для праздника.

Важно отметить, что нередко тропарь от кондака отделяют несколько строф. Это происходит в том случае, если второй является частью первого, а не звучит в составе канона.

Важно! Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Также кондак может быть не только частью тропаря, но и отдельной строфой канона или же самостоятельным мини-произведением.

Особенности порядка пения

Главным образом тропари и кондаки исполняются во время храмовых и престольных торжеств в составе божественной литургии. Аналогично эти песнопения исполняются в дни средних, малых и полиелейных торжеств.

Познавательно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

Во время празднования Пасхи поется самый главный тропарь – «Христос Воскресе». Аналогично исполняется тропарь Рождеству Христову.

В целом для каждого праздника, как малого, так и большого, песнопения исполняются в определенной последовательности.

Сначала звучат все тропари, которые полностью описывают главное событие дня. Затем церковный хор вместе с прихожанами исполняют кондаки.

Важно подчеркнуть, что частенько в храмах большие праздники накладываются на дни, когда должен быть по расписанию исполнен тот или иной тропарь.

В таких случаях ежедневный вариант опускается и исполняется та молитва, которая повествует о великом торжестве.

Однако если служба в честь праздника проходит в вечернее время, то в дневное время допустимо исполнять плановое песнопение, которое поется в тот или иной день недели вне зависимости от события.

!Сильная материнская молитва оберег о защите сына

Источник: https://religiya.guru/molitvy/pravoslavnye-terminy-chto-eto-takoe-tropar.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие