Когда затонул курск подводная лодка

Трагедия подлодки «Курск»: спасать было нечем

когда затонул курск подводная лодка

Пятнадцать лет назад в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все 118 членов экипажа.

Страна и мир пристально следили за попытками спасательной операции, однако тогда, в 2000-м, Военно-морской флот России оказался не способен вызволить оставшихся в живых после взрыва на борту моряков из водного плена.

Как сегодня свидетельствуют эксперты, причина неудачи заключалась не только в том, что на заре нулевых годов в стране не было денег на перевооружение и переоснащение флота. Подводникам не хватило профессиональной подготовки — впрочем, как и тем, кто должен был вытащить людей с затонувшей субмарины.

Надеялись до последнего

Вечером 10 августа 2000 года «Курск» вышел из Кольского залива в море, чтобы принять участие в первых после развала СССР масштабных учениях Северного флота. Событие считалось крайне важным — за ходом учений следили не только в России, но и на Западе.

Утром 12 августа подлодка должна была осуществить учебную ракетную и торпедную атаку на эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и атомным крейсером «Петр Великий». В 11.28 гидроакустик на крейсере зафиксировал мощный хлопок под водой, однако его характера определить не удалось. О затоплении «Курска» стало известно лишь поздно вечером.

Поиски начались утром следующего дня — вскоре подлодка была обнаружена лежащей на дне на глубине 108 метров. «Мы были уверены, что если не всех, то большую часть экипажа можно было спасти, — делится воспоминаниями с корреспондентом Федерального агентства новостей председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, бывший командир атомного подводного крейсера Игорь Курдин.

— К сожалению, этого не произошло, просто нечем было их спасать. В России имелись только две уникальные спасательные подводные лодки 940-го проекта типа «Ленок», базировавшиеся на Северном Ледовитом и Тихом океане. Таких спасательных субмарин не было ни у кого в мире! Но к моменту гибели «Курска» одна из них была продана в Китай, а другая ушла на металлолом».

Курдин принимал активное участие в расследовании обстоятельств катастрофы «Курска», по итогам которого официальной причиной гибели более сотни подводников был назван взрыв одной из торпед на субмарине. По словам Курдина, с тех пор в систему безопасности на российских подводных лодках внесены существенные изменения. «Система подготовки экипажа по борьбе за живучесть на подводных лодках была изменена.

Но вообще-то, такая подготовка всегда считалась важнейшим делом для команды. Подлодки частенько бывают там, где под килем несколько тысяч метров. И я учил своих ребят, что в случае аварии никто не поможет, кроме нас самих», — рассказывает Курдин.

Разруха и самонадеянность

Выжившие в первые часы моряки «Курска» так и не сумели самостоятельно покинуть лодку. Лишь 20 августа к субмарине подошли норвежские спасатели, вскрывшие кормовой спасательный люк на следующий день. Однако тела подводников извлекались долго и мучительно.

По словам Бориса Кузнецова, адвоката, представлявшего интересы родственников погибших моряков, если бы командование флота незамедлительно обратилось за помощью к иностранным специалистам, удалось бы спасти тех 23 моряков, что смогли на некоторое время после аварии укрыться в девятом кормовом отсеке. Как отмечает военный обозреватель Владислав Шурыгин, события того времени наглядно свидетельствовали о полной разрухе в российской армии и на флоте.

«Ситуация с «Курском» была драматична в своей обреченности. Это была одна из самых нижних точек состояния наших Вооружённых сил, когда в их составе оставались только отдельные боеспособные единицы. Целые структуры к тому времени прекратили свое существование, в том числе и структуры системы спасения», — говорит эксперт. По словам Шурыгина, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону. «Запущена большая кораблестроительная программа. Создана и функционирует система спасения.

На всех подлодках и на всех учениях отрабатываются задачи по поиску и спасению лодок. По-другому организована боевая учеба, на полигонах теперь работают не только боевые корабли, но и те системы, которые отслеживают их и ведут за ними контроль», — резюмирует Шурыгин.

Берегите людей

И всё же, по мнению экспертов, систему спасения людей из субмарин, попавших в аварию, необходимо развивать. А здесь, по словам Игоря Курдина, особых подвижек не наблюдается. «После «Курска» было принято решение закупить у Великобритании спасательные подводные аппараты комплекса «Пантера». Они нам их продали, но ведь нужны были и свои. И тогда был заложен корабль-спасатель «Игорь Белоусов».

Планировалось сделать четыре таких корабля, на каждый флот — Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский. На сегодняшний день на Адмиралтейских верфях построен лишь один корабль — он проходит испытания. Мне ничего не известно о том, заложены ли другие подобные суда», — разводит руками эксперт.

Тогда, в 2000-м, многих больше всего потрясло полное бессилие российских флотских спасателей, не сумевших добраться до лодки, лежащей на относительно небольшой глубине. Согласно официальным заявлениям, спустя день после катастрофы субмарины уже считалось, что выживших на подлодке нет.

Наверное, именно поэтому бывший офицер-подводник, писатель и автор сценария фильма «72 метра» Александр Покровский, уверен — для предотвращения подобной трагедии следует больше внимания уделять людям. «Отношение к человеку должно быть не номинальное, а искреннее. Мы обязаны думать о людях, не гонять их в море в неположенное время, организовывать боевую подготовку в соответствии с графиком.

Как только мы совершим хотя бы один шаг в сторону, случится очередной «Курск»! Ведь он произошел потому, что был нарушен график, а затем кинулись это дело «подчищать», подделывать документы», — говорит Покровский. История знает несколько случаев затопления атомных подводных лодок. На американском флоте трагичные инциденты происходили дважды: в 1962 году затонула лодка Thresher, а в 1968 — Scorpion.

После этого, указывают наблюдатели, США ввели беспрецедентные меры по обеспечению безопасности подводного плавания. В СССР/России затонули четыре подлодки. В 1968 году не вернулась в пункт базирования на Камчатке подводная лодка К-129 — её останки нашли на дне северной части Тихого океана лишь через шесть лет. В 1986 году произошел взрыв баллистической ракеты на лодке К-219, после чего судно затонуло в Атлантическом океане. В 1989-м в Норвежском море в результате пожара погибла атомная подлодка К-278 «Комсомолец». Четвертым был «Курск».  

Новости партнеров

Источник: https://riafan.ru/369891-tragediya-podlodki-kursk-spasat-byilo-nechem

Хроника гибели атомной подводной лодки

когда затонул курск подводная лодка

Время – заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная подводная лодка проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Кольским заливом. Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.

40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений.

Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак.

Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.

30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины.

Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели.

Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота – адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нас ждет после смерти

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время адмирал Попов отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее – он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 – объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября.

Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод.

За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В.

Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине.

Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на «Курске».

Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления.

Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й – вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты – это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.

Источник: https://FB.ru/article/345186/hronika-gibeli-atomnoy-podvodnoy-lodki-kursk-kogda-zatonula-podlodka-kursk

Как поднимали атомную подводную лодку «Курск»

когда затонул курск подводная лодка

«Партнер» №11 (242) 2017г.

Как поднимали атомную подводную лодку «Курск»

Предыстория

В августе 2000 года весь мир облетела весть о трагедии российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск», погибшей вместе со всем экипажем в ходе маневров Северного флота.

После взрыва собственных торпед в первом (носовом) отсеке АПЛ легла на дно на глубине немногим более 100 м вблизи от побережья Кольского полуострова.

На дне Баренцева моря остались два атомных реактора, 24 крылатые ракеты «Гранит», размещенные в забортных пусковых контейнерах, неизвестное количество невзорвавшихся боевых торпед, а также тела 118 погибших подводников.

Уже через неделю после гибели лодки главный конструктор ЦКБ «Рубин», (разработчик проекта 949А, по которому был построен «Курск») Игорь Спасский представил президенту России план работ по ликвидации последствий катастрофы. 28 августа 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, возложившее координацию работ по подъему погибшей АПЛ на ЦКБ «Рубин».

Предстояло проведение уникальной операции. Правда, ее разработчикам уже был известен зарубежный аналог. В марте 1968 года в Тихом океане при невыясненных обстоятельствах погибла советская дизель-электрическая подводная лодка К-129, вооруженная тремя баллистическими ракетами Р-21.

Американским ВМФ и спецслужбам удалось установить место гибели К-129 и провести единственную в своем роде тайную операцию по ее подъему с глубины более 5000 м. «Курск» покоился на глубине порядка всего лишь 100 м, но зато его водоизмещение (т.е.

масса и габариты) многократно превышали аналогичные параметры К-129.

К процессу подъема АПЛ были предъявлены жесткие требования – следовало поднимать лодку, не допуская при этом крена и дифферента, без силового воздействия на ее наружный (легкий) корпус. Это объяснялось тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ были сорваны со своих фундаментов, а состояние оставшегося боезапаса неизвестно.

Прошедшие с большими потерями сквозь годы «перестройки» советские ВМФ и промышленность были не в состоянии собственными силами осуществить сложнейшую операцию подъема гигантской АПЛ.

К участию в ней были привлечены зарубежные фирмы, главную роль среди которых сыграла голландская компания Mammoet Transport BV, разработавшая и  детальный план подъема. Общее руководство и координация работ оставались за ЦКБ «Рубин».

Голландские специалисты предложили вырезать в прочном корпусе лодки между шпангоутами отверстия, в которые завести специально разработанные раздвижные зацепы. Поднимать лодку следовало с помощью гидравлических домкратов, установленных на специально перестроенном для этого судне.

Первые шаги

Естественно, прежде чем начинать непосредственную подготовку к подъему лодки, следовало сделать детальный осмотр ее корпуса и прилегающей к нему поверхности морского дна. Кроме того, был необходим радиационный мониторинг.

Для этого в сентябре 2000 года были проведены две экспедиции с использованием научно-исследовательского судна «Академик Келдыш», имеющего на вооружении два глубоководных аппарата «Мир».

В результате была собрана необходимая информация о состоянии наружных поверхностей корпуса лодки и ее пространственном положении. Были обнаружены две зоны разброса фрагментов корпусных конструкций и оборудования первого, разрушенного взрывом, отсека.

Некоторые фрагменты удалось поднять на поверхность и отправить для исследования. Проведенный мониторинг показал, что радиационная обстановка вблизи АПЛ находится в пределах нормы.

Эвакуация погибших

На следующем этапе работ главная роль отводилась специальной полупогружной платформе «Регалия», принадлежащей норвежской фирме «Halliburton». 20 октября 2000 года она прибыла и встала на якоря точно над покоящимся на дне «Курском».

Удержание платформы в этой точке с точностью до 1 м осуществлялось по данным спутниковой навигации и средствами динамического позиционирования.

Еще раз был проведен дозиметрический контроль, после чего водолазы приступили к эвакуации из корпуса АПЛ тел погибших моряков.

Для этого в прочном корпусе прорезали отверстие диаметром 0,8 м. Резка выполнялась тончайшей струей воды с абразивным песком, подаваемой из сопла резака под давлением 900 атмосфер. 50-миллиметровая высокопрочная сталь корпуса прорезалась легко, как масло.

Из 9-го отсека удалось поднять на поверхность и с почестями похоронить тела 12 моряков. Вырезы в обшивке прочного корпуса в районе 3-го и 4-го отсеков показали, что масштаб разрушений в этой части корабля не позволяет проникнуть внутрь корпуса.

После этого операция по эвакуации тел погибших была свернута – стало ясно, что на поверхность их можно поднять только вместе с кораблем.

Частичная ампутация

Но прежде чем приступить непосредственно к подъему останков АПЛ, следовало решить судьбу ее первого отсека, практически полностью разрушенного взрывом.

Помимо того, что в нем оставались неразорвавшиеся торпеды, он представлял опасность еще и тем, что в процессе отрыва корпуса лодки от грунта, в котором он основательно увяз, отсек мог сместиться или полностью отделиться от корпуса, нарушив балансировку всей системы.

Было решено отделить первый отсек от корпуса АПЛ, разрезав оставшиеся после взрыва перемычки между ними. Кроме того, следовало выполнить вырезку отверстий для введения зацепов в прочный корпус в местах с координатами, указанными «Рубином» и размеченных водолазами.

Компании «Smit» и «Mammoet Transport» для отрезки первого отсека предложили использовать технологию, применяемую при резке трубопроводов больших диаметров. В качестве основного звена режущей системы используется пила в форме троса с нанизанными на него цилиндрическими элементами, наружная поверхность которых покрыта острыми зубьями, сделанными из высокопрочного режущего материала. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 м.

С обоих бортов лодки в районе первого отсека были размещены вверх дном огромные стаканы, на которых закрепили колесные направляющие блоки. На них были заведены ходовыми тросами пилы, а также гидроцилиндры, обеспечивающие возвратно-поступательные движения пилы. Попутно водолазами были прорезаны в прочном корпусе лодки 26 окон для зацепов.

На этом этапе подготовки к подъему участвовало два судна: баржа «Carrier» с оборудованием для резки и водолазное судно «Mayo» шотландской фирмы «DSND».

Возвращение «Курска»

К месту проведения операции была доставлена буксирами гигантская баржа «Giant-4», на палубе которой были смонтированы 26 гидравлических домкратов. На ней же разместился главный пульт управления операцией подъема. Днище баржи было переделано таким образом, что теперь оно представляло собой обратный профиль корпуса «Курска» и было снабжено ложементами, к которым должна была быть прижата подымаемая лодка.

Рядом с бортом баржи встало на якоря судно «Mayo», обеспечивающее все водолазные работы. В третий раз была проверена радиационная обстановка, после чего начат размыв грунта вдоль бортов АПЛ гидромониторами, вода в которые подавалась с борта «Mayo» под давлением 1200 атмосфер.

Наконец, в 26 прорезанных в прочном корпусе лодки отверстий завели зацепы, подвешенные каждый на 54 так называемых стрендах – специально сплетенных чрезвычайно прочных тросах.

И вот в работу включились домкраты. Вначале в течение 12 часов они создали подъемную силу порядка 4000 тонн, периодически увеличиваемую поочередно на носовых и кормовых домкратах до 6500 тонн. Делалось это с целью, слегка раскачав лодку, нарушить сцепление нижней части ее корпуса с грунтом. В 3 часа 45 минут 8 октября 2001 года произошел долгожданный отрыв АПЛ от грунта. Теперь домкратам помогала собственная подъемная сила лодки.

«Курск» медленно, со скоростью 9 м/час поднимался вверх. А погода подгоняла людей: в октябре штормы в Баренцевом море – дело обычное. Когда лодка находилась в подвешенном состоянии на глубине 70 м, баржу начали со скоростью 1 узел буксировать в направлении Кольского залива. В 17.00 весь караван остановился, и «Курск» с помощью домкратов был подтянут к барже и прижат к ложементам ее днища.

После этого скорость буксировки смогли повысить до 4 узлов.

Но прежде чем двинуться дальше, состоялся торжественный ритуал прощания Северного флота со своим погибшим кораблем. Мимо баржи в кильватерном строю с включенными сиренами прошли корабли во главе с атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». На воду были опущены венки. А шотландские водолазы с «Mayo» опустили на место, где без малого 14 месяцев лежал погибший «Курск», памятную доску с выполненным на русском и английском языках текстом:

«В память о 118 членах экипажа

российской АПЛ «Курск»,

погибших 12 августа 2000 г.

Наши мысли обращены к семьям погибших»

Поскольку общая осадка баржи с «Курском» составляла 21 м, ее было невозможно завести ни в один док. Поэтому к барже присоединили два специально изготовленных огромных понтона, что позволило уменьшить осадку до 14 м. Затем 21 октября в 15.

00 баржа с «Курском» была введена в предварительно притопленный док. После этого АПЛ освободилась от зацепов и, навсегда расставшись со спасательной баржей, легла днищем на ложементы дока.

25 октября док был осушен, и это стало завершением уникальной операции по возвращению АПЛ «Курск» из бездны.

Редакция благодарит ЦКБ «Рубин» за помощь в подготовке этого материала, а также за предоставленные в распоряжение редакции фотографии.

Константин Ришес (Нюрнберг)

Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2017/11/234/8773/kak-podnimali-atomnuju-podvodnuju-lodku-kursk?lang=ru

Крах атомохода «Курск»: что случилось на самом деле

REUTERSГибель атомохода «Курск»: что случилось на самом деле

Атомная подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Погиб и тяни экипаж – 118 человек. Даже спустя 18 лет в истории трагедии атомохода имеются немало вопросов.

Последний поход

Подлодка с целым боекомплектом вышла на учения 10 августа. 12 августа в 11:28 корабли Северного флота зафиксировали мощный хлопок, а спустя две с небольшим минуты другой. Однако с экипажем “Курска” попытались связаться лишь спустя несколько часов.

Ответа с атомохода не последовало, после чего уже ближней к ночи начались спасательные работы. На следующий день, в 4:51 утра атомную подлодку обнаружили на дне моря в 150 километрах от берега.

Отчего взорвалась торпеда?

Расследованием причин случившегося занималась специальная государственная комиссия. В 2002 году о ее работе отчитался Владимир Устинов, возглавлявший в те годы Генпрокуратуру. Вином катастрофы он назвал утечку пероксида водорода в торпеде “Кит”, расположенной в четвертом торпедном отсеке. Утечка и стала причиной взрыва снаряда, после чего сдетонировал прочий боезапас.

Официальную версию подтверждает характер повреждений “Курска”. Но причина протечки по-прежнему неясна. Одни специалисты ратифицируют, что снаряд был бракованным, другие, что сдетонировавшую торпеду повредили во время погрузки на атомоход.

Взрыв над водой?

В момент взрыва подлодка была не под водой, как гласит официальная версия, а на поверхности. В этом уверен капитан первого ранга Александр Лесков.

Во-первых, ратифицирует он, правила безопасности запрещают погружение там, где глубина меньше, чем три длины субмарины. “Курск” же при своих огромных размерах – 154 метра в длину – залежал на глубине 108 метров.

Более того, подчеркнул Лесков, подводная лодка была найдена с выдвижными устройствами. Но всходят они исключительно в те моменты, когда субмарина находится на поверхности.

Торпедная атака?

По-прежнему популярна версия, что “Курск” была атакован подлодкой НАТО. В прок этого склоняется вице-адмирал Валерий Рязанцев.

Предполагается, что западные подводники не намеревались уничтожать российский атомоход, однако субмарины опасно сдружились, и капитан подлодки НАТО принял решение открыть огонь на поражение.

Авторы французского фильма “Курск. Подводная ладья в мутной воде” полагают, что залп произвела подлодка ВМС США “Мемфис”, а рядом для прикрытия присутствовала другая субмарина флота Соединенных Штатов – “Толедо”. Янки находились в том районе якобы для наблюдения за учениями ВМФ России.

В доказательство торпедной атаки обычно приводится наличие круглой пробоины с вогнутыми кромками на правой части “Курска”. При этом американские подлодки используют торпеды Mark-48, которые не способны пройти сквозь корпус ладьи как нож через масло.

Правда, в том же французском фильме утверждается, что торпеда после модернизации обладает проникающим воздействием. Впрочем, в кинофильме достаточно много технических огрехов.

Откуда сигналы бедствия?

Нет ясности и относительно сигналов SOS, которые позволили обнаружить субмарину. Они продолжались двое суток, но по официальной версии все моряки на подлодке погибли в течение нескольких часов после аварии.

Эксперты изучили запись сигналов и ввели, что его подавал не человек, а автомат, но на борту атомохода его не было. Остается вопрос – кто же тогда просил о помощи?

Капитан первого ранга Михаил Волженский полагает, что сигнал подавала уже упомянутая подлодка “Мемфис”, какая, по мнению моряка, не стреляла по “Курску”, а столкнулась с ним из-за неудачного маневра.

Примечательно, что через несколько дней после крахи “Курска” “Мемфис” обнаружили в норвежском порту Берген недалеко от места катастрофы, что подтвердили представители ВМС Норвегии. Впрочем, В Москве заявили, что подлодок зарубежных флотов в зоне учений не было.

Что написали подводники?

В ходе поисковых работ была найдена записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, какая повествует о происходящем в девятом отсеке, где укрылись выжившие моряки. Одна из фраз была засекречена следствием, что породило массу вестей: будто бы офицер раскрывает истинные причины случившегося, указывает виновных.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое душевная красота

Комиссия же уверяла, что в строчке содержится послание Колесникова супругу, и ее содержание не раскрывается из этических соображений. Позже записку отдали супруге подводника, однако не оригинал, а копию.

Но была еще одна писулька. Первое время считалось, что ее автор – командир трюмной группы дивизиона капитан-лейтенант Рашид Аряпов. Разглашать содержание другой записки не стали, засекретив ее.

Газета “Комсомольская правда” ссылалась на некого капитана первого ранга К., который якобы собственно видел второе письмо. По его словам, там описано все происходившее на субмарине в момент катастрофы.

Помогли бы норвежцы?

Норвежцы включились в спасательную операцию 20 августа. Свою поддержка они предлагали и раньше, однако Москва изначально ее отвергала. Это породило мнение, что если бы зарубежным специалистам позволили работать ранее, то подводников удалось бы спасти.

Однако в момент обнаружения “Курска” его команда уже была мертва. Кроме того, зарубежные спасательные аппараты из-за повреждений корпуса субмарины не могли с ней состыковаться. Сложности операции добавляло то, что “Курск” залежал с креном 60 градусов. Однако норвежский адмирал Эйнар Скорген заявлял, что критических повреждений корпуса не было и аппараты могли пристыковаться, что и показали дальнейшие события.

Источник: http://imperhans.ru/gibel-atomoxoda-kursk-chto-sluchilos-na-samom-dele/

Курск — атомная подводная лодка, история создания, конструкция и вооружение, характеристики, трагическая гибель, официальная и альтернативные версии

09.12.2019

Атомные подводные лодки (АПЛ) получили развитие во времена Холодной войны, став на вооружение ведущих мировых держав. Широкий спектр возможностей позволил оснащать их как стратегическим ядерным оружием, так и противокорабельными боеприпасами.

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» — российская подлодка, считавшаяся одной из лучших на флоте. Принадлежала к проекту 949А «Антей», корабли которого вооружены крылатыми ракетами и рассчитаны на поражение авианосцев противника.

Трагедия, произошедшая с подлодкой в 2000 году, стала одной из самых серьезных катастроф советского и российского флота после Второй Мировой войны. До сих пор высказываются разные версии, почему она затонула, некоторые указывают на недоработки конструктивной части.

История разработки и создания АПЛ

История разработки атомохода К-141 связана с проектом 949А «Антей». Техническое задание на него было выдано еще в 1969 году. Перед подводными лодками данного класса изначально ставилась задача противодействовать авианосным группа противника.

Всего построено 12 субмарин данного класса из запланированных 18, К-141 стал 10-ой. Курск подводная лодка заложена в Северодвинске в 1990, в 1993 получила свое название в честь Курской битвы. На воду спущена в 1994, 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. Испытания показали отличную подготовку экипажа и самой лодки.

Конструкция подлодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта «Антей» имеют двухкорпусную конструкцию. Расстояние между легким и прочным корпусом составляет 3,5 метра, что обеспечивает субмарине хорошую живучесть. Также это обеспечивает дополнительную защиту от взрывов.

Какой класс

«Курск» относится к проекту 949А «Антей». Его класс — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК, АПРК). Также может называться подводным ракетным крейсером. Основное назначение — уничтожение авианосцев и противодействие авианосным группам.

Отсеки

Компоновка подводной лодки

Прочный корпус подлодки разделен на 10 отсеков:

  • носовой (торпедный) — здесь расположены пусковые аппараты и боекомплект;
  • второй отсек командный, имеет четыре палубы, здесь обеспечивается управление кораблем;
  • третий — радиоэлектронный центр связи;
  • четвертый — жилой, здесь расположены кубрики, кают-компания, спортзал, сауна, душевые, система управления пожаротушения;
  • пятый — дизель-генератор, вырабатывающий электроэнергию;
  • шестой — реакторный с двумя установками, в переходе к пятому происходит дезактивация членов экипажа;
  • седьмой и восьмой — турбинные отсеки.

Девятый отсек — убежище, здесь находятся насосы, компрессоры, запас средств индивидуальной защиты и средств для аварийного покидания лодки, небольшой запас продуктов. Именно здесь собрались 23 моряка, уцелевших при первом взрыве, но погибших позже. Десятый отсек механико-технический.

Вооружение

Противокорабельное вооружение К-141 состоит из двенадцати спаренных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс». В процессе модернизации их предлагается заменить на ПКР класса «Калибр». Допускается установка ПКР «Циркон».

В носовой части располагается шесть торпедных аппаратов двух калибров — 650 мм и 533 мм. Боезапас составляет 8-12 торпед и ракето-торпед 650 мм и 16 снарядов 533 мм.

Технические характеристики

Останки подлодки «Курск», поднятые со дна

Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.

Габариты

По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:

  • длина корпуса — 154 м;
  • ширина — 18,2 м;
  • осадка — 9,2 м.

Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.

Водоизмещение

Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.

Скорость надводная и подводная

Надводная скорость подлодки составляет 15 узлов. Под водой она способна развивать скорость до 33 узлов.

Максимальная глубина погружения

Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.

Силовая установка

Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.

Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.

Причины и дата катастрофы

Вместе с подлодкой погибло 118 членов экипажа, все посмертно награждены орденами Мужества

10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.

В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.

В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.

У АПЛ Курск причина гибели по официальной версии — взрыв снаряда в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива. Начавшийся пожар привел к детонации остального боекомплекта. Второй взрыв разрушил носовые отсеки субмарины.

Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.

Альтернативная причина катастрофы

Мемориал погибшим морякам

Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.

Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.

По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.

Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.

Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.

Есть и другие гипотезы о трагедии:

  • выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
  • субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
  • столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
  • попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
  • террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.

Исследование бортовых журналов показало отсутствие записей об инцидентах или проблемах. Последняя пометка сделана в 11:15. Записей бортовых самописцев также не обнаружено, на момент трагедии они оказались выключены.

Применение в учениях и боевом дежурстве

В августе-октябре 1999 «Курск» совершил поход в Атлантику и Средиземное море. Учебные испытания и стрельбы были проведены на отлично. На момент аварии также велись учения Северного флота. На 15 октября 2000 был запланирован новый поход из Североморска в составе авианосной группы.

Экипаж подлодки имел отличную подготовку. Почти четверть людей — мастера военного дела, остальные специалисты 1-2 класса. 25 июля 1999 экипаж принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню ВМФ.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/kursk/

Какова правда о гибели подводной лодки Курск?

Шестнадцать с половиной лет назад — 12 августа 2000 года — в Баренцевом море погибла подводная атомная лодка «Курск». Новейшая и абсолютно, по отзывам специалистов, надежная. Погибли 118 человек. Трагедия субмарины стала темой многих книг, театральных постановок, фильмов и легенд. По официально версии, случился форс-мажор, главную роль сыграла непреодолимая сила и, следовательно, никто не виноват.

— Когда-нибудь правда о гибели «Курска» будет сказана, — заявила много лет спустя после трагедии корреспонденту

«Свободной Прессы»

мать командира 9 отсека Александра Бражкина — Камелия Федоровна.

«

СП

»: — Вас не устраивает официальная версия тех трагических событий?

— Нет. Они говорят, что взорвалась торпеда, но торпеда сама по себе взорваться не могла.

«

Мама погибшего подводника права и лучше о катастрофе спросить у того, кто знает о службе на подлодках не понаслышке

Мы поинтересовались, что думает по поводу взрыва на «Курске» бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков.

Он одним из первых стал ходить на советских атомных субмаринах. А в 1967 году в качестве помощника командира первой атомной подлодки К-3 пережил страшный пожар на атомоходе. Катастрофа произошла под водой 8 сентября в Норвежском море. Командир был тяжело ранен, и Александру Яковлевичу тогда пришлось взять командование на себя.

В дальнейшем Лескову еще не раз пришлось участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на атомоходах.

«

Существует еще масса противоречий

Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт.

«

Из досье «СП»

Моцак Михаил Васильевич — вице-адмирал. В 2000-м году командовал 1 флотилией подводных лодок Северного флота. В 2002-м назначен первым заместителем полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Курирует военные, оборонные, правоохранительные и специальные вопросы. Герой России (1994 г.)

— Да, ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как видим, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди — живы. И это отдельная история. Сначала сообщили, что слышали стуки изнутри подлодки — это правда, моряки оставались в отсеках.

Моцак тогда сообщил: мы установили связь с ними, перестукиваемся. А потом отказался от своих слов. И это самое постыдное. А ведь они действительно перестукивались. Но прошли сутки, и все погибли.

Я уверен, если бы этих ребят спасли, они бы рассказали, как их угрохали своими же ракетами.

«

СП»

: — Как долго подводники ждали помощи?

— Я думаю, двое суток жили. Больше вряд ли протянули. И водолазы могли попытаться их спасти, если бы получили приказ. Но, увы, не получили. Иначе остались бы свидетели того, что произошло на самом деле, и тайное стало бы явным. Остаются и еще вопросы.

Например, зачем нужно было почти год на том месте, где затонул «Курск», держать надводный корабль, который глубинными бомбами не подпускал никого к лодке? Зачем нужно было тратить огромные суммы, чтобы отрезать первый отсек? Вообще первый отсек — самый главный свидетель. Он мог все рассказать, о том, что произошло, но его не только отсекли на глубине, его еще там взорвали, уничтожив в пыль все, что могло пролить свет на причины аварии.

А ведь операция по отрезанию стоила столько же, сколько сама подводная лодка. Миллиарды были потрачены. Я знаю, что были подняты две записки, одну из которых написал капитан Колесников. Но их содержания мы так и не узнали.

«

Газета La Stampа (Италия):

— 118 семей ждут правды, которой никогда не узнают. Билл Клинтон и Владимир Путин договорились закрыть эту тему. Фрагмент этой так и не открытой правды мог скрываться в небольшом сообщении, чуть больше 10 строк, появившемся 22 августа 2000 года на интернет-сайте Правда.ру.

Сообщение, которое никогда не было опубликовано в печатной версии издания и которое в виртуальном мире интернета просуществовало лишь несколько часов. Текст призрачного сообщения таков: «В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне.

В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путем».

Это были дни «Курска». Согласно сообщению, опубликованному 22 августа, «президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Билл Клинтон после многочисленных конфиденциальных телефонных переговоров сумели договориться о мирном урегулировании дела».

Но каким это было «делом», которое российская прокуратура закрыла с лицемерной формулировкой «за отсутствием состава преступления»?

«Курск» не был разрушен в результате случайного взрыва одного из неядерных зарядов, АПЛ была поражена американской подводной лодкой Memphis.

Газета Нью-Йорк таймс (США):

— Остается под большим сомнением, что Пентагон, до сих пор официально не признавший присутствие своих подлодок в Баренцевом море, будет готов сделать достоянием гласности имеющиеся у него сведения.

Игорь Курдин, капитан первого ранга в отставке, председатель Клуба подводников Санкт-Петербурга:

— Существуют две версии причины гибели атомной подводной лодки «Курск». Первая официальная — взрыв учебной торпеды, вторая неофициальная — атака на «Курск» американской военной торпеды. Обе версии имеют права на существование.

Но я склоняюсь к первой, это более правдоподобно. Это была обыкновенная халатность и недисциплинированность. Мерзавцами надо быть, чтобы это допустить. Я могу больше сказать, никто и никогда не узнает, почему это произошло. И «Курск» — не единственный такой пример.

В России вообще все трагедии замалчиваются.

Надежда Солорова, мать одного из погибших подводников:

— После того как выяснилось, что «Курск» затонул и все погибли, государство свои обязательства и обещания выполнило — денег дало, квартиру дало, рот заткнули хорошо. Но от того, что денег дали, лучше не стало. Главное, что никто до сих пор ответственности за эту трагедию не понес, никто не извинился.

Нам только врали, и все Самое ужасное, что мне даже бывшие коллеги сына говорят: правду о «Курске» узнают только ваши внуки, лет через 50. Я считаю несправедливым то, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело, аргументируя это отсутствием состава преступления.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой стебель у шиповника

Как же это так может быть? Кто-то должен ответить за смерть 118 человек!

Официальная версия гибели подводной лодки Курск

Следствие, которое возглавлял генпрокурор России Устинов, установило, что «лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении, приготовлении и эксплуатации торпеды 65−76А N1336А ПВ, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и, по обстоятельствам дела, такой возможности предвидеть не могли». Поэтому было принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Не найдено состава преступления и в действиях кого-либо из членов экипажа «Курска».

О причинах катастрофы было выдвинуто 18 рабочих версий. основными из них являлись следующие:

— столкновение с российским или иностранным подводным или надводным кораблем;— поражение торпедой или ракетой российским или иностранным подводным или надводным кораблем;— диверсия;— террористический акт;— подрыв на мине времен Великой Отечественной войны;

— гибель в результате нештатной ситуации с его вооружением.

Источник: https://udiwis.ru/gibel-podvodnoj-lodki-kursk/

Почему она утонула? Кто виноват в трагедии подводной лодки

19 лет назад, 12 августа 2000 года, произошла одна из самых масштабных трагедий современности — затонула подводная лодка «Курск», погибло 118 человек.

Адвокат родственников моряков «Курска» Борис Кузнецов несколько лет вел собственное расследование трагедии. По итогам он опубликовал две книги и сейчас готовится выпустить фильм.

Борис Кузнецов

«Липа» от начала до конца

— Чем вас не устроила официальная версия? 

— Я как человек, который проработал в уголовном розыске 20 лет, могу сказать, что по каждому делу возникает сразу несколько версий.

По «Курску» было порядка 20 версий, включая и подрыв на мине времен Второй мировой войны, и столкновение с надводным кораблем или подводной лодкой — может быть, даже иностранной. Потому что такие случаи тоже были.

Но когда осмотрели лодку, проанализировали все эти взрывы, их очередность (разница между ними 2 минуты 15 секунд), то однозначно пришли к выводу, что причина — внутренний взрыв.

Американцы, кстати, к этому же пришли раньше. Примерно на расстоянии 150 миль от района боевых учений, были две американские подводные лодки — «Мемфис» и «Толедо», которые, как и положено подлодкам, осуществляли разведовательную деятельность. Этим же занималось и норвежское судно «Марьята».

Я, эмигрировав в США, встречался с Биллом Клинтоном, которым в 2000-м был президентом США, и задал ему несколько вопросов по поводу «Курска» — сначала устно, потом передал письмо. В итоге у всех сходные выводы.

Пуск перекисно-водородной торпеды вызвал первоначальный взрыв, объемный пожар и последующий подрыв боезапаса, в результате которого погибли люди — тут я согласен.

Я согласен с тем, что в 9-м отсеке были живы 23 моряка. Но не согласен с тем, что эти подводники жили не более восьми часов. Кроме того, не могу принять, что Путин вмешался в ход расследования и принял политическое решение никого к уголовной ответственности не привлекать. В итоге получается, как будто не было виновных.

— А кто, по-вашему, среди виноватых?

— Целый список. Начиная с самого Путина, который, как Верховный главнокомандующий, не проконтролировал подготовку к крупнейшим учениям.

Была халатность при подготовке корабля и экипажа. В этом виноваты командующий ВМФ Куроедов, командующий Северным флотом Попов, его зам Моцак. После трагедии они переместились на другие места, а должны были переместиться на скамью подсудимых.

Совсем необязательно было их сажать. Просто нужно было обозначить их виновными. Тогда были бы исследованы причины. А там задним числом стали подделывать документы, что экипаж обучался стрельбе этой торпедой, чего не было! Все подписи под этими документами — липа от начала до конца. И за это никто не ответил.

Ну и еще один момент: эта перекисно-водородная торпеда — ее еще «толстушка» называли за размер, — по моему глубокому убеждению, не была подготовлена надлежащим образом — ее следовало обезжирить, чтобы избежать возгорания. И бездарно была проведена спасательная операция.

Боялись за свои задницы

— Вы писали, что было потеряно время для спасательной операции.

— Когда произошли подрывы 12 августа в 11 часов 28 минут, их зафиксировал гидроакустик, старший лейтенант Андрей Лавренюк на крейсере «Петр Великий», и он запеленговал взрыв — 96 градусов от места нахождения «Петра Великого». Он зафиксировал пеленг в журнале акустической вахты и доложил руководству. А на крейсере был штаб учений, там находился и командующий Северным флотом адмирал Попов, его заместитель Моцак.

Но команда классифицировать этот взрыв была не дана. Достаточно было взять карту учений, и пеленг в 96 градусов совпал бы с местом вхождения «Курска» в район учений. Этого сделано не было, и корабль не был объявлен аварийным. И что получилось? Адмирал Попов улетел на берег, по моим данным, он там водку пил. А «Курск» объявили аварийным только в 23 часа 30 минут, то есть через 12 часов. Потом еще Путину не сразу доложили.

Боялись за свои задницы.

— Людей это могло бы спасти?

— В 9-м отсеке 23 человека могли спасти. Но не спасли по следующим моментам: во-первых, отказались от иностранной помощи. Второй момент: в 9-м отсеке, где собрались 23 матроса из кормовых отсеков, был спасательный люк. Подошло спасательное судно «Михаил Рудницкий», на котором были спасательные аппараты АС-32, АС-34, специально предназначенные для спасения экипажа через люк 9-го отсека.

«Курск» имел конструктивный недостаток: комингс-площадка люка была занижена на семь сантиметров, а поэтому спасательные аппараты не могли присосаться, чтобы в переходном отсеке была бы откачана вода.

Ни на государственных испытаниях, ни впоследствии (а «Курск» был в составе ВМФ уже четыре года) испытаний по спасению экипажа с помощью спасательных аппаратов не проводилось. То, что моряки в 9-м отсеке жили более двух суток, доказывает фонографическая экспертиза, которая есть в уголовном деле.

Эксперты установили, что в течение более двух суток были стуки, и не механические, а производимые человеком, причем именно из подводной лодки, так как был характерный фон — журчание воды и шипение воздуха.

Последняя записка подводников со дна

— Власти как-то реагировали на ваше расследование?

— В 2005 году у меня вышла книжка «Она утонула», после этого меня начали преследовать. Пока был жив Ельцин, меня не трогали — знали, что я в команде. Когда Ельцин умер, на меня сразу возбудили уголовное дело, абсолютно бредовое, и до сих пор я якобы нахожусь в международном розыске. Формальный повод там был другой. Но мне прямо назвали настоящую причину. Причем даже не из-за самого расследования, а просто название книги не понравилось Путину.

— Многие до сих пор верят в «тайные» версии про столкновение с американской лодкой либо про случайный выстрел с крейсера «Петр Великий». 

— Этого технологически быть не может. В результате первого взрыва, который произошел внутри 4-го торпедного аппарата, задняя крышка этого аппарата пролетела через весь первый отсек в направлении от носа к корме.

В первом отсеке возник пожар, который привел к взрыву части боезапаса — боевых торпед. Второй взрыв, в сто раз более мощный, чем первый, классифицирован как сейсмическое событие в четыре балла.

Фрагмент четвертого торпедного аппарата был обнаружен за кормой «Курска» примерно на расстоянии 100 метров. Что это значит? Если бы был внешний выстрел, был бы один только взрыв.

Мутная вода вокруг «Курска»

— Вначале вы писали, что моряки и родные погибших «Курск» не простят. Сейчас они смирились?

— По-моему, да. Во всяком случае, за редким исключением, у меня уже нет с ними контактов. В 2012 году вышло второе издание моей книжки про «Курск». Эта книга в России не продается. На таможне ее тормознули. Человеку, который занимался отправкой, сказали: забирай всю партию или она будет арестована.

Обе книги я издавал за свой счет. Я полагал, что деньги пойдут на обучение детей членов экипажа. Но за все время я получил только одно обращение от семей, и помог как смог.

— Жизнь в Видяево изменилась за это время?

— Не могу сказать, так как не был давно — я 12 лет нахожусь в вынужденной эмиграции. Но родственники погибших получили такие пособия, каких до них никто никогда не получал. Речь идет об очень больших деньгах, я даже не хочу называть.

Кроме того, там было еще три фонда, которые собирали им деньги. Я сейчас готовлю на фильм, который будет альтернативой французскому фильму Жана-Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Мой фильм называется «Мутная вода вокруг Курска».

— Вы опровергаете выводы и французов?

— Их фильм — заказной. Заказчик — это ФСБ России, и доказательства тому есть в самом фильме. Во-первых, там приводится секретная видеозапись из засекреченного дела — передача американскому шпиону Эдмонду Поупу чертежей ракето-торпеды «Шквал». Как эти кадры могли попасть к французам? Только от ФСБ. Кроме того, при стоп-кадре там читается надпись «image KGB».

— Зачем чекистам заказывать фильм, в котором содержится критика Путина?

— Там такая версия: во всем виноваты американцы, которые погубили наших людей, а потом откупились якобы деньгами — будто бы нам после этого простили долг 10 млрд, а потом заплатили еще 10 млрд. Но 20 млрд — их же никуда не спрячешь.

Писали, что еще сразу в Россию прибыл директор ЦРУ Теннет. Но это был официальный и давно планировавшийся визит. А «американская» версия удобна: кто главный враг, кто во всем виноват — пиндосы, а Путин предотвратил третью мировую войну. Но правда совсем другая.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2019 под заголовком «».

Источник: https://sobesednik.ru/politika/20190805-pochemu-ona-utonula

В россии почтят память подводников, погибших 19 лет назад на атомной подлодке

МОСКВА, 12 августа. /ТАСС/. Торжественно-траурные мероприятия пройдут в городах и регионах России в 19-ю годовщину со дня катастрофы на атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) «Курск», унесшей жизни всех 118 членов экипажа. Память погибших подводников почтят возложениями цветов, митингами и поминальными молебнами.

В Санкт-Петербурге, по данным городского Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, в настоящее время проживают более 50 семей погибших на АПРК «Курск». На Серафимовском кладбище похоронены 32 члена экипажа и его командир, Герой России, капитан 1 ранга Геннадий Лячин. Это самое большое захоронение экипажа в стране.

«12 августа 2019 года в Санкт-Петербурге по сложившейся традиции пройдут торжественно-траурные мероприятия и отдание воинских почестей под руководством Главного командования ВМФ РФ.

В 12:00 мск состоится панихида в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, где установлена мемориальная доска с именами всех членов экипажа АПРК К-141 «Курск».

В 14:00 мск пройдет заупокойная лития на мемориале АПРК «Курск» Серафимовского кладбища, возложение венков к мемориалу и цветов на могилы погибших подводников, отдание воинских почестей погибшим подводникам», — говорится в сообщении клуба.

В Калининграде памятные мероприятия пройдут в филиале военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия». Пятеро офицеров-выпускников филиала проходили службу на «Курске» и погибли при исполнении воинского долга 12 августа 2000 года, сказали ТАСС в пресс-службе Балтийского флота.

В память о погибших подводниках на фасаде музея истории установлены мемориальные плиты с именами офицеров-выпускников, не вернувшихся из того трагического, последнего похода подлодки в Баренцево море.

На строевом плацу института состоится митинг памяти, представители командования Балтийского флота и военно-морского вуза, курсанты, а также родственники и друзья погибших подводников возложат цветы к мемориалу.

В храме-часовне святого праведного адмирала Российского флота Федора Ушакова, расположенного на территории военно-морского учебного заведения, представители Русской православной церкви совершат поминальный молебен о погибших моряках. В пресс-службе Балтийского флота отметили, что на кораблях и в частях будут приспущены флаги, состоятся митинги, личный состав флота почтит минутой молчания память погибших моряков атомного ракетоносца.

Мероприятия в Видяево, Волгограде и Курской области

Памятные мероприятия 12 августа состоятся и в гарнизоне Видяево Мурманской области, откуда вышла в последний поход затонувшая атомная подводная лодка «Курск».

По данным пресс-службы администрации ЗАТО Видяево, утром в полковом храме Святителя Николая Чудотворца состоится литургия и панихида по погибшим морякам-подводникам с участием епископа Североморского и Умбского Тарасия.

По данным пресс-службы правительства региона, участие в мероприятиях, посвященных памяти экипажа «Курска» примет и врио губернатора Андрей Чибис.

Центром памятных мероприятий в Видяево станет мемориал «Подводникам, погибшим в океане». Ежегодно здесь собираются военные и члены их семей, проходят митинг и литургия. Днем 12 августа у мемориала состоится митинг военнослужащих гарнизона и жителей Видяево и заупокойная лития по погибшим морякам-подводникам.

В волгоградской школе №85, которую заканчивал в свое время командир подлодки «Курск» Геннадий Лячин и которая сегодня носит его имя, 12 августа на митинг соберутся ветераны Военно-морского флота и ученики школы, чтобы почтить память погибших подводников, сообщила ТАСС замдиректора школы Маргарита Савенкова.

«По традиции в день очередной годовщины со дня гибели экипажа подлодки «Курск» школьники и ветераны Военно-морского флота возложат к мемориальной плите на здании школы цветы, почтут память моряков-подводников минутой молчания.

Затем собравшиеся посетят школьный музей командира подлодки Лячина, в котором собраны личные вещи Героя России, в том числе мундир нашего земляка, поднятый с места гибели «Курска» и переданный музею семьей командира лодки», — рассказала Савенкова.

Дань памяти экипажу «Курска» отдадут также в Курской области, где, по информации властей, проживают 12 семей погибших моряков.

«По случаю скорбной годовщины в 10:00 12 августа на Мемориале павших в годы войны после литии, которую отслужат представители церкви, состоится траурный митинг, возложение венков и цветов к памятнику экипажу подлодки. В мероприятии примет участие губернатор и родственники погибших моряков.

Обычно на этом памятном мероприятии собирается не менее 400-500 человек, думаю, что и в этот раз будет не меньше», — сообщил ТАСС заместитель председателя комитета внутренней политики администрации Курской области Александр Шаповалов.

Гибель «Курска»

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск» Северного флота участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находился штатный экипаж, группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель» — всего 118 человек. Около 11:00 в районе маневров были зафиксированы два подводных взрыва. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, начались поиски.

13 августа аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила на дне К-141, лежащую на глубине 108 м. Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей АПЛ.

19 августа операция стала международной. К ней присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли.

26 августа командиру «Курска» Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившиеся на субмарине специалисты посмертно награждены Орденами Мужества.

Только осенью были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа «Курска». В дальнейшем из лодки были извлечены тела еще 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. Через год подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года ее отправили на судоремонтный завод «Нерпа» для утилизации.

Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате № 4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды; позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где скончались спустя сутки.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6753991

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как можно вылечить испуг у взрослого

Закрыть