Когда крестоносцы взяли иерусалим

«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

когда крестоносцы взяли иерусалим

«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

Под Крестовыми походами подразумевают серию интернациональных мероприятий католической Западной Европы, под эгидой церкви, по завоеванию мусульманских Палестины, Сирии и других стран Ближнего Восхода, а также православной Византии. Официальным мотивом этой агрессии выставлялось «освобождения гроба Господня из рук неверных». Первый крестовый поход завязался в 1095 году, а последний, восьмой, завершился в 1270 году.

Крестовыми походами называют некоторые другие мероприятия той же поры, устремлённые на насильственное крещение язычников (балтов, славян и т.д.) и истребление еретиков (катаров), а также более поздние попытки собрать интернациональную коалицию против турок-османов.

Детский крестовый поход

Пожалуй, самым шокирующим для современного сознания фактом является крестовый поход детей, случившийся в 1212 году.

После того, как в 1187 году мусульмане отбили у крестоносцев Иерусалим, а Третий крестовый поход 1189-1191 гг. закончился неуспехом, в Западной Европе распространились мистические настроения, что только чистые и непорочные дети способны отвоевать «гроб Господень». Завязались проповеди о том, что Бог обязательно благословит такое мероприятие, и перед детьми не только войска мусульман обратятся в бегство, но и море раздвинется, как перед Моисеем.

Когда юные крестоносцы собрались в Париже, то король Филипп II приказал им разойтись по домам и оставить неумную затею. Но не везде монархи и епископы были благоразумны. Многие же священнослужители благословляли и сопровождали безоружное войско детей. Многие родители, обнятые массовым фанатизмом, сами отправляли своих чад в неизвестность. Тут же действовали и тёмные личности, обещавшие родителям доставить их детей в Палестину и подававшие за это деньги. Увидим, к чему это привело.

В Германии летом 1212 года собралось примерно 25-тысячная толпа отроков и отроковиц, спрашивавших путь к морю и питавшихся подаянием. Большинство погибало в пути от голода и болезней, а в Альпах ещё и от холода. Когда уцелевшие спустились на равнины Италии, то многие из них бывальщины перебиты местными жителями в отместку за насилия немецких крестоносцев во время Третьего похода. До моря никто из них не добрался.

Во Франции образцово 30 тысяч юных крестоносцев под предводительством пастушка Стефана пришли в Марсель, где некие судовладельцы обещали бесплатно перевезти их на кораблях в «Святую землю». На семь кораблей было погружено возле пяти тысяч участников похода, прочим пришлось отправиться нищенствовать, и им повезло больше.

Корабли вместо Палестины приплыли в Алжир, где судовладельцы реализовали детей в рабство маврам, как у них уже было о том условлено. Страшную правду рассказал в Европе спустя 18 лет чудом уцелевший монах, сопровождавший детей в том злополучном плавании.

«Богоугодный» геноцид

Взятие восточных городов западными крестоносцами сопровождалось не лишь их разграблением, но и тотальным геноцидом населения. Впрочем, этим тоже было невозможно удивить ни современников, ни потомков. Самым шокирующим является воспевание участниками похода массовых смертоубийств как богоугодного дела.

Так, священник Раймон д’Ажиль с восхищением писал о взятии Иерусалима во время Первого крестового похода в 1099 году, что «число пролитой в те дни крови было невероятно».

В дворе храма Соломона (по-видимому, он называл так мечеть халифа Умара, которая, как многие находят, стоит на месте древнего храма Соломона), по его словам, кровь доходила до колен всадников, ехавших верхом.

И далее вытекает благочестивая сентенция: «Воистину, Господь наш Иисус справедливо и прекрасно рассудил так, чтобы это место затопилось кровью неверных».

Поп Фульхерий из Шартра, очевидно, не был склонен к преувеличениям, так как считает, что кровь местных жителей, струившаяся по улицам Иерусалима, доходила крестоносцам лишь до щиколоток.

Гийом, архиепископ Тирский (в Ливане), в XII веке написавший историю Крестовых походов, утверждал, что повсюду валялись обезображенные тела иерусалимцев, а победители были с головы до ног забрызганы кровью.

Хотя он судил о взятии Иерусалима лишь по рассказам, но, вероятно, в этих его писульках отразились впечатления от более позднего взятия какого-то другого города. Нравы у «воинов гроба Господня» не менялись.

Вандалы во Втором Риме

Ничем по сути не выделялось и взятие Константинополя, предпринятое вождями Четвёртого крестового похода в 1204 году. То, как крестоносное войско перенацелилось с мусульманской столицы на православную, показательно для итого этого движения.

У крестоносцев не хватало денег для оплаты проезда в Палестину, и тогда правительство Венеции предложило им, в уплату доли суммы, побыть наёмниками в покорении отпавшего от Венецианской республики города Зара (Задар). Зара была взята, но венецианцы спрашивали ещё денег.

В это время с вождями крестоносцев завязал переговоры царевич Алексей, сын свергнутого в Константинополе императора Исаака II Ангела. Он предложил крестоносцам и венецианцам рассчитаться из византийской казны за их услуги, если те возведут его на престол. Крестоносцы отнеслись к этому мероприятию как к святому делу, тем более, что соискатель престола обещал подчинить православную храм Риму.

В 1203 году крестоносцы возвели Исаака и Алексея IV на трон и стали требовать оплаты своих услуг. Но византийская казна была основательно разграблена предтечами новых императоров. Алексей начал взыскивать недостающую сумму на жителях столицы. Это вызвало мятеж, Ангелы были низвергнуты, и новый император Алексей V Дука отказался платить католикам что-либо. В ответ крестоносцы повели осаду Константинополя и 12 апреля 1204 года штурмом взяли город.

Изумляться массовым избиениям «схизматиков» католиками не приходится. Значительно большее впечатление на историков производит то, что западноевропейские рыцари уничтожали бесчисленные произведения искусства византийской столицы, не видя в них никакой ценности. От меча и огня гибли книги, картины, скульптуры. Золотые объекты переливались в слитки.

Столица Восточно-Римской империи, устоявшая при всех прежних варварских вторжениях, в начале XIII века была всё-таки завоёвана и истреблена западными варварами.

Источник: http://imperhans.ru/bogougodnyj-genocid-chto-tvorili-rycari-krestonoscy-pri-vzyatii-ierusalima/

Кроваво, стыдно и грешно: каким был первый крестовый поход

когда крестоносцы взяли иерусалим

27 ноября 1095 года папа римский Урбан II на Клермонском соборе во Франции провозгласил первый крестовый поход. Это событие было столь эпохальным, что о нем есть сведения не только в западных хрониках, а также арабских и сельджукских источниках, но и в нашей Повести временных лет. Это было глобальное событие, принесшее множество страданий и смертей не только мусульманам и иудеям Ближнего Востока, но и восточным, а также европейским христианам. Рассказываем, как все было.

Предпосылки и цели похода

Папа римский Урбан II благословляет крестовый поход

В основе такого глобального события естественно лежало множество объективных причин. В это время на Ближнем Востоке арабские правители подверглись нападению и завоеванию турков-сульджуков, тоже мусульман. Поэтому территория, куда в дальнейшем двинулся крестовый поход, была ареной постоянных междоусобных войн между различными мелкими и крупными правителями.

Одним из поводов для объявления первого похода была просьба о помощи, с которой обратился византийский император Алексей I Комнин к папе римскому. Уже до этого некоторое время византийцы использовали отряды западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, видимо, ожидал, что на помощь придет сильное войско, которое он стравит со своими врагами и их руками отвоюет территории обратно. Однако, он просчитался.

Для самих крестоносцев, начиная с феодальных и церковных верхов и заканчивая последним крестьянином, крестовый поход стал просто подарком.

Поскольку в Европе к тому времени все мало-мальски пригодные земли были поделены, огромное количество малоземельных или безземельных рыцарей занимались тем, что грабили купцов или нападали на других рыцарей ради выкупа.

Надо сказать, что незадолго до Клермонского собора, самому папе Урбану пришлось освобождать епископа Ламберта Аррасского, ехавшего на этот самый собор и захваченного таким вот любителем наживы.

Поэтому для церковных и светских властей, кроме поднятия своего авторитета, важно было перенаправить грабительские интересы огромного количества таких вот воинственных рыцарей в чужие земли. Естественно, все высшие феодалы, отправившиеся в этот поход, рассчитывали и на захват земель и сокровищ.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут сухомлинского педагога

Поход знати и взятие Никеи

В августе 1096 года в поход выдвинулось рыцарство. Они шли гораздо организованней, и, хотя тоже грабили, с ними уже приходилось считаться местным властям.

Сам император Византии был вынужден приказать наемникам-печенегам обстреливать тех крестоносцев, которые грабили его население, а с некоторыми даже вступил в битву. Да и сами предводители крестоносцев показали себя в Константинополе не с лучшей стороны.

Один из них прямо приказал своим людям воровать фураж у местных, а другой, во время приема во дворце императора, уселся на трон, демонстрируя, что Алексей I для него ровня.

Император, приведя большинство предводителей крестоносцев к вассальной присяге, отправил их в Малую Азию, где 14 мая 1097 года они осадили Никею.

Через некоторое время осады крестоносцы были неприятно удивлены, когда во время очередного штурма союзные византийские войска были беспрепятственно допущены в город.

Это случилось, потому что император, понимая, что никто ему город не отдаст, за спиной крестоносцев договорился с сельджуками, и те сдали город ему, чем защитили себя от смерти и разграбления. Но этим поступком император окончательно разбил и так не особо сильные союзнические настроения западных рыцарей.

Первое государство крестоносцев

Вход Балдуина в Эдессу

После взятия Никеи и нескольких сражений, в которых были разбиты силы сельджуков, крестоносцы, идя по Малой Азии, захватывали города и даже умудрились передраться между собой.

Проигравший в бою Болдуин Булонский 6 февраля 1098 года въехал в богатый армянский город Эдессу, где так пришелся ко двору местного правителя Тороса, что тот усыновил его и сделал наследником и соправителем. Что не помешало Болдуину возглавить мятеж врагов Тороса и, убив его, стать правителем первого государства крестоносцев — графства Эдесского.

Взятие Антиохии и чудо святого копья

Осада Антиохии

Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.

Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.

Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.

Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)

После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.

В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде.

И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа.

Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.

Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.

Взятие Иерусалима

Завоевание Иерусалима крестоносцами

7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.

Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.

После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.

Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Источник: https://disgustingmen.com/history/first-crusaders

Иерусалимское королевство — царство небесное

когда крестоносцы взяли иерусалим

В 1099 году Иерусалим пал под ударами мечей европейских дворян. Фактически все ближневосточные христианские святыни оказались в руках у крестоносцев. Так и появилось новое государственное образование — Иерусалимское королевство.

Взятие Иерусалима. 1099 год. (Pinterest)

Коронование Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии станет отправной точкой в истории новой монархии. Конечно же, это было не единственное государство крестоносцев на Ближнем Востоке: также выделялись княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское. Но именно Иерусалимское королевство стало главным оплотом христианского воинства на Ближнем Востоке.

Карта Иерусалимского королевства. (Pinterest)

В истории владений крестоносцев на восточном побережье Средиземноморья историки выделяют два важных этапа. Первый длился от основания королевства до захвата Иерусалима Саладином в 1187 году. За этот временной промежуток можно было наблюдать настоящий расцвет христианского Востока, правление Лотарингского дома, представители которого яростно сражались за отвоёванные святыни.

Но интриги местных элит и недальновидная политика по отношению к ближневосточным эмирам привели к хаосу: после потери Иерусалима подданные королевства долго не смогут собрать силы и хоть частично вернуть утраченные территории. Второй этап с конца XII до конца XIII столетия можно охарактеризовать как эпоху смут, склок и нестабильности.

Финал был таков — в 1291 году крестоносцы лишились последнего опорного пункта на побережье: пала Акра.

Иерусалимское королевство: структура и законы

На начальном этапе для нас интересен процесс формирования государственного аппарата новой монархии и её правовых институтов. Сама модель нисколько не отличалась от западноевропейской. Король выбирался советом крупнейших вассалов. Церковная власть принадлежала Папе Римскому и его особому представителю — патриарху Иерусалимскому. Этот человек поддерживал связь апостольского престола с королевством.

Монарх опирался на королевскую курию или совет. Этот орган был представлен главными надомными слугами его величества: маршалом, кравчим, стольником, комитом. И, конечно же, изобилие графов, баронов, рыцарей и т. д. Во многом пёстрый состав вассалов разных мастей не давал возможности для объединения войск перед лицом врага.

Левант, Иордания, Яффа, Аскалон и Цезарея составляли основу территориальной целостности молодой монархии.

Годфрид Бульонский — первый король Иерусалима. (Pinterest)

Сколько в активе было войск у короля Иерусалимского? На самом деле — всего лишь несколько сотен человек. В лучшие годы ополчение составляло 500−600 всадников. Рыцари, оруженосцы и «туркополы» (воины из нехристианского населения) составляли основу войска королевства.

А как же законы? Более-менее сформулированное обыкновенное вассально-ленное право. Согласно легенде, оно появилось сразу же после взятия Иерусалима Готфридом Бульонским в 1099 году. Будущий король собрал подданных и велел разработать правовые нормы для нового государства.

Нормативные акты были скреплены печатями самого короля и его вассалов, а далее отправлены в Храм Гроба Господня — так и появились «Письма Гроба». Но в 1120 году рыцарями будет подготовлен «Иерусалимский ассиз» или «Иерусалимский правовой кодекс» в Наврузе.

В XIII столетии окончательно оформится «Ассизы Иерусалимского королевства».

Крестоносцы штурмуют крепость мусульман. Миниатюра. (Pinterest)

Христиане на Ближнем Востоке

Но основной и самой болезненной проблемой для новоиспечённой христианской монархии была оборона захваченных земель. На финальной стадии Первого крестового похода большая часть пилигримов сочла свой долг выполненным и отправилась обратно на Запад.

Около 15 тысяч воинов покинуло Святую Землю. Для короля первостепенной задачей стало наладить постоянный приток не только лояльных, но и боеспособных вассалов. Первым делом вокруг Иерусалима появляются крестьянские общины на льготных условиях.

Далее — проводиться активная миссионерская политика по отношению к местному населению.

Удары мусульманских эмиров и аттабеков не заставили себя долго ждать: начиная с 20-х годов XII столетия на земли Иерусалимского королевство постоянно совершаются набеги и нападения.

В этих условиях все христианские поселения должны были строго соблюдать законы военного времени. Да и в целом всё государство подчинялась подобным военным задачам.

Экстренные меры в вопросе обороны состояли в создании цепи специальных оборонительных сооружений на северной, восточной и южной границе королевства, а также в формировании духовно-рыцарских братств.

Крак-де-Шевалье. (Pinterest)

Фортификационным сооружениям в условиях постоянных столкновений с очень подвижными контингентами мусульманской кавалерии следовало быть крепкими и надёжными. Именно поэтому на Ближнем Востоке, а не внутри европейского континента рождается каменное военное зодчество Средневековья.

Будет воздвигнуто несколько твердынь, но история сохранит самые успешные творения — Крак-де-Шевалье на границе Триполи и Иерусалимских владений, а также цитадель между Иерусалимом и песками у берегов Красного моря — Крак Монреаль.

Безусловно, они стали настоящими шедеврами военного зодчества, пиком достижений военно-инженерного искусства Западной Европы в XII-XIII веках.

Крак Монреаль. (Pinterest)

Создание военных духовно-рыцарских объединений было тесно связано с традицией паломничества X-XI столетий. Длительные странствия к святым местам требовали элементарных материальных благ и форм защиты паломников. История военно-монашеских орденов восходит к первым богадельням и приютам, из которых позже вырастут грозные и очень влиятельные организации.

Несмотря на обилие вполне логичных мер по обороне святынь, Иерусалимское королевство не смогло выстоять в борьбе с воинами ислама.

Источник: https://diletant.media/articles/45276324/

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период крестоносцев (1099–1291)

Skip to main content

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. ПЕРИОД КРЕСТОНОСЦЕВ (1099–1291)

:

Завоевание Эрец-Исраэль крестоносцами

Завоеванию Эрец-Исраэль крестоносцами в 11–13 вв. предшествовали и сопутствовали массовые еврейские погромы в странах Европы, учинявшиеся участниками крестовых походов. Первая волна крестоносцев, не достигнув Святой земли, была уничтожена турками (июль — октябрь 1096 г.). Спустя два года крестоносцам удалось организовать рыцарское войско, которое в мае 1099 г. достигло прибрежной дороги, ведущей из Ливана в Эрец-Исраэль.

Осада Иерусалима продолжалась с 7 июня по 15 июля 1099 г.; город капитулировал после того, как отряды осаждающих проникли в него через пролом в стене. Завоеватели устроили массовую резню населения, численность которого достигала в то время 20–30 тыс. Часть евреев, героически защищавших свой квартал на северо-востоке города, была перебита или заживо сожжена в синагоге, а часть — взята в плен и продана в рабство в Италию.

Лишь немногим удалось бежать в Ашкелон и Египет.

Захватив Иерусалим, крестоносцы продолжали завоевание страны. Бет-Лехем, еще до взятия Иерусалима, фактически был сдан крестоносцам христианами, составлявшими большинство его населения. После захвата Бет-Шеана и Тверии и превращения последней в столицу Галилейского княжества (1100–1247) сдались также Иерихон и Шхем. Последняя серьезная попытка мусульман остановить наступление крестоносцев закончилась поражением Фатимидов у Ашкелона (август 1099 г.

), открывшим крестоносцам путь к прибрежным городам. Яффа была покинута мусульманским населением и в течение некоторого времени служила главным портом, через который осуществлялось снабжение армии завоевателей. Для овладения большинством прибрежных городов крестоносцам потребовалось 10 лет (1100–10). Через портовые города поддерживались военные и торговые связи с Европой; в них концентрировались крестоносцы, осевшие в стране.

Ашкелон, находившийся под властью египтян и представлявший собой серьезную опасность для крестоносцев, был захвачен ими в 1153 г. В 1100 г. началась экспансия крестоносцев в южную часть Заиорданья, завершившаяся в 1142 г. установлением их контроля над территорией между Сирией и Египтом и путем, ведущим с севера к Мекке и Медине. Иерусалимское королевство, основанное крестоносцами в начале 12 в.

и занимавшее территорию от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата, включало и фактически независимые от него графства Эдесса (на юге нынешней Турции) и Триполи (на территории нынешнего Ливана) и княжества Антиохии (ныне Северная Сирия). Оно носило также названия Королевство Давида и Израиль. Первым правителем (1099–1100) Иерусалимского королевства был один из главных предводителей 1-го крестового похода Готфрид Бульонский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фарисеи кто это кратко и понятно

В государстве крестоносцев установились феодальные отношения; сельское население страны было обращено в крепостных, прикрепленных к земле, которая была захвачена крестоносцами. Одной из самых действенных форм его сопротивления новым правителям было умышленное сокращение производства сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных продуктов для городского населения. Задачам главным образом обороны была подчинена интенсивная (особенно в 12 в.) строительная деятельность крестоносцев в Палестине.

Они возводили и поднимали из руин церкви (например, церковь Гроба Господня в Иерусалиме, 1149 г.; церковь Рождества в Бет-Лехеме, 12 в.; церковь Воскресения в Шхеме, 1168 г.; церковь Благовещения в Назарете; церкви в Лоде, Самарии, 1150 — 1160, и другие), строили монастыри (Святой Анны в Иерусалиме, 1140 г., и другие), госпитали рыцарских орденов, заезжие дворы (главным образом в Акко), фермы (Аква-Белла, примерно 1168 г.

, в 7 км к западу от Иерусалима), мельницы (упоминаются в документах от 1158 г.), дороги, мосты и акведуки. Но особенно внушителен был размах оборонного зодчества.

Жилые замки нормандского типа (известно 36, в том числе в Иехи‘аме, Бет-Шеане, Хевроне, на горе Тавор), гарнизонные форты (каструм; известно 17, в том числе Бельвуар, 1138–40, близ Бет-Шеана, Бельмон близ Иерусалима, Мирабель к востоку от Яффы), мощные крепости на скалистых вершинах (Бофор на юге Ливана, Монфор в Западной Галилее, в Цфате и Атлите, 1217–18), укрепления (примерно 1115 г.) на острове Джазират Фир‘аун (И ха-Алмогим, 13 км к юго-западу от Эйлата).

Были достроены и возведены вновь городские стены в прибрежных городах Бейрут, Тир, Сидон (все три ныне в Ливане), Акко, Хайфа, Кесария, Яффа, Ашкелон, а также в Баниасе, Тверии и Рамле. После достройки цитаделей в Иерусалиме они впервые в истории крепостной архитектуры получили машикули для стрельбы сверху и нижний ряд боевых щелей в стенах, то есть были рассчитаны на активную оборону. Упорная борьба крестоносцев за господство на море диктовалась не только необходимостью отражать нападения сильного египетского флота, но и стремлением обеспечить регулярные поставки продовольствия для завоевателей.

Положение евреев под властью крестоносцев

Большинство евреев в городах, захваченных крестоносцами, было убито или продано в рабство; остальные бежали вместе с мусульманами в соседние страны или в еще незахваченные города, где им оказывали помощь местные еврейские общины. После упрочения власти крестоносцев уцелевшие евреи стали возвращаться в свои селения и восстанавливать разрушенный быт.

Хотя крестоносцы запрещали евреям проживать лишь в Иерусалиме (по некоторым сведениям, и в Хевроне), в городах Иудеи осталось небольшое число евреев. Биньямин из Туделы обнаружил только одного еврея в Лоде, одного — в Яффе, двух — в Бет-Лехеме и т. д.

В Иерусалиме он нашел (согласно одной из версий его записок) четырех евреев, занимавшихся с разрешения властей красильным ремеслом. Известно о существовании в этот период 10 еврейских поселений в Галилее и еврейских общин в Тверии и Цфате.

Самыми крупными были еврейские общины прибрежных городов Тира, Акко и Кесарии; по-видимому, евреи этих городов занимались морской торговлей. Среди евреев были врачи, ростовщики, стеклодувы, торговцы вразнос, а также проводники по святым местам, обслуживавшие христианских паломников.

Мессианские настроения, порожденные 1-м крестовым походом, не утихали на протяжении всего 12 века. Возникшее среди евреев Византии мессианское брожение распространилось среди еврейских общин Эрец-Исраэль, Сирии, Вавилонии, Ирана, Йемена, Марокко, Испании и Франции. Преследования и массовые убийства казались предвестниками избавления; никто из евреев не верил в прочность владычества крестоносцев в Эрец-Исраэль.

Еврейская мысль этого времени занималась проблемами избавления и причинами задержки прихода Мессии. Из страстной мечты об избавлении родился обращенный ко всем евреям призыв вернуться в Страну Израиля; самым ярким выражением этого нового духа является поэзия Иехуды ха-Леви и его философское сочинение «Сефер ха-кузари» («Книга хазара»).

Вера в то, что возвращение народа на свою родину, за обладание которой борются силы христианства и ислама, является необходимой предпосылкой избавления, отразилась на судьбе Иехуды ха-Леви, покинувшего Испанию ради Эрец-Исраэль.

Крушение государства крестоносцев

Поражение объединенного христианского войска и завоевание Иерусалима египетским султаном Салах ад-Дином (1187) значительно облегчили алию. По свидетельству И. Алхаризи, посетившего Эрец-Исраэль в 1216 г., Саладин обратился ко всем евреям — особенно к тем, кто бежал из-под власти крестоносцев, — с призывом возвратиться в Иерусалим.

В течение нескольких лет восстановилась еврейская община Иерусалима; иммигранты объединялись в общины по странам происхождения. Новые группы иммигрантов возглавляли крупнейшие раввинские авторитеты, приверженцы различных течений религиозной мысли. В 1211 г. в Эрец-Исраэль переселилось около 300 раввинов из Франции. Во главе их стояли тосафист (см. Тосафот) Шимшон бен Аврахам из Санса (конец 12 в.— начало 13 в.

) и рабби Ионатан бен Давид из Люнеля (1135? — 1210?). Алия раввинов из Франции продолжалась и в следующем поколении. Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к территории Эрец-Исраэль, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно завоеван мусульманами. В 1259 г. в Акко прибыл рабби Иехиэль бен Иосеф из Парижа (умер, по-видимому, в 1265 г.) вместе со многими учениками своей иешивы.

Несмотря на препятствия, чинившиеся испанскими властями, многие евреи Испании также отправлялись в Эрец-Исраэль. В 1267 г. в Иерусалиме поселился один из крупнейших талмудистов и философов того времени Нахманид, фактически основавший в Иерусалиме, опустошенном нашествием татар (1260), новую общину и иешиву, которую впоследствии перевел в Акко — главный центр еврейского населения в Эрец-Исраэль этого периода. (В 1972 г.

там была обнаружена его печать.) Алия из Испании продолжалась и после смерти Нахманида, который объявил поселение в Эрец-Исраэль религиозным долгом каждого еврея. В Эрец-Исраэль поселились также видные раввины из Германии и других стран. Религиозный авторитет ишува среди еврейства диаспоры значительно вырос.

В стране Израиля развернулась полемика об учении Маймонида, центром оппозиции которому стала община Акко, объединившая большинство ведущих раввинов, выходцев из диаспоры, с которой они продолжали поддерживать оживленную переписку. Акко был также последним оплотом Иерусалимского королевства, окончательно распавшегося в 1291 г.

Очевидный в 13 в. крах крестоносцев в Эрец-Исраэль стал источником надежды для евреев, как бы подтверждая их веру в то, что эта страна является достоянием одного дома Израиля. Крестовые походы раскрыли перед ними значение алии и политических переговоров, которые должны обеспечить возвращение еврейского народа на родину.

Преследования, убийства и порабощение еврейского населения расшатали экономическую основу (сельское хозяйство) и социальную структуру страны. Разорение было столь велико, что дети видных ученых, лишенные средств существования, были вынуждены покидать страну. Алия раввинов в начале 13 в. изменила характер ишува, но не смогла укрепить его основ.

(Подробнее о государстве крестоносцев см. Крестовые походы.)

См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Источник: https://eleven.co.il/land-of-israel/history-until-1948/15786/

«Рыцари были уже не те»: почему участники Четвёртого крестового похода разорили христианский Константинополь

815 лет назад участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы византийского престолонаследия, однако не получило обещанного вознаграждения от тех, кто привёл его под стены города.

В результате Константинополь был разорён. Убивать и грабить христиан-единоверцев крестоносцам оказалось выгоднее, чем воевать с мусульманами.

По словам историков, разгром Константинополя ускорил процесс гибели Византии и привёл к усилению цивилизационного раскола между католиками и православными.

Вскоре после возникновения в VII веке н. э. ислама арабы завоевали обширные территории на Ближнем Востоке. Византийцы постоянно вели с ними войны. В XI столетии на Ближний Восток вторглись сельджуки, которые начали угрожать Константинополю. Попасть к христианским святыням из Европы стало крайне тяжело. Византийский император Алексей I Комнин обратился к папе римскому Урбану II с просьбой помочь в борьбе с угрозой, пришедшей с востока.

«С момента обмена анафемами между Римом и Константинополем прошло всего несколько десятилетий, и раскол был ещё не так силён», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Вольфганг Акунов.

В 1095 году Урбан II выступил на соборе в Клермоне с призывом освободить Святую землю и Гроб Господень. Первый крестовый поход начался в 1096 году и оказался удачным. Рыцари захватили Антиохию и Иерусалим.

Под власть крестоносцев перешли обширные земли на Ближнем Востоке, на которых они основали несколько государств.

Рыцари также установили контроль над основными торговыми путями, связывавшими Восток и Запад, оказав таким образом содействие экономическому процветанию Волжской Булгарии и северо-восточной Руси.

  • Картина Эмиля Синьоля «Взятие Иерусалима крестоносцами», 15 июля 1099 года

«Прочный союз Византии с крестоносцами не сложился», — подчеркнул в беседе с RT доктор исторических наук, академик Олег Ульянов.

Второй крестовый поход 1147 года не принёс европейскому рыцарству серьёзных успехов. Напротив, он убедил мусульманских властителей, что с крестоносцами можно бороться. В 1180-е годы полководец Саладин захватил основные города, служившие рыцарям опорой, в том числе и Иерусалим. Из крупных населённых пунктов европейцам удалось сохранить за собой только Антиохию, Тир и Триполи.

В ходе Третьего крестового похода резко обострились отношения между крестоносцами и Византией. Константинополь подозревал рыцарей в сговоре со своими европейскими врагами и больше не желал оказывать им помощь. Крестоносцы, в свою очередь, занимались грабежами на византийских землях. В итоге Саладин заключил с рыцарями мир на выгодных для себя условиях, сохранив свои завоевания и разрешив паломникам некоторое время посещать Гроб Господень.

Четвёртый крестовый поход

Четвёртый крестовый поход был провозглашён папой Иннокентием III в 1198 году, однако в Европе эту идею восприняли без воодушевления.

Кандидат исторических наук, профессор Дмитрий Харитонович писал в книге «История крестовых походов», что Папа Римский повелел проповедовать миссию всем священнослужителям.

«Он отпустил грехи всем участникам будущего похода, а также тем, которые приняли не личное участие, но на свой счёт и сообразно своему имуществу поставили надлежащих воинов, так и тем, которые, хотя и на чужой счёт, лично отправились в поход. Однако деньги собирались медленно», — утверждал Харитонович.

  • Картина Тинторетто (Якопо Робусти) «Завоевание Зары»

В итоге поход был назначен только на 1202 год. Его первоначальной целью должен был стать Египет. Наиболее мощный флот на Средиземном море в то время был у Венеции. Организаторы похода попросили её власти переправить крестоносцев за море. Однако людей собралось значительно меньше, чем планировалось, из-за того, что одна часть потенциальных участников передумала участвовать в кампании, а другая сама выступила в путь. Рыцарям также не хватало денег, обещанных Венеции за помощь в снабжении.

Венецианцы предложили своим должникам в обмен на отсрочку платежа захватить христианский Задар, который представлял угрозу их экономическим интересам. Большинство крестоносцев согласились, и 24 ноября 1202 года далматинский город был разорён. 

Византийский престол

Акунов напомнил, что в Византии незадолго до Четвёртого крестового похода произошёл государственный переворот.

«В 1195 году был свергнут, ослеплён и брошен в тюрьму своим же братом Алексеем император Исаак II Ангел. Однако племянника, также Алексея, новый император не тронул. Тот некоторое время оставался в Константинополе, а затем сбежал к мужу своей сестры, Филиппу Швабскому, и попросил его о помощи», — подчеркнул историк. 

Царевич Алексей вместе с людьми из окружения своего зятя в 1203 году прибыл в Задар, где остались зимовать крестоносцы со своими венецианскими союзниками. Молодой человек склонил на свою сторону рыцарей, предложив за помощь в возвращении отца на престол 200 тыс.

серебряных марок, провиант, отряд воинов для участия в дальнейших походах и переподчинение православной церкви Риму. В июле крестоносцы на венецианских кораблях прорвались в гавань Константинополя и захватили его предместья. Алексей III бежал, а Исаак II вернулся на престол.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему крайний а не последний

Его сын Алексей IV по настоянию крестоносцев был объявлен соправителем.

Однако казна империи была пуста. Сын и отец Ангелы собрали для крестоносцев лишь 100 тыс. серебряных марок. Тогда европейские рыцари начали грабить православные храмы и мечети в мусульманском квартале. Народ посчитал причиной своих бед императоров-соправителей и восстал против них. Жители города объявили императором зятя Алексея III — Алексея Мурцуфла. Тот приказал задушить Алексея IV. Вскоре после этого умер и сам Исаак.

«Новый император заявил стоявшим под Константинополем крестоносцам, что ничего им не должен, и предложил следовать дальше на Святую землю», — рассказал Акунов.

Падение Константинополя

В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.

Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и  пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.

  • Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами (1204 год)». 1470-е годы.

«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.

На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.

Также по теме

Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы

Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в

Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.

«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.

В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова,  отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».

«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт. 

По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.

«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/621108-krestoviy-pohod-konstantinopol-razoreniye

От крестовых походов до наших дней. Иерусалим

Иерусалим

От эпохи сражений с римлянами до Второй мировой войны этот город был свидетелем множества конфликтов.

За свою долгую историю Иерусалим осаждали более двадцати раз.

Один из старейших городов мира был местом сражений римских гражданских войн, крестовых походов и даже мировой войны.

Первая осада новой эры произошла в 70 г., когда город находился под властью римлян.

Разбуженные большим еврейским восстанием 66 г., евреи пришли в ярость, когда римский офицер совершил кражу из синагоги.

Они выступили против своих угнетателей и превратили Иерусалим в центр восстания.

Впоследствии император Веспасиан приказал армии генерала Тита снова захватить город.

Тараны, катапульты и осадные башни разрушили стены, и из городского храма были похищены священные реликвии.

В память о победе в Риме была воздвигнута арка Тита

Возможно, самый знаменитый военный конфликт в Иерусалиме произошел во время крестовых походов.

Во время первого похода 1099 г. город захватила христианская армия из 12 ООО пехотинцев и 1500 всадников.

Осадные башни и штурмовые лестницы сломили оборону одного из самых защищенных городов той эпохи.

Эта победа привела к контрнаступлению Салах ад-Дина из династии Айюбидов, состоявшемуся в 1187 г.

Город, по-прежнему находившийся в рука: христиан, защищал Балиан Ибелин.

Сначала Салах ад-Дин вел переговоры о мирной сдаче, но после отказа приступил к осаде Иерусалима.

Атаки в основном направлялись на Башню Давида и Дамасские ворота.

Башня ДавидаДамасские ворота

Нападение было отбито, поэтому Салах ад-Дин обратился к Горе Олив, где ворот не было.

Это оказалось тактической удачей, и незадолго до падения христианской цитадели Балиан предложил сдать город, на что Салах ад-Дин в конце концов согласился.

Третий крестовый поход, возглавленный Ричардом Львиное Сердце и Филиппом II в 1189 г. с намерением вернуть город, закончился поражением.

Следующая крупная осада произошла в 1917 г., во время Первой мировой войны.

Став местом битвы между Британской и Оттоманской империями, через несколько дней город попал в руки союзных войск.

Иерусалим оставался под властью Британии до 1948 г., когда в результате арабо-израильской войны он был разделен между Израилем и Иорданией, что привело к десятилетиям внутреннего конфликта.

Сегодня Иерусалим является столицей двух суверенных государств: Израиля и Палестины.

Почему все так стремились в Иерусалим?

Свыше 2000 лет Иерусалим имел важное религиозное значение для иудеев, христиан и мусульман.

Крестоносцы хотели вырвать его из-под власти мусульман, поскольку он являлся важным местом паломничества.

В иудаизме Иерусалим считается священным городом и известен под названием Сион. Иудеи верили, что этот город был создандля них Богом.

Для мусульман, которые называют Иерусалим Аль-Кудс, он также важен, поскольку в нем находится вторая по значению мечеть после Мекки.

Иерусалим также имел географическое значение для империй: таким образом можно было закрепиться на Ближнем Востоке для ведения военных действий и тоhговли.

Оставайтесь с нами. 

Источник: https://jborder.ru/design/arxitektura/ot-krestovyx-poxodov-do-nashix-dnej-ierusalim/

Взятие Иерусалима крестоносцами (1099)

Взятие Иерусалима крестоносцами – одно из самых основных событий Первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) Осада продолжалась с 7 июня по 15 июля 1099 г., в ходе которой Иерусалим был взят крестоносцами.

На рассвете 7 июня 1099 года войска крестоносцев численностью примерно 40 тыс. человек (согласно другим данным около 20 тыс.), среди которых было полторы тысячи рыцарей, подступили к Иерусалиму.

Город охранялся сравнительно небольшим египетским гарнизоном (гарнизон — 1 тыс. человек, мирное население около 60 тыс.), потому как в августе 1098 года армия каирского халифа отбила Святой Город у турецкого правителя. Местные турки не торопились на помощь городу, а армия великого визиря (то есть главы правительства) Египта была еще далеко.

Осада Иерусалима

Расположились крестоносцы тремя отрядами: Готфрид Бульонский, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский — к северо-востоку от города, Танкред — к северо-западу, Раймунд Тулузский — к югу. Город смог основательно подготовится к осаде: были сделаны запасы продовольствия, засыпаны колодцы в окрестностях и даже русло реки Кедрон.

Войско крестоносцев столкнулось с большими трудностями. Они страдали от жажды и жары, кругом было безлесное пространство, были вынуждены отправлять экспедиции в отдаленные районы за деревом, из которого сооружали огромные осадные машины, лестницы и тараны. Использовали и бревна, из которых были построены сельские дома и церкви округи. Зато из Генуи купцы своевременно прислали суда с продовольствием и квалифицированными плотниками и инженерами.

Сарацины стойко защищали свой город, лили на головы осаждающих кипящую смолу, закидывали камнями, поражали стрелами. Крестоносцы прибегали к самым различным способам борьбы. Как-то раз даже совершили крестный ход вокруг неприступной крепости.

Решающий штурм начался 14 июля 1099 года. Ночью воины Готфрида скрытно переместили свой лагерь к восточной части Святого Города, которая хуже защищалась сарацинами. С рассветом по сигналу все три части армии начали движение. С трех сторон к городу двинулись колоссальные осадные башни. Однако после 12-ти часового сражения мусульманам удалось отбить натиск неприятеля.

Только на следующий день с башни Готфрида, наконец, смогли перекинуть мост на стену, по которому его воины ворвались в Иерусалим. Рыцари подожгли оборонительные приспособления сарацин. В скором времени и Раймунд, и Танкред были в городе. Случилось это в три часа дня, в пятницу, в тот день недели и в то время, когда Спаситель умер на кресте.

Кровавая резня. Грабежи

В Святом Городе началась ужасная бойня. Франки не боялись встретиться с единоверцами: египетский комендант Иерусалима перед тем как началась осада изгнал всех местных христиан, остерегаясь измены с их стороны.

Хронист Рауль Канский свидетельствовал: «Все защитники города побежали прочь от стен, через город, а наши пустились вслед за ними, убивая и обезглавливая их, преследуя вплоть до Соломонова храма (так летописцы крестовых походов называют мечеть Омара, возведенную этим халифом на месте древнего храма Соломона) и здесь уж была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови».

В особенности жестокую резню крестоносцы устроили в самой этой мечети и в находившейся рядом мечети ал-Акса. Там попытались укрыться старики, женщины, дети, больные. «Одолев язычников, — продолжает свидетель, — наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых».

Еще один участник штурма, Раймунд Ажильский, все же явно преувеличивая, утверждал, что в «храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников и уздечек коней». Кроме убийств, по Иерусалиму шли сплошные грабежи. «Пилигримы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, забирая себе дома, полные всякого добра».

Последствия

В течении недели «благочестивые» завоеватели уничтожили более 40 тыс. человек (по другим сведениям около 70 тыс.) И они же с молитвами и рыданиями, с босыми ногами и обнаженными головами замаливали грехи в храме Воскресения перед Гробом Господним.

Эти грабители и убийцы навряд ли особенно музыкальными голосами пели псалом: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».

Они были совершенно счастливы, ибо сбылись все их чаяния.

После взятия Иерусалима крестоносцами правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающегося египетского войска ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована, крестоносцы отстояли свое главное завоевание, после чего большинство из них возвратилось на родину.

Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего, крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории рыцари создали четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Владычество латинян, впрочем, оказалось недолговечным.

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/vzyatie-ierusalima-krestonoscami-1099.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как сформировать правильную осанку

Закрыть