Канонизация что это такое

Канонизировать — это значит признать, что человек был святым

канонизация что это такое

Учение Святой Православной Церкви гласит, что канонизированные святые – это Божии слуги, которые защищают молитвами своих сотоварищей по вере перед Господом. Верующие же, в свою очередь, величают и чествуют их, почитают в своих молитвах, молятся им, прося о заступничестве.

Что означает канонизация?

История христианства имеет много зафиксированных чудес и необъяснимых для обычного человека явлений. Многие подвижники христианской веры прославились на весь мир своей прозорливостью, пророчествами и чудесами. Их почитают, им молятся, у них просят помощи.

Канонизировать – это означает провозглашать члена церкви, который умер, святым. Святые – это люди, которые при жизни смогли полностью избавиться и очиститься от своих грехов, это дало им силу и возможность явить через себя миру силу Господа. Святыми называют тех, чей жизненный путь, который был посвящен Богу, подтвержден Церковью как достоверный факт.

Канонизировать – это с греческого означает «узаконить на основании правила», или же «причислить к лику святых». Православная церковь отмечает канонизацию особой торжественной службой в честь радостного события – прославления нового святого. Эта процедура имеет свои правила и законы, происходит в соответствии с определенным регламентом. Существует специальная Синодальная комиссия, которая занимается сбором материалов, способствующих канонизации.

Раньше, когда подвиг мучеников за веру происходил на глазах многих свидетелей, а их останки, становясь мощами, были способны исцелять, процедура канонизации происходила сразу же, без всяких комиссий и заседаний. Сейчас же ситуация несколько изменилась.

Кандидатуру на прославление сначала рассматривает комиссия епархии, членом которой был человек, прославившийся из-за своей веры в Бога.

После утверждения всех нужных документов они передаются в комиссию при Синоде, где и принимается окончательное решение.

Тот день, в который принимается решение о канонизации, вносится в церковный календарь и считается днем, когда прославляют новоявленного святого. Специально для новоявленного святого впоследствии составляется церковная служба и рисуется икона.

Материалы, подтверждающие святость праведника

Канонизировать – это свершить процедуру, которая основывается на прошении причислить к лику святых. Для принятия решения комиссия, помимо прошения, должна рассмотреть полное жизнеописание праведника, где будут подробно описаны все его чудеса и подвиги, которые свидетельствуют о святости.

Жизнеописание составляют на основе архивных документов: медицинских справок об исцелениях, свидетельств священнослужителей и мирян о прижизненных чудесах и благочестивых поступках подвижника, архивных свидетельств его явлений верующим после смерти или даже при жизни. Огромную роль здесь играет то, как подвижника почитают и прославляют миряне.

Критерии, указывающие на то, что человек может быть канонизирован церковью

Самым главным и самым важным критерием будут заслуги человека перед церковным приходом и перед всем миром христианским. Святость праведника может подтверждаться верой в него Церкви, как в человека, который был угоден Богу и послужил пришествию на землю Божьего сына.

Мученическая смерть за веру и учения Христа тоже служит критерием, указывающим на святость. К лику святых причисляют в случае явления миру чудес, свершенных посредством молитвы или же полученных вследствие поклонения останкам человека – святым мощам. Мощи – это останки или же полностью сохранившиеся тела прославленных праведников, обращение к которым в молитвах творит чудеса.

Канонизировать – это означает признать, что человек прожил праведную, благочестивую жизнь, ведь святость – это пример для подражания, подвиг мученической смерти или огромных добродетелей при жизни.

Источник: https://FB.ru/article/231834/kanonizirovat---eto-znachit-priznat-chto-chelovek-byil-svyatyim

Канонизация

канонизация что это такое

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Канониза́ция (от лат. Canonizatio — брать за правило) — процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви.

Христианство[ | ]

В католической и православной Церквях — причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В католической церкви чин канонизации включает торжественное возглашение папы, что блаженный вписывается «в каталог святых, дабы в день своего преставления усердно был прославляем всею церковью»; в связи с этим греч. κανών в значении: список, каталог было заимствовано в латинский язык[1]. И хотя русская церковь заимствовала канонизацию святых от греческой, в отличие от русского языка, в греческом отсутствует специальное слово, соответствующее лат. Canonizatio.

Православие[ | ]

Основная статья: Православные святые

В практике православной церкви органом, полномочным канонизировать то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный Собор или Синод.

Католицизм[ | ]

Основная статья: Католические святые

По правилам католической церкви, процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через пять лет после смерти человека. Наряду с канонизацией различают также беатификацию — причисление к лику блаженных, которая является предварительной ступенью перед канонизацией. Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой римским Урбаном VIII.

Другие значения[ | ]

  • В литературоведении канонизация — приведение вариантов раннего текста к единому стандарту, компиляция единого авторитетного текста из разрозненных источников (напр. в статьях библеистика, китайские классические тексты).
  • В математике канонизация — приведение к нормальной форме.
  • В информатике канонизация (стандартизация) — процесс преобразования данных в одно возможное представление (en:Canonicalization).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему священников называют попами

См. также[ | ]

  • Канонизация святых Русской православной церковью

Примечания[ | ]

  1. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви

Литература[ | ]

  • Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.). — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 208 с. — 13 400 экз. (в пер.)

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Канонизация — древо

канонизация что это такое

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Канониза́ция (гр. άναχερύσις, лат. canonizatio, от гр. χανών в значении “список, каталог“), причисление усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях.

Канонизация в Древней Церкви

В древней Церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV-VI вв.

, видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранных” (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна.

Правда, Африканская Церковь устанавливает в IV в.

различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника – это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.

Канонизация в Восточной Церкви

Когда почитание святых делалось общецерковным, установление общецерковного празднования могло, видимо, быть результатом соборного решения (особенно в спорных случаях) или постановления предстоятеля Церкви (патриарха). Данные о такого рода решениях для раннего времени у нас отсутствуют.

Первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 895).

Известен также указ императора Льва Мудрого (886-911), повелевавший, чтобы во всей греческой церкви совершались празднования в честь ряда наиболее почитаемых святителей (этот yкaз, однако, отнюдь не вводил почитание, а лишь регулировал уже сложившуюся традицию).

В принципе же, причисление к лику святых местночтимых совершается в греческой церкви правящим архиереем и ни в каком утверждении не нуждается; высшие иерархические инстанции действуют лишь при преобразовании местного почитания в общецерковное. Отсутствует и какой-либо особый чин причтения к лику святых. Причтение отмечается торжественной службой в честь нового святого и внесением его имени в святцы для ежегодного совершения его памяти.

Канонизация в Западной Церкви

Источник: https://drevo-info.ru/articles/929.html

Что такое Канонизация

Канонизация — Действие по знач. несов. глаг.: канонизировать.

Канонизация в Энциклопедическом словаре:

Канонизация — (от греч. kanonizo — узаконяю) — 1) в католической иправославной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2)(Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон.узаконение.

Значение слова Канонизация по словарю Ушакова:

КАНОНИЗАЦИЯ
канонизации, мн. нет, ж. (книжн.). Действие по глаг. канонизировать и канонизовать.

Значение слова Канонизация по словарю Брокгауза и Ефрона:

Канонизация (canonisatio, от греч. глагола κανονίζειν — узаконять) — узаконение, через особое каждый раз постановление высшей церковной власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого.

Все христианские церкви (кроме протестантов) учат, что христиане, совершеннейшие по жизни и особенно оказавшие великие услуги церкви своей деятельностью, по кончине своей, как особенно угодившие Богу, удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особенный класс — «святых человеков», которые молятся пред Богом за живых собратий своих по вере и которым последние должны, с своей стороны, воздавать молитвенное чествование.

Для того, чтобы чествование было непогрешительно и воздавалось лишь лицам действительно святым, необходимо властное руководство церкви. В первобытной церкви ветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные апостолы и мученики признавались святыми в силу самой принадлежности их к этим категориям, так что отдельных постановлений о причислении их к лику святых не требовалось.

все дело ограничивалось внесением их имен, с ведома или по распоряжению местного епископа, в диптихи и синодики и регламентацией празднований церковных в дни их кончины. С течением времени из диптихов и синодиков имена святых были выделены в особые сборники — менологии (μενολόγιο&#953. = месяцесловы) и календари (западное видоизменение древнейших fasti), которые сначала в каждой епархии были свои. Историческое свидетельство о вселенском чествовании всех апостолов встречается не ранее IV в..

об общецерковном празднике в честь всех св. мучеников в первый раз говорится в одной из проповедей Златоуста, т. е. также в IV в. К тому же времени относится установление ряда церковных празднеств, как в честь событий из жизни И. Христа и Богоматери, так и в честь святых. Установление празднеств в честь святых, исходившее от высшей церковной власти, и составляет существовавший в древней церкви вид канонизации святых.

B том же IV веке обозначаются две новые категории святых, признание которых таковыми могло состояться лишь на основании их личных качеств и заслуг: 1) преподобные, т. е. святые из иноков-подвижников, 2) святые отцы церкви и вообще святые иepapxu. Некоторые преподобные, прославившиеся прозорливостью и чудесами, провозглашались святыми самим народом. иногда даже при жизни их в честь их строились храмы, напр. импер. Маркианом — в честь преп. Вассиана.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как изгнать сущность из человека

Большей частью преподобные делались сначала святыми местночтимыми (в своих монастырях или и в целых епархиях), а затем и общечтимыми, по мере того как распространялись вести о совершенных ими при жизни или после смерти чудесах, или о нетлении их останков.

С большей легкостью совершалось причисление к лику святых лиц из высшей церковной иерархии: так, все архиепископы константинопольские, начиная с Митрофана (315-325) до Евстафия (1019-1025), значатся святыми в святцах константинопольской церкви, за исключением тех из них, которые осуждены были как еретики или почему-либо удалены с кафедры.

Сверх тридцати первых пап, причисленных к лику святых потому, что все они скончались мученически, к местночтимым святым Рима отнесены двадцать шесть пап, следовавших один за другим с 296 по 526 г.

До какой степени осмотрительно поступала церковь при возведении поместных иерархов в святые всей церкви, это видно из того, что даже такие великие отцы церкви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский, были признаны святыми всей церкви не ранее, как по указу императора Льва Мудрого (886-911 г.).

Еще одну категорию святых древней церкви составляют прославившиеся заслугами церкви и благочестием цари — равноапостольные Константин и Елена, царицы Феодора, Пульхерия и Феофано, царевны Сосипатра и Анфуса. Не ранее, как в XI в., императором Василием (976-1025) издан был общий менологий всех святых, чтимых на всем пространстве греческой империи. Этот менологий лег в основание позднейших «святцев константинопольской церкви», вошедших в состав «святцев» Киево-Печерской лавры.

Общие правила, которыми руководилась русская церковь с самого своего начала при К. своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому начиналось церковью дело о причислении того или иного подвижника к лику святых, служил во все времена дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков. Самая К. имела три вида.

Подвижники благочестия признавались святыми: 1) местными в тесном смысле слова, в м-рях или иногда в приходских црк., где почивали их останки. 2) местными в обширном смысле слова, т. е. чтимыми в целой епархии или по крайней мере в епархиальном городе. 3) общецерковными. Право К.

местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу с ведения митрополита (позже — патриарха) всея Руси, право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам при участии собора русских иерархов.

Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего.

затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти, в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его «житие» с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковной власти. Одновременно с тем износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особенном украшенном гробе-раке, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т. е. под полом храма.

От начала русской церкви до наших дней различают четыре периода в истории К.: 1) до 1547 г.. 2) соборы 1547 и 1549 гг.. 3) от 1549 г. до учреждения Синода и 4) от учреждения Синода. До 1547 г. было канонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семь в качестве святых всей русской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Перед самым собором 1547 г.

было причислено к лику святых всей русской церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г. оставались местночтимыми, в тесном или обширном смысле слова. О первой русской К. (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор.

Княгиня Ольга, хотя мощи ее из могилы перенесены в церковь еще при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались еще в древности равноапостольными, были канонизованы в позднее сравнительно время: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не раньше 1240 г., когда ему воздано было религиозное чествование в Новгороде. На московских соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митроп.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Внезапная смерть младенца до какого возраста

Макария было одновременно канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, впервые признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами К. производилась «со всяким тщанием и испытанием о чудесах», совершенных канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода тем же порядком канонизовано 132 святых, скончавшихся, большею частью, задолго до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в.

Со времени учреждения Синода ввиду особенно распространившегося к тому времени суеверного чествования в простом народе разных святош установлены были духовным регламентом самые строгие меры против такого чествования. С 1721 г. по настоящее время для общецерковного чествования канонизованы святыми: Феодосий Тотемский. Димитрий, митрополит Ростовский. Митрофан, епископ Воронежский. Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский.

Каждая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах от названных святых, произведенного на месте не местным только епископом, но особым комитетом из лиц, избранных Св. Синодом.

— В 1539 и 1544 годах были два факта отклонения высшею церковною властью ходатайств епархиальных епископов о причислении к лику святых двух благочестивых подвижников, которым уже пелись на местах их нахождения молебны со стихирами и канонами и писались иконы, — по недостатку доказательств их чудотворений и по отсутствию нетления их мощей.

При патриархе Иоакиме были два факта отмены прежде состоявшихся канонизаций, по тем же причинам, а также ввиду перетолкования раскольниками в пользу своего учения некоторых фактов их жизни. Кроме причтения к лику святых, местночтимых или общецерковных, в Древней Руси имело место молитвенное «почитание» усопших подвижников благочестия, составляющее вид религиозного культа вне канонизации. Над могилами таких «чтимых» народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особый катафалк. Этот способ чествования неканонизованных подвижников веры и благочестия имеет место и в настоящее время. так, например, в Киево-Печерской лавре почитается прозорливец Досифей (ум. 1778 г.), тридцать лет пробывший затворником, в Саровской пустыни — игумен Пахомий, отшельники Марк и Александр, старец Серафим, в Задонском монастыре — старец Георгий, в Оптиной пустыни — Феофан (ум. 1819 г.) и недавно (в 1893 году) скончавшийся Амвросий. В западной церкви начало правильной К. относится ко времени Карла В., который в своих капитуляриях постановил, чтобы чествованию кого-либо святым предшествовало признание его святости по крайней мере местной церковной властью. Со времени Папы Александра III (1181 г.) К. всех святых в католической церкви стала исключительным правом папской власти. Папа Иннокентий III в 1215г. узаконила, как необходимое условие К., удостоверение, через назначенных папой лиц, в нетлении тела лица, предназначенного к К. В настоящее время для К. в римской церкви существует такой порядок. Если член церкви умер с репутацией человека безупречно благочестивой жизни, то в местности, где он имел пребывание, позволяется именовать его «блаженной памяти рабом Божиим» (piae memoriae servus Dei). Затем, по желанию населения и по заявлению местного клира и епископа, делается конгрегацией обрядов (congregatio ritus) троекратное исследование о его жизни, и если будет найдено, что действительно эта жизнь была непорочная и святая, а особенно если окажется, что он при жизни или по смерти творил чудеса, ему усвояется название блаженного (beatus). Признание блаженным (beatificatio) может быть сделано не ранее, как через 50 лет после кончины данного лица. «Блаженный» признается лишь местночтимым святым. Если после того сделаются известными новые его чудеса и они будут в установленном порядке удостоверены, то ставится вопрос о канонизации его уже в качестве святого всей церкви и в случае утвердительного решения вопроса сам Папа ex cathedra провозглашает его святость особой буллой, по установленной формуле «decernimus et definimus beatum N sanctum esse» и т. д. Чинопоследование латинской канонизации находится в книге «Ceremoniale Romanum». См. E. E. Голубинский, «К. в Русской церкви», в «Богословском вестнике» (1894). В. Васильев «Очерк истории К. русских святых», в «Чтениях Моск. общ. истории и древностей» (1893 г., кн. 3-я). Я. Барсов.

Определение слова «Канонизация» по БСЭ:

Канонизация (позднелатинское canonizatio, от греч. kanonizo — определяю на основании правила, узаконяю, от kanon — правило, канон)
в католической и православной церквах включение того или иного лица в число святых. В католицизме представляет собой акт, строго разработанный в юридическом и богослужебном отношениях. Общецерковный порядок К.

был введён папой Александром III во 2-й половине 12 в. и закреплен в 1200 Иннокентием III: право К. стало прерогативой лишь римских пап. Проводя К., церковь всегда преследует политические цели.
В православии такого строгого порядка проведения К., как в католицизме, нет. В России общецерковная К. была введена в 16 в.

и поставлена под контроль царя, а со времени Петра I совершалась согласно императорским указам по представлению Синода.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/kanonizaciya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Когда уходите на миг

Закрыть