Как воспитывали детей на руси

Как воспитывали девочек на Руси: что умели наши прабабушки в 8-10 лет?

как воспитывали детей на руси

Как часто можно услышать от старшего поколения: «Вот я в твоей возрасте» И дальше список можно перечислять бесконечно. В 8 лет сама ходила в школу, в 9 лет готовила, в 10 вышивала крестиком. А если своего примера мало, то начинают вспоминать воспитание крестьянских девочек на Руси. Вот мол, твои ровесницы, что умели, а тебе бы только играть и развлекаться. А давайте вместе посмотрим, какие обязанности были раньше у девочек в этом возрасте.

Принципы воспитания

Раньше жили большими семьями, порой по 4 поколения. Поэтому у подрастающей девочки постоянно перед глазами был пример старших женщин. Сравните с современной ситуацией, когда мама постоянно на работе, и ребенок ее видит лишь перед сном.

Второй момент — это особенности жизненного уклада. В магазинах тогда нельзя было ничего купить, пользовались тем, что сделали сами. Поэтому домашних обязанностей было столько, что хватало на всех членов семи. И детям, по мере их подрастания, старались передать часть задач. Во всех крестьянских семьях строго придерживались принципа: «маленькое дело лучше большого безделья».

Самые маленькие дети могли держать пряжу, пока бабушка перематывала ее в клубок, подавать семена при посадке и выполнять ряд других простых поручений. Это позволяло постоянно держать его в поле зрения. А к 10 годам ребенок мог выполнять уже практически все хозяйственные задачи.

Девочка — будущая хозяйка

Больше всего обязанностей было у женщин. Уход за скотиной, работа на огороде, приготовление еды, изготовление пряжи и шитье, стирка и уборка, воспитание детей — это еще неполный перечень. И конечно, мама остро нуждалась в помощниках. Поэтому уже к 5 годам они должны были уметь прясть и помогать по дому, присматривать за младшими детьми, домашней птицей и скотиной.

Вместе с мамой

Раньше в избах был специальный угол, который отделялся занавеской. Это было женское место, где и проводила большую часть времени девочка. Наблюдая за мамой, она училась наводить порядок в «посуднике», раскладывать сыпучие продукты, перематывать пряжу. Так, подрастая, она постепенно перенимала определенные домашние задачи. Это происходило естественно.

Уборка в доме

Это не слишком сложное занятие, поэтому оно также переходило «по наследству» к девочкам. Причем следить за порядком они начинали рано, лет с 5 — 6. Ну а 10 годам они подметали пол и чистили лавки, вытряхивали половики, убирали постель и меняли лучины. Нередко подрастающей девочке передавали и еще одну тяжелую обязанность — стирать белье в речке, а потом развешивать его на просушку. В зимнее время эта задача становилась серьезным испытанием и могла стоить здоровья.

Уход за малышами

Когда в семье рождался еще один ребенок, уход за ним автоматически передавался старшему. С матери никто не снимал огромного количества домашних обязанностей, поэтому она находила время только покормить кроху. Поэтому девочку садили за рукоделие, а между делом она качала люльку. Для этого она крепилась веревкой к потолочной балке и оставалось только сунуть ногу в петлю.

К 10 годам девочка уже считалась полноценной нянькой. Она спокойно могла пеленать и кормить младшего брата или сестру, развлечь его играми и успокоить. Если семья нуждалась в деньгах или продуктах, то ее могли отдать в няньки в богатый дом. А там ей приходилось брать на себя практически все домашние обязанности.

Ткачество

Обычно этим занимались зимой, когда вся женская половина семейства собиралась вместе. Девочка с самого раннего возраста помогала наматывать нитки, трепать лен, чесать шерсть. Потом ее учили прясть. К 5 — 7 годам отец делал ей личное веретено, теперь она делала пряжу. Ближе к подростковому возрасту осваивали и ткацкое искусство. Первыми изделиями обычно бывал пояс или рушник. После этого ей предстояло начать изготавливать свое приданное.

Развлечения

Несмотря на тяжелый физический труд, дети успевали и поиграть. Малышки возились с тряпичными куклами, плели им косы. Подростки собирались своими компаниями. Здесь они пели, болтали, занимались рукоделием.

Если для взрослой женщины необходимость штопать рубаху между всей остальной работой — это скорее «неприятный бонус», то девчата выполняли эту работу весело и непринужденно. Все ребята, независимо от возраста, ходили в лес за ягодами и грибами, ловили рыбу. Это было обязанностью и веселым приключением.

По пути можно было поиграть с друзьями, полакомится ягодами, выкупаться. Но такие походы развивали и ответственность, нужно было привести домой всех младших, да еще и проследить, чтобы они шли не с пустыми руками.

Не придуманные истории

Был запущен специальный проект, в рамках которого женщинам предлагали поделиться историями о своем детстве, о бабушках и прабабушках. Это помогло понять, как протекал воспитательный процесс на самом деле:

  • «Я с 8 лет ходила за животными, в 10 уже была пастухом стада. Когда нужно было, присматривала за младшими братьями. Своих воспитывала также, дети не должны сидеть без дела. Младшему 8 лет, он моет посуду и метет пол, следит за своими вещами. Старшему 10 — может нарезать овощи на салаты, вместе со мной делает котлеты и пельмени. На огороде помогают по мере возможностей, учеба на первом месте».
  • «Прабабушке 12 лет было, ее отдали в город, нянькой в богатый дом. Помимо присмотра за малышом, ей приходилось быть еще и домохозяйкой с полным функционалом. Готовка, уборка, стирка и полоскание белья в речке. Так что, детей в те времена даже не приучали к труду, они учились в процессе работы.»
  • «Мне бабушка рассказывала о своем детстве, и действительно в 8 лет девочки умели все перечисленное и даже больше. Сложно сказать о качестве изготовленной пряжи или вкусе сваренного супа. Но пряла моя бабушка до самой смерти, а потом из этой пряжи вязала носки».
  • «Я считаю, что детей нельзя оставлять без заданий и обязанностей. Сама 1961 года рождения, жила не в деревне, но от этого меньше обязанностей не становилось. В 10 лет могла почистить и сварить картошку, нарезать салат и сходить в сад за братом, накормить и уложить спать. Мама приезжала с работы ночью, поэтому по мере необходимости ходила в магазин. Моей дочери 10 лет, умеет все тоже самое, просто я дома сижу, поэтому ей нет острой необходимости применять свои умения».
  • «У меня две бабушки. По отцовской линии бабушка жила в деревне, была старшим ребенком в большой семье. Учиться было некогда, вся помощь по дому была на ней. Умела все: шить и вязать, ткать и готовить, доить скотину, чистить хлев и смотреть за детьми. Вторая бабушка была из зажиточной семьи, закончила гимназию. Но после раскулачивания вышла замуж и переехала в деревню. Научилась всему, вырастила 8 детей.

Вместо заключения

Как видите, большое значение играло не только желание родителей приучить ребенка к труду, а еще и социальный статус, и положение родителей. В бедных семьях детям приходилось много работать по хозяйству, все делать самостоятельно. Так было 100 лет назад, ничего не поменялось и сегодня. А в богатых семьях и тогда дети были неженками и белоручками. Девочки занимались рукоделием, учились танцевать.

Играют роль и меняющиеся условия жизни. Живя в деревне, дети должны были уметь многое делать своими руками. Городские условия сильно отличаются. Здесь нет необходимости колоть дрова, таскать воду из колодца, учиться ходить за скотиной. Кроме того, сегодня одежду уже практически все покупают в магазинах, а не изготавливают сами.

Но это вовсе не говорит о том, что современные дети могут лежать на диване. Они должны учиться ухаживать за своей одеждой, помогать готовить еду, ходить в магазин. У них намного больше нагрузки в школе, в спортивных секциях, чем это было раньше в деревнях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/history/2019/3/7/66284

Воспитание детей в Древней Руси

как воспитывали детей на руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком.

Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению.

Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе.

В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю.

А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Источник: https://prodetki.com/territory/kak-vospityvali-detej-v-drevnej-rusi/

Как на Руси воспитывали девочек в крестьянских семьях?

как воспитывали детей на руси

Все мы знаем, что жизнь крепостных крестьян была не самой лучшей и сказочной. Тем не менее, подневольные люди создавали семьи, воспитывали детей, а также прививали своим потомкам разные традиции, обязанности и пытались показать пример, прививающий к трудолюбию. К девочкам на Руси было особое отношение, им всегда прививали разные правила, чтобы в дальнейшем выдать замуж за хорошего парня. Давайте поговорим о том, как же все таки воспитывали девочек в семьях крестьян?

Девочки воспитывались как хозяйки

И это действительно так, ведь мальчики в крестьянских семьях считались будущими добытчиками, а вот девочки представляли из себя хозяюшек и будущих матерей. Самое главное, чему учили детей — это подчиняться воле старших и уважению.

Девочки с самого раннего детства помогали по хозяйству — присматривали за детьми, работали на полях и дома. Самым главным для родителей было воспитать из дочери хорошую жену и мать. С самого детства их готовили к этой роли и даже собирали на протяжении взросления дочери приданое. Обязательным были атрибуты собственной вышивки в приданном — девочки расшивали полотна и одежду.

Обязательным было воспитание девушек насчет внешности. Им заплетали трехлучевые косы, которые по традициям символизировали сплетение трех сил.

Считалось, что такая коса наполняла тело девушки силой и энергетикой, которая помогала готовится к будущей роли матери. Во время замужества девушка заплетала парные косы, ведь собирала энергетику мира не только для себя, но и для будущего младенца.

Носили девушки на себе специальные длинные рубахи, а по достижению 15-го возраста проводили специальный обряд и девушка могла носить плахты.

После такой традиции можно было сказать, что девушка готова к замужеству и она в дальнейшем будет почитать своего мужа, как собственного отца.

Десятилетние девочки умели делать много работы

Крестьяне всегда считали, что с самого раннего детства их отпрыски должны уметь делать много разных дел, а по достижениею десятилетнего возраста они действительно имели домашние обязанности. Девочки намного раньше начинали трудится, в отличии от мальчиков в семье. Уже с пяти лет их обучали прясти, также приучали помогать в доме и на поле, учили присматривать за маленькими детьми и также кормить домашних животных. Уже позже дочки умели даже пасти коров и доить их.

В десятилетнем возрасте дочерям прививали новые умения и их ответственности становилось больше. В этом возрасте девочкам надо было стараться очень много, чтобы в дальнейшем стать хорошей и завидной невестой.

Главное — правильно воспитать дочь  

Самым главным примером для дочки могли быть родители, которые показывали на своих действиях как и что нужно делать. Самое главное, что дети покорно воспринимали все обучение, ведь в то время считалось нормальным, если человек имеет много способностей и выживать в непростом крепостном мире было проще.

Девочкам прививали любовь к готовке, мамы лично показывали как приготовить еду, как правильно хранить продукты. Так же они обучали девочек к чистоте — мытье посуды, уборка в доме. Стирка и перетряхивание вещей также были обыденной работой для девушек.

Для того, чтобы девочка стала хорошей мамой и помощницей — ее обучали пеленать ребенка, успокаивать, кормить и сделать соску из нажеванного хлеба. Такие девушки особо ценились, когда ее готовили к сватанью и женитьбе.

Также дочку должны правильно воспитать, чтобы до бракосочетания она не имела никаких связей с другими мужчинами, а также обязательно была чиста.

Ведь за “грязную” невесту могли пострадать не только сами девочки, но и их родственники. Семьи “нечистых” девушек оскорбляли, кидали камнями и плевались. Часто это заканчивалось самоубийством самих невест.

А как вы думаете, необходимо ли в современном мире прививать девочкам такие хозяйственные качества, как это делали на Руси?

Источник: https://history.com.ru/kievrus/kak-na-rusi-vospityvali-devochek-v-krestyanskih-semyah

Как воспитывали детей на Руси

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наше время издано и написано столько книг о воспитании детей, что современные родители, желая вырастить достойных детей, поглощают горы информации, но ситуация с чадами отнюдь не становиться лучше, родителям всё труднее найти общий язык с детьми.

А если мы обратимся в прошлое и посмотрим, как воспитывали детей на Руси, то увидим, что подход к воспитанию детей был абсолютно иным и дети почитали своих родителей гораздо больше, нежели сейчас. Семьи раньше были большими, детей рожали много и по их количеству определялся уровень жизни и благосостояния. Так что рождение ребенка всегда было праздником.

Сегодня мы поговорим о том, кто и как занимался воспитанием детей, а также чему учили их на Руси.

На Руси детей разного возраста воспитывали по-разному, а также разница касалась и воспитания мальчиков и девочек

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое церковный брак

Дети от рождения до 7 лет

До семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

Как такового понятия о воспитании не было, детей кормили и ухаживали по возможностям, ожидая, когда те подрастут, чтобы помогать в поле или по хозяйству. Наиболее ценные качества у детей того времени были: здоровье, выносливость, сила и сообразительность.

До трех лет детишек одевали в мешки с прорезями и только по достижении необходимого возраста переодевали в длинную рубашку (независимо от половой принадлежности).

В сезон холодов из-за отсутствия теплой одежды малыши не выходили на улицу, сидели на теплой печке, а летом – играли в самодельные игрушки на улице.

Битье – обычное явление того времени. Считалось, что такое «воспитание» идет детям на пользу. Если родители по какой-то причине отказывались применять физическую силу, окружение осуждало за отказ воспитывать свое чадо.

Отрочество (от 7 до 14)

Штаны, которые считались символом вступления во взрослую жизнь, одевались на мальчиков по достижении семи лет. С этого момента ребенка называют уже отроком (отроковицей). Девочек же облачали в длинные рубахи, сшитые из старой материнской. Так, одежда становилась еще и оберегом.

Считалось, что именно возраст 7 лет идеален для начала обучения ремеслу. Привлекали детей и к посильному труду, поручения при этом отдавались приказным тоном и не обсуждались. А по выполнении детей хвалили за правильно сделанную работу. В свободное от работы время отрокам разрешалось играть со сверстниками на улице.

В семьях крестьян мальчики участвовали почти во всех работах на поле, естественно, под присмотром родителей. Девочки же участвовали в хлопотах по дому и старались как можно больше узнать того, что пригодиться в дальнейшей семейной жизни.

Но не только трудовым воспитанием занимались родители. Воспитывались и другие нужные качества:

  • милосердие к нищим, калекам, убогим;
  • почитание авторитета старших;
  • благоговейное отношение к пище, и прежде всего к хлебу;
  • основы религиозности и веры.

Особенности воспитания девушек и юношей на Руси (от 14 лет)

Важнейшие категории нравственно воспитанного человека – совесть, честь, стыд и целомудрие. В тоже время заниматься половым воспитанием было неприемлемо. Об этом даже не разговаривали. Да и растущие рядом с домашними животными ребята отлично представляли весь физиологический процесс половых отношений.

Родители разрешали юношам и девушкам посещать вечерние «посиделки», где объятия и поцелуи были самым обычным делом. А вот сексуальная близость была строго запрещена. Да пары и сами были в них не заинтересованы, так как боялись общественного осуждения и Божьей кары за добрачные отношения. Осуждалось обществом и проявление инициативы девушки в отношениях, а также частая смена партнеров на таких «посиделках».

Только те девушки, репутация которых не была запятнана, рассматривались, как кандидатки в невесты. Их первых выбирали в хороводы, а на посиделках им отводились почетные места. Конечно, не только репутация играла роль в выборе жены, требовались и другие качества: трудолюбие, послушание, здоровье и физическая выносливость, уважительное отношение к старшим и другое.

До конца 18 века подходящим возрастом для вступления в брак считался 15 лет. Согласия молодоженов для этого и не требовалось, достаточно было родительского слова и благословения, которому в те времена придавалось огромное значение. Только в середине девятнадцатого были введены законы, которые позволяли юношам жениться с 18 лет, а девушкам вступать в брак с 16.

Разница в воспитании полов

Разительно отличался процесс воспитания мальчиков от девочек. Любая семья как крестьянская, так и княжеская, считала наследником и продолжателем рода только сына. Именно ему предстояло встать на защиту родных земель при нападении врага. С малых лет им прививали любовь к родине и патриотические чувства, ведь они должны были стать воинами и защитниками.

Как воспитывали юношей на Руси

  • уметь защищать женщину. Русские женщины всегда славились своей красотой, поэтому нападая, враги стремились посягнуть на девушек. Но правильно воспитанный мужчина должен умереть, но защитить свою женщину. К этому же критерию относится и способность мужчины обеспечить свою семью материально – крышей над головой, пищей и одеждой. Не менее важной считалась в те времена и психологическая защита слабого пола. Ведь в силу особенностей характера женщины эмоционально менее стабильны. Мужчина должен уметь поддержать, окружить заботой и вниманием, сносить капризы и психи своей избранницы;
  • уметь сдерживать эмоции. Только полный контроль над собой позволит воздержаться от искушений, душевных или телесных. Даже мысли должны быть чистыми. А вот открытое причитание над своей судьбой порицалось. Осуждалось и открытое проявление своих чувств на людях в Древней Руси, например, слезы. Касался этот критерий и верности своим женам. Воспитание было построено таким образом, что с детства мальчикам внушали не обижать своих жен, заглядываясь на соседок.

О том, что мальчик является будущим мужчиной и воином, внушали родители сызмальства.

Только таким образом можно было вырастить потомка, как продолжателя рода, вызывающего гордость.

Воспитание девушки

Роль девочки – стать хорошей хозяйкой в будущем, а еще матерью. Поэтому основное направление в воспитании – приучить к послушанию, сначала отца, потом мужа. Приучить к аккуратности, прилежности и хозяйственности, научить умению ухаживать за маленькими детьми, готовить и рукодельничать, шить и поддерживать порядок в доме – это основная задача матерей. Ну и конечно, целомудренность и скромность были важны.

Но неважно, какого пола был ребенок, воспитание было построено таким способом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям никогда не нужно было напоминать об их выполнении.

Обряды на Руси

Были на Руси и особые обряды, которые неукоснительно выполнялись по мере взросления детей. Например, мальчиков сажали на лошадь как можно раньше, в три, а то и два года. И по тому, как ребенок держался верхом, судили, какой из него получится воин.

Девочкам с малых лет волосы в косу из трех частей заплетали. Она была символом единения сил природы и здоровья. Строго вдоль спины носили ее, верили люди, что через волосы проходит светлая энергия, которая наполнит девочку здоровьем и подготовит ее к будущему материнству. После замужества девушки начинали заплетать две косы, ведь получаемую силу нужно было теперь делить между женщиной и ее будущим ребенком.

Известен и такой ритуал, как впрыгивание в юбку. Он символизировал о том, что девушка выросла и ее можно начинать сватать. До 15 лет девицы носили длинные рубахи, и только после проведения ритуала девушка начинала носить юбку. Обряд проводился следующим образом.

Мама становилась возле края лавки и держа в руках юбку, уговаривала дочь впрыгнуть в нее.

Девушка ходила по этой лавке от края до края и недовольно говорила следующие слова: «Может впрыгну, может нет» Это являлось еще и символом согласия выйти замуж и уйти из отчего дома в другую семью.

Во время свадьбы был и еще один обряд, отец передавал жениху символическую плеть, которой он отныне должен был воспитывать молодую жену.

Обучение и образование

Именно семья была обязана в Древней Руси обучить детей грамоте и писанию. Так как воспитанием занималась в основном мама, именно на ее плечи ложилась эта обязанность. Перед тем как отправить сватов, невесту обязательно проверяли на грамотность, ведь от ее знаний зависела грамотность будущих внуков.

Если в процессе обучения выяснялось, что ребенок весьма талантлив, его отдавали уже на воспитание другому человеку, владеющему книжной наукой. Так что внушение, что грамота на Руси появилась только во времена Кирилла и Мефодия, не имеет под собой почвы. Писать люди умели еще задолго до крещения.

Как раз после крещения грамоте учили только детей знати, а у крестьянских ребятишек шансов стать образованным практически не было. Изменилось положение только в 1804 году, когда школы стали бессословными, а обучение бесплатным.

Вот оказывается как подходили к воспитанию детей на Руси, нам полезно обращаться к нашей истории, черпать из неё необходимые знания, чтобы применять и адаптировать их под себя. Раньше родители не знали проблем с детьми, которые знают родители в наше время, но тогда были свои проблемы.

Что мне очень нравиться у наших предков, так это их совместная деятельность с детьми, их близость к природе, они жили на лоне природы, они были сильнее и здоровее нас намного, и на этот счёт мне очень понравилось высказывание, не знаю, кто его написал, но оно очень точно и очень верно отражает картину нашей сегодняшней современной жизни, прочтите, может и вам это будет близко.

Источник: https://garmoniyazhizni.ru/kak-vospityivali-detey-na-rusi/

Как на Руси воспитывали детей

Современные родители читают десятки разнообразных книг о том, как правильно и умело вырастить человека. Крестьяне русского Севера, похоже, лучше знали как.

Пеленание и купание

На Руси считалось, что от рождения и до года – самое важное время в жизни ребенка, поэтому младенец был окружен множеством обрядов, которые должны были защитить его от нечисти и сделать счастливым.

Например, необходимым считалось пеленание – оно, мол, распрямляет скрюченное тельце, и оберегает младенца от возможных уродств. Пеленать следует в старые тряпки, желательно – в одежду родителей. Еще лучше – в отцовскую рубаху. Новорожденного, только он появился на свет, заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы она ограждала его от потустороннего мира, а отец любил и жалел младенца.

В некоторых деревнях, традиция велела пеленать ребенка в одежду родителей того же пола. Иначе несчастья не миновать. Пеленание мальчика в рубаху матери чревато: он может вырасти слабым и неумелым в работе, а девочке, спелёнутой в рубаху отца, грозит бесплодие.

Первое купание новорожденного – также залог его будущего счастья. В приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, чтобы кожа была чистой, а ребеночек богатый. В воду также клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей.

Колыбель — защита от нечисти

Первый год жизни новорожденный проводил в колыбели, подвешенной к потолку. Не только потому, что в избе было тесно, мало места и много людей – люлька как бы отрезала ребенка от «иного мира», из которого он прибыл в «наш».

Если новорожденного положить в кроватку, стоящую на полу или на земле, то нечистая сила может забрать его у людей и утащить в свой мир. Чтобы она точно не покусилась на младенца – для верности, под матрас клали нож или ножницы, а для сна и спокойствия – свинной хрящик и сон-траву.

Иногда перед тем, как впервые уложить в колыбель младенца, в нее приглашали кота, чтобы он принял на себя все несчастия, которые могли обрушиться на ребенка.

Если ребенок плохо спал, плакал, это виновата крикса — страшное злое существо, с которым можно было справиться с помощью простенького приговора: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!» Кроме криксы, детей может пугать зыбочник – с ним бороться еще легче, всего-то нужно тщательно прикрывать пустую колыбель и не качать ее без младенца.

Кормление и первый шаг

Младенца принято было кормить грудным молоком. Отказ от грудного вскармливания считался большим грехом – не следовало прерывать особую эмоциональная связь между младенцем и матерью. Крестьяне верили, что она сохраняется даже в случае смерти одного из них. Умершая мать может приходить по ночам и кормить ребенка, а умерший младенец еще какое-то время ходит сосать грудь живой матери.

Если ребенок в год еще не ходил, родители «разрезали путы», которые, по поверью, сковывали младенца. Для этого ребенка ставили на лавку или пол и кто-нибудь из взрослых, чаще отец, ножом, ножницами или лучинкой делал между ножками ребенка движение, имитировавшее разрезание. Затем ему говорили: «Ну, теперь ходи: путо разрезано».

Земля и ближние

Когда ребенок входил в разум, его начинали обучать жить по-божески, по-христиански. Одно из основных правил – уважай старших. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью. Уважать нужно не только родителей, но и всех стариков – без разбору, просто потому что они прожили долгую, трудную жизнь.

Полагалось также любить родную землю – она всех кормит, поит, одевает. «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» – говорилось на Руси. Нищих, убогих, потерпевших, вдов, сирот – всех учили привечать. Путников, постучавшихся в дом, не гнали – их следовало накормить, обогреть и дать ночлег. Помогали погорельцам и многодетным. «Добро творить — себя веселить» – так взрослые наставляли детей.

Христианство и народная магия

Конечно, детей приобщали к православию, читали им Псалтирь, молитвенники, рассказывали христианские предания, и жития. Однако не забывали и о других важных знаниях, без которых в деревне никак, старшие учили младших, как уберечься от лешего в лесу, от водяного – в озере, сохранить скот от падежа, вызвать дождь, спастись от злых лихорадок, защититься от собак и укусов змей.

Крестьянский кодекс также предписывал «хранить честь смолоду», что означало трудиться, и быть честным, потому что хуже нет, чем прослыть лентяем, прощелыгой и самознайкой.

Маленькие дела

Детей приучали трудиться уже с семи лет. Считалось, «маленькое дело лучше большого безделья». Если о какой двенадцатилетней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором.

Мальчишки помогали отцам в полях. Растаскивали навоз по полю, а затем следили во время пахоты, чтобы комья земли и навоза не мешали плугу и не засыпали борозду. Заборанивали после пахоты поле. Уже к девяти годам ребята ставили петли на уток, стреляли из лука. В десять – ловили сусликов, колонков. Били рыбу острогой.

Пестуньи

Девочек привлекали к домашнему хозяйству еще раньше – с шести лет. Они пряли, пасли цыплят, с семи учились вышивать, к десяти должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими. С 12 лет девочки, если была такая нужда, могли устраиваться в няньки – пестуньи, так их называли на севере.

Наем в пестуньи на время страды стоил от трех до пяти рублей. В Тверской губернии, например, няньке за работу в летний период полагалось семь пудов муки, отрез на платье в восемь аршин, кашемировая «шалинка», полторы меры яблок, а также картошка, выращенная ею на полосе хозяев. По окончании службы для малолетней няньки пекли ржаной пирог с капустой и хлеб, которые принято было отдавать с приговором: «Вот тебе хлеб и пирог и няньку за порог».

Ненаказанный сын — бесчестье отцу

Детей держали в строгости, приходилось их иногда и наказывать. Полагалось это делать отцу. Говорили даже: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Однако сгоряча поднимать руку на детей было не принято.

Происходило это очень редко, если повод был действительно серьезный: воровство, ложь, порча чужих или своих вещей. Наказание напоминало скорее ритуал.

Провинившегося укладывали на лавку, и отец задавал ему ремня, после чего ребенок должен был поблагодарить родителя за ученье и пообещать исправиться.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/59781-kak-na-rusi-vospityvali-detey.html

Древнерусские обычаи в воспитании детей

Здравствуйте, друзья! Существует множество самых разнообразных методик, с помощью которых воспитывают детей. Родителям остается только выбирать. Но ведь когда-то их и вовсе не существовало. Какие же методы воспитания применялись нашими прародителями? Строгость, традиции и обычаи были главными символами древнерусской семьи.

Подготовка к родам

Как и в нынешнее время, к родам подготавливались задолго до того, как малыш появится на свет. Естественно, будущие мамы не занимались изучением литературы, не ходили на курсы, которые объясняют, как необходимо питаться и какие соблюдать рекомендации в период ожидания ребенка. У древних славян имелись определенные знания и ритуалы, помогающие благополучно выносить и родить малыша.

Наговоры и обычаи

В период беременности будущие мамы заучивали наговоры, которые потом произносили еще не родившемуся малышу: «Тебя, свет мой, мое счастье, я сама от всякой беды уберегу. Станет тебе куполом любовь моя, колыбелькой – мое терпение, молитвой – утешение». Такие ласковые и добрые слова благоприятно воздействовали на маленького и настраивали будущую маму на роды.

Православные староверы следовали обычаю подпоясывать будущего отца поясом днем, а в темное время суток прикрывать плащом. Считалось, что «мужская сила» служила охраной матери и малышу, пока они спят.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что почитать про войну

Как проходили роды

Детей рожали в воде (к разговору о родах в воде), в заранее подготовленной купели из березового дерева, которую ставили в иступленной бане. Люди верили, что Священный огонь и Банник в любой момент могли помочь роженице и младенцу.

В бане будущая мама расплетала косы. По углам помещения ставили открытые сундуки, символизирующие легкие роды. После того, как ребенок появился на свет, его пуповину перевязывали льняной нитью, в которую вплетались волосы родителей. Пуповину перерезали в первый восход солнца после родов. Такой обряд символизировал долгую и светлую жизнь для малыша.

Тогда был популярен еще один обычай. Беременная женщина должна была сходить в яблоневый сад и отведать в нем яблока. Если верить приметам, то на дереве в течение всей жизни будущего малыша должны были расти плоды.

Отлучали ребенка от груди за один день. Сегодня к этому процессу мамочки относятся более щепетильно. В тот же день проходил обряд гадания на будущее карапуза. Перед ним раскладывали вещи и следили, к чему первому подползет малыш.

Защитники семьи

Воспитывали мальчиков и девочек по-разному. Мальчикам внушали, что они должны быть защитниками, воинами и кормильцами, девочек — хозяйками в доме, хранительницами очага и просто мамами. Дети носили сшитые из родительской одежды рубахи. Считалось, что в такой одежде детей защищает родительская сила.

Древнерусские игрушки для детей делались из того, что было под рукой: дерево, древесная кора, кожа, кость, глина или солома. Игрушками для мальчиков становились мечи из дерева и игрушечные луки. Самой распространенной куклой считалась фигурка человека или различных животных из дерева.

Воспитание будущей хозяки

Девочкам заплетали косу из трех прядей, которая становилась символом-объединителем трех областей существования: Яви, Нави и Прави. Люди верили, что через волосы энергия Вселенной попадает в тело и наполняет его особенной силой. Она подготавливает будущую девочку к замужеству. После свадьбы косу расплетали и заплетали уже две. Теперь жизненные силы нужны не только ей, но и будущим детям.

Древнерусские женщины «голубых кровей» были обучены геометрии, арифметике, иностранным языкам, медицине. При воспитании собственных детей они стремились обучить их всему, что знают сами.

Героем старых сказок всегда был умный и образованный человек, а злодеем — наоборот, грубый и невежественный. Даже при выборе будущей жены обращали внимание на грамотность, чтобы женщина могла дать своим детям образование.

Иерархия рода

Семьи в Древней Руси состояли из целых родов. Отец в семье обладал бесспорным авторитетом. Если мужчина не порол своих детей, то считалось, что он пренебрег своими обязанностями.

К сыну не прислушивались до того момента, пока у него не начинала расти борода. Подросткам в 12 лет дарили два меча – это значило, что через 9 лет они обязаны научиться владеть ими в идеале и встать на защиту своего рода.

Вот таких обычай в воспитании младших поколений придерживались древнерусские люди. Я считаю, что современным детям не хватает ответственности и уважения друг друга. Но это субъективное мнение. Вы можете с ним не согласиться и оставить в комментариях свое видение, а также поделиться впечатлением от статьи.
Читайте, комментируйте и не забывайте подписываться на рассылку. Мне будет очень приятно!

Источник: https://gemelos-feliz.ru/deti/vospitanie/drevnerusskie-obychai-v-vospitanii/

Как воспитывали детей на руси

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста.

Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя».

Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е.

избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья».

Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять в бабки».

Источник: https://moiarussia.ru/kak-vospityvali-detej-na-rusi/

Воспитание на Руси

Удача улыбнется вам!

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста.

Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком.

 Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода.От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению.

Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе.

 В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю.

А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

 Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек.

В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

статьи

  • 1 ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ
  • 2 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
  • 3 ТРУДОЛЮБИЕ

ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение»

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Учили в народе хранить «честь с молоду».

Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен.

Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

ТРУДОЛЮБИЕ

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья».

Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей.

Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

Подробности о различных диетах и продуктах читайте в журнале о диетах и похудении для здорового образа жизни и хорошего самочувствия — DietMagazine.ru

Источник: https://slavicnews.ru/vospitanie-na-rysi/

Купание и пеленание

На Руси существовали обычаи, предназначенные для защиты младенца от происков нечистой силы. Особенно опекались детки возрастом до 1 года.

Очень большое значение придавали первому омовению. В ёмкость для купания добавляли святую воду, клали хлеб, яйца, монеты, изделия из стекла – этот обряд выполнялся для того, чтобы ребёнок рос здоровым, счастливым и жил в достатке.

Пеленание – обязательный процесс, при выполнении которого соблюдали обязательные правила. Чаще пеленали в рубаху отца, которая являлась оберегом малыша от нечисти, а также, согласно этой примете, отец должен был ещё сильнее любить своего отпрыска.
Ещё существовала традиция пеленать младенца в родительскую одежду того же пола, дабы исключить у девочек бесплодие, а у мальчиков отсутствие мужской физической силы.

Колыбель как оберег

До исполнения 1 года жизни ребёнок считался наиболее уязвимым к воздействию представителей «иного мира». Поэтому было запрещено оставлять грудничка на кровати, стоящей на полу. Младенца помещали в люльку, подвешенную к потолку.

Под матрас клали остро заточенные ножницы, свиной хрящ и сон-траву, которые выполняли роль оберега и обеспечивали малышу спокойный сон. Если ребёнок плохо спал и капризничал, то в этом обвиняли злую силу – криксу. В этом случае читался заговор, чтобы её прогнать.
Пустую люльку всегда покрывали тканью. Качать её без малыша было запрещено.

Вскармливание и первые шаги

Младенцев кормили материнским молоком. Люди верили, что грудное вскармливание создаёт особенную связь между матерью и ребёнком. По их представлениям эта связь сберегалась даже в случае смерти матери или ребёнка.

Отказ от кормления грудью считался страшным грехом.
Если ребёнок после наступления 1 года жизни ещё не ходил, его родители проводили следующий обряд: малыша ставили на твёрдую поверхность и острым предметом между ножек делали имитацию разреза.

При этом проговаривался специальный заговор.

Обучение и воспитание детей

С самого раннего возраста детей приучали к жизни по христианским законам. В них воспитывали уважение к старшему поколению, учили трудиться и любить родную землю, помогать нуждающимся людям.
Взрослые приобщали детей к православной вере, но в то же время передавали свои знания народной магии для защиты от нечистой силы и всяких болезней.

К трудовой деятельности деток приучали с 7 лет. Мальчики наравне с отцами работали на земле. Девочки помогали матерям по хозяйству, занимались рукоделием и работали по найму пестуньями – смотрели чужих детей за вознаграждение.

Младшее поколение воспитывалось в строгости, но физические наказания применялись только в крайних случаях: порча имущества, воровство, обман. Провинившегося отпрыска порол отец, что своего рода тоже было народным обычаем.

автор: Елена Краснова

источник: rusvst.ru

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/kak-vospityvali-detej-na-rusi.html

Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни.

И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев.

Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так:

«Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе.

Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка.

По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой год рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах.

В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты.

Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом.

Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. В одном из писем он писал:

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых И они кишат в каждой школе!»

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Источник: https://balalaika24.ru/history/kak-krestyane-na-rusi-detey-vospityvali

Как развивали детей на Руси. Часть 1. Постулаты развития детей в Любомудрии

Лев Толстой о воспитании детей:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны.

Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.

Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Развитие детей на Руси

На Руси детей развивали, а не воспитывали.

Развитие: «ра» — свет, «в» — внутрь, «витие» — от виться, спирально двигаться вверх.

А слово «воспитание» имеет корни: вос/воз — вместилище груза, пи — постоянная константа, тан/стан — становиться, ние — течение, движение — «постоянное подпитывание, подкладывание груза по ходу движения.

Наши предки считали, что воспитывать можно раба или того, кто не желает жить самостоятельно, выполняя своё предназначение. Причём родители период детства (от зачатия до 21 года) выполняют функцию опоры для ребёнка: на своём жизненном примере показывают выполнение предназначения рода, творцов, своей вежи, сословия, варны, семьянинов и давая возможность дитя попробовать все эти роли через совместные творения.

Развитие — это когда свету, который есть уже изначально в ребенке и несёт знания от Бога, дают возможность виться вокруг родителей, как вьюнок вокруг опорного столба или дуба, тянуться вверх к Солнцу, раскрывая силу рода.

Именно поэтому в поведении ребёнка родители усматривали указания себе от Богов: капризы, болезни дитя до 3х лет воспринимались как послания свыше. Это не означает, что в поведении ребёнка допускалась вседозволенность — отнюдь, но подобная позиция не мешает им обоим учиться взаимно учиться.

Именно позиция, что ребенок пришел учить родителей, а не учиться у них, помогала не впадать взрослым в гордыню, не останавливаться в развитии самим.

Читай также: Значение слов гордыня, гордость, уважение.

Ребенок у славян до 3х лет назывался «даждьбожичем» — посланником самого Дажьбога — Бога, дающего всю земную благодать. И он приходит не только для того, чтобы дать новые знания родителям, но и как индикатор того душевного состояния, которое есть между ними.

Если ребёнок до 3х лет болеет (в особенности по ЖКТ), капризничает, закатывает истерики — это показатель, что в семейных отношениях что-то «не то». Здесь для понимания ситуации помогали знахарские расшифровки предназначения частей тела, органов, заболеваний. Склонность и избирательность в игрушках — тоже информация, помогающая изменить погоду в доме.

Основные принципы развития детей на Руси

Наши предки считали, то дитя развивается через:

  1. понятия заботы и
  2. закон благодати.

С самого раннего возраста ребенка приучали, если он хочет взять что-то у растения, то нужно отдать что-либо в мир растений. Хочешь взять что-то у животного, хотя бы его символ в вышивку, резьбу — отдай что-то в мир животных.

Хочешь взять у родителей силу (а ты её уже взял при зачатии и рождении) – отблагодари их до наступления периода взрослости (21го года), что бы выйти во взрослую жизнь без долгов, а значит «не вляпаться» в программу «раба».

А ещё объясняли, что закон благодарности работает сильнее, если работать «на опережение»: сначала вкладываешь в мир, а мир, в ответ, с радостью одаряет тебя. Это называли состоянием щедроты сердца.

3 — Щедра – дословно переводится как «милость», но милость не в смысле милостыня (подаяние из жалости).

Миловать можно только из состояния «много», «зело» (переизбыток) — только тогда тебе не жалко отдать, делаешь с радостью. Поэтому, если Вы заплатили кому-то за что-то или подали милостыню, а сами в уме копейки считаете — Вам жалко — ни у человека не прибудет (такая подачка разлетится в пыль), ни у Вас (жалость — то, что убивает любовь). Это святотатство, по отношению к энергии Даждьбога.

Ребенку объясняли, что задача человека — сотворять в мире красоту, любовь, миловать любовью весь мир через своё дело, творчество, рукоделие, и тогда тебе вернется «сторицей» (в сто раз больше).

Очень важным элементом в развитии ребенка становится понятие заботы — это первая вещь, которую ему объясняют родители. Поскольку, чтобы создать и поддержать весь период взросления врата, через которые дитя приходил, как Душенька, на землю, они потратили очень большое количество сил, то задача ребенка, пока он растёт, полностью вернуть эту силу.

Хотя бы для того, чтоб в 21 год стать полностью свободным (сво, сва — небо + ботать – говорить с Богом), самостоятельно говорить с Богом, исполнять свое предназначение без посредников по силе. Именно для этого надо отдать долги, вернуть родителям силу, исходя из закона благодати, чтобы не зависеть в получении блага ни от кого, кроме Богов.

Читай также: Народное образование:

Поэтому нет понятий домашних обязанностей — есть понятие заботы о родительском мире, о том мире, в котором ты растёшь. И ребенок, начиная с трех лет, самостоятельно выбирал, какую заботу он берет на себя добровольно в огромном родовом мире, чтобы через это маленькое дело отдать им часть силы.

И так до 14 лет ребёнок растет на осиленной энергии родителей на 100 %, с 14 до 21 года — на 50% силы. Если через заботу о их мире получается отдать долг, то, вступая во взрослую жизнь, становишься достоин родовой, большей силы. Если нет — то попадаешь в созависимые отношения взаимоотношения, где исполняешь роль раба.

Поэтому и за столом первое место, самые лучшие куски, доставались тому мужчине, который больше всего работал в семье: самому старшему (на его вере, воле и знании существует весь род), затем мужчине-работнику, потом женщине-старинушке (прабабке), а затем женщине, работающей физически и, в последнюю очередь, детям. А не как сейчас наоборот.

Это, во-первых, формировало уважение к отцам и дедам и стремление ребенка вырасти и стать таким же значимым для своей семьи. А, во-вторых, это формировало понимание, что я росту за счет того, что они сильны. Если Вы своих дедов, мужей, жен не уважаете, то и ребенку энергетически неоткуда взять силы. Тогда он растет эгоистом и энергетическим паразитом: сил нет, но гонора много.

И вот эти постулаты становились фундаментом в развития ребенка. А дальше уже, исходя из той вежи (возрастном периоде), в которой находится ребенок, добавлялись свои особенности, испытания, игры — об этом рассказывает подробно Любомудрие.

Источник: https://arina-nikitina.ru/printsipy-razvitiya-detej/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Какого числа армянская пасха

Закрыть